Стресс валеология

Стресс и здоровье: Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное

Стресс валеология

Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и связана с меньшими трудностями. Неспособность противостоять психологическим стрессам влечет за собой соматические, нервные и другие психические болезни.

Стресс (от англ, stress – напряжение. Канадский физиолог Ганс Селье определяет стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных каким-либо стрессовым фактором. В самом общем виде стресс – это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды.

Стрессовый фактор (или стрессор) – это любое воздействие на организм, которое вызывает реакцию стресса.

Таких воздействий встречается в жизни множество, некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например, увольнения), длительная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое. Сколько людей – столько и ответных реакций. На земном шаре сегодня (по последним данным) проживает 6 млрд человек. Изучая ответные реакции организма на действия разнообразных факторов внешней среды, Г. Селье обнаружил, что, несмотря на количественные и качественные различия, они всегда однотипны и включают огромное число физиологических реакций, которые можно оценить с помощью объективных методов. Совокупность физиологических реакций Г. Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАС). Его развитие сопровождается сменой трех периодов (стадий, состояний): мобилизацией (повышенной активностью), сопротивлением и истощением. В каждом из состояний принимают участие нервная и эндокринная системы. Период мобилизации связан с возникновением тревоги в начальный момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) – нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Это выражается в ускорении пульса, усилении кровообращения в организме и в поперечно-полосатых мышцах, в повышении артериального давления и некотором углублении дыхания, уменьшении секреции пищеварительных ферментов. Организм готов выполнить такую работу, которая в реальной жизни практически не встречается. Известен случай, когда молодой человек, спасаясь от разъяренного быка, перепрыгнул речку, ширина которой была достаточно большой. На следующий день, поспорив с друзьями, он так и не смог повторить этот прыжок, хотя и пытался много раз. Другой случай. Подросток, спасаясь от опасности, перемахнул через забор высотой более двух метров. Когда он подрос, уже в юношеском возрасте, он так и не смог его перелезть без посторонней помощи.

Когда непосредственная угроза опасности пропадает, организм переходит во второе состояние (период) – сопротивление. Период сопротивления сопровождается снижением уровня мобилизации до устойчивого уровня, но при достаточно высокой активности задействованных систем и органов.

Это позволяет организму переносить без особого ущерба для здоровья достаточно продолжительное действие стрессора. Конечно, при этом организм находится в некотором напряжении. Но это не может продолжаться сколько угодно долго. Через определенное время (у всех людей оно разное и зависит от индивидуальных особенностей организма) наступает следующий, третий период – истощение. Он наступает тогда, когда организм подвергается либо очень сильному (чрезмерному), либо очень продолжительному действию стрессора. При этом происходит значительная потеря энергии, снижается способность организма противостоять действию стрессора. В этот период наиболее сильно страдает иммунная система, которая в норме обеспечивает защиту организма от целого ряда заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной (соматической) природы. Возникают различные заболевания. Г. Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья. Стресс приносит не только вред, но и пользу. Это наблюдается в тех случаях, когда действие стрессора не очень значительно, но происходит на достаточно высоком уровне и организм сравнительно легко справляется с нагрузкой. В этот момент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Селье назвал такое состояние айстрессом (от греч. «аи» – хороший или настоящий). Однако надо отметить, что высокий уровень стресса не может быть продолжительным и спустя достаточно короткое время состояние стресса переходит во второе и третье, т.е. дистресс со всеми вытекающими последствиями и развитием заболевания. Дистресс оказывает разрушающее действие на здоровье человека. Волнение диктора, впервые выходящего к микрофону, может достигнуть такого уровня, что он не сможет вспомнить слова своей роли. Во время зачета или экзамена некоторые студенты не могут вспомнить правильный ответ, но когда они оказываются в коридоре, сразу все вспоминают. Это происходит потому, что уровень стресса уменьшается и соответственно повышаются мыслительные способности. Наиболее часто стресс отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы. Во время развития стресса уменьшается секреция пищеварительных ферментов. Нередко уменьшается или полностью пропадает аппетит (хотя у некоторых людей аппетит, напротив, усиливается, и они начинают есть слишком много). В желудке накапливается (свободная и связанная) соляная кислота. Вначале появляется эрозия, затем язвенная болезнь желудка, а ее последствия для организма крайне неблагоприятны. Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли, что является следствием ослабления иммунной системы, с потерей способности различать свое и чужое. Немало поводов для возникновения стрессовых ситуаций возникает в последние годы в нашей стране из-за коренной ломки экономических и социальных отношений, а также существовавших более 70 лет идеологических понятий. Произошло резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных. Средний класс практически отсутствует. Пожалуй, одной из главных причин многочисленных стрессов является неопределенность во всем: на работе и дома, в личной жизни и в общественной. Появилась целая армия безработных. А те, кто работает, испытывают страх перед возможным увольнением. Все это поставило огромное число людей на грань психического срыва. Однако имеются и субъективные причины, которые зависят от психики самого человека, его личностных характеристик или черт характера. Вот Личностные характеристики, которые усиливают воздействие стрессовых факторов: ? негативное отношение к работе; ? недостаточный управленческий или организационный опыт; ? малоподвижный образ жизни, низкий уровень физического развития, низкий уровень умственной и физической работоспособности; ? комплекс неполноценности, когда человек неоправданно занижает свои возможности, низкая самооценка; ? наличие вредных привычек: курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических или токсических веществ; ? низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими; ? неумение отдыхать, отвлекаться от работы, отсутствие интересов, кроме работы. Американские психологи выделяют пять стадий развития стресса, связанного с профессиональной деятельностью. На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения, на второй прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия), на третьей возникают физиологические реакции: несколько возрастает сердцебиение и повышается артериальное давление, появляются признаки нарушения в пищеварительной системе, тупые боли в области живота; следующая, четвертая стадия, когда человек сознает начало болезни, и последняя, пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор. Как избежать разрушительного воздействия стресса. Со стрессом можно и нужно бороться. Борьба будет более успешной, если она начата своевременно. Вот некоторые самые общие правила борьбы со стрессом, рекомендуемые зарубежными психологами: 1. Измените свое отношение к жизни. Надо понять, что ваше здоровье, а следовательно, эмоциональное и физическое благополучие зависят исключительно от вас самих. Никто не вправе решать за вас – быть или не быть вам счастливым. Вам решать, как этого достигнуть. Вы должны достигнуть такой степени эмоционального и физического благополучия, которая позволит вам полноценно прожить каждый день своей жизни.Ждать, что кто-то за вас это сделает, – пустая затея. 2. Всех людей можно разделить на оптимистов и пессимистов.Причиной стресса является не само событие, а его отражение в нашем сознании. Великий Шекспир считал, что нет событий плохих или хороших, таковыми мы их делаем в своем сознании. Единственный способ избавиться от пессимизма – перестроить собственное мышление. 3. Занятия физическими упражнениями – очень хороший способ снятия напряжения. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую спортивную форму. 4. Старайтесь вести организованный образ жизни. Научитесь ранжировать свои дела по степени важности. Неряшливость, беспорядок, неорганизованность внешне кажутся пустяковыми недостатками, однако все эти отрицательные качества человеческой натуры – источник развития стресса. В первую очередь выполняйте наиболее важные и срочные дела, остальные потом. Не планируйте то, что вы реально не можете выполнить. 5. Если вы не умеете говорить «нет», надо научиться. Некоторые люди не умеют отказывать, хотя заведомо знают, что выполнение той или иной просьбы нереально из-за большой занятости. Заканчивается это неприятностью и развитием стресса. 6. Надо научиться видеть радость и испытывать счастье в самых обычных жизненных ситуациях. Эмоциональная окраска жизни зависит исключительно от нас самих. Можно и нужно радоваться каждому дню своей жизни, чистому небу, яркому солнцу, зеленой траве. 7. Максимализм не делает человека счастливым, постарайтесь избавиться от него. Некоторые люди хотят получить все и сразу. Люди, которые ставят перед собой недостижимые цели, как правило, терпят фиаско. Нетерпимость к недостаткам других людей и к своим собственным вызывает стресс, делает человека раздражительным и агрессивным. 8. Постарайтесь увидеть себя, свои поступки как бы со стороны, глазами других людей. Если человек увлечен каким-либо интересным делом, которое поглощает его с головой, это, безусловно, заслуживает одобрения, к тому же создает эмоциональное благополучие. Вы оцениваете других людей, а они оценивают вас. 9. Учиться на прошлых ошибках, а жить «здесь и сейчас», т. е. настоящим и будущим. Углубление в прошлое мешает человеку жить настоящим и вызывает стресс, особенно когда человек пребывает в горестном состоянии относительно упущенных возможностей в прошлом. 10. Огромное значение в преодолении стресса имеет правильное питание. Пища, приготовленная вкусно и в достаточном количестве, снимает напряжение и усталость и вызывает положительные эмоции. Помогают этому соблюдение постов и вегетарианство. 11. Одним из важнейших факторов противодействия стрессу является правильный режим жизни, в частности режим сна. Продолжительность сна, удовлетворяющая физиологическим требованиям, составляет 7-8 часов в сутки. Это то время, которое необходимо для поддержания здоровья, восстановления утраченных сил. 12. Злоупотребление алкоголем усиливает стресс. Само по себе опьянение и последующее состояние – сильнейший стресс для организма. Более того, в состоянии опьянения человек совершает неконтролируемые поступки, которые после возвращения сознания способны ввергнуть его в тяжелый стресс. Помимо алкоголя стрессовым фактором может быть кофеин, который содержится не только в кофе, но также в шоколаде, в различных напитках-тониках. Кофеин вызывает повышенную активность, которая сопровождается целым рядом физиологических реакций, напоминающих стресс. Стили поведения в конфликтной ситуации (варианты выхода из стресса): Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление (уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании (бездействии, уклонение) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.

Многие люди находят разрядку от психоэмоционального напряжения в юморе, шутках. Посмеяться над собой, над ситуацией, представить что-то в комическом виде может любой сильный и душевно здоровый человек.

Большая жажда смешного есть у детей. Взрослый, обладающий чувством юмора, очень ценится детьми, потому что «с ним весело», воспитательное воздействие такого человека приобретает дополнительную силу.

Источник: Лекции. Основы Медицинских Знаний. 2011

  1. Лекционное занятие № 4 Психология здоровья. Стресс и здоровье. Психосоматическое здоровье
  2. Стресс и здоровье
  3. Стресс, его преодоление и здоровье
  4. Стресс как фактор риска для здоровья
  5. Родовой стресс и психическое здоровье личности ребенка
  6. Влиянии стресса на психическую деятельность человека в сложных условиях. Процесс формирования стресса.
  7. Общение при стрессе. Социально-психологический субсиндром стресса
  8. Фазы развития стресса (субсиндромы стресса)
  9. Люди говорят, что стресс прекращает выделение молока, так как же мы можем кормить грудью в трудные времена, изобилующие стрессами?
  10. Здоровье, норма – что это такое? Здоровье в гармонии. Понятие «здоровье», его содержание и критерии
  11. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО НАРУШЕНИЙ
  12. ЛЕКЦИЯ №4 ЗДОРОВЬЕ, НОРМА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ЗДОРОВЬЕ В ГАРМОНИИ. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ», ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ.
  13. Язвы, вызванные стрессом (стресс-язвы)
  14. Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Труд и здоровье
  15. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
  16. МИФЫ О СТРЕССЕ
  17. СТРЕСС
  18. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
  19. Определение понятия «здоровье». Признаки и показатели индивидуального здоровья
  20. Оценка общественного здоровья населения и анализ состояния здоровья

Источник: https://med-books.info/valeologiya_739/stress-zdorove.html

Валеология стресса

Стресс валеология

Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и связана с меньшими трудностями. Неспособность противостоять психологическим стрессам влечет за собой соматические, нервные и другие психические болезни.

Стресс, как научный термин, вошел в наш обиход довольно давно, но его не смогли вытеснить более молодые термины. Мы часто употребляем это понятие в разговорной речи, с экранов телевизоров нам твердят, о том какие таблетки следует принимать при стрессе, который является бичом общества, но мало кто из нас представляет, что же такое стресс.

Так сложилось, что на разных языках мира слово стресс воспринимается, как негативное понятие. Действительно, результаты многочисленных исследований подтверждают, что дезорганизующие чувства, в том числе и стресс, имеющие перманентно – отрицательный характер, могут приводить к значительным изменениям в функциях систем организма и к болезням.

Однако, на заре истории человечества, стресс повышал защитные свойства организма, это было связано с борьбой за существование. Он позволял нашим предкам переносить длительные периоды голода, тяжелой борьбы с неприятелем, помогал в охоте.

Прежде всего, стресс – защитная реакция организма, поскольку возникает в экстремальной ситуации и требует мобилизации всех ресурсов организма и нервно – психических сил.

Доктор биологических наук – И. Бородин считал, что стресс – двигатель прогресса. Он высказал интересное предположение о том, что благодаря ему человек приспосабливался к меняющейся окружающей среде. По мере того, как появилось слово, строились города, развязывались войны – стресс был и остается непременным спутником эволюции человеческого рода.

Когда-то целью древнего человека было желание выжить, добыть пропитание, найти убежище. В наши дни многое изменилось в связи с наличием благ цивилизации, поменялись приоритеты, проблема самосохранения не стоит так остро, но стресс не уменьшился, а даже наоборот разросся. Стресс многолик, он бывает разным и возникает под влиянием всевозможных факторов.

Целью данной работы является рассмотрение валеологии стресса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть понятие о стрессе,

– проанализировать причины его возникновения,

– рассмотреть влияние, которое стресс оказывает на организм,

– разработать способы противостояния стрессу.

1.1. Понятие стресса

Познавая окружающую действительность, человек, так или иначе, относится к явлениям, предметам, событиям, к другим людям и к своей личности. Отношение человека к действительности субъективно, так одни явления могут радовать, другие – огорчать, третьи – возмущать и прочее.

Грусть, восторг, радость, злость, восхищение, возмущение, страх и так далее это виды отношения человека к действительности. Процессы, отражающие личную значимость, а так же оценку внешних и внутренних ситуаций в форме переживаний, в психологии называются эмоциями.

Стрессы, а так же чувства, настроения, аффекты и страсти это многообразные проявления эмоциональной жизни человека. Это так называемые “чистые эмоции”, они включены в психические процессы и состояния человека.

Эмоциональное возбуждение сопровождается разными физиологическими реакциями: учащается пульс, дыхание, изменяется кровяное давление, увеличивается содержание адреналина и сахара в крови, ускоряются обменные процессы. Эта функция мобилизует энергетические ресурсы при неблагоприятных условиях и направляет их на накопление энергии1.

При сильных эмоциональных переживаниях, при страхе, стрессе и прочих проявлениях реальной или возможной опасности активизируются внутренние резервы организма. Они служат защитой, помогают разобраться в ситуации, помогают определить вероятность успеха и неудачи.

“Стресс – это состояние, противоположное покою; момент единоборства живого с тем, что препятствует его жизни; звенящая, надрывающаяся труба тревоги, которая “слышна” любой клетке организма, стоящего лицом к лицу с трудностью”. (А. Добрович).

Создатель теории стресса, Ганс Селье писал: “На воздействия разного рода – холод, усталость, быстрый бег, страх, потерю крови, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и неким общим однотипным физиологическим процессом, вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Организм с помощью этого процесса как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, на адаптацию к ней”2.

В нашем организме, кора надпочечников, в ответ на стресс вырабатывает особые гормоны – адреналин и норадреналин.

Адреналин это химический сигнал общей тревоги, под влиянием которого обостряются слух, зрение, обоняние, учащается сердцебиение и дыхание, приводится в “боевую готовность” скелетная и гладкая мускулатура.

С помощью гормонов организм готовится противостоять стрессу. Гормоны необходимы организму, но строго дозировано.

В том случае, когда стрессор длительное время действует на организм, кора надпочечников продолжает выделять все новые порции адреналина и наконец, истощаются, резко падает давление, сердце прекращает работать.

Если стрессор прекращает действовать раньше, чем погибнет организм, ему все равно не удается обойтись без потерь.

Например, высокое содержание адреналина в крови провоцирует появление язвочек в желудке и кишечнике, гормоны кортикостероиды разрушают органы, отвечающие за иммунитет. Но нельзя точно сказать какую систему организма выберет стресс.

Г. Селье писал: “Вы будете реагировать на стресс в зависимости от вашей генетической предрасположенности, от вашей диеты, климата и даже степени загрязненности воздуха, которым вы дышите. Например, установлено, что северные жители и жители тропиков неодинаково реагируют на один и тот же стресс. Результат стресса определяется множеством обуславливающих факторов.

Так, одна и та же электрическая энергия может приводить в действие и магнитофон, и лампочку, и холодильник, и электрокамин. Конечно, эффект ее действия зависит от конструкции и состояния приборов, на которые энергия действует.

Вот почему при стрессе у одного человека может возникнуть гипертония, у другого – язва желудка, у третьего – головная боль или нервное расстройство”3.

Что интересно, организм может погибнуть не из-за воздействия на него самих специфических факторов, а из-за защитной реакции направленной на эти факторы. Стресс одновременно необходимая и вредная реакция организма.

Слабые воздействия не могут вызвать стресс, поскольку он происходит в том случае, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности организма. Стресс возникает в результате длительного психологического напряжения, вследствие которого наступает эмоциональная перегрузка. Небольшой уровень стресса даже полезен, потому что нужен для физической и психической активности.

Например, ученые провели опыт и сравнили продолжительность жизни трех групп подопытных крыс, содержащихся в разных условиях: Первая группа находилась в постоянном покое. Вторая группа – в условиях кратковременного стресса.

Третья группа находилась в постоянной стрессовой ситуации. Наибольшая продолжительность жизни оказалась у второй группы крыс. В связи с этим ученые сделали вывод, стресс в определенных количествах необходим организму4. Г.

Селье писал: “Полная свобода от стресса означает смерть”5.

Тем не менее, ученые продолжали изучать стресс. Был проведен ряд опытов над крысами, которых поместили в камеру с очень низкой температурой.

Постепенно они приобрели умение сохранять тепло в результате сокращения периферических сосудов, увеличения основного обмена и других мер. Однако, крысы не смогли жить в таких экстремальных условиях столь же долго, как при нормальной температуре.

Под воздействием стрессора, а в данном случае это холод, животное теряет способность к сопротивлению6.

Итак, стресс представляет собой состояние чрезмерного сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека.

Организм человека легко адаптируется к незначительным отклонениям, возникающим в деятельности его систем под влиянием стресса, они легко обратимы. Но если нервные напряжения частые и длятся долго, они представляют собой “фактор риска” и начинают развиваться такие болезни, как гипертония, язва желудка, диабет и другие.

Поэтому начинать профилактику этих заболеваний необходимо до появления их причины – неврозов.

1.2. Изучение стресса

В 1934 году советский ученый Д.Н. Насонов своими исследованиями показал, что содержимое живой клетки – протоплазма – поразительно однотипно реагирует на любые изменения окружающей среды.

Ученый воздействовал на клетку различными раздражителями, такими как температура, органические красители, механическими и другими способами; стереотип ответов клетки был назван Насоновым “паранекрозом”.

Так, фактически был открыт стресс на клеточном уровне7.

Г. Селье изучал стресс на органическом уровне и примерно через два года выпустил свою первую публикацию о нем. Стресс (от англ, stress – напряжение.

Канадский физиолог Ганс Селье определяет стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных каким-либо стрессовым фактором. В самом общем виде стресс – это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды.

Стрессовый фактор (или стрессор) – это любое воздействие на организм, которое вызывает реакцию стресса.

Таких воздействий встречается в жизни множество, некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например, увольнения), длительная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое.

Позднее эти теории развивали другие исследователи, так в 1965 году ученик Насонова профессор В.Я. Александров выдвинул теорию, о том, что при стрессе наблюдается ухудшение свойства белковых макромолекул в клетке.

Стресс клетки проявляет себя в нарушениях клеточной энергии.

Внешние условия, действуя на клетку, заставляют ее: мобилизовать свои энергетические ресурсы и если в энергетическом звене обороны происходит сбой, это моментально сказывается на обороноспособности всего организма8.

Во всех клетках животных и растений содержатся митохондрии, они играют роль силовых станций клетки и снабжают организм энергией. При различных заболеваниях, различных катаклизмах и стрессах энергетика клеток нарушается и от хорошей работы митохондрий зависит многое.

Проведем аналогию: организм это некое учреждение, нервная система – директор, отдающий распоряжения, гормоны – руководители отделов, которые доносят директиву до клеток – “периферии”.

Быстрота исполнения приказов зависит от внутреннего распорядка, местных условий – от того, каков физиологический тонус митохондрий, в норме ли биоэнергетика человека или дело дошло до патологии. Работа ученых доказала, что биоэнергетика организма очень чувствительна даже к слабым воздействиям.

Изменение в состоянии и функционировании митохондрий – естественный отклик организма на нагрузку.

Пятиминутное облучение электромагнитным полем, сероводородная ванна, принятая курортником, даже эти мягкие меры способны осуществить “дистанционный массаж” митохондрий, а уже через них оказать влияние на весь организм.

Экспериментальные факты указывают, что изменение состояния митохондрий есть обязательная составляющая функциональных перестроек во всем диапазоне синдрома адаптации.

Г. Селье считал, что “адаптационный синдром”, или просто стресс мог быть открыт и раньше, причем для этого не нужна была специальная аппаратура.

У человека периодически возникают непривычные, сильные нагрузки, такие как – плавание в ледяной воде, длительная ходьба без перерыва, штурм горных вершин и прочее, при которых он чувствует на себе отчетливо различимые стадии.

Сначала человеку трудно, потом он как бы привыкает, но, в конце концов, силы заканчиваются.

Итак, Селье выделил три стадии стресса9:

Первая – это как бы сигнал “боевой тревоги”, это спешная мобилизация защитных сил организма.

Если стрессор продолжает воздействовать на организм, начинается “стадия сопротивления”, организм старается поддержать состояние гомеостаза: совместить нормальную величину его параметров с соседством стрессора.

Однако если стрессор силен и воздействует на человека продолжительное время, начинается “стадия истощения”10.

Стресс может быть вызван разными стрессорами и совсем не обязательно, чтобы они несли негативный характер. Так, например мать военного, узнав о смерти своего сына, испытывает сильнейший стресс, но когда выясняется, что произошла ошибка и ее ребенок жив – женщина испытывает новую сильнейшую стрессовую реакцию.

Селье считал, что термин “стресс” имеет подвиды: дистресс – “плохой” и эустресс – “хороший стресс”. Он полагал, что стресс это всегда потери, как чрезмерное горе, так и чрезмерная радость дают один и тот же отрицательный эффект. Другой точки зрения придерживался доктор медицинских наук и основатель возрастной физиологии – И.А.

Аршавский, после проведенных им опытов он сформулировал свой оригинальный взгляд на стресс. Он пишет, что описанный Селье эффект это “стресс паталогический”, и его нельзя путать со “стрессом физиологическим”.

Что любой стресс является испытанием, тратой сил и энергии, но если эти траты окупятся впоследствии, если они не разрушают, а укрепляют, то такой стресс поможет организму приспособиться к нуждам в быстро меняющемся мире11.

Источник: https://www.referat911.ru/Bezopasnost-jiznedeyatelnosti/valeologiya-stressa/59667-1515099-place1.html

5.2.2. Эмоции и эмоциональный стресс

Стресс валеология

Эмоциисубъективно переживаемое отношение человека ,к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т.д.

Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах.

Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям.

Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности.

Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные – настроениями.

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности – положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения.

Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции.

Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс(напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию.

Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека.

Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.

Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ – активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д.

В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, – это стадия перестройки.

Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности.

Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

На второй стадии – «устойчивости» – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое – эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия – «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника.

Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями.

Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается.

Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности.

Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение – это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг.

Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы – нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать.

Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов.

Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики.

При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем.

Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь – понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности.

Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуации, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А).

По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум.

Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит.

Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность.

Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка.

Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение – информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.

Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки.

При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель – до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам – срывам нормальной психической деятельности.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_1997_chapter_41_5.2.2._EHmoii_i_ehmoionalnyjj_stress.html

Психоэмоциональные стрессы и здоровье

Стресс валеология

РАЗДЕЛ 5

ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

5.2. Психоэмоциональные стрессы и здоровье

Современный человек подвергается много факторов риска, постоянно испытывает повышенных психических нагрузок, что негативно влияет на состояние его нервной и сердечно-сосудистой систем, снижает сопротивляемость организма. Например, это психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками или психологическими травмами, которые часто сочетаются со стрессом.

Стресс – это совокупность общих, неспецифических биохимических, физиологических и психологических реакций организма, возникающие вследствие действия чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, вызывающих «напряжение» функций организма.

Термин «стресс» (англ. Stress – давление, напряжение) впервые ввел канадский ученый-биолог Г. Селье (1936) для обозначения неспецифической реакции организма на действие раздражителя. Как правило, такая реакция возникает в ответ на чрезвычайные для организма раздражения.

Он считал, что именно конфликты организма со средой поддерживают в рабочем состоянии биологические механизмы защиты от вредных воздействий (тренируя их), что полная свобода от страха губительна.

При действии стрессоров на психику возникает психический или психоэмоциональный стресс.

При стрессе рефлекторно начинают действовать нервные и гуморальные механизмы. Кора мозга посылает импульсы к ретикулярной формации и гипоталамуса, возбуждается симпатический отдел нервной системы, а мозговой слой надкірників секретирует в кровь катехоламины.

Под их влиянием в гипоталамусе увеличивается образование кортиколіберину, который стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона, а он, в свою очередь, обеспечивает образование и выход глюкокортикоидов из коркового слоя надпочечников.

Эти гормоны повышают резистентность (сопротивляемость организма относительно любых стресс-факторов) проявляются стадии тревоги, резистентности, истощения).

За Г. Селье, в развитии стресса выделяют три основные стадии: стадию опасности, при которой мобилизуются защитные силы организма; стадию резистентности, или защиты, во время которой организм приспосабливается к от стрессогенной ситуации; стадию истощения как следствие длительного воздействия стресса.

Иначе говоря, стресс в широком понимании – это и реакции организма, связанные с ожиданием стресса (стресс ожидания), и реакции непосредственно на источник стресса (собственно стресс), и реакции последействия стресса (післястрес). То есть различают три фазы стресса.

Стресс ожидания Г. Селье трактовал как мобилизационный стресс, при котором включаются защитные механизмы организма, помогая ему подготовиться к определенного напряжения.

Центральная нервная система активирует синтез и выведение в кровь гормонов надпочечников (в первую очередь адреналина и норадреналина), вследствие чего их концентрация в крови может быстро увеличиваться в несколько раз. Причины этого стресса могут быть различными. Это – волнение перед экзаменом, ответственным выступлением, решающим разговором тому подобное.

Роль первой фазы стресса (стресса ожидания) заключается не только в том, чтобы мобилизовать защитные силы организма, но и оказать ему в нужный период энергию для эффективной реакции.

Собственно стресс. Подготовленный в первой фазе организм в необходимый момент способен реализовать максимум своих возможностей.

Спортсмен достигает высоких результатов на соревнованиях, чем на тренировке, студент на экзамене лучше отвечает, чем во время учебы. Это – эустресс (полезный стресс).

Он всегда связан с желательным положительным эффектом. Такой стресс является необходимым условием развития орнанізму.

Однако напряжение не может продолжаться слишком долго. Чрезмерно длительный стресс может привести к срыву. Г. Селье назвал такое явление дистрессом. Дистресс всегда неприятен, связанный с негативным эффектом. Дистресс, или гіперстрес, быстро истощает надпочечники, а это приводит к расстройствам механизмов адаптации.

Післястрес. В этой фазе стресса выделение адреналина в кровяное русло во время отдыха уменьшается. Биохимические и физиологические показатели постепенно возвращаются к исходным уровням.

Различают такие стадии психического (эмоционального) стресса:

– игнорирование психотравмирующего фактора, попытка выйти из ситуации с минимальными затратами энергии. Такое реагирование свойственно всем людям, но является доминирующим для детей и инфантильных, демонстративных (истероидных) лиц, которым не свойственны глубокие психологические переживания;

– возбуждение, которое характеризуется хаотическим проявлением активности, направленной на ликвидацию психотравмирующей ситуации. Эта форма реагирования свойственна активным людям. Она сопровождается регрессией возраста, поворотом к детским формам психических проявлений. Такие люди воспринимают только язык ребенка (нужен сенсорный контакт) и эмоции;

– стадия депрессивного состояния, что объясняется расходом энергии, поэтому по своей сути является реактивной. При этом имеет место интенсивная психическая работа с осознанием того, что случилось, поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Такая форма реагирования преобладает у людей меланхолического склада, помочь им можно сочувствием, пониманием и энергетическим резонансом;

– стадия концентуалізації – принятие решения, новой концепции дальнейшей работы, восприятие жизни. Люди философского склада являются лучшими концентуалізаторами.

Особенно отчетливо динамика адаптационной перестройки проявляется при острых психических стрессах, психологических травмах.

Если ситуация затягивается, то возникает хронический психический стресс, который проявляется признаками невроза – эмоциональной неустойчивостью, плохим самочувствием, фрустацією (катастрофы), раздражительностью, появлением вегетативных расстройств.

Источник: http://schooled.ru/valeology/valecka/28.html

Страница Психолога
Добавить комментарий