Занятия с детьми дцп с умственной отсталостью

Игры для детей с ДЦП – разбираемся в многообразии

Занятия с детьми дцп с умственной отсталостью

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста.

Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию.

С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Значение помощи взрослого 

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. “Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача – пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо – можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу.

Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.

 Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд.

Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача – найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить – способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра –  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595f61ded7d0a69b431e48f9/5db6640b2beb4900adfd17f6

Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Занятия с детьми дцп с умственной отсталостью

Татьяна Королькова
Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на, другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.

При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами.

Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

В коррекционно – педагогической деятельности воспитателя с детьми, имеющими церебральный паралич, основное внимание уделено развитию реакции ребёнка на звуковой, тактильный и зрительный сигналы, формированию основ сенсорного реагирования на движущийся предмет

(поворот головы, взгляд «следования» за предметом, двигательная реакция тела на сигнал).

Основные направления коррекционной работы по формированию двигательной активности у детей с ДЦП предлагает комплексное, системное воздействие, включающие медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру. Чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей с подобными нарушениями, влились в общий ритм работы ДДИ, скорректировали организацию воспитательно – образовательного процесса.

Для того чтобы виделись индивидуальные особенности каждого ребёнка мы ведём для этих целей документацию.

1. Лист здоровья, в котором отмечаются состояние здоровья ребёнка, назначения врача, рекомендации психолога.

2. Психологическая анкета.

3. Часть воспитательно – образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.

Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособностей детей.

Форма занятий также гибка и разнообразна:

1. Фронтальные

2. Подгрупповые

3. Индивидуальные

4. На воздухе, в кабинетах.

Так в уголке природы проводится занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром, дети наблюдают пёстрыми, яркими рыбками в аквариуме, могут потрогать руками черепаху, наблюдают за хомячком.

Воспитатель, учитывая специфику, большое внимание уделяет дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры.Для этого и провожу следующие упражнения:

1. Поднимаем руки вверх, опускаем вниз, лёжа на кровати.

2. «Бабочка полетела»(дети дуют на бабочку, привязанную на ниточке)

3. «А» – тянем, «А» – коротко (произносим)

Музыкальное восприятие также входит в систему оздоровительной работы.

Музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психологического здоровья детей. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятие дыхательные и музыкально – ритмические упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Большое внимание уделяем тренировке кистей и пальцев рук. При развитии функции кисти внимание следует уделять тренировке захвата и отпускания предмета, стимуляции изолированных движений пальцев.

Например: пластмассовое кольцо одеть на кисть и двигать вперёд назад, пружинка одевается на пальчик также движения вперёд назад.

Большое значение для развития детей является развитие тактильных ощущений.

Для этого провожу следующие занятия.

(предварительно помазать руки, щёки детским кремом) Использую мячик массажный. Дети зажимают его между ладошками, щёточкой тру руки, ноги.

Игра: «Комарик летит, сейчас сядет на нос, ладошку, коленку»

Занятие 1: «Признаки Зимы»

Привезли снег на самосвале (игрушке)

Дети трогают снег, мнут, мешают.

– Какой снег?

Занятие 2.

Падают снежинки на руку, голову, нос, ноги.

(прикладываем снежинки)

Занятие 3.

Как бывает зимой? ветрено.

Дует ветер (у-у-у) холодный. (тихо, громко)

(Развитие слухового восприятия).

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Список литературы

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М. 2005.

2. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психологического развития у детей с церебральным параличом. М. 2007.

3. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М. 2001

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребёнка с детским церебральным параличом. Воспитание и обучение детей с нарушением с нарушениями развития. 2002. №2.

5. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детьми церебральным параличом. М. 2007.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-reabilitacija-umstveno-otstalyh-detei-s-cerebralnym-paralichom-v-di.html

Формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлую умственную отсталость, ДЦП, ТМНР

Занятия с детьми дцп с умственной отсталостью

Городской семинар- практикум«Организация образовательной деятельности и основы реабилитации детей с ментальными нарушениями, в том числе с расстройствами аутического спектра»

Формы и методы коррекционно-развивающей работы

с детьми, имеющими тяжёлую умственную отсталость,

ДЦП,

ТМНР

Педагог-психолог высшей категории МАОУ СОШ №1

Орлова Н.Т.

г. Когалым

24.10.2018

Характеристика детей с тяжёлыми и

множественными нарушениями

Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состояния, иногда случаются во время занятия приступы.

Ребёнок получает медикаментозные препараты и это надо учитывать , ожидая определённой учебной деятельности. В этом случае задача педагога оринтироваться на актуальные возможности ребёнка и его ограничения, установить доверительные отношения с родителями.

При нормальном эмоциональном состоянии ребёнка занимать сдержанную активную, но творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка, поддерживать интерес ребенка имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), при этом наблюдая за собственными действиями ребенка и применяя вмешательство в соответствии с ними. Вовремя применить нужный приём.

Важные условия для реализации СИПР

  • Педагоги, учитель-логопед, дефектолог, психологи работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком, чтобы строить дальнейшую работу с ребенком максимально, учитывая и развивая его потенциальные психофизические возможности и не получить эмоциональное выгорание. При этом следует помнить, что медицинский диагноз ставят только врачи, которые в настоящее время используют Международную классификацию болезней.
  • Выделяется: легкая умственная отсталость: F-70, умеренная умственная отсталость: F-71, тяжелая умственная отсталость: F-72, глубокая умственная отсталость: F-73.

.

Справка. С 2017-18 учебного года по настоящее время в МАОУ СОШ №1 обучается 4 ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью., с ДЦП и ТМНР. Заключение ТПМПК : обучение по СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ (АООП для детей с умственной отсталостью, множественными нарушениями развития), вариант 2. Рекомендовано обучение на дому.

Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью , ДЦП,ТМНР. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, у которых интеллектуальные нарушения возникли по причине внутриутробной патологии мозга или приобретены в раннем возрасте до 2,5–3 лет.

Тяжесть интеллектуальных нарушений и психическое состояние ребенка зависят от того, насколько сильно поврежден мозг: кора, его строение и функции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ИОМ

  • Для детей с ОВЗ результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического и особых вариантов развития каждого обучающегося. Это описание возможных результатов образования данной категории обучающегося. Обучение данного ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью,стойким нарушением познавательной деятельности. Программа направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям. Составляется программа работы с семьей.

Организация рабочего места для занятий с детьми с ДЦП Как должно быть организовано место для проведения занятий с ребёнком ? Это, конечно, должна быть допустимая площадь комнаты. Это должен быть столик и 2 стульчика, если ребёнок может сидеть.

Обязательно должна быть подставка на столе, чтобы ребёнок видел информацию под углом. Если ребёнок свою позу самостоятельно не фиксирует, то необходимо, чтобы ребёнок сидел в инвалидном кресле.

Периодически они сползают, приходится через 5 минут устраивать поудобнее.

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы

( из опыта моей работы)

Практические методы и приёмы обучения определённым действиям, коррекция и развитие коммуникативных способностей с учётом возможностей ребёнка :

целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

многократное повторение практических действий;

-наглядно-действенный показ способа действий;

подражательные упражнения;

-дидактические игры.

Наглядные методы:

обследование предметов (зрительное, тактильно-кинетическое, слуховое, комбинированное);

наблюдение за предметами и явлениями природы;

рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

– речевая инструкция ребёнку;

– описание предмета учителем;

– указания и пояснения как пояснение способов выполнения задания.

– последовательные действия;

– похвала, подбадривание как повышение интереса к выполняемым действиям.

Наблюдение:

– на каком этапе сделал попытку делать самостоятельно;

– если не может самостоятельно, то помогать; -возможен вариант , что не включается в общение или не выполняет задание.

Практические советы

Как можно сделать переносное оборудование. Планшет. Сделала двух размеров планшеты. На первый год обучения использовала небольшого размера ( 30X30 СМ), так как угол зрения очень маленький и показывать надо по 1 картинке, но после того как изучили этот предмет И держу под углом. Даже детям с развитием в норме тяжело заниматься, когда картинки лежат на столе. Нужна подставка.

На этом планшете очень удобно показывать одновременно 4 картинки и проводить занятия по теме ,,Выбор из 4-х картинок».

О дидактическом материале. Различные картинки скачиваю в интернете и беру из специальных методических пособиях. Описание работы в специальной литературе.

Рисование сенсорными красками, гуашью, карандашами. Пальчиковые краски удобны, так как снимают мышечное напряжение, успокаивают, помогают развить мелкую моторику, узнать цветовую гамму. Во время занятия дети очень довольны. Через несколько занятий приступить к к усвоению держания кисточки.

И лишь потом предложить порисовать красками. Усвоение идёт постепенно и требуется многократное повторении. Темп усвоения очень индивидуален. Развивать навыки удержания предметов обихода ( необходимых в жизни): как держать кружку, ложку и тд.) Учитывать возможности и ранние навыки ребёнка.

Занятия с использованием кинетического песка, маленьких фигурок.

Игры , используемые в коррекционном курсе «Психомоторика и сенсорное развитие»

СУХОЙ БАССЕЙН

Чтение сказок. Очень нравится детям. Развивается внимание, слух. Улавливают интонации. Игрушки-стресс полезны для сенсорного разития.

Методическое обеспечение.

  • Фигурки
  • Имаготерапия
  • Песочная терапия
  • Куклотерапия

Развитие тактильных ощущений

Тактильные мячики:

поролон, пластмасса, резина и из

фольги.                               

Колючие мячики

Курс «Двигательное развитие» Действие «Захват предмета», «Нанизывание бусинок» ( помощь обязательно)

Учимся брать эти предметы с плоской поверхности. Надо их прощупывать, покатать бусинки, палочкой подтолкнуть бусинку нанизать на палочку , потом показать как на нитку…( вход пошли старые бусы)

Во время занятий всегда надо прихваливать ребёнка словом, взлядом, улыбкой, погладить! Помогать, делать вместе. Так он учится альтернативной коммуникации.

Для развития сенсорики используются карточки

Крупы, наклеенные на картон: горох, пшеница, рис, гречка, два вида вермишели.

Наглядный материал для курса «Предметно- практическая деятельность»

  • Ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, когда её одновременно показывать картинку и сам предмет, показать, поддержать действием.

Тема «Дары осени» (развитие общей осведомлённости)

Картинки по кусу «Предметно-практические действия ». Ознакомление с различными действиями людей. Метод работы- использование картинок.

Универсальная игрушка.

Матрёшка – самая интересная для овладения ребёнком понятия большой, средний, маленький  и о том , что меньшее  можно вложить в большее. Края матрёшек я подпилила так, чтобы легко открывались.

Критерии оценки

  • Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»), готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
  • В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнениидействийвыступают следующие:
  • «выполняет действие самостоятельно»;
  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
  • «выполняет действие по образцу»;
  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;
  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;
  • «действие не выполняет»;
  • Основным критерием сформированностипредставленияявляются:«узнает объект».
  • Форм и приёмов для коррекционной работы на самом деле очень много. Если ребёнок не может высказаться, если ему трудно двигаться, если он не всё понимает, но он все чувствует. Помогите ему овладеть альтернативным языком коммуникации, покажите ему красоту мира и дайте радость общения!
  • Главное- Ваше творчество и желание!
  • Для проведения занятий очень важна атмосфера в доме, отношение членов семьи к ребенку. И ваш спокойный настрой. Важно состояние здоровья самих родителей, экономический статус. Родителям требуется психолого-педагогическая консультация и постоянная поддержка.
  • Экспресс- расслабление после занятия.
  • Приходите с улыбкой и уходите с улыбкой! Глубоко вдохните и выдохните , посмотрите на небо и попрощайтесь с работой на сегодня.
  • Дома вас ждут самые родные и близкие, которые вас любят и ценят.

Источник: https://multiurok.ru/files/formy-i-metody-korrektsionno-razvivaiushchei-rabot.html

Работа дефектолога с детьми со сложной структурой нарушения (выраженная умственная отсталость и дцп) в условиях школы viii вида

Занятия с детьми дцп с умственной отсталостью

Аннотация:

Статья посвящена вопросам организации коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения (выраженная умственная отсталость и ДЦП) в условиях школы VIII вида и адресована учителям-дефектологам, учителям домашнего обучения, учителям-логопедам.

Ключевые слова: сложная структура нарушения, ДЦП, умственная отсталость, развитие.

Среди контингента обучающихся ГБОУ РК «Школа-интернат № 24» особо следует выделить детей, имеющих в структуре нарушения сочетание выраженной умственной отсталости и ДЦП. Уровень их психофизического развития соответствует развитию ребёнка с нормативным развитием первого года жизни.

Для них характерно:

  1. Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: удержания головы, навыков сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
  2. Явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения).
  3. Неразвитость согласованных движений руки и глаза.
  4. У некоторых детей отсутствует врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя.
  5. Задержка развития зрительных, слуховых и ориентировочных реакций. Возникновение патологической реакции- на любой оптический и слуховой раздражитель притормаживание общих движений.
  6. Слабая выраженность либо отсутствие ориентировочных реакций. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций на зрительный или звучащий сигнал возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг. Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появление первых положительных эмоций.
  7. Отсутствие речи.

Как правило, таких детей (ДЦП + умственная отсталость) обучают по программе специальной коррекционной школы восьмого вида, не учитывающей определенные трудности, возникающие у умственно отсталых детей с ДЦП, в усвоении программного материала и социальной адаптации.

Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка уровня развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими, т.е. определение биологического возраста.

Основными направлениями коррекционно-педагогического воздействия стали:

1. нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (массаж, выполнение пассивной артикуляционной гимнастики);

2.   вокализация выдоха, стимуляция ых реакций;

3.   развитие «комплекса оживления» с включением в него ого компонента;  

4.   развитие зрительной фиксации и прослеживания;

5.   выработка слухового сосредоточения;

6.   нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации.

7. развитие предметно-практической деятельности (действия с различными предметами и материалами).

С детьми проводятся мероприятия, направленные на формирование «комплекса оживления» и включение в него ого компонента.

С этой целью взрослый наклоняется к ребенку, ласково, певуче с ним разговаривает, поглаживает его, иногда показывает яркие игрушки. Важной составной частью «комплекса оживления» является улыбка.

Возникновение улыбки свидетельствует о зарождении у ребенка потребности в общении со взрослым.

Большое место в работе с детьми занимает стимуляция сенсорных функций. Так, для развития зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта ребенку с церебральным параличом предъявляются адекватные с точки зрения его перцептивных возможностей оптические объекты.

1.  Ребенок располагается перед взрослым так, чтобы лицо взрослого было освещено и вызывало у ребенка длительное зрительное внимание. В данном случае лицо взрослого играет роль стимула, привлекающего к себе зрительное внимание ребенка.

Затем взрослый медленно перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. При этом следят за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект из поля своего зрения.

Для этого индивидуально подбирается, на каком расстоянии от ребенка находится объект, с какой скоростью и амплитудой он двигается, которые постепенно увеличиваются по мере развития зрительного внимания ребенка.

2. В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений головы и глаз путем стимулирования плавного прослеживания глазами объекта.

Наклонившись к ребенку, приподнимают его голову и по мере продвижения предъявленного оптического объекта (лица взрослого, звучащей или светящейся игрушки) пассивно поворачивают ее в направлении движения объекта.

Целью подобных занятий является не только развитие моторики глаз и согласованности движений глаз и головы, но и отдифференцирование движений глаз и головы от общих движений.

3. При формировании зрительной фиксации учитывается, что в норме зрительное сосредоточение лучше всего вызывается при предъявлении движущегося в медленном темпе предмета на расстоянии 0,5—1 метра от глаз, но наилучшая фиксация первоначально возникает на лице взрослого, а затем уже на игрушке.

Работу над развитием слухового восприятия начинают с выработки слухового сосредоточения. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, варьируются, его внимание привлекается сначала к нерезким звукам, таким, как звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую, а затем и к громким, например, к звуку пищащей игрушки.

Дальнейшее развитие слухового внимания идет в направлении формирования умения находить звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса взрослого.

С этой целью вызывают слуховое сосредоточение на звуках, адекватных для данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие), и формируют умение локализовать их в пространстве (ребенок находится в положении одной из поз «рефлекса запрещающих позиций».)

В качестве звуковых раздражителей предлагаются игрушки различного характера звучания, а также голос взрослого с различными модуляциями. Предлагая ребенку озвученную игрушку, у него воспитывают умение прислушиваться к ее звучанию и отыскивать ее глазами.

Разговаривая с ребенком, его учат прислушиваться к голосу взрослого, отыскивать глазами говорящего взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка. С этой целью, разговаривая с ребенком, вначале его обучают прислушиваться к голосу и стараются, чтобы он видел лицо говорящего.

Затем, разговаривая, ходят вокруг, окликая ребенка издали и вызывая тем самым поворот головы ребенка в сторону голоса.

Если ребенок с тяжелой двигательной недостаточностью не может сам повернуть голову к источнику звука, то ему помогают в этом, пассивно поворачивая голову в сторону голоса.

Работу по подготовке ребенка к формированию понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций голоса.

При этом, общаясь с ребенком, модулируют интонации своего голоса, так как ребенок усваивает в первую очередь те виды интонаций, которые наиболее часто употребляются взрослыми.

Взрослый добивается от ребенка, чтобы он не только воспринимал интонации голоса, но и определенным образом реагировал на них (веселый, нежный тон может вызвать улыбку, смех, а сердитый, грубый — обиду, плач).

Работа по развитию зрительно-моторной координации начинается с нормализации положения кисти и пальцев рук.

Посредством легких прикосновений и поглаживаний (ворсовой щёткой, гранулированным пластилином) с наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев.

Пассивно отводят большие пальцы от ладони и удерживают их в таком положении некоторое время. Дальнейшие упражнения направлены на развитие хватательной функции руки (в руку ребёнку вкладывают погремушку, игрушку, скатанные из пластилина шарик или «колбаску»).

Особую роль в развитии ребёнка имеет предметно-практическая деятельность (действия с различными предметами и материалами). В своей работе мы делаем акцент на действия ребёнка с разнофактурными материалами.

Это могут быть клубки шерсти, упаковочная бумага, вата, массажные мячи, цветы из ткани, бумаги и др.

Разнофактурные материалы дают возможность разнообразить сенсорный опыт ребёнка, что в дальнейшем способствует развитию.

Таким образом, работа по развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного) и предметно-практической деятельности является основой для дальнейшего развития ребёнка.

В процессе занятия с ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Предлагаем вам конспект занятия с обучающимся 3 класса для детей со сложной структурой нарушения. Следует отметить, что данное занятие – одно из серии занятий, посвящённых теме «Новый год».

Тема:  Развитие  пассивного словаря по теме «Новый год».

Задачи:

  • Развивать мимику и вызывать доступные эмоциональные реакции  (радость, грусть),
  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать пассивный   словарь по теме «Новый год», используя пиктограммы;
  • Развивать мелкую моторику, используя бассейн для рук;
  • Развивать тактильное, зрительное, слуховое восприятие;

Оборудование: елочка, колокольчик, фонарик, снежинка, пиктограммы, красные круги из фольги, бассейн для рук с ароматизаторами, конфеты.

Ход занятия:

I. Организационный момент

П: Здравствуй, Денис! (фиксирование взгляда на лице учителя). Мы будем заниматься? (пиктограммы)

II. Сообщение темы занятия 

П: Скоро, скоро Новый год – он подарки нам несет! Ты любишь подарки? (пиктограммы «ДА», «НЕТ») Сегодня мы будем продолжать украшать елочку нашими подарками!

III. Подготовка к основной части

П: Посмотри, что у меня есть. Это колокольчик. Он звенит.

*Сначала звеним перед ребёнком, затем слева – справа, вверху –внизу.

П.:   Это фонарик. Он светит.

*Сначала светим перед ребёнком, затем слева – справа, вверху –внизу.

Это снежинка. Она кружится.

*педагог дует на снежинку, тем самым вызывая выдох у ребёнка

  • Понимание обращенной речи 

П: Я буду называть предметы, а ты будешь их искать глазками. Ищи колокольчик, снежинку, фонарик. Сегодня мы будем украшать нашу елочку фонариками.

  • Игры с водой (массаж кистей рук, щек, лба и т.д.)

Ребёнку предъявляется бассейн с водой, в который добавлено эфирное масло ели. Сначала в него опускаются руки, далее –выполняется массаж лица.

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

  • Мимические упражнения (выразить удовольствие от приятного запаха – аромата елочки)
  • Упражнение по развитию моторики «Фонарики» (упражнения выполняются пассивно, сначала на одной, потом, а на другой руке)

Мы фонарики зажжём, а потом гулять пойдём.

Пусть фонарики сияют, нам дорогу освещают.

IV.Основная часть

  • Упражнение на соотнесение предмета с плоскостной фигурой

Педагог показывает ребёнку плоскостную фигуру «круг», спрашивая: Это фонарик? (пиктограмма «НЕТ»).

Затем предъявляется плоскостная фигура «фонарик», спрашиваем: Это фонарик? (пиктограмма «ДА»).

  • Обследование фонарика (поглаживание, акцентирование внимания на том, что он не гладкий, а рефренный).

Затем педагог вместе с ребёнком («рука в руке») крепят фигуру на ёлку.

  • Педагог демонстрирует ребёнку маленькую ёлку, акцентируя внимание на понятия «маленькая», затем обращает внимание на то, что в классе есть и большая ёлка. На маленькой ёлочке горит один фонарик, а на большой –много фонариков. Ребёнка подвозят к большой ёлочке и предлагают зажечь фонарики на ней, нажав кнопку на гирлянде.

V.Подведение итогов занятия

П: Сегодня мы украшали елочку. Чем мы украшали елочку? Покажи глазками фонарики.

П: Тебе понравилась наша елочка? (пиктограмма) А мне понравилось, как ты занимался. Ты украсил ёлочку фонариками. Молодец!

Исходя из всего выше сказанного, становится очевидным, что такие дети нуждаются в специальной и «уникальной» коррекционно-педагогической помощи, учитывающей все индивидуальные психофизические особенности развития каждого ребёнка.

При специально организованной коррекционной работе, направленной на развитие интеллектуальных способностей умственно отсталых детей с тяжелыми проявлениями ДЦП с использованием на занятиях максимально допустимой их двигательной активности, возможно повысить уровень умственного и физического развития данной категории детей.

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

3. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997.

4. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.

6. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. — М.: Изд-во АСАDEMА, 2000.8. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.

Источник: https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/rabota-defektologa-s-detmi-so-slozhnoj-strukturoj-narusheniya-vyrazhennaya-umstvennaya-otstalost-i-dcp-v-usloviyah-shkoly-viii-vida

Страница Психолога
Добавить комментарий