Стресс фрустрация конфликт кризис

39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность

Стресс фрустрация конфликт кризис

Критическиеситуации в самом общем виде можноохарактеризовать как ситуации, порождающиедефицит смысла в дальнейшей жизничеловека.

Условиясовременной России способствуют тому,что большое количество людей постояннооказывается в такого рода ситуациях. Всвязи с этим принципиально важнойявляется проблема адаптации к критическимситуациям. Одним из способов решенияданной проблемы является изучениенаиболее распространенных механизмовадаптации к ним, разработка на их основеприемлемых техник и обучение таковым.

Современнаяпсихологическая наука предлагает четыреключевых понятия, которыми можно описатькритические ситуации: стресс, фрустрация,конфликт, кризис.

Стрессможно определить как неспецифическуюреакцию организма на ситуацию, котораятребует большей или меньшей функциональнойперестройки организма, соответствующейадаптации к данной ситуации.

Важно иметьв виду, что любая новая жизненная ситуациявызывает стресс, но далеко не каждая изних бывает критической.

Критическиеситуации вызывает дистресс, которыйпереживается как горе, несчастье,истощение сил и опровождается нарушениемадаптации, контроля, препятствуетсамоактуализации личности.

Фрустрация(лат. – frustratio – обман, тщетное ожидание,расстройство) определяется как состояние,вызванное двумя моментами: наличиемсильной мотивированности достичь цель(удовлетворить потребность) и преграды,препятствующей этому достижению.

Преградамина пути к достижению цели могут оказатьсявнешние и внутренние причины различногохарактера: физические (лишение свободы),биологические (болезнь, старение),психологические (страх, интеллектуальнаянедостаточность), социо-культурные(нормы, правила, запреты), материальные(деньги).

Степеньвыраженности состояния фрустрацииможет быть различной и зависит от многихфакторов ( пол, возраст, характер цели,структура личности, разного родаобстоятельства).

Имеяв виду отдельного человека, можноговорить о различных степенях переходаситуации затруднения деятельности вситуацию, когда трудность оказываетсянепреодолимой.

Результатомфрустрации является изменение поведенияличности. Прежде всего может наблюдатьсяпотеря волевого контроля поведения и,как следствие, его деградация (отстранностей в поведении до ярковыраженного девиантного).

Не исключаетсяснижение мотивации достижения цели,отказ от нее в результате переключенияна другую или потеря ее актуальности.Это же может произойти в результатеизменения физического состояниячеловека.

Например, человек сильнозаболевает и ему ничего не надо.

Конфликткак критическая психологическая ситуацияпредполагает наличие у человека довольносложного внутреннего мира и актуализациюэтой сложности в соответствии стребованиями жизни, то есть извлечениеэтой сложности с целью последующегоиспользования.

Обычнопричины, порождающие конфликт не являютсятакими самоочевидными, ясными для самогочеловека. Они не представляют безусловногозапрета, «табу» и всегда сплетены сусловиями проблемной задачи.

Вслучае конфликта именно сознание должносоизмерить ценность мотивов, сделатьмежду ними выбор, найти компромиссноерешение. С критической же ситуацией мыимеем дело тогда, когда субъективноневозможно ни выйти из данной конфликтнойситуации, ни найти приемлемого решения,в результате чего сознание капитулируетперед неразрешимой задачей.

Кризис(греч. – crisis – решение, поворотный пункт)характеризует состояние, порождаемоевставшей перед индивидом проблемой, откоторой он не может уйти и которую неможет разрешить в короткое время ипривычным способом. В качестве примератакой проблемы можно привести тяжелоезаболевание, изменение внешности, резкоеизменение социального статуса, смертьблизкого человека и тому подобное.

Обычновыделяют два типа кризисных ситуаций.Основа их выделения – возможность,которую они оставляют для человека вреализации последующей жизни.

Кризиспервого типа – это серьезное потрясение,сохраняющее определенный шанс выходана прежний уровень жизни. Например,человек, оставшийся в силу определенныхпричин без работы, имеет шанс ее найтиснова.

Ситуациявторого типа – собственно кризис -бесповоротно перечеркивает имеющиесяжизненные замыслы, оставляя в видеединственного выхода из положениямодификацию самой личности и ее смыслажизни.

Всекритические ситуации от сравнительнолегких до самых трудных (стресс,фрустрация, конфликт и кризис) требуютот человека различной внутренней работы,определенных умений по их преодолениюи адаптации к ним.

Можносказать, что вся человеческая жизнь восновном есть история преодолениякритических ситуаций, обстоятельств исодержит множество примеров их успешногопреодоления. Его характер зависит преждевсего от уровня интеллектуальногоразвития личности и ее отношения кокружающему миру.

Источник: https://studfile.net/preview/2975548/page:32/

Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис

Стресс фрустрация конфликт кризис

Общая характеристика стресса. Слово – «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние.

Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражён в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены:

· стадия « тревоги », следующая за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма;

· стадия « сопротивления », характеризующаяся

актуализацией адаптационных возможностей;

· « истощения », которой соответствует стойкое снижение резервов организма.

При любом нарушении сбалансированности « человек – среда » недостаточность психических и физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.

Тревога, обозначаемая как: ощущение неопределённой угрозы; чувство диффузного опасения и тревожного ожидания; неопределённое беспокойство – наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает её биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога, по интенсивности и длительности не адекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Она лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Развёрнутый процесс преодоления возможных трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний «ответа на стресс», в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия. В современной жизни стрессы играют значительную роль.

Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношение с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е.

стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травмы и т.д. Такими же стрессорами являются любые эмоциогенные факторы, то есть факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека.

Стресс зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Большое значение имеет оценка угрозы, ожидания опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не только от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д. Знание этих факторов и уделение им особого внимания помогает предотвратить многие стрессовые ситуации.

Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический.

Учёные различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желаемым эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления деятельности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время. Критические состояния вызывают дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. Например, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима квалифицированная помощь психолога.

Реакция стресса направлена на адаптацию организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Адаптационные ресурсы организма у разных людей разные и соответственно способности к их восстановлению так же различаются индивидуально.

Влияние одного и того же стрессора на разных людей различаются степенью выраженности стресса по силе влияния на адаптационные возможности индивида.

Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение и при этом стресс не просто нервное напряжение, а нервная перегрузка, и сильное эмоциональное возбуждение.

Основы фрустации, конфликта и кризиса

Фрустация (от лат. Frustatio – обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличия сильной мотивированности достичь цели (удовлетворить потребность) и преградой, препятствующей этому достижению.

Виды фрустрационного поведения:

· двигательное возбуждение;

· апатия;

· агрессия и деструкция;

· стереотипия;

· регрессия.

Если при фрустации преградой являются внешние или внутренние причины, не подлежащие обсуждению, то причины, порождающие конфликт не представляют безусловного «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) как критическая психологическая ситуация предполагает наличие у человека сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности требованиям жизни.

Существуют следующие типы конфликтов:

· внутриличностные (борьба мотивов, влечений, интересов при отказе выполнить какую – либо роль, при трудностях в развитии личности);

· межличностные (стремление реализовать цель);

· групповые (между неформальными малыми группами в составе одной общности;

· конфликты в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы – коллективы подразделений организации);

· межгрупповые – конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).

Различные типы конфликтов взаимосвязаны между собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные – в межличностные, межличностные – в групповые).

По времени протекания конфликты делятся на:

· быстротечные (остродинамические, опасные для жизни);

· затяжные (статичные) – это остростатические, опасные для психического состояния.

По сфере приложения:

· конструктивные (деловые, созидательные);

· деструктивные (личностные и разрушительные).

По последствиям:

· позитивные;

· негативные

По психическому состоянию сторон:

· разрушительные;

· эмоциональные

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение конфликтной ситуации

2. Инцидент

3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия

4. Начало открытого конфликтного действия

5. Развитие открытого конфликта

6. Разрешение конфликта (исход)

Основные модели поведения личности

· Конструктивная. Стремиться уладить конфликт. Нацелено на поиск приемлемого решения. Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открытым и искреннем; в общении основной чертой является лаконичность и немногословность.

· Деструктивная. Человек постоянно стремится к расширению и обострению конфликта. Принимает партнёра и негативно оценивает его личность. Проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

· Конформистская. Пассивная, склонна к уступкам.

С критической ситуацией мы имеем дело тогда, когда субъективно невозможно не выйти из данной конфликтной ситуации, ни найти приемлемого решения, в результате чего сознание капитулирует перед неразрешенной задачей.

Кризис (от лат. Crisis – решение, поворотный пункт) – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности.

Характеризует состояние, порождаемое ставшей перед индивидом проблемы, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом.

Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в реализации последующей жизни.

Кризис первого типа представляет собой серьёзное потрясение, сохраняющее определённый шанс выхода на прежний уровень жизни.

Ситуация второго типа – собственно кризис – бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и её смысла жизни. Процесс преодоления критических ситуаций психолог Ф.Е.

Василюк назвал переживаниями, рассматривая их как внутреннюю интеллектуально – волевую работу по восстановлению душевного равновесия утраченной осмысленности существования в критической ситуации.

Проблема переживания критических ситуаций актуальна для любого возраста. Частным случаем преодоления критических ситуаций является психологическая перестройка личности, радикальным видом которой является переосмысление жизненного пути. Способность человека противостоять неврозообразующим факторам называется барьером психической адаптации.

Критические состояния вызывают дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Общей характеристикой всех ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения и выработка алгоритма поведения в критических жизненных ситуациях.

Психологическая коррекция — «понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию».

Кроме того, психокоррекцию возможно применять «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений», поскольку психологическая коррекция является направленным психологическим воздействием «на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида».

Психокоррекция — «это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие такие устойчивые качества которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются».

Как видно из приведенных определений «психокоррекции», существует несколько позиций понимания соотношения данного понятия с понятиями «психотерапия» и «психопрофилактика».

Это выражается в том, что, с одной стороны, происходит отождествление понятий «психокоррекция» и «психотерапия», и с другой — отнесение психокоррекции к области психопрофилактики.

В свяи с этим необходимо обратить внимание на разноуровневый характер задач психокоррекции, психотерапии, психопрофилактики, которые, безусловно, пересекаются, но не совпадают. Так, задачи психопрофилактики — предупреждение возникновений возможных отклонений.

Психотерапия — активное воздействие при помощи психологических методов на личность клиента с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.

Задачи психокоррекции тесно связаны с понятием «норма», что, соответственно, обозначает основную цель психокоррекцонного воздействия как «возврат» или «подтягивание» клиента к должному уровню исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, а также медико-социальных и культурологических требований. Соответственно, о необходимости психокоррекционного воздействия возможно говорить, когда существует некое отклонение от нормы.

Психокоррекционная работа ведется специалистом в случаях:

1) обращения клиента самостоятельно за психологической помощью;

2) обращение за помощью к специалисту по поводу клиента кого-либо из родственников или иных значимых взрослых (преподаватели, воспитатели, руководители).

Методы коррекции зависят от школы, к которой принадлежит специалист, и, следовательно, их возможно (весьма условно) классифицировать по существующим направлениям в психологии.

Основные виды психокоррекции выделяются по количеству участвующих клиентов и по характеру взаимоотношений между ними:

• индивидуальная;

• семейная;

• групповая.

Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

Основные принципы:

– партнерство врача и больного;

– разносторонность усилий или комплексность;

– единство психосоциальных и биологических методов;

– ступенчатость (непрерывности) и индивидуализация лечебных воздействий.

Указанные принципы нашли свое воплощение в системе реабилитации психически больных. В восстановительном лечении неврологических больных, у которых чаще встречаются различные физические дефекты, основное внимание концентрируется на восстановлении нарушенных функций, при этом используются преимущественно методы биологического воздействия.

Наиболее адекватно целям реабилитации (также как и психопрофилактики) служит психотерапия смягчение проявлений и течения психических заболеваний, и расширение возможностей современного психофармакологического лечения способствовало возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. При этом “точкой приложения” психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности человека бесспорна), а личность пациента и система его отношений к действительности.

Источник: https://studopedia.su/18_26627_kriticheskie-zhiznennie-situatsii-stress-konflikt-krizis.html

Техника адаптации к критическим ситуациям. Стресс, кризис, конфликт, фрустрация. Психотехнологии

Стресс фрустрация конфликт кризис

Албегова И. – Психотехнологии: Техника адаптации к критическим Критические

ситуациям ситуации в самом общем виде охарактеризовать можно как ситуации, порождающие дефицит дальнейшей в смысла жизни человека. Условия современной способствуют России тому, что большое количество постоянно людей оказывается в такого рода ситуациях.

В этим с связи принципиально важной является проблема критическим к адаптации ситуациям.

Одним из способов решения проблемы данной является изучение наиболее распространенных адаптации механизмов к ним, разработка на их основе приемлемых обучение и техник таковым.

Современная психологическая наука четыре предлагает ключевых понятия, которыми можно критические описать ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, Стресс.

кризис можно определить как неспецифическую организма реакцию на ситуацию, которая требует большей меньшей или функциональной перестройки организма, соответствующей данной к адаптации ситуации. Важно иметь в виду, любая что новая жизненная ситуация вызывает далеко, но стресс не каждая из них бывает критической. ситуации Критические вызывает дистресс, который переживается горе как, несчастье, истощение сил и опровождается адаптации нарушением, контроля, препятствует самоактуализации личности.

лат (Фрустрация. – frustratio – обман, тщетное ожидание, определяется) расстройство как состояние, вызванное двумя наличием: моментами сильной мотивированности достичь цель (потребность удовлетворить) и преграды, препятствующей этому достижению.

пути на Преградами к достижению цели могут оказаться внутренние и внешние причины различного характера: физические (свободы лишение), биологические (болезнь, старение), психологические (интеллектуальная, страх недостаточность), социо-культурные (нормы, запреты, правила), материальные (деньги). Степень выраженности фрустрации состояния может быть различной и зависит от факторов многих ( пол, возраст, характер цели, личности структура, разного рода обстоятельства). Имея в отдельного виду человека, можно говорить о различных перехода степенях ситуации затруднения деятельности в ситуацию, трудность когда оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации изменение является поведения личности. Прежде всего наблюдаться может потеря волевого контроля поведения и, следствие как, его деградация (от странностей в поведении до выраженного ярко девиантного).

Не исключается снижение мотивации цели достижения, отказ от нее в результате переключения на или другую потеря ее актуальности. Это же может результате в произойти изменения физического состояния человека.

человек, Например сильно заболевает и ему ничего не Конфликт.

надо как критическая психологическая ситуация наличие предполагает у человека довольно сложного внутреннего актуализацию и мира этой сложности в соответствии с требованиями есть, то жизни извлечение этой сложности с целью использования последующего.

Обычно причины, порождающие конфликт не такими являются самоочевидными, ясными для самого Они. человека не представляют безусловного запрета, «табу» и сплетены всегда с условиями проблемной задачи.

В случае именно конфликта сознание должно соизмерить ценность сделать, мотивов между ними выбор, найти решение компромиссное.

С критической же ситуацией мы имеем дело когда, тогда субъективно невозможно ни выйти из данной ситуации конфликтной, ни найти приемлемого решения, в результате сознание чего капитулирует перед неразрешимой задачей.

греч (Кризис.

– crisis – решение, поворотный пункт) состояние характеризует, порождаемое вставшей перед индивидом которой, от проблемой он не может уйти и которую не может короткое в разрешить время и привычным способом.

В качестве такой примера проблемы можно привести тяжелое изменение, заболевание внешности, резкое изменение социального смерть, статуса близкого человека и тому подобное.

выделяют Обычно два типа кризисных ситуаций. выделения их Основа – возможность, которую они оставляют человека для в реализации последующей жизни. Кризис типа первого – это серьезное потрясение, сохраняющее шанс определенный выхода на прежний уровень жизни. человек, Например, оставшийся в силу определенных причин работы без, имеет шанс ее найти снова. второго Ситуация типа – собственно кризис – бесповоротно имеющиеся перечеркивает жизненные замыслы, оставляя в виде выхода единственного из положения модификацию самой личности и ее жизни смысла. Все критические ситуации от сравнительно самых до легких трудных (стресс, фрустрация, конфликт и требуют) кризис от человека различной внутренней работы, умений определенных по их преодолению и адаптации к ним. Можно что, сказать вся человеческая жизнь в основном история есть преодоления критических ситуаций, обстоятельств и множество содержит примеров их успешного преодоления. Его зависит характер прежде всего от уровня интеллектуального личности развития и ее отношения к окружающему миру.

Различают типа четыре деятельности по преодолению критических ситуаций. гедонистическом, в Так типе игнорируется совершившийся факт. внутренне Человек искажает и отрицает его; он говорит : «страшного Ничего не случилось». Далее человек формирует и иллюзию поддерживает благополучия и сохранности нарушенного содержания сути. По жизни, это – защитная реакция инфантильного Реалистическое.

сознания переживание или реалистический тип критических преодоления ситуаций базируется на принципе реальности. В основе его лежит механизм терпения, трезвого тому к отношения, что происходит. Человек в конечном принимает итоге реальность случившегося, приспосабливает свои интересы и потребности к новому смыслу жизни. При бывшее этом содержание жизни, ставшее теперь бесповоротно, невозможным отбрасывается. Человек в данном случае прошлое имеет, но теряет историю. Примером такого преодоления типа критических ситуаций может служить Душечка чеховская, проживавшая на страницах небольшого рассказа жизней несколько. Ценностный тип преодоления критических признает ситуаций наличие критической ситиуации, повреждающий жизни смысл, но отвергает пассивное принятие удара сути. По судьбы строится новое содержание жизни в понесенной с связи утратой. Например, потерявшая мужа стремится жена полностью заменить детям отца завершить же или начатое им дело. Ценностный тип достичь может. и более высокого постижения смысла если, жизни он ориентирован на самоуглубление и самопознание. Человек этом при осмысливает жизнь в большом плане и что то, распознает в ней истинно значимо, приобретает мудрость житейскую. Именно она позволяет человеку верность сохранить ценности вопреки очевидной абсурдности и такой безнадежности позиции. Примером ценностного типа критических преодоления ситуаций может служить нравственное законом, поведение для которого являются собственные принципы моральные, а не внешние обстоятельства, какими бы жестокими были не они. Другим типом преодоления данных является ситуаций творческий, или поведение сложившейся личности волевой, которая в критических ситуациях сохраняет сознательно способность и самостоятельно искать выход из критического благодаря, поведения имеющемуся социальному опыту. Результатами поведения такого могут быть или восстановление кризисом прерванной жизни, ее возрождение, или перерождение ее в существу, по другую, иную жизнь. В любом случае порождение это собственной, обязательно деятельной жизни, самостроительство, самосозидание, то есть творчество, именно оно предпосылкой является подвига. Все описанные типы критических преодоления ситуаций по сути являются идеальными и в жизни обычной в чистом виде встречаются редко. процесс Реальный преодоления чаще всего включает в несколько себя типов или их вариантов. При степень этом сохранности личности зависит от того, них из какой доминирует. Гедонистический тип даже в успеха случае может привести к регрессу личности, удерживает реалистический ее от деградации ; ценностный и творческий являются для исходными духовного роста и совершенствования личности. эти Учитывая факты, можно говорить о наиболее уже, успешных апробированных жизнью, техниках адаптации к ситуациям критическим. Некоторые авторы в основу своих адаптации систем кладут сочетание аутогенной тренировки и поведения контроля. Так, например, Ю.Б.Темплер [13] разработал состоящий, аутотренинг из упражнений по формированию определенного ритма ритма (жизни движений, чтения, разговора, мышления); использование активное природы и искусства; мобилизации веры, воображения и воли, а также овладение приемами психологической Надо. защиты отметить, что приемы психологической играют защиты особую роль в профилактике и преодолении дезадаптации и дезорганизации психики, повышают ее устойчивость к критическим служат, ситуациям важным техническим способом выхода из Психологическая. них защита может быть более менее или осознанной и выражаться в различных формах. она Именно лежит в основе многих рекомендаций, улучшение на направленных общения с людьми и предотвращения эмоционального этом. В стресса плане несомненный интерес представляют Дейла рекомендации Карнеги [5]. Конкретными приемами психологической являются защиты: перенос, переключение, сравнение, изменение событий масштабов, накопление радости, мобилизация юмора, интеллектуальная, отчуждение переработка, «клин клином», разумный разрядка, эгоизм, использование интуиции, создание мысленного разного, барьера рода релаксации, самовнушение. Среди самовнушения техник можно отметить метод СОЭВУС, академиком разработанный Г.Н.Сытиным и получившим достаточно широкое России в распространение [12]. СОЭВУС – это метод словесно-эмоционально образного-волевого управления состоянием человека. В состав его входят: исцеляющие настрои (тексты), построения принципы настроев, методика их усвоения и приемы также, а самовнушения пути использования данного метода в условиях разных и с разными целями. К числу психологических относятся защит и дианетика Хаббарда или современная душевного наука здоровья [15], и техника самосовершенствования с элементами релаксации глубокой, перефокусировки и обновления человеческого духа, тела и разума, основанная на технике дыхания (техника даже)[6], и ребефинга, казалось бы такие известные методы и избегания способы дистрессов, как поддержание определенного жизни образа, индивидуального для каждого человека; сон полноценный, сбалансированное питание, баня, спортивные хоровое, занятия пение и т.д. Часто в основе техник критическим к адаптации ситуациям лежит практический опыт их Например. преодоления, Анатолий Гостюшин описал такой Энциклопедии в опыт экстремальных ситуаций [2]. В настоящее время место имеет достаточно много практических рекомендаций по различного из выходу рода конкретных критических ситуаций. них Среди и потеря работы, и профилактика собственной быстрое, и безопасности снятие стресса.[8-11; 14; 16] Учитывая, что в России современной число критических ситуаций достаточно характер, велико их весьма разнообразен, то одним из практических помощи выходов людям по их преодолению является создание центров рода (психологической помощи, психокоррекции, социальной где и т.д.), адаптации не только может быть оказана психосоциальная экстренная помощь, но и будут организованы курсы по конкретным обучению техникам адаптации к такого рода Список.

ситуациям литературы:

1. Албегова И.Ф. Техника трудоустройства в адаптации социальной населения // Психотехнологии в социальной работе. Под. 1 / Вып ред. В.В.Козлова. – Кострома, 1996, с.53-57. 2. Энциклопедия А. Гостюшин экстремальных ситуаций. – М., «Зеркало». 1994. Гримак. 3. 251с Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в активности психологию. – М.

, «Политиздат». 1987, 286 с. 4. Как личную обеспечить безопасность. Практич. реком. – М., «МиК», 32с, 1993. 5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и влияние оказывать на людей: Пер. с англ. / общ. предисловие. и ред В.П. Зинченко и Ю.М.Жукова. – Спб.: «Лениздат», 708, 1992 с. 6. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. – Спб.: Меерсон. 7. 1993 Ф.З.

Общий механизм адаптации и профилактики. М.: «1973». Наука. 8. Поляков В., Яновская Ю. Как получить работу хорошую в новой России. М.: ИНФРА-М, 1995, Селье. 9. 170с Г. Стресс без дистресса. М.: «Прогресс», Симонс. 10. 1979 Дж. Л., Мак-Колл Дж. Семьдесят шесть защитить способов вашего ребенка от преступников. – СПб.

: Пресс Питер, 1995, 192с. 11. Стресс жизни: СПб. – Сборник.: ТОО «Лейла», 1994, 386 с. 12. Животворящая Г.Н. Сытин сила или помоги себе СПб. – сам.: 1993, 415 с. 13. Темплер Ю.Б., Ландышев Ю.С. адаптации Болезни и их психопрофилактика.// Валеология. Сб.научн. трудов. – Наука.: «СПб». 1993, с. 74-85. 14. Тигранян Р.А.

Стресс и его для значение организма. – М.: «Наука», 1988, 176 с. 15. Рон Л. Хаббард . Дианетика. Современная наука душевного Учебник: здоровья по Дианетике / Пер. с англ. под ред. общ. М.И.Никитина. – М.: «Воскресенье», Нью Эра Груп Пабликейшенс. 1993, 576с. 16. Шнайнер К.

Как стресс снять: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 Прогресс. – М.: «минуты-универс», 1993. 273с.

Сборник.: социальной в Психотехнологии работе / Под ред. Козлова В.В. – МАПН: Ярославль, 1998 – 201 с.

Подписаться на автора и получать его новые посты!

Поделись сейчас:

Источник: http://one_vision.jofo.me/643994.html

Психология экстремальных ситуаций

Стресс фрустрация конфликт кризис

Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя.

«Исторически на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения: теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческой мотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и интерес к совладанию с экстремальными стрессами…». Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса и теорию ролей.

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

– она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; «теория кризисов… рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении»;

– теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.

Что касается конкретных теоретических положений этой дисциплины, то они в основном воспроизводят то, что нам уже известно из теорий других типов критических ситуаций.

Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д.

Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей…» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом».

Дж.

 Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Своей относительной самостоятельностью концепция кризисов обязана не столько собственным теоретическим особенностям, сколько тому, что она является составной частью интенсивно развивающихся во многих странах практики краткосрочной и доступной широким слоям населения (в отличие от дорогостоящего психоанализа) психолого-психиатрической помощи человеку, оказавшемуся в критической ситуации. Эта концепция неотделима от службы психического здоровья, кризисно-превентивных программ и т. п., что объясняет как ее очевидные достоинства – непосредственные взаимообмены с практикой, клиническую конкретность понятий, так и не менее очевидные недостатки – эклектичность, неразработанность собственной системы категорий и непроясненность связи используемых понятий с академическими психологическими представлениями.

Поэтому о психологической теории кризисов в собственном смысле слова говорить еще рано.

Однако мы берем на себя смелость утверждать, что системообразующей категорией этой будущей концепции (если ей суждено состояться) должна стать категория индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля.

Воля – это орудие преодоления «умноженных» друг на друга сил трудности и сложности.

Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация – кризис.

Как и в случаях фрустрации и конфликта, можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни.

Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной.

Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.

* * *

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления.

Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее собственными закономерностями и характеризуемое присущими ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью.

Сведем все эти характеристики в таблицу.

Типология критических ситуаций Онтологическое поле Тип активности Внутренняя необходимость Нормальные условия Тип критической ситуации
«Витальность»Жизнедеятельность организмаЗдесь-и-теперь удовлетворениеНепосредственная данность жизненных благСтресс
Отдельное жизненное отношениеДеятельностьРеализация мотиваТрудностьФрустрация
Внутренний мирСознаниеВнутренняя согласованностьСложностьКонфликт
Жизнь как целоеВоляРеализация жизненного замыслаТрудность и сложностьКризис

Каково значение этих различений для анализа критических ситуаций и для теории переживания вообще? Данная типология дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные жизненные ситуации.

Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все «измерения» жизни, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения.

Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия.

Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т. д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного «измерения» в другое.

Психология bookap

Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом.

Остается подчеркнуть практическою важность установленных понятийных различений. Они способствуют более точному описанию характера критической ситуации, в которой оказался человек, а от этого во многом зависит правильный выбор стратегии психологической помощи ему.

Источник: https://bookap.info/praktik/psihologiya_ekstremalnyh_situatsiy/gl10.shtm

Страница Психолога
Добавить комментарий