Стишки при заикании

Если ребенок заикается – не заставляйте его учить стихи

Стишки при заикании

10 ноября 2015

Речевой дефект – это не только некрасиво, но и опасно. Неправильное произношение у ребенка в будущем может вылиться в серьезные психологические комплексы. Как избежать запоздалого похода к психологу и вовремя обратить внимание на проблемы с речью, рассказывает Валентина Меньшова, заведующая логопедической службой Центра психического здоровья детей и подростков.

«Сла Саса по шаше…»

? Какова на сегодняшний день ситуация с речевыми нарушениями? Растет ли число детей, страдающих ими, или, наоборот, уменьшается?

– В настоящее время тенденция такова, что регистрируется все больше детей с дефектами речи. При этом нарушения, которые мы выявляем, часто осложняются и психическими расстройствами, и неврологическими изменениями в состоянии здоровья несовершеннолетних.

То есть сегодня мы можем говорить о том, что речевых расстройств становится не только больше, но они становятся и тяжелее. Очень часто на прием приходят так называемые неречевые дети, которые не воспроизводят речь, а издают только звуки.

Это при том, что у них нет видимых проблем со здоровьем.

? Что же влияет на появление проблем с речью?

– К сожалению, есть много факторов. В первую очередь это наследственность, наличие заболеваний. Среди чисто физиологических причин недостаточная степень зрелости коры головного мозга, отклонение в строении артикуляторного аппарата и дыхательных систем, органов слуха.

Большую роль в образовании дефектов играют и социальные факторы: какой образ жизни вела мамочка во время беременности, как проходили роды и как развивался ребенок после. Нередко на прием приходят дети, которые до трех лет сосут соску. А потом у мамы вопрос возникает, мол, откуда у ребенка прикус открытый или язык между зубов.

А где же ему быть, когда у дитя развит только сосательный рефлекс, он соску изо рта не выпускает?! Так может возникнуть серьезный речевой дефект.

? Очень часто мамочки жалуются, что ребенок не может выговорить «р», «л», «ж», «ш». Почему эти звуки так трудны для освоения?

– Это сонорные звуки, которые появляются позже остальных и формируются дольше. Для их произношения необходимо поднять язык вверх и корень язычка должен быть достаточно устойчивым и подвижным. Кроме того, должна быть хорошая струя холодного воздуха, тогда звук не будет дефектным.

Причин, почему долго не зреют эти звуки, может быть несколько. В их числе: дефектный прикус, укороченная уздечка и плохая струя воздуха. В целом согласные звуки тяжелее для произношения, чем гласные.

В произнесении последних задействован только голос, а вот для того чтобы выговорить согласные, нужна работа губ, зубов, языка и их четкая координация между собой.

Виноваты гормоны?

? Считается, что одной из наиболее страшных речевых проблем является заикание. Реально ли избавиться от этого дефекта? Сколько на это может уйти времени?

– Заикание – это нарушение темпоритма и плавности речи, обусловленное судорожными движениями мышц органов артикуляции, голоса и дыхания. Это, пожалуй, единственная речевая патология, которая связана обратной зависимостью с гормональным развитием ребенка. Когда оно начинается, состояние ухудшается.

Улучшение происходит, как правило, когда гормональные процессы идут на спад, после 35 лет. Заикание обостряется в кризисный возраст – 7, 9, 12 и 14 лет, когда меняются социальные условия ребенка. Это нарушение действительно относится к сложным речевым дефектам, исправить который нельзя.

Однако саму речь можно значительно улучшить, научить ребенка контролировать этот процесс, чтобы он мог в нужный момент помочь себе.

Важно отметить, что не все проблемы с речью, кажущиеся родителям заиканием, являются таковым на самом деле.

Есть так называемая заикоподобная речь, которая появляется у многих детей от 2,5 до 5 лет, когда начинает формироваться фразовая речь.

Также из-за незрелости коры головного мозга у ребенка могут появиться запинки. Когда же он потихоньку начнет овладевать умением пользоваться связной речью, они уйдут.

? Есть ли рекомендации, как родители должны заниматься с детьми, у которых есть заикание?

– Здесь многогранный подход. Во-первых, нельзя заставлять ребенка повторять за родителями правильные слова или предложения без запинки, нельзя ускорять темп речи. Нужно помнить, что заикание – это состояние нервной системы ребенка. Как положительные, так и отрицательные эмоции плохо сказываются на речи.

Дети, страдающие заиканием, как правило, отличаются хорошим умом, и родители, гордясь этим, пытаются продемонстрировать, как их ребенок читает или отлично запоминает стихи. Ни в коем случае нельзя давать речевую нагрузку, когда появились запинки.

В случае с заиканием процесс исправления требует особенно усиленной работы и заключается в том, чтобы уйти от неправильного произношения и сформировать в сознании стереотип новой речи. При этом образец ее должен быть изначально в семье.

Если заикающийся ребенок идет в школу, важно поговорить с учителем начальных классов, чтобы ребенок не сдавал чтение на скорость. Для мальчиков в совершеннолетнем возрасте при тяжелой степени заикания может быть рассмотрен вопрос об освобождении от службы в армии.

Речь ребенка формируют родители

? Если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на речи ребенка?

– Очень вероятно, ведь речь – это не врожденный фактор, она формируется под определенным воздействием окружающей среды, в данном случае близких – родителей, бабушек и дедушек. К сожалению, сегодня няньками для детей оказываются компьютеры, телефоны, телевизоры.

Родители забывают, что для дошкольника образцом поведения и формирования речи всегда были и остаются мама и папа. Это в подростковом возрасте меняются приоритеты, и для ребенка авторитетом становятся улица и то, что сказал друг. Малыш же смотрит на родителей, поэтому важно, как они разговаривают в присутствии ребенка, как воспитывают его.

Этим нужно заниматься уже с рождения малыша. Доказано, что следует начинать разговаривать с младенцем с трех недель, он уже слышит звуки.

? Какие тревожные звоночки могут сигнализировать родителям, что у их чада есть проблемы с речью?

– Таких сигналов немало. Ребенок плохо сосет соску, она периодически вылетает изо рта, или вообще не может ее удерживать, наблюдается сильное слюнотечение, плохо жует и глотает пищу (эффект першения).

Также когда он начинает произносить звуки, язычок вылетает между зубов или появляются межзубно-боковые звуки, непонятное хлюпание, щелканье.

Если дитя с года до двух лет не использует в своей речи простые слоги и слова и нет зачатка простого предложения из двух-трех слов, это тоже основание для беспокойства. Родителям может показаться – «да все пройдет» или, как они часто думают, «перерастет». Нет, даже нельзя допускать такой мысли.

Если сразу не обратиться к специалисту, проблема может только усугубиться. Рамок, когда обращаться к логопеду, нет. Обязательно – не позднее трех лет с рождения, но все-таки чем раньше, тем лучше. Вообще же специалист может начать наблюдение малыша с самого рождения.

? Могут ли родители заниматься с ребенком дома, чтобы если не исправить, то хотя бы предупредить развитие проблем с речью?

– В профилактических целях заниматься с детьми необходимо. Как только родился ребенок, нужно работать с ним над интонацией, потом над голосом, затем над словом, подвижностью артикуляционного аппарата.

Абсолютно всем детям следует выполнять артикуляционную гимнастику, и тогда звуки, даже те, которые по физиологическим причинам задерживаются, будут развиваться быстрее. Больше нужно читать и рассказывать детям, заниматься живой речью. Если же есть дефект, здесь необходима работа специалиста.

Исправление речевого отклонения – это труд ребенка, логопеда и родителей. При таком комплексном подходе будут хорошие результаты.

НАША СПРАВКА

Какие речевые дефекты встречаются чаще всего?

1. Нарушение звукопроизношения, как правило, шипящих и сонорных – «л», «р», «ш», «ж» – с фонематическим недоразвитием речи.

Ребенок не умеет различать оппозиционные звуки, например: в слове вместо «р» говорит «л»: лабоЛатория (вместо лаборатория), коЛидор (вместо коридор) или путает в слове буквы «щ» и «с»: Шаша или Саса (вместо Саша).

В зависимости от количества групп проблемных звуков исправляется дефект в срок от месяца до полугода.

2. Общее недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения, слоговой структуры речи (перестановка или пропуск слогов) и лексико-грамматическая несформированность предложений, то есть ошибки в согласовании слов, в словообразовании, например: «лежит на столом», «много чашка», «стулик» (но не стульчик). Исправляется от года до двух-трех лет.

3.

Стертая форма дизартрии, или нарушение темпоритма и плавности речи, обусловленное недостаточностью движения артикуляционного аппарата, искажением звукопроизношения и трудностью проговаривания сложных слов (произношением сквозь зубы). По сути, ребенок не может поднять язык вверх, вниз, в стороны, у него наблюдается плохое глотание и жевание. На исправление может уйти полгода – год, зависит от сложности дефекта.

DNG

Источник: http://vv-34.ru/esli-rebenok-zaikaetsja-ne-zastavljaite-ego-uchit-stihi.html

Заикание

Стишки при заикании

Красивые стихи про Заикание на различные темы: о любви, стихи поздравления, короткие стихи, для детей и многие другие вы найдете в ленте поэтических публикаций нашего сайта.

Ах, не поводите обнажёнными плечами Не вечерами, ах, не ночами. Знать Вы не в добрый час мне повстречались – Когда в Москве подорожала колбаса! Я не могу на вас смотреть без содроганья, Без заиканья, без иканья. Ужель подводит меня морда хулиганья, Что так нахально льнёте Вы ко мне?.. Ужели подвиг – « ах, я его прижала!» – В стране, где резко всё подорожало? И… отодвиньте ногу – где стояла – Не то бутылку выпью, и усну! Который раз я говорю тебе по-русски:

Мадам, на Вас…

Разложив на элементы, сложить не удалось, ока- залось, много лишних деталей, а он говорил, ви- новата валя, её чувственные образы, разрушив- шиеся об элементы действительности, (нейроф- изиология не поможет), (одно хорошо мысль тре- вожит), иллюзии создавали реальность, а реаль- ность иллюзии, так и жили в ожидании профузии, прорыва, хотели, упорядочить пространство, ок- азалось мнимо убранство, множество функций рассосалось, одна змея извивалось, старалось,

укусить себя за хвост…

Сегодня утром на обходе я был шокирован слегка, когда при всем честном народе старик ударил старика. Сорок девятая палата пережила сильнейший стресс, когда вскочил больной Филатов и с костылем наперевес пошел в атаку на Петрова, пошел вслепую, наугад бурча под нос себе два слова, два страшных слова: «Сдохни, гад!» Пошел точь-в-точь, как в сорок пятом, в бою за чешское село, когда осколком тем треклятым ему полчерепа снесло. Тогда он чудом жив остался.

Слепой, с лицом, как…

Споили марсианина В пивнушке возле бани мы. Он бредил, словно раненый, О чем? Нельзя понять. В его плаще с карманами Мы с Саней «трёшку» заняли. Рванули по стакану мы, И удалились спать. Сны снились не нирванные. На Марсе, вроде, пьяный я, С «упитым» в «зюзю» Сашею – Лежим, не можем встать. Встает заря багряная Над марсовой поляною. Мы – в камере с парашею, Не вру, ни дать, ни взять. Лежали, как бараны мы С глазами оловянными. Охранник с харей страшною

Принёс две миски с…

Я, повстречал Любовь-Она мне, кажется, правдивей и сильнее, Чем та, которая уже была со мной. Быть может, в силу возраста, я думать стал иначе, Серьезней стал, я относиться к ней, Но не могу я скрыть тот факт, что камнем счастья, Она живет в душе моей., И сердце колит в тот момент, когда я думаю о НЕЙ! О! Как бы мне хотелось, Чтоб ты восприняла меня всерьез, Ирина! Чтоб Ты испытывая те же чувства,понимала,

Как я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ…-до слез!!! до заиканья!!!

В дорогу… Надежда, веди! Оставшиеся, поднимите Бокалы за тех, кто в пути… И ждите. Молитесь и ждите… Ян Налепка Летят года над тихой Садгорой… На кладбище среди мещан окрестных Лежит, дождем оплаканный, Герой Советского Союза – не из местных… Ян Налепка – словацкий капитан, А ранее – учитель в школе сельской… Смерть на войне гуляет по пятам… Он, мертвый, горд: от пули пал немецкой. И это означает, что врагу Не шестерил, не заключал с ним сделку….

В упор…

Познания греховны, плодожорка, что яблоко сожрала, не поспело (не успели), остались только мысли о плоде, о праведности стоит ли гутарить, те- бе иль мне? что, каждый грешен? плода ведь не сорвал, гусеница, что съела и в бабочку, от счастья превратилась, а в куколку, зачем она рядилась? так знания должны созреть, и «мотыльком», подняться и взлететь, а нам то что? себя не оправдали, познать могли, но плод мы проморгали… Мораль сей басни такова, что вложено в тебя,

исполни, познанье…

Иногда, закономерно, примерно, в лесу, в поле в болоте, на воде, быть беде, или её эху, отголо- ску успеха, во сне или в фантазиях или в твоей голове, явно не для констатации, или дотации, существования, а может, навь останется навью, или проникнет в реальность, алчность в доброту, правь в пустоту, пусть, управляет, туман, мираж разгоняет, смешивает, наводит тень на плетень, свет на солнце, где, я спрашиваю, где донце, как найти окончание, начало, не прозевать, кричали,

проклинали…

Я не знаю с кем ты, кого ты любишь, довольна? не буду, не стану, оденусь как денди, в кармане наган, как ты думала? немного пьян, (под шафе) боль сниму кокаином, короче, не нужна ты мне нина, и, между прочим, ты сука, ……, а где взять другую? я спрашиваю? ликует бес, попали в сети, души, (смеха, хохота, раскаты), не забудешь и прощения не приму, потому что боль, не стяну, не скину, вновь появилась, сгину или спасусь, ви- новата ты, грусть, отчаянье ну и пусть, ну и пусть

забылся…

Мастер, ландшафтный дизайнер, теории струн, поиска новых рун или забытых, старых, (ну тех, что лежат на отвалах, пород (после взрывов) (небывалых),…………………………………. из ложных вакуумов в истинные, туннелируем, преодолеваем барьеры, планируем, (потенции меры), мнимых импульсов (скверы), не будет веры? (потеряна?), признания? полной и потен- циальной энергии, заикания, соотношений не- определённостей, шумы, затрещины, объектов трещины, многомерности, подытожим, плот-

ности, перемножим…

Источник: https://www.SunHome.ru/poetry/zaikanie?p=3

Как побороть заикание: упражнения для преодоления заикания у взрослых и детей

Стишки при заикании

Заикание, как речевое нарушение, характеризуется расстройством темпо-ритмических особенностей речи. Оно имеет сложную структуру, в основе которой лежат проблемы психологического, биологического и социального характера.

Поэтому, организуя работу по коррекции данного недостатка как у детей, так и у взрослых, следует использовать комплексную методику, включающую в себя различные направления, предусматривающие взаимодействие логопеда, психолога и невропатолога.

Логопедическая работа с заикающимися, в свою очередь, условно включает в себя несколько этапов:

Методика по формированию речевого дыхания

Прежде чем начать формировать речевое дыхание, необходимо использовать практику молчания. Это поможет легче побороть в дальнейшем образовавшиеся условные рефлексы заикания.

Режим молчания позволит чувствовать себя комфортнее и в психологическом плане, так как человек, страдающий заиканием, не будет испытывать дискомфорт при взаимодействии с другими людьми.

Такую практику рекомендуется проводить в среднем в течение недели.

Упражнения на формирование речевого дыхания у детей с заиканием классифицируются на:

  • упражнения с элементами логоритмики;
  • комплекс, направленный на формирование правильного вдоха/выдоха;
  • дыхательная гимнастика.

Для того чтобы работа над дыханием с заикающимися детьми или взрослыми была проведена целостно, рекомендуется:

  • перед занятием хорошо проветривать помещение;
  • заниматься не раньше, чем через полчаса после последнего приема пищи;
  • не переутомляться, не затягивать занятие, работать следует не на количество, а на качество;
  • следить за тем, чтобы все упражнения выполнялись правильно.

Прежде чем приступить к комплексу на развитие правильного речевого дыхания, проследите за тем, чтобы осанка была ровной, особенно если упражнения выполняются в положении сидя или стоя.

При коррекции произношения сначала предлагаются простые задания. Постепенно они усложняются. Для дошкольников занятия должно проводиться в игровой форме.

Упражнение 1: помогает научиться правильно делать вдох и выдох.

Выполняется лежа. На живот кладется легкий устойчивый предмет, к примеру, подушка. На вдохе живот поднимается, воздух выходит на выдохе через рот со звуками «пф».

Упражнение 2: выполняет ту же функцию, что и предыдущее.

В положении сидя, вдыхаем носом, выдыхаем ртом, при этом воздушная струя на выдохе не должна быть прерывистой. Грудная клетка не должна подаваться вперед во время вдоха.

Упражнение 3: направлено на формирование правильного выдоха и расширения объема легких. Выполняется следующим образом.

В положении стоя необходимо вытянуть вперед руку параллельно полу и ладонью вверх. Представьте, что на руке лежит что-то, что можно сдуть, например, перышко. Далее сложите губы в трубочку и плавно, не обрывисто и бесшумно начните потихоньку выдыхать воздух, как бы пытаясь сдуть.

За основу ежедневного комплекса дыхательной гимнастики можно взять разработку А. Н. Стрельниковой. Комплекс заданий, которые она предлагает, можно включать в логопедические занятия, использовать в самостоятельной форме во время индивидуальной работы в качестве дыхательных упражнений от заикания.

Артикуляционная гимнастика при заикании

Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.

Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.

Упражнение 2: «Чистим зубки».

Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

Упражнение 3: «Мяч на поле».

Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.

Упражнение 4: «Рыбка»

Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.

Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.

Работа над просодической стороной речи

У заикающихся людей наблюдается слаборазвитая просодика, которая требует коррекции.

Формирование выразительной и интонационно правильной речи при заикании включает в себя этапы работы над развитием тембра, силы, мелодики, ой интонационной окраски.

Помимо работы над собственной речью, рекомендуется наблюдать за окружающими людьми и анализировать, насколько звучание голоса может отличаться по эмоциональной окраске, выразительности и т. д. Можно использовать следующие упражнения при заикании.

Задание 1: «Скажи ласково».

Это упражнение развивает такую фонологическую составляющую, как тембр. Ласково необходимо повторить как можно больше слов в предложении, при этом интонационно отмечая завершенность речи. Например, исходное «на дереве сидит кошка» будет звучать, как «на деревце сидит кошечка».

Задание 2: «Вьюга».

Поможет сформировать такую просодическую сторону, как сила голоса. Упражнение в комплексе выполняет целый ряд и других функций: артикуляционную, дыхательную.

Расположиться в удобном положении так, чтобы руки и плечи были расслаблены. Губы сложены в трубочку, озвучиваем вьюгу. Для этого произносим «У-у» сначала громко, затем тише, постепенно снижая голос до шепота.

Задание 3: «Светофор».

Такую игру можно проиграть даже на улице. С цветами светофора стоит взрослый, показывая один из кружков детям. Движение происходит в соответствии с цветом.

На красный – остановка, на желтый – медленно и на зеленый – ребенок бежит быстро. Игра сопровождается словесно, в соответствии с движениями звуками мотора «Ж-ж».

Эту игру можно также использовать и на занятиях по развитию логопедической ритмики.

Логоритмика при коррекции заикания

Заикающиеся испытывают огромные трудности, как правило, не только с речью, но и с общей моторикой: наблюдаются проблемы с двигательной системой. Подобно речи, движения обрывистые, нескоординированные, резкие, неритмичные. Доказано, что развитие речи напрямую связано с моторной системой.

Логоритмические занятия выполняют функцию взаимосвязи между ними, так как развитие одного благоприятно влияет на развитие второго. Начиная от простого к сложному, ребенку предлагают изначально только чередование элементарных физических упражнений, таких как бег, ходьба с прослушиванием соответствующей музыки. Можно выполнять с ребенком даже дома.

Пример задания: дети друг за другом бегут на носочках под звучание колокольчика, услышав, что музыкальный инструмент сменился, например, на бубен, начинают шагать и т. д.

Элементы логопедической ритмики прослеживаются даже в обычных физминутках, где необходимо «обыгрывать» слова соответствующими движениями: наклонами, поворотами туловища, приседанием и т. д. Сюда же в работу можно включить и пальчиковые гимнастики, принцип у них тот же, только в движениях задействуется не все тело, а только руки, что позволяет улучшить мелкую моторику.

Логоритмические упражнения при заикании у детей благоприятно влияют на коррекцию и формирование речи.

Артикуляционный массаж, как средство комплексного воздействия на нервную систему при заикании

При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.

Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.

Другие методы коррекции произношения при заикании

Также в логопедической практике активно используется эффективный метод релаксации. Чтобы перестать заикаться и научиться снимать спастическое напряжение мышц, малышу следует уметь расслабляться.

Для этого попросите его сжать кисть руки в кулачок, затем расслабить, развести пальцы в стороны, после чего положить руки спокойно на колени и т. д.

Такого рода упражнения активно помогают при невротическом заикании у подростков.

Давно замечено, что во время пения заикание исчезает. Поэтому людям, страдающим данным нарушением речи, рекомендованы вокальные занятия. Уроки по вокалу помогут как детям, так и взрослым. Чем скорее будет начата данная практика, тем легче и быстрее получится справиться с заиканием.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/uprazhneniya-ot-zaikaniya/

На траве дрова: скороговорки и другие логоритмические приемы от заикания

Стишки при заикании

Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции. Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.

В этой статье рассмотрим способы коррекции заикания у детей, подростков и взрослых в играх и тренингах, лечение проблемы с помощью режима молчания, использования скороговорок и т.д.

Какие существуют приемы логоритмики?

Музыка, движения и речь очень тесно связаны. На этой связи построены коррекционные логоритмические приемы.

Курс лечения включает следующие виды занятий:

  • музыкально-двигательные игры;
  • коммуникативные игры;
  • пение;
  • декламация стихотворений и скороговорок;
  • мелодекламация.

Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.

Использование метронома во время коррекционной логопедической работы облегчает развитие ритмики речи при заикании.

Темп метронома выставляется в зависимости от индивидуальных особенностей заикающегося. На каждый удар необходимо произнести один слог, знаки препинания выделяются молчанием в течение 2 ударов.

Цели и польза для заикающихся

Основная цель использования логоритмики – добиться стойкого улучшения речевой ритмики и корректного звучания слов, плавности речи.

Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания.

Использование ритмичных предложений

Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи.

Занятия начинают с простых скороговорок, которые произносятся медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость произношения. Через две недели предложение меняют на более сложное.

Также использование скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время декламации правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.

Как правильно подбирать?

Для начала занятий выбирают короткие предложения, в котором все слоги открытые. Их произносят медленно, отделяя слоги паузой.

Каждая следующая скороговорка должна быть сложнее предыдущей. Со временем добавляют закрытые слоги, сочетания нескольких согласных букв, зеркальное чередование звукосочетаний (врал – рвал), многосложные слова.

Особое внимание уделяют звукам и звукосочетаниям, вызывающим сложности при произношении. Со временем скороговорки удлиняют. Очень длинные предложения, обычно с перечислением предметов, необходимы для тренировки ритмичного дыхания.

Перед началом занятий необходимо сделать разминку: несколько раз широко улыбнуться, высунуть язык и провести им по губам, широко открыть и закрыть рот. Несколько раз глубоко и медленно подышать.

Примеры

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка,…

Чистоговорки

Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи.

При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают.

Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.

Правила выбора

В начале занятий выбирают простые чистоговорки, в первой части которых несколько раз повторяется отрабатываемое звукосочетание гласной и согласной, вторая часть предложения рифмуется с ним.

Когда необходимые слоги отработаны, переходят к стихам, имеющим четкий сюжет. В отличие от обычных стихотворений они содержат повторяющиеся звуки и звукосочетания.

Маленьким детям для начала занятий лучше всего подойдут стишки о животных, которых он знает и может изобразить их движения и звуки.

Пение

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность.

Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Музыка Моцарта и других композиторов

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Стихи

Декламация стихов развивает чувство ритма, делает более выразительной речь, укрепляет память. Кроме этого, стихи классиков улучшают эстетическое развитие, обогащают словарный запас. При выборе стихов обычно ориентируются на возраст заикающегося.

Маленьким детям предлагают простые стихи, например, детские потешки. Дети с удовольствием участвуют в миниспектаклях поставленных по сюжету выученного стихотворения.

Дошкольникам и школьникам предлагают к декламации стихи, написанные в разном темпе. Более мелодичные и плавные подойдут для начала обучения. В дальнейшем можно использовать более сложные стихотворные формы.

Желательно предложить ребенку выбрать понравившиеся стихотворение из нескольких предложенных. Положительные эмоции облегчат запоминание и сделают более приятной декламацию.

Игры как средство коррекции проблемы для дошкольников

Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.

Молчанки

Цель таких игр – расслабить ребенка, дать передышку между интенсивными занятиями, возможность закрепиться новому речевому навыку, научить быстро переключаться во время работы.

Кроме этого, некоторые игры направлены на определение источника звука, следование командам, улучшение артикуляции.

Аквалангист

Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.

Ключик

Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.

Покажи, где звук

Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.

На улучшение слухового внимания

Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.

Кто летит

Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать.

Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.

Исправь ошибку

Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.

Нельзя повторяться

Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.

На развитие дыхания

Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.

Забей гол

Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.

Помоги бабочке

Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.

Лети, птичка!

Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох.

Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.

, как можно одновременно отрабатывать правильное произношение звука и формирование контроля над речевым дыханием:

На расслабление

Позволяют расслабить мышцы, снять спазм и психоэмоциональное напряжение. Для чрезмерно возбудимых детей сложно концентрироваться на выполнении логопедических упражнений долгое время, такие игры способствуют облегчению переключения внимания и релаксации между упражнениями.

Мороженое

Ребенок представляет себя мороженым, твердым и холодным. В начале упражнения он должен сильно напрячь мышцы. Постепенно мороженое тает, ребенок медленно расслабляется.

Жарко-холодно

Взрослый рассказывает, как жарко, ребенок расставляет руки в стороны, выпрямляется во весь рост. Подул холодный ветер – ребенок садиться на корточки, обхватывая себя руками.

Добрый-злой

Ребенок представляет себя очень злым, сжимает челюсти и кулаки. После этого становиться добрым – расслабляется и улыбается.

Методика отраженной речи

Отраженная речь – это повторение за взрослым слов и предложений. Применение этой методики необходимо для обучения заикающихся планированию произнесения фразы.

Применяется в случае затруднений в проговаривании предложений. Корректирует остановки и запинки в речи.

Упражнения начинаются с проговаривания одного слова, с каждым занятием усложняя задания. Постепенно вводятся предложения, ответы на вопросы, стихотворения. Завершается цикл занятий пересказом прочитанного логопедом текста.

Плюсы и минусы лечения взрослых, детей и подростков

Логоритмические методы имеют следующие преимущества:

  • коррекция дыхания;
  • постановка ритма речи;
  • выработка плавности произношения;
  • устранение спазма мышц;
  • избавление от вынужденных пауз в речи и повторений звуков.

Недостатки:

  • необходима регулярность занятий;
  • для достижения результата необходимо несколько месяцев.

Логоритмические методы коррекции заикания разнообразны, но цель у них одна – избавиться от речевых нарушений. Несмотря на выбранную методику, важно помнить, что главное в достижении успеха – последовательность и регулярность занятий.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/metody-lecheniya/logopedicheskie/logoritmicheskie.html

«Я могу говорить»: Шесть монологов о заикании и свободе слова

Стишки при заикании

Семнадцатилетняя Ольга Мисик, читавшая Конституцию ОМОНу на акции 27 июля,почти сразу стала одним из символов московского протеста. Ольга с раннего детства заикается, публичные выступления для неё — всегда стресс и экзамен.

Человеку с заиканием часто приходится заставлять других себя выслушать.

Мы поговорили с разными людьми, которые заикаются, о преодолении и страхах, дружбе и профессиональной дискриминации — о том, как речевая особенность повлияла на их жизненный выбор и ощущение свободы.

Я начала заикаться в четыре года. То же самое было с моим старшим братом, но у него это прошло через год. Все думали, что у меня тоже пройдёт, но я заикаюсь до сих пор. Я ходила к логопедам, но эффекта от этого не было. Страх публичных выступлений у меня появился в подростковом возрасте.

В младшей школе вслух нужно было читать в основном стихи, а стихи у меня почему-то всегда получались нормально. Но я заикаюсь, когда читаю вслух прозу. Если понимаю, что запнусь, быстро придумываю другое слово. Из-за этого я хорошо пишу, так всегда было — в школе литература была моим любимым предметом.

В этом году я поступила на журфак, мне всегда хотелось писать тексты, пока я делаю это в своём телеграм-канале.

Когда 27 июля я читала Конституцию росгвардейцам, почему-то почти не заикалась. Может быть, статья оказалась простой или мне повезло, а может, я понимала, что вокруг слишком много людей и камер и было бы ужасно в чём-то ошибиться. Обычно, если я волнуюсь, начинаю заикаться только сильнее, но в этот раз почему-то обошлось. Я это не контролирую и не особо представляю, как это работает.

Когда 27 июля я читала Конституцию росгвардейцам, почему-то почти не заикалась

Конституция оказалась с собой у моего друга, с которым мы поехали на митинг. Он спросил: «Оля, хочешь взять Конституцию?» Я плохо помню, что было дальше, но да, я почему-то начала читать её росгвардейцам.

Я была на митингах 9 сентября про пенсионную реформу, на митинге 10 марта за свободный интернет, на маленьких экологических митингах, на шествии 12 июня в защиту Ивана Голунова и потом на всех митингах в поддержку независимых кандидатов. Вообще, я всегда что-то подобное делаю, у меня каждый раз внутренний челлендж: бывает, что я просто разговариваю с росгвардейцами или обнимаю их.

По дороге на акцию я обычно думаю, что сегодня не буду светиться и высовываться, но как только оказываюсь на митинге, меня сразу тянет в первые ряды и всё выходит само собой.

Многие считают, что с росгвардейцами не надо общаться и относиться к ним с сочувствием, но ведь росгвардейцы — это солдаты-срочники, и то, чем они занимаются сейчас, не их выбор. Я разговаривала с ними, они равнодушны к политике, им плевать на выборы и всё остальное.

И вообще они разные: бывают классные, грустные или несчастные, мне таких очень жалко. А бывают равнодушные.

И если мы покажем, что хорошо к ним относимся, они примут сторону демонстрантов, потому что окажутся перед выбором — между теми, кто хорошо к ним относится, и теми, кто пригнал их на этот митинг как пушечное мясо.

Перед митингом 3 августа я написала пост, где призывала людей выйти на одиночные пикеты, и теперь мне вменяют призыв к незаконной демонстрации. Я думаю, что рано рассуждать о том, какой будет прекрасная Россия будущего — я вряд ли доживу до этого момента, слишком долгий процесс, но это точно будет страна, где работает демократия и свобода слова.

Всё началось в шесть лет. В этот год было много стрессовых событий: например, мы перевернулись на машине. Мы с родителям жили в маленькой деревне с населением в 350 человек.

Медицины там фактически не было (и не будет, скорее всего, никогда), поэтому меня водили к бабушкам-целительницам, которые шептали на воду, пугали меня и снимали порчу. Я был у гипнотизёра в соседней деревне. Когда я пришёл к нему в первый раз, мне было лет восемь.

Он сказал: «Сейчас ты уснёшь», — и я кивнул. После этой фразы он начал меня о чём-то расспрашивать, и я сказал ему, что не сплю. У нас тогда, кажется, не было денег, и родители передавали целительницам и гипнотизёрам соленья и мясо. Была целительница, которая по следу от свечки распознала порчу.

И нужно было отдать ещё две банки огурцов, чтобы эту порчу снять. Конечно, родители хотели как лучше и пытались испробовать все способы, а это были самые доступные.

В третьем классе меня отправили в санаторий для детей с заиканием, нас учили разговаривать нараспев и с перестукиванием пальцами по коленке на каждый слог.

Эта методичность должна была помочь говорить более плавно, но всё осталось без улучшений, так что классу к пятому все плюнули и не пытались как-то исправить ситуацию, хотя я стал заикаться сильнее.

Я практически не мог нормально разговаривать, из-за напряжения к речи добавилась ещё и мимика: когда я долго не мог выговорить слово, у меня начинала трястись голова. Кажется, это было не самое приятное зрелище.

Помню самый жуткий момент: я сдавал устный экзамен по геометрии в девятом классе, геометрию я знал идеально и не готовился к экзамену. По билету мне нужно было рассказать и доказать теорему.

Я знал решение, я написал его на доске, оставалось только проговорить, но я не мог: меня сковывало и трясло от напряжения. Я физически чувствовал, что хреново говорю — не только слышу это, но ещё и выгляжу не так, как обычно. Проблему усиливало то, что в комиссии, которой я это рассказывал, была моя мама — завуч школы, где я учился. Мне казалось очень странным, что она видит, как я заикаюсь. Как будто я был шпионом, который всю жизнь скрывал это от неё.

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/246113-you-need-to-listen

Страница Психолога
Добавить комментарий