Темпо-ритмические нарушения речи при заикании

Заикание как темпо-ритмическое нарушение речи. Методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Темпо-ритмические нарушения речи при заикании

Полтерн и баттаризм (специфика работы).

1. работа над темпом речи; 2. Использ.разных упражнений с движениями(речт по слогам, отстукивание, интонированное произнесение); 3.работа над дых, артикул., диалог и выразительная речь. 4. Взаимождействие речи с другими ВПФ, речь как единое целое

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Механизм:1.сложное невротическое расстройство в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения коркового и подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции). 2.

сложное невротическое расстройство в результате зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза. 3.сложное функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дезонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

4.органическое изменение в ЦНС.

Проявления заикания: 1.физиол. симптомы: реч. судороги; наруш. ЦНС; наруш. физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2.психологич. симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности.

Причины:1. предрасполагающие («почва»); 2.производящие («толчок»).

Предрасполагающие причины: 1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

Неблагоприятные условия при возникновении логоневроза: 1)физическая ослабленность ребенка; 2)возрастные особенности деятельности мозга (большие полушария и функциональная ассиметрия мозга оформляются только к 5 годам); 3)ускоренное развитие речи (бывают физиологические итерации – повторения слогов, слов); 4)скрытая психическая ущемленность; 5)недостаточность положительных эмоций; 6)недостаточность развития моторики, чувства ритма, артикуляции

Производящие причины: 1)анатомо-физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш); детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); болезни внутренней секреции, обмена веществ; несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР).

2)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх); неправильное воспитание в семье (длительная психотравма); хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия; подражание заикающимся (пассивное и активное).

Классификация.

Различают невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

Судороги (основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме: 1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ). 3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

По локализации: дыхательные; ые; артикуляционные; смешанные.

Дыхат. судороги (формы наруш. дых. при заикании): судорожный выдох (экспираторная форма наруш. дых); судорожный вдох (инсператорная форма наруш. дых); судорожный выдох и вдох (респираторная форма наруш. дых).

Голосов. судороги (ф-мы наруш. голоса при заикании): 1.смыкат. судорога– судорожно сомкн. складки не м. разомкнуться, внезапно прерыв-ся голос, блеющее произн.: А-А-АНЯ. 2.размык-я судорога–голос-я щель ост-ся открытой, безмолвие или шепот. 3.вокальная судорога–протягив-ся гласн. в словах.

Артикуляционные судороги: губные; язычные; мягкого неба на звуках К, Г, П, Б, Н, Т, Д, Р и других.

Наруш. моторики при заикании:судороги; тики; миоклонусы в мышцах лица и шеи; произв-е движ-уловки; общее моторное напр-е, сков-ть движ, растормож-ть, дискоординация или вялость; нек-е указывают на связь заикания с леворукостью и амбидекстрией.

Фиксированность на дефекте: нулевая степ. болезн. фиксац. – не испыт-т ущемления от заикания, не замечают его; умеренная степень болезненной фиксации– стесняются, переживают, мало общаются, прибегают к различным уловкам; выраж-я степ. болезн. фиксации – тягостное чувство неполноценности.

Уловки для маскировки заикания: движ. руками, ногами, корпусом, головой; покус. кончика языка, нижней губы, облиз. губ, причмок-е, беззвучное артикулир. звуков; эмболофразия – Э-Э-Э… И… НУ, ВОТ, ДА и другие незначащие слова.

Разл-т 3 степ. заикания: легкая – лишь в возбужд-м сост; средняя – в спок-й речи запинок мало, в эмоц. сит. – сильное; тяжелая – в течение всей речи.

Типы течения заикания: пост. тип; волнообразный – то усил., то затухает; рецидивирующий – то исчезает, то появл.

Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

Леч-пед. компл. меропр. сост. из 2 частей: 1.леч-оздоров; 2. кор-пед.

Лечебно-оздоровительную работу проводят медики.

Кор-оздор. раб.: устр. реч. деф.; устр. психологич. особ. заикающихся.

Методика Власовой Н.А., Рау Е.Ф. Нараст. сложн. упр. в зав-ти от степ. реч. самост. реб.:1.сопряж. речь; 2.отражен. речь; 3.заучен. фраза; 4.ответы на вопросы по знакомой картинке, самост. опис. знакомой карт; 5.пересказ по карт; 6.спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке); 7.самостоятельная речь.

Г.А.Волкова – сист. устр-я заик. с использ. игровой д-и.

По степени участия логопеда в формир. речи заикающегося в проц. игрыавтор выделяет 4 этапа:

1. Логопед непосредственно участвует в игре:предлагает, рассказывает правила, возможное разв-е и оконч. игры, назначает водящего, распр-т роли, с каждым говорит текст по ходу игры.

2. Логопед косвенно возд-т на речь и повед. детей.Участвует в играх на вторых ролях. Под его руководством выбирают водящего, устанавл-т очередность игровых действий, подбирают игровой мат-л, оформляют результаты игры в речи.

3. Логопед осущ-т только общий контроль за игрой.Дети сами предл-т игру, планир-т ход, сами опред-т роли, оценивают повед. сверстников на занятии.

4. Дети рассказ-т логопеду о своей д-и в д/с, дома, об играх, в кот. играют.Логопед по рассказам детей и по сведениям, полученным от родителей, оценивает навыки самостоятельного поведения детей в игре, навыки правильной речи. Он планирует свои действия по коррекции речи детей, учит их переносить умения на новые игровые действия, в неигровые ситуации.

Рекомендуется определенная последовательность введения игр для заикающихся детей разных возрастов.

В системе занятий с заикающимися детьми 4-5 летведущее место занимают игры с хоровым пением; на втором по значимости месте стоят подвижные игры с правилами; третье место занимают дидактические игры.

Для заикающихся детей 5-6 летведущее место должны занимать игры-драматизации стихотворного текста; второе место -игры с пением – инсценировки; третье место – дидактические и подвижные игры с правилами.

Для заикающихся детей 6-7 летведущее место в системе игр занимают дидактические игры, в основном математические; на втором месте стоят подвижные игры с правилами, с элементами соревнования; третье место занимают игры-драматизации стихотворного текста.

Источник: https://studopedia.su/16_42888_zaikanie-kak-tempo-ritmicheskoe-narushenie-rechi-metodiki-logopedicheskoy-raboti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании

Темпо-ритмические нарушения речи при заикании

Работа по организации темпо-ритмической стороны речи при заикании начинается с развития координации и ритмизации движений и включает решение следующих задач:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

В коррекционной работе с заикающимися необходимым является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальным упражнениями под музыку в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) Ритмическая разминка.

Цель – развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения, а также организация детей, создание «настроя» на определённый вид деятельности.

2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Цель – снижение или перераспределение мышечного напряжения, вос- питание пластичности движений.

Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц.

3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма.

Цель – ритмизация движений, от самых простых до самых сложных, ар- тикуляционных.

Используются: ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а потомпропевание слогов и слов на заданные ритмы.

 4) Упражнения на развитие координации речи с движениями. Цель – ритмизация устной речи.

Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.

5) Пение.

Цель – коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками

6) Игра.

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях.

Логопедическая работа по развитию способности использовать в речи различные темповые характеристики включает следующие этапы.

1) Развитие общих представлений о темпе.

2) Развитие восприятия различного темпа речи.

Выделение данного этапа обусловлено тем, что достаточный уровень речевого слуха, и в частности таких его компонентов, как восприятие и

 дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи заикающегося.

3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи.

а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом;

в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы.

Поскольку у заикающихся, как правило, наблюдается ускоренный темп речи, то коррекционная работа проводится с использованием специальных упражнений, направленных на его нормализацию. Упражнения проводятся систематически, основной прием работы – подражание темпу речи логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:

1. Проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;

2. Самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отхлопывание или отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т.д.

3. Ответы на вопросы логопеда – сначала шепотом в медленном темпе, затем медленно и ритмично – вслух;

4. Проговаривание фраз под медленную музыку;

5. Медленное проговаривание чистоговорок и скороговорок;

6. Речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;

7. Использование инсценировок (применение кукол-персонажей естественно замедляет темп речи, т.к. в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками);

8. Рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе (сопряженно и отраженно за логопедом, под удары метронома и без них, самостоятельно)

Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа.

Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи.

В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

М.Е. Хватцев писал, что при заикании вся работа основывается на ритме, а «главные упражнения – чёткое ритмическое чтение по слогам под отбиваемый такт рукой с постепенным ускорением темпа чтения».

В системе Л.З. Арутюнян ритмизация речи осуществляется при помощи синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы, когда с участием руки отрабатывается модель послогового проговаривания.

Другими приёмами ритмизации речи можно считать:

1) замедленную речь с сохранением редукции;

2) послоговую речь с сохранением ударности всех позиций слогов, но с увеличением времени на произнесение каждого слога с сохранением слабой редукции;

3) дирижирование;

4) приём позвукового (побуквенного) произношения со вставкой гласного звука после каждого согласного (И.А. Сикорский);

5) отстукивание, одновременное с проговариванием;

6) скандированная речь с равноударными слогами;

7) полный стиль произношения, не предполагающий редукции и основывающий на полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова.

Таким образом, видно, что в коррекции ритмики речи работа базируется на слоге, поскольку именно слог, первоначальный «кирпичик» речи, остаётся неповреждённым, в то время как вся остальная речевая система при заикании разрушена.

    У лиц с заиканием имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

Л.И Белякова и Е.А. Дьякова указывают, что на первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать следующее:

а) стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе;

б) состоять из достаточно коротких фраз;

в) стихи должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей – ямб –

дактиль.

1. Хорей: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой. (С.Я. Маршак)

Ритмический рисунок хорея: _’ _ _’ _ _’ _ (1, 3 ,5 ударные слоги).

2. Ямб: Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу:

«Ой, досточка кончается, Сейчас я упаду». (А. Барто)

Ритмический рисунок ямба: _ _’ _ _’ _ _’ (2, 4, 6 ударные слоги).

3. Дактиль: Падают, падают листья, В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Ритмический рисунок дактиля: _’ _ _ _’ _ _ _’ (1, 4, 7 ударные слоги).

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в кото- рых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с це- лью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки.

Одним из видов таких упражнений является «по слоговый ритм» или теппинг, заключающийся в следующем.

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладо- ни приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. Темп речи ускоряется по мере овладения навыком.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

Л.И Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что в результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку.

Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с актив- ной работой по формированию интонационного оформления высказывания.

Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых ар- тикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимься после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным про-изнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения. Он способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций является пословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы.

При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова.

Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально – от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной.

Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи.

В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно.

Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки. Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи.

Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи тоже очень затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

В целом ряде методик по установлению плавной речи у лиц с заиканием предлагаются различные приёмы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, Л.З. Андронова, В.М. Шкловский).

В ряде методик первый этап установления ритмизованной речи сопровождается значительным замедлением её темпа до одного слога в секунду. (Л.З. Андронова).

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи лиц с заиканием автоматизировалась и стала стабильной, темп и ритм должны подбираться индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта.

Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1684;

Источник: https://studopedia.net/6_12863_tehnologiya-korrektsii-tempo-ritmicheskoy-storoni-rechi-pri-zaikanii.html

Страница Психолога
Добавить комментарий