Социализированное расстройство поведения у подростков

Расстройства поведения (продолжение)

Социализированное расстройство поведения у подростков

Социализированное расстройство поведения (F91.2). Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или аг­рессивное поведение возникает у общительных детей и подрост­ков.

У них адекватные, длительные взаимоотношения со сверстни­ками приблизительно того же возраста. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. Если их антисоциальное поведение включает в се­бя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертва­ми или другими детьми.

Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу. Расстройства поведения в школе совместимы с диагнозом.

Сюда включаются групповая делинквентность, правонарушения в условиях членства в банде, воровство в компании с другими, про­гулы школы.

В., 12 лет. Ученик 7-го класса. В школе возник конфликт. При удовлетворительных способностях не желает учиться. Отказывается посещать уроки. Поведение антисоциальное. На уроках громко раз­говаривает, поет, визжит, разрисовывает парты. Во время занятий выкрикивает бранные слова.

Ходит по классу. Вспыльчив, агресси­вен. Затевает драки. Бьет детей палками, ногами. Травит вновь при­шедших в класс. Измывается над детьми и взрослыми. Получая заме­чания или наказания, не плачет, а озлобляется. Заявляет: «Что могут сделать со мной?» Отрицает получение двоек.

Отец — газосварщик, бывший заключенный, был осужден за кра­жу. В разводе с матерью больного с того времени, когда последнему было 3 года. Сейчас не работает.

Мать — продавец, имеет неполное среднее техническое образова­ние.

От первой беременности, протекавшей с токсикозом на фоне волнений. Ребенок был желанным, но потом мать разочаровалась в нем. Родился в срок, масса тела была 2750 г. Грудное вскармливание до 4 месяцев. До года стучал головой о стенку. Начал ходить с 9 ме­сяцев. Речь развилась вовремя.

С полутора лет пошел в ясли, затем в детский сад. Из детсада уходил. Сторонился детей с 4-летнего возра­ста. Ударил девочку качелями. Отравил рыбок в аквариуме. Из-за его поведения воспитательница конфликтовала с матерью. В школе с 7 лет. К школе был не готов. В 1-м классе ленился.

В начальных классах учился только удовлетворительно, со 2-го класса был неу­сидчивым, вертлявым, отвлекался. С этого учебного года мать пере­стала следить за учебой и поведением мальчика. В 9 лет был неспра­ведливо наказан из-за стекла, которого не разбивал. С 4-го класса стал нарушать дисциплину.

Заработал ярлык «дебила», «негодяя». С прошлого учебного года появились многочисленные двойки. Произо­шел конфликт. Во время перемены дрались, не слушались старших девочек, которые дежурили в этот момент. Приставали к ним, втроем преследовали одну из девочек. В отместку был затащен в класс стар­ших, унижен.

Озлобился, кидал булавки в детей. Был обвинен в том, что разбил очки.

Болел ветрянкой, частыми катарами верхних дыхательных путей. Перенес тяжелое отравление. Когда ребенку было 3 года, отец увез его к своим родителям на 1 месяц. Там ребенок много плакал. В до­школьном возрасте перенес электротравму, сунув пальцы в розетку.

Результаты исследования интеллектуального функционирования: WISC — общая оценка: 117, вербальная — 106, невербальная — 125.

Ю., 12 лет, ученица 6-го класса. С октября 1999 г. перестала хо­дить в школу. Уходит из дома, не ночует в течение нескольких не­дель. Конфликтует с членами семьи. Грубо с ними обращается. Тер­роризирует 8-летнего брата. Не следит за своим внешним видом. По­красила волосы. Курит. Несколько раз приходила домой пьяной. Берет из дома деньги.

Однажды взяла 600 рублей из кассы на работе у матери. Общается с компанией ребят, которые старше ее. Три ме­сяца тому назад совместно с ними обокрала квартиру родителей (комнату сестры). Унесли много вещей, золотые украшения. В тече­ние двух последних месяцев приходит и уходит из дома, когда ей вздумается. Мать — продавец, с неполным средним образованием.

Страдает пороком сердца. Отец — морской офицер. 5 лет тому назад разбился, упав с водосточной трубы, когда спускался с 4-го этажа от своей любовницы. Много пил с самого начала совместной жизни с матерью больной. Был жестоким человеком, бил жену. В то же вре­мя любил больную, баловал ее. Дед со стороны отца — алкоголик, грубый, жестокий человек.

Старшая сестра 20 лет, замужем. Млад­ший брат — 8 лет. От второй беременности. Желанная. Роды нор­мальные. В течение 3 месяцев была на грудном вскармливании. С 3 лет в детском саду. Посещала его с удовольствием. После рожде­ния брата изменилась, не была им довольна, к нему относилась пло­хо, толкала его, трепала, отнимала и разрушала его игрушки. Ревно­вала к матери.

До настоящего времени ломает его вещи, оскорбляет, без всякого повода жестоко бьет. С 7 лет в школе. Смерть отца тяже­ло переживала, много плакала, была на его похоронах, забрала у ро­дителей отца его фотографию, разговаривала с ним. После смерти отца до настоящего времени посещает его могилу. Пишет стихи и по­свящает их отцу.

С 4-го класса поведение ухудшилось, появились драчливость, жестокость. С 5-го класса стала учиться на «удовлетво­рительно», «плохо». В 6-м классе новой школы, куда была переведе­на из-за плохой успеваемости, училась только 3 месяца. Сразу не по­ладила с новыми соучениками, вступила с ними в конфликт. Один из школьников побил ее. После этого в школу не возвращалась.

Однаж­ды пришла в школу, однако дети ее обзывали «больной СПИДом», другими нехорошими кличками. Навела на обидчиков «друзей», ко­торые припугнули обидчиков, побили их. После этого приходила проверить, будут ли ее дразнить. Была удовлетворена тем, что никто не обзывал ее. Злорадствовала по этому поводу.

Мать пыталась за­ставить ее возобновить занятия, сама водила ее в школу, привязав ее руку к своей руке. Девочка, войдя в здание школы, убегала оттуда. Дома ведет себя вызывающе. Мажет помадой губы, перекрашивает волосы. Несмотря на неопрятность в одежде, приукрашивает себя цветным шарфиком.

Регулярно употребляет джин-тоник, курит доро­гие сигареты, которыми ее угощают приятели. Иногда пьет водку, уверяет, что редко и понемногу. Использует до 10 таблеток димедро­ла, чтобы видеть «глюки». Рассказывает о виденных ею «летающих Касперах», стоящих за ее спиной тенях. «Играла с подругой, исполь­зуя шприцы для того, чтобы брать у себя кровь из вены».

Ее знако­мые предлагали даром и в долг порции героина, она, по ее словам, отказывалась колоться, «боялась последствий». Неоднократно уходя из дома, не возвращается в течение нескольких недель, спит у по­друг, иногда остается на ночь в парадной. Однажды вместе с подруж­кой приняли несколько каких-то таблеток, чтобы свести счеты с жизнью.

После того как отделались рвотой, болями в животе и по­носом, больше этих попыток не повторяли. Разозлившись на мужа сестры за то, что тот якобы много врет, пригласила «приятелей» ограбить комнату, где он живет с сестрой девочки. Не понимает не только своего коварства, но и того, что заставляет страдать сестру. Матери заявляет, что хотела бы вернуться в старую школу.

Уверяет, что хотела бы порвать со своими уличными друзьями. Якобы для этого завела новую подружку. Девочка поставлена на учет в детской комнате милиции. На заседании комиссии по делам несовершенно­летних предупреждена, что, если не вернется в школу, будет отправ­лена в специальное учреждение на перевоспитание.

влияние семьи – предыдущая | следующая – смешанные расстройства

. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Источник: http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/socializirovannoe-rasstrojstvo/

Социализированное расстройство поведения

Социализированное расстройство поведения у подростков

Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойкого агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других – нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке.

Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные – недостатки воспитания.

У 30%-80% делинквентных детей – неполная семья, 70% подростков – с серьезными нарушениями характера, 66% – акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией.

Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных – с побегами. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

как следствие недостаточного надзора;

в целях развлечения;

как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

как реакция тревоги и страха на наказания;

вследствие фантазерства и мечтательности;

чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).

Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками.

Мотивы употребления – быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п.

Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика).

Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) – угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже – ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием.

У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых – появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими.

Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью.

При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.

Если мастурбация появляется до полового созревания, достигает большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или депрессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как девиацию. Петтинг, т.е.

взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) – сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости.

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола.

У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек.

Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма – всегда привлекателен объект противоположного пола.

Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

тяжелых переживаний жизненных трудностей;

затяжных неврозов;

дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

Источник: https://vuzlit.ru/937862/sotsializirovannoe_rasstroystvo_povedeniya

Расстройства поведения у детей

Социализированное расстройство поведения у подростков

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами.

Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики.

Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии.

Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет.

У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

Расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения.

Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются.

Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности.

Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития.

О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят.

Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых.

Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения.

Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях.

Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых.

Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно.

У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе.

Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями.

Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного.

В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения.

Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости.

Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/behavioral

Расстройство поведения у детей и подростков

Социализированное расстройство поведения у подростков

  • Плохое поведение становится проблемой, когда оно частое и неожиданное, и приводит к неприятностям дома, в школе и со сверстниками.
  • Поведенческие расстройства обычно делятся на две категории: оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения.
  • Поведенческие расстройства могут быть связаны с проблемами в семьях, стрессами и плохой способностью управлять эмоциями и уровнями активности.
  • Обратитесь к врачу, если поведение вашего ребенка внезапно изменится или если его поведение будет более сложным, чем ожидалось для стадии его развития.

Что такое расстройство поведения у детей?

Дети и подростки часто попадают в неприятности и время от времени проявляют раздражительность или агрессивность, особенно в раннем подростковом возрасте. Например, у маленького ребенка может быть истерика, или подросток может говорить или спорить с вами время от времени на повышенных тонах.

Расстройство поведения отличается от типичного поведения в процессе развития, потому что оно происходит чаще и вызывает проблемы в более чем одной ситуации.

Например, такое поведение не только влияет на школьную и семейную жизнь, но и может осложнить дружбу и другие отношения со сверстниками.

Существует два основных типа расстройств поведения: оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения. У вашего ребенка могут быть симптомы одного из этих расстройств, если:

  • у них частые вспышки, часто в неожиданные время (например, не только в момент когда ребенок устал или голоден);
  • им трудно следовать правилам и просьбам;
  • их поведение вызывает много проблем дома и в школе.

Если вы обеспокоены поведением вашего ребенка или подростка, подумайте, отличаются ли частота, продолжительность и интенсивность поведения от того, что можно было бы ожидать для их конкретной стадии развития.

Что вызывает расстройства поведения?

Поведенческие расстройства могут быть вызваны:

  • биологическими факторами;
  • социальными и экологическими факторами;
  • психологическими факторами.

Некоторые черты, наблюдаемые в поведенческих расстройствах, могут проявляться в семьях. Дети с поведенческими проблемами в семье, проблемами с обучением, беспокойством, депрессией или биполярным расстройством могут иметь больше шансов столкнуться с поведенческими проблемами.

Социальные и экологические факторы

Дети из семей, которые регулярно испытывают сильный стресс, могут с большей вероятностью проявить признаки расстройства поведения. Некоторые общие семейные стрессоры могут включать в себя:

  • финансовые проблемы;
  • подверженность семейному насилию;
  • распад семьи;
  • суровое или непоследовательное воспитание детей;
  • непоследовательный надзор, например, из-за проблем с психическим здоровьем родителей или различных стилей ухода со стороны каждого из родителей.

Психологические факторы

Дети с поведенческими расстройствами часто имеют другие состояния психического здоровья (см. ниже). То, как ребенок управляет своими эмоциями, уровнем активности и вниманием, может указывать на уязвимость к определенным поведенческим расстройствам.

Насколько распространены нарушения поведения у детей?

Поведенческие расстройства являются частым явлением, встречающимся у 16–24 процентов детей и молодежи, от дошкольников до подростков.

Поведенческие расстройства проявляющие с другими состояниями

Другие состояния, которые часто возникают наряду с поведенческими расстройствами, включают:

Когда обращаться за помощью к детскому психологу?

Поговорите с социальным работником в школе вашего ребенка или подростка о его поведении, если:

  • вы замечаете внезапные или неожиданные изменения в поведении (повышенная раздражительность или агрессия без причин);
  • поведение вашего ребенка более импульсивное, чем ожидалось, в зависимости от стадии его развития;
  • поведение вашего ребенка постоянно мешает им преуспеть в школе или поддерживать позитивные отношения дома и в обществе.

Обратитесь к врачу, если вы хотите запросить направление к специалисту по психическому здоровью, например, к педагогическому психологу.

Каковы основные симптомы поведенческого расстройства?

Симптомы зависят от типа расстройства поведения, которое испытывает ребенок или подросток:

  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР);
  • расстройство поведения (РП).

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства

Поведение, связанное с оппозиционно вызывающем расстройством, ведет к борьбе в школе, дома и в обществе c ребенком или подростком или с людьми, с которыми они взаимодействуют.

ОВР имеет ряд симптомов по следующим трем основным категориям:

  • гнев или раздражительность;
  • аргументативное или вызывающее поведение;
  • недоброжелательность.

Ребенок или подросток с ОВР должен иметь три симптома из этой категории и нацелить их по крайней мере на одного человека, который не является братом или сестрой.

Гнев или раздражительность

Подросток с ОВР может, например:

  • часто выходить из себя;
  • быть часто обидчивым или легко раздражаемым;
  • часто злиться и обижаться.

Аргументативное или вызывающее поведение

Ребенок или подросток с ОВР:

  • часто спорит с авторитетными фигурами, такими как учителя, родители или другие взрослые;
  • отказывается следовать правилам или выполнять просьбы родителей, учителей;
  • часто намеренно раздражают других;
  • часто обвиняет других в своих ошибках или плохом поведении.

Недоброжелательность

Ребенок или подросток с ОВР может демонстрировать злобу, по крайней мере, дважды за последние шесть месяцев.

Например, если дети чувствуют себя преданными или обиженными, их действия могут быть направлены на улучшение самочувствия за счет другого человека, а не на исправление негативных проявлений его поведения.

Признаки расстройства поведения

Расстройство поведения — это паттерн поведенческих и эмоциональных проблем, выходящий за рамки обычного поведения ребенка или подростка.

Ребенок с расстройством поведения обычно не проявляет или почти не заботится о чувствах других. Многие также не понимают или не чувствуют вины за то, как их действия отражаются на других.

Симптомы, связанные с расстройством поведения, делятся на четыре категории:

  • агрессия к людям и животным;
  • нанесение материального ущерба;
  • обман;
  • намеренно нарушают правила.

Агрессия к людям и животным

Человек с расстройством поведения может проявлять агрессию, например:

  • издевательства, угрозы или запугивания других;
  • драться;
  • быть жестоким по отношению к людям или животным;
  • воровать или обманывать взрослых;
  • использовать колющие, режущие предметы и проч. для нанесения серьезного физического вреда;
  • принуждать кого-либо к вступлению в половую связь.

Посягательство на чужое имущество

Кто-то с расстройством поведения может, например, преднамеренно уничтожить или поджечь имущество.

Обман, ложь или воровство

Для ребенка или подростка с расстройством поведения обман, ложь или воровство частое явление. Они могут:

  • обманывать, чтобы получить то, что они хотят или избежать обязательств;
  • кража продуктов в магазинах, денег у родителей.

Преднамеренное нарушающие правил

Когда кто-то имеет расстройство поведения, у него мало уважения к правилам, установленным родителями. В результате для них нет ничего необычного, например:

  • гулять допоздна;
  • ночевать без разрешения у друзей;
  • убегать из дома;
  • пропустить школу.

Как поведенческие расстройства диагностируются

Поведенческие расстройства диагностируются путем тщательной оценки опытным специалистом по психическому здоровью, обычно психиатром или психологом.

Профессионал поговорит с вами, ребенком или подростком, а иногда и школьными учителями вашего ребенка. Доктора будут принимать во внимание историю болезни и семейные обстоятельства, рассматривать все факторы, которые могут повлиять на поведение ребенка, такие как:

  • проблемы с психическим здоровьем;
  • трудности в обучении;
  • семейный стресс-фактор.

Для сбора этой информации может потребоваться несколько приемов психиатра или психолога. Как только они проведут обследование, врачи решат, соответствует ли поведение ребенка критериям диагностики определенного поведенческого расстройства. Они могут диагностировать поведенческое расстройство, если вызывающее поведение вашего ребенка сохраняется после устранения других факторов.

Что может сделать врач вашего ребенка при расстройстве поведения

Врач вашего ребенка может помочь определить, является ли поведение вашего ребенка нормальным для стадии его развития, реагирует ли он на действия других стресс-факторов в своей жизни или его поведение свидетельствует о поведенческом расстройстве.

По просьбе врач вашего ребенка сможет помочь найти наиболее подходящее лечение для ребенка или подростка.

Тщательная диагностика у психиатра поможет получить точный диагноз и соответствующий план лечения ребенка или подростка.

Лечение

Для детей, у которых диагностировано поведенческое расстройство, надлежащее лечение в нужное время может помочь от «перерастания» расстройства и более вероятного проявления плохого поведения в зрелом возрасте.

Зачастую для лечения поведенческих расстройств можно обратиться к педиатру и детскому психологу.

Лечение поведенческих расстройств сосредоточено главным образом на:

  • терапии поведения ребёнка;
  • медикаментозное лечение.

Поведенческая терапия

Существует два основных типа поведенческого лечения: тренинг по воспитанию и психотерапия.

Было доказано, что тренинг по воспитанию ребенка родителями очень хорошо работает для детей с поведенческими расстройствами. Тренинг наиболее эффективен в раннем детстве или в подростковом возрасте, но никогда не поздно изменить то, как вы ведете себя с ребенком или поведением подростка.

Индивидуальная терапия или семейная терапия также могут быть эффективными в лечение поведенческих расстройств. Терапия может помочь изменить отношения в семье, и поддержать родителей и детей или подростков, выясняя причины плохого поведения и рассказывая о способах их решения.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение поведенческих расстройств направлено на терапию основных или сопутствующих расстройств, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессии или тревоги.

При отсутствии лечения поведенческие расстройства могут затруднить адаптацию к обязанностям взрослой жизни, что может привести во взрослой жизни к серьезным трудностям и проблемам, таким как увольнение с работы, поддержание отношений или соблюдение закона.

Как помочь ребенку дома?

Здоровые отношения между родителями и детьми являются отправной точкой для преодоления любых трудностей в поведении. Основные черты здоровых отношений включают в себя следующее:

  • поддержание позитивных воспитательных отношений с ребенком;
  • обеспечение согласованных правил и ожиданий;
  • знать где, как и с кем ваш ребенок любит проводить время.

Важно, чтобы эти черты были прочно установлены, прежде чем предпринимать что-либо для решения любых проблем с поведением.

Что я могу сделать, если мой ребенок продолжает плохо себя вести, когда я предлагаю успокоится и устанавливаю четкие правила?

Если ваш ребенок продолжает демонстрировать признаки возможного поведенческого расстройства, вы можете попробовать несколько стратегий по улучшению поведения, чтобы справиться с ситуацией.

  • Объяснить правила и ожидания. Объясните просто и прямо правила, чтобы ребенок или подросток полностью понимали, что вы от него ждете.
  • Применяйте правила и ожидания последовательно. Дети и подростки являются специалистами в поиске несоответствий. Убедитесь, что все воспитатели и учителя, поддерживающие регулярный контакт с вашим ребенком, придерживаются одного и того же плана.
  • Будьте ясны в отношении ценностей и ожиданий, которые важны для вас. Имейте четкие границы между поведением, на которое вы можете временно «закрывать глаза», и поведением, которое вы не допустите. Например, иногда можно временно игнорировать плохое поведение, если оно не является вредным, опасным или противоречит семейным ценностям.
  • Понять точку зрения вашего ребенка. Часто вы можете решить сложные проблемы, внимательно выслушав мнение вашего ребенка и спокойно поговорив с ним о некоторых правилах и ожиданиях.
  • Хвалите ребенка, когда он ведет себя хорошо. Обратите внимание на момент хорошего поведения и похвалите ребенка. Детям нравиться поощрение, это подчеркнет их успех.
  • Старайтесь избегать борьбы за власть. Вместо того, чтобы вести борьбу за власть, расскажите о последствиях положительного или негативного решения ребенка. Например, вы можете предупредить ребенка, что он не сможет увидеться с друзьями после ужина, если не выполнит домашнее задание.

Если поведение вашего ребенка не улучшается при использовании этих методов в домашних условиях, обратитесь к врачу для обследования ребенка. Врач может направить вас на специализированное лечение, например, на курсы для родителей, или порекомендовать терапию, назначить лекарства для ребенка или подростка.

Интересное

   

Источник: https://tvojajbolit.ru/psihiatriya/rasstrojstvo-povedeniya-u-detej-i-podrostkov/

Страница Психолога
Добавить комментарий