Вторичные нарушения умственной отсталости

Основные и вторичные нарушения при олигофрении (Т. Сомойлова)

Вторичные нарушения умственной отсталости

  • Э. Сеген (1903): основной дефект – недоразвитие волевой сферы. Эту точку зрения поддерживали  Солье, Г.Я. Трошин.
  • К. Левин: в основе умственной отсталости видел фактор костности и вязкости аффекта, из этого он выводил свойственную для детей-олигофренов общую «малую подвижность психики».  Сами интеллектуальные нарушения он отодвигал к периферии, расценивая их как производные аффективной недостаточности. Экспериментальные исследования процессов психического пресыщения и замещения неудовлетворенной потребности: у детей-олигофренов возвращение к прерванному действию наблюдается значительно чаще, чем в норме. У здоровых детей замещающее действие обладало замещающей значимостью.  По мнению К. Левина, это свидетельствует о малой динамической связи отдельных потребностей друг с другом, что ведет к функциональной неподвижности и трудности дифференциации.
  • Л.С. Выготский:Полемика с К. Левином. В экспериментах Л.С. Выготского была выявлена тесная зависимость аффективных расстройств от интеллектуальных.  У здорового ребенка действия развертываются в смысловом плане, а у умственно отсталого – в наглядной ситуации. Недоразвитие мышления, речи, высших форм памяти  Л.С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные усвоением  социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.
  • С. Я. Рубинштейн: ядерным симптомом, вытекающим из-за неполноценности коры,  считала недостаточную познавательную активность, слабость ориентировочной реакции.
  • М.С. Певзнер считала основной морфологической базой недоразвитие лобных долей мозга. Наиболее страдают третичные поля, филогенетически более молодые – лобно-теменные отделы.
  • Г.Е. Сухарева:

o    Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга, и особенно филогенетически наиболее  молодых ассоциативных зон.

o    Вторичный дефект  основан на первичном и имеет кольцевой характер  «сверху вниз» и «снизу вверх».

В формировании вторичного дефекта та большая роль культуральной депривации  низкие интеллектуальные  возможности затрудняют усвоение, и создают ситуацию изоляции в среде  сверстников.

Имеет более сложную многоступенчатую природу (от биологических до социальных параметров)..

Таким образом, обнаруживается тесная зависимость интеллекта от аффекта, но и обратная – зависимость аффекта от интеллекта. Следовательно однозначный вывод сделать нельзя.

В большей степени недоразвиты те эмоции которые в тесно связанные с интеллектуальным развитием. А вот базальные эмоции менее зависимы от интеллекта.

Хотя с возрастом влияние эмоций возрастает, но некоторая автономность базальных эмоций сохраняется (можно рассказать про случай описанный Корсаковым, когда при идиотии похвала и порицание вызывали адекватную реакцию).

Такая сохранность базовых эмоций при тяжёлых  нарушениях,  хорошая возможность для коррекции (лучше запоминают аффективно  насыщенный материал)

Качественный и количественный анализ нарушений при олигофрении (О. Некрасова).

Олигофрения относится к психическому недоразвитию. По этиологии различают эндогенную (генетическую) и экзогенную (в результате перенесенных инфекций, интоксикаций и травм во внутриутробный, родовой период и до 2-3 лет после рождения).

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры (она созревает позже). Из этого следует 2 основных клинико-психологических «закона» олигофрении:

1.          тотальность нервно-психического недоразвития (т.е. в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной степени соматические функции)

2.          иерархичность нервно-психического недоразвития (недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления)

Общая тенденция нарушения такова: больше всего страдают те звенья психических функций, которые связаны с отвлечением и обобщением. Чем глубже степень олигофрении, тем выраженнее дефект функции.

недоразвитие мышления: исследования В.Г. Петровой, Б.И. Пинского и др. показали недостаточность развития практического интеллекта, слабость предметного анализа. Недоразвито формирование понятий. Понятия недифференцированы, расплывчаты, затруднен выход за пределы непосредственного конкретного опыта.

Б. Инельдер:

  • глубокая умственная отсталость (идиотизм): перцептивные и интуитивные методы рассуждения. Не формируется понятие количества.
  • Имбецильность: формируется понятие сохранения количества, но недоступны понятия веса и объема. Мышление характеризуется незаконченностью и неустойчивостью операторных построений.
  • Легкая степень олигофрении (дебильность): формируется понятие и о сохранении количества, но и о сохранении веса, но понятие объема слито с понятием веса (т.к. понятие объема более абстрактное, чем понятие веса).

недоразвитие речи: активный словарь резко ограничен по сравнению с пассивным. Могут иметь место дефекты произношения, косноязычие. Затруднено понимание смысла слов. Страдает грамматический строй речи.

Даже при относительной сохранности грамматического строя в речи не отражается функция обобщения, страдает смысловая сторона. Некоторые исследователи (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, А.И. Мещеряков и др.

) указывают на нарушение регулирующей функции речи при олигофрении.

Эскероль:

  • Идиоты не могут говорить, издают отдельные звуки
  • Имбецилы могут говорить отдельные фразы
  • Дебилы могут иметь хорошую, развитую речь

недоразвитие эмоционально-волевой сферы: наблюдаются малая дифференцированность, косность и однообразие, бедность оттенков переживаний, слабость борьбы мотивов. Наблюдается эмоциональная вязкость. Неспособность подавлять аффект либо влечении проявляется в склонности к импульсивным аффективным реакциям.

Трошин при анализе нарушений воли у олигофренов исходит из 5 стадий нормального развития воли у детей:

Ø  физиологически-инстинктивная (автоматические и импульсивные движения, рефлексы)

Ø  первичная (первичные движения ребенка от хватания до речи)

Ø  подражательно-внушенная (может исполнять волю другого, подчинение)

Ø  механическая (гипертрофия «я хочу»)

Ø  приспособительная

  • идиотам доступны физиологически-инстинктивная воля и первичные движения, за исключением подражательных и внушенных.
  • Для имбецила характерна подражательно-внушенная воля. В своей деятельности имбецил воспринимает мотивы или материал для них от других людей.
  • Наиболее характерно для воли дебила – идти по линии наименьшего сопротивления. Характерная стадия – механическая воля: проявляется стремление к минимизации волевого приспособления: мотивы берет извне (подражание и внушение), вместо новых пользуется старыми (привычки).

недоразвитие внимания: недостаточно развито произвольное внимание, наблюдаются сложности с его фиксацией.

  • У идиотов возможно произвольное внимание, но оно либо пробуждается редко под влиянием большого удовлетворения либо легко возбуждается, но не обладает устойчивостью.
  • У имбецилов произвольное внимание существует в определнных пределах, но крайне непостоянное и неустойчивое. Они не могут удерживать цель совершаемого дйствия.

недоразвитие памяти: при относительно сохранной механической памяти страдает память смысловая – затруднено запоминание и воспроизведение явлений, объединенных смысловой связью.

недоразвитие восприятия: больше всего страдает уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

недоразвитие моторики: движения бедны, однообразны, неритмичны, замедлены, обладают плохой пластичностью. Присутствуют синкинезии. Отмечаются неустойчивость мышечного тонуса, неловкость произвольных движений, бедность мимики и жестов, наличие лишних действий либо медлительность и заторможенность движений. Часто движения нецелесообразны или бесцельны.

Возрастная динамика (Т. Сомойлова):

–   запаздывание перцептивных функций (реакций на цвет, звук, игрушку,»комплекса оживления»;

–   задержка разв-я моторики, замедление статических и локомоторных навыков(удерживание головы, хватание, сидение, стояние, ходьба)

–   запаздывание навыков самообслуживания

–   недоразвитие речи

–   недостаточность интеллектуальной  деятельности в целом

–   выраженные трудности в овладении начальными элементами счёта  чтения.

Анализ игры олигофренов и нормальных детей показал, что у  олигофренов страдает главный фактор развития – способность планировать свои действия.

Источник: https://students-library.com/library/read/98298-osnovnye-i-vtoricnye-narusenia-pri-oligofrenii-t-somojlova

Основные и вторичные психические нарушения при умственной отсталости

Вторичные нарушения умственной отсталости

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов. v Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому. Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни.

У многих детей задерживаются сроки развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.).

У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого.

Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием.

Производя это действие, ребенок познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и предметом, свойства предметов — величину, массу, форму. С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация.

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.

Варианты аномалий развития. Их специфические особенности.

Различные классификации аномалий психического развития:

v Г.Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза различает три вида психического дизонтогенеза:

1. Задержанное развитие;

2. Поврежденное развитие;

3. Искаженное развитие.

v Л. Каннер (американский детский психиатр,1955):

1. Недоразвитие;

2. Искаженное развитие.

v Я. Лутц (1968):

1. Необратимое развитие (олигофрения);

2. Дисгармоничное развитие (психопатия);

3. Регрессирующее развитие (прогрессирующие дегенеративные заболевания, злокачественная эпилпсия);

4. Альтернирующее развитие (все явления асинхронии, наблюдается при самых разных соматических заболеваниях);

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (шизофрения).

v Г.К. Ушаков (1973) , В.В. Ковалев (1979):

1. Ретардация (замедленное и стойкое психическое недоразвитие: общее или парциальное);

2. Асинхрония (неравномерное, дисгармоничное развитие, включающее признаки ретардации и акселерации).

v В.В. Лебединский(объединение принципов классификации Г.Е.Сухаревой и Л. Каннера):

Основа классификацииосновное качество нарушения развития.

Отставание развития:

Недоразвитие

Общее стойкое недоразвитие типично при раннем времени повреждения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, особенно тех, которые обладают длительным периодом развития.

Пример: УО– Первичный дефект: недоразвитие мозговых систем. Вторичный дефект: имеет «кольцевой характер». Недостаточность развития «сверху вниз» и «снизу вверх». Повышенная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях.

Преобладают явления ретардации. Различные функции неразвиты неравномерно. Недостаточность высших функций выражена больше, чем низших. Так, развитие интеллекта страдает в большей степени, чем речи, последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.

Задержанное развитие

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Замедление инволюции (исчезновения) ранних форм.

Задержка может проявляться в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения: наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные.

Ведущая линия аномально развития «снизу вверх»: базальные функции страдают больше, чем высшие.

Поломка развития:

Поврежденное развитие

Более позднее патологическое воздействие на мозг (2-3 года), когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития.

Пример: ОРГАНИЧЕСКАЯ ДЕМЕНЦИЯ– сочетание грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). Обычно страдают лобно-подкорковые взаимоотношения (расстройства эмоциональной системы, нарушение целенаправленной деятельности, личности в целом).

Дефицитарное развитие

Грубое нарушение или повреждение отдельных анализаторных систем. Первичный дефект (повреждение анализатора) ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, и замедление развития тех функций, которые связаны с ними опосредованно.

Координата аномального развития «снизу вверх». Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции (пример: нарушение зрения приводит к недоразвитию координаций между речью и действием).

Большая возможность для компенсации за счет сохранности других анализаторных и регуляторных систем.

Источник: https://cyberpedia.su/15x66a5.html

Страница Психолога
Добавить комментарий