Ястребова методика заикание

Коррекция заикания, особенности и популярные методики

Ястребова методика заикание

Еще в эпоху древних цивилизаций врачи выделяли некоторые речевые нарушения. Их причиной считали разные проблемы: отверстия в твердом нёбе, отек мозга и другие. Позже исследователи стали связывать заикание с психическими процессами.

Под данным видом нарушения понимают судороги мышц артикуляционного аппарата. Коррекция заикания занимает 3-4 года, вероятность рецидива сохраняется на всю жизнь.

Классификация заикания

Специалисты используют разные классификации. Популярнее всего та, что основывается на клинических признаках. Понимание ее особенностей позволяет правильно строить работу, подбирать методы воздействия.

Невротическая форма появляется из-за психологических факторов — испуга, стресса. Введение второго иностранного языка, когда родители используют то один, то другой, сбивает ребенка с толку, он нервничает, путается в звуках.

При данной форме не поражены мозговые структуры, нет тяжелого неврологического анамнеза (асфиксии, гипоксии, травм).

Нарушение сопровождается:

  • проблемами со сном;
  • отсутствием аппетита;
  • тревожностью;
  • быстрой сменой настроения.

Ребенок длительно разговаривает чисто, при очередном стрессе — появляется заикание. При постоянном дискомфорте болезнь станет хронической.

Неврозоподобная форма появляется на фоне тяжелых травм во время беременности, родов, первого года жизни. У ребенка имеется поражение головного мозга. Заикание остается на всю жизнь. Первые проблемы появляются в трехлетнем возрасте, постепенно прогрессируя.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Нет единого мнения о воспитании темпа речи у детей и взрослых, так как разные специалисты подходят по-своему к этому вопросу.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Возрастные особенности

В каждом возрасте есть особенности протекания нарушения. Заикание бывает у детей, взрослых. В 60% случаев устраняется дефект у дошкольников, улучшения отмечаются у 19%, ремиссия у 8%. Только у 13% изменения небольшие.

В подростковом возрасте улучшение дефекта наступает в 82% случаев, в 15% нарушение устраняется полностью, у 3% нет изменений. У взрослых людей исправления ситуации добиваются в 50,8% случаев, убирается дефект в 14,7%.

Лучшие результаты по устранению дефекта показаны на дошкольном возрасте. Чем раньше начнет оказываться помощь заикающемуся ребенку, тем больше шансов на излечение.

Для детей дошкольного возраста этапность работы следующая: игровые занятия по развитию речи, воспитание, после медицинские мероприятия. Для взрослых вначале психотерапия, медикаменты, потом педагогика.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

Пока не будут реализованы задачи каждого этапа нельзя переходить на следующую ступень.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Способы диагностики

Коррекционная работа при заикании начинается с диагностики. В отечественной дефектологии действует принцип комплексности. Ребенка осматривают специалисты определенных профилей:

  • медицинского;
  • психологического;
  • логопедического.

Существуют методики разных авторов, которые помогают преодолеть болезнь. Обследование начинают со сбора анамнеза: течения беременности, родов, наличия проблем у отца, матери.

Выявленные отклонения фиксируется в документах. В беседе с родителями специалист уточняет речевое развитие: появление звуков, слов, фраз. Оценивается окружение, его влияние на малыша.

Уделяется внимание и разбору модели воспитания. Не должно быть избалованности, гиперопеки, заласканности. Не допускается авторитарность, деспотичность, жестокость, физические наказания.

Для диагностики важна информации о первом появлении дефекта, возможных причинах его развития. Ухудшается или улучшается состояние, от чего это зависит. Оценивается есть ли дополнительные движения тела (гиперкинезы).

Невролог назначает обследования — электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ головного мозга, эхоэнцефалографию. Это позволяет определить наличие тяжелых патологических процессов.

Психолог оценивает состояние ребенка, его отношение к дефекту, наличие комплексов, логофобий. Отмечается ли наличие тревожности, страха, агрессивности, аутоагрессии. Проверяется уровень развития памяти, мышления, внимания.

Психолог с помощью игр проверяет мотивацию, коммуникацию, эмоциональную и волевую сферы. На основе этих данных строится система помощи.

Логопед оценивает только речевую функцию — фонетику, звуки, грамматику, лексику, слоговую структуру. Внимание уделяется судорогам, их длительности и частоте возникновения.

Необходимо проверить как ребенок общается со сверстниками, воспитателями. Его просят составить рассказ по картинкам, пересказать текст.

Логопед акцентирует внимание на произвольных движениях, лишних звуках, словах, выдохах и вдохах. Все это позволяет составить полную картину болезни.

Беседа с родителями позволяет иметь точное представление о психологических особенностях ребенка. Расспрашивают об особенностях его общения с другими детьми, взрослыми, климате в семье.

Методики занятий

Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.

На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.

Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.

Делается упор на сознательное желание преодолеть дефект и внушается необходимость самостоятельных упражнений.

Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.

Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.

Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.

Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.

Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.

Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.

В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Меры профилактики

Нельзя наполнять жизнь ребенка чрезмерным количеством развлекательных мероприятий. Они негативно влияют на нервную систему, возбуждая ее. В дошкольном периоде происходит развитие головного мозга, поэтому не нужно нагружать дополнительно ребенка.

При появлении запинок в речи обеспечивают максимальный покой. Разговаривать нужно немного, убрать все стрессовые факторы, снизить количество секций, кружков и т. п. После чего обратиться к неврологу. Длительность режима тишины определяет врач.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/korrektsiya-zaikaniya/

Презентация на тему: Коррекция заикания по методике Ястребовой Аллы Васильевны

Ястребова методика заикание

Академик Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Около 40 лет А. В. Ястребова занималась исследовательской и научно-методической работой в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР (РСФСР), руководимой Р. Е. Левиной.

Разрабатывала вопросы изучения и коррекции таких сложных форм речевой патологии, как заикание и алалия, изучала причины неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ с различными формами первичной речевой патологии. Исследования А. В.

Ястребовой сыграли существенную роль в разработке путей коррекции недостатков устной и письменной речи у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

В России и за рубежом ею опубликовано около 90 научных и научно-методических работ, которые имеют актуальное значение для преобразования (совершенствования) практики обучения и воспитания детей с различными формами речевой патологии.

Ведет большую научно-методическую и лекционную работу по внедрению результатов исследований в практическую деятельность учителей-логопедов, педагогов и воспитателей различных ДОУ и школ. Ею разработаны основополагающие документы в плане организации содержания и реализации специальных методов, предупреждающих неуспеваемость учащихся с первичной речевой патологией по родному языку.

3

Слайд 8: Этап первый, ступень первая

Задача уточнить и сформировать навыки активно видеть, слушать, понимать запоминать.Ведущая роль – логопедСредство помощи –  организующие и регулирующие высказывания логопеда – наглядность – речь и поведение логопеда

9

Слайд 9: Этап первый, ступень вторая

Задача  сформировать умения и навыки, усваивание информации, тонной и четкой передачи в условиях межличностного общения в ситуациях коммуникативной деятельностиСредства помощи –  организующие и регулирующие высказывания логопеда (наглядность, пример речи и поведения логопеда, усложнение коммуникативной деятельности – вопросы ловушки, задание с конкретными данными)

10

Слайд 10: Этап первый, ступень третья

Задача   усваивать и передавать информацию соблюдая правила партнерстваСредства помощи  – с двух первых ступеней и новые усложняющие средства- самостоятельный выбор решения – изменения темпа деятельности – повышение личной ответственности за деятельность – выход к доске

11

Слайд 11: Этап первый, четвертая и пятая ступени

Задача  формирование и закрепление навыка обмена информацией в межличностном общении, при соблюдении права партнерства.Средства помощи новые усложняющие средства – самостоятельный выбор решения – изменения темпа деятельности – повышение личной ответственности за деятельность – выход к доске + повышение ответственности за качество чтения – введение коллективных форм деятельности.

12

Слайд 12

Вывод :Первый период – уточнение и расширение собственных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению темпа и плавности.

логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

13

Слайд 13: Второй этап

Основная задача на втором этапе : формирование умений и навыков общения, обеспечивающих возможность выступить в роли руководителя коллективной формы деятельности.Второй этап состоит из 25 занятий, составляющих 5 ступеней

14

Слайд 14: Этап второй, ступень первая

Задача : отработка умений и навыков правильно, четко, без заикания формулировать задания участникам совместной деятельности. Ситуация коммуникативной деятельности.Средства помощи : направляющие и регулирующие высказывания учителя-логопеда; наглядная опора в виде инструкции-схемы с указанием последовательности выполнения, речевых действий.

15

Слайд 15: Этап второй, вторая и третья ступени

Задача : отработка умений и навыков общения без заикания в процессе дифференцированного опроса учащихся во время коллективной деятельности. Ситуация коммуникативной деятельности.

Модель общения : ученик, формулирующий задание у доски, опрашивающий участников совместной деятельности и оценивающий их ответы — ученики — ученик.

Модель речевого поведения : активное дифференцированное воздействие со стороны ведущего занятия при предъявлении задания и опросе учащихся.

16

Слайд 16

Средства помощи : направляющие и регулирующие высказывания логопеда; инструкция-схема последовательности выполнения конкретных речевых действий.Средства, усложняющие коммуникативную деятельность : увеличение компонентов неречевой задачи; изменение темпа деятельности и выполнение ее без инструкции.

17

Слайд 17: Этап второй, четвертая и пятая ступени

Основная задача : формирование умений и навыков саморегуляции высказывания и речевого поведения (самоконтроль собственного поведения, высказываний и предупреждение коммуникативных затруднений ).Ситуация коммуникативной деятельности : ведущий (у доски) занятия ученик — ученики —ученик.

18

Слайд 18

Модель речевого поведения : активное дифференцированное воздействие в плане контроля и оценки речевых действий всех участников занятия. Изменение стратегии речевого поведения при смене ролей в пьесе.

Средства помощи : инструкция-схема последовательности речевых действий; стимулирующие и направляющие вопросы логопедов.

Средства, усложняющие коммуникативную деятельность : изменение темпа деятельности; наличие отвлекающих моментов.

19

Слайд 19: Третий этап

3—5 ступеней, 15—25 занятий Цель – закрепление навыков свободного общения.Третий этап коррекционного обучения посвящается закреплению умений и навыков свободной межличностной коммуникации с учетом различных аспектов общения (информационный, взаимодействия и саморегуляции ).

20

Слайд 20: Третий этап, ступень первая

Задача – отработка средств саморегуляции собственных высказываний и собственного поведения.Модель общения: ученик — ученики — ученик.Модель речевого поведения активная убедительность; управление семантикой и последовательностью высказывания; адекватность использования языковых средств.

21

Слайд 21: Этап третий, ступень вторая

Задача – Закрепление умения и навыков дифференцированного воздействия в межличностном общении в зависимости от целей, задач общения.Модель общения ученик — ученики — ученик.Модель речевого поведения саморегуляция речевого поведения в плане регуляции определения субъекта цели и условий высказывания.

22

Слайд 22: Этап третий, ступень третья

Задача – формирование, закрепление навыков полемического высказывания, то есть в условиях дискуссии.Модель общения ученик — ученики — ученик.

Модель речевого поведения активность в отстаивании своей точки зрения, стратегия убеждения и доказательности во время дискуссии, саморегуляция поведения и речи.

Средства помощи направляющие и регулирующие высказывания учителя-логопеда, инструкция-схема..

23

Слайд 23

логопедических занятий: – разгадывание анаграмм – выполнение математических и грамматических заданий – определение маршрута – проигрывание пьес – упражнения по построению текста – чтение и воспроизведение прочитанного – высказывания по плану

24

Последний слайд презентации: Коррекция заикания по методике Ястребовой Аллы Васильевны: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://slide-share.ru/korrekciya-zaikaniya-po-metodike-yastrebovoj-alli-vasilevni-248804

Презентация – Методика преодоления заикания А.В. Ястребовой

Ястребова методика заикание

Методика преодоления заикания А.В. Ястребовой

Ястребова Алла Васильевна
Кандидат педагогических наук, профессор педагогики и психологии Академии работников образования.
Около 40 лет А. В. Ястребова занималась исследовательской и научно-методической работой в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР (РСФСР), руководимой Р. Е. Левиной.

Разрабатывала вопросы изучения и коррекции таких сложных форм речевой патологии, как заикание и алалия, изучала причины неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ с различными формами первичной речевой патологии. Исследования А. В.

Ястребовой сыграли существенную роль в разработке путей коррекции недостатков устной и письменной речи у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

В основе системы А.В. Ястребовой лежит идея о преодолении заикания путем работы над интонацией, над развитием умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию. Выразительная речь требует от заикающегося умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса.

А.В. Ястребова, исследовав состояние устной и письменной речи заикающихся школьников 1-4 классов массовых школ, выделила две категории детей: Учащиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие

Учащие с высоким и нормальным речевым развитием

Первая категория детей
Справляются с делением простых, нераспространенных и распространенных предложений на слова, свободно выделяют любой звук в слове, производят анализ звукового состава слов. Словарный запас разнообразен и богат.

Свободно оперируют большим количеством понятий и представлений, использую в активной речи слова-обобщения. Фраза развернутая, сложная. Отличаются высокой грамотностью. Легко усваивают правила правописания и активно применяют их на письме.

Вторая категория детей
Недостатки произношения, выражающиеся в отсутствии, замене или смешении звуков. Это отображается и на письме.

Недостаточно ясно представляют, что такое «предложение», «слово», «слог», «звук». Трудность представляют для детей выделение отдельных звуков в слове.

В самостоятельной речи пользуются общеизвестными словами и выражениями. Многие слова известны в приблизительном, неточном значении.

Работа в группах заикающихся с проявлениями недоразвития речи планируется в двух основных направлениях: Всестороннее развитие всех компонентов речи Упорядочения темпа и плавности, воспитания выразительности речи

Логопедические занятия с этими детьми продолжаются не менее 6 месяцев

Автор выделяет 3 периода обучения: ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Первый период логопедический занятий имеет своей целью уточнение, развитие и расширение пассивных знаний:
Словарного запаса;
Навыка анализа звукового состава слов;
Навыка в области грамматического строя речи;
Интонационной выразительности в процессе работы над темпом и плавностью.

В течение первого периода занятий проводились следующие виды работ по упорядочению темпа и плавности: упражнения в артикуляции гласных;
речевом дыхании;
грамматическом ударении;
слитном произнесении отдельных звуков и слов во фразе из 2-3х слов с предлогом;
логическом ударении;
грамматическом ударении;
самостоятельные вопросы и ответы по прочитанному тексту
чтение текста с соблюдением пройденных правил плавной, ритмичной, четкой, выразительной речи.

https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

В первом периоде работа по формированию грамматических знаний содержит:
Правильное построение предложений из 2-3 слов с предлогом;
Прямое дополнение;
Единственное и множественное число существительных и глаголов;
Предлоги в, на, к, от;
Вопросы к словам в предложении, обозначающим предмет и действие предмета;
Родовые окончания.

Примеры заданий
Задание Выполни работу наборщика. Логопед объясняет учащимся значение слова «наборщики». Дежурный раздает конверты с набором букв разрезной азбуки (а, о, а, р, к, т, с). Учащимся дается задание сложить за 10 минут из имеющихся букв как можно больше слов.

Составленное слово нужно сразу же записать, в тетрадь. Слова пишутся в строчку через запятую. В ходе выполнения работы логопед задает учащимся вопросы. «Сколько слов ты уже набрал? Какое слово по счету ты пишешь? На какую букву начинается второе из записанных тобой слов?» и т. д.

По истечении 10 минут логопед проверяет правильность выполнения задания.

Задание. Слоговая таблица. На доске начерчена слоговая таблица. Учащимся предлагается в течение 10 минут составить и написать двусложные слова. После окончания работы учащиеся выполняют предлагаемые им задания: «Скажи, сколько слов ты написал, и прочитай их.

Прочитай слова, начинающиеся с одного и того же слога. Прочитай слова, оканчивающиеся на один и тот же слог». Задание. Работай со словарем.

Учащимся дается задание открыть словарь на букву о и прочитать четыре существительных, столько же глаголов и слов, относящихся к другим частям речи.

Задание. Прочти стихотворение (на время). Ералаш. Злой кабан сидел на ветке. Пароход томился в клетке. Дикобраз давал гудки. Соловей точил клыки. Кошка физику учила. Маша хвостик свой ловила. Мальчик булькал на костре. Чайник прыгал во дворе. Телевизор удит рыбу. Дед вспорхнул и сел на глыбу. Чиж купил пальто и зонт. Строгий дядя сдан в ремонт.

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ:
Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. 
Логопедическая работа строится с целью активизации полученных знаний в области словарного состава, грамматического строя.

Словарная работа во втором периоде предусматривает
дальнейшее уточнение и расширение и активного, а также пассивного словаря, запаса понятий и представлений учащихся;
упражнения в словообразовании и словоизменении:
-родственные слова;
– образование новой формы слова (с помощью приставок, суффиксов и т.д.)
– слова- признаки предмета, выделение противоположного качества,
– слова – обобщения

В течение всего второго периода развивают и закрепляют навык активного наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи. На первое место выступают наблюдения над морфологическим составом слова. Логопед направляет внимание на особенности интонации при перечислении, при произнесении предложений с однородными членами, прямой и косвенной речью и т.д.

В процессе логопедических занятий второго периода, так же как и первого, проводится большая воспитательная работа, предусматривающая развитие и закрепление у детей целенаправленности, настойчивости и упорства в достижении цели, прилежания и т.д.

Каждое занятие делится на две части, способствующие развитию активной и пассивной речи: Учащиеся в различных упражнениях, осуществляемых на элементарном, бесспорно доступном и в грамматическом, и в лексическом отношении материале, закрепляют навык спокойной, неторопливой, плавной, четкой и выразительной речи.

Логопед путем чтения, рассказа по картине, беседы организует наблюдение учащихся над звуковой и интонационной стороной языка, пополняет и расширяет словарный запас

Примеры заданий
Задание. Найди сбежавшие числа. Логопед делает на доске такую запись: х=16. По его просьбе дети воспроизводят ее, в своих тетрадях. Затем логопед говорит: «Из примера сбежали числа.

Остались знак умножения и равенство, цифры один и шесть. Найдите сбежавшие числа». Вызванный к доске ученик пишет и одновременно называет сбежавшие числа, а затем читает весь пример.

Возможная речь ученика: «Сбежали числа два и восемь, их произведение равно шестнадцати».

Задание Расположи строчки стихотворения в правильном порядке. Дежурный раздает учащимся конверты с полосками, на каждой из которых написана строка из стихотворения А. Барто «Докладчик». Докладчик. Выступал докладчик юный, Говорил он о труде Он докладывал с трибуны: — Нужен труд всегда, везде.

Нам велит трудиться школа, Учит этому отряд. —Подними бумажки с пола!— Крикнул кто-то из ребят +Но гут докладчик морщится: — На это есть уборщица! Учащимся предлагается составить из этих строк стихотворение. Во время выполнения работы логопед организует и направляет помощь учащихся друг другу.

Задание. Сосчитай количество ног у животных. Логопед просит детей задавать друг другу вопросы, касающиеся количества ног у разных видов животных и птиц. Задание. Закончи стихотворение, используя набор букв. Бегемот. В зоопарке бегемот Проглотил ежа. И вот Целый день все доктора (щ, у, т, и, б, е, е, а, о, о, ж, д, г, н).

ТРЕТИЙ заключительный ПЕРИОД
Является закономерным продолжением закрепления, углубления, совершенствования навыка плавной, ритмичной, выразительной речи, наблюдения над звуковой и интонационной стороной языка, а также приобретенных практических навыков в собственной речи учащихся.

Выдвигается требование полной самостоятельности:
Самостоятельное составление рассказа по опорным словам, деформированному тексту, картинке, серии картин;
самостоятельный пересказ текста, прочитанного логопедом, самим учащимся, придумывание окончания рассказа;
самостоятельный рассказ о виденном, пережитом, на заданною тему;
диалоги на различные темы;
Драматизация стихотворений, басен, рассказов;
Разговор по телефону;
Самостоятельное чтение текста любой трудности и т.д.

В течении всего периода обучения и особенно на заключительных этапах логопед внимательно следит, чтобы дети соблюдали:
Правила речевого дыхания;
четко артикулировали все звуки;
выдерживали паузу;
интонацию;
слитность произнесения смыслового отрезка;
неторопливый темп;
грамматически правильно оформляли свои мысли.

Таким образом, система логопедических занятий А.В. Ястребовой заключается во всестороннем развитии всех компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) наряду с работой над плавностью и темпом у детей второй категории.

Спасибо за внимание!

Источник: https://lusana.ru/presentation/34744

Независимый сайт о заикании

Ястребова методика заикание

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А.

Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми -дошкольниками.

Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками.

Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи, 3) предваряющей речи, 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимым при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его нервную систему.

Системы логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В.И.Селиверстовым , тоже принципиально мало чем отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с заикающимися дошкольниками.

Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры в своей работе на сознательную активность самих детей. Логопедические занятия связываются с программным обучением детей в школе (разные предметы, разные классы и пр.

), с особенностями формирования их личности к подростковому периоду.

А.В.Ястребова в результате исследования состояния развития устной и письменной речи заикающихся школьников 1—4 классов массовых школ обнаружила различный уровень общего развития речи.

В зависимости от уровня речевого развития автор условно выделила две категории детей. К первой категории автор отнесла заикающихся детей с высоким и нормальным речевым развитием.

Эти дети не отличались от школьников с нормальной речью.

Во вторую категорию вошли заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие.

Изучение особенностей речевого развития у этих детей, таким образом, протекало на фоне общего недоразвития речи, т.е.

сопровождалось помимо расстройства темпа речи ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграмматизма в устной и письменной речи.

Система логопедических занятий А.В.Ястребовой составлена для заикающихся школьников второй категории. Автор выделяет 3 периода в обучении этих учащихся.

Первый период: уточнение и расширение пассивных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.

логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи; 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. Логопедическая работа строится с целью дальнейшего расширения словарного состава, запаса представлений и понятий в области языка.

Третий, заключительный период занятий ставит задачу закрепить навык правильной, свободной речи.

В этот период продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, выдвигается требование осознанного использования учащимся знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи позволяют А.В.

Ястребовой считать основными направлениями логопедической работы следующие: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) в процессе работы над ее темпом и плавностью, б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы, в) всемерное развитие активности детей.

В.И. Селиверстов “Заикание у детей”

:

Мышечное расслабление

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность.

Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением.

И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

читать дальше >>

Тренируем речевые мышцы

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

читать дальше >>

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции.

В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

читать дальше

Психологические особенности заикающихся

По мнению Р.Е.Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда предполагает личность и психику конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатка речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, от его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь.

Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

читать дальше

‹ И. А. Сикорский. “О заикании”. 1889 г. Вверх Механизмы заикания ›

Источник: http://stuttering.ru/node/95

Методика А.В. Ястребовой

Ястребова методика заикание

В основе системы А.Я. Ястребовой лежит идея о преодолении заикания путем работы над интонацией, над развитием умения вслушиваться в чужую речь и передавать в своей речи соответствующую интонацию. Выразительная речь требует от заикающегося умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса.

А.В. Ястребова, исследовав состояние устной и письменной речи заикающихся школьников 1-4 классов массовых школ, выделила две категории детей. К первой категории автор отнесла заикающихся детей с высоким и нормальным речевым развитием.

Во вторую категорию вошли заикающиеся с элементами общего недоразвития речи, когда у них имело место недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие, т. е.

, речь таких детей, помимо расстройства темпа, сопровождалось ограниченным запасом слов, представлений, понятий, недостаточным навыком звукового состава слова, специфическими недостатками произношения, явлениями аграмматизма в устной и письменной речи.

Система логопедических занятий А.В. Ястребовой составлена для заикающихся школьников второй категории. Автор выделяет 3 периода обучения.

Первый период: уточнение и расширение пассивных знаний детей в области языка, осуществляемое как путем организации целенаправленных наблюдений учащихся над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений в упорядочении ее темпа и плавности.

логопедических занятий первого периода составляют различного рода упражнения, способствующие:

  • 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;
  • 2) расширению и уточнению словарного состава и запаса представлений и понятий;
  • 3) овладению грамматическим строем речи;
  • 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений. Логопедическая работа строится с целью дальнейшего расширения словарного состава, запаса представлений и понятий в области языка.

В третьем периоде занятий происходит закрепление навыка правильной, свободной речи. Так же, продолжается работа над звуковой и интонационной стороной языка, осознанным использованием учащимся знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи.

Таким образом, система логопедических занятий А.В. Ястребовой заключается во всестороннем развитии всех компонентов речи (фонетика, лексика, грамматика) наряду с работой над плавностью и темпом у детей второй категории.

Подводя итоги, можно отметить следующее: дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Среди современных комплексных методов преодоления заикания, выделяется ряд основных методик: Методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А. Чевелевой.

В своем подходе к преодолению заикания у детей Г.А. Волкова отталкивается от ведущей деятельности дошкольника – игры.

С.А. Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.

Ястребова А.Я., разработала методику для преодоления заикания детей, у которых, наряду с нарушением ритма и темпа речи имеются элементы общего недоразвития речи (недостаточное фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое развитие).

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: заикание логопедический дошкольник

  • – в дошкольных учреждениях;
  • – в медицинских учреждениях;
  • – в домашних условиях.

Page 3

Перейти к загрузке файла

  • 1. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624 с.
  • 2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., – 2005. – 144 с.
  • 3. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120 с.
  • 4. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270 с.

Размещено на Allbest.ru

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/2285795/meditsina/metodika_yastrebovoy

Страница Психолога
Добавить комментарий