Умственная отсталость и зпр сравнение таблица

➤ Таблица дифференциальной диагностики ЗПР и олигофрении

Умственная отсталость и зпр сравнение таблица

Психологические и интеллектуальные особенности в развитии обычно диагностируются в раннем дошкольном или школьном возрасте, когда признаки отклонения становятся максимально выраженными. Олигофрения и ЗПР обладают схожими чертами, а от правильности постановки диагноза будет зависеть дальнейшее лечение и коррекция.

В чем разница между зпр и олигофренией?

Олигофрения — общее постоянное умственное недоразвитие, вызванное органическим повреждением головного мозга в утробный и постнатальный периоды. Проявляется в снижении интеллекта, эмоциональных, волевых, речевых и двигательных расстройствах.

Олигофрения — это полиэтиологическое заболевание, которое может развиться в результате генетических нарушений, травмы головного мозга.

Ребенок с признаками олигофрении

Статья в тему: Какое отличие детей с ЗПР от УО?

В медицине различают три степени развития олигофрении:

  • имбецильность;
  • идиотия;
  • дебильность.

Все эти степени обладают 4 ступенями тяжести:

Степень тяжестиУровень IQ, баллы
Легкая50-59
Умеренная35 -34
Тяжелая20-34
Глубокаяне достигает и 20

ЗПР сопровождается нарушением темпов психического развития, которое возникает по причине социального или биологического воздействия. Детям с данным диагнозом намного сложнее даются навыки общения со сверстниками, навыки воображения, восприятия окружающего мира, самообслуживания, они сложно включаются в школьную деятельность.

ЗПРОлигофрения (УО)
Обратимое состояниеНеобратимое нарушение
ПарциальностьТотальность
Развитие мозаичное (скачками)Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)
Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщенияНизкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев не поддается коррекцииОтсутствие навыка установления связей причина-следствие и обобщения информации
Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамикаВ большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не сопровождается успехом
Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, вниманиеСтрадают функции мышления
Игровая деятельность способствует к развитиюИгровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами возможностей ребенка
Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекцииПолное безразличие к игровой и предметно-манипулятивной деятельности
Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении заданияСлабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении заданий
Овладевают навыками изобразительного искусстваБез обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы: простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр
Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенкаПроявляется диспластичность
Нет грубых проявлений в неврологическом статусеНаблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица, венозная сеточка на переносице или висках

Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

В большинстве случаев при подозрении на ЗПР родители начинают обращаться к специалистам, когда детям исполняется 7-9 лет. Именно в этот промежуток времени ярко проявляются симптомы недуга.

КатегорияПризнак при ЗПР
Синдром психического инфантилизмаПодавленные навыки познавательной деятельностиПреобладает интерес к игровой деятельностиДурашливость, необъяснимая веселость или конфликтность, вспыльчивостьПроявление отрицательной реакции на выполнение упражнений и задач, в которых требуется проявить умственные возможностиОтрицание любых правил
Церебрастенический синдромНепереносимость к духоте, вспышкам яркого света, шумуБыстрая утомляемостьСкачкообразные успехи в учёбеПодавленные навыки памяти, концентрации вниманияПсихическая медлительностьКапризность, сонливость
Энцефалопатические расстройстваЗаторможенность, безразличие к окружающему миру, вялостьСудорогиЭмоциональная агрессияЭнурез, нарушение сна, заикание, тики, страхи
ИнтеллектМоторика рук развита слабоГрафо-моторная координация отсутствуетНарушено зрительно-пространственное восприятиеОтсутствие навыка составлять звукобуквенный анализОграниченный словарный запасСложности со слухоречевой, слуховой, зрительной памятьюСложности в пространственной ориентации, а также с распределением и концентрацией внимания

ЗПР отличается от олигофрении характером нарушений, у ребенка наблюдается мозаичность, а не тотальность нарушений работы мозга, как результат, одни функции сохраняются, а некоторые отстают в развитии. При ЗПР наблюдается несоответствие потенциальных способностей к познанию информации и реальных достижений.

Дети с диагнозом ЗПР

При диагностике важными признаками, которые отличают ЗПР от олигофрении будут:

  • способность переносить освоенный навык на схожие задания;
  • ознакомление, усвоение и закрепление на практике интеллектуальных операций;
  • способность принимать помощь от посторонних и стремление к развитию.

В работе со стороны специалиста могут быть предложены следующие разновидности коррекционной помощи:

  • усвоение определенных навыков и знаний с уменьшенным темпом;
  • занятия направлены в большей степени на усиление речевого контроля и организации всех видов внимания;
  • мотивация к обучению и использование в работе игровых моментов.

При диагностике ЗПР прогнозы более радужные, чем при диагнозе «олигофрения», так как при правильном подходе и выборе коррекционной деятельности можно получить положительные результаты в развитии. Важно, чтобы в процессе участвовали:

  • социальные педагоги;
  • невропатологи;
  • детские психологи;
  • педагоги по развитию игровой деятельности;
  • родители (благоприятный климат дома – это залог успеха).

Совет: длительность одного вида занятий — не более 10-15 минут, так как дети становятся менее заинтересованными и рассеянными.

Что же касается олигофрении, то можно только стабилизировать ребенка и освоить с ним основные и самые простые навыки самообслуживания (успех в первую очередь будет зависеть от степени заболевания и своевременной диагностики). Работа должна быть комплексная и постоянная, так как такие дети склонны к выполнению циклических движений, которые в большинстве случаев стимулируют «откаты».

Совет: никогда не навязывайте задания, необходимо организовать досуг ребенка так, чтобы он как бы сам проявил интерес.

Диагностикой заболеваний занимаются комплексно логопед, психолог и невропатолог.  Вердикт оглашается на основании многочисленных тестов, длительном наблюдении и   медицинских исследований (МРТ, КТ, Доплер, электроэнцефалографию и т.д.).

Статья в тему: Как снять ЗПР перед школой — практические советы

Олигофрения и ЗПР: отзывы

В таблице собрали несколько популярных суждений, которые взяты из форумов:http://defectolog.ru/forum/108/?theme=2046,http://www.woman.ru/health/medley7/thread/4265007/,http://www.otrok.ru/forum/viewtopic.php4?t=2937,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/177069/.

ПоложительныеОтрицательные
Первое, что важно сделать – это реально подобрать высококлассного специалиста, который не просто по первым признакам поставит диагноз и начнет пичкать вашего ребенка таблетками, а будет сопоставлять целый ряд факторов. Это очень важно, ведь ЗПР от олигофрении тяжело отличить.Вот, например, сыну в 7 лет поставили именно умственную отсталость, понарассказывали мне страшилок, что все, полноценного человека не вырастет, и что можно совершенно ничего не предпринимать, нужно принять ситуацию как она есть.А нееет, я так не могла, начала перебирать врачей, и попала на специалиста с большой буквы, который сказал, что у нас ЗПР и расписал целый комплекс занятий и дал направление в коррекционный центр. И да, у нас начало много получаться и стремительно быстро. Так что, девочки, ищите правильного врача! (Марго)Для того чтобы правильно поставить диагноз, нужны компетентные врачи, которых в нашей стране к сожалению, я еще не встретила. Мы начали бить в колокола, когда дочери был год, ну не может ребенок в таком возрасте лежать и ничем не интересоваться и даже не пытаться ползать, садится, я уже молчу о ходьбе и элементарной речи.Но на все мои рассказы и подозрения все врачи в один голос говорили «мамаша, не делайте из своего ребенка инвалида, это его особенности развития и не более, тем более ребенок у вас после кесарево, так бывает». Так мы обивали пороги клиник на протяжении двух лет, время шло, и ничего не менялось!Пока муж не нашёл выход на клинику в Германии, где нам и поставили диагноз «олигофрения» и сказали, что мы потеряли очень много драгоценного времени! Вот как нашим докторам после этого верить!? (Анна)
Правильно везде пишут, ЗПР – это состояние, которое поддается коррекции, правда скорость восстановления будет напрямую зависеть от уровня сложности заболевания, возраста ребенка, и настойчивости в работе. Нельзя останавливаться, никто не говорит, что будет легко, но результаты вас обязательно порадуют. (Лиза)ЗПР и олигофрения — это сложные заболевания, лечить которые необходимо в специализированных центрах и ни при каких условиях не допускать их к обычных школам, так как эти дети с психическими отклонениями, и мало того, что не знаешь, чего от них ожидать, так еще и в школах нет специалистов, которые знали бы что с такими детками делать! (Мария)
Очень страшно слышать оба эти диагноза, но отчаиваться не стоит, в нашей стране очень много центров, которые занимаются профессионально развитием особенных деток.Мы вот в 3 годика услышали диагноз «олигофрения тяжелой степени», и мы за 3 года сумели добиться того, что наша дочурка самостоятельно кушает, интересуется книгами, складывает пирамидки, кубики, говорит 27 слов и даже есть словосочетания.Пусть для некоторых это маленькие достижения, а для нас это сравнительно с подъемом на Эверест. Не опускайте руки, и не вешайте на своих крох ярлыки. Важно окружить их любовью, лаской и заботой. (Оля)
Мы уже год занимаемся с психологом и логопедом и после первоначального диагноза «олигофрения» нам уже поставили «ЗПР». И в других случаях, я, наверное, бы возмущалась о некомпетентности врачей и неправильном диагнозе, а в данном случае я счастлива, ведь это показатель того, что шансы есть на выздоровление и немалые. (Полина)

Вывод

Олигофрения (умственная отсталость) и задержка психического развития – это схожие по определенным показателям заболевания, но с серьезными отличиями. Для определения точного диагноза рекомендуется пройти полное медицинское обследование (МРТ, КТ и т.д.), рассказать доктору о генетической предрасположенности родителей, о сложностях при беременностях и родах, провести ряд тестов.

Не доверяйте диагнозу одного врача, перепроверьте его у нескольких и сопоставьте результаты, ведь лечение и методы коррекции при двух рассмотренных отклонениях существенно отличаются.

— обзор заболевания подобных олигофрении

Источник: https://autizmy-net.ru/kak-otlichit-zpr-ot-oligofrenii/

Сравнение ЗПР и УО

Умственная отсталость и зпр сравнение таблица

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР И УО Определение

УОЗПР
УО — необратимость (?), тотальность — недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоц.-волев, + социальных способностейЗПР — обратимость, порциальность — запаздывание (приостановка) одной или нескольких функциональных систем, т. е. неравномерные нарушения отдельных психических функций
Скорость снижена, требуются многократные повторенияУзость Невозможность удерживать в поле зрения 2−3 объектов Зрительная ориентировка— не рассматривают, выхватывают хаотично предмет— неузнавание предметов (незнакомых)— снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие— вербальные инструкции часто не воспринимаются1. ВосприятиеСкоростьНедостаточная скорость восприятия учебного материалаУзостьОдновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность вниманияЗрит. Ориент.— рассматривают, но упускают детали, не выдел. Существ. Признаков — затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки— путаются в написании (рассеянное внимание, повыш. утомляемость)— словесные инструкции — значит, эффективнее
2. Мышление Наглядно-действенное — доминирует Словесно-логическое, абстрактное — не развивается — анализ — бессистемность, анализ возник Хаотично, мышление, речь — отдельно -Не следуют инструкции — обобщение — абстрактное мышеление -затруднено, систематич занятия могут не привести к положит результатам — сравнение — сравнивает не сравниваемые вещи, описывает только один объект— сложность даже с инструкцией взрослого2. Мышление Наглядно-действ. — более развито Отставание наглядно-образного, словесно-логического — нет анализа исходного задания, ориентация на внешние признаки. — не придержив. Инструкций — обобщение — затруднено, но поддается коррекции и обучению— сравнение — упускает важные детали, не различает существенных признаков — нет готовности к интеллектуальному усилию — бедность понятийного словаря — неумение устанавливать логическую связь — задержаны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, особенно абстрагирование (отвлечение)
3. Память — механическая — более развита— непроизвольная(нарушена из-за нарушения внимания)— произвольнаязатрудненаЗ.Память — механическая — снижен объем запомин., много ошибок — непроизвольная — недостаточная продуктивность (из-за снижения познават деят-ти) — произвольная — недостаточно (из-за снижения уровня развития эмоц — волев сферы)
4. Деятельность (игровая)— более длительная предметная (манипулягивная) — не понимание свойств предметов (функциональность) — быстрое пресыщение — стериотипность действий (метод проб и ошибок)4. Деятельность— замедляется формирование сюжетно-ролевой — назначение игрушки понимается, но затрудн. в восстановлен. СвязиУчебная деятельность — задержка формирования.
5. Речь— ограниченный словарный запас (и верб и не верб)— позднее появление первых слов— дефекты в строении органов речи (часто)— период неологизмов отсутствует5. Речь— бедный словарный запас (сниженная познавательная активность)— задержка темпов развития отдельных сторон речи— неологизмы (словотворчество) затягивается— ошибки звукопроизношения— нарушение фонематического слуха— системная недоразвитость речи (лексико — граматич.)
6. Эмоционально — волевая сфера— практически отсутствует эмпатияТакже и УО6. Эмоционально — волевая сфера— повышенная моторная активность— высокая отвлекаемость— низкая выносливость— нарушение настроения— низкий уровень эмоционального интеллекта (способность слышать свои и чужие чувства и эмоции)— повышенный уровень страхов— эмпатия ближе к нормеВ подр. возрасте решение конфликтных межличностных ситуаций:— агрессия— бегство— регрессия— отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации; – неадекватная самооценкаВысокий уровень соперничества (из-за нереализованных стремлений, роста потребности в социальном признании, болезненного самоутверждения)

Внимание

— пассивность непроизвольное (чрезмерная отвлекаемость

— двигательные беспокойства или вялость, пассивность

— низкий уровень произвольного (недоразвитость волевых качеств)

— неспособность распределения внимания между разными объектами

— отвлекаемость двигательная расторможенность (или заторможенность)

У ЗПР тоже. Выраженный синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью

Причины:

— слабое развитие лобных долей (программирование, контроль поведения)

— ретикулярной формации (блок активации)

Социальные факторы:

— беременность, роды,

— травмы ч/м

— генетический фактор (ученые говорят — «может передаваться по наследству»)

По всем показателям психического развития дети с ЗПР находятся между нормой и УО.

Но дети с ЗПР в отличии от УО обладают большими потенциальными способностями при обучении и коррекции.

Приведите примеры девиантного поведения подростков с ЗПР или УО.

Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Девиантное поведение достаточно широко распространено среди подростков с интеллектуальной недостаточностью. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков.

По каким критериям можно отличить ЗПР от УО?

Задержки психического развития церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости.

В исследованиях дефектологов (В. И. Лубовского, К С. Лебединской, М. С. Певзнер) указывается, что при задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При УО же характерны тотальность и иерархичность поражения.

УО носит необратимый характер, ЗПР в ряде случаев поддается коррекции.

К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

В отличие от умственной отсталости, где психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и прежде всего, обобщения, отвлечения и абстрагирования.

Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания.

Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Источник: https://forpsy.ru/works/sravnenie-zpr-i-uo/

Таблица сравнительной характеристики детей с зпр и уо

Умственная отсталость и зпр сравнение таблица

Сравнительная характеристика детей с ЗПР и УО.

Критерии/параметры

ЗПР

УО

1. Локализация нарушения

Мозаичность поражения, парциальность поражения.

Тотальность поражения.

2. Время поражения.

Более позднее по сравнению с УО, чаще постнатальный период.

Более ранний, пренатальный, натальный и постнатальный период.

3.Ощущения и восприятие.

Отставание развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга:

Восприятие замедлено. Дети путают близкие по написанию буквы. При нарушении слухового восприятия путают буквы. Могут путать близкие цвета, не различают оттенки. Плохо понимают сложную речь.

Но восприятие более осмысленно по сравнению с детьми УО.

Замедленно зрительное восприятие, недостаточно дифференцированно (путают цвета, не различают оттенки, не могут выделить главные и второстепенные части), низкая острота зрения, свойственно обобщенное узнавание (путают белку и кошку), нарушено пространственное восприятие.

4.Память:

  • произвольная
  • -словесно-логическая
  • -опосредованная

Запоминание осуществляется на непроизвольной основе.

Большие потери при воспроизведении материала, допускаются неточности, заменяются слова, может нарушаться последовательность смысловой информации.

Но при пересказе не допускается неадекватных привнесений, как у УО.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

1. Снижение объема памяти и скорости запоминания;

2. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

3. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

4. Преобладание наглядной памяти над словесной;

5. Снижение произвольной памяти;

6. Нарушение механической памяти.

УО дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей.

Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

5.Внимание

Задерживается развитие произвольного внимания. У разных детей уровень внимания разный (начало задания, середина и конец).

Легко отвлекаются на разного рода раздражители.

Преобладает непроизвольное внимание. Объем внимания меньше, чем у нормы. При однообразной работе могут долго поддерживать уровень внимания, при этом не снижая результативности. Но испытывают большие трудности в переключении внимания с одного объекта на другой.

Мышление.

Снижена скорость выполнения перцептивных операций:

Запаздывание основных компонентов мыслительной деятельности. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление близко к норме. Словесно-логическое мышление хуже чем у нормы, но лучше, чем УО.

Неполный анализ объектов, недостаток обобщающей функции (простой уровень).

Замедлено формирование отвлеченного абстрактного мышления.

Нет мотивации для решения мыслительных задач, не видят ошибки, затрудняются в оценке своей работы. (схожесть с УО)

При хорошем специальном коррекционном обучении мышление развивается.

Преобладает наглядно-действенное мышление. Свойственна непоследовательность мышления

Речевое развитие

Бедность словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, неточность фонематического анализа, несформированность развитого речевого высказывания.

Период словотворчества происходит в старшем дошкольном возрасте. Нарушение фонетико-фонемантического характера восприятия приводят к трудностям в письме и чтении, вызывают затруднения в выделении слога, слова, фразы. Замены букв и замены слов при письме. Темп письма и чтения замедлен.

Трудно дается сочинение, в рассказах используют простые предложения и короткие фразы.

Бедность словарного запаса, недостатки грамматического строя речи, неточность фонематического анализа, несформированность развитого речевого высказывания. Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова.

Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная причина запоздалого и неполноценного развития речи.

УО дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Недостаточно развита семантическая сторона речи.

Развитие моторной сферы

В большинстве случаев достигает достаточно высокого уровня развития; движения отличаются ловкостью, скоординированностью, целенаправленностью.

Движения неловкие, замедленные, плохо скоординированы. Поздно начинают ходить (в среднем к трем годам). Явно выражено недоразвитие мелкой моторики кистей рук, низкий уровень переключаемости с одного движения на другое. Не могут выполнить движение по словесной инструкции.

Познавательная деятельность

Относительно сохранна, способность к обобщению и к отвлечению находится на границе низкой нормы.

Недоразвита. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей.

Особенности деятельности

Дошкольный: недостаточно развита потребность в игровой деятельности. Действия не так разнообразны и выразительны, как у нормы. Не сформирована готовность к усвоению новых игр, к внесению изменений. В сюжетно-ролевой игре проигрывают одни и те же роли. Возникают трудности с воображением. Редко и недостаточно осознанно используют предметы-заменители.

Школьный: переход от предметной деятельности к предметам-заместителям, только к концу начальной школы игровая и предметная деятельность полноценно сменяется учебной.

Не могут полностью осмыслить свою деятельность, поэтому часто допускают ошибки. Плохо мотивированы, не могут выделить главные мотивы. В школьном возрасте мотивация опосредуется и усложняется.

Преобладает предметная деятельность, а не игровая.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоции непосредственны и напоминают эмоции более младшего возраста. Легко могут определить простые эмоции персонажей по картинкам. Но при сложных сюжетах затрудняются.

Характерна недостаточность процесса регуляции. Часто дети гиперактивны (СДВГ), эмоционально лабильны.

Воля изучена мало. Мотивация к учебной деятельности низкая.

Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, от принадлежности ребенка к определенной клинической группе.

Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом.

Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.

Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связанно с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено.

Дошкольники-олигофрены не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них не способны подчинять своё поведение требованиям, которые предъявляет им социум. Действия детей нередко носят импульсивный характер, их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Однако к концу дошкольного детства многие дети с умственной отсталостью стараются соответствовать требованиям взрослых, но не всегда успешно.

https://www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

Развитие личности

У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые.

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

У дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Недоразвитие у детей данной категории социальной зрелости.

Личность формируется и совершенствуется в деятельности. Социальное развитие заторможено. Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями.

Источник: https://infourok.ru/tablica-sravnitelnoy-harakteristiki-detey-s-zpr-i-uo-930962.html

Сравнение ЗПР и УО

Умственная отсталость и зпр сравнение таблица

СРАВНИТЕЛЬНЫЙАНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙС ЗПР И УООпределение

УО

ЗПР

УО – необратимость (?), тотальность – недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоц.-волев, + социальных способностей

ЗПР – обратимость, порциальность – запаздывание (приостановка) одной или нескольких функциональных систем, т.е. неравномерные нарушения отдельных психических функций

Скорость снижена, требуются многократные повторения

Узость Невозможность удерживать в поле зрения 2-3 объектов Зрительная ориентировка

– не рассматривают, выхватывают хаотично предмет

– неузнавание предметов (незнакомых)

– снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие

– вербальные инструкции часто не воспринимаются

1. Восприятие

Скорость

Недостаточная скорость восприятия учебного материала

Узость

Одновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность внимания

Зрит. Ориент.

– рассматривают, но упускают детали, не выдел. Существ. Признаков – затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки

– путаются в написании (рассеянное внимание, повыш. утомляемость)

– словесные инструкции – значит, эффективнее

2.

Мышление Наглядно-действенное – доминирует Словесно-логическое, абстрактное – не развивается – анализ – бессистемность, анализ возник Хаотично, мышление, речь – отдельно -Не следуют инструкции – обобщение – абстрактное мышеление -затруднено, систематич занятия могут не привести к положит результатам – сравнение – сравнивает не сравниваемые вещи, описывает только один объект

– сложность даже с инструкцией взрослого

2.

Мышление Наглядно-действ. – более развито Отставание наглядно-образного, словесно-логического – нет анализа исходного задания, ориентация на внешние признаки. – не придержив. Инструкций – обобщение – затруднено, но поддается коррекции и обучению

сравнение – упускает важные детали, не различает существенных признаков – нет готовности к интеллектуальному усилию – бедность понятийного словаря – неумение устанавливать логическую связь – задержаны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, особенно абстрагирование (отвлечение)

3. Память механическая – более развита

непроизвольная

(нарушена из-за нарушения внимания)

произвольная

затруднена

З.Память – механическая – снижен объем запомин., много ошибок – непроизвольная – недостаточная продуктивность (из-за снижения познават деят-ти) – произвольная – недостаточно (из-за снижения уровня развития эмоц – волев сферы)

4. Деятельность (игровая)

– более длительная предметная (манипулягивная) – не понимание свойств предметов (функциональность) – быстрое пресыщение – стериотипность действий (метод проб и ошибок)

4. Деятельность

– замедляется формирование сюжетно-ролевой – назначение игрушки понимается, но затрудн. в восстановлен. Связи

Учебная деятельность – задержка формирования.

5. Речь

– ограниченный словарный запас (и верб и не верб)

– позднее появление первых слов

– дефекты в строении органов речи (часто)

– период неологизмов отсутствует

5. Речь

– бедный словарный запас (сниженная познавательная активность)

– задержка темпов развития отдельных сторон речи

– неологизмы (словотворчество) затягивается

– ошибки звукопроизношения

– нарушение фонематического слуха

– системная недоразвитость речи (лексико – граматич.)

6. Эмоционально – волевая сфера

– практически отсутствует эмпатия

Также и УО

6. Эмоционально – волевая сфера

– повышенная моторная активность

– высокая отвлекаемость

– низкая выносливость

– нарушение настроения

– низкий уровень эмоционального интеллекта (способность слышать свои и чужие чувства и эмоции)

– повышенный уровень страхов

– эмпатия ближе к норме

В подр. возрасте решение конфликтных межличностных ситуаций:

– агрессия

– бегство

– регрессия

– отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации; – неадекватная самооценка

Высокий уровень соперничества (из-за нереализованных стремлений, роста потребности в социальном признании, болезненного самоутверждения)

Внимание

– пассивностьнепроизвольное (чрезмерная отвлекаемость

– двигательныебеспокойства или вялость, пассивность

– низкий уровеньпроизвольного (недоразвитость волевыхкачеств)

– неспособностьраспределения внимания между разнымиобъектами

– отвлекаемостьдвигательная расторможенность (илизаторможенность)

У ЗПР тоже. Выраженныйсиндром дефицита внимания в сочетаниис гиперактивностью

Причины:

– слабое развитиелобных долей (программирование, контрольповедения)

– ретикулярнойформации (блок активации)

Социальные факторы:

– беременность,роды,

– травмы ч/м

– генетическийфактор (ученые говорят – «можетпередаваться по наследству»)

По всем показателямпсихического развития дети с ЗПРнаходятся между нормой и УО.

Но дети с ЗПР вотличии от УО обладают большимипотенциальными способностями приобучении и коррекции.

Приведитепримеры девиантного поведения подростковс ЗПР или УО.

Поведение,характеризующееся отклонением отпринятых нравственных, а в некоторыхслучаях и правовых норм называютдевиантным. Оно включает антидисциплинарные,антисоциапьные, делинквентные,противоправные и аутоагрессивные(суицидальные и самоповреждающие)поступки.

Девиантное поведениедостаточно широко распространено среди подростков с интеллектуальнойнедостаточностью. Среди поведенческихнарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическоерасстройство поведения.Оно характеризуется недостаточнойнастойчивостью в деятельности, требующейумственного напряжения, тенденциейпереходить от одного занятия к другому,не завершая ни одного из них, наряду сослабо регулируемой и чрезмернойактивностью.

Расстройствоповедения, ограничивающееся семьей.Оно включает антисоциальное илиагрессивное поведение (протестующее,грубое), проявляющееся только дома вовзаимоотношениях с родителями иродственниками. Может иметь местоворовство из дома, разрушение вещей,жестокость по отношению к ним, поджогидома.

Несоциализированноерасстройство поведения.Типичное поведение включает драчливость,хулиганство, непослушание, грубость,индивидуализм и сопротивление авторитетам,тяжелые вспышки гнева и неконтролируемойярости, разрушительные действия, поджоги.

Социализированноерасстройство поведения.Оно отличается тем, что стойкое асоциальное(воровство, лживость, прогулы школы,уходы из дома, вымогательство, грубость)или агрессивное поведение возникает уобщительных детей и подростков.

Покаким критериям можно отличить ЗПР отУО?

Задержки психическогоразвития церебрального происхожденияпри хромосомных нарушениях, внутриутробныхпоражениях, родовых травмах представляютнаибольшую сложность при отграниченииих от умственной отсталости.

В исследованияхдефектологов (В. И. Лубовского, К С.Лебединской, М. С. Певзнер) указывается,что при задержке психического развитияимеет место неравномерность формированияпсихических функций, причем отмечаетсякак повреждение, так и недоразвитиеотдельных психических процессов. ПриУО же характерны тотальность ииерархичность поражения.

УО носит необратимыйхарактер, ЗПР в ряде случаев поддаетсякоррекции.

К началу школьногообучения у этих детей, как правило, несформированы основные мыслительныеоперации – анализ, синтез, сравнение,обобщение, они не умеют ориентироватьсяв задаче, не планируют свою деятельность,не удерживают условие задачи. Но, вотличие от умственно отсталых, у нихвыше обучаемость, они лучше используютпомощь и способны применять показанныйспособ действия при выполнении аналогичныхзаданий.

Учитывая это,необходимо при дифференцированнойдиагностике строить обследование детейв форме обучающего эксперимента.

В отличие отумственной отсталости, где психическоеи, в первую очередь, интеллектуальноенедоразвитие имеет тотальный и необратимыйхарактер, при задержке психическогоразвития наблюдается выраженнаянеравномерность развития высшихпсихических функций.

При ЗПР сохранныпотенциальные возможности высших формпознавательной деятельности, и преждевсего, обобщения, отвлечения иабстрагирования.

Поэтому дети с ЗПР, вотличие от умственно отсталых детей,способны использовать оказываемую импомощь и переносить ее самостоятельнона новые задания.

Умственно отсталыйребенок также использует оказываемуюему помощь, но перенести самостоятельноусвоенный в конкретном задании обобщенныйспособ действия на новые задания он неможет.

В отличие отумственно отсталых детей, у детей с ЗПРвыше обучаемость. Они лучше используютпомощь учителя или старшего и способныприменить показанный способ действияпри выполнении аналогичных заданий.Поэтому для правильной постановкидиагноза очень важно проводитьобследование ребенка с подозрением наЗПР в форме обучающего эксперимента.

Источник: https://studfile.net/preview/1668569/

Страница Психолога
Добавить комментарий