Социализированное расстройство поведения у детей

Расстройство поведения у детей и подростков

Социализированное расстройство поведения у детей

  • Плохое поведение становится проблемой, когда оно частое и неожиданное, и приводит к неприятностям дома, в школе и со сверстниками.
  • Поведенческие расстройства обычно делятся на две категории: оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения.
  • Поведенческие расстройства могут быть связаны с проблемами в семьях, стрессами и плохой способностью управлять эмоциями и уровнями активности.
  • Обратитесь к врачу, если поведение вашего ребенка внезапно изменится или если его поведение будет более сложным, чем ожидалось для стадии его развития.

Что такое расстройство поведения у детей?

Дети и подростки часто попадают в неприятности и время от времени проявляют раздражительность или агрессивность, особенно в раннем подростковом возрасте. Например, у маленького ребенка может быть истерика, или подросток может говорить или спорить с вами время от времени на повышенных тонах.

Расстройство поведения отличается от типичного поведения в процессе развития, потому что оно происходит чаще и вызывает проблемы в более чем одной ситуации.

Например, такое поведение не только влияет на школьную и семейную жизнь, но и может осложнить дружбу и другие отношения со сверстниками.

Существует два основных типа расстройств поведения: оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения. У вашего ребенка могут быть симптомы одного из этих расстройств, если:

  • у них частые вспышки, часто в неожиданные время (например, не только в момент когда ребенок устал или голоден);
  • им трудно следовать правилам и просьбам;
  • их поведение вызывает много проблем дома и в школе.

Если вы обеспокоены поведением вашего ребенка или подростка, подумайте, отличаются ли частота, продолжительность и интенсивность поведения от того, что можно было бы ожидать для их конкретной стадии развития.

Что вызывает расстройства поведения?

Поведенческие расстройства могут быть вызваны:

  • биологическими факторами;
  • социальными и экологическими факторами;
  • психологическими факторами.

Некоторые черты, наблюдаемые в поведенческих расстройствах, могут проявляться в семьях. Дети с поведенческими проблемами в семье, проблемами с обучением, беспокойством, депрессией или биполярным расстройством могут иметь больше шансов столкнуться с поведенческими проблемами.

Социальные и экологические факторы

Дети из семей, которые регулярно испытывают сильный стресс, могут с большей вероятностью проявить признаки расстройства поведения. Некоторые общие семейные стрессоры могут включать в себя:

  • финансовые проблемы;
  • подверженность семейному насилию;
  • распад семьи;
  • суровое или непоследовательное воспитание детей;
  • непоследовательный надзор, например, из-за проблем с психическим здоровьем родителей или различных стилей ухода со стороны каждого из родителей.

Психологические факторы

Дети с поведенческими расстройствами часто имеют другие состояния психического здоровья (см. ниже). То, как ребенок управляет своими эмоциями, уровнем активности и вниманием, может указывать на уязвимость к определенным поведенческим расстройствам.

Насколько распространены нарушения поведения у детей?

Поведенческие расстройства являются частым явлением, встречающимся у 16–24 процентов детей и молодежи, от дошкольников до подростков.

Поведенческие расстройства проявляющие с другими состояниями

Другие состояния, которые часто возникают наряду с поведенческими расстройствами, включают:

Когда обращаться за помощью к детскому психологу?

Поговорите с социальным работником в школе вашего ребенка или подростка о его поведении, если:

  • вы замечаете внезапные или неожиданные изменения в поведении (повышенная раздражительность или агрессия без причин);
  • поведение вашего ребенка более импульсивное, чем ожидалось, в зависимости от стадии его развития;
  • поведение вашего ребенка постоянно мешает им преуспеть в школе или поддерживать позитивные отношения дома и в обществе.

Обратитесь к врачу, если вы хотите запросить направление к специалисту по психическому здоровью, например, к педагогическому психологу.

Каковы основные симптомы поведенческого расстройства?

Симптомы зависят от типа расстройства поведения, которое испытывает ребенок или подросток:

  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР);
  • расстройство поведения (РП).

Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства

Поведение, связанное с оппозиционно вызывающем расстройством, ведет к борьбе в школе, дома и в обществе c ребенком или подростком или с людьми, с которыми они взаимодействуют.

ОВР имеет ряд симптомов по следующим трем основным категориям:

  • гнев или раздражительность;
  • аргументативное или вызывающее поведение;
  • недоброжелательность.

Ребенок или подросток с ОВР должен иметь три симптома из этой категории и нацелить их по крайней мере на одного человека, который не является братом или сестрой.

Гнев или раздражительность

Подросток с ОВР может, например:

  • часто выходить из себя;
  • быть часто обидчивым или легко раздражаемым;
  • часто злиться и обижаться.

Аргументативное или вызывающее поведение

Ребенок или подросток с ОВР:

  • часто спорит с авторитетными фигурами, такими как учителя, родители или другие взрослые;
  • отказывается следовать правилам или выполнять просьбы родителей, учителей;
  • часто намеренно раздражают других;
  • часто обвиняет других в своих ошибках или плохом поведении.

Недоброжелательность

Ребенок или подросток с ОВР может демонстрировать злобу, по крайней мере, дважды за последние шесть месяцев.

Например, если дети чувствуют себя преданными или обиженными, их действия могут быть направлены на улучшение самочувствия за счет другого человека, а не на исправление негативных проявлений его поведения.

Признаки расстройства поведения

Расстройство поведения — это паттерн поведенческих и эмоциональных проблем, выходящий за рамки обычного поведения ребенка или подростка.

Ребенок с расстройством поведения обычно не проявляет или почти не заботится о чувствах других. Многие также не понимают или не чувствуют вины за то, как их действия отражаются на других.

Симптомы, связанные с расстройством поведения, делятся на четыре категории:

  • агрессия к людям и животным;
  • нанесение материального ущерба;
  • обман;
  • намеренно нарушают правила.

Агрессия к людям и животным

Человек с расстройством поведения может проявлять агрессию, например:

  • издевательства, угрозы или запугивания других;
  • драться;
  • быть жестоким по отношению к людям или животным;
  • воровать или обманывать взрослых;
  • использовать колющие, режущие предметы и проч. для нанесения серьезного физического вреда;
  • принуждать кого-либо к вступлению в половую связь.

Посягательство на чужое имущество

Кто-то с расстройством поведения может, например, преднамеренно уничтожить или поджечь имущество.

Обман, ложь или воровство

Для ребенка или подростка с расстройством поведения обман, ложь или воровство частое явление. Они могут:

  • обманывать, чтобы получить то, что они хотят или избежать обязательств;
  • кража продуктов в магазинах, денег у родителей.

Преднамеренное нарушающие правил

Когда кто-то имеет расстройство поведения, у него мало уважения к правилам, установленным родителями. В результате для них нет ничего необычного, например:

  • гулять допоздна;
  • ночевать без разрешения у друзей;
  • убегать из дома;
  • пропустить школу.

Как поведенческие расстройства диагностируются

Поведенческие расстройства диагностируются путем тщательной оценки опытным специалистом по психическому здоровью, обычно психиатром или психологом.

Профессионал поговорит с вами, ребенком или подростком, а иногда и школьными учителями вашего ребенка. Доктора будут принимать во внимание историю болезни и семейные обстоятельства, рассматривать все факторы, которые могут повлиять на поведение ребенка, такие как:

  • проблемы с психическим здоровьем;
  • трудности в обучении;
  • семейный стресс-фактор.

Для сбора этой информации может потребоваться несколько приемов психиатра или психолога. Как только они проведут обследование, врачи решат, соответствует ли поведение ребенка критериям диагностики определенного поведенческого расстройства. Они могут диагностировать поведенческое расстройство, если вызывающее поведение вашего ребенка сохраняется после устранения других факторов.

Что может сделать врач вашего ребенка при расстройстве поведения

Врач вашего ребенка может помочь определить, является ли поведение вашего ребенка нормальным для стадии его развития, реагирует ли он на действия других стресс-факторов в своей жизни или его поведение свидетельствует о поведенческом расстройстве.

По просьбе врач вашего ребенка сможет помочь найти наиболее подходящее лечение для ребенка или подростка.

Тщательная диагностика у психиатра поможет получить точный диагноз и соответствующий план лечения ребенка или подростка.

Лечение

Для детей, у которых диагностировано поведенческое расстройство, надлежащее лечение в нужное время может помочь от «перерастания» расстройства и более вероятного проявления плохого поведения в зрелом возрасте.

Зачастую для лечения поведенческих расстройств можно обратиться к педиатру и детскому психологу.

Лечение поведенческих расстройств сосредоточено главным образом на:

  • терапии поведения ребёнка;
  • медикаментозное лечение.

Поведенческая терапия

Существует два основных типа поведенческого лечения: тренинг по воспитанию и психотерапия.

Было доказано, что тренинг по воспитанию ребенка родителями очень хорошо работает для детей с поведенческими расстройствами. Тренинг наиболее эффективен в раннем детстве или в подростковом возрасте, но никогда не поздно изменить то, как вы ведете себя с ребенком или поведением подростка.

Индивидуальная терапия или семейная терапия также могут быть эффективными в лечение поведенческих расстройств. Терапия может помочь изменить отношения в семье, и поддержать родителей и детей или подростков, выясняя причины плохого поведения и рассказывая о способах их решения.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение поведенческих расстройств направлено на терапию основных или сопутствующих расстройств, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессии или тревоги.

При отсутствии лечения поведенческие расстройства могут затруднить адаптацию к обязанностям взрослой жизни, что может привести во взрослой жизни к серьезным трудностям и проблемам, таким как увольнение с работы, поддержание отношений или соблюдение закона.

Как помочь ребенку дома?

Здоровые отношения между родителями и детьми являются отправной точкой для преодоления любых трудностей в поведении. Основные черты здоровых отношений включают в себя следующее:

  • поддержание позитивных воспитательных отношений с ребенком;
  • обеспечение согласованных правил и ожиданий;
  • знать где, как и с кем ваш ребенок любит проводить время.

Важно, чтобы эти черты были прочно установлены, прежде чем предпринимать что-либо для решения любых проблем с поведением.

Что я могу сделать, если мой ребенок продолжает плохо себя вести, когда я предлагаю успокоится и устанавливаю четкие правила?

Если ваш ребенок продолжает демонстрировать признаки возможного поведенческого расстройства, вы можете попробовать несколько стратегий по улучшению поведения, чтобы справиться с ситуацией.

  • Объяснить правила и ожидания. Объясните просто и прямо правила, чтобы ребенок или подросток полностью понимали, что вы от него ждете.
  • Применяйте правила и ожидания последовательно. Дети и подростки являются специалистами в поиске несоответствий. Убедитесь, что все воспитатели и учителя, поддерживающие регулярный контакт с вашим ребенком, придерживаются одного и того же плана.
  • Будьте ясны в отношении ценностей и ожиданий, которые важны для вас. Имейте четкие границы между поведением, на которое вы можете временно «закрывать глаза», и поведением, которое вы не допустите. Например, иногда можно временно игнорировать плохое поведение, если оно не является вредным, опасным или противоречит семейным ценностям.
  • Понять точку зрения вашего ребенка. Часто вы можете решить сложные проблемы, внимательно выслушав мнение вашего ребенка и спокойно поговорив с ним о некоторых правилах и ожиданиях.
  • Хвалите ребенка, когда он ведет себя хорошо. Обратите внимание на момент хорошего поведения и похвалите ребенка. Детям нравиться поощрение, это подчеркнет их успех.
  • Старайтесь избегать борьбы за власть. Вместо того, чтобы вести борьбу за власть, расскажите о последствиях положительного или негативного решения ребенка. Например, вы можете предупредить ребенка, что он не сможет увидеться с друзьями после ужина, если не выполнит домашнее задание.

Если поведение вашего ребенка не улучшается при использовании этих методов в домашних условиях, обратитесь к врачу для обследования ребенка. Врач может направить вас на специализированное лечение, например, на курсы для родителей, или порекомендовать терапию, назначить лекарства для ребенка или подростка.

Интересное

   

Источник: https://tvojajbolit.ru/psihiatriya/rasstrojstvo-povedeniya-u-detej-i-podrostkov/

Расстройства поведения (продолжение)

Социализированное расстройство поведения у детей

Социализированное расстройство поведения (F91.2). Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или аг­рессивное поведение возникает у общительных детей и подрост­ков.

У них адекватные, длительные взаимоотношения со сверстни­ками приблизительно того же возраста. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. Если их антисоциальное поведение включает в се­бя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертва­ми или другими детьми.

Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу. Расстройства поведения в школе совместимы с диагнозом.

Сюда включаются групповая делинквентность, правонарушения в условиях членства в банде, воровство в компании с другими, про­гулы школы.

В., 12 лет. Ученик 7-го класса. В школе возник конфликт. При удовлетворительных способностях не желает учиться. Отказывается посещать уроки. Поведение антисоциальное. На уроках громко раз­говаривает, поет, визжит, разрисовывает парты. Во время занятий выкрикивает бранные слова.

Ходит по классу. Вспыльчив, агресси­вен. Затевает драки. Бьет детей палками, ногами. Травит вновь при­шедших в класс. Измывается над детьми и взрослыми. Получая заме­чания или наказания, не плачет, а озлобляется. Заявляет: «Что могут сделать со мной?» Отрицает получение двоек.

Отец — газосварщик, бывший заключенный, был осужден за кра­жу. В разводе с матерью больного с того времени, когда последнему было 3 года. Сейчас не работает.

Мать — продавец, имеет неполное среднее техническое образова­ние.

От первой беременности, протекавшей с токсикозом на фоне волнений. Ребенок был желанным, но потом мать разочаровалась в нем. Родился в срок, масса тела была 2750 г. Грудное вскармливание до 4 месяцев. До года стучал головой о стенку. Начал ходить с 9 ме­сяцев. Речь развилась вовремя.

С полутора лет пошел в ясли, затем в детский сад. Из детсада уходил. Сторонился детей с 4-летнего возра­ста. Ударил девочку качелями. Отравил рыбок в аквариуме. Из-за его поведения воспитательница конфликтовала с матерью. В школе с 7 лет. К школе был не готов. В 1-м классе ленился.

В начальных классах учился только удовлетворительно, со 2-го класса был неу­сидчивым, вертлявым, отвлекался. С этого учебного года мать пере­стала следить за учебой и поведением мальчика. В 9 лет был неспра­ведливо наказан из-за стекла, которого не разбивал. С 4-го класса стал нарушать дисциплину.

Заработал ярлык «дебила», «негодяя». С прошлого учебного года появились многочисленные двойки. Произо­шел конфликт. Во время перемены дрались, не слушались старших девочек, которые дежурили в этот момент. Приставали к ним, втроем преследовали одну из девочек. В отместку был затащен в класс стар­ших, унижен.

Озлобился, кидал булавки в детей. Был обвинен в том, что разбил очки.

Болел ветрянкой, частыми катарами верхних дыхательных путей. Перенес тяжелое отравление. Когда ребенку было 3 года, отец увез его к своим родителям на 1 месяц. Там ребенок много плакал. В до­школьном возрасте перенес электротравму, сунув пальцы в розетку.

Результаты исследования интеллектуального функционирования: WISC — общая оценка: 117, вербальная — 106, невербальная — 125.

Ю., 12 лет, ученица 6-го класса. С октября 1999 г. перестала хо­дить в школу. Уходит из дома, не ночует в течение нескольких не­дель. Конфликтует с членами семьи. Грубо с ними обращается. Тер­роризирует 8-летнего брата. Не следит за своим внешним видом. По­красила волосы. Курит. Несколько раз приходила домой пьяной. Берет из дома деньги.

Однажды взяла 600 рублей из кассы на работе у матери. Общается с компанией ребят, которые старше ее. Три ме­сяца тому назад совместно с ними обокрала квартиру родителей (комнату сестры). Унесли много вещей, золотые украшения. В тече­ние двух последних месяцев приходит и уходит из дома, когда ей вздумается. Мать — продавец, с неполным средним образованием.

Страдает пороком сердца. Отец — морской офицер. 5 лет тому назад разбился, упав с водосточной трубы, когда спускался с 4-го этажа от своей любовницы. Много пил с самого начала совместной жизни с матерью больной. Был жестоким человеком, бил жену. В то же вре­мя любил больную, баловал ее. Дед со стороны отца — алкоголик, грубый, жестокий человек.

Старшая сестра 20 лет, замужем. Млад­ший брат — 8 лет. От второй беременности. Желанная. Роды нор­мальные. В течение 3 месяцев была на грудном вскармливании. С 3 лет в детском саду. Посещала его с удовольствием. После рожде­ния брата изменилась, не была им довольна, к нему относилась пло­хо, толкала его, трепала, отнимала и разрушала его игрушки. Ревно­вала к матери.

До настоящего времени ломает его вещи, оскорбляет, без всякого повода жестоко бьет. С 7 лет в школе. Смерть отца тяже­ло переживала, много плакала, была на его похоронах, забрала у ро­дителей отца его фотографию, разговаривала с ним. После смерти отца до настоящего времени посещает его могилу. Пишет стихи и по­свящает их отцу.

С 4-го класса поведение ухудшилось, появились драчливость, жестокость. С 5-го класса стала учиться на «удовлетво­рительно», «плохо». В 6-м классе новой школы, куда была переведе­на из-за плохой успеваемости, училась только 3 месяца. Сразу не по­ладила с новыми соучениками, вступила с ними в конфликт. Один из школьников побил ее. После этого в школу не возвращалась.

Однаж­ды пришла в школу, однако дети ее обзывали «больной СПИДом», другими нехорошими кличками. Навела на обидчиков «друзей», ко­торые припугнули обидчиков, побили их. После этого приходила проверить, будут ли ее дразнить. Была удовлетворена тем, что никто не обзывал ее. Злорадствовала по этому поводу.

Мать пыталась за­ставить ее возобновить занятия, сама водила ее в школу, привязав ее руку к своей руке. Девочка, войдя в здание школы, убегала оттуда. Дома ведет себя вызывающе. Мажет помадой губы, перекрашивает волосы. Несмотря на неопрятность в одежде, приукрашивает себя цветным шарфиком.

Регулярно употребляет джин-тоник, курит доро­гие сигареты, которыми ее угощают приятели. Иногда пьет водку, уверяет, что редко и понемногу. Использует до 10 таблеток димедро­ла, чтобы видеть «глюки». Рассказывает о виденных ею «летающих Касперах», стоящих за ее спиной тенях. «Играла с подругой, исполь­зуя шприцы для того, чтобы брать у себя кровь из вены».

Ее знако­мые предлагали даром и в долг порции героина, она, по ее словам, отказывалась колоться, «боялась последствий». Неоднократно уходя из дома, не возвращается в течение нескольких недель, спит у по­друг, иногда остается на ночь в парадной. Однажды вместе с подруж­кой приняли несколько каких-то таблеток, чтобы свести счеты с жизнью.

После того как отделались рвотой, болями в животе и по­носом, больше этих попыток не повторяли. Разозлившись на мужа сестры за то, что тот якобы много врет, пригласила «приятелей» ограбить комнату, где он живет с сестрой девочки. Не понимает не только своего коварства, но и того, что заставляет страдать сестру. Матери заявляет, что хотела бы вернуться в старую школу.

Уверяет, что хотела бы порвать со своими уличными друзьями. Якобы для этого завела новую подружку. Девочка поставлена на учет в детской комнате милиции. На заседании комиссии по делам несовершенно­летних предупреждена, что, если не вернется в школу, будет отправ­лена в специальное учреждение на перевоспитание.

влияние семьи – предыдущая | следующая – смешанные расстройства

. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Источник: http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/socializirovannoe-rasstrojstvo/

Психические расстройства и расстройства поведения

Социализированное расстройство поведения у детей

Психические расстройства и расстройства поведения включают в себя широкий спектр нарушений психики. Они различные по степени, выраженности, причинам происхождения.

Не все психические заболевания сопровождаются серьезным нарушением психической деятельности, влекущим за собой искажение восприятия окружающего мира и самого себя, как личности.

Некоторые психические нарушения не достигают психотического уровня и не являются патологиями психики в общепринятом смысле, например, неврозы, расстройства личности (психопатии) умственная отсталость, иные психические нарушения различного генеза, в том числе обусловленные органическим поражением головного мозга, соматогении, интоксикации (А.С Тиганов «Руководство по психиатрии», 1999 г.). Сначала рассмотрим коротко психические расстройства и классификацию.

Виды психических болезней

Попытки классифицировать расстройства психики были неоднократными. Учеными и исследователями было предложено множество классификаций нарушений на основе разных признаков. В разных странах также существовали и существуют отличные друг от друга группировки психических расстройств.

Но международной классификацией является МКБ 10, она разрабатывалась в сотрудничестве специалистов из разных стран. Хотя и она не соответствует всем требованиям, предъявляемым к классификации душевных заболеваний.

Дискуссионными остаются множество вопросов, охватить которые пока еще не в силах ни одна классификация и ни один клиницист. Слишком уж многогранен в своих проявлениях человек.

Но так как эта классификация все же принята и используется, то при рассмотрении вопроса о психических расстройствах будем опираться в основном на нее. Следуя ей, психические расстройства делятся на 10 классов. Коротко рассмотрим их.

Класс первый (F0)

Сюда относят психические расстройства, возникшие из-за дисфункции или повреждения головного мозга. Либо возникшие в результате физического заболевания. По сути, здесь все расстройства органического генеза. Сюда же относят и деменции позднего возраста.

Причем деменции диагностируются в зависимости от причин возникновения, как нозологические единицы. А вот все остальные органические расстройства для уточнения причин требуют отдельной диагностики уже либо из другой рубрики, либо из этой же. Диагностируются только как синдром.

Например, может диагностироваться параноидное состояние на фоне болезни Альцгеймера. Исключаются из группы только токсикомания и алкоголизм.

Класс второй (F1)

В этот кластер включены расстройства психики и расстройства поведения из-за злоупотребления ПАВ (психоактивных веществ). В эту группу включают только те расстройства, при которых сформировалась зависимость от употребления ПАВ. Если зависимость не сформирована, то такие расстройства уже рассматриваются в кластере F6.

Класс третий (F2)

В эту группу входят шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Все эти расстройства относятся к психотическим и субпсихотическим. Аффективные расстройства сюда не входят.

Здесь объединяются шизофрения и психические расстройства неорганического генеза. Но они схожи по клиническим проявлениям с шизофренией.

А признаки, необходимые для дифференциальной диагностики шизофрении при этом все же отсутствуют.

Острые психотические состояния в этой группе рассматриваются в качестве вариантов реактивного психоза. Большинство бредовых расстройств очень трудно дифференцировать их в клиническом плане от шизофрении на ранних этапах развития. Бредовые расстройства делятся в зависимости от продолжительности на хронические, острые и транзиторные.

Класс четвертый (F3)

Этот класс включает расстройства аффективной сферы.

Когда человек страдает аффективным расстройством это выражается прежде всего в изменении аффекта (эмоций) или настроения в две противоположные стороны – немотивированного подъема или наоборот, угнетения.

Причем изменения настроения в ту или другую сторону сопровождаются изменением активности, соответственно настроению. Обычно начало расстройства связывают с предшествующим ему психотравмирующим событием или стрессом.

Диагностирование проводится обычно при отсутствии ссылки на природу происхождения расстройства. Исключение составляют органические аффективные расстройства (F06.3).

Здесь уже будет идти речь о неоспоримости наличия факта органического нарушения как причины расстройства. Аффективные расстройства либо депрессивного характера (угнетенное настроение), либо маниакального типа (повышенная активность).

Полярность течения аффективных расстройств была предложена K.Leonhard. Эта полярность и была отражена в МКБ 10.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Смешанное расстройство личности (мозаичная психопатия)

Класс пятый (F4)

Сюда входят невротические расстройства, синдромы расстройства поведения, связанные со стрессом и соматоформные. Термин «невроз» первым стал использовать W. Cullen, еще в далеком 1776 году. После него это понятие стало использоваться в практике психиатров.

В те времена под понятие невротические попадали особые нарушения психики и расстройства нервной системы в общем, которые не были обусловлены какой-либо болезнью. К соматоформный относят то, что условно можно назвать психосоматическими заболеваниями. Когда физические симптомы и жалобы есть, но причина заболевания оказывается «в голове».

В этом же классе находится и посттравматическое расстройство. Оно должно соответствовать трем обязательным признакам:

  1. Человек переживает не раз снова травмирующее психику событие даже по прошествии времени (во время сновидений, постоянных воспоминаний).
  2. Эмоциональное отрешение.
  3. Психическая деятельность нарушается в той или иной степени. Эти нарушения проявляются в виде тревоги или депрессивных проявлений.

Понятие «невротические расстройства» в этом кластере используются только описательно. Оно не включает в себя механизмы происхождения и течения расстройства.

Класс шестой (F5)

Здесь находятся патологические паттерны поведения, связанные с нарушениями уже не психики, а физиологии. Расстройства этой группы не объединены ни общими клиническими проявлениями, ни природой происхождения. Их общность заключается только в нарушениях физиологического характера. Эта связь может быть самой различной.

Физиологические нарушения могут выступать как причиной психической патологии (послеродовой психоз, в этом случае роды будут выступать «пусковым механизмом»), так и являться только единственным или главным проявлением (например, при половой дисфункции). Либо могут быть симптомами расстройства, как при нервной анорексии.

Класс седьмой (F6)

Это группа расстройств личности или как их называли раньше – психопатии. Нарушения, возникающие при расстройствах личности касаются нескольких сфер личности. Они чаще всего заметны с детства, провоцируют развитие дистресса (страдания).

И обязательно вызывают ту или иную степень социальной дезадаптации. Продуктивность, естественно, также снижается. Но расстройства личности и поведения в этом кластере являются нарушениями не психотического характера.

Они не корректируются полностью, но при нужном подходе нивелируются и причиняют индивиду и обществу минимум неудобств.

Много дискуссионных ситуаций возникает с рубрикой этого класса F 62.1 – хроническое изменение личности после психической болезни. Потому что сложно будет отграничивать что является латентными проявлениями личности (то, что было свойственно человеку до болезни), а что будет фактическими изменениями, возникшими именно после болезни. Дифференциация диагноза крайне затруднительна.

Класс восьмой (F7)

Эта группа включает в себя умственную отсталость. С различной выраженностью, а также она может дополняться нарушениями поведения. В МКБ 10 умственная отсталость делится на 4 группы в зависимости от степени выраженности:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Тяжелая.
  • Глубокая.

При умственной отсталости характер поражения головного мозга носит диффузный характер. Поражаются те отделы, которые еще не закончили своего развития. Таким образом, нарушается вся психическая деятельность в целом. Степень нарушения отдельных сфер может быть различным. Нарушение возникает либо во внутриутробном периоде, либо во время родов, либо до трех лет.

Класс девятый (F8)

Этой группой занимается детская психиатрия. Так как сюда включают нарушения психики различного генеза, возникающие в детском и подростковом возрасте и имеющие в силу этого специфические черты.

Среди них можно выделить специфические (изолированные) расстройства, когда нарушения проявляются в одной сфере, а также общие (синдром Аспергера, Ретта, Каннера) – в этом случает происходит нарушения развития всех сфер личности.

Расстройства этого спектра представляют собой в обобщенном смысле нарушения созревания – биологического и социального.

Класс десятый (F9)

Эта группа включает в себя заболевания, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте. То есть те нарушения психики, которые присущи в подавляющем количестве случаев именно детям и подросткам, а не взрослым.

Расстройства поведения

Попытки классифицировать расстройства поведения были предприняты многими специалистами – психологами, социологами, юристами, медиками. Таким образом выделилось три наиболее распространенных подхода к рубрификации расстройств поведения – медицинский, социально-правовой, психологический.

В рамках темы статьи рассмотрим медицинский подход и соответственно, классификацию, предложенную медиками. В данном случае, все ту же МКБ 10. Так как некоторые расстройства поведения мы уже упоминали выше – полностью нарушения из кластеров F1 и F 5, мы их опустим.

Остановимся более подробно на других расстройствах психики, касающихся именно поведения.

Расстройства привычек и влечений (F63)

Сюда относят расстройства поведения, при которых больной испытывает тягу к совершению определенных действий при отсутствии объективной мотивации. Другими словами, у него тяга к чему-либо, но ее он объяснить не может. Эта тяга способна причинять вред самому больному или обществу. Это влечение к воровству (клептомания), поджогам (пиромания), выдергиванию волос (трихотилломания) и др.

Расстройства сексуального предпочтения (F65)

Здесь рассматриваются расстройства сексуального поведения, связанные с совершением необычных поступков или странных сексуальных фантазий или действий, не принятых или осуждаемых обществом и считающихся с точки зрения психиатрии нездоровыми, отклоняющимися от нормы. Это фетишизм, вуайрезим, педофилия, эксбиционизм и т.д.

Расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением с кодом F91.0

Выражается в агрессивном и злом поведении подростка только в окружении членов семьи. При этом диагнозе расстройство поведения у детей сопровождается почти постоянной грубостью. Их упрямство, жестокость и своенравие выходит за рамки обычного подросткового всеотрицания.

Но обычное нарушение отношений в системе «родитель-ребенок», также сопровождающееся вспышками агрессии или открытого протеста еще не свидетельствует о диагнозе. Необходимо, чтобы поведение ребенка и поступки соответствовали общим признакам расстройства поведения из рубрики F91.

Несоциализированное расстройство поведения с кодом F91.1

При таком диагнозе ребенок ведет себя жестоко и агрессивно по отношению к другим детям или подросткам. Его агрессия чаще всего непонятна для окружающих. Он не умеет продуктивно общаться или выходить из ситуации конфликта.

При малейшем якобы затрагивании его интересов или скорее ущемлении, ребенок начинает при помощи вербальной или даже физической агрессии добиваться своей правды.

Так как у подростков нередко наблюдается агрессия (порой она выступает как защита), следует проявлять осторожность в постановке диагноза.

Социализированное расстройство поведения с кодом F91.2

Подросток или ребенок с диагнозом «социализированное расстройство поведения» ведет себя агрессивно и напористо. Но при этом он в состоянии общаться со сверстниками. Он с разным успехом способен интегрироваться в социальные подростковые или детские группы (класс, компании во дворе и т.д.).

Смешанное расстройство поведения и эмоций с кодом F92

Здесь опять же наблюдается диссоциальное поведение, с агрессивными и жестокими манерами, поступками. Но при это у подростка повышенный уровень тревоги, наблюдаются признаки депрессии или иные аффективные нарушения.

Отдельную категорию представляет органическое расстройство личности и поведения с кодом F07. Расстройства и нарушения психики при этом вызваны повреждением или дисфункцией головного мозга. Изменения личности могут носить остаточный характер после травмы, например, а могут наблюдаться только во время течения заболевания, со временем и излечением исчезнуть.

Диагностика, лечение психические расстройств

Диагностика требует особенной осторожности и профессионализма. Необходимо создать доверительную и спокойную атмосферу обследования. Зачастую, в современных условиях государственных психиатрических клиник сделать это крайне проблематично. Ведь это больница, где часто царит далеко не самая располагающая атмосфера к откровениям больного. И все же…

Все же психиатрам, любящим свою работу и еще способным с искренним участием относиться к пациентам, под силу заниматься лечением не болезни, а больного человека.

Во время проведения интервью врач оценивает очень многое – внешний вид больного, позу, манеру говорить, темп речи, ее связность, логичность. Возможность ориентации во времени, себе также важны. Критичность к своему состоянию обязательно подвергается исследованию.

Характер жалоб играет важную роль – много больных при психическом заболевании в основном упирают в разговоре на соматические жалобы.

Вначале врачу приходится пользоваться анамнестическими сведениями от больного (если он их в состоянии предоставить), а потом должен изучить медицинские и немедицинские документы о развитии пациента. В том числе подробно побеседовать на эту тему с родственниками или друзьями больного.

Диагностика не исчерпывается только личностными характеристиками, учитывается возраст, семейная атмосфера, наличие хронических заболеваний, наследственность в отношении психических расстройств и многое другое.

Лечение чаще всего комплексное – биологическая терапия сочетается с психотерапией.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/psihicheskie-rasstroystva-i-rasstroystva-povedeniya.html

Расстройства поведения у детей

Социализированное расстройство поведения у детей

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами.

Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики.

Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии.

Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет.

У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

Расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения.

Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются.

Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности.

Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития.

О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят.

Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых.

Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения.

Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях.

Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых.

Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно.

У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе.

Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями.

Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного.

В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения.

Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости.

Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/behavioral

Страница Психолога
Добавить комментарий