Стоматология при аутизме

Лечение зубов аутистам

Стоматология при аутизме

Вот уже несколько дней, Рома начинает истерить без повода. Стал просыпаться ночью с плачем переходящем в истерику.
Сегодня когда он игрался в планшет, опять на ровном месте закатил истерику, когда я обернулся к нему, чтобы успокоить.

Я заметил что у него какой то нарост на десне, т.е. на вид как будто десна отошла от зуба. Чудом удалось это сфотографировать, чтобы было что показывать доктору.
Сказать что я охренел, ничего не сказать, Роме уже 5 полных лет, но это первый случай с зубами, передние зубки у нас уже с дырочками, но посмотреть полностью рот ребенку не представляется возможным.

Только когда он зевал, можно было что то рассмотреть. И да кто не в курсе, Рома не откроет ротик, только потому что его об этом попросили, или потому что так надо.
Только он видит что к его зубкам проявляют какой либо интерес, все рот на замок – про осмотр можно забыть.

Так вот, я в шоковом состоянии, начинаю одевать ребенка, не зная что делать, куда везти, кому звонить. Первым сообщением пишу жене, что так и так, что будем делать, сразу же оповещаю бабушек, вроде как похоже на флюс, только вздулась десна, а не щека. Жена позвонила и записалась в стоматологию, которую ей посоветовали в чате для особых деток. Сказали что там с такими случаями работают.

Скорее всего зуб придется удалить…

Утром собрались и поехали в Краснодар, и тут жене, девочки что советовали частную стоматологию, пишут мол типа фигней не занимайтесь и езжайте сразу в Челюстно-лицевой центр на Рашпилевской.
Приезжаем туда, парковочных мест свободных нет, отправил их, сам остался ждать, позвонила сказала примут, поехал искать парковочное место)))

В общем пока дождались своей очереди, в кресло пришлось сесть мне, а сверху посадить Рому, иначе сразу же начинал плакать. Доктор так и не смог открыть ротик, благо было фото, сказал надо делать снимок и что лечение зубов аутистам не всегда проходит гладко для них самих.

Выписал направление, снимок тут же рядом что очень удобно. Пришли на снимок, там такой аппарат, где ребенку надо постоять смирно 17 секунд. 17 СЕКУНД!!!
Я им говорю вы что издеваетесь, посмотрите на него, он секунду не может стоять, чтобы не начать крутиться.

Давайте я его буду держать. Нет, так не получиться, облучите и его и себя и толку не будет. Идите и попросите выписать направление на точечный снимок, там уже можете держать и все получится. Пошли опять взяли направление, пришли сели, я зажал Рому как только смог, жена пыталась вставить пластинку для снимка…

Увы и ах, ничего не вышло. Одно радует что не много времени убили в очередях.
В общем пошли к стоматологу который так и не смог открыть рот ребенку, ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ???

Он выписал направление в Детскую краевую в отделение Хирургии, Поехали туда, пока доехали уже 11:00 утра, Рома проснулся в 05:00, и благополучно уснул)))
Сделали еще несколько фотографий его болячки, жена пошла к доктору с направлением.

Я остался с охранять сон моего сына.
В общем пришла супруга мрачнее тучи, операцию делать только под наркозом, госпитализация 5 дней!!!

Не давать ребенку ни воды ни еды 5 часов!!! Обещали прооперировать в этот же день.

Охренеть!!!
Дождались пока Рома проснется, и пошли в приемное отделение, пока заполнила документы, пока замерили рост и вес, пока сдали кровь, пока попали к педиатру. В общем промаялись еще где то час.

После чего нас направили к месту госпитализации в палату № 1 в хирургическом отделении.

Рома все это время просил: Я хочу бананчик! Дай мне печеньку. Сердце кровью обливалось, глядя на него. А как представлю что ему еще не есть 4 часа, то вообще страшно становится. Привел их в палату и поехал за вещами, т.к. с собой комплект для госпитализации не возим)))

Набор необходимых вещей для мамы с ребенком можно посмотреть здесь.

В 16:00 была назначена операция по удалению зуба.
По факту пока пришел анестезиолог, пока пятое-десятое, начали в горем пополам в 16:30.

Если кто нибудь сказал мне, что лечение зубов аутистам занимает так много времени и ресурсов, я бы не поверил, пока сам не испытал на себе.
Жена была с ребенком, пока он не отключился от наркоза, далее с ее слов:

Рому положили на стол, нацепили ему маску, он начинает плакать, выворачиваться, я держу ему маску, через как мне показалось 10 минут Рома провалился в сон,
а меня попросили выйти из палаты, все как в фильмах про врачей, пульс, частота сердца.

Зуб удалили, вместе в наростом

Самое страшное было что доктор который нас прооперировал, сказал что это не ФЛЮС, это ОПУХОЛЬ!!!Данные отправили в гистологию, чтобы подтвердить доброкачественную или злокачественную опухоль.

Пока все собрал, пока доехал, а это уже пятница вечер, адские заторы на всех подъездах к городу.

Источник: http://autizm.net/lechenie-zubov-autistam.html

Жизнь с аутизмом: как пережить поход к стоматологу

Стоматология при аутизме

Анна Кук для bbcrussian.com

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Часто лечить зубы детям с аутизмом приходится под общим наркозом

Пару недель назад я, как обычно, читала детям книжку перед сном. Старшая дочка Лиза выглядела расстроенной. Она только что почистила зубы, а теперь сидела и докрасна растирала себе лицо – верный признак большого стресса.

Анна Кук – журналист, живет в Англии с 2007 года.

Анна растит троих дочерей. У старшей дочки в три года был диагностирован аутизм.

Этот блог – о буднях и праздниках не совсем обычной семьи и о том, как в Англии относятся к проблемам детей с нарушениями развития.

Блог “Жизнь с аутизмом”

– Лизочка, все хорошо? – спрашиваю озабочено.

– Все хорошо, – говорит Лиза, вымученно изображая улыбку. – Хэппи.

И в этот момент я вижу на обнажившейся во время улыбки десне кровоточащий нарыв. Мне становится понятна причина Лизиного расстройства – ведь сама она никогда не скажет, если ее что-то беспокоит.

Уложив детей спать, я села штудировать интернет, чтобы завтра же утром записать Лизу на экстренный прием к стоматологу.

Интернет услужливо подсовывал самые страшные диагнозы, связанные с воспалением десны, которые грозили в лучшем случае бронхитом и сахарным диабетом, в худшем – выпадением всех зубов. Поэтому откладывать прием было нельзя, тем более что впереди были выходные.

Страшный кабинет

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Мысли о походе к зубному мало кого наполняют радостью

Поход к зубному врачу, особенно если требуется не профилактический осмотр, а лечение, – не самое приятное мероприятие для любого человека.

Для ребенка же с аутизмом – если его не подготовили заранее к посещению стоматолога – это может стать практически невыполнимой миссией.

Здесь играет роль множество факторов.

Во-первых, сама обстановка в кабинете зубного врача. Огромное кресло автоматически поднимается, опускается и раскладывается, лишая ребенка чувства контроля над ситуацией. Сверху нависают фигуры врача и ассистента – в масках, закрывающих половину лица. В глаза бьет яркий свет рабочей лампы.

Во-вторых, сенсорные ощущения – специфические запахи в кабинете, вкус лечебной пасты, ополаскивателя, необходимость держать рот открытым, ощущение латексных перчаток врача на лице, инструменты для осмотра ротовой полости – и, о, ужас! – звук и ощущение бормашины или аспиратора.

В-третьих, необходимость долго сидеть неподвижно и следовать всем инструкциям врача – да еще и с учетом перечисленных выше обстоятельств.

Ну и в-четвертых, боль. Ведь даже если делать анестезию, придется пережить несколько крайне неприятных и чувствительных минут.

К счастью, к своим девяти годам Лизе еще ни разу не приходилось лечить зубы, хотя чистила она их всегда с боем.

Что мы только не перепробовали: специальные многогранные зубные щетки, по щетке Лизе и мне, чтобы чистить ей зубы вместе; обучающие и “зубозаговаривающие” песенки. Но не могу похвастаться, что зубы мы чистили хоть отдаленно качественно.

До семи лет Лиза зубные щетки преимущественно жевала. За несколько секунд я могла успеть почистить ей зубы, как придется, а потом Лизин рот решительно закрывался.

Всегда готов!

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Готовиться к теоретическому походу к зубному лучше заранее

Перспектива лечения Лизиных зубов меня всегда так пугала, что сладкое она практически никогда не ела и не ест. Думаю, что именно это до сих пор ее и спасало от неприятных процедур.

Однако девиз каждого родителя ребенка с аутизмом – как у пионеров: “Будь готов – всегда готов!”.

Иными словами, все непредвиденные ситуации мы, по возможности, должны предвидеть и подготовиться к ним. В первую очередь это касается врачебного осмотра и посещения зубного врача.

Как мы готовились к посещению зубного, ни разу не побывав у него, и что мы продолжаем делать по сей день?

  • 1. Сначала у нас в доме появились стоматологическое зеркало, деревянная палочка, латексные перчатки и, что немаловажно, нагрудная салфетка. Репетитор, которая занималась с Лизой несколько раз в неделю после школы, играла с ней в “стоматолога и пациента”.

Так Лиза училась не сдирать с себя нагрудник, привыкала к ощущению перчаток на коже лица, пыталась держать рот открытым на протяжении нескольких минут и не бояться, что по зубам могут провести палочкой, надавить инструментом на язык и даже посмотреть зубы с фонариком.

В конце упражнения Лиза, конечно же, получала награду: как правило, несколько минут игры на своем любимом айпаде.

  • 2. Постепенно мы заменили обычную зубную щетку на электрическую. Это было непросто, но зато теперь Лизе будет проще выдержать бормашину, в случае, если она понадобится.
  • 3. У нас завелся целый арсенал детских книг о лечении зубов с подробными картинками. Мы читаем их по нескольку раз в день или раз в месяц, в зависимости от интереса ребенка. Конечно, лучше всего, если зубы в книгах и мультиках лечат любимые персонажи – Свинка Пеппа или близнецы Топси и Тим.

У Лизы удивительная память. Она мгновенно запоминает то, что прочитала или услышала, и при необходимости может “вытащить” текст из своей головы.

“Необходимость” – это, как правило, некомфортная, стрессовая ситуация, с которой Лиза справляется с помощью подобных историй, увиденных в мультфильмах, передачах, на страницах книг. Тогда она начинает говорить “фразами из мультфильмов”, о чем я писала в одном из блогов.

  • 4. До сих пор большой хит у Лизы и ее сестер – набор пластилина для игры в стоматолога, с большой челюстью, куда можно вставлять пластилиновые зубы, и даже электрической бормашинкой!
  • 5. Перед первым походом к настоящему стоматологу я заранее сходила в клинику и сфотографировала зубного врача и его кабинет, чтобы Лиза заранее увидела, где ей предстоит побывать.

“Правильный” зубной врач

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption “Передние зубы – это резцы”, – объясняет мама…

Как бы родители ни готовили ребенка с аутизмом к встрече со стоматологом, если сам врач не предупрежден об особенностях своего пациента или, что еще хуже, имеет весьма смутное представление об аутизме, прием, скорее всего, закончится провалом.

До Лизиных четырех лет я в принципе не задумывалась о том, что ребенка нужно водить к стоматологу, даже если проблем с зубами нет.

В своем детстве я, как и многие другие дети, попадала к дантисту, когда уже требовалось срочное медицинское вмешательство.

К тому же я в принципе не представляла, как привести Лизу к зубному, чтобы для нее (а также для стоматолога) это не стало травмой на всю жизнь. Визиты даже к семейному врачу всегда были огромной проблемой.

Когда Лиза пошла в специализированную школу (в Британии дети начинают учиться с четырех лет), мне подсказали, что прямо напротив ее школы работает дантист, который “понимает особенности наших” детей.

Мне объяснили, что в Великобритании всем детям положена бесплатная стоматология и в каждом районе есть так называемые community dental services, то есть специализированные стоматологические кабинеты для детей и взрослых с особенностями развития.

Британское аутистическое сообщество (National Autistic Society) на своем сайте опубликовало инструкцию для стоматологов, имеющих дело с пациентами с аутизмом. Я привожу эту памятку подробно в конце этого блога на случай, если вы захотите показать ее вашему дантисту.

Первая встреча Лизы со стоматологом проходила в несколько этапов.

  • 1. За пару дней до назначенного приема мне разрешили прийти одной, познакомиться с врачом, а также сделать те самые фотографии кабинета и его сотрудников, чтобы подготовить Лизу. Мне также выдали еще одно стоматологическое зеркало – попрактиковаться дома.
  • 2. В назначенный день мы уже пришли вместе с Лизой – она осмотрела зубной кабинет, посидела в кресле, дала доктору “посчитать” зубки и получила наклейку за храбрость.
  • 3. Еще через пару дней мы пришли опять – в этот раз Лиза даже позволила нанести на зубы защитную пасту.

С тех пор мы являемся на прием к стоматологу каждые шесть месяцев, прием в целом длится пять минут: я держу перед Лизой айфон с мультиками, в это время доктор быстро осматривает зубы.

Кроме того, другой врач из этой же клиники несколько раз в год приходит в Лизину школу – тоже дополнительный шанс поиграть в “прием у стоматолога”.

Идеальный зубной кабинет

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Надеюсь, Лизе как можно дольше удастся не знакомиться с настоящим кариесом

К сожалению, когда у Лизы воспалилась десна и нам понадобилась срочная помощь, наш специализированный кабинет нас подвел. Я просто не смогла дозвониться им, поскольку они принимают сообщения на автоответчик и перезванивают на следующий рабочий день.

Получив отказы еще в паре мест, я в панике позвонила в частную клинику. И по разговору с администратором поняла, что это именно то, что нам нужно. А уже побывав там – что именно так должны выглядеть все стоматологические кабинеты для детей с аутизмом.

Во-первых, узнав об особенностях дочки, администратор сразу сказала, что отведет нам на прием в два раза больше обычного времени, а также вышлет мне по имейлу фотографии клиники.

Во-вторых, мне не пришлось держать над дочкой айфон, потому что мультики показывали на мониторе, прикрепленном к потолку! По такому случаю Лиза даже согласилась лечь и надеть темные очки.

В-третьих, врач была очень внимательной и всегда объясняла Лизе, что она будет сейчас делать, прикасалась инструментами к ее руке.

Было заметно, что врач и ее ассистент волнуются. Несколько раз в процессе осмотра и лечения Лиза решительно поднималась, и я видела панику в глазах медсестры, но, к счастью, дочка переводила дух и послушно ложилась опять – наши репетиции дома не прошли даром!

Все манипуляции – в том числе чистка ротовой полости жужжащей щеткой (“Сейчас тебе будет немного щекотно”, – предупредила Лизу врач и для начала “пожужжала” щеткой по ее кисти) – продолжались около 20 минут.

Я и в самых смелых мечтах не могла предположить, что Лиза сможет выдержать так долго!

Может, она понимала, что десна болит, и ей нужно лечение.

Может, ее успокоила приятная обстановка в кабинете, мультики, дружелюбные врачи.

Может, она просто подросла и стала сознательной.

А может – это была удача, но в следующий раз так не повезет.

В конце врач дала Лизе жетончик, чтобы она могла его обменять на небольшой подарок в специальном автомате.

К счастью, воспаление на Лизиной десне оказалось лишь небольшой инфекцией, и понадобилась лишь чистка без применения анестезии.

Мне сложно предвидеть, как Лиза будет терпеть, если понадобится серьезное лечение.

К сожалению, для многих детей с аутизмом единственный способ лечить зубы – под общим наркозом.

Я надеюсь, что благодаря хорошей диете без сладкого, чистке зубов дважды в день (электрической зубной щеткой мы утром каждому зубу говорим “здравствуй, зубик”, а вечером – “до свидания, зубик”) и регулярным визитам к дантисту, Лизе удастся как можно дольше не знакомиться с неприятным словом “кариес” и его последствиями.

Инструкция для стоматологов

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Подготовиться к визиту пациента с аутизмом могут и стоматологи

Эти советы для дантистов, имеющих дело с пациентами с аутизмом, опубликовало на своем сайте Британское аутистическое сообщество (National Autistic Society). Я привожу эту памятку подробно на случай, если вы захотите показать ее вашему дантисту.

  • Попытайтесь максимально сократить время ожидания, поскольку оно может вызвать повышенное беспокойство вашего пациента с аутизмом.
  • Выделите больше обычного времени на прием пациента с аутизмом или разбейте лечение на несколько визитов. Так вы не будете спешить и, возможно, это снизит тревожность вашего пациента.
  • Всегда объясняйте заранее, что вы собираетесь делать: “Я сейчас посмотрю твои зубы с помощью этого зеркала. Оно может постучать по твоим зубам”.
  • Людям с аутизмом часто нужно дополнительное время, чтобы понять сказанное, многие предпочитают визуальную информацию (фотографии, специальные символы).
  • Многие люди с аутизмом избегают прикосновений. Всегда предупреждайте пациента заранее, если вы должны до него дотронуться, и объясняйте почему.
  • Некоторые люди с аутизмом имеют повышенную чувствительность к свету и звуку. Постарайтесь насколько возможно адаптировать обстановку в кабинете.
  • Некоторые пациенты с аутизмом имеют очень низкую чувствительность к боли и могут не осознавать, что испытывают болезненные ощущения.
  • Люди с аутизмом могут воспринимать сказанное буквально. Говорите просто и четко, без метафор. Убедитесь, что пациент вас понимает.
  • Некоторые пациенты при повышенной тревожности могут издавать звуки или делать повторяющиеся движения. Это их способ справиться со стрессом, к которому нужно относиться с пониманием.
  • Тревожность, сенсорная перегрузка и сложности в общении могут привести к сложному или агрессивному поведению. Позвольте родителям или сопровождающим пациента вмешаться и помочь ему успокоиться.

Анна Кук – журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.

Источник: https://www.bbc.com/russian/blog-britain-47448933

Лечение зубов детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Стоматология при аутизме

  • У нас в клиниках Дентал Фэнтези есть все условия для помощи детям с аутизмом. Мы лечим зубы детям с особыми потребностями со дня открытия клиники, и за эти годы накопили огромный опыт.
  • Наши доктора приложат все усилия, чтобы подружиться с вашим ребенком и настроить его на лечение.
  • Мы предлагаем специальные финансовые условия – скидка 20% на лечение зубов детям с ОВЗ.

Лечение зубов у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС, аутизм). Какие особенности?

У детей с аутизмом часто бывает повышенная тактильная чувствительность. Поэтому родителям сложно поддерживать хороший уровень домашней гигиены, а визит малыша к стоматологу может вызвать сильную негативную реакцию.

На первичной консультации наш доктор постарается получить максимум информации: все сопутствующие заболевания, какие препараты принимает ребенок с аутизмом, какие факторы его могут раздражать и вывести из равновесия. Это поможет подобрать верную тактику общения с ребенком.

Чаще всего лечение зубов у детей с РАС проводится во сне, с применением безопасного наркоза (Севоран).

Анастасия16 февраля 2020

Нашему сыну 8 лет, и, увы, у него аутизм в довольно тяжёлой форме, он с большим трудом идёт на контакт, а будучи ещё совсем малышом он сильно разрушил свои молочные зубки, стучал ими. Так вот, мы долго искали, боялись и сомневались, но решились на визит в стоматологию Дэнтал Фэнтези, на самом приеме он не дал даже посмотреть зубки, делали дома фото и отправляли нашему координатору Ирине Сергеевне, составили приблизительный план лечения, так как фото не могут показать всей картины. Зубки решили лечить под общим наркозом с помощью севорана. В итоге, мы прошли предварительное обследование и пришли на само лечение! Всё время до лечения, во время и после него с нами были на связи и координатор и анестезиолог, поддерживали и направляли! Большое спасибо нашим врачам Инге Павловне и Наталье Геннадиевне, и, конечно, координатору Ирине Сергеевне! Спасибо, что не оставили нас без внимания ни до ни после лечения. Всем, у кого есть подобная проблема, однозначно рекомендую обратиться в данную клинику! Скоро идём на повторный осмотр к Инге Павловне после лечения. Кстати, осложнений после лечения и удаления зубов нет) Сын был немножко как бы ошарашенный в первый день после лечения, видимо, устал, а уже на второй день бегал и играл, как обычно. Мама Давида и Лены.

КОМАНДА ДЕНТАЛ ФЭНТЕЗИ: сердечно благодарим, что поделились своей историей! Она поможет родителям особенных деток принять решение о стоматологическом лечении. Вашему сыну самого крепкого здоровья, очень ждем вас на осмотр!

Екатерина 14 февраля 2020

Лечили у Елены Юрьевны ребёнка с аутизмом. Очень грамотный и чуткий доктор. Лечение проходило «во сне». Доктор все поэтапно сфотографировала, а уже после лечения показала объём и качество проделанной работы. Все очень аккуратно и красиво.

КОМАНДА ДЕНТАЛ ФЭНТЕЗИ: благодарим вас за отзыв! Очень рады, что теперь у вашего ребенка здоровые и красивые зубки! Крепкого здоровья!

Как у нас проходит лечение в наркозе детей с РАС (аутизмом)?

  • Перед лечением во сне мы обязательно проводим консультацию с анестезиологом-реаниматологом – с оценкой физического статуса, подбором общей анестезии, рекомендациями по дополнительному обследованию.
  • При лечении в наркозе в Дентал Фэнтези соблюдаются максимальные требования безопасности.
  • Мы применяем анестезиологический мониторинг по расширенному Гарвардскому стандарту – все системы ребенка под контролем!
  • У нас работают анестезиологи-реаниматологи с огромным опытом (в том числе, в РДКБ, НИИ Скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и других ведущих детских госпиталях).
  • Используем только оригинальные препараты для наркоза и не используем дженерики.
  • У наших анестезиологов-реаниматологов есть все современные возможности для купирования злокачественной гипертермии (ЗГТ). То есть мы предусмотрели все риски, даже крайне редкие.
  • Применяем только ОДНОРАЗОВЫЕ материалы. Трубки, маски, вирусо-бактериальные дыхательные фильтры и т.д. Все это мы не стерилизуем – просто выбрасываем.

Вот полезные статьи: “Вся правда о наркозе” и “Лечение зубов детям под наркозом” Наши анестезиологи-реаниматологи отвечают на самые частые вопросы родителей.

Комфорт внутри клиники для детей с РАС

Клиники Дентал Фэнтези созданы для того, чтобы ребенок получил стоматологическую помощь в самых комфортных условиях. Тем более этот комфорт важен для наших особенных пациентов.

Здесь с вашим ребенком будут общаться терпеливо и дружелюбно.

  • Перед приемом он может поиграть с аниматором, а может просто побыть в тихой зоне ожидания, если ему так будет комфортнее освоиться в новом для него месте.
  • Туалеты имеют специальное оборудование и кнопку экстренного вызова.
  • Мы готовы открыть клинику раньше или остаться позже, если семье особенного малыша будет комфортнее лечиться тогда, когда в клинике совсем тихо и спокойно, и нет других пациентов.
  • У каждого нашего особенного пациента есть личный координатор, который помогает семье на всем пути лечения: от первого обращения в клинику. Координатор всегда на связи и контролирует все этапы помощи.

Что после лечения?

  • После санации мы обучим семью правильной домашней гигиене полости рта ребенка, исходя из его особенностей и потребностей.
  • Будем регулярно приглашать на профосмотры.
  • Мы выдаем справки о санации полости рта (бесплатно): после лечения или после осмотра, который покажет, что ребенок здоров. Доктор может выдать справку на отдельном бланке или вписать данные о санации в медицинскую форму.

Особые условия на лечение зубов детям с аутизмом (РАС)

Мы предлагаем комфортные финансовые условия оплаты лечения детей с особыми потребностями и членов их семей.

Предоставляем скидку 20% на все услуги, включая анестезиологическое пособие и ортодонтическое лечение.

Кроме того, можно воспользоваться беспроцентной рассрочкой на лечение. Ее можно быстро оформить прямо в клинике.

Источник: https://www.dentalfantasy.ru/services/detail/lechenie-zubov-detyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-ras/

Как подготовить ребенка с аутизмом к приему стоматолога – рекомендации специалистов ABA

Стоматология при аутизме

Большинство детей с аутизмом, помимо неприятия любых вторжений в свое личное пространство, отличаются крайне высокой тактильной чувствительностью. В связи с этим научить их чистке зубов и привить навык использования зубной нити бывает достаточно сложно, а осмотр аутиста у стоматолога тем более превращается в серьезную проблему.

Присутствие незнакомых людей, непривычные звуки бормашины и аппарата для рентгена, яркий свет, боль в процессе лечения – все это закономерно вызывает неприятные чувства у любого ребенка, а у детей с аутизмом эти ощущения усилены во много раз.

Однако успешное посещение стоматолога с ребенком-аутистом – задача хоть и крайне сложная, но вполне решаемая при условии проявления достаточного внимания и терпимости со стороны родителя, сопровождающего ребенка на процедуру.

Какие трудности могут возникнуть при посещении стоматолога

Если не предпринять всех необходимых подготовительных мер перед походом к врачу, ребенок с аутизмом у стоматолога может впасть в состояние паники, демонстрируя следующие деструктивные реакции:

  • самоагрессия, самоповреждающее поведение (битье головой о зубоврачебное кресло, стены, пол, нанесение ударов по своему лицу или голове, царапание и щипание кожи, выдергивание волос и т.д.);
  • попытки вырваться, спрятаться или покинуть кабинет;
  • полный уход в себя, механическое раскачивание головы или всего туловища;
  • громкий крик или «мычание» с закрытым ртом;
  • судорожный или эпилептический приступ и т.д.

Всё это доставляет страдания не только самому ребенку, но и сопровождающему его родителю, который вынужден наблюдать, как мучается любимый малыш.

Разумеется, родители аутят, прошедшие курс обучения для родителей по ABA-терапии либо другие очные или дистанционные тренинги и курсы, знают, каким образом можно успокоить ребенка в данной ситуации.

Однако если у вас еще нет опыта подобного обучения, но вы планируете повести ребенка с аутизмом к зубному врачу – обязательно ознакомьтесь заранее с общими советами на тему «как подготовить аутиста к стоматологу», чтобы ваши сын или дочь не получили тяжелого стресса и не потеряли доверие к вам. Также для улучшения общего состояния рекомендуется давать мелатонин детям — он не только улучшает качество сна, но и улучшает общий уровень работы мозга.

Советы родителям детей с аутизмом

Поскольку далеко не все врачи, включая педиатров, привыкли работать с особенными детьми, скорректировать поведение аутиста у стоматолога – задача родителей.

Перед тем, как отвести ребенка-аутиста к стоматологу, постарайтесь заранее встретиться с доктором лично и обсудить детали визита.

Если вам покажется, что ребенок не сможет нормально перенести какую-либо из методик лечения – выясните, возможно ли использование альтернативных способов.

Если же во время предварительной беседы выбранный врач чем-то не устроит вас – не стесняйтесь записаться к другому специалисту в этой же или соседней больнице.

Ни в коем случае нельзя обманывать ребенка-аутиста, пообещав ему, например, прогулку в парке, а вместо этого приведя к врачу. Такой обман чреват крайне тяжелыми последствиями, ведь по хрупкой психике малыша будет нанесен сильный и вероломный удар.

Страх и непредсказуемые реакции аутенка – результат непонимания того, что и зачем с ним делают, поэтому необходимо заранее морально подготовить его к визиту в клинику. Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понимать вашу речь – побольше говорите с ним, максимально подробно разъясняя все детали и этапы будущего лечения, чтобы в результате получить его согласие на визит к стоматологу.

Такие беседы можно и даже нужно проводить в игровой форме, обязательно делая мягкий акцент на том, что визит к зубному врачу необходим для блага самого ребенка (родители и врач хотят позаботиться о его здоровье, полечить его зубки, чтобы они не портились, чтобы ему потом не было больно и т. д.).

Оптимальный алгоритм подготовительной беседы, которую лучше всего воспримет особенный ребенок, следующий:

  1. меня зовут __, мне __ лет;
  2. __ (дата) я с __ (сопровождающий) пойду в поликлинику к врачу, который называется стоматолог;
  3. стоматолог умеет проверять, здоровы ли мои зубки, а еще умеет лечить больные зубки;
  4. мы с __ посидим в комнате ожидания, там я буду __ (вписать занятие – рисовать, играть и т. д.);
  5. потом подойдет наша очередь, и я с __ смогу зайти в кабинет;
  6. в кабинете я сяду (лягу) в специальное кресло, открою рот, а врач осмотрит мои зубки;
  7. если врач увидит больные зубки – он их полечит специальной машинкой, которая жужжит, но это не страшно, ведь лечение – это хорошо для меня;
  8. когда лечение будет закончено, я смогу закрыть рот и встать с кресла;
  9. мы с __ выйдем из кабинета, покинем поликлинику и пойдем домой;
  10. дома я буду __ (вписать занятие).

В качестве наглядного пособия для каждого из перечисленных пунктов можно подготовить и распечатать отдельную картинку с соответствующим изображением – рот с больными и здоровыми зубами, врач-стоматолог, зубоврачебное кресло и т.д.

Не жалейте времени на эти подготовительные беседы. Разговаривайте с ребенком спокойным тоном, улыбайтесь, расскажите подробнее о зубоврачебном кресле (например, что на нем нужно будет лежать, а не сидеть), с улыбкой «пожужжите» для имитации звука бормашины.

Также очень полезно будет заранее показать малышу фотографию врача, который будет его лечить, фотографии кабинета, приемной, дверей клиники.

Что необходимо подготовить перед походом в стоматологический кабинет

Дети-аутисты в стоматологическом кабинете должны чувствовать себя максимально комфортно, поэтому стоит взять с собой из дома некоторые привычные для ребенка и интересные ему предметы:

  • ноутбук или планшет с мультфильмами, фильмами, картинками, которые нравятся ребенку;
  • его любимые игрушки, книги или другие предметы;
  • любимую зубную пасту, которой можно будет почистить зубки «как дома», или ополаскиватель для рта с особенно нравящимся ребенку вкусом.

Если у малыша имеется повышенная чувствительность к яркому свету и/или громким звукам, стоит взять с собой детские беруши или наушники для транслирования музыки, а также солнцезащитные очки (использование этих предметов необходимо заранее обсудить и «порепетировать» с ребенком в ходе подготовительных бесед).

Рекомендации специалистам по аутизму

Установить доверительные отношения с ребенком-аутистом – настоящее искусство, требующее не только огромной любви к детям, но и определенной профессиональной подготовки.

Поэтому родители часто обращаются к специалистам за помощью и поддержкой – в том числе и в вопросах, связанных со здоровьем ребенка, включая визиты к врачам, личную гигиену, особенности различных этапов взросления и т.д.

Согласно статистике ВОЗ, распространенность среди детей расстройств аутистического спектра растет с каждым годом, а соответственно повышается и востребованность специалистов сферы ABA (Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения).

Одним из наиболее действенных и актуальных на сегодняшний день инструментов для последующей полноценной помощи родителям особенных детей являются очные курсы по ABA уровня BCBA для специалистов(BCBA – Board Certified Behavior Analyst, сертифицированный поведенческий аналитик).

Занятия по данной программе проводятся под контролем опытных инструкторов – сертифицированных специалистов BCBA. По окончании обучения каждый слушатель получает соответствующий сертификат и специальный табель, дающий право записаться на международный сертификационный экзамен.

В дальнейшем поведенческие аналитики BCBA могут осуществлять практику как в частном порядке, так и работая в штате общественных или государственных организаций, разрабатывая, используя и курируя методы применения поведенческого вмешательства для самых разнообразных клинических случаев.

Источник: https://aba-kurs.com/kak-otvesti-rebenka-autista-k-stomatologu/

Стоматологическое лечение пациентов с аутизмом

Стоматология при аутизме

Стоматологическое лечение пациентов, страдающих аутизмом, зачастую является серьезной проблемой для врача. Боязнь не справиться с ситуацией заставляет многих дантистов отказывать в помощи таким людям, что приводит к отсрочиванию лечения и, следовательно, дальнейшему развитию болезни.

На самом деле для лечения больных-аутистов стоматологу необходимо всего лишь адаптировать стандартные манипуляции под специфические особенности пациента и набраться терпения, что существенно повысит шансы на успех проводимого лечения, особенно при легких и средних формах аутизма.

Аутизм не равен понятию «умственная отсталость»

Синдром детского аутизма был впервые описан в 1943 году американским детским психологом Лео Каннером и представляет собой нарушения в развитии нервной системы, сопровождающееся нарушением психологического, интеллектуального, социального и поведенческого аспекта жизнедеятельности человека.

Это проявляется в отстраненности ребенка от внешнего мира, от окружающих его людей, в появлении неадекватных реакций на общие вербальные или социальные сигналы (например, тональность голоса или улыбку другого человека), а также повторяющихся формах поведения, непредсказуемости телодвижений и самоагрессии. Иногда аутизм осложняется эпилепсией или умственной отсталостью.

Все это создает значительные сложности при проведении стоматологического лечения.

Поиск решения

Пациенты –аутисты требуют особого, более чуткого и индивидуализированного подхода. Прежде чем преступить к лечению такого больного, стоматолог должен тщательным образом изучить его медицинскую карточку, по возможности, пообщаться с лечащим врачом, родственниками или попечителями, а также оформить документ об официальном согласии на лечение у представителей пациента.

Проблема коммуникации и своеобразие мышления пациента – это одна из главных проблем, с которой сталкивается врач при взаимодействии с аутистом. Для ее решения стоматолог должен настроиться «на волну» пациента, постараться найти ту форму общения, которая будет понятна и принята аутистом, в противном случае он может замкнуться еще больше, что осложнит дальнейшие процедуры.

Одной из методик построения коммуникации с человеком, страдающим аутизмом, и его подготовки к стоматологическому лечению является методика «рассказываю-показываю-делаю».

Потратьте немного времени, чтобы рассказать пациенту о том, как вы будете его лечить, какие инструменты использовать и как эти инструменты работают – это стимулирует у пациента возникновение доверия к врачу.

Обратите внимание, что аутист часто не в состоянии быстро переключиться с одного источника информации на другой, поэтому постарайтесь чередовать в своих объяснениях слуховую, зрительную и тактильную информацию, не смешивая их. Кстати, описанная методика вполне может использоваться и как подготовительный этап лечения обычных детей.

Поведенческая проблема – еще одна трудность, не преодолев которую врачу будет сложно прогнозировать успех лечения.

Дело в том, что часто поведение людей, страдающих аутизмом, характеризуется резкой неконтролируемой сменой: от гиперактивности к отрешенности и полной апатии, а инвазивные стоматологические процедуры могут вызвать агрессию или самоагрессию, которая потенциально опасна для здоровья и жизни пациента (нервные срывы, битье головой, кусание и царапанье рук).

Хорошим вариантом для решения данной проблемы является применение методики десенсибилизации, основанной на «проигрывании» стрессовой для человека ситуации в расслабляющей обстановке. В нашем случае это могут быть несколько предварительных визитов в стоматологическую клинику с целью познакомить пациента-аутиста с обстановкой, персоналом, оборудованием, атмосферой клиники.

Можно попросить пациента посидеть одного в стоматологическом кресле, а затем дать ему возможность посидеть на месте стоматолога.

Некоторые дети-аутисты чувствуют себя комфортнее, если вместе с ними в кресле находится их любимая мягкая игрушка или одеяло, также можно попросить близких пациента посидеть рядом и подержать ребенка за руку.

Данная методика позволит исключить возникновение дополнительного стресса из-за непривычности окружающей обстановки и наличия незнакомых людей вокруг.

После того как Вам удалось добиться того, что пациент спокойно сидит в кресле, приступайте к предварительному осмотру, причем рекомендуется проводить его только пальцами, без использования стоматологических инструментов.

Затем можно взять зубную щетку и начать чистить зубы пациента.

Зачастую такой привычный инструмент как зубная щетка не вызывает негативных эмоций у аутиста, что позволяет врачу спокойно провести дальнейший осмотр полости рта и зубов пациента.

Обращайте особое внимание на то, чтобы лоток с инструментами и стоматологическая лампа находились вне поля зрения пациента, а первые стоматологические манипуляции были краткими и, по возможности, наименее болезненными. После каждой манипуляции хвалите пациента и старайтесь игнорировать неподобающее поведение столько времени, сколько это возможно.

Использование иммобилизации на время стоматологического лечения оправдано лишь в крайних случаях, когда поведение пациента угрожает здоровью или жизни его или персонала клиники, и не должно применяться лишь для обеспечения удобства лечения.

Выбор той или иной методики иммобилизации должен основываться на специфике конкретного пациента и лечения, а также на требованиях атравматичности иммобилизации для пациента и быть подтвержден официальным согласием со стороны родственников или опекунов аутиста.

В ряде случаев оправдано применение фармакологических средств, в том числе общего наркоза. Необходимо особенно щепетильно подходить к выбору анестетиков, поскольку пациенты с пороками развития нередко имеют непредсказуемые реакции даже на обычные лекарственные препараты.

Проблема нестандартного восприятия мира. Данная особенность проявляется в стремлении аутиста сохранить тот мир вокруг себя, который он построил и к которому привык. Малейшее нарушение привычного положения вещей достаточно для того, чтобы вызвать сильнейший стресс у пациента.

Незнакомые запахи, звуки, цвета, тактильные ощущения могут стать отвлекающими моментами, которые помешают лечению, причем реакция на них может быть совершенно разная: например, аутист может остро отреагировать на незнакомый звук или прикосновение незнакомого предмета и совершенно не воспринять болевые или температурные ощущения.

Исходя из данных особенностей, рекомендуется максимально «стабилизировать» образ клиники в глазах пациента.

То есть, если процесс стоматологического лечения требует более одного визита, постарайтесь «вписать» последующие посещения в рамки первого знакомства аутиста с Вами, клиникой и стоматологическими процедурами: лечение должно проводиться в том же самом кабинете; если Вы работаете с ассистентами, то помогать Вам в работе с аутистом на протяжении всего курса лечения должен постоянно один и тот же человек; время лечения, желательно, назначать на один и тот же отрезок дня.

Также рекомендуется до визита пациента-аутиста убрать из кабинета предметы ярких цветов, яркие и пестрые картинки, исключить проникновение резких запахов и звуков, приглушить верхний свет.

Попробуйте во время первого визита включить в кабинете тихую расслабляющую музыку или использовать аромалампу с расслабляющими маслами.

Гарантировать то, что легкие запахи или звуки благотворно скажутся на психологическом состоянии пациента-аутиста нельзя, однако, в случае успеха, данные «вспомогательные средства» могут серьезно помочь в процессе лечения.

До начала лечения обязательно поговорите с родственниками или опекунами пациента насчет особенностей восприятия аутистом прикосновений другого человека к голове и лицу. Физический контакт с посторонним человеком может вызвать как приступ паники, агрессии и самоагрессии, так и восприняться как проявление ласки и участия.

Если в процессе лечения есть необходимость работы со стоматологической установкой, включите ее заранее, чтобы пациент адаптировался, привык к ее звуку. Некоторые аутисты проявляют сверхчувствительность к звуку бора, что, несомненно, вызовет дополнительные трудности для лечения.

Судороги, эпилептические припадки и резкие, непредсказуемые движения тела являются одной из ключевых характеристик аутизма, заключающие в себе потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента во время стоматологического лечения (прикусывание щек, языка, сколы зубов), а также одной из главных причин того, что стоматологи отказываются работать с пациентами-аутистами. На самом деле врач, соблюдая определенные правила, может обезопасить себя и пациента от рисков, связанных с судорожными движениями тела и эпилепсией.

В первую очередь будет необходимо проконсультироваться с лечащим врачом аутиста, чтобы выяснить частоту и силу приступов, а также возможность их контроля с помощью лекарственных средств. Если эпилепсия является контролируемой, то обязательно согласовать с родственниками или опекунами аутиста время приема лекарства, чтобы оно подействовало к моменту начала стоматологического лечения.

Однако в любом случае врач должен быть максимально готов к тому, что у пациента в стоматологическом кресле может начаться эпилептический припадок, и иметь четкое представление о том, как его контролировать.

Если припадок произошел непосредственно во время стоматологического лечения, необходимо оперативно убрать инструменты из полости рта пациента и все, что находится в непосредственной близости от его кресла. Для облегчения удаления коффердама рекомендуется до его установки прикрепить к зажимам зубную нить, потянув за которую Вы сможете моментально освободить полость рта больного.

После этого необходимо повернуть пациента на бок, контролировать дыхание и проходимость дыхательных путей во избежание аспирации до прекращения припадка. Не пытайтесь вставлять стоматологические или иные инструменты и предметы между зубами пациента.

Стоматологические проблемы при аутизме и методы их решения

Люди, страдающие аутизмом, зачастую ведут специфический образ жизни, что не может не сказаться на состоянии их зубов и полости рта.

Регулярный прием лекарств, в том числе сильнодействующих, провоцирует развитие повышенной сухости тканей полости рта, и, как следствие, повышенный риск появления кариеса и заболеваний десен.

Однако самую большую проблему представляет поведенческая специфика аутистов, что отражается в травмировании зубов, десен, щек, языка.

Для профилактики повреждений тканей полости рта, связанных с бруксизмом, кусанием губ и пощипыванием десен, пикацизмом (склонность к употреблению в пищу несъедобных и/или вредных для организма веществ и предметов), можно рекомендовать использование индивидуальных стоматологических кап, при условии, что аутист не отторгает их применение.

Также необходимо провести работу с родственниками и опекунами пациента, проинформировав их о том, как необходимо себя вести, если их подопечный выбьет зуб в результате травмы. Правила обращения и транспортировки выбитого зуба должны включать основные моменты, которые позволят сохранить зуб в операбельном состоянии до момента прибытия к стоматологу.

Больные аутизмом также склонны к поражению зубов кариесом, что связано не только с приемом лекарств и механическими зубов, но и стремлением к однообразию рациона, часто включающего сладкие, мягкие, вязкие продукты, а также трудностями с гигиеной полости рта.

После проведенного лечения кариозных полостей стоматолог должен обратить внимание родственников или опекунов аутиста на соблюдение превентивных мер для уменьшения риска дальнейшего распространения кариеса.

В первую очередь необходимо проанализировать список принимаемых пациентом лекарств с целью выявить те, которые вызывают сухость тканей полости рта или содержат сахар. Зачастую многие из этих лекарств исключить невозможно, однако можно уменьшить их побочный эффект, если аутист будет чаще пить воду или полоскать рот водой после каждого приема препаратов.

Также можно провести герметизацию фиссур и обработать поверхность зубов фтором, чтобы повысить защитные свойства зубов.

Источник: http://DentalWorld.ru/articles/58036/

Страница Психолога
Добавить комментарий