Стресс аффект фрустрация настроение

Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных состояний (стресс, аффект, настроение, фрустрация)

Стресс аффект фрустрация настроение

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения.

Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта.

Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности.

Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть- глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки.

Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей.

Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Управление конфликтами

Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные методы и межличностные стили разрешения конфликта.

1. Структурные методы разрешения конфликта

Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, – разъяснение того, какие результаты ожидаются от работника или от группы. Здесь должны быть упомянуты: уровень результатов, источники информации, система полномочий и ответственности, определены политика, процедуры и правила.

Причём руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего от них ждут в каждой ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы. Этот метод основывается на правильном использовании формальной структуры организации, в частности, иерархии и принципа единства распорядительства.

Принцип единства распорядительства (иногда его не совсем верно называют принципом единоначалия) облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим распоряжениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией полезны методы, которые применяются для интеграции структуры (т.е. предотвращают появления ситуации “лебедь, рак и щука”).

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное достижение комплексных целей требует совместных усилий двух или более работников, поэтому установление таких целей, которые являются общими для всех работников, и может служить методом предотвращения конфликта.

Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует формулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности.

Аналогичным образом, установление чётко сформулированных целей всей организации также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их функциональной области.

Структура системы вознаграждений. Система вознаграждений (материальных и нематериальных) может как способствовать возникновениям конфликтов, так и уменьшать возможность их возникновения.

Система вознаграждений должна быть организована так, чтобы поощрять тех работников, действия которых способствуют осуществлению общеорганизационных целей, стараются подойти к решению проблем комплексно. Наоборот, система вознаграждений не должна поощрять работников, добивающихся решения узких проблем за счет других отделов и подразделений.

Например, не следует поощрять работников отдела сбыта за увеличение объема продаж, если они добились этого предоставляя покупателям широкий набор скидок в ущерб общей прибыли фирмы.

2. Межличностные стили разрешения конфликта

Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. “…не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы”.

Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому, что “мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”.

Стиль сглаживания может привести в конечном итоге к серьезному конфликту, так как проблема, лежащая в основе конфликта не решается. “Сглаживатель” добивается временной гармонии среди работников, но отрицательные эмоции живут у них внутри и накапливаются.

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения.

Этот стиль может быть эффективным в ситуациях, когда начальник обладает значительной властью над подчиненными.

Недостаток этого стиля в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает опасность того, что при принятии управленческого решения не будут учтены какие-либо важные факторы, так как представлена только одна точка зрения.

Этот стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодого и образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит до минимума недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.

Однако использование компромисса на ранних стадиях конфликта, возникшего по поводу серьезной проблемы, может помешать диагнозу проблемы и сократить поиск возможных альтернатив. В результате принятые решения могут быть не оптимальными.

Решение проблем. Данный стиль – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется этим стилем, не стремиться решить свои проблемы за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов:

• определение основной причины конфликта это выявление предпосылок и факторов, послуживших его возникновению;

• определение вторичных причин конфликта после выяснения главной проблемы необходимо выявить повод, позволивший перейти к открытой конфронтации. В нем, как и в главной причине, могут скрываться немаловажные сведения для разрешения конфликта;

• поиск путей разрешения конфликта базируется на решении следующих вопросов: – для чего требуется разрешить данный конфликт?

– что для его разрешения может сделать каждый из оппонентов?

• совместное решение о выходе из конфликта – это разработка компромиссного решения для всех участников конфликта;

• разрешение конфликта осуществляется за счет устранения причин конфликтной ситуации;

• оценка эффективности усилий, приложенных для разрешения конфликта. По ее результатам делается вывод о степени ликвидации проблемы и необходимости повторных действий.



Источник: https://infopedia.su/3xcdb9.html

Особенности эмоциональных состояний: настроение, аффект, воодушевление, стресс, фрустрация

Стресс аффект фрустрация настроение

Эмоции и чувства человека могут быть разнообразными по силе, глубине, продолжительности и форме выражения. В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают следующие виды эмоциональных состояний: настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

Настроение – эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой выражения, но при этом его значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы.

Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а общее состояние человека, на которое влияют различные факторы: социально-психологическая атмосфера в его ближнем и дальнем окружении, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, социальная защищенность и т.д.

Причиной определенного настроения может быть также какое-либо значительное событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.

Настроение отражается на активности, действиях и поведении человека. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо грустным, апатичным.

Страсть- это также длительное и устойчивое эмоциональное состояние, но в отличие от настроения оно характеризуется сильным эмоциональным наклоном. Страсть представляет собой сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенной деятельности или человека.

Возникая при сильном стремлении к достижению общественно и личностно значимой цели, страсть обогащает личность, служит стимулом к большой созидательной деятельности человека и ведет к выдающимся достижениям. Страсть, преследующая мелкую, корыстную цель, обедняет и искажает личность.

В литературе достаточно таких примеров: Плюшкин в «Мертвых душах», Гобсек в одноименной пьесе О. де Бальзака и т.д.

Воодушевление, как и страсть, характеризуется большой силой и устремленностью к определенной цели, но оно часто переживается как чувство коллективное.

При этом, чем больше людей охвачено воодушевлением, тем сильнее это состояние переживается каждым человеком в отдельности. Возникает воодушевление в тех случаях, когда цель ясна и результаты ярко представляются как нужные, ценные.

Воодушевление – это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека. эмоция настроение стресс психический

Аффект – это чрезвычайно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние (отчаяние, ярость, ужас и т.д.). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Аффект сопровождается видимыми изменениями в поведении человека и выражается в бурных движениях, беспорядочной речи.

В таком состоянии у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, он может совершить необдуманные поступки.

Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, они не только резко снижают уровень ее организованности, но и часто влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме (не радость, а восторг, не горе, а отчаяние). Аффекты возникают при ослаблении воли и зачастую являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Стресс – это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

При стрессе нервная система человека получает эмоциональную перегрузку.

Экстремальными для личности условиями, способными вызвать стресс, могут стать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать ответственные и быстрые решения.

Однако стресс может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность. При слабом стрессе, так называемом оптимальном напряжении, появляются общая физическая собранность, ясность и четкость мысли, активность и сообразительность.

При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, может наблюдаться растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Сильный стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения, может привести к полной дезорганизации его деятельности.

Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, второе возникает у человека, когда его нервная система получают эмоциональную перегрузку.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стресс, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и физическое здоровье человека.

Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. Стресс есть неспецифический (т. е.

один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование,который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, мо-кет быть причиной стресса.

При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

В качестве примера учебный приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором.При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда в пути к достижению цели он встречается с неожиданными по мехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Фрустрация – это эмоциональное состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемыми) препятствиями на пути к очень желаемой цели.

Фрустрация – это внутренний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести.

В таком состоянии человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно может проявляться как озлобленность, агрессия, раздражение (активная форма) или подавленность, полное безразличие к окружению, апатия (пассивная форма).

Фрустрации больше всего подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, плохо подготовленные к невзгодам либо люди с недостаточно развитой волей.

Источник: https://studwood.ru/1530271/psihologiya/osobennosti_emotsionalnyh_sostoyaniy_nastroenie_affekt_voodushevlenie_stress_frustratsiya

Фрустрация и стресс: конфликтные эмоциональные состояния

Стресс аффект фрустрация настроение

Настроение – это общее эмоциональное состояние, которое в течение определённого периода влияет на поведение человека. Оно проявляется по-разному, в угнетении и веселье, бодрости и подавленности, в печали и радости, спокойствии и раздражительности. Негативные психологические расстройства выражаются в двух основных состояниях: фрустрация и стресс.

Основные эмоциональные состояния: стресс, фрустрация, аффект

Настроение всегда является следствием воздействия каких-либо причин на эмоциональный фон человека, оно играет важную роль в жизни и рассматривается в контексте происходящих событий. Большая часть таких состояний объединяется одним понятием – стресс. Он вызывается длительным и сильным воздействием негативных, часто экстремальных факторов на психику человека.

Что такое фрустрация

Жизнь современного человека наполнена стрессами, невозможно их избежать полностью. Каждый день на индивидуум воздействуют неудачи и конфликты, потери и напряжение от тяжёлой, подчас нелюбимой работы (см.

Профессиональный стресс). Из-за этого человек постоянно переживает.

Одним людям свойственна стрессоустойчивость, они справляются с испытаниями легче, другие переносят жизненные перипетии тяжело.

Близко к стрессу находится ещё одно неприятное состояние, именуемое эмоциональное выгорание.

Оно появляется вследствие того, что человек на протяжении длительного периода испытывает негативные эмоции и физическое напряжение, но не может ничего сделать для трансформации ситуации.

Справиться очень сложно, эмоциональный фон снижается, появляется холодность и равнодушие, наблюдается снижение чувства ответственности за свою жизнь, развивается циничность и негативное отношение к окружающим.

Теряется интерес не только к своей жизни, но и к профессиональной деятельности, возможности ограничиваются. Связано это чаще всего с отсутствием возможностей личностного роста, отсутствием интереса к монотонной работе, профессиональным несоответствием и дезориентацией. Для появления этого состояния необходимы и внутренние предпосылки:

  • повышенная тревожность;
  • немотивированная агрессия;
  • тип характера;
  • неадекватность ожиданий.

Постепенно эти состояния усугубляются, что приводит к появлению психосоматических расстройств. Различают всего три конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация. Близким по характеристикам к стрессу стоит фрустрация. Это эмоциональное расстройство, вызванное непреодолимыми препятствиями по дороге достижения цели.

Стресс фрустрация невроз

Сопровождается состояние массой негативных эмоций:

  • озлобленность;
  • подавленность;
  • агрессивность.

Эмоциональное состояние часто возникает от временных неудач, при которых значимые люди не поддерживают, а наоборот, стараются принизить человека, стыдят и упрекают. В отличие от стресса, основным источником фрустрации является негативная социальная оценка человека, которая затрагивает важные для него отношения.

Настроение имеет особенность: оно зависит от личных качеств человека. Самым сильным эмоциональным состоянием, хотя и кратковременным, является аффект. Это душевное волнение связанно с быстро сменяющимися жизненными обстоятельствами, которые важны для человека. Это состояние захватывает полностью, что выражается в следующем:

  • отключение сознания;
  • не мотивирующие действия;
  • неадекватное состояние;
  • сильный гнев и агрессия (человек способен на необдуманные поступки).

Возникает аффект резко, в считанные секунды, как вспышка или порыв. Контролировать его невозможно, это отрицательно сказывается на поведении человека. Неразумные поступки могут повлечь негативные последствия не только для предмета или субъекта, вызвавшего это состояние, но и для окружения. В этот момент человек полностью отдаётся чувству, без остатка.

Но не стоит думать, что аффектом нельзя управлять. Фактора внезапности можно избежать, если остановить состояние на начальных этапах развития. Отсрочить или ликвидировать действие этой сильнейшей эмоции можно, если вовремя затушить вспышку и сдержаться. Это поможет не потерять власть над собой.

В чем сходство и различие между стрессом и фрустрацией

Стресс и фрустрация имеют много общего, есть и отличия. В чистом виде редко можно встретить то или иное состояние, и фрустрация может перетекать в стресс при определённых обстоятельствах. Стресс, по сути, всегда связан с функциями выживания, поэтому он сильнее фрустрации.

Значительное отличие этих понятий состоит в том, что говоря о стрессе, важно иметь в виду наличие трудностей, создающих стрессовое состояние. От их устранения зависит полноценная жизнь человека, его безопасность и здоровье. При этом они не считаются неустранимыми, как при фрустрации. Бывает, что ситуация по сути неопасна, но человек её воспринимает именно так. Налицо следы стресса.

При фрустрации тоже имеются возможности обхода обстоятельств, но человек их не видит или не воспринимает. То есть во всех случаях играет роль человеческий фактор, его восприятие происходящего. В этом заключается сходство состояний.

Выражение стресса и фрустрации едино – в переживаниях. Так они воспринимаются на субъективном уровне. В обоих случаях переживания довольно сильные, поэтому часто человек путает эти два критических состояния.

Для решения задачи устранения негативных влияний следует изменить отношение к происходящему, применяя любую из современных методик борьбы со стрессом (см. Управление стрессом и конфликтами).

Каким должен быть человек с развитой личной психотехникой

Развитие личной психотехники имеет важное значение в борьбе с такими проблемами, как воздействие стресса, невроза и фрустрации. Наибольшего успеха достигают люди, которые умеют владеть собой, развивают способности личной саморегуляции. Они знакомы со своими слабыми сторонами, умеют сдерживать порывы и тормозить внутренние стремления.

Развитая психотехника человека

Успешно овладеть стрессом может каждый, человек с развитой психотехникой не будет сбрасывать энергию на других и защитит от неё себя самого. Это уберегает его от разрушения личных отношений и потери деловых качеств, он умеет менять мысли и абстрагироваться. Направлять негатив против себя – это неконструктивно, от этого ничего не меняется.

Для саморегуляции эти люди используют всего четыре действия.

  1. Отказываются от обвинения себя и окружающих, не срываются и не корят себя, а специальными способами выплёскивают негативную энергию.
  2. На первых этапах воздействия стресса они сохраняют самоконтроль и овладевают своими желаниями, пока негатив не охватил их. Такие люди умеют вовремя остановиться.
  3. Изучение себя и своих реакций на стресс. Человек, владеющий собой, знает, когда начинает развиваться эта реакция по своему мироощущению.
  4. Подключение интуиции для нахождения лучшего выхода из сложившейся ситуации.

Можно ли назвать фрустрацию разновидностью стресса

Стресс, по сути, это давление, которое оказывает на человека тот или иной стрессор. Но независимо от причины возникновения ситуации, она требует незамедлительного разрешения. Большое значение имеет возможность оценить величину угрозы и опасные последствия. Переживание стресса зависит и от оценки ситуации, сил и возможностей человека.

Понятие фрустрация близка к стрессу, иногда её даже называют его разновидностью. Разница в том, что фрустрация переживается по-другому. Здесь главное не страх, а отчаяние и гнев, они полностью овладевают человеком, и он не понимает куда дальше двигаться для получения желаемого.

В отличие от стресса, последствия которого всегда находят отражение в эмоциональном плане, при фрустрации нарушения психики наблюдаются в случае, если препятствие угрожает реализации мощной мотивации. Агрессия чаще всего направлена на устранение препятствия, в том числе и физическим способом.

в этой статье: что такое фрустрация

При стрессе и фрустрации практически всегда можно найти возможность обойти сложности и добиться желаемой цели. Главное, научиться владеть собой, на трезвую голову все препятствия будут нипочём.

Источник: https://stressamnet.ru/raznovidnosti-stressov/frustraciya-i-stress/

Характеристика эмоциональных состояний (аффекты, стрессы, фрустрации, настроение)

Стресс аффект фрустрация настроение

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект – наибольшая сильно выраженная эмоция достаточно кратковременная.

Характеристика:

· Моментальное возникновение

· Сильная интенсивность переживания

· Кратковременность

· Бурное выражение

· Безотчетность – понижается сознательный контроль за своими действиями, поведение импульсивное, человек не может сдерживать себя, находится в беспамятстве

Диффузность – аффект захватывает всего человека целиком, фокус внимания снижается до объекта, вызвавшего объект, переключение внимания сильно снижается.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями.

Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей.

Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация.

Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой.

Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека.

Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности.

Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна.

Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности.

То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения.

Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка.

Большую роль в оценке играет общественное мнение.

Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_43790_harakteristika-emotsionalnih-sostoyaniy-affekti-stressi-frustratsii-nastroenie.html

3.Основные психические состояния: стресс, аффект, настроение, фрустрация

Стресс аффект фрустрация настроение

Стресс(от англ. stress – давление, напряжение) –термин, используемый для обозначенияобширного круга состояний человека,возникающих в ответ на разнообразныеэкстремальные воздействия. Понятиестресса ввел Г. Селье.

Понятиестресса возниклов физиологии для обозначения неспецифическойреакции организма – общего адаптационногосиндрома – в ответ на любое неблагоприятноевоздействие.

Селье выделил и проанализировалстадии стресса в зависимости отдлительности воздействия: стадия тревоги– стадия сопротивления – стадияистощения.

В зависимости отстрессора и характера его влияниявыделяют различные виды стресса, внаиболее общей классификации –психологическийстресс и физиологический стресс.Психологический стресс подразделяетсяна информационныйи эмоциональныйстресс.

Информационныйстресс возникает в ситуациях информационныхперегрузок, когда человек не справляетсяс задачей, не успевает принимать верныерешения в требуемом темпе при высокойстепени ответственности за последствияпринятых решений. Эмоциональныйстресс появляется в ситуациях угрозы,опасности, обиды и пр.

При этом различныеего формы (импульсивная, тормозная,генерализованная) приводят к изменениямв протекании психических процессов,эмоциональным сдвигам, нарушениямдвигательного и речевого поведения.

Физиологическийстресс характеризуется нарушениемгомеостаза и вызывается непосредственнымдействием неблагоприятного стимула наорганизм. Примером физиологическогостресса может служить ситуация, когдавы опустили руку в ледяную воду.

Необходимоучитывать, что стресс может оказыватькак положительное, мобилизующее, так иотрицательное влияние на деятельность(дистресс), вплоть до ее полнойдезорганизации. Поэтому оптимизациялюбого вида деятельности должна включатькомплекс мер, предупреждающих причинывозникновения стресса.

Аффект– сильное и относительно кратковременноеэмоциональное состояние, связанное срезким изменением важных для субъектажизненных обстоятельств и сопровождаемоерезко выраженными двигательнымипроявлениями и изменениями в функцияхвнутренних органов. Аффект можетвозникать на уже происшедшее событиеи являться как бы сдвинутым к его концу.

В основе аффекта лежит переживаемоечеловеком состояние внутреннегоконфликта, которое порождается либопротиворечиями между влечениями,стремлениями, желаниями, либо противоречиямимежду требованиями, которые предъявляютсячеловеку (или он сам себе их предъявляет).

Аффект развивается в критическихусловиях при неспособности субъектанайти выход (адекватный) из опасныхнеожиданно сложившихся ситуаций.А.Н.Леонтьев: аффект возникает тогда,когда нужно что-то сделать, а сделатьничего нельзя, т.е. в безвыходныхситуациях. Критерииопределения аффекта по А.Н.

Леонтьеву:1) явно выраженные вегетативные изменения;2) расстройство сознания; 3) импульсивностьповедения, отсутствие планирования; 4)несовпадение аффективного поведенияс личностью.

Я.М. Калашникрассматривает патологический аффекти выделяет в его развитии три фазы:подготовительную, фазу взрыва изаключительную фазу.

Подготовительнаяфаза. Сознаниесохраняется. Появляется напряжениеэмоций, нарушается способность крефлексии. Душевная деятельностьстановится односторонней из-заединственного стремления осуществитьсвое намерение.

Фаза взрыва.С биологической точки зрения этотпроцесс отражает утрату самообладания.Для этой фазы характерна беспорядочнаясмена представлений. Сознание нарушается:утрачивается ясность поля сознания,снижается его порог.

Происходятагрессивные действия – нападения,разрушения, борьба. В некоторых случаяхвместо агрессивных действий поведениеприобретает пассивный характер ивыражается в растерянности, бесцельнойхлопотливости, неосмысленности ситуации.

Заключительнаяфаза.Заключительная фаза характеризуетсяистощением психических и физиологическихсил, выраженным в равнодушии, безучастиик окружающим, склонности ко сну.

Можно выделитьдве функцииаффекта:

1. Обладая свойствомдоминанты, аффект тормозит не связанныес ним психические процессы и навязываетличности способ «аварийного» разрешенияситуации (оцепенение, бегство, агрессия),сложившийся в процессе биологическойэволюции.

2. Регулирующаяфункция аффекта состоит в образованииаффективных следов, дающих себя знатьпри столкновении с отдельными элементамипородившей аффект ситуации и предупреждающихо возможности ее повторения.

Настроение– общее эмоциональное состояниеличности, выражающееся в строе всех еепроявлений. Настроение не предметно, аличностно (ему радостно!). это разлитоеобщее состояние. Бессознательная,эмоциональная оценка личностью того,как на данный момент складываются длянее обстоятельства (не знает причины).

Фрустрация (отлат. frustratio – обман, расстройство,разрушение планов) – психическоесостояние человека, вызываемое объективнонепреодолимыми (или субъективно таквоспринимаемыми) трудностями, возникающимина пути к достижению цели или к решениюзадачи; переживание неудачи.

Фрустрациюможно рассматривать как одну из формпсихологического стресса. Различают:фрустратор – причину, вызывающуюфрустрацию, фрустрационную ситуацию,фрустрационную реакцию. Фрустрациясопровождается гаммой в основномотрицательных эмоций: гневом, раздражением,чувством вины и т.д.

Уровень фрустрациизависит от силы, интенсивности фрустратора,функционального состояния человека,попавшего во фрустрационную ситуацию,а также от сложившихся в процессестановления личности устойчивых формэмоционального реагирования на жизненныетрудности.

Важным понятием при изучениифрустрации является фрустрационная толерантность (устойчивость кфрустраторам), в основе которой лежитспособность человека к адекватнойоценке фрустрационной ситуации ипредвидение выхода из нее.

Левитов Н.Д.выделяет некоторые типические состояния,которые часто встречаются при действиифрустраторов, хотя они проявляютсякаждый раз в индивидуальной форме. Кэтим состояниям относятся следующие.

1) Толерантность.Существуютразные формы толерантности:

a) спокойствие,рассудительность, готовность принятьслучившееся как жизненный урок, но безособых сетований на себя;

б) напряжение,усилие, сдерживание нежелательныхимпульсивных реакций;

в) бравирование сподчеркнутым равнодушием, за которыммаскируется тщательно скрываемоеозлобление или уныние. Толерантностьможно воспитать.

2) Агрессия –это нападение (или желание напасть) пособственной инициативе с помощьюзахвата. Это состояние ярко может бытьвыражено в драчливости, грубости,задиристости, а может иметь формускрытого недоброжелательства иозлобленности.

Типичное состояние приагрессии – острое, часто аффективноепереживание гнева, импульсивнаябеспорядочная активность, злостностьи т.д. потеря самоконтроля, гнев,неоправданные агрессивные действия.

Агрессия – одно из ярко выраженныхстенических и активных явлений фрустрации.

3) Фиксация– имеет два смысла:

a) стереотипность,повторность действий. Понимаемая такимобразом фиксация означает активноесостояние, но в противоположностьагрессии это состояние ригидно,консервативно, никому не враждебно, оноявляется продолжением прежней деятельностипо инерции тогда, когда эта деятельностьбесполезна или даже опасна.

б) прикованностьк фрустратору, который поглощает всевнимание. Потребность длительное времявоспринимать, переживать и анализироватьфрустратор. Здесь проявляетсястереотипность не движений, а восприятияи мышления. Особая форма фиксации –капризное поведение. Активная формафиксации – уход в отвлекающую, позволяющуюзабыться деятельность.

4) Регрессия– возвращение к более примитивным, анередко инфантильным формам поведения.А также понижение под влиянием фрустраторауровня деятельности. Подобно агрессии– регрессия не обязательно являетсярезультатом фрустрации.

5) Эмоциональность.У шимпанзе эмоциональное поведениевозникает после того, как все другиереакции приспособления к ситуации недают эффекта.

Иногда фрустраторысоздают психологическое состояниевнешнего или внутреннего конфликта.

Фрустрация имеетместо только в случаях таких конфликтов,при которых борьба мотивов исключаетсяиз-за ее безнадежности, бесплодности.Барьером оказываются сами бесконечныеколебания и сомнения.

Фрустрация различнане только по своему психологическомусодержанию или направленности, но и подлительности. Настроения могут бытьпродолжительными, в некоторых случаяхоставляющие заметный след в личностичеловека.

Фрустрации могутбыть: а) типичными для характера человека;б) нетипичными, но выражающими возникновениеновых черт характера; в) эпизодическими,преходящими.

Степень фрустрации(ее вид) зависит от того, насколькочеловек был подготовлен к встрече сбарьером (как в смысле вооруженности,являющимся условием толерантности, таки в смысле восприятия новизны этогобарьера).

Изучение фрустрацииприобретает значение и связи с актуальнойзадачей формирования устойчивостиличности к воздействию неблагоприятныхжизненных факторов.

Основная литература:

1. Вилюнас В.К.Психология эмоциональных явлений. М.,1976.

2. Психологияэмоций. Тексты. М., 1984.

3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998.

Дополнительнаялитература:

1. Додонов В.И.Эмоции как ценность. М., 1978.

2. Дорфман Л. Эмоциив искусстве, М., 1997.

3. Китаев-Смык Л.А.Психология стресса. М., 1983.

4. Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций.М., 1979.

5. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. Т.1. М., 1986.

Источник: https://studfile.net/preview/2040300/page:3/

Страница Психолога
Добавить комментарий