Совладающее поведение и стресс

    26-28 сентября 2019 года в Костромском государственном университете при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований состоялась Международная научная конференция «Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие».

Это пятая конференция по теме стресса и копинга в России, в Костромском государственном университете, где данное направление разрабатывается уже более 20 лет и где с успехом проходили четыре предыдущие конференции – 2007, 2010, 2013, 2016 гг.

Организаторами конференции совместно с Костромским государственным университетом выступили Российское психологическое общество, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт психологии РАН.

Целью конференции было продвижение в понимании данного вида адаптивного поведения в стремительно изменяющемся мире, предъявляющем все более сложные вызовы человеку как личности и субъекту, его ресурсам и благополучию.

    Конференция способствовала не только интеграции мировых научных традиции в изучении стресса и совладания, обобщению опыта эмпирических исследований, но и позволила определить векторы дальнейшего развития изысканий в данной проблемной области.

Она явилась продолжением традиции научного сотрудничества ученых-психологов в области общей, когнитивной, социальной, клинической психологии, а также психологии личности и психологии развития.

На конференции в Костроме собралось около 300 специалистов из различных стран, включая, помимо России, Польшу (Варшава), Литву (Шяуляй), Белоруссию (Минск, Гродно), Азербайджан (Баку), Грецию (Афины), Германию (Дармштадт), Индию (Ченнай, Дели) из 84-х организаций – вузов, научных и др. организаций. В сборнике материалов опубликовано 296 статей. Всего было сделано 16 пленарных и 92 секционных доклада.

    На пленарном заседании было заслушано 16 докладов ведущих ученых, которые раскрывали основную тематику конференции. Так, значительное внимание исследователей было уделено вызовам современности как контексту, в котором разворачивается стресс и копинг: глобальным вызовам в эпоху интенсивных перемен (Т.Л.

Крюкова, Кострома, КГУ), эпоху постправды (В.В. Знаков, Москва, ИП РАН), а также вызовам в контексте жизни конкретного человека, связанным с ситуацией затрудненного инвалидностью развития (С.А. Хазова, Кострома, КГУ), профессиональной деятельности в экстремальных условиях вахтового метода в южных и северных широтах (Н.Н.

Симонова, Москва, МГУ), с дисбалансом деловой и личной жизни (Л.И. Дементий, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск), межпоколенными конфликтами (М.В. Сапоровская, Кострома, КГУ). Интерес слушателей вызвали доклады о совладании как факторе психологического благополучия личности на этапе взросления (Е.В.

Куфтяк, Москва, РАНХиГС при Президенте РФ), в пожилом возрасте (Е.А. Сергиенко, Москва, ИП РАН), а также ресурсах личности – осознанной саморегуляции (В.И. Моросанова, Москва, ПИ РАО), прогностической активности личности (Т.В. Корнилова, Москва, МГУ), субъект-субъектной ориентации (Е.Ю.Коржова, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена).

Классические научные доклады чередовались с интригующими выступлениями о роли плацебо-процессов в психологическом консультировании (Е.Л. Доценко, Тюмень, ТГУ), функциях игрушек “jack-in-the-box” – «чертик из табакерки» в подготовке к стрессу от встречи с новизной (А.Н.

Поддьяков, Москва, ВШЭ), о роли счастья и способах чувствовать себя счастливым (А.Квятковска, Польша, Варшава, Институт психологии Польской академии наук).

    По-настоящему творческой была атмосфера на секционных заседаниях на второй день конференции.

Участники всех поколений, молодые исследователи показали высокий уровень культуры исследований, понимание основных тенденций развития психологии стресса и копинга.

Встреча представителей различных научных школ и направлений, разнообразие тематики вопросов, обсуждаемых в рамках работы секций, вызвали множество интенсивных дискуссий и, без сомнения, обогатили личный опыт каждого участника.

    Ведущие ученые провели ряд открытых лекций о представлениях о стрессе в обыденном сознании (Л.В. Куликов, Санкт-Петербург, СПбГУ), стрессах зависимости современного человека от внешнего облика (В.А.

Лабунская, Ростов-на-Дону, ЮФУ), возможности отдыха как ресурса совладания со стрессом (А.С. Кузнецова, Москва, МГУ), использовании медиации как стратегии совладания в конфликте (Н.И.

Леонов, Ижевск), об изменении ценностей под влиянием стрессов и вызовов изменяющегося мира (С. Лагаракис, Греция, Афины).

    Среди важнейших содержательных результатов работы следует отметить продвижение в понимании генезиса и онтогенеза совладания, факторов, детерминирующих выбор людьми разного возраста (субъективного и объективного), статуса, пола, культурной принадлежности конструктивных и продуктивных способов совладания, противостоящих деструктивным и непродуктивным стратегиям в трудных жизненных ситуациях. Значительное место было отведено анализу и обсуждению социального контекста, в котором актуализируются изучаемые феномены. Научная дискуссия о роли совладания в укреплении психологического благополучия детей, подростков и взрослых позволила систематизировать и интегрировать теоретико-эмпирические знания данной предметной области. Еще один результат – дискуссия о системе внутренних и внешних копинг-ресурсах субъекта, отвечающих за продуктивность / непродуктивность совладания, за его динамические изменения. Особый акцент был сделан на роли развития совладающего поведения для сохранения, укрепления, восстановления здоровья, что способствует конструктивному развитию человека и общества в целом. На отдельной секции были представлены научные разработки социальных последствий непродуктивности совладания, недостаточности ресурсов или негативной деструктивной субъектности (алкоголизм, другие зависимости, криминальная агрессия, ревность, ведущая к депрессии и др.). Обсуждение дезадаптивных типов копинга, выступающих механизмами возникновения физического, психологического, социального неблагополучия индивидуального и группового субъекта (семьи, трудового коллектива, студенческой группы и т.д.) или несовладания, дает толчок для разработки новых стратегий психологической помощи, в которых нуждается значительная часть взрослых, пожилых людей, подростков и детей в современном транзитивном обществе.

    Стрессам информационного пространства был посвящен отдельный симпозиум «Информационное пространство современного транзитивного общества: проблемы и способы совладания» (рук. проф. Т.Д.

Марцинковская, Москва, РГГУ, Институт им. Л.С.

Выготского), в рамках которого развернулась дискуссия о вовлеченности в массовую культуру как способе совладания, буллинге и кибербуллинге, роли информационного пространства в социализации детей и подростков.

    Важный прикладной эффект данной конференции выражается также в следующих аспектах: расширении международных контактов, позволяющих представлять российские исследования по данной проблематике мировому психологическому сообществу; привлечении внимания средств массовой информации к данной проблеме; повышении внимания научной и социально-значимой общественности к изменяющемуся поведению человека в ситуации продолжающегося в обществе кризиса и изменяющимся возможностям психологической науки и практики.

    Организаторы конференции – представители костромской научной школы психологии стресса и совладающего поведения – надеются, что поднятые на конференции вопросы будут учтены при формировании социальной политики на российском, региональном, муниципальном уровнях, связанной с повышением качества жизни людей разных возрастных категорий и социального статуса.

    Основные научные итоги конференции опубликованы в электронном варианте сборника, размещены в РИНЦ (e-library), а так же на специальном сайте конференции по совладающему поведению [www.coping-kostroma.com].

    Гости конференции особо отмечали хорошую организацию и целесообразность проведения регулярных конференции именно в Костроме, позволяющих объединять усилия и психологов-исследователей и психологов-практиков в области изучения психологии стресса и совладающего поведения. Затронутые проблемы, их неразрешенность и множество дискуссий продолжают диктовать необходимость продолжения таких научных собраний.

Т.Л. Крюкова,д.психол.н., профессор кафедрыобщей и социальной психологии

М.В. Сапоровская,

д.психол.н., зав. кафедройобщей и социальной психологии

С.А. Хазова,

д.психол.н., профессор кафедрыспециальной педагогики и психологии

А.Г. Самохвалова

д.психол.н., профессор кафедрыпедагогики и акмеологии личности

Костромской государственный университет, Кострома

Источник: http://www.coping-kostroma.com/

Стресс-совладающее поведение (копинги)

Совладающее поведение и стресс

Страница 1

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [Никольская, Грановская, 2000, стр. 70]. Четыре года спустя, в [[1966]] году Р.

Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [Frydenberg, 2002].

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг – это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и / или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [Lazarus & Folkman, 1984, p. 141, цит. по Losoya, 1998]. Авторы подчеркивают, что копинг – это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (там же).

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации.

копинга при этом осталось тем же: копинг – это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах [Frydenberg, 1997]. Таким образом, копинг – это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда» [Frydenberg & Lewis, 2000].

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции – это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля [Compas, 1998].

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания.

Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными [Frydenberg, 2002; Frydenberg, Lewis, 2000; Lopez, Little, 1996; Skinner, в сб.

:, Koplik, 1992, Vitaliano, 1990], то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность [Никольская, Грановская, 2001]; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [стр. 71].

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется [например, Compas et аl., 1988].

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили.

Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим».

Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины – это копинговые тактики и копинговые ресурсы [Frydenberg, Lewis 1999].

Другие статьи:

Внутриличностные конфликты
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. …

Обсуждение результатов исследования взаимосвязи фактора лет, прожитых без отца с личностными характеристиками студентов
В эмпирической части исследования был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить изменения личностных характеристик студентов на основе интерпритации корреляционных коэффициентов, показывающих влияние количества лет, прожиты …

Причины и механизмы нарушения памяти. Синдромы нарушения памяти
Тесно связанным со вниманием является психический процесс память. Следует заметить, что и нарушения внимания часто сопровождаются нарушением памяти. Память — это психическая функция, которая обеспечивает фиксацию (рецепцию, импрегнацию), …

Источник: http://www.safepsychology.ru/pcofs-92-1.html

Совладающее поведение

Совладающее поведение и стресс

Понятие «coping behavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях.

Проблему психологической адаптации к дистрессу хронической болезни можно рассматривать в контексте исследований совладающего поведения как формы психической активности, направленной на преодоление дистресса хронической болезни и овладение ситуацией.

Способы совладания (проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные) являются средствами саморегуляции.

«Соотнесение категорий деятельностного подхода и саморегуляции [50] предполагает, на наш взгляд, как преодоление упрощенной трактовки копинга только как поведения, так и прояснение связей его с показателями интеллектуально-личностного потенциала человека.

Ресурсы, актуализируемые в стилях и стратегиях совладания, представляют динамическое единство когнитивных и личностных возможностей человека в выборе им направленности и способов действий» [25, с. 47].

В данной главе рассматриваются основные подходы к совладающему поведению, а также представления о саморегуляции в отечественной психологии.

2.1. Основные подходы к совладающему поведению.

В психологии существует давняя традиция изучения проблемы «совладания» личности с трудными ситуациями.

В западной литературе для обозначения двух типов совладающего поведения (психологической защиты от неприятных переживаний и конструктивной активности личности, направленной на решение проблемы) используются термины «defence» и «coping» соответственно.

Понятие психологической защиты (defensive behavior) появилось в психоаналитической школе и обозначало реакцию человека на жизненные трудности, проявляющуюся в различных формах борьбы Я с тяжелыми мыслями и неприятными переживаниями. Термины копинг и совладание используются как синонимы в отечественной литературе.

В то же время, большинство авторов отличают механизмы копинг-поведения от психологической защиты личности, осуществляемых без их осознания [52]. Крюкова Т.Л.

отмечает, что в «отличие от психологической защиты копинг-поведение — это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствие со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства, изменить которые человек не может» [28, с. 22]. С другой стороны, ряд исследователей объединяют понятия совладания и защиты, например, Анцыферова Л.И. [5], Корнилова Т. В [25], Р. Лазарус, С. Фолкман [54]. В данной работе защитные механизмы понимаются как способы совладания.

Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

адаптации. Поэтому стоит отличать понятия «психологическая защита», «совладающее поведение» и «копинг-поведение» между собой. 1.

2 Психологические особенности людей, ориентированных на здоровый образ жизни Непосредственной … 220 с. 15.Набиуллина, Р.Р., Тухтарова, И.В.

Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учеб …

Выделяют три подхода к совладанию, доминирующих в зарубежной научной парадигме стресса-копинга. Первый из них — диспозиционный подход, фокусирующийся на вопросе, существуют ли особые личностные качества, обуславливающие лучшее совладание с трудностями и стили преодоления стресса [28]. К данному подходу, как отмечает Т.Л.

Крюкова, относятся эго-аналитическая модель З. Фрейда, выделение стилей копинг-поведения как устойчивых личностных образований [28], измерение черт личности. Сторонники этого подхода анализируют особенности личности как предикторы преодоления стресса и их взаимосвязь с эффективными и неэффективными стилями совладания.

Второй подход — ситуативный или динамический рассматривает процесс совладания со стрессом и изучение специфических стратегий в их связи с изменением конкретных ситуаций. К данному подходу относится когнитивная модель Р. Лазаруса. Он и его последователи считают, что стиль совладания со стрессом определяет не столько личность индивида, сколько сама стрессовая ситуация.

Р. Лазарус определяет копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [54]. Когнитивно-феноменологическая теория совладания со стрессом, разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман, на сегодняшний день является наиболее распространенной.

Авторы рассматривают совладание как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия человека, направленные на то, чтобы справиться с определенными внешними или внутренними требованиями, оцениваемыми в качестве отягощающих или превышающих личностные ресурсы человека» [28 с. 174]. По мнению Р.

Лазаруса, во всех случаях будет происходить «развивающийся, динамический процесс когнитивной оценки, переоценки, совладания и эмоциональной переработки» [54]. На копинг влияет оценка степени угрозы, оценка необходимых ресурсов, а также успешность собственных действий.

Исследователи выделяют когнитивную оценку первого и второго уровня: «первичную когнитивную оценку» и «вторичную когнитивную оценку» соответственно, которые существенно различаются между собой.

Первичная когнитивная оценка является ответом на вопрос: «Извлеку ли я из этого пользу или же окажусь в какой-либо неприятной ситуации сейчас или в будущем?».

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

исследования. Предмет исследования – когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций.

Гипотеза исследования – когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную форму проявления и выраженности в зависимости … социология: теории, традиции, перспективы. – СПб., 1992. 46. Муздыбаев К.

Стратегия совладания с жизненными трудностями. // журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т …

Вторичная когнитивная оценка направлена на поиск ответа на вопрос: «Возможно ли в этой ситуации что-либо предпринять?».

Выделяют три вида первичной когнитивной оценки: безразличие (стрессор оценивается в качестве безразличного фактора), слегка позитивная первичная оценка (взаимодействие со стрессором оценивается как слегка позитивное) и стрессовая первичная когнитивная оценка (стрессовый фактор воспринимается в качестве вреда, угрозы, вызова) [34]. Первичная когнитивная оценка интерпретирует характер столкновения с различными факторами, вторичная когнитивная оценка определяет выбор стратегии и исход процесса совладания. «Вторичная когнитивная оценка является более чем простым интеллектуальным упражнением по выявлению всего, что возможно было бы сделать. Это сложный оценочный процесс, берущий в расчет доступные для совладания возможности, а также вероятность того, что благодаря использованию данной стратегии человеку удастся осуществить изначально предполагаемый результат, и вероятность того, что человек может использовать одну или несколько конкретных стратегий эффективно» [54, p. 35]. Когнитивная оценка выступает в качестве медиатора между стрессовой реакцией и совладанием, от нее зависит также тип эмоциональной реакции человека в стрессовой ситуации.

Психолого-педагогические подходы к оценке результатов компетентностно-ориентированного образования

32 МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» Исторический факультет Кафедра педагогики, психологии, методики преподавания истории Курсовая работа Психолого-педагогические подходы к оценке результатов компетентностно-ориентированного образования Выполнил: …

Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два типа совладания со стрессом: проблемно-ориентированное совладание, нацеленное на разрешение стрессовой ситуации и эмоционально-ориентированное совладание, используемое в случаях, когда ситуацию невозможно изменить.

Оценка ситуации в качестве контролируемой или неконтролируемой влияет на предпочтение того или иного типа совладания. Проблемно-ориентированное совладание позволяет разрешить проблему, создавшую стресс, эмоционально-ориентированное совладание регулирует эмоции, изменяет отношение к случившемуся.

«Проблемно-фокусированное совладание может включать в себя как агрессивные межличностные усилия, направленные на изменение ситуации, так и холодные, рациональные, преднамеренные усилия, направленные на разрешение проблемы… Эмоционально-фокусированное совладание включает в себя дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход-избегание, принятие на себя ответственности и позитивную переоценку» [34].

По мнению ряда исследователей наиболее эффективным является использование не одной, а одновременно нескольких стратегий, в особенности с применением практических шагов. Неэффективным же признается стратегия избегания, позитивная переоценка ситуации [42].

Р. Лазарусом и С.

Фолкман был создан опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire) и в результате экспериментального исследования с его использованием была получена восьмифакторная модель совладания со стрессом, в которую вошли такие шкалы, как конфронтирующее поведение, дистанцирование (отстранение), самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, уход-избегание, запланированное разрешение проблемы, положительная переоценка [54].

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики Н.С. Эндлера, Д.А. Паркера «Coping Inventory for Stressful Situations»)

три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы (проблемно-ориентированный стиль, или копинг), эмоционально-ориентированный стиль и стиль, ориентированный на избегание (данные … шкал, и диагностирует две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря …

Стратегии дистанцирования, самоконтроля, поиска социальной поддержки, ухода-избегания, принятия на себя ответственности, позитивной переоценки ситуации нацелены на сохранение самоконтроля и относятся к эмоционально-ориентированному совладанию, при этом стратегии конфронтирующего поведения и запланированного разрешения проблемы направлены на разрешение ситуации и относятся к проблемно-ориентированному совладанию.

Третий подход к совладающему поведению — интегративный. Авторы, придерживающиеся данного подхода, считают, что на выбор копинг-стратегий влияют как личностные, так и ситуационные аспекты.

Стратегии совладания — это основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [28]. Т.Л.

Крюковой дается определение совладающего поведения, согласно которому оно определяется как «позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [29, с. 57].

Адаптивность или неадаптивность стратегии совладания определяется особенностями ситуации и самой личностью.

Большинство классификаций совладающего поведения построено на основе двух типов совладания, выделенных С. Фолкман и Р. Лазарусом: эмоционально-ориентированное совладание и проблемно-ориентированное. Исследователи сходятся на выделении трех базовых стилей:

1) Проблемно-ориентированный стиль (субъект совладания анализирует случившееся, обращается за помощью к другим, ищет дополнительную информацию);

Совладание с трудными жизненными ситуациями

Опросник решает две задачи: определить отношение человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения.

Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций, ознакомившись с которыми, он должен ответить на вопросы: 1) насколько сложна для него описанная ситуация; 2) как он будет вести себя в этой ситуации. К описанию прилагаются возможные варианты ответов …

2) Эмоционально-ориентированный стиль (погружение в собственные переживания, самообвинение, вовлечение других в переживание);

3) Избегание (уход от проблемы, попытки не думать о ней, часто сочетается с инфантильной оценкой происходящего) [28].

Свою собственную классификацию предлагает Л.И. Анцыферова:

  1. Преобразующие стратегии совладания (характеризуется принятием решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации, формулирование ее как проблемы, определение целей, наметка плана решения, способов достижения цели).
  2. Приемы приспособления (характеризуется изменением собственных характеристик и отношений к ситуации: «позитивное истолкование» или придание нейтрального смысла ситуации).
  3. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий (характеризуется использованием «техник» борьбы с эмоциональными нарушениями — психологический уход или бегство) [5].

Коэн и Р.

Лазарус выделяют пять основных задач копинга: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности; 2) терпение, приспособление или изменение жизненной ситуации; 3) поддержание положительного образа Я; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. Таким образом, успешность совладания зависит от решения указанных задач.

Источник: https://forpsy.ru/works/sovladayuschee-povedenie/

Страница Психолога
Добавить комментарий