Стресс в межличностном общении

Межкультурная коммуникация как средство снижения стресса в ходе межличностного взаимодействия

Стресс в межличностном общении

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ  КАК  СРЕДСТВО  СНИЖЕНИЯ  СТРЕССА  В  ХОДЕ  МЕЖЛИЧНОСТНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Гурская  Анастасия  Станиславовна

студент  4  курса,  Российский  университет  дружбы  народов,  РФ,  г.  Москва

Email:  gursache@mail.ru

Шляхта  Дмитрий  Александрович

научный  руководитель,  канд.  психол.  наук,  доцент,  Российский  университет  дружбы  народов,  РФ,  г.  Москва

Ежедневная  вовлеченность  человека  в  межличностное  взаимодействие  очевидна.  Мы  вынуждены  общаться  с  людьми  другого  окружения,  иной  культуры.  В  связи  с  этим,  возникает  необходимость  эффективно  взаимодействовать  с  другими  индивидами  в  нашем  поликультурном  пространстве.  Но  с  каждым  общением,  взаимодействием  возрастает  стресс.

  Но  существует  и  обратная  динамики,  когда  общаясь  в  группе,  человек  понижает  свой  уровень  стресса  при  благоприятном  стечении  обстоятельств  и  позитивном  общении  внутри  группы.

  А  что  делать,  если  в  поликультурной  группе  стоит  задача  выполнения  задания  общегрупповой  значимости  и  в  этой  группе  участники  различных  этносов?  Как  они  будут  взаимодействовать,  ведь  у  них  повышается  уровень  стресса  информационного  плана  и  коммуникативного?  На  все  эти  вопросы  мы  ответили  нашим  пилотажным  исследованием.

  Мы  захватили  такой  пласт,  как  адаптация  человека.  Адаптация  в  данном  контексте  понимается  как  приспособление  к  окружающей  среде  для  дальнейшего  полноценного  взаимодействия  с  окружающим  миром.  Вступая  в  социальную  жизнь,  человек  вынужден  общаться.  Если  начать  говорить  об  иностранцах,  то  вопрос  адаптации  напрямую  связан  с  ними.

  Известно,  что  межличностное  взаимодействие  нередко  является  источником  напряжения  и  конфликтов  и,  вследствие  этого,  причиной  индивидуального  стресса  участников  данного  взаимодействия.

  Поэтому  исследования  психологических  особенностей  возникновения  стресса  в  результате  межличностного  общения  и  поиск  возможных  способов  решения  проблем,  связанных  со  столкновением  интересов,  разной  культуры,  языкового  барьера,  разности  статусов  членов  группы  и  т.  д.,  имеет  важное  практическое  значение  и  является  актуальной  в  наше  время  темой.

Любой  иностранец,  приезжая  в  нашу  страну  испытывает  стресс  межкультурного  плана.  Он  не  подготовлен  к  нашим  условиям,  к  нашему  языку,  обычаям.  Он  вынужден  столкнуться  с  другим  менталитетом.

  В  связи  с  тем,  что  в  некоторых  странах  не  проработана  проблема  подготовки  въезда  иностранного  гражданина  в  другую  страну,  возникает  проблема  другого  плана  —  возрастание  нервно  психического  напряжения  у  такого  человека,  стоящего  перед  ним  неизведанным.

Снижение  стрессового  воздействия  или  его  устранение  является  необходимым  условием  психологического  здоровья  личности  и  физического  здоровья  индивида.

  Среди  факторов  снижения  стресса  существует  много:  организация  рабочего  времени,  усовершенствование  биоритмов,  благоприятный  круг  общения.

  В  данной  работе  было  много  целей,  но  в  конкретном  случае  мы  разберем  фактор  уменьшения  стресса  такой,  как  «межличностное  взаимодействие»  и  выполнение  группового  задания.

Целью  данного  исследования  являлось  выявление  изменения  уровня  стресса  в  группах  смешенного  культурного  типа  (  многонациональная  группа  —  страны  латинской  Америки,  Китай,  Монголия,  Таджикистан,  Сев.  Осетия,  Израиль,  Россия)  во  время  межличностного  взаимодействия  членов  группы  с  целью  выполнения  общегруппового  задания.

Объектом  исследования  являлось  межкультурное,  межличностное  взаимодействие,  как  средство  воздействия  на  уровень  стресса.

  Предметом  исследования  —  изменение  уровня  стресса  при  межличностном  взаимодействии,  возникшего  в  результате  адаптации.

  Мы  предположили,  что  уровень  стресса  в  ходе  межличностного,  межкультурного  взаимодействия  снижается  при  межличностном  взаимодействии.

Само  исследование  строилось  в  два  этапа.  Первый  этап  заключался  в  разделении  одной  группы  на  две  подгруппы.  Одна  подгруппа  была  межнациональная,  другая  русская.

  Каждой  подгруппе  людей,  которые  плохо  знали  друг  друга  и  конфликтовали,  было  предложено  ряд  заданий,  который  они  должны  были  выполнить.  Если  команда  не  выполняла  задачу  —  результаты  были  аннулированы.  Перед  испытанием  был  замерен  уровень  стресса  и  выявление  коппинг  стратегии.

  После  испытания  были  проведены  так  же  2  замера  на  уровень  нервно-психического  напряжения  и  коппинг  поведение.  Были  задействованы  4  методики  —  «Коппинг  поведение  в  стрессовой  ситуации  (С.  Нормана,  Д.Ф.  Эндлер,  адап.

  Крюкова,  2001)  —  адаптированный  вариант  копинг  стрессового  поведения»,  «Опросник  Нервно  психического  напряжения  (Немчин,  1983  )  —  30  основных  признаков  нервно-психического  напряжения»,  «Шкала  психологического  стресса  (Лемур,  Тесье,  Филлион,  1990)  —  предназначена  для  измерения  феноменологической  структуры  переживания  стресса»,  «Оценка  стратегии  в  конфликтной  ситуации  (К.  Томпсон,  1991)  Вторую  часть  эксперимента  провели  позже,  поставив  точно  такую  же  задачу  перед  группами,  были  сделаны  такие  же  замеры,  как  и  в  первом  случае. 

Таблица  1.

Полученные  данные  в  ходе  эмпирического  исследования

ГруппыПоказателиПервая  группаРусскаяВторая  группаМежнациональная
УровеньСтресса  /Нервно-психическогонапряженияДо  испытания1*78,9121,3
2*86,6107,86
После  испытания135,2  (  копинг  соперничество)42,5  (  коппинг  сотрудничество)
240  (  коппинг  соперничество)36,9  (  коппинг  сотрудничество)

На  основе  проделанного  эксперимента,  нам  удалось  выяснить,  что  2  выборки  повели  себя  по-разному.

В  первой  группе,  со  слабыми  показателями  стресса,  сама  группа  повела  себя  неожиданно  для  экспериментаторов.  Уровень  стресса  перед  испытанием  содержания  был  ниже  нежели  перед  итоговым  испытанием.

  Так  же  возросло  и  нервно  психическое  напряжение  у  студентов.  Оно  стало  выше  по  сравнению  со  второй  контрольной  группой.

  Как  следствие,  мы  можем  сделать  вывод  о  том,  что  вопреки  нашим  ожиданиям,  группа  повела  себя  не  так,  нервно  психическое  напряжение  возросло  вопреки  нашим  ожиданиям.

Что  касается  второй  группы,  уровень  стресса  понизился  и  уровень  нервно  психического  напряжения  так  же  стал  ниже.

  На  этом  этапе  мы  можем  сделать  вывод  о  том,  что  данная  выборка  имела  средние  показатели  уровня  стресса,  в  ходе  испытания,  уровень  нервно-психического  напряжения  понизился.

  Таким  образом,  иностранцы  через  межличностные  отношения,  работая  в  группе  и  россияне  им  помогали,  снизили  у  себя  стресс.

  И  если  сравнить  копинги,  стратегии  совладающего  поведения,  то  из  доминирующих  копингов  у  первой  и  второй  группы  можем  отметить  —  соперничество  (  у  первой  группы),  сотрудничество  (  второй  группы).  А  это  подтверждает,  что  иностранцы  адаптировались,  и  российские  члены  межнациональной  группы  помогали  им  в  этом. 

Гипотеза  была  частично  доказана.  В  ходе  эмпирического  исследования,  мы  увидели,  что  действительно,  через  межличностное  взаимодействие,  иностранцам  легче  адаптироваться  в  группе,  несмотря  на  выполнение  сложного  задания  и  плохого  знания  языка.

  Так  же  можем  сказать,  что  адаптация  в  межличностном  взаимодействии,  когда  иностранцы  находятся  вместе  проходит  менее  стрессово.

  Что  касается  копингов,  то  иностранные  студенты  изначально  пользуются  стратегией  сотрудничества  с  другими  членами  группы.

Данное  исследование  будет  полезно  для  разработки  обучающих  программ,  которые  принадлежат  и  внедряются  в  поликультурное  общество.

  Так  же,  это  исследование  являлось  пилотажным  для  разработки  и  увеличению  факторов  понижения  стресса  в  ходе  межличностного  взаимодействия.

  В  будущем,  на  основании  проведенного  исследования,  проводилось  конкретное  исследование  межличностного  взаимодействия  как  фактора  изменения  стресса  в  ходе  внутригрупповой  работы  и  взаимодействия  индивидов  внутри  группы.

Список  литературы:

1.Агеев  В.С.  «Психология  межгрупповых  отношений.  Адаптация»  М.,  1983,  —  122  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.psylib.ukrweb.net/books/andrg01/index.htm 

2.Аракелов  Г.Г.  «Стресс  и  его  механизмы»,  Вестник  МГУ

3.Белинская  А.Б.  «Социальные  технологии  урегулирования  конфликтов:  Учеб.  Пособие»,  М.:  Прометей.  2000.  —  209—212  с.

4.Гурская  А.С.  «Выполнение  группового  задания  при  различных  условиях  как  фактор  изменение  стресса  в  ходе  межличностного  взаимодействия»,  В  сборнике  материалов  IV  студенческой  международной  конференции,  изд-во  «Sibac»,  Россия,  Новосибирск,  Стр.  423—430/

5.Дмитриев  А.В.  «Социология  юмора:  Очерки».  М.,1996.  —  114—129  с.

6.Панин  Л.Е.  «Биохимические  механизмы  стресса»,  Новосибирск:  Наука,  1983,  —  с.  1—318/

7.Селье  Г.  «Очерки  об  адапционном  синдроме».  М.,  Медгиз,  1960.  —  255  с.

8.Щербатых  Ю.В.  «Психология  стресса  и  методы  коррекции»,  СПб.:  Питер,  2007,  —  253—256  с.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xv/35469

Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

Стресс в межличностном общении

Существует множество причин, вызывающих стресс во время обще­ния. Важнейшие из них показаны на рис. 26.

Рис. 26. Общение как источник стрессов

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов яв­ляются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми. Исследования физиологов показали, что затяжные конфликты могут приводить к серьезным нарушениям функциони­рования организма. В частности, К. В.

Судаков отмечал важную роль так называемых «конфликтных ситуаций», в которых человек не мо­жет удовлетворить жизненно необходимые биологические или со­циальные потребности.

На основании как собственных исследований, так и литературных данных автор сделал вывод, что следствием конфликтных ситуациях являются эмоциональные стрессы, которые являются ведущей причиной развития церебровисцеральных нару­шений [8].

Конфликтные ситуации отличаются рядом особенностей, которые усиливают интенсивность возникающих на их основе стрессов:

– перенос ответственности за конфликт на другого человека и све­дение к минимуму собственной ответственности за происходящее;

– появление и дальнейшее усиление отрицательных эмоций по от­
ношению к другому человеку, причем негативные чувства сохраняются и вне ситуативной конфликтной ситуации;

– упорное нежелание изменить свою точку зрения и принять точку зрения оппонента.

В последнее время многие исследователи обращают внимание на негативные последствия стресса, вызванного производственными или бытовыми конфликтами. Основными причинами возникновения серь­езных нарушений здоровья становятся:

+ эмоциональное напряжение;

+ межличностные конфликты в семье;

+ напряженные производственные отношения и др.

Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, невроз и т. п.

Участники конфликта могут уменьшить интенсивность стресса, применяя определенные стратегии поведе­ния: уход, компромисс, соперничество, уступку или сотрудничество [9].

Основные особенности этих стратегий разрешения конфликтных ситуаций приведены в табл. 6.

Таблица 6. Применение различных стратегий при разрешении конфликтных ситуаций

Способ действия Сущность стратегии Когда имеет смысл применять
Соперни­чество (вы вводи­те в стресс себя и дру­гого) Жесткое настаи­вание на своем решении ♦Ваша позиция сильнее, чем у оппонента. ♦ Вас не интересуют возможные отдаленные последствия конфликта. ♦ Вы находитесь в критической ситуации, и предмет спора чрезвычайно важен для вас
Уступка (вы меня­ете вид стресса на более приемле­мый) Жертва своими интересами ра­ди сохранения мира ♦ Если сохранение хороших отношений с оппонентом для вас важнее, чем победа в конфликте. ♦ Если вы не правы и не ощущаете моральной силы для настаивания на своем решении ♦Если ваш оппонент заведомо сильнее вас и настроен только на жесткую конкурент­ную позицию.
Избегание (вы уходи­те из зоны стресса) Уход из конф­ликта. Перемена темы общения. Нарочитое пре­уменьшение важности сути конфликта ♦ Если вы видите, что конфликт приводит к разрастанию отрицательных чувств и тре­буется время, чтобы дать эмоциям остыть и вернуться к проблеме в более спокойном состоянии. ♦ Если стержень конфликта не очень важен для вас. ♦ Если вы не видите реальных шансов конструктивно разрешить конфликт иным путем
Компрмисс (вы мини­мизируете стресс) Поиск взаимных уступок, пере­вод конфликта в заключение сделки, равно­ценной для обо­их участников ♦ Если вы имеете равные права и возможности со своим оппонентом. ♦ Если есть риск серьезно испортить отноше­ния, излишне твердо настаивая на своем. ♦ Если нужно получить хоть какие-то преимущества и вам есть что предложить взамен
Сотрудничество (вы заме­няете дист­ресс на эустресс) Стремление вы­работать согла­шение, удовле­творяющее по­требности обеих сторон. Упор не на потерях, а на приобрете­ниях каждой стороны в про­цессе урегули­рования спора ♦ Вы добиваетесь полного разрешения конф­ликта и окончательного «закрытия» спора. ♦ Оба оппонента настроены на конструктивное взаимодействие. ♦ Решение проблемы равно важно для обеих сторон

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_4332_stress-svyazanniy-s-nepravilnoy-kommunikatsiey.html

Стресс общения с людьми: почему возникает страх

Стресс в межличностном общении

Ежедневно обычный человек контактирует с большим количеством людей. Такое взаимодействие вызывает определенные эмоции: положительные, негативные, либо проходит нейтрально. В редких случаях человеку сложно вести диалог с кем-либо, подобное явление имеет название – стресс общения. В статье рассмотрены причины данного состояния и способы преодоления.

Причины возникновения стресса при общении

Трудности взаимодействия с другим человеком часто обусловлены наличием ошибок воспитания и развития. К страху общения с людьми предрасполагают факторы:

  1. Сложности во взаимоотношении со сверстниками в детстве. Если ребенка дразнили другие дети, не хотели играть, вероятность развития во взрослом состоянии трудностей в коммуникации увеличиваются.
  2. Неуверенность, наличие комплексов, связанных с неправильным воспитанием. Критикующие мама и папа, скупые на похвалы и комплименты в адрес собственного ребенка, провоцируют формирование закомплексованной личности.
  3. Развод родителей. Ребенок подсознательно делает выводы о том, что не достоин любви, формируется неуверенность.
  4. Ситуация травмирующая во взрослом состоянии, когда человек был выставлен в неприятном свете.
  5. Предрасположенность наследственная. Специалисты сходятся во мнении: влияет генетическая предрасположенность, модель жизни родителей.

Стресс от общения с людьми не обязательно содержит страх. Возможны негативные эмоции от беседы: человек испытывает неприязнь, раздражительность, злобу, желание скорее завершить разговор. Подобное состояние довольно легко преодолеть самостоятельно, с помощью специалиста.

Страх общения причины

Что такое страх общения с людьми

Боязнь контакта с человеком переживается труднее, чем просто раздражительность и злоба. Страх сопровождается учащением пульса, сердцебиения, повышением артериального давления, повышенной тревожностью. В выраженных случаях подобный страх может протекать в виде панических атак, когда пациента могут беспокоить такие симптомы:

  • приступ выраженного страха;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • стеснение в груди;
  • скованность в теле;
  • ощущение покалывания по телу;
  • нарушение речи;
  • потливость;
  • тошнота;
  • тремор.

В конкретном случае страх беседы с человеком может сопровождаться индивидуальными проявлениями.

Специалисты выделяют разновидности боязни контакта — важно с точки зрения выбора последующей терапии.

Страх общения с начальством и высокопоставленными людьми

Стрессы в деловом общении являются нередким явлением. При контакте с коллегами, партнерами часто возникают разногласия, требующие немало сил для преодоления. При условии, что решение задачи расходует много энергии и эмоций, повторный контакт с данным партнером часто вызывает негативные переживания.  Страх беседы с начальством встречается чаще, это связано с моментами:

  • человек, находящийся на высокой должности, может позволить себе разговор неуважительный;
  • беседа с директором может носить поучительный, негативный, обвинительный характер;
  • итогом разговора с начальством может быть лишение премий, дополнительная нагрузка на работе.

Профилактикой стрессов в деловом общении послужит своевременное выполнение собственных обязательств. При разговоре с начальством важно вовремя пресечь попытки повышения голоса и неуважительного тона. Это сократит в последующем приступы проявления гнева со стороны начальства.

Страх контакта с противоположным полом

Состояние, характерное для лиц переходного возраста, может быть связано с неудачной попыткой построения отношений. В последующем, как правило, подростки учатся взаимодействовать с противоположным полом. Но иногда проблема требует вмешательства психотерапевта. В противном случае человек может пронести фобию через всю жизнь, не имея возможности обрести семью.

Страх телефонных разговоров

Наличие большого количества гаджетов для общения стало нормой в наши дни. Боязнь разговора по телефону встречается реже. Как правило, страх связан при необходимости беседы с незнакомым человеком.

Страх выступлений перед аудиторией

В малой степени боязнь публичного высказывания присутствует у всех. При выраженном страхе человека перед аудиторией может сковывать, он не может произнести ни слова. Многочисленные примеры показывают: с трудностью можно и нужно справляться. Истории известны случаи, когда личность, испытывающая животный страх перед аудиторией, в последующем становился замечательным оратором.

Страх публичных выступлений

Как устранить повседневный стресс от общения

В легких случаях решение проблемы возможно самостоятельно. Специалисты рекомендуют при наличии стресса от общения с другим человеком выполнить ряд мер.

Управление своей интонацией

Специалисты утверждают, что неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо, спотыкаясь. К счастью, хорошо работает правило и в обратном направлении. Если человек представит себя уверенной и сильной личностью, изобразит голос и интонацию сильного человека, такое поведение прибавит уверенности в себе!

Исключение вредных людей из своей жизни

Если определенный человек провоцирует на выплеск негативных эмоций регулярно, такую личность из круга общения необходимо исключить. Конечно, данное правило не будет касаться родственников.

Изменение своих реакций

Если связь с определёнными людьми прекратить не удалось, стоит изменить реакцию на поведение подобных личностей. Например, человек пришел к вам с негативными эмоциями, разговаривает на повышенных тонах. В таком случае стоит предупредить о том, что поговорите с ним, когда он успокоится.

Верность своим убеждениям и потребностям

Нередко стресс возникает при неумении отказывать другим в их просьбах, особенно, если это происходит в ущерб себе. В результате человек становится той самой лошадью, таскающей все на своих плечах. Отсюда стресс. Важно помнить о приоритете собственных потребностей.

Психологи рекомендуют в таких случаях выполнять упражнение: «Если бы я любил себя». Оно будет полезным для людей, не умеющих говорить «Нет». Специалисты рекомендуют в каждой ситуации, имеющей несколько вариантов развития, задавать себе данный вопрос.

И действовать так, как если бы человек любил себя.

Социофобия: признаки, разновидности

При выраженных проявлениях страха общения с окружающими специалисты говорят о наличии патологического состояния. Оно имеет свое название – социофобия. Вот какие признаки имеет данная патология:

  • боязнь общения — может быть легкой степени, контакт с человеком сопровождается неуверенностью;
  • социофобия тяжелой степени вынуждает человека сидеть дома, избегая всяческие контакты;
  • боязнь выполнения действий под наблюдением другого человека, боязнь взглядов на улице, вплоть до ужаса;
  • общение с людьми сопровождается повышенной потливостью, тревожностью, скачком давления, тахикардией, появлением кома в горле, заиканием, дрожанием голоса, тремором;
  • развитие патологии происходит до 20 лет;
  • социофоб постоянно обеспокоен тем, как выглядит и какое впечатление производит на окружающих;
  • если пациент сделал ошибку, попал в курьезную ситуацию, он может неделями прокручивать в голове беспокоящий момент и серьезно тревожиться по данному поводу.

При наличии социофобии обязательна консультация психотерапевта. Для избавления от нее врачи практикуют когнитивно-поведенческую психотерапию.

Таким образом, стресс от общения преодолим. Пожалуй, одним из самых важных рекомендаций специалистов по его преодолению является: «Тренируйтесь!». При каждом удобном случае необходимо пробовать общаться: в очереди, с прохожим, попутчиком. И трудности взаимодействия с людьми исчезнут.

Источник: https://stressamnet.ru/raznovidnosti-stressov/obshheniya/

Стрессоустойчивость в деловом общении (стр. 1 из 2)

Стресс в межличностном общении

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра философии и социологии

Контрольная работа

По деловому общению

На тему: “Стрессоустойчивость в деловом общении”

Проверил:

Абаджи Ольга Викторовна

Выполнил:

Ст-ка Савенкова Анна Васильевна

Учетно-статистический фк-т

План

Введение

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость

3. Тест

Заключение

Литература

Введение

В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности.

Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний.

В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе.

На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.

1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни

Стресс – это повышенное напряжение психофизиологических ресурсов человека, проявляющееся как в острых, так и в хронических негативных переживаниях. Развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения человека к той ситуации, в которой он живет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодоления затруднений.

Проще стресс можно определить как неадекватную реакцию личности на те или иные проявления, внутренние и внешние, которые, собственно, и выступают как раздражители или стрессоры. Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. Слово “стресс” в переводе с английского означает “напряжение”.

В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов).

Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр. По классическому определению Г.

Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему.

Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор.

Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

За последние 20 лет в ходе реализуемой программы исследования стрессоустойчивости было охвачено более 73 тыс. человек, проживающих на территории стран СНГ. При этом удалось построить многофакторную математическую модель, позволяющую описывать, объяснять и предсказывать поведение людей в разнообразных стрессовых ситуациях.

Не вдаваясь в детали и подробности, прежде всего, можно отметить то, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности.

Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще.

Это данность мира, которую невозможно изменить. Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются:

– общий энергетический потенциал личности,

– уровень развития интуиции,

– уровень развития логических способностей,

– эмоциональная зрелость личности (эмоциональная устойчивость и уровень эмоционального контроля),

– пластичность (гибкость, готовность личности к изменениям),

– тип темперамента,

– уровень развития рефлексии и др.

Уровень стрессоустойчивости личности не представляет собой чего-то неизменного. Под воздействием различных факторов он может как повышаться, так и понижаться.

Последнее активно используется организаторами так называемых деструктивных культов (церковь свидетелей Иеговы, Белое Братство, церковь “Новая жизнь”, различные антисциентистские и псевдорелигиозные секты и т.п.).

Разрушая систему ценностей и привычную картину мира человека, они в десятки раз снижают присущий ему уровень эмоциональной устойчивости и защищенности, и, в конечном счете, стрессоустойчивости. При этом различные страхи становятся главным инструментом манипулирования.

Таким образом, можно сделать вывод: уровень стрессоустойчивости зависит от психического здоровья, психического равновесия человека. Следовательно для формирования стрессоустойчивости необходимо развивать и укреплять “внутренние силы” индивида.

Для этого существуют различные программы, центры, где психологи, психотерапевты проводят консультации, тренинги и т.д.

Для самостоятельной работы над собой существует специальная литература, а самым ценным лекарством “от нервов”, по мнению психологов, является отдых и положительные эмоции.

2. Влияние самооценки на стрессойстойчивость

Стрессоустойчивость – это культура отношения к себе: понимание своих состояний, формирующихся в процессе повседневной жизни, понимание механизмов, причин и последствий развития стресса, знание способов управления собственным состоянием и умением эти способы реализовывать.

Человек на протяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровней тяжести. Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба для психического здоровья значительную роль играют личные убеждения, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.

Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка.

Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я.

Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это — иллюзия.

Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов oт “завышенных ожиданий” или “рухнувшей надежды”. Да и знаменитый “кризис среднего возраста” имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку.

А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.

Существует знаменитая “формула самоуважения” У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого “деления” невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине — из-за заниженной самооценки.

Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний.

Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств-профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:

Источник: https://mirznanii.com/a/200884/stressoustoychivost-v-delovom-obshchenii

Страница Психолога
Добавить комментарий