Статьи журналов про стресс

Статья для журнала PSYCHOLOGIES

Статьи журналов про стресс

В журнале PSYCHOLOGIES вышла статья нашего психолога Колотыркиной Юлии “Как взять стресс под контроль?”.

Представить нашу жизнь без стресса практически невозможно. Да и незачем, считает доктор биологических наук, физиолог, лауреат премии «Просветитель» за книгу «Стой! Кто ведет?» Дмитрий Жуков. Он рассказал нам, как научиться управлять стрессовыми ситуациями, извлекая из них что-то полезное – и даже приятное – для себя. Избежать стресса невозможно. Да и не нужно. Важно научиться контролировать его

Всякий ли стресс опасен? И всегда ли с ним стоит бороться? Современные ученые приходят к выводу, что стресс – как неспецифическая реакция организма на новизну – сам по себе является адаптивным механизмом, т.е. помогает приспособиться к новым условиям среды.

Дмитрий Жуков идет еще дальше, делая акцент на том, что стресс является не только адаптивной реакцией, но и сопровождается массой положительных эмоций. Собственно, за ними, считает Жуков, мы и отправляемся в кино, театр, читаем новые книги, катаемся на аттракционах, одним словом, ищем новых ощущений.

Кэлли Макгонигал (Kelly McGonigal), психолог из Стэнфордского университета, соглашается, что в стрессе заложены и положительные механизмы для нашей психики. В своей книге «Обратная сторона стресса» она пишет: «Понимание стресса как бесполезного пережитка наших животных инстинктов давно устарело.

Современная наука говорит о том, что стресс на самом деле заставляет нас повышать свой «социальный интеллект» – в конечном счете, именно это и делает нас людьми».

Речь здесь о том, что во время стресса вырабатывается окситоцин – гормон, провоцирующий чувство родства, близости и доверия к другому человеку, он способствует тому, чтобы человек обращался за помощью, искал социальных контактов и поддержки. Другими словами, в механизме стресса уже биологически заложена стратегия, как с ним справиться.

Но опасения относительно стресса не так уж беспочвенны, иногда он действительно может оказывать на организм разрушительное воздействие. На языке биологов и этологов такой опасный стресс называется «неконтролируемым».

Для его возникновения должны быть соблюдены три условия: мы не можем избежать стимула, который вызывает стресс, возможности нашего организма не позволяют с ним справиться или приспособиться к нему, и, главное, мы не можем предсказать появление этого стимула. Классический пример – сдача экзаменов.

Хотя мы знаем заранее, когда будет экзамен, и знаем программу вопросов, мы никогда не можем знать, какой конкретно билет нам достанется и как будет вести себя экзаменатор, сможем ли мы его впечатлить своим ответом.

Неконтролируемый стресс, особенно если он повторяется регулярно, может приводить к патологическим изменениям нашего здоровья и поведения, которые принято называть «выученной беспомощностью».

Это состояние является прообразом депрессии у животных, оно вырабатывается в том случае, если животное поставлено в условия априори нерешаемой задачи, т.е. когда от его действий не зависит исход ситуации.

Учеными было выяснено, что если животное не может уловить связь между собственным поведением и изменениями во внешней среде (например, независимо от того, находит ли крыса выход из лабиринта, она все равно может подвергнуться удару током), оно замыкается, отказывается от еды, становится пассивным – проявляет все симптомы, характерные для депрессивного состояния. Схожая ситуация может наблюдаться и у человека, изо дня в день подвергающегося унижению со стороны начальника, или у непоседливого ученика, которого пытаются проучить за его поведение очередной двойкой.

Феномен неконтролируемого стресса набирает популярность среди исследователей и становится предметом для пристального изучения. Это и понятно: в условиях нашей жизни сложно найти человека, который хотя бы однажды с ним не сталкивался. Но есть у этого феномена обратная, очень интересная сторона.

Оказывается, люди не только постоянно испытывают неконтролируемый стресс, но и сами регулярно подвергают ему других. В руках человека, хотя бы минимально наделенного властью, неконтролируемый стресс становится инструментом для манипулирования.

«Мы можем наблюдать это на всех уровнях, – считает Дмитрий Жуков, – подавив волю, мы получаем более управляемого человека. Например, учителя подавляют активность учеников, что вызывает у детей состояние, близкое к депрессии. Или можно увидеть массу примеров, когда такое неконтролируемое состояние вырабатывается государством или даже семьей».

Ярким примером может послужить феномен гиперконтроля, когда родитель стремится все делать за ребенка: одевает, обувает, кормит его, выбирает, на какие курсы записать, и строго контролирует распорядок дня.

Подобное поведение может быть оправдано с маленькими детьми, но совершенно недопустимо в более старшем возрасте, потому что таким образом родители лишают подростка возможности контролировать ситуацию. Отсюда, считает Жуков, проистекают многие неадекватные формы поведения у детей и подростков.

«Совершение подростками хулиганств и преступлений происходит по одной простой причине: тем самым они пытаются субъективизировать контроль ситуации. Ребенок, может быть, и рад бы учиться хорошо, посещать кружки, но он этого не делает, потому что это будет решением родителей. Единственная возможность проявить собственную волю для него заключается в том, чтобы заниматься тем, чего родители явно не одобрят».

Предупредить некотролируемый стресс легче, чем справиться с его последствиями

Что же происходит с нами, когда мы сталкиваемся с незнакомой стрессовой ситуацией? На поведенческом уровне мы вынуждены искать новые стратегии действия, поскольку привычные не справляются с возникшими условиями. В этологии этот механизм называется «cмещенной активностью».

На первый взгляд он может показаться совершенно бестолковым, поскольку подразумевает использование активности, неадекватной той потребности, которая оказалась ущемлена. Например, человек, получив трагическое известие, может начать мыть посуду или убираться – делать нечто несуразное.

На самом деле такое поведение на бессознательном уровне позволяет человеку справляться с отчаянием и чувствовать контроль над ситуацией. Он не может повлиять на трагические известия, но может заняться чем-то простым и бытовым.

Часто смещенная активность проявляется как бы сама собой, автоматически. Но на самом деле форму смещенного поведения мы вольны выбирать самостоятельно, если приложим к этому некоторое усилие.

С этой точки зрения у нас появляется возможность совершенно с новой стороны взглянуть на заикание, переедание, навязчивости – на целый ряд симптомов, характерных для стрессорных ситуаций.

И главное, наконец совладать с ними, сместив свою активность в другую, более полезную сторону.

Все специалисты сходятся в том, что предупредить неконтролируемый стресс гораздо проще, чем справляться с его последствиями. Например, главным стратегическим методом защиты от неконтролируемого стресса, по мнению Жукова, является… образование! При этом важны не знания как таковые. Главное, что дает высшая школа, – умение учиться.

Именно оно и способно повысить адаптационные возможности человека творчески приспосабливаться к стрессовым ситуациям.Еще один способ, предлагаемый биологом, на первый взгляд может показаться весьма неожиданным – стать донором крови.

Все дело в том, что при незначительной потере крови в организме вырабатываются эндорфины, гормоны, отвечающие за хорошее настроение, действие которых помогает справиться с ежедневным стрессом.

Также очень важно в ситуации неконтролируемого стресса, когда наши возможности ограничиваются объективными обстоятельствами, находить то, что мы можем все-таки сделать.

Дмитрий Жуков называет этот метод противодействия неконтролируемости – «делать все, что не запрещено в данной ситуации».

У этого метода есть своя история и подтверждение такими именитыми психологами, как Виктор Франкл и Бруно Беттельхейм, которые во время второй мировой войны провели разное время в концентрационных лагерях.

И хотя они придерживаются разных парадигм: Франкл – экзистенциальной, Беттельхейм – психоаналитической, – оба соглашаются с тем, что выживали в тех условиях люди, которые могли находить пространство для своего волеизъявления или, возвращаясь к языку биологов, те, кто мог находить способ допустимой «смещенной активности».

•Во-первых, взаимодействуя со стрессом, важно работать «на опережение». Лучшим способом для этого будет внимательное отношение к своим детям. Загнанные в рамки школьной системы, дети испытывают колоссальное давление, и задача семьи – его минимизировать, но никак не усугублять.

Для этого, например, с целью поддержания воли очень важно позволять детям выбирать свои хобби и увлечения, даже если вам они кажутся абсолютно бесполезными и бестолковыми для их будущего.

Помните, что самое главное, чтобы это позволило ребенку справляться со стрессом и чувствовать себя автором своей жизни уже сегодня.

Пусть ребенок не станет мастером спорта, а пойдет в кружок вышивания, зато он научится главному – принимать решения, нести за них ответственность и распоряжаться собственной свободой. А это, в свою очередь, отличный иммунитет от стресса.

•Во-вторых, стоит внимательнее относиться и к своей жизни. опасность неконтролируемого стресса состоит в том, что он прокрадывается в нашу жизнь подчас незаметно, захватывая все больше пространства с каждым днем, месяцем, годом.

И мы уже не замечаем, как привыкаем терпеть прихоти начальников, самодурство чиновников, принимающих законы о нашей жизни, смиряемся с многокилометровыми пробками и потерянным временем. Оборотной стороной являются нарастающие раздражение, усталость и апатия. Чтобы их избежать, важно разучиться терпеть.

Если вас где-то ущемляют – это хороший повод дать отпор обидчикам, а заодно и стрессу. Кроме того, в ситуациях, на которые мы действительно никак не можем повлиять, могут пригодиться и очень простые рекомендации.

Например, Дмитрий Жуков советует: «Если вы едете в метро или стоите в пробке, сочиняйте стихи, решайте математические задачки, переводите анекдоты на английский язык – придумайте, чем вы можете заняться, и тогда тягостная ситуация ожидания будет переноситься гораздо легче». Включите свою фантазию, и вы обязательно сможете придумать, как противостоять неконтролируемому стрессу и во многих других ситуациях.

Источник: http://psy-aletheia.ru/blog/psychologies-stress-control

научные статьи о стрессе

Статьи журналов про стресс

/ / Стресс / Наука о стрессе / научные статьи о стрессе

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

3. Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000, №6, С.959-965.*

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

5. Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

***

 Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

 Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов.

Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока – мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс [1,4].

При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер.

С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции [1,2,4]. Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико – от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии [5].

Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера. Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая – парасимпатической.

Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 – 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония ( 50/80 – 60/90 мм рт.ст.).

Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах.

Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое.

При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью ( ± 8 мм рт. ст.).

Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса.

Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки [3,4] и условно-рефлекторной регуляции [6].

Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности [4], однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами.

Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий [6]. В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.

1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

Литература:

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Изд-во РУДН. 1997. – 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. – 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» – St.Petersburg, 1999. – P.154-155

***

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики.

В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов.

К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции [1,3,5,9] и нейро-лингвистического программирования [2,7,11], которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы [8,9].

В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье [4,6,8,10].

Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 – 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления.

Затем студенты выполняли второе упражнение – “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения [5], данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии.

На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт.

После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями.

На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене [2,7,11].

Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз.

Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку.

Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности [1,2,7,11,12]. Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз – ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия [12].

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе с 102.1±1.8 до 93.4±1.9 уд/мин. (р

Источник: http://www.no-stress.ru/stress/stress_science/articles.html

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

Статьи журналов про стресс
1 Куликова Т.И. 1 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого 1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. 2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. — М.: ПЕР-СЭ, 2006. – 528 с. 3. Брайт Д. Стресс. Теории, исследования, мифы/ Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.

: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с. 4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с. 5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с. 6. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс.

Психосоматические и соматические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2006. 7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Академический Проект, 2009. – 943 с. 8. Овчинников Б.В. Профессиональный стресс и здоровье// Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006.

– 480 с. 9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий.

Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Стереотип восприятия стресса, как неизбежного зла прочно поселился в наших умах. Однако, стресс это то, что сопровождает нас всю историю.

Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках… Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно видим, слышим и читаем в средствах массовой информации о несчастных случаях, спровоцированных стрессом, – стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Избыток каждой из них приводит к дисбалансу, что порождает определенные симптомы: страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.

Английский психотерапевт Майк Джордж отмечает, что любой дисбаланс, например, между интересами семьи и работы, ведет к стрессу. Американские психологи дают более житейское определение: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности.

При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой.

Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса.

Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений).

В предлагаемом пособии «Психология стресса» раскрывается сущность стресса как «неспецифического ответа организма на любое предъявляемое ему требование».

Представление о психологическом стрессе, его особенностях и динамике как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием для управления стрессом, его профилактики и преодоления.

Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс.

Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам-психологам. В процессе изучения психологии стресса студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты устанавливают основные причины возникновения стресса и факторы, влияющие на его динамику.

Учебное пособие «Психология стресса» также будет интересно преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также всем интересующимся психологией.

В структуру учебного пособия входят теоретические разделы, вопросы для самоконтроля, практикум по психодиагностике стресса и стрессовых состояний, включающий обширный методический инструментарий и примеры использования методик в реальных условиях деятельности практического психолога.

В частности, в пособии представлены методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности; Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях; Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса; методики для диагностики профессиональных стрессоров; методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Материал, излагаемый в учебном пособии, может представлять интерес не только для студентов, но и преподавателей, работающих с ними, работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней, изучающих теорию и практику стресс–менеджмента.

Библиографическая ссылка

Куликова Т.И. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7. – С. 180-181;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10331 (дата обращения: 10.04.2020).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10331

Страница Психолога
Добавить комментарий