Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении

Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется

(общее психическое недоразвитие)

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на две основные группы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.

Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебединский В.В., 1982; Марковская И.Ф., 1993; и др.]. При олигофрении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов.

Психическое развитие в условиях патологической инертности обладает рядом особенностей.

Во-первых, не происходит своевременная инволюция более ранних форм психического реагирования. Сами новообразования характеризуются неустойчивостью, наблюдаются выраженные регрессивные тенденции при возникновении трудностей возвращения к более ранним формам активности.

Во-вторых, явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, построенных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению.

Г.Е.

Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико – психологических закона олигофрении: 1)тотальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность.

Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

В восприятии прежде всего страдает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

Нарушение смысловой стороны процесса можно обнаружить также при исследовании памяти детей-олигофренов. Непосредственное запоминание у этих детей, как правило, лучше, чем опосредованное .

Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на классификацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отставании вербально-логического мышления практическое мышление у этих детей более сохранно.

При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием.

Рассмотрим возрастную динамику становления психических функций. При негрубых формах олигофрении для первого года жизни характерно запаздывание формирования перцептивных функций: реакций на цвет, звук, игрушку, «комплекса оживления» на лицо матери, других близких.

Задержка развития моторики выступает в замедлении статических и локомоторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба).

В возрасте 2—3 лет наиболее очевидно выраженное запаздывание развития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи.

Для психологических параметров недоразвития при олигофрении типична тотальность поражения с вовлечением как частных функций, так и общих регуляторных систем.

При этом раннее время поражения приводит к более выраженному недоразвитию функций, имеющих наиболее длительный временной период созревания, что определяет иерархию, в которой особая тяжесть недоразвития падает как на регуляторные системы, так и на высший уровень организации любой психической функции.

Первичный дефект связан с тотальностью недоразвития мозга, и особенно филогенетически наиболее молодых ассоциативных зон. Вторичный дефект, непосредственно связанный с первичным, как указывалось, имеет кольцевой характер, вызванный двумя координатами недоразвития: «сверху вниз» и «снизу вверх».

В формировании вторичного дефекта большая роль принадлежит культуралъной депривации: низкие интеллектуальные возможности ребенка, страдающего олигофренией, не только исходно затрудняют усвоение информации, но и создают для него ситуацию изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими.

При дизонтогенезе по типу недоразвития наблюдаются явления асинхронии между физическим и психическим развитием, между мышлением и другими психическими процессами.

Первичная недостаточность интеллектуальной деятельности определяет структуру недоразвития «сверху вниз».

Явления асинхронии наблюдаются также между аффективным и познавательным развитием (большая сохранность базальных эмоций).

Чем грубее явления недоразвития, тем больше выступают симптомы изоляции отдельных функций. Наиболее демонстративным примером является идиотия, при которой резко обеднены связи между восприятием, действиями и речью.

Таким образом, при олигофрении страдают обе координаты развития. Первая из них — нарушение развития «сверху вниз» означает, что все нижележащие системы не получают нужных воздействий со стороны более высоких уровней и, следовательно, задерживаются в своем развитии.

Нарушение воздействий «снизу вверх» означает, что базальные уровни не обеспечивают нужной информацией уровни более высокого порядка. В результате не формируются необходимые для дальнейшего развития межуровневые взаимодействия.

Таким образом, при олигофрении развитие испытывает «двойной удар» со стороны патологических воздействий — «сверху вниз» и «снизу вверх».

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 410; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-64611.html

Понятие умственной отсталости, ее структура

Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется

Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Степень поражения может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления, что вызывает индивидуальные особенности развития умственно отсталого ребенка. Умственная отсталость – это не просто “малое количество ума”, это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены.

Олигофрения – стойкое нарушение психического развития, и в первую очередь, интеллектуального, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 2,5-3 лет).

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первых лет жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.

Необходимо обратить внимание на то, что понятие “умственно отсталый” не равнозначно понятию “олигофрен”. Понятие “умственно отсталый” является более общим, оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления.

Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжёлых формах выявляется уже с первых месяцев жизни ребёнка.

В соответствии с МКБ-9 выделяли три степени умственного недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильностьявляется наиболее лёгкой по степени и наиболее распространённой формой (коэффициент интеллекта 50–70). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недостаточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз этой формы олигофрении благоприятен.

При выполнении работы, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрой переключаемости, обнаруживается достаточная продуктивность. Наличие практической ориентировки, заинтересованности в своём жизнеустройстве способствует приобретению трудовых навыков и посильной социальной адаптации.

Низкие познавательные способности и особенности эмоционально-волевой сферы детей с олигофренией в степени дебильности не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы, поэтому они нуждаются в специальном обучении. За девять лет они осваивают учебный материал, приблизительно соответствующий программе начальной общеобразовательной школы.

Более тяжёлой степенью олигофрении является имбецильность (коэффициент интеллекта 20–49). По медицинской классификации имбецильность делится на умеренную и выраженную.

При имбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и к образованию понятий, речь косноязычна, состоит из коротких стандартных фраз.

При отсутствии осложнённости олигофрении дети и подростки, страдающие имбецильностью, часто способны овладеть элементарными видами физического труда (простыми картонажными работами, подбором по цвету и размеру несложных деталей для различных бытовых изделий и т.

д.). При тяжёлой степени имбецильности обучение даже простым видам производственного труда невозможно.

Идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) – самая тяжелая степень олигофрении, характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.

Для детей с идиотией характерно: неосмысление окружающего; крайне затрудненное развитие (отсутствие) речевых звуков; нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни; отсутствие самостоятельного формирования гигиенических навыков.

Дети с идиотией находятся (с согласия родителей, законных представителей) в специальных учреждениях системы Министерства социального обеспечения. При достижении 18 лет они переводятся в специальные интернаты для лиц с психическими хроническими заболеваниями.

Основные задачи работы с глубоко умственно отсталыми детьми:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

4. Физическое воспитание.

5. Формирование (развитие) навыков самообслуживания.

6. Бытовая ориентировка и социальная адаптация.

Деменция – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы, но на более поздних этапах онтогенеза. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект.

Если при поражении центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза доминирует явление недоразвития (олигофрения), то при воздействии вредности в более старшем возрасте, в период относительной зрелости корковых систем головного мозга, доминирует явление повреждения (деменция).

Различают резидуальную (органическую) деменцию, при которой нарушение интеллекта представляет собой остаточные явления и поражения мозга (причины – травмы, различные вмешательства и др.), и прогредиентную деменцию, при которой имеет место текущей болезненный процесс (причины – эпилепсия, шизофрения и др.).

При тяжёлой прогрессирующей деменции идёт нарастающий распад психических функций. Говорить о развитии можно, в основном, применительно к резидуальной деменции, когда имеет место приостановка болезненного процесса, и существуют определённые возможности для развития.

Следует отметить, что при деменции, в отличие от олигофрении, имеет место период нормального интеллектуального развития. Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций.

В соответствии с МКБ-10 выделяются четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение умственной отсталости, олигофрении и деменции.

2. Назовите отличия олигофрении и деменции.

3. Назовите виды деменции, их причины.

4. Дайте определение различным степеням олигофрении в соответствии с МКБ-9 и видам умственной отсталости в соответствии с МКБ- 10. Каким образом их можно соотнести?

Источник: https://studopedia.org/2-35234.html

Структура дефекта при тяжёлой степени умственной отсталости

Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется

Другая группа, с выраженной умственной отсталостью, овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.

Уровень когнитивных способностей (КИ) 20-34, соответствует возрасту 3-6 лет. Уровень социального функционирования низкий. Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью.

Возможно развитие коммуникативных навыков. Соответствует глубокой имбецильности.(F72)

Глубоко умственно отсталые дети (идиотия F73) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной защиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество – примерно 5% от всех умственно отсталых детей.

Уровень когнитивных способностей (КИ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения.

Мышление таких детей практически полностью не развито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Речь отсутствует или ограничена нечленораздельными звуками. Речь других не понимают. Способность ходить формируется только к 10 годам.

Отсутствует познавательная деятельность, не умеют плакать и смеяться, не реагируют на боль.

При идиотии легкой и средней степени дети узнают своих родителей.

При глубокой идиотии- реакции на окружающий мир извращены (не реагируют на окружающую обстановку). Не различают горячего и холодного, съедобного от несъедобного. У них нет понятия о глубине, высоте, опасности.

F78 Другая умственная отсталость: Соматические (тяжелые соматические заболевания) или сенсорные проблемы (глухота, слепота) препятствуют оценке интеллектуального уровня.

F79 Неуточненная умственная отсталость Нет достаточной информации для установления интеллектуального уровня.

Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, то есть при деменции имеет место приобретенный после рождения интеллектуальный дефект.

Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в процессе обучения.

Отождествление неуспеваемости с умственной отсталостью является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой. С одной стороны, в генезе их могут играть роль различные биологические факторы, в том числе интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п.

, которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. С другой стороны, играют роль социальные факторы, включая неблагоприятные условия воспитания, дефицит информации и т.п.

Большему выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).

Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития, которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР), предложены Г. Е. Сухаревой.

Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничная интеллектуальная недостаточность».

Они характеризуются, прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость.

Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.).

Важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с «безречевыми» инструкциями).

У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых.

Все перечисленные временные затруднения в познавательной деятельности и нарушения центральной нервной системы, если к ним не будет своевременно привлечено внимание школы и семьи, могут привести к так называемой педагогической запущенности.

Которая чаще всего и отождествляется с умственной отсталостью.

Трудность определения умственной отсталости заключается в том, что, в отличие от других аномалий (глухота, слепота), для умственной отсталости нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой ее можно было бы измерить.

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в специальном ДОУ и определяет организацию предметной и социокультурной среды. Сущность данного направления работы в совершенствовании функций организма в целом, полноценном развитии основных движений, двигательных навыков, мелкой дифференцированной моторики пальцев рук. ЗАДАЧАМИ специального детского сада в рамках данного направления являются:
  • -охрана здоровья детей, закаливание их организма;
  • -полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование моторики рук;
  • -воспитание культурно-гигиенических привычек.

Процесс формирования того или иного навыка у ребенка – олигофрена происходит с большим трудом и требует длительного времени. Он может быть разделен на следующие этапы:

  • 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Не продолжителен по времени. Задача – создать у детей положительное отношение, например к умыванию (основной метод – метод разъяснения).
  • 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ. Обучение приемам выполнения, установление их логической последовательности (основной метод – метод показа).
  • 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ гигиенического навыка. Самый продолжительный этап. Осуществляется при помощи методов требования и упражнения. Особое внимание уделяется проведению режимных моментов.
  • 4. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ детьми навыка с целью определения уровня его сформированности.

При формировании определенного навыка возможно дробление этапов усвоения с учетом возможностей детей на отдельные операции (вдевание шнурка в нижнее отверстие ботинка, складывание шнуров “накрест”, продолжение шнуровки до конца, завязывание шнурков на один бантик, завязывание шнурков на двойной бант). Огромное значение в формировании навыка играют многократные повторения и упражнения (до автоматизации).

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/1537760/psihologiya/struktura_defekta_tyazhyoloy_stepeni_umstvennoy_otstalosti

Структура дефекта при олигофрении

Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется

Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций.

Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.

Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.

В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа.

Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.

Особенно затруднен при олигофрении перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в новые аналогичные условия.

Это обусловлено как спецификой самого мышления, так и малой подвижностью, инертностью психических процессов. Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях.

Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью. Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементовподражания и копирования.

Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мысли­тельных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются

на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.

Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности при олигофрении обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете.

Естественно, что эти нарушения проявляются по-разному в зависимости от возраста, степени выраженности интеллектуального дефекта и обучения. Не умея выделить основное в предметах и явлениях, дети испытывают основные трудности в операциях сравнения по существенным признакам.

Они не могут устанавливать различия в сходных предметах и общее — в различных.

Л.С. Выготский писал, что конкретность в области мышления и тугоподвижность в области динамических систем внутренне связаны и представляются единством, а не двойным случайно сочетающимся у слабоумного ребенка признаком.

Конкретность мышления и действия слабоумного ребенка означает, таким образом, то, что всякая вещь и всякое событие приобретают свое значение в зависимости от ситуации. Поэтому всякое абстрагирование затруднено.

Все связанное с понятием, с воображением, с ирреальным оказывается в высшей степени затруднительным для такого ребенка.

При диагностике олигофрении выделение основного расстройства познавательной деятельности позволяет правильно понять всю структуру дефекта, т. е. взаимосвязь и взаимообусловленность симптомов в целостной клинической картине. Таким ведущим симптомом при олигофрении является недоразвитие познавательной деятельности.

Дефект познавательной деятельности характерен для всякого олигофренического слабоумия вне зависимости от степени его выраженности. Именно недоразвитие познавательной деятельности при неосложненной форме олигофрении приводит к специфическим нарушениям речи, аффективно-волевой сферы, моторики и личности.

Так, особенностью речи при олигофрении является не только более позднее развитие активной речи, но и значительное отставание в понимании обращенной речи.

При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи.

Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения.

Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.

Такие характеристики аномального развития, как нарушения словесного опосредования и формирования понятий,

особенно резко выражены у умственно отсталых детей (В.И. Лубовский, В.Г. Петрова).

Особенностью эмоциональной сферы детей с олигофренией является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе.

В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события.

Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций.

Познавательные эмоции у этих детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. При олигофрении с трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.

Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы при основной, «ядерной», неосложненной форме олигофрении находятся в соответствии со степенью снижения интеллекта.

Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности.

В процессах восприятия отмечается недостаточность аналитико-синтетической деятельности, поэтому восприятия детей бедные, они неполно отражают окружающую действительность, отсутствует активный творческий характер восприятия.

Как отмечала Г.Е. Сухарева, «умственно отсталый ребенок мало видит тогда, когда смотрит, и мало слышит, когда слушает».

При олигофрении также имеют место недостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. В запоминаемом материале ребенок не может выделить существенное и установить логические связи в сюжете.

Характерным для олигофрении проявлением преимущественного недоразвития наиболее молодых и специфически человеческих функций является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психической деятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкой дифференцированной моторики. Это определяет основную специфику дефекта при олигофрении — тотальность и иерархичность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_162548_struktura-defekta-pri-oligofrenii.html

Структура дефекта при олигофрении. Основные закономерности олигофрении по Г. Е. Сухаревой

Структура дефекта при умственной отсталости характеризуется

Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении:

1) то­тальность нервно-психического недоразвития и

2) его иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразви­тия находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции. Однако принцип тотальности психического недоразвития может нарушаться при легких формах умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать в области сенсомоторного интеллекта.

Иерархичность нервно-психического недоразвития выражает­ся в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При этом в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процес­сами отвлечения и обобщения.

Так, в восприятии, прежде всего, стра­дает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синте­зом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении веду­щих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

В непосредственном запоминании (10 слов) наблюдаются сниженный по сравнению с нормой объем запоминания.

При опосредованном запоминании (методика А. Н. Леонтьева) также наблюдаются существенные отличия от нормы.

У олигофре­нов включение в процесс запоминания интеллектуальной операции сопровождаются снижением результа­тов по сравнению с непосредственным запоминанием. Больные дети часто вместо заданного слова называют изображенный на карточке предмет.

Рассогласование результатов между непосред­ственным и опосредованным запоминанием — характерный симп­том при умственной отсталости.

Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на класси­фикацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков.

В то же время при выраженном отстава­нии вербально-логического мышления практическое мыш­ление у этих детей более сохранно.

Относительная сохранность практического мышления являет­ся важным фактором адаптации олигофрена к окружающему.

Важной особенностью речи детей, страдающих олигофренией, является то, что нарушения у них возни­кают уже на уровне слова, что приводит к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления.

Нарушения познавательной деятельности прояв­ляются в узости и недостаточной дифференцированности восприятия окружающих пред­метов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроиз­ведения воспринятого и заученного материала. Наиболее показательно недостаточное раз­витие интеллекта, который, как правило, страдает больше, чем другие психические функ­ции. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены слож­ные формы анализа и синтеза.

При олигофре­нии имеются особенности аффективного развития.

Структура дефекта: нарушение мышления при олигофрении оказывает влия­ние на развитие всех других психических процессов. Это влияние «сверху вниз».

Однако наблюдается и тормозящее влияние, обусловленное недоразви­тием (вторичным) базальных функций «снизу вверх».

В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первич­ных и вторичных дефектов при олигофрении.

Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных на­рушений при олигофрении не однозначен. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что ка­сается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта [Занков Л.В., 1939; Сухарева Т.Е.,1959].

Сохранность базальных эмоций открывает ряд возможностей в коррекции психического развития детей-олигофренов.

Возрастная динамика становления психических функций.

При негрубых формах олигофрении для первого года жизни характерно запаздывание формирования перцептивных функций: реакций на цвет, звук, игрушку, «комплекса оживле­ния» на лицо матери, других близких.

Задержка развития мотори­ки выступает в замедлении статических и локомоторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба).

В возрасте 2—3 лет наиболее очевидно выраженное запаз­дывание развития навыков самообслуживания; отчетливо прояв­ляется недоразвитие речи.

В дошкольном возрасте уже четко выступает недостаточность интеллектуальной деятельности в целом: отсутствие любознатель­ности, пытливости, слабость познавательной активности. При подготовке к школе обнаруживаются выраженные затруднения в освоении начальных элементов чтения и счета.

Динамика нарушений психического развития в дошкольном возрасте у детей, страдающих олигофренией, особенно ярко вы­ступает при изучении формирования их игровой деятельности.

Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, эле­ментарных подражательных стереотипов. И в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества.

Недопонимание условий ро­левой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет де­фицит интеллектуального развития.

Для динамики развития детей, страдающих олигофренией, ха­рактерна и ретардация возрастных уровней психогенного реагирова­ния. Психогенные реакции большей частью имеют форму, типич­ную для более младшего возраста.

Долго сохраняется сомато-вегетативный уровень реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Преобладание инфантильных психомоторного и аффективного уровней реагирования в подростковом возрасте делает подрост­ков-олигофренов более угрожаемыми в отношении ряда импуль­сивных асоциальных поступков.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении

1) Дебильность;

2) Имбецильность;

3) Идиотия.

Наиболее тяжелая – идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты.

Ме­нее тяжелая степень олигофрении – имбецильность. Детям-имбецилам при специальном воспитании удается привить навыки труда и самообслуживания. Однако спо­собность самостоятельно ориентироваться в жизни, у них ограничена, они нуждаются в постоянной опеке.

Наиболее легкая форма олигофрении – дебильность. Дети-дебилы со­ставляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспи­тания они могут достигать уровня развития, необходимого для овладения про­фессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь.

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Предмет, задачи и история изучения закономерностей нарушений развития психики ребенка. | Понятие дизонтогенеза. Этиология дизонтогений. | Возрастные уровни нервно-психического реагирования в ответ на вредности по В. В. Ковалеву. | Основные психофизиологические механизмы нарушений психического развития (три блока мозга по А.Р. Лурия). | Психологические параметры (критерии) дизонтогенеза по В. В. Лебединскому. | Виды дизонтогенеза по В. В. Лебединскому. | Возможности коррекции детей с умственной отсталостью. | ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА | Особенности эмоциональной сферы при умственной отсталости. | Особенности познавательной сферы у детей с ЗПР. |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/4-94482.html

Страница Психолога
Добавить комментарий