Влияние стресса на трудовую деятельность

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации

Влияние стресса на трудовую деятельность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Экономический факультет

Кафедра «Управление человеческими ресурсами»

Реферат по дисциплине «Организационное поведение»

на тему: «Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности персонала организации»

Студента дневного отделения

группы 2.13

Специальность «Управление персоналом»

Говша Н. А.

Проверила: Меньшенина Е.А.

Ростов-на-Дону

2012 г.

Оглавление

Введение 3

1.Теоретические основы стресса 4

1.1Понятие стресса и его особенности 4

1.2Динамика стресса 5

1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте  и его признаки 6

2.Анализ дисфункциональных последствий стресса 10

2.1Влияние стресса на психофизиологию работника 10

2.2 Вред и польза стресса 11

3.Влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала 13

3.1 Пагубное влияние стресса на профессиональную деятельность 13

3.2 Управление стрессом 14

Заключение 18

Список использованной литературы: 19

Введение

Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Сегодня стресс стал одной из самых популярных тем.

По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивление организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами.

В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% работников – почти ежедневно.

 С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах.

Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала.

Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

 Цель данной работы – рассмотреть стресс как фактор, снижающий эффективность трудовой деятельности.

 Задачи работы:

 • Изучить сущность стресса

 • Рассмотреть последствия стресса

1.Теоретические основы стресса

1.1Понятие стресса и его особенности

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями.

Впервые стресс исследовал и описал Г.Селье в работе “Стресс без дистресса”.

Ученный дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».

Есть и другое определение стресса, подчеркивающее необходимость его для организма: Стресс – это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма направленная на обеспечение самосохранения.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество.

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс – состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация;

2) адаптация;

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация.

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию.

На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек.

Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень – переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом.

Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне.

Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии.

Стадия дезорганизации возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

   1.3Причины возникновения стресса на рабочем месте  и его признаки

Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стрессы возникают под действием стрессоров – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Можно привести следующую классификацию стрессоров:

  1. Физиологические (это экстремальные воздействия внешней среды неприемлемые для организма уровень температуры, освещения, давления, болевые ощущения, непосильная физическая нагрузка и т.д.);
  1. Психологические (психологическое напряжение, отрицательные эмоции, конфликтные ситуации и т.д.);
  1. Организационные (перегрузка или недогрузка работника, конфликт или неопределенность ролей, неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью);
  2. Личностные (события личной жизни негативного или позитивного характера);
  1. Внешние (находятся за пределами организации – международные события, экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы напряженность в обществе и др.);
  2. Внутренние (связаны с организацией и самим работником – несовершенная организационная структура и стиль управления, специфическое восприятие, различия в опыте);
  • По специфике воздействия:
  1. Общие (характерны для типичных ситуаций – хронические, часто повторяющиеся проблемы);
  2. Специфические (связанные с особенностями личности, ситуации).

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

• Трудовая деятельность индивида – ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

• Взаимоотношения в организации – построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

• Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

• Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

• Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

• Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы.

Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений.

На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

• Карьерное продвижение – достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

• Физические условия труда – слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

• отсутствия работы или длительного ее поиска;

• конкуренции на рынке труда;

• кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость.

При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен.

Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

2.Анализ дисфункциональных последствий стресса

2.1Влияние стресса на психофизиологию работника

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе включаются сложнейшие нервные механизмы.

Например, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он хотел бы отвлечься от этих мыслей, но не получается.

Источник: https://student.zoomru.ru/etika/stressy-i-ih-vliyanie-na/177417.1483527.s1.html

Как стресс влияет на работоспособность: шесть шагов к созданию здоровой атмосферы на рабочем месте

Влияние стресса на трудовую деятельность

Время, в которое мы живём, смело можно назвать сумасшедшим. Нам приходится всегда укладываться в определённые сроки, умудряться совмещать трудовую и семейную жизнь, а также на несколько шагов вперёд просчитывать ход любого проекта, за который берёмся.

Это требует значительной концентрации силы воли и очень утомляет. Жизнь под постоянным воздействием стресса стала повседневной нормой.

Но правда ли, что стресс так уж вреден? И, если это всё-таки правда, как себя вести, когда его невозможно избежать?

Стресс, по сути, является естественной реакцией организма на сложную ситуацию. Когда что-то может причинить вам вред, в организме активируется цепочка физиологических процессов, придающих вам сил и помогающих справиться с проблемой или избежать её. Так что же происходит на самом деле? Встревоженный мозг посылает организму сигнал, который активирует симпатическую систему – механизм, отвечающий за подключение дополнительных резервов при возникновении необходимости в повышенной скорости реакции. Надпочечники начинают вырабатывать адреналин и выпускать его в кровоток; ускоряется сердцебиение, за счёт чего увеличивается приток крови в мышцы, повышается частота пульса, чувства становятся более острыми, и в результате вы оказываетесь готовы к преодолению препятствий.

Представьте себе ситуацию (гипотетически).

Вам вдруг позвонил начальник и заявил, что чрезвычайно нужная встреча с какими-то очень важными людьми назначена намного раньше, чем было запланировано предварительно (или вы просто запутались в своём расписании).

Вы совершенно растеряны, но где-то в подсознании всё же знаете, что справитесь. И вот тут приходится к месту стимулирующее действие положительного стресса или эустресса:

  • внимание заостряется на конкретной задаче;
  • значительно повышается уровень энергии;
  • вы чувствуете возбуждение и горите желанием преодолеть все трудности;
  • улучшается работоспособность.

Выходит, что стрессовые реакции являются адаптивными. Однако не забывайте, что части головного мозга, контролирующие описанные выше процессы, вполне можно назвать рудиментарными. Проще говоря, они ещё не успели осознать тот факт, что людям больше не приходится бороться за выживание с помощью охоты на диких животных. У организма попросту не было шансов угнаться за темпом культурной и технологической эволюции. Получается, что стрессовые реакции могут оказаться очень полезными при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, однако, они не предназначены для решения долгосрочных проблем. Практически это означает, что мы хорошо приспособлены к преодолению какой-либо одной тяжёлой задачи, но находиться в таком состоянии длительное время не можем. Плохая новость заключается в том, что положительное действие длится только около 30 минут. После этого стресс начинает вредить нашим внутренним органам, иммунной и нервной системам. Причина очевидна – поддержка состояния полной боеготовности требует много энергии, поэтому организм не может заботиться о себе так же хорошо, как в нормальной ситуации. Останавливаются процессы, отвечающие за рост и восстановление организма, снижается эффективность работы органов пищеварения, иммунная система перестаёт бороться с вирусами, бактериями или другими инфекциями. Надолго затянувшийся стресс может привести к истощению. Когда вы находитесь в «режиме выживания», времени на регенерацию не остаётся.

Чем отрицательный стресс (дистресс) может грозить вашему организму:

  • напряжение мышц;
  • бессонница;
  • проблемы с пищеварением;
  • потеря аппетита;
  • повышенная восприимчивость к инфекциям;
  • повышенное кровяное давление;
  • инсульты;
  • сердечные приступы;
  • онкологические заболевания.

Стресс также сильно вредит работе когнитивной системы. Во время работы мы не можем обойтись без мозговых клеток. Поэтому вас должен встревожить тот факт, что стресс может фактически привести к уменьшению объёма серого вещества. Особо подвержена повреждениям префронтальная кора – часть мозга, которая отвечает за высшие функции, такие, как рассуждение, принятие решений, планирование и преодоление трудностей. Конечно, чтобы это произошло, должно пройти некоторое время. Однако помните, что в условиях стресса префронтальные доли не могут нормально выполнять свою работу. В то же время более примитивные, но более быстрые части мозга будут работать в полную силу. Следовательно, доступные стратегии преодоления стресса ограничиваются простыми и не всегда адаптивными процедурами. Возможно, что вы будете часто закатывать истерики, впадать в ярость, станете необщительными или замкнутыми. Кроме того, эмоциональное напряжение снижает уровень серотонина, что может привести к депрессии и невротическому поведению. Сильный стресс способен повлиять на ваши эмоции и логическое мышление различными способами. Вы можете ожидать:

  • рассеянного внимания и неспособности сосредоточиться и что-то запомнить (о том, как улучшить свою память, читайте здесь);
  • навязчивых мыслей;
  • ухудшения показателей эмоционального состояния (как вашего, так и других людей);
  • чувство потери контроля;
  • ощущение пустоты в голове.

Более важно то, что и сам долгосрочный стресс может стать проблемой. Вы концентрируетесь на своих трудностях, а не на рабочих обязанностях. Проблемы продолжают накапливаться, и порочный круг становится более тесным. Хуже всего то, что ваш мозг будет искать простые варианты решения этой проблемы – шоколад вместо полноценной еды для восстановления уровня энергии; алкоголь или что-нибудь похуже для успокоения нервов; а также другие разрушающие ваш организм способы выпустить пар. Немного мрачно, не правда ли? Так что же делать? Существует несколько способов изменить вашу наполненную стрессовыми ситуациями жизнь! Давайте будем честными – даже работа в самых комфортных условиях не может гарантированно оградить вас от стрессовых ситуаций. Как уже говорилось, стресс является естественной и вполне безопасной реакцией. Всё, что вам нужно сделать – научиться справляться с этим механизмом, прежде чем его действие повернётся против вашего мозга и тела. Чем раньше вы заметите, что стресс начинает влиять на ваше состояние в целом, тем лучше. Вы должны следить за реакциями вашего тела и научиться понимать, когда от энтузиазма вы переходите к сумасшествию. Постарайтесь определить, когда и по какой причине происходит выплеск адреналина, который вносит неразбериху и мешает работе. Бывает, что различные стрессовые ситуации связаны между собой. Только полностью изучив этот механизм, вы сможете создать свою личную программу профилактики стресса.
Разложив свой обычный рабочий день на небольшие части, начиная с утренних действий, а заканчивая вечерними привычками, вы сможете получить более четкое представление о том, что в действительности происходит при возникновении стрессовой ситуации. Постоянно анализируйте своё поведение, окружающую обстановку и людей. Самое важное здесь – выяснить, в какой момент вы склонны находиться в состоянии стресса, и когда можете расслабиться и выпустить пар. Затем внимательно посмотрите на свои стратегии преодоления напряжения. Есть ли они у вас вообще? Приносят ли они пользу? Чего они вам стоят? Можете ли вы как-то изменить своё привычное поведение, чтобы стать более эффективным? В силах ли вы на самом деле улучшить ситуацию? Где искать поддержки? Поговорите со своим руководителем о трудностях, которые вам приходится преодолевать. Обсудите с ним рабочую нагрузку, а также поставленные задачи, которые не должны выходить за рамки ваших возможностей. Не бойтесь честно говорить о своих предчувствиях и сомнениях.

Но при этом постарайтесь оставаться настолько конструктивным, насколько это возможно. Жаловаться совершенно бессмысленно. Это касается также и ваших коллег.

Не грузите их рассказами о том, как трудно вам приходиться, лучше спросите конкретного совета. И в любом случае не вымещайте свою злость на других людей, особенно, если вы хотите стать настоящим лидером или незаменимым работником.

Вы быстро поймете, что какой мерой мерите вы, той же мерой отмерится вам (как аукнется, так и откликнется).

Чрезмерный перфекционизм быстро приводит к истощению. Подумайте о качестве своей работы и определите достаточно высокий для себя уровень. Невозможно ставить рекорды каждый раз, когда вы работаете над каким-либо проектом. Постановка нереальных целей не только может довести вас до нервного срыва, но также является причиной потери контроля над ситуацией и снижает самооценку. Нет необходимости быть на связи 24 часа в сутки – вы нуждаетесь в определённом промежутке свободного от работы времени для восстановления гармонии в вашем теле и разуме. Речь идёт не о сверхурочных часах, которые вы используете по вечерам, чтобы наверстать упущенное в работе. Это скорее связано с тем, что мы обсуждали выше. Чтобы очистить свой разум, вам придется спрятаться от всех факторов, которые напоминают о работе. Держитесь подальше от работы: даже не проверяйте сообщения, приходящие на мобильный телефон. Само его наличие может поддерживать вашу симпатическую систему на взводе, так что расслабиться у вас не получится. Кроме того, непросто будет устоять перед соблазном просмотреть почтовый ящик, если телефон лежит на вашем обеденном столе. Лучше займитесь чем-нибудь другим. Выделите немного времени для социальной жизни или найдите себе интересное хобби. В общем, делайте то, что нравится, что может отвлечь внимание от рабочих обязанностей. Голодный человек – это озлобленный человек, а голодный организм – это организм, подверженный стрессу! Не надо увеличивать стресс, отказываясь от еды или жадно поглощая всё, что попадает в ваши руки. Планируйте питание заранее. Утром съешьте питательный завтрак, днём найдите время для обеда (желательно не перед экраном компьютера), а также храните поблизости какие-нибудь полезные закуски. Стресс также любит малоподвижный образ жизни, поэтому попробуйте заняться спортом. Всплеск уровня эндорфинов после лёгкой тренировки сделает ваше тело и разум менее уязвимыми. Однако если вам нужно быстрое облегчение после тяжёлого рабочего дня – следует тренироваться до полного изнеможения. Когда всё тело представляет собой сжатый комок нервов, умеренная активность только усилит сердцебиение и ваше тело останется в режиме, который в психологии называется «дерись или убегай». Стресс всегда зависит от восприятия конкретного человека – в то время как небольшое количество сладкого не принесёт практически никакого вреда. Общие рекомендации довольно просты: прислушивайтесь к своему организму, научитесь понимать его реакции и принимайте как можно более обдуманные решения, когда пытаетесь преодолеть трудности. Как дома, так и на работе старайтесь наслаждаться жизнью! А какие стратегии используете для борьбы со стрессом вы?

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — 25 инструментов повышения производительности (и какие из них вам использовать не следует).

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor.

Источник: https://habr.com/post/298942/

Стрессы и их влияние на эффективность профессиональной деятельности в современных условиях

Влияние стресса на трудовую деятельность

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Стресс сегодня стал одной из самых популярных тем. Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные.

По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами.

Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников – практически ежедневно.

Специалисты в сфере здравоохранения сообщают, что жалобы 90% пациентов связаны с различными расстройствами, вызванными стрессом. По последним данным в России болезнь сердца является убийцей номер один. На данный момент болезнь сердца убила два миллиона гражданских лиц, и один миллион этих смертельных случаев был вызван причинами, связанными с беспокойством и чрезвычайно напряженной жизнью.

В отличие от некоторых других аспектов организационного поведения стресс непосредственно бьет по бюджету компании и оказывает физическое и психологическое воздействие на состояние сотрудников. И так как избежать стрессовых ситуаций на рабочем месте невозможно в современном обществе, то от того, насколько действенными будут методы снижения стресса в организации напрямую зависит как и кадровая, а следовательно и финансовая, стабильность корпораций, так и здоровье нации в целом.

Цель данного исследования заключается в исследовании влияния стресса на эффективность профессиональной деятельности в современных организациях.

В данной работе автор поставил перед собой задачи разобраться в сущности стресса; ответить на вопрос о характере воздействия стресса на работника; узнать что является, а что не является стрессом; выявить дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала и описать методы борьбы со стрессом, которые нам предлагают современные авторы.

Предметом исследования являются дисфункциональные последствия стресса в организации.

Объект исследования – работник.

Данная работа имеет в своей структуре 3 основные главы. В главе «теоретические основы стресса» мы будем рассматривать основные понятия стресса, типы людей по фактору стрессоустойчивости, причины возникновения стресса и симптомы стрессового напряжения у работника.

Во второй главе «анализ дисфункциональных последствий стресса» мы подробно остановимся на процессах воздействия стрессовых ситуаций на общее состояние здоровья человека и губительные последствия длительного пребывания в угнетенном психическом состоянии.

В заключительной главе «влияние стрессов на эффективность трудовой деятельности персонала» мы остановимся на тех барьерах, которые ставит нам стрессовое состояние в ходе профессиональной деятельности, и постараемся привести наиболее оптимальные пути устранения беспокойства.

1.Теоретические основы стресса

1.1. Понятие стресса и его особенности

Стресс (от англ.

«stress» – напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса1.

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость2.

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие.

Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.

Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что, по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем, чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами.

Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

– тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

– сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

– истощения – стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются, и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня3.

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения – «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям4.

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

7. Шум;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

11. Напряжённая работа;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно, с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г.

Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности5.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2. Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.

), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне).

Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек, так или иначе, готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили , что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу.

Одни из них был назначен «главным».

При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности6.

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны.

Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни.

Для многих людей перемены в образе жизни , работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента7.

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную.

Например, было обнаружено , что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами.

Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Источник: https://www.referat911.ru/Sociologiya/stressy-i-ih-vliyanie-na/117641-1986196-place1.html

Страница Психолога
Добавить комментарий