Стресс как источник конфликта

Конфликт и стресс

Стресс как источник конфликта

Определение 1

Стресс является следствием и причиной конфликтов. Стрессы и конфликты – это два явления, которые неразрывно связаны между собой. Стресс практически всегда сопровождает конфликты, причём как внешние, так и внутриличностные.

Конфликт является наиболее деструктивным способом развития социальных отношений, он возникает в процессе социального взаимодействия, а также в процессе борьбы структур личности. Помимо конфликта социальные противоречия способны разрешаться путём сотрудничества, компромисса, уступок или избегания.

Для того чтобы возник конфликт, необходимо наличие следующих трёх условий:

  • Наличие противоречия, столкновение интересов, тенденций, а также конфликтующих сторон.
  • Наличие противодействия, борьба оппонентов из различных сфер общения, поведения или деятельности
  • Оппоненты должны переживать негативные эмоции по отношению друг другу, которые вызваны конфликтом, психологическими стресс-факторами

Стресс может сопровождать не только межличностные, но и более масштабные социальные конфликты, например, возникающие между различными категориями социальных групп.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когда человек ссорится с членом семьи, начальником, подчинённым, коллегами, он в обязательном порядке переживает стресс. Это связно с тем, что мы не можем защитить свои интересы никак иначе, кроме как путём вступления в конфликт.

Однако стресс в конфликте может быть очень сильным. Так, около 30.000 людей в России ежегодно погибают вследствие возникновения конфликтов.

Убийство, например, также связано с сильнейшим стрессом, причём как для жертвы, так и для убийцы.

Конфликты, которые возникают между малыми и средними социальными группами, также связываются со стрессом. Например, межгрупповая борьба, групповые драки между спортивными фанатами, забастовки, акты терроризма, различные акции протеста приводят к стрессам.

Стресс в конфликтах такого масштаба может быть менее выражен, по сравнению с конфликтом между личностями. Однако он во всех случаях присутствует и может приводить к негативным факторам. Поэтому профилактика таких конфликтов является важнейшим условием предупреждение стресса.

Профилактика конфликтов, таким образом, позволяет управлять стрессом. Чем меньше конфликтов, тем меньше стресса.

Виды стресса и управление стрессом

Конфликты различных видов выступают в качестве причин негативного характера.

Так, проявление стресса на рабочем месте приводит к снижению производительности, ухудшает отношения в коллективе, снижает удовлетворённость трудом и отношениями с другими людьми.

Стресс воспринимается нами как негативное явление, однако выделяют и положительный стресс, который связан с приятными событиями. Например, данные виды стресса наблюдаются при повышении по службе, в ходе праздника, отпуска и так далее.

Замечание 1

Стресс выступает в качестве адаптивной реакции человека; его ответа на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие.

Основные причины, которые вызывают стресс на рабочем месте, следующие:

  • Факторы стресса, не связанные с организацией: это изменения в общественной жизни, в семейной и личной жизни, переезд на новое место, новые впечатления и так далее.
  • Факторы стресса, связанные с рабочей организацией: это стратегия, выбранная органами или администрацией организации, наличие организационной структуры, создание определённых рабочих условий и т.д.
  • Групповые факторы стресса: наличие или отсутствие групповой сплочённости, отсутствие взаимной поддержки в коллективе, наличие конфликтов между личностями и группами.
  • Индивидуальные факторы стресса. Данный фактор непосредственно связан с личностью работника.

Для управления стрессом необходимо использовать индивидуальные и организационные методы.

Индивидуальные методы предполагают применение физических упражнений, снятие напряжения каким-либо образом: осуществление самоконтроля поведения, использование когнитивной терапии также выделяют способы борьбы со стрессом в организации, к которой относятся создание в коллективе атмосферы взаимной поддержки, обогащение смыслового содержания работы, смягчения конфликтов в коллективе, прояснение организационных ролей, планирование работы и так далее.

Особенности стресса

Неприятные последствия стресса заключаются в том, что человек не может сосредоточиться, испытывает без причины усталость, которая проявляется мгновенно и видна невооруженным глазом. Стрессовая ситуация способна захватить и не отпускать, довести до серьезного заболевания.

Выделяют следующую динамику стрессового реагирования:

  • реакция тревоги, которая проявляется в срочной мобилизации защитных ресурсов организма;
  • фаза сопротивления, позволяющая организму бороться со стрессом;
  • фаза истощения, наступающая, если вторая фаза слишком затянулась, и интенсивная борьба приводит к снижению адаптации и возможностей организма, проявляется в различных заболеваниях.

На сегодняшний день физиологическая и биохимическая природа стресса довольно хорошо изучена. В частности, под воздействием стрессов в коре головного мозга начинает формироваться интенсивный и стойкий очаг возбуждения.

Его появление запускает своеобразную цепную реакцию, в ходе которой возбуждаются важнейшие структуры головного мозга – гипоталамус, который, в свою очередь, взаимодействует с гипофизом. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого в надпочечниках выделяются адреналин и другие активные вещества, в т.ч. гормоны стресса.

Выделение данных гормонов, в конечном счёте, ведёт к появлению всем знакомой картины: усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение кровяного давления и т.д.

Смысл стресса заключается в необходимости мгновенной мобилизации всех сил организма, которые необходимы для борьбы с врагом или бегства от него. Однако современный человек намного реже решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега.

Именно поэтому стресс, который возникает у человека, не дает успокоиться нервной системе, будоражит организм.

Если не потратить выработанные гормоны на физическую активность, то стресс будет иметь разрушительные последствия, однако современный образ жизни человека не всегда позволяет это сделать.

Рисунок 1. Конфликт и стресс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник: https://spravochnick.ru/konfliktologiya/konflikt_i_stress/

24.Стресс как следствие и источник конфликта. Повышение «стрессоустойчивости» как одна из основных задач менеджера

Стресс как источник конфликта

Стресс – этосовокупность защитных физиологическихреакций, возникающих в организме животныхи человека в ответ на воздействиеразличных неблагоприятных факторов.

Стресс как причина и следствие конфликтов

Практическинеизбежное последствие любого конфликта – стресс. Его неприятные признаки(повышенная возбудимость, невозможностьсосредоточиться, чувство беспричиннойусталости и пр.) проявляются мгновенно.

Первым человеком,который дал определение понятия стресса,был канадский врач и биолог Ганс Селье. В динамике стрессового реагированияГ.

Селье видит три фазы: 1) реакцию тревоги,проявляющуюся в срочной мобилизациизащитных сил и ресурсов организма; 2)фазу сопротивления, позволяющую организмууспешно справ-ляться с вызвавшими стресс воздействиями; 3) фазу истощения,если слишком затянувшаяся и чересчуринтенсивная борьба приводит к снижениюадаптационных возможностей организма и его способности сопротивлятьсяразнообразным заболеваниям.

Стресс может нетолько понизить, но и повыситьустойчивость организма к негативнымфакторам.

Групповой тренингповышения стрессоустойчивости– один из главных приёмов закалить своёвнутреннее состояние и оградить себяот множества факторов, влекущих за собойуныние и апатию.

Чтобы научитьсятвёрдо противостоять стрессу, нужнопервым делом определить для себя, какиестрессоры несут наибольший вред.

В групповом тренингеесть свои методики и их не так уж и много(по И.В. Вачкову):

групповая дискуссия;

игровые методы;

методы, направленныена развитие социальной перцепции;

методытелесно-ориентированной психотерапии;

медитативнаятехника

Наиболее простыеи в то же время крайне действенные, этогрупповая дискуссия и игровые методы.Групповаядискуссияпомогает членам тренинга поделитьсясвоим опытом либо страхами в тех илииных ситуациях. Тренингуемым оченьполезно видеть и слышать человека спохожими проблемами, это сближает ихдруг с другом, помогает вести себяискренне по отношению к партнёрам.

Этотметод “передачи опыта” помогаетгруппе определить рамки работы тренинга,непосредственно направление путиработы, расставляет для каждого еголичные цели, определяет желаемыерезультаты.

Выслушивая поочерёдно всехчленов тренинга, необходимо вычленитьнужную информацию, по необходимости,дождавшись своей очереди, задатьинтересующие вопросы, что-то посоветовать,либо в ответ рассказать о подобныхтревожащих моментах.

Групповая дискуссияв свою очередь тоже делится на тематическую,биографическую и интеракционную.Тематическаядискуссияпредставляет собой обсуждение значимыхдля всех членов тренинга проблем.Биографическиедискуссииосновываются на прошлом опыте.Интерактивныедискуссиизатрагивают взаимоотношения междуучастниками группы.

25. Cоциально-психологический климат в организации: понятие; факторы, влияющие на спк, оценка спк

Социально– психологический климат.

Понятие психологическийклимат впервые ввел Мансуров в 60 – 70годах 20 века. Понятие спк раскрыл Шепелев

Спк – эмоциональнаяокраска психологических связей членовколлектива, возникающая на основе ихсимпатий, совпадений характеров,склонностей и интересов.

СПК имеет 3составляющие: социальный климат,моральный и психологический

Социальный климатопределяется осознанием общих целей изадач организации.

Моральный климатопределяется принятыми моральнымиценностями организации. Вопросы духовные,нравственности

Психологическийклимат – те неофициальные отношения,которые складываются между работниками.

Роберт Шо считает,что центральной характеристикой,являющейся основной является доверие.

Важнейшей проблемойв изучении СПК, является выявлениефакторов, которые его формируют. Ключевымииз них является личность руководителяи система подбора и расстановкиадминистративного персонала.

Факторы, определяющиесостояние СПК

  1. Служебно – функциональные факторы – условия труда и оборудования рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами и т.п; организация труда, режим, график работы и т.п; обоснованность и четкость распределения функций между работниками, четкость обязанностей прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников.

  2. Экономические факторы – своевременность получения денежного содержания; система оплаты труда; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое – несправедливое распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки.

  3. Управленческие – стиль и методы управления персонала; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена.

  4. Психологические – взаимоотношения работников между собой; степень социально – психологической совместимости, уровень конфликтности; состояния взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения.

  5. Факторы профессионально – квалификационной характеристики персонала – численность персонала; укомплектованность личного состава; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вхождение в должность; перспектива повышения квалификации, служебного роста и карьеры.

  6. Правовые факторы – оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих проф.деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности.

СПК проявляется втаких групповых эффектах как: настроениеи мнение коллектива, индивидуальноесамочувствие и оценка условий жизни иработы личности в коллективе. Членыколлектива как личности определяют егосоциальную микроструктуру, своеобразиекоторой обуславливается социальнымии демографическими признаками, возрастом,полом, профессией, образованием,национальностью, социальнымипроисхождением.

Выделяют благоприятныйи неблагоприятный СПК:

Благоприятный СПКНеблагоприятный СПК
Преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дняЧастые опоздания и длительное отсутствие на работе
Чувство групповой сплоченности и товариществаОбсуждение указания руководителей в кулуарах
Высокий уровень проф.подготовки работниковДлительные перекуры во время работы
Нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения даже на вышестоящую должностьНеточное выполнение решений и приказов руководства
Охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощьРаспространение слухов друг о друге
Хорошие взаимоотношения между руководителем и подчиненнымСкрытая критика условий труда
Равномерность распределения работы и нагрузок на каждого члена коллективаПустая трата рабочего времени
Своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуацийОтказ от работы в сверхурочное время
Справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллективов, а так же распределения вознаграждения, решения материальных и жилищных проблемЧастые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения
Частые нарушения дисциплины, высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности, низкая активность пр обсуждении служебных и специальных вопросов.

ОценкаСПК

Проводится дляподдержания максимально благоприятныхусловий труда сотрудников за счетпрофилактики трудовых конфликтов,повышения командной сплоченности иподдержания основных элементовкорпоративной культуры компании.Изучение СПК строится на основе 2подходов:

  1. С применением методов не имеющих специальной психологической подготовки(наблюдение, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояние служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.

  2. Требуется специальная подготовка (шкалирование, социометрический опрос, анкетирование, референтометрия и пр.)

Оценка проводитсяв плановом порядке по гибкому плану –графику во всех структурных подразделенияхкомпании; в подразделениях, куда принятновый сотрудник; в подразделениях, вкоторых были неоднократные увольнениясотрудников в течение последнегополугодия; при наличии жалоб на затрудненияв работе, вызваны СП причинами.

Мероприятия:индивидуально психологическая работас сотрудниками, групповые тренинги,развития навыков межличностнойкоммуникации и т.п.

Результат: снятиепричин напряженности, повышениесплоченности команды и поддержаниеосновных элементов орг.культуры.

Источник: https://studfile.net/preview/7515184/page:15/

Стресс – следствие и причина конфликтов

Стресс как источник конфликта

Конфликты и стресс – два явления, которые неразрывно связаны. С одной стороны, стресс практически всегда сопровождает любые конфликты, как социальные, так и внутриличностные. С другой – стресс может быть прямой или косвенной, главной или второстепенной причиной конфликтов.

Конфликт – наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. Помимо конфликта социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки или избегания. Конфликт – процедура и способ измерения соотношения сил борющихся сторон.

Для возникновения конфликтов необходимо наличие трех условий. Во-первых, должно быть противоречие, столкновение интересов, тенденций, сторон.

Во-вторых, в социальных конфликтах необходимым компонентом является противодействие, борьба оппонентов в сферах общения, поведения или деятельности.

И наконец, третьимнаиболее интересным для нас компонентом конфликта является переживание оппонентами негативных эмоций по отношению друг к другу. Эти негативные эмоции, вызванные социально-психологическими стресс-факторами, являются одной из разновидностей стресса.

Удивительно, но стресс той или иной силы практически всегда сопровождает не только межличностные, но и более масштабные социальные конфликты. К ним относятся конфликты между малыми, средними и большими социальными группами.

Когда мы ссоримся с членами семьи, начальником, подчиненным, сослуживцами, другими людьми, мы переживаем стресс. Он вызван тем, что мы не можем защитить свои интересы иначе как путем конфликта.

Стресс может быть очень сильным. Более 30 тыс. людей в среднем ежегодно погибают в России в результате межличностных конфликтов. Убийство, как правило, связано с сильнейшим стрессом у жертвы и убийцы.

Конфликты между малыми и средними социальными группами также обычно связаны со стрессом. К таким видам конфликтов относятся межгрупповая борьба в коллективе, межгрупповые драки спортивных фанатов, терроризм, забастовки, различные акции протеста и др.

Стресс в конфликтах такого масштаба может быть менее выражен по сравнению с межличностными конфликтами. Однако он почти всегда присутствует и часто может быть значительным. Таким образом, любые конфликты обычно вызывают стресс, часто очень сильный. Стресс также может приводить к конфликтам.

Поэтому профилактика и конструктивное завершение конфликтов является важнейшим условием и направлением работы по предупреждению стресса. Значение профилактики конфликтов в решении проблемы управления стрессом переоценить невозможно. Чем меньше конфликтов, тем меньше стресса, и наоборот.

Только в связи с этими соображениями автор решил посвятить проблемам профилактики конфликтов, их типичным причинам и конструктивному завершению самостоятельную главу.

Практически неизбежное последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозмож­ность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.)

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канад­ским физиологом Гансом Селье (р. 1907 г.), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов

Пути преодоления стресса

метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:

-осознание конфликта, его естественной природы;

-регулирование конкретного предмета конфликта;

манифестирование конфликта, то есть организация конфликтных групп как условие для его возможного успешного урегулирования;

соглашение участников на определение «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему.

«Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т. п. Могут быть эффективны только в том случае, если оно не отдают предпочтения одному участнику в ущерб другому.

«Правила игры» касаются способов, которыми социальные субъекты намериваются решать свои противоречия. Р. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем.

В тех случа ях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоляция — физическая или социальная.

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными.

Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только приемлемое для его доминирующего эмоционального состояния.

Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, сорвется. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо..

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его окончании.

Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы». Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо.

Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: выколотить пыль из ковров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидеть в полной неподвижности.

Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, явля- 6 Зак. 3662 ется рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения.

Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

1. Необходимо переключиться на диаметрально противоположный вид деятельности по сравнению с тем, который вызвал стрессовую ситуацию.

2. Попытаться расслабиться, снять напряжение.

3. Заняться любимым видом спорта.

4. Отвлечься (кино, театр, чтение книги, встреча с друзьями, близкими).

5. Срочно уехать за город, в командировку, которая никак не связана с источником стрессовой ситуации.

6. Произвести мысленный анализ и переоценку ценностей.

Способы предупреждения и управления стрессом.

Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Высокая изменчивость и сложность современного мира приводит к тому, что стрессы становятся постоянными «спутниками» человека.

Причем средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению здоровья и самочувствия. Чаще всего стресс возникает в сложной или новой ситуации, в случае выраженного риска, цейтнота, возможного или разворачивающегося конфликта – т.е.

в тех ситуациях, которые практически постоянно сопровождают жизнь современного активного человека. К тому же в последнее время все больше и больше людей стремятся к сознательному самопознанию и саморазвитию, а эта деятельность является стрессовой по самой своей природе.

В психологическим стрессе экстремальность ситуации задается отношением человека к создавшемуся положению. Стресс атакует человека тремя путями: 1.Когда мы чувствуем, что теряем контроль; 2. Когда мы пытаемся контролировать не тот аспект собственной или чужой жизни; 3. Когда мы вынуждены действовать вопреки нашим предпочтениям, а не в соответствии с ними.

Советы, которые помогут справиться со стрессом и управлять своим эмоциональным состоянием, сводятся к следующему: 1. Знайте свои сильные стороны. Это означает, что следует держать в памяти преимущества ваших характеристик и поступить в соответствии с ними.

Если вы решительный человек, но в стрессовой ситуации проявили нерешительность, то и вы, и окружающие будут разочарованы. 2. Стремитесь получить поощрения. Немного выигрывают в глазах окружающих те, кто пытается преодолеть свои слабые стороны, прислушавшись к своим антиподам и пытаясь проявить их положительные качества. 3. Уравновешивайте ваши предпочтения.

Необходимо найти баланс между собственными психологическими установками и терпимым отношением к другим установкам. Так, экстраверт в конфликте должен искать золотую середину между экстраверсией и интраверсией. 4. Принимайте конфликт как неизбежность, конфликт – это факт жизни, и мы не властны, изменить реальность.

Выделим несколько методов для снятия стресса. Метод «осознай худший исход» состоит из трех этапов: 1. Спокойно проанализировать ситуацию и уяснить все возможные негативные последствия. 2. Представив себе самое худшее, что могло бы случиться, попытаться найти аргументы, которые позволили бы примериться с этим. 3.

Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, начать спокойно обдумывать решения. Заставив себя мысленно принять самое худшее, человек сбрасывает с себя груз панического беспокойства. Метод релаксации основан на сознательном расслаблении мышц. При снижении мускульного напряжения снижается и эмоциональная напряженность.

Метод переоценки значимости конфликта состоит в использовании а) слова «зато»: следует увидеть, как извлечь пользу из неудачи; б) сравнения собственных неприятностей с чужим горем.

Метод разрядки напряженности путем передачи чувств заключается в общении с близким человеком. Использование этих методов способно помочь руководителю, столкнувшемуся со сложной ситуацией, и может быть рекомендовано для снижения социально-психологической напряженности в коллективе.

Для улучшения своего состояния человек, испытывает острый или хронический стресс, может воспользоваться комплексом мер:

1 Фармакологические средства восстановления: витамины, препараты пластического действия, препараты энергетического воздействия, адаптогены

2 Восстановление средствами физиотерапии: ультрафиолетовое облучение, аэронизация воздуха, действие теплом и холодом, водные процедуры

3 Массаж: классический массаж, точечный массаж, вибромассаж

4 Акупунктура и электроакупунктура

5 Психологическое консультирование и психотерапия

6 Аутогенная тренировка, релаксация (за Бенсоном, за Якобсеном), прогрессивная релаксация (за Джекобсоном), медитация

7 Ароматерапия

8 Диетотерапия

9 Арттерапия (терапия музыкой, пением, танцами)

10 Дыхательные упражнения

11 Визуализация

12 Переключение внимания, полноценный отдых, сон, секс,”шопинг-терапия\”

13 физических упражнения: динамические, статические, изометрические

14 Гипноз

15 Ведение дневника, общение с друзьями

16 психологических защита (отрицание, вытеснение, проекция)

17 Использование энергии микровибраций (циркулярный дущ, виброакустические аппараты)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_244720_stress--sledstvie-i-prichina-konfliktov.html

Страница Психолога
Добавить комментарий