Высокофункциональный аутизм у детей

Понятие «высокофункциональный аутизм» может быть устаревшим

Высокофункциональный аутизм у детей

Результаты крупного исследования показали, что уровень адаптации при аутизме может быть не связан с уровнем интеллекта, сообщает сайт Spectrum News.

Аутичные люди, которых считают «высокофункциональными» из-за высоких интеллектуальных способностей, тем не менее, часто испытывают серьезные проблемы с бытовыми навыками и самообслуживанием.

Об этом говорят результаты исследования, проведенного среди более чем 2 000 людей в спектре аутизма (1).

Авторы исследования утверждают, что это делает само понятие «высокофункционального аутизма» устаревшим.

Это крупнейшее исследование такого типа, и, согласно его результатом, те аутичные люди, которых признавали «высокофункциональными», часто имели крайне низкий уровень «адаптивного поведения» – способности выполнять базовые повседневные задачи, например, чистить зубы, завязывать шнурки или пользоваться общественным транспортом.

«Термин [высокофункциональный аутизм] полностью игнорирует те трудности, с которыми сталкиваются эти люди в повседневной жизни», – говорит ведущий исследователь Эндрю Уайтхаус, профессор исследований аутизма в Университете Западной Австралии.

Более того, по словам Уайтхауса, при разработке государственных программ помощи решения о том, какая поддержка нужна тому или иному человеку, часто принимаются на основе подобных терминов и не предусматривают индивидуальную оценку потребностей.

Аутичные люди, которых считают «высокофункциональными», нередко имеют высокий коэффициент интеллекта (IQ) и могут преуспевать в академических школьных предметах.

Однако это может ничего не говорить об их способности справиться с другими аспектами своей жизни, отмечает Хелен Тэйгер-Флашберг, директор Центра стандартов в исследованиях аутизма при Бостонском университете, которая не принимала участия в данном исследовании.

«Мы давно уже поняли, что существует разрыв между IQ и адаптивным поведением», – говорит она. Результаты данного исследования с «впечатляющим» размером выборки подтверждают существование подобного разрыва.

Термин «высокофункциональный аутизм» появился в конце 1890-х годов и был связан с двумя научными статьями (2, 3). Впоследствии он стал широко использоваться для обозначения людей в спектре аутизма, у которых нет интеллектуальной инвалидности («умственной отсталости»), и у которых есть высокий уровень речевых навыков.

Многие аутичные люди возражали против использования такого термина, как и против противоположного понятия – «низкофункциональный аутизм» (что не является настоящим научным термином). По их мнению, эти термины не отражают, в каком уровне поддержки они нуждаются.

«Самые громкие призывы отказаться от этого термина исходят от аутичных активистов, – говорит Инге-Мари Эйгсти, профессор клинической психологии и исследований мозга и познания в Университете Коннектикута, которая не участвовала в данном исследовании. – Мы должны называть людей так, как они сами хотят называться».

Уайтхаус и его команда изучали связь между адаптивным поведением и когнитивным функционированием у 2 225 аутичных людей в возрасте от 1 до 18 лет, которые входили в список базы данных Западной Австралии по расстройствам аутистического спектра. (База данных включает всех жителей австралийского штата, у которых был диагностирован аутизм после 1999 года). У 1 041 ребенка была интеллектуальная инвалидность, у 1 184 ее не было.

Исследователи использовали шкалы адаптивного поведения теста Вайнленда для оценки функциональных навыков и тест IQ для оценки когнитивных функций. Далее они использовали статистические техники для определения связи между результатами теста IQ и навыками повседневного функционирования.

В среднем, у аутичных детей без интеллектуальной инвалидности их функциональный уровень был на 28 баллов ниже их IQ. При этом у детей с интеллектуальной инвалидностью функциональный уровень был в среднем лишь на 4,5 балла ниже их IQ. Статья о результатах исследования была опубликована 19 июня в журнале «Autism».

«Хотя IQ коррелировал с функциональными способностями, он обладал низкой предсказательной ценностью для определения уровня повседневных навыков этих индивидов», – объясняет Уайтхаус.

Тэйгер-Флашберг, которая работает с аутичными детьми, которые говорят лишь несколько слов или совсем не говорят, отмечает, что она требует от своих студентов не использовать слово «низкофункциональный», и при рецензировании исследований она также требует, чтобы авторы не использовали подобный термин.

Ссылки:

Alvares G.A. et al. Autism Epub ahead of print (2019)

Ameli R. et al. J. Autism Dev. Disord. 18, 601-615 (1988)

DeLong, G.R. and J.T. Dwyer J. Autism Dev. Disord. 18, 593–600 (1988)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d186299a710a500adce59a2/poniatie-vysokofunkcionalnyi-autizm-mojet-byt-ustarevshim-5d29b7da9ca21400ad2dd496

Высокофункциональный аутизм: характеристики и классификация

Высокофункциональный аутизм у детей

Появление в семье ребенка с аутизмом накладывает на родных и близких дополнительные заботы и обязательства. Развитие подобных деток зависит в основном от настойчивости и старания их окружения.

Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм.

Как проявляется заболевание, какие споры и спекуляции ведутся вокруг и как помочь малышу адаптироваться к окружающему миру – тема сегодняшнего серьезного разговора.

Аутизм и высокофункциональный аутизм

Термином «аутизм» называют нарушения в развитии головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении. Интересы аутистов ограничены, действия повторяются, контакт с внешним миром минимален.

Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Термин принято относить к людям с относительно высоким коэффициентом интеллекта (более 70).

Уровень развития таких пациентов позволяет частично воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

Однако пациенты с ВФА не избавлены от трудностей в освоении социальных навыков, они немного неуклюжи и зачастую имеют задержку речевого развития.

Классификация

Медицина классифицирует аутизм по этиопатогенетическим факторам. Это значит, что учитывают совокупность причин и механизма развития заболевания.

Поскольку клинические проявления всех типов аутизма сходны, их выделили в единую группу, которую назвали термином “расстройства аутического спектра”.

РАС включают синдром Каннера, то есть тяжелую форму раннего аутизма, синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм), эндогенный аутизм, синдром Ретта, аутизм неясного генеза и другие виды.

Причины аутизма, причины высокофункционального аутизма

Несмотря на то что изучением заболевания занимается огромное количество ученых, выяснить общую причину возникновения аутизма пока не удается. По этому поводу ведутся дискуссии.

Медики не могут найти общий язык даже в вопросе о том, вызывает ли аутизм единая причина, действующая на генетику, когнитивное развитие и нейронные связи, или это разные причины, действующие на организм одновременно.

Основную ответственность за появление аутизма возлагают на генетику. Но и здесь нет полной ясности. Поскольку присутствует взаимодействие множества генов и частичные генные мутации с сильным эффектом.

Причины высокофункционального аутизма также не установлены точно. Одно из последних исследований в этой области выявило возникновение структурных аномалий в определенных участках головного мозга, которые отвечают за социальное взаимодействие.

Еще один медицинский спор

Целый ряд ученых считает ошибочным утверждение, что высокофункциональный аутизм – это синдром Аспергера. Они утверждают, что это разные заболевания с похожими симптомами. Попробуем объяснить, на чем основаны эти сомнения:

  1. При ВФА наблюдается задержка развития речи, особенно это заметно до трех лет. При синдроме Аспергера задержки речи нет.
  2. Пациенты с синдромом Аспергера имеют лучшее конгниктивное функционирование, чем при ВФА.
  3. Для ВФА характерен более высокий коэффициент интеллекта.
  4. У пациентов с синдромом Аспергера более явное отставание развития мелкой моторики.
  5. У пациентов с ВФА меньше дефицит невербальных способностей.
  6. У пациентов с Аспергером более высокие вербальные способности.

И тем не менее эти два состояния многие считают одним заболеванием с незначительной разницей в симптомах и течении.

Признаки. Физиологические отклонения

Высокофункциональный аутизм, признаки которого рассматриваются в этом разделе, имеет ряд физических и поведенческих проявлений. Наблюдения проводились у больших групп пациентов разными учеными, которые подметили определенную закономерность.

К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с ВФА, можно отнести:

  1. Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие.
  2. Частые судороги.
  3. Слабый иммунитет.
  4. Проявление синдрома раздраженного кишечника.
  5. Нарушение функционирования поджелудочной железы.

Поведенческие отклонения

Высокофункциональный аутизм у детей имеет целый ряд поведенческих особенностей:

  1. Проблемы с речью. До года дети почти не гулят, к двум годам словарный запас не более 15 слов, в три года заторможена способность комбинирования слов. Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
  2. Слабый или полностью отсутствующий эмоциональный контакт с окружающими. Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку. Они не выделяют родителей, не реагируют на обращения.
  3. Сложности в социализации. В окружении других людей высокофункциональная форма аутизма у пациента проявляется дискомфортом, желанием отгородиться, отойти, спрятаться. Взрослые аутисты ощущают безотчетный страх или тревожность.
  4. Всплески агрессии. Любое неудовольствие вызывает у аутистов гнев, агрессию или истерику. Пациент может ударить или укусить. Часто агрессия направлена на себя, это наблюдается в 30% случаев.
  5. Дети с высокофункциональным аутизмом почти не проявляют интереса к игрушкам. Они не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с игрушками. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету.
  6. Узкая сфера интересов. Способность достигнуть результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие.
  7. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий. Атипичный высокофункциональный аутизм, как и обычная форма аутизма, сопровождается многократным повторением одного и того же слова или действия. Кроме того, пациенты подчиняют свою жизнь строгому распорядку. Любые отклонения вызывают неуверенность или агрессию. Побороть агрессию в этом случае бывает очень сложно.

Высокофункциональный аутизм, симптомы которого рассматриваются в статье, дает возможность ребенку обучаться в обычной школе. Однако для этого родителям придется приложить массу усилий.

Спекуляции вокруг аутизма

На исследованиях проблемы аутизма сделали карьеру многие врачи и ученые. Но она же привлекла множество мошенников.

Так, британский ученый Эндрю Уэйкфилд поднял огромную волну в обществе, опубликовав исследование о том, что прививки от паротита, краснухи и кори влияют на развитие аутизма у детей. Эта тема получила огромный резонанс.

Однако через время она была полностью опровергнута. Но противники прививок продолжают спекулировать псевдоисследованием, не упоминая о том, что оно оказалось ошибочным.

Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?

Аутизм – неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит настойчивости его окружения. Если взрослые не занимались коррекционной терапией и не учили ребенка взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то он никогда не станет самостоятельным.

Существует ряд рекомендаций, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает аутисту взаимодействие с окружающим миром:

  1. Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы аутист привык к мысли об изменении привычного режима.
  2. Определите внешние раздражители. И ребенок, и взрослый с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Этот может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите аутиста от раздражающих факторов.
  3. Научитесь успокаивать истерики, которые бывают у пациентов с ВФА довольно часто. Не давайте аутисту сильно перенапрягаться и уставать.
  4. Заботьтесь о безопасности во время истерики. Убирайте все опасные предметы из зоны доступа.
  5. Не кричите и не пугайте аутиста, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и больной дольше не сможет успокоиться.

Не отказывайтесь от помощи психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом немного адаптироваться в сложном и враждебном для него мире.

Источник: https://FB.ru/article/282162/vyisokofunktsionalnyiy-autizm-harakteristiki-i-klassifikatsiya

Девять симптомов высокофункционального аутизма, которые я не заметила у своего ребенка | Фонд Выход, аутизм в России

Высокофункциональный аутизм у детей

29.05.19

Мама ребенка с РАС о «неочевидных» и малоизвестных признаках, которые могут говорить об аутизме

Николь Дэй / Nicole Day
Источник: Hes-extraordinary.com

Моему сыну было шесть лет, когда мы начали процесс его диагностики. Ему было почти семь, когда диагностика была завершена. Теперь ему семь лет, и он во втором классе. Мне не нравится этот ярлык, но в его случае принято говорить о «высокофункциональном» аутизме. (Также смотрите: «Что значит «высокофункциональный» или «низкофунциональный» аутизм?»)

У него не было всех симптомов «классического аутизма», поэтому диагноз ему поставили поздно. Многим детям, как и моему сыну, диагноз ставится позже, потому что симптомы высокофункционального аутизма гораздо незаметнее.

Он никогда не получал ранней помощи, а теперь он для нее слишком большой. Сейчас он в очереди ожидания в программе помощи по аутизму для детей школьного возраста.

Однако после того, как ему поставили диагноз, я осознала – на самом деле я не заметила очень много признаков высокофункционального аутизма.

Оглядываясь назад, я вижу, что эти признаки были, и я хотела бы рассказать вам о них сейчас.

Помните, что, если у вашего ребенка есть какие-то (или даже все) из нижеперечисленных признаков, это еще не значит, что у него аутизм. Это всего лишь статья про личный опыт.

Но если эту статью читают родители, у которых есть сомнения по поводу их собственного ребенка, то я хочу дать вам совет – доверяйте своей интуиции. Если вас что-то беспокоит – обсуждайте это со специалистами.

Если бы я прислушивалась к своему внутреннему голосу, который говорил мне, что что-то не так, мы бы получили диагноз гораздо раньше.

И вот, как высокофункциональный аутизм выражался в нашем случае.

1. Он очень сильно расстраивался, когда находился среди других людей

Даже когда он был младенцем. Я помню, что на мой первый День матери мы пошли ужинать в ресторан. Как только мы вошли в ресторан, мой сын начал громко плакать, и его ничто не могло утешить – нам пришлось уйти. Я списала это на то, что он просто устал, но дело было не только в этом.

Он точно так же реагировал на каждое семейное сборище, вечеринку в честь дня рождения, на любую ситуацию, в которой присутствовало больше 2-3 людей. Большие группы людей до сих пор его очень расстраивают: когда мы проводили прошлое Рождество в доме моей свекрови, мы ужинали и открывали его подарки отдельно от всех, в спальне.

2. Ограниченные и очень интенсивные интересы

Это распространенный признак аутизма. Но если вы будете искать в поисковой системе «признаки аутизма», то этот симптом обычно сопровождается фразами вроде «интерес к номерам машин или расписанию поездов» или «может перечислить все отряды насекомых в алфавитном порядке». Другими словами, такие интересы описываются как очень необычные и узкоспециализированные. Но это не всегда так.

«Специальным интересом» моего сына был «Паровозик Томас». Ему было два года. Каким двухлеткам не нравится мультфильм про паровозик? Мне это не казалось важным – маленький мальчик любит мультфильм для маленьких мальчиков. Однако оглядываясь назад я понимаю, что эта его любовь к Томасу не была обычной.

Он больше года категорически отказывался смотреть что-либо кроме паровозика Томаса по телевизору. Ему можно было читать книжки только про Томаса, он мог уснуть только под одеялом с Томасом и в пижаме с Томасом.

У него было более 50 игрушечных персонажей из мультфильма, сотни частей железных дорог и, конечно, сам Томас.

Очевидно, в нашем доме был перебор Томаса, но это был мой первый ребенок, и я считала, что так и должно быть.

3. Он придумывал свои собственные слова

Только в прошлом году, во время диагностики сына я узнала, что придумывание своих собственных слов, то есть, неологизмов, может быть признаком. Третий специальный интерес моего сына – ветряные турбины. Первым был паровозик Томас, о котором я уже говорила, вторым – другой мультик, «Джэйк и пираты Нетландии». Вот только и турбины, и ветряные мельницы он называл «ундуны».

Даже не знаю, почему и откуда это взялось, но если вы смели как-то иначе назвать ветряную мельницу в его присутствии, то он приходил в ярость. По мере взросления он все-таки перестал называть их ундунами и начал использовать правильную терминологию.

Он до сих пор время от времени придумывает собственные слова. Но теперь он стал постарше и понимает, что его слово – это не настоящее слово, поэтому он также использует правильные названия. В школе, если он называет что-то собственным словом, то учительница просит его нарисовать, что он имеет в виду – это помогает ей понять, о чем он говорит.

4. Слишком сильная реакция на запахи

Мне запомнился один момент из раннего детства сына. Однажды мы поехали в детский сад на такси. Было холодно, шел снег, и мы ждали такси на улице. Машина подъехала, и я открыла дверь, чтобы помочь сыну (ему тогда было три года) сесть внутрь.

Тогда это и случилось. Он заорал: «Я не пойду, этот дядя ВОНЯЕТ!» Ужас. Момент был не просто запоминающимся, мне было очень неудобно. Может, он и не пах фиалками, но с моей точки зрения с его запахом все было в порядке. Я не могла поверить, что мой ребенок так себя ведет.

Теперь я лучше понимаю повышенную чувствительность сына к запахам и сообщаю другим людям, что, если его беспокоит какой-то запах, к этому нужно относиться серьезно.

Например, он в буквальном смысле не может находиться в одной комнате с арахисовым маслом. Временами, когда ему не нравится запах ужина, он отказывается выходить из своей комнаты весь вечер.

(Также смотрите: «Нарушения обработки сенсорной информации у детей»).

5. Частые ушные инфекции

До недавнего момента я понятия не имела, что у детей с аутизмом нередко встречаются частые ушные инфекции. На самом деле, в среднем, у детей с аутизмом в 10 раз чаще встречаются ушные инфекции в течение первых трех лет жизни, чем у детей без аутизма.

У моего сына постоянно были ушные инфекции, в конечном итоге, ему пришлось вставлять трубочки в уши. Частые инфекции меня не очень беспокоили – в детстве они у меня тоже бывали. Мне казалось, что это нормальная часть детства.

6. Все должно быть так, как он считает правильным

Если что-то, по его мнению, происходило неправильно, он устраивал огромную истерику. Я просто думала: «Ну надо же, с этими двухлетками действительно тяжело справиться». Иногда то, что я считала «капризами», продолжалось бесконечно.

Теперь я знаю, что это были нервные срывы, а не капризы. Их вызывали его сложности с переходами и изменениями в привычном распорядке дня – два признака аутизма. Но мне казалось, что малыши просто так себя ведут. Существует огромная разница между обычными капризами и нервным срывом, но, если вы не знаете об аутизме ребенка, вы не будете знать, на что обратить внимание.

Я помню одну истерику, которая была у него в два с половиной года. Мы только что вернулись домой, но он все никак не выходил из машины. В итоге, я просто занесла его в дом на руках – я не могла ждать его весь день. Он стоял перед входной дверью, вопил и кричал «Хочу идти! Хочу идти!» снова и снова.

Я даже не знаю, как долго это продолжалось. Я пыталась игнорировать это, так как знала, что так нужно обращаться с «капризами». В итоге, я просто не выдержала, вывела его из дома, подвела к машине, после чего он дошел до входной двери и на этом успокоился.

Прошло пять лет, но с тех пор мало что изменилось. Просто самые интенсивные истерики теперь встречаются реже.

Недавно мы зашли в фаст-фуд по дороге домой, и я попросила его и его сестру отнести свою еду в дом. Он побежал в дом раньше нас, и когда я зашла, я обнаружила, что он лежит на диване, уткнувшись лицом в диванную подушку. Я поняла, что нечаянно отдала ему не тот пакет, и он занес в дом еду для сестры.

Когда у вашего ребенка аутизм, перепутанные пакеты за столом – это огромная проблема. Я сказала, что он понесет свою еду в дом, так что еда должна была быть его. В итоге он схватил свой пакет с едой, пошел с ним до машины, пристегнулся ремнем к сидению, потом отстегнул ремень и зашел в дом со своим пакетом с едой. При этом на улице был проливной дождь.

7. Он долго не мог расстаться со своей бутылочкой

Дети с аутизмом очень часто не могут приспособиться к переменам в жизни. Сейчас я уверена, что именно поэтому мы так долго не могли отучить его от бутылочки. У него никогда не было пустышки, так что поначалу я считала, что бутылочка просто помогает ему успокоиться, но это была не единственная причина, почему он не мог с ней расстаться.

Сопротивления изменениям не сводились только к этому. Он отказывался снимать ботинки в доме, иногда ложился в них спать. На то, чтобы он начал надевать зимнюю шапку, уходила половина зимы, а потом половина лета уходила на то, чтобы он согласился на панамку.

Сейчас я в очередной раз пытаюсь найти для него точно такие же кеды, так как он быстро растет, и у него часто меняется размер ноги.

8. Неприязнь к определенным тактильным ощущениям

Знаете, как некоторые снимают очаровательные снимки, когда их малыши залезают рукой в свой тортик на свой первый день рождения? Мы этого не делали. Как только сын прикоснулся к торту, ему так не понравилось ощущение, что он начал рыдать, и его ничто не могло утешить. Уговорить его попробовать торт оказалось невозможно, мы даже успокоить его не могли.

Такая необычная реакция для ребенка, но он был совсем маленьким, это не вызвало у нас беспокойства. Оглядываясь назад я вспоминаю, что он активно избегал определенных ощущений на ногах. На пляже или во дворе он поднимал ножки и кричал, потому что он не выносил прикосновения травы или песка к пальцам ног.

9. У него не было классических симптомов аутизма

Пожалуй, основная причина, по которой я упустила все симптомы высокофункционального аутизма у своего сына – это то, что у него совсем не было «классических» признаков.

К своему первому дню рождения он мог сказать 20 слов, к 18 месяцам он говорил короткие предложения. У него не было серьезных задержек по основным вехам развития. В два года он знал буквы, цифры, фигуры, планеты и не только. В три года он мог написать свое имя, узнавал некоторые слова, начинал читать по слогам.

Поэтому я игнорировала свою интуицию, которая говорила, что он отличается. Во всех описаниях аутизма, что мне попадались, говорилось, что у него должна быть задержка речи, и что он не должен смотреть в глаза.

Но, надо помнить, что аутизм – это целый спектр, и все дети очень разные.

Так что, как я уже упоминала в начале этого поста – если вы родитель, и вас что-то беспокоит, не игнорируйте свою интуицию и поговорите с врачом.

Также смотрите:

Голосовой помощник Алиса: Тест на риск аутизма у детей до 2-х лет

Мой аутизм не «легкий» и не «гламурный»

Почему так трудно жить с «высокофункциональным» аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Диагностика и тесты, Синдром Аспергера

Источник: https://outfund.ru/devyat-simptomov-vysokofunkcionalnogo-autizma-kotorye-ya-ne-zametila-u-svoego-rebenka/

Лиза Джо Руди: «Почему

Высокофункциональный аутизм у детей
В настоящее время нет общепризнанной статистики о том, какое количество людей в спектре аутизма находится около разных его границ (большинство людей “где-то посередине”).

Однако ясно, что львиная доля внимания средств массовой информации обращена на людей в верхней и нижней частях спектра, то есть с явной инвалидностью и очень высоким уровнем функционирования.

Дело в том, что жизнь с тяжёлым аутизмом чрезвычайно сложна.

И кажется логичным предположить, что людям, находящимся в верхней части спектра, легко, как и их семьям, учителям. В конце концов, часто люди с высокофункциональным аутизмом — очень яркие личности, и у них бывают впечатляющие таланты. Но в реальности всё иначе.

Миф: люди с высокофункциональным аутизмом умны и успешны

Если верить СМИ, то верхняя часть спектра аутизма в значительной степени населена эксцентричными гениями: часто упоминаются Билл Гейтс и Альберт Эйнштейн, Дэн Эйкройд и Дэрил Ханна, у которых, собственно говоря, всё хорошо, несмотря на то, что они далеко не такие, как все. Реальность, между тем, заключается в том, что сочетание “высокофункциональный аутист” и “гений”, “бизнес-магнат” или “голливудская звезда” редко встречается. По факту:

  • При том, что люди с высокофункциональным аутизмом бывают (или не бывают) необыкновенно умными, у них может полностью отсутствовать мотивация добиться успеха у обществе, которая в своё время заставила Билла Гейтса искать инвесторов, а Эйнштейна искать издателя.
  • Также они могут испытывать серьёзные проблемы в повседневных делах, работе, личной жизни, иметь заниженную самооценку. Эти проблемы во многом усугубляются тем, что окружающие постоянно реагируют на них с недоумением или удивлением, так как они не ожидают странного поведения или реакции от людей, которые “нормально ведут себя” во многих ситуациях.
  • От людей с более тяжёлым аутизмом, как правило, никто не ожидает “забить и просто пережить трудный период” в сложных для них ситуациях, но от людей из более высокой части спектра часто ждут именно этого.
  • Наконец, люди с высокофункциональным аутизмом в общем и целом осознают свои трудности и чрезвычайно чувствительны к негативным реакциям со стороны других людей.

Факт: высокофункциональный аутизм — это каждодневные сложности

Вот лишь несколько проблем людей с высокофункциональным аутизмом (в том числе с диагнозом “синдром Аспергера”), которые часто встают на пути к их успеху и счастью:

  1. Значительные проблемы сенсорного восприятия
    У людей с высокофункциональным аутизмом, как и у людей в любой части спектра, есть сенсорная дезинтеграция. Она означает слабо выраженную, умеренную или экстремальную чувствительность к шуму, толпам, яркому свету, сильным вкусам, запахам и прикосновениям. Это означает, что вербальный и одарённый человек может оказаться не в состоянии зайти в переполненный ресторан, сходить в кино или справляться с сенсорными перегрузками в магазинах, на стадионах и в других общественных местах.
  2. Социальная неуклюжесть
    В чём разница между вежливым приветствием и флиртом? Как понять, что ты говоришь слишком громко? Когда уместно говорить о личных проблемах или интересах? Когда важно прекратить делать то, что тебе нравится, и сосредоточиться на потребностях другого человека? Эти вопросы трудны для всех, но для человека, находящегося на высоком уровне спектра аутизма, они могут стать непреодолимыми препятствиями при создании социальных связей, на работе, в личных отношениях.
  3. Тревога и депрессия
    Тревожные расстройства, депрессия и другие эмоциональные нарушения более распространены среди людей с высокофункциональным аутизмом, чем по населению в целом. Неизвестно, приводит ли аутизм к этим расстройствам, или эти расстройства возникают вследствие социального отторжения и неудач, но как бы то ни было, сами по себе эмоциональные расстройства уже большая проблема.
  4. Недостаток навыков управления и планирования
    Исполнительные функции включают в себя навыки, которые мы используем для организации и планирования нашей жизни. Они позволяют типично развитым взрослым заранее составить распорядок дня, заметить, что шампунь заканчивается (значит, надо купить новый), задать временные рамки исполнения этапов в долгосрочном проекте и соблюдать их. У большинства людей с высокофункциональным аутизмом исполнительные функции сильно нарушены, что существенно затрудняет планирование и выполнение домашних дел, мешает справляться с даже с незначительными переменами на работе или в школе, и т.д.
  5. Эмоциональная лабильность
    Вопреки распространённому мнению, люди с аутизмом не обделены эмоциями. Более того, люди с аутизмом могут стать слишком эмоциональными в неудобных для них ситуациях. Представьте 16-летнего подростка, плачущего из-за изменений в планах, или взрослую женщину в истерике из-за того, что машина не завелась. Это примеры обычных проблем людей с высокофункциональным аутизмом, которые вполне способны делать разные дела, но ТОЛЬКО в предсказуемых условиях и без неожиданных препятствий.
  6. Сложности с переключением и переменами
    Многим людям сложно приспособиться к переменам, но для людей с высокофункциональным аутизмом эта проблема совершенного иного уровня. Установив для себя удобный и постоянный график, люди с аутизмом в большинстве своём хотят всегда его придерживаться. Если взрослый аутичный человек привык ходить по средам с друзьями есть начос, то предложение сходить поесть куриные крылышки в четверг может вызвать у него тревогу или даже гнев.
  7. Трудности с отслеживанием вербальной коммуникации. Человек с высокофункциональным аутизмом вполне способен выполнить задачу, но бывает не в состоянии воспринять обращённые к нему устные инструкции. Другими словами, если полицейский сказал: “Оставайтесь в своей машине и дайте мне свои водительские права и техпаспорт”, то человек с аутизмом может обработать только часть фразы — “оставайтесь в своей машине” или “дайте мне свои водительские права”. То же самое касается и иных инструкций, например: в классе бальных танцев, в кабинете врача или данных менеджером в офисе. Понятно, что подобное может породить большое количество проблем — от серьёзных проблем с полицией до непреднамеренных ошибок на работе.

Как видите, термин “высокофункциональный” означает означает ровно то, что написано. Однако высокофункциональный аутизм — вовсе не тот диагноз, с которым просто жить. Всем, кто опекает, нанимает, обучает людей, находящихся в верхней части спектра аутизма, работает с ними, важно помнить, что аутизм всегда остаётся аутизмом.

Представленный выше материал — перевод текста “Why 'High Functioning' Autism Is So Challenging”.

Источник: https://aspergers.ru/node/431

Высокофункциональный аутизм: печать гения или жизнь с осложнениями

Высокофункциональный аутизм у детей

2 Фев 2017 13:14 © Женская доля

Аутизм — врожденный недуг, возникающий в результате нетипичного развития головного мозга, определяющей чертой которого является очевидный дефицит социальных коммуникаций, общения, зацикленность интересов и действий. Проще говоря, аутист – человек живущий не в социуме, а «в себе».

Существует несколько классификаций аутизма. В одной из них болезнь подразделяют на «низко» – «средне» – и «высокофункциональный» аутизм.

Принято считать, что высокофункциональная форма аутизма снабжает человечество гениями, но так ли это? Насколько легко жить людям с таким диагнозом? И одинаково ли проявляется недуг у мужчин и женщин?

Признаки высокофункционального аутизма

Высокофункциональный аутизм отличают от классического наличием большего набора функций:

  • При классическом аутизме наблюдаются значительные речевые проблемы. Ребенок не говорит, не понимает значение слов и обращенную речь. Требуется сложная работа по обучению его простым вербальным коммуникациям. При высокофункциональном варианте может наблюдаться незначительная задержка речи. Затем ребенок овладевает нормальным словарным запасом.
  • Классический аутизм часто сопровождается задержкой умственного развития. При втором варианте – умственное развитие может быть даже выше нормы. Дети вовремя овладевают познавательными навыками, имеют достаточные знания об окружающем мире.

Если к совокупности симптомов не присоединяется гиперактивность, диагностировать аутичное расстройство могут ближе к школьному или даже к подростковому возрасту. Поведение детей не вызывает тревоги, поэтому некоторые несоответствия списываются на невоспитанность или индивидуальные особенности ребенка. И только растущие коммуникационные проблемы показывают, что ребенок – аутист.

Дети с классическим аутизмом, с набором низких функций на момент рождения и начала наблюдения при целенаправленной работе постепенно переходят в разряд высокофункциональных аутистов. Функции развиваются, если их подтягивают искусственно. Помогают специальные занятия и незначительное медикаментозное сопровождение, активизирующее мозговую деятельность .

Почему им сложно?

Глядя на людей с диагнозом «высокофункциональный аутизм», обычно замечают только их преимущества. Особенно после того, как была выдвинута гипотеза о том, что Билл Гейтс, Винсент Ван Гог, Альберт Энштейн, Исаак Ньютон, а из женщин Вирджиния Вульф и Дерил Ханна относятся к их числу. На самом деле, все не так радужно. Справляться с жизнью аутистам значительно сложнее, чем остальным.

Несмотря на внешнюю кажущуюся приспособленность к окружающей среде, им так же тяжело взаимодействовать с миром, как и остальным аутистам. У них сходные реакции на кризисные ситуации, что нередко удивляет окружающих, думающих, что они имеют дело с обычными людьми. Реакции удивления и недоумения от коллег, близких и знакомых дополнительно травмируют человека с высокофункциональным аутизмом.

Эмоциональное развитие у них достаточное, поэтому они тяжело переживают моменты, когда оказываются не на высоте. Это приводит к депрессиям. Они страдают из-за трудностей на работе, сложностей в построении романтических отношений.

Как проявляется высокофункциональный аутизм

  • Сенсорная гиперчувствительность. Плохо переносят шум, звуки, столпотворение людей. Существует низкая, средняя и высокая сенсорная гиперчувствительность.
  • Социальная неловкость.

    Какая улыбка предназначается другу, а какая – понравившейся особе противоположного пола, как громко можно говорить в магазине, а как – на вечеринке, в какой ситуации стоит рассказывать о личных проблемах, а когда нужно держаться официально? Всего этого аутисты не понимают, и каждый раз попадают в неприятные ситуации.

  • Депрессивные расстройства и тревожность. Согласно данным статистики аутисты чаще, чем другие люди страдают от депрессии и тревожности. Ученые не могут пока сказать, случается это из-за особой организации мозговой деятельности или депрессия – следствие отвержения, стрессов, которые испытывают аутисты в повседневной жизни.
  • Трудности самоорганизации. Поставить цель, спланировать работу и сделать расписание таким людям тяжело. Исполнительные функции у них сильно хромают. Им трудно, например, обратить внимание, что заканчивается сахар, и купить его заранее.

    Поэтому для человека с аутизмом ведение домашнего хозяйства – сложная, порой, невыполнимая задача.

  • Эмоциональная нестабильность. Вопреки расхожему мнению, это очень эмоциональные люди. Они расстраиваются, когда случается неожиданная неприятность и реагируют взрывом эмоций.

    Высокофункциональные аутисты способны ориентироваться в предсказуемой ситуации. К ней они готовы и действуют разнообразно. А непонятные события вызывают у них панику и растерянность.

  • Неприятие сложных вербальных форм.Справляются с поставленной задачей, но испытывают трудности, пытаясь распознать речевые инструкции.

    Команда «Выйдите из кабинета и пригласите следующего» для них невыполнима. Они слышат только первую часть «выйдите из кабинета». Естественно, что такая особенность часто порождает проблемы в повседневной жизни.

Высокофункциональный аутизм по гендерным стереотипам является чисто мужским отклонением, но это не так.

Аутические расстройства встречаются и у женщин, но вот диагностирование их затруднено тем, что в социальной ситуации женщины камуфлируют ошибки, используя наблюдение и имитацию. Другими словами, испытывая патологический страх перед неправильным социальным поведением, они способны притворяться нормальными, копируя поведение других людей в той или иной ситуации.

Как симптомы расстройства выделяют женщин с ВФА среди других женщин

  • Модной и красивой одежде аутистка предпочтет удобную – практичность превыше всего.
  • Не станет тратить время на замысловатую прическу, ограничиваясь простым расчесыванием, и, зачастую, не нуждается в макияже.
  • Может выглядеть эксцентрично, не понимая этого.
  • Голосовые, поведенческие навыки, а также внешний вид больше напоминают детские и не соответствуют реальному возрасту.
  • Невербальные функции гораздо более экспрессивны, чем у мужчин с ВФА.
  • Теряется в осознании собственной личности, беря за образец другие и воспроизводя их поведение.
  • Любимое занятие – уход от реальности в воображаемый мир, включающий в себя погружение в просмотр фильмов, чтение книг, компьютерные игры.
  • Создает для себя правила и неуклонно следует им: дисциплина, повторяющийся порядок действий, систематические привычки.
  • Зона комфорта – дом или любое удобное для контроля место.

Интеллектуальные возможности таких женщин

  • Если не диагностирован аутизм или СА (синдром Аспергера) в раннем детстве, то, возможно, девочка с высокофункциональным аутизмом принималась за особо одаренную, но замкнутую и стеснительную. Либо, напротив, могла иметь проблемы с успеваемостью.
  • Часто имеет остров гениальности (компьютеры, изобретения, определенная наука) или выдающийся талант (особенно в сфере искусств – музыка, живопись)
  • Кроме того, девочки, как правило, преуспевают в изучении иностранных языков, литературе, психологии.
  • В приобретении навыков, связанных с особым интересом, является успешной самоучкой.
  • Легко получает блестящее образование, которое всегда сопровождается социальными осложнениями во время учебы.
  • Может быстро и внезапно охладеть к занятию, взывающему сильнейший интерес до этого.
  • Свойственен высокий коэффициент интеллекта, но имеются проблемы с усваиванием информации из-за медленного восприятия.
  • Вербальной информации предпочитает письменную или схематичную.

Эмоции

  • Женщина с высокофункциональным аутизмом эмоционально неискушена, но очень впечатлительна.
  • Самые сильные эмоции для нее – страх и тревожное возбуждение
  • На интимный разговор о чувствах может выйти легче, чем мужчина с ВФА.
  • Возможны частые перепады настроения и нервные срывы, вплоть до маниакально-депрессивного психоза.
  • Крайне чувствительна к медицинским препаратам, иногда оказывающим на нее противоположный эффект.
  • При тревожном расстройстве неосознанно использует зацикленные движения: постукивает пальцами, топает ногой, подергивает волосы и т.п. Восторг проявляется примерно также: активные движения руками, подпрыгивания, хлопанье в ладоши.
  • Чрезвычайно склонна к истерикам, даже при посторонних, из-за эмоциональной перегрузки.
  • Не может мириться с несправедливостью и непониманием, реагируя на них приступом ярости.
  • После срыва может перестать говорить надолго, либо говорит монотонно и осипшим голосом.

Социальное общение

  • Часто ее высказывания и поступки не находят правильного понимания у окружающих.
  • Может умышленно казаться грубой и недружелюбной.
  • Как правило, женщина с ВФА исключительно стеснительна и немногословна, но, если тема вызывает острейший интерес, активно включается в разговор, воодушевленно рассказывая о достижениях в этом вопросе.
  • В особо остром или продолжительном социальном общении может истощиться и отключиться от перегрузки.
  • Предпочитает без особо важных причин не выходить из дома.
  • С трудом заводит подруг, т.к. не любит чисто женских занятий и разговоров.
  • Романтическим отношениям предпочитает одиночество, но, если вступает в отношения остается верной им навсегда.
  • В интимных отношениях, из-за сенсорных отклонений, либо получает невероятно острые ощущения, либо фригидна и крайне не любит секс.
  • На симпатичном ей мужчине фиксируется, как на спецобъекте и предпринимает неуклюжие попытки показать свое расположение: может ходить за ним по пятам, не отрываясь смотреть, доставать звонками, недостаточно точно понимая гендерное различие. 

Таким образом, высокофункциональный аутизм и у мужчин, и у женщин, хоть и считается более легкой разновидностью, имеет свои сложности в адаптационном плане. Он все равно остается аутизмом. Это нужно учитывать близким, учителям и работодателям.

Источник: https://zhenskayadolya.ru/vysokofunktsionalnyj-autizm/

Страница Психолога
Добавить комментарий