Стресс занятие для школьников

Занятие: Стресс в жизни человека способы борьбы со стрессом

Стресс занятие для школьников

Конспект занятия «Стрессы в современном мире»

Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Описание: Материал предназначен для организации работы с учащимися по формированию у них желания вести здоровый образ жизни. Публикация представляет интерес для учителей школ и педагогов дополнительного образования.

Цель: формирование у учащихся знания о сущности стресса.

Задачи:

– выяснить исходный уровень информированности по проблеме; – повысить уровень информированности об эмоциональных реакциях человека их связи с самочувствием и здоровьем; – воспитать навыки в решении проблем и преодолении критической ситуаций. карандаши, памятки «Добрые советы», плакаты по теме (1. Если жизнь преподносит вам кислые лимоны, сделайте себе лимонад. 2. Стресс – это любая нестандартная реакция нашего организма на ситуацию. 3. Дистресс – не происходит расслабление организма, пропадает сон, аппетит и т.д. 4. Конфликт – разногласие между людьми, в основе которых лежат несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. 5. Ведите счет своим удачам – а не своим неприятностям.), разработки игр, тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Литература:

1.Дейл Карнеги «Как перестать беспокоится, и начать жить?», 1990г. 2.Журналы «Здоровы лад жыцця».

3.Элионор Портер «Полллианна», Москва, 2006г.

Ход занятия

1. Организационный момент

Знакомство учащихся с темой занятия.
Игра «Нос, пол, потолок»
Правила. Договоритесь с учащимися, что когда вы скажете слово «нос», им надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», они должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол.

Ребятам надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол.

Ребята же должны всегда показывать в правильном направлении.

2.Основная часть

2.1.Наши эмоции
Эмоция – это реакция человека на различные события в его жизни.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие вы знаете эмоции? 2. Влияют ли эмоции на самочувствие человека? 3.Может ли человек повлиять на свой эмоциональный мир?

Игра «Эмоции «+» и «-»

Правила: Учащиеся делятся на две команды. И, поочередно, называют эмоции, указывая отрицательная или положительная эта эмоция.

Список эмоций: радость, восторг, надежда, гордость, нежность, благодарность, восхищение, любовь, умиротворение, умиление, безмятежность, гнев, раздражение, возмущение, недовольство, отвращение, печаль, стыд, вина, смущение, неловкость, неудобство, грусть, разочарование, тоска, страх, беспокойство, тревога, ужас.

Игра «Ассоциация»

Правила: Первый игрок называет предмет, второй игрок называет эмоцию, которая у него ассоциируется с этим предметом, и новый предмет. Третий игрок называет эмоцию, которая у него ассоциируется с предметом, названным вторым игроком, и новый предмет. И так далее… Например: стол – равнодушие, фонарик – радость и т.д.

2.2. Стресс

1. Что такое стресс? Рождается человек, река Жизни подхватывает его и несет по разным большим городам: Детство, Школа, Работа, Друзья, Семья. В каждом городе живут люди, которые имеют разные интересы и желания. Жизнь людей невозможна без общения. И тут на реке Жизни появляются мосты стрессов, маяки эмоций и плотины конфликтов. Мы поговорим сегодня о том, как справляться со стрессом, как управлять эмоциями и как решать конфликты. Стресс – это проявление древней оборонительной реакции состояния общего напряжения организма, возникающего под действием чрезвычайного раздражения. Открыл, а точнее описал стресс впервые в 1926 г. Ганс Селье. Приведите примеры ситуаций, при которых человек может испытывать стресс? Таким образом, стресс – это любая нестандартная и неожиданная реакция нашего организма на ситуации (как положительную, так и отрицательную), а не сама ситуация.

2. Стрессоры

В обычных условиях наш организм спокойно реагирует на какие-либо изменения, но при определенных условиях наступает период, когда мы воспринимаем любую мелочь как серьезную проблему и организм начинает работать в сверх напряжённом ритме. Таким обстоятельствам могут быть усталость, страх, заболевания и т.д. Такие стрессовые ситуации называют стрессорами. Стрессоры бывают: Объективные (независимо от человека): гроза, наводнение, авария, холод. Субъективные (зависящие от человека): ссора, обида, оскорбление Задание 1. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы испытали стресс от субъективного или объективного стрессора? Задание 2. Давайте рассмотрим ситуации: «На школьном собрании сообщим, что вы победили в конкурсе и поедите в «Зубрёнок» А) Что вы испытаете? Б) Всегда ли стресс – это плохо? В) Может ли радость привести к стрессу? Стресс не всегда бывает губительным для здоровья. В ряде случаев он стимулирует и помогает поверить в свои силы и способности. Без стресса не бывает настоящих успехов в жизни человека. Как вы думаете, что-нибудь происходит в организме во время стресса?

3. Стадии развития стресса.

Различают три стадии развития стресса: 1. Тревоги – организм активизирует все силы: надпочечники выбрасывают в кровь гормон адреналин, повышается кровяное давление. 2. Приспособление – организм привыкает, приспосабливается к новым условиям. Расходуется большое количество энергии. 3. Истощение – израсходовано много энергии, происходит расслабление всех систем, организм ослаблен. Спустя некоторое время все процессы в организме приходят в норму. Продолжительность стресса зависит то того, насколько силен стрессор и как долго он действует на организм. Сильный стрессор может погубить человека уже на 1-й стадии.

2.3. Дистресс

Если стрессор продолжает действовать на организм длительное время или появляется новый стрессор, – происходит неоднократный стресс – дистресс. Например: на перемене поссорились друзья, а на уроке вызвали по домашней задаче, которую не выполнили, по дороге домой потеряли ключи – результат – дистресс. Учащимся предлагается привести примеры дистресса. Признаки дистресса – психического перенапряжения – подразделяются на три группы: 1. Эмоциональные – страх, беспокойство, раздражительность, необычная агрессивность, паника и т.д. 2. Физические – головные боли, сухость во рту, усиленное сердцебиение и т.п. 3. Поведенческие – сверхаппетитен, потеря интереса к своей внешности, поиск виновных и другие факторы вызывающие дистресс. Условно их можно поделить на 2-е группы: 1. Непредсказуемых события: смерть родных, ссора и т.д. 2. Приводящие к настоящему психологическому напряжению: нездоровая обстановка дома и в школе, частое употребление продуктов, вызывающих дистресс. (сахар, газированные напитки, концентраты и т.п.)

2.4. Как бороться со стрессом?

Многие люди, не научившись справляться со стрессом, долгие годы живут с ним, в результате чего вызываются или осложняются многие заболевания: высокое давление, язва желудка, инфекционные болезни и т.д. Каждый из нас время от времени испытывает необходимость снять напряжение. Расскажите, как это делаете вы? Вот еще некоторые приемы снятия стресса: 1.Глубокое дыхание. 2.Просмотр хорошего фильма. 3.Чтение интересной книги. 4.Самомассаж головы. 5.Любимая еда. 6.Контрастный душ. 7.Физические упражнения. 8.Смех. (При смехе в крови увеличивается содержание эндорфинов, что дает человеку оптимизм, бодрость и хорошее настроение).

2.5. Конфликт

Одной из причин стресса является конфликт. Конфликт (столкновение) – разногласие между людьми, в основе которых лежат несовместимость их взглядов, интересов, подробностей. Ситуация: Игорь подложил Ире кнопку. Она не заметила и села… 1) Существует три основных решения конфликта: 1. Погасить конфликт. 2. Компромисс (устраивающее всех решение) 3. Открытая борьба (ссора, драка, война) 2) Обсуждение 1.Научись смотреть на себя со стороны. 2.Если ты чувствуешь, что не прав, признай это сразу. 3.Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

2.6. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Каждый из Вас должен уметь противостоять трудностям жизни. Насколько хорошо вам это удается? Обведите кружком очки, соответствующие вашей реакции на каждое утверждение. Ключ: 0-3 очка: вы умеете владеть собой и, вероятно счастливы. 4-7 очков: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. 8 и больше очков: вам трудно бороться с невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть со здоровьем.

2.7. Добрые советы

Человек живет в мире стрессов и конфликтов, многие из которых он создает сам неправильными действиями, поступками. Мы должны учиться правильно, общаться, относиться к другим людям, как к себе, чтобы возникало меньше стрессов и конфликтов. Мы сами отвечаем за свое эмоциональное и физическое благополучие. Не в нашей власти повлиять на чье-то поведение, но в нашей власти изменить свое отношение к нему.

Запомните шесть добрых советов:

1.Будьте оптимистами. Как только вы ловите себя на мрачной мысли, переключитесь на что-либо хорошее. 2. Учитесь говорить НЕТ. Если у вас нет времени на какое-то дело или вы просто не можете его делать – сразу говорить НЕТ. 3. Не будьте максималистом. Не требуйте от себя и других слишком много, учитесь быть терпимыми. 4. Живите настоящим, преодолевая привычку сожалеть о прошлом или переживать, о будущем. 5. Правильно питайтесь. Больше витаминов. 6. Высыпайтесь.

3. Подведение итогов

Игра: «Комплимент» Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников. Необходимое время: 15 минут. бумага, ручка для ведущего.

Правила.

Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного. Педагог рекомендует прочитать книгу Э. Портер «Поллианна» об удивительной истории девочки-сироты, которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка, и умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям. Почти детективные повороты сюжета, психологическая точность, с которой автор Э. Портер создает образы, – все это неизменно привлекает к книге внимание читателей вот уже нескольких поколений и учит ребят и взрослых справляться с трудными ситуациями в жизни. В заключение занятия приводятся слова Д.Карнеги: «Если жизнь преподносит вам кислые лимоны, сделайте себе лимонад».

Анкета для родителей на тему: ЗОЖ Формирование ЗОЖ у студентов техникума Школьная газета на тему: Правильное питание Внеклассное мероприятие по ЗОЖ для 5-9 классов

Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс

Внеклассное мероприятие, 10-11 класс. Диалог о долгой и счастливой жизни

Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы

КВН на тему ЗОЖ. Сценарий для старшеклассников

Снежана Анатольевна Колесникова # 1 сентября 2017 в 11:11 +10

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/konspekt-zanjatija-stresy-v-sovremenom-mire.html

Занятие с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Стресс занятие для школьников

Елена Воронова
Занятие с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов»

Тема: «Профилактика стресса у педагогов».

(Занятие с элементами тренинга).

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов.

Задачи:

1. Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

3. Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

Время проведения: 60 минут.

Ход занятия:

1 этап: Начало работы.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наше занятие рассчитано на то,чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

2 этап: Разминка «Перебежки».

Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга.Ведущий предлагает поменяться местами тем:

1. у кого есть брат, сестра;

2. кто любит шоколад

3. у кого есть дети

4. кто сегодня позавтракал

5. кто родился в мае

6. у кого серые глаза и т. д.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.

3 этап: Основная часть.

1. Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

Стресс – категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь.

При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс.

Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы.Обсуждение подученных результатов:

1. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

2.Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нра-вится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

Что такое стресс? Причины его возникновения.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

-физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

-эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

-поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

Причины возникновения стресса.

-неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

-конфликты с коллегами;

-чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

-слишком высокая ответственность;

-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда

(повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и ой аппараты и т. д.,а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время “в форме”, невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций.

Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма.

Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Как быть? Как помочь себе?

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний.

-Какими способами вы избавляетесь от стресса и стабилизируете свое эмоциональное состояние?

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т. д.

2. Спортивные занятия.

3. Контрастный душ.

4. Стирка белья.

5. Мытье посуды.

6. Пальчиковое рисование.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

8. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

9. Громко спеть любимую песню.

10. Покричать то громко, то тихо.

11. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12. Смотреть на горящую свечу.

13. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

14. Погулять в лесу, покричать.

15. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Я предлагаю вам сегодня выполнить некоторые упражнения, которые помогут вам отдохнуть сейчас и могут пригодиться вам в будущем.

2. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно.Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги.

Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу».

И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

3. Упражнение «Дорисуй и передай»

Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

4. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Как вы себя чувствуете?

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

5. Упражнение «Ааа и Иии»

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте предложенную песню (например «Голубой вагон бежит качается») только звуками, которые я вам буду показывать. Будем петь до тех пор, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

6. Упражнение «Дождь в джунглях»

Давайте встанем в тесный круг друг за другом.

Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения).

Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось.

Опять выглянуло солнце.

Как вы себя чувствуете после такого массажа?

Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

Поделитесь своими ощущениями и настроением.

7. Упражнение «Найди свою звезду»

Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. (звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. Откройте глаза.

А теперь вырвите из бумаги свою звезду.

Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

Пусть ваши звезды светят вам каждый день, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку.

4 этап: Заключительная часть

Упражнение «До следующей встречи

У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.

Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.

Что вам дало сегодняшнее занятие?

Что нового узнали?

Что будете использовать в дальнейшей жизни

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-s-yelementami-treninga-profilaktika-stresa-u-pedagogov.html

Конспект занятия на тему

Стресс занятие для школьников

Конспект занятия на тему: «Стресс в жизни школьников».

Цель: научить детей справляться со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

Образовательные:

– Сформировать понятие стресса и показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание, навыки самостоятельной работы и работы в группах;

-развивать речь обучающихся;

Воспитательные:

-воспитывать понимание ценности здоровья.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», раздаточный материал для практической работы( чипсы, реактивы), диск с аудиозаписями.

Методы: Словесный, наглядный, практический, анкетирование.

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

Ход занятия:

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «Здравствуйте!», а это значит, что я всем желаю здоровья. Думали ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.

Сегодня на нашем занятии  мы поговорим о стрессе.

– Как вы понимаете, что такое стресс? (ответы детей).

– Приведите примеры, когда у вас было стрессовое состояние?

  1. Изучение нового материала

Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка) .

8. Повышенная возбудимость.

9. Потеря чувства юмора.

10. Постоянное ощущение недоедания.

Причины стрессового напряжения.

1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени – не успеваете ничего сделать.

3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам постоянно хочется спать – никак не можете выспаться.

5. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

6. Вам почти ничего не нравится.

7. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.

8. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

9. Вы не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на учебе.

    – Сейчас мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».

Вопросы:

– Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают  отвечать?

– Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда    учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

– Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.

– Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

Давайте выполним творческое задание « Я- до школы и в школе».

Вам необходимо нарисовать схематически себя в 2 вариантах и проанализировать нарисованное.

Выполненные задания помогли мне увидеть, что среди вас есть ребята, которые испытывают страх, тревогу в некоторых ситуациях.

Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не задумывается над тем, что же такое стресс. Есть несколько определений, мы рассмотрим вот эти:

Стресс – это наш ответ на жизнь.

Стресс – это когда человек испытывает напряжение.

  Он – часть нашей повседневной жизни.

 Давайте представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. Никаких забот, проблем, наслаждается жизнью и спокойствием, да и только.

Правда, надо заготовить пропитание, но это можно отложить на завтра. И вдруг он  услышал,  какие то звуки, которые напоминают рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе.

Он не на шутку испугался, схватил палку или камень и насторожился.

У него участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. И он увидел приближающего зверя – это был медведь большой и грозный.

И тут в его душе началась борьба:

– с одной стороны, страх перед зверем;

– с другой, желание иметь запас еды.

Стоит на пути, что ему делать?

Броситься на медведя, ударить его. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом был современный врач, то он непременно бы установил, что у пациента – учащенный пульс, повышенное давление, а уровень «стрессовых веществ» в крови превышает норму.

И сказал бы он:  «У тебя стресс». Конечно, первобытному человеку не до разговоров, т.к вероятнее всего он бросился бы на медведя. И победил.

И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, уровень стрессовых веществ,  пришли в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход.

   С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше. Стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утренней суматохи до самого сна.

Тест: «Мой уровень стресса»

. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.

В последние месяцы ты:

Писал контрольную в школе

Сильно спорил/а или подрался (лась) с кем-то

Опаздывал (ла) на занятия или куда-нибудь еще

С тобой произошло что-то волнующее

Чувствовал (а) печаль или одиночество

Выступал (а) перед классом

Встретился (лась) с новым человеком

Имел(а) проблемы в отношениях с родителями

Старался (лась) изо всех сил победить в соревнованиях

Был (а) чрезмерно загружен(а) делами

Имел (а) проблемы с приготовлением уроков

Не смог (ла) выполнить возложенные на тебя обязанности

Должен (а) был(а) стать первым в каком-либо деле

Помогал (а) в организации крупного мероприятия

Чувствовал (а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

от 0 до 5 – низкий уровень стресса;

от 6 до 10 – средний уровень стресса;

от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

   Физические проявления стресса:

– Сердцебиение;

– отсутствие аппетита;

– постоянное переедание;

– частые расстройства пищеварения и изжога;

– бессонница;

– головные боли;

– повышенная потливость;

– покусывание ногтей;

– тошнота;

– головокружение;

– слезливость;

– мышечные судороги;

Психические проявления стресса:

– приступы гнева;

– раздражительность;

– страх заболеть;

– пониженное настроение;

– появление страхов;

– тревожность;

– чувство вины;

– сильный страх;

– чувство одиночества.

Может быть, вы уже сталкивались, испытывали на себе эти симптомы?

Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют?( Ответы детей) Может вы предложите шуточный рецепт от стрессов?

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые.

  Сейчас мы познакомимся с упражнениями, которые помогут вам быстро снять сильное эмоциональное напряжение.

Очень важно научиться управлять чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться.

Американский врач Джекобсон наблюдая за людьми, которые находились в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, заметил, что у них всегда отличается напряжение мышц.

Если мышцы расслаблены,  то люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению.

Упражнение на мышечное расслабление: «Лимон».

– Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон, и вам необходимо напречь все свои силы, чтобы вытек сок у лимона. Для этого сожмите лимон в правой руке как можно сильнее. Разожми кулак и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство расслабления.

– Карандаш от нервных стрессов . Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.

А теперь отдохнём и проведём дыхательную гимнастику “Выдыхаем – стресс”.

– Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.

– Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.

А ещё нам помогут:

– Прогулки на свежем воздухе, в лесу – это поможет успокоиться и снять излишнее   напряжение;

– Можно громко крикнуть – выход отрицательной энергии;

.

– Достаточно несколько минут подышать ароматом сухих листьев шалфея, чтобы «отпугнуть стресс» (ароматерапия);

– Спортивные тренировки, занятия физкультурой – это стресс, который не ослабляет здоровье, а укрепляет.

Вот и нам настала пора сделать небольшой перерыв и провести физ. минутку.

Но самый популярный метод снятия стресса у народа – это заедание, причём вредными продуктами, такими как чипсы, сухарики, жевание жвачки и конечно кола. Давайте посмотрим 2 социальных ролика, снятых детьми, вашими сверстниками. Идёт демонстрация видеороликов с последующим обсуждением.

Давайте послушаем нашего эксперта по питанию, которая скажет нам о ваших любимых напитках.

Важно знать, что именно в газированных напитках может реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность. Ну и разумеется кофеин.

Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки – беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр.

В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде – это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни.

Что же такое чипсы?

Чипсы- тонкие ломтики картофеля, обжаренные в масле. Изобретателем чипсов считается Джордж К рам, шеф повар одного дорого американского ресторана. Первые чипсы в нашей стране появились во время войны в блокадном Ленинграде. Чтобы как -нибудь разнообразить скудную пищу, детям давали тонкие и соленые пластинки картофеля, которые подсушивали на печи.

Из чего делают чипсы? “Из картофеля!”- скажите вы. Но это не совсем так. Из 5 кг картошки получают только 1 кг чипсов. Готовят чипсы из картофельной муки, крахмала, разрыхлителей и ароматизаторов . Ароматизаторы усиливают вкус чипсов. Поэтому они и вкусные и мы привыкаем быстро к чипсам. Наш организм требует их все больше и больше.

Давайте проведём эксперимент с чипсами.

Практическая работа

Опыт 1. Качественное определение жиров.

На фильтровальную бумагу положили чипс. Согнули бумагу пополам и раздавили чипс. Удалили кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрели бумагу на свет. На фильтровальной бумаге осталось жирное пятно.

Вывод: чипсы содержат жир. При нагревании чипсов до высокой температуры образуется такое вещество, как акриламид, который является канцерогеном. Это вещество вызывает злокачественные опухоли желудка.

Опыт 2. Горение чипсов.

Взяли чипсы и подожгли. Чипсы сгорели быстро.

Вывод: из-за большого содержания растительного масла чипсы горят быстро.

Опыт 3. Определение качества растительного масла.

На жирные пятна, которые остались на фильтровальной бумаге, поместили несколько капель перманганата калия. Раствор обесцветился, но очень слабо.

Вывод: чем выше обесцвечивание раствора, тем выше качество масла, а в нашем случае масло некачественное.

Опыт 4. Качественное определение крахмала.

Налили в пробирку 2 мл вытяжки и добавила 3 капли 3%-го спиртового раствора йода. Наблюдали появление темно-синего окрашивания.

Вывод: в чипсах содержится крахмал.

Эксперт по питанию:

Ученые провели опыт. Они 20 дней кормили чипсами и сухариками крыс. Крысы облысели, ослепли и умерли. Это тоже доказательство того , что чипсы вредят здоровью. Вследствие употребления чипсов возникают заболевания нервной системы, сердечнососудистой системы, желудка, кишечника. Появляются головные боли, головокружение, тошнота.

Мы переходим к итоговой части нашего занятия. Вам необходимо выполнить коллективное задание и придумать социальный ролик на тему:

« Стресс школьников и как с ним справиться»

При создании ролика необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Сама идея рекламы должна быть необычна, креативна;
  • Интересное, необычное решение композиции;
  • Цельное цветовое решение;
  • Подбор оригинального удобочитаемого шрифта;
  • Акцент внимания на самом важном

Рефлексия

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим доброе пожелание.

Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания. На этой позитивной ноте занятие подходит к концу.

.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-stress-v-zhizni-shkolnikov-i-metodi-borbi-s-nim-2826469.html

Конспект для 4 класса

Стресс занятие для школьников

Конспект урока для младших школьников

Класс: 4

Тема: «Стресс»

Тип урока: изучение нового

Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

Задачи:

1. Сформировать понятие стресса, выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

3. Прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связь теории с практикой.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель:организация начала урока

Доброе утро, ребята! Рада приветствовать вас на уроке.

Улыбнитесь друг другу присаживайтесь.

Приветствуют учителя и друг друга.

2.Постановка цели и задач урока.

Цель: вместе с детьми сформулировать тему урока и поставить учебную задачу

На доске эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И. Тютчев

Посмотрите на доску, прочитайте эпиграф к уроку. (Читают эпиграф)

Как вы понимаете эти слова? (в жизни бывают разные моменты: и радость, и печаль, и горе. Нужно уметь преодолеть, пережить все их.)

Обратите внимание, что я выделила одно слово. Какое это слово? (Тревога)

А что такое «тревога»? (ощущение трудности, когда из-за чего-то переживаешь, становится «не по себе».)

Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки)

Как вы думаете почему я выделила именно это слово? О чем будем говорить сегодня на уроке? О тревоге, о состоянии тревожности).

Какие цели поставим перед собой? Продолжите предложения.

Цель урока познакомиться с… ( с понятием «тревога», ее влиянием на человека)

Узнать о…( о том, как преодолевать тревожные состояния)

Верно. Урок посвящен тому, что такое тревожность и как следует преодолевать

тревожные состояния.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: способствовать развитию познавательной сферы через различные виды заданий, познакомиться с новыми понятиями.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях.

Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. (указывают ситуации, когда испытывали напряжение)

Итак, вы указали ситуации тревожности.

Как вы думаете, к чему приводит такое состояние? (растерянность, плач, боязнь)

На доске:

Итак, люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация.

Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями.

Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Дадим научное определение понятию «стресс».

Итак, стресс – это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).

Какой вывод можно сделать? (Постоянное пребывание в состоянии тревоги ведет к состоянию повышенного напряжения, т.е. к стрессу)

4.Первичное закрепление.

Цель: Применить полученные знания при решении задачи

Верно. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску

указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями, переедание, ругань).

(Доска разделена на две колонки (без названия). По мере высказывания детей на доске появляются записи: сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – первая колонка. Переедание, ругань-вторая колонка.)

Итак, у нас получилось 2 колонки.

Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? (нет)

Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Способы, которые приносят вред.)

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (подписывать колонку)

Как назовем вторую колонку? (подписать) (нездоровые способы)

Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? (Здоровые, т.к. они помогают справится с напряжением и не наносят вред организму).

Какой вывод сделаем? (Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье).

У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

(Работа в парах! Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий,, я получил двойку».

Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку.

Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски)

Получилось выполнить упражнение?

Трудно было выполнять?

Высказывают свое мнение, впечатления от выполнения упражнения.

Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Выполним несколько упражнений, которые помогу вам преодолеть напряженные ситуации.

«Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

• Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

• Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

• Подумайте, что скажете и что сделаете.

• Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

«Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Что почувствовали во время выполнения упражнения?

(На столе разложены карточки с эмоциональными состояниями и жизненными событиями. Учащиеся по очереди вывешивают карточки соответствующие друг другу на доску по колонку).

Набор карточек.

I. Эмоциональные состояния и чувства.

• Страх, напряжение, смелость.

• Агрессия, раздражение, гнев.

• Радость, счастье, влюбленность.

• Беспокойство, тревога, отчаяние.

• Обида, сильное волнение.

• Грусть, расстройство, депрессия.

II. Жизненные события.

• Поступление в школу. Смена школы. Окончание школы.

• Свадьба. Развод.

• Экзамены. Выдающееся личное достижение. Успех. Неудача. Поражение.

• Конфликт с родителями, друзьями, учителями.

• Значительные изменения в режиме дня, питании. Болезни.

• Отпуск. Новые впечатления. Путешествия.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют? (Перечисляют способы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые, внимание на доску.

Способы борьбы со стрессом

1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.

2. Поддержка близких.

3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).

4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.

5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.

6. Занимайся физкультурой и спортом.

7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.

8. Радуйся жизни.

9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

5.Работа в парах. Поработаем в парах. Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса.

(Работают в парах, «защищают» свою работу у доски).

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: подвести итог урока, дать качественную характеристику деятельности всех учащихся на уроке, а также провести этап самооценки работы каждого ученика на уроке.

С каким понятиями мы сегодня познакомились? (Тревожность, стресс).

Что же такое стресс? (Длительное пребывание человека в состоянии тревожности, реакция организма человека на напряженные, сложные ситуации).

Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

Какие способы вы выберите? (Перечисляют способы, с которым познакомились на уроке)

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-dlia-4-klassa-striess.html

Страница Психолога
Добавить комментарий