Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Программа с применением сказкотерапии для детей с умственной отсталостью

Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа №41»

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Сказкотерапия»

для начальных классов обучающихся

по адаптированным программам

Педагог-организатор, олигофренопедагог

Игольникова Ольга Николаевна

Иланский – 2014 г.

Пояснительная записка

Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №41» олигофренопедагогом 1-й квалификационной категории О.Н.Игольниковой

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».

Задачи:

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
  • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
  • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
  • Формировать навыки речевого общения.

Организация занятий

Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15 – 20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно – печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.

Основные этапы работы над сказкой

1.Знакомство с персонажами сказки.

2.Знакомство с главным героем сказки.

3.Первичное рассказывание сказки.

4.Вторичное рассказывание сказки.

5.Анализ сказки.

6.Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.

7.Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.

8.Проведение игр

Критерии эффективности программы

Выполнение детьми диагностических заданий.

Программа «Сказкотерапия» кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.

Тематический план

нед.

1.

Знакомство

с персонажами сказки «Репка».

Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

2.

Закрепление.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

3.

Первичное рассказывание сказки.

цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.

4.

Вторичное рассказывание сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

5.

Анализ сказки.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.

6.

Повторное рассказывание сказки.

Стимулирование детских «подсказок»

7.

Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Репка

8.

Проведение игры – импровизации с ребенком.

Игра «Угадай, о ком я рассказала».

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

9.

Закрепление содержания сказки.

Игра «Веселый – грустный»

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

10.

Закрепление содержания сказки.

Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель: формировать навыки речевого общения.

11..

Сказка «Репка»

Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок в классе. Настольный театр.

Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки «Репка».

Ход игры. Педагог медленно рассказывает сказку «Репка». Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург. Речь 2004.

  2. Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12 2001

  3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр «Академия»,1997.

  4. http://www.umnyedetki.ru/skazki.html

Источник: https://infourok.ru/programma-s-primeneniem-skazkoterapii-dlya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-622844.html

Постановка сказки «Теремок» с детьми ОВЗ (с нарушением интеллекта). Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Тамара Потафеева
Постановка сказки «Теремок» с детьми ОВЗ (с нарушением интеллекта)

Конспект НОД по театрализованной деятельности

Интеграцияобразовательных областей: познание,

коммуникация, художественно-эстетическая.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Цель: учить воспитанников выражению эмоциональных состояний

посредством театрализации сказочных действий.

Задачи:

Образовательные: закрепить с детьми знание сказки «Теремок»,

активизировать в речи слова-признаки: большой-маленький;

Коррекционные: развивать мелкую моторику рук

познавательных процессов, внимание, речь, мышление,

сенсорное восприятие,учить детей определять эмоции на лице-

посредством сказочных персонажей; развивать двигательную

активность; развивать эмпатию; развивать грубую и тонкую

моторику тела, координацию движений, обыгрывая действия

сказочных персонажей; учить передавать эмоциональное

состояние персонажей (героев)сказки.

Воспитательные: Воспитывать желание помочь сказочным

героям;воспитывать у детей навыки социального

поведения;доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

-многократное чтение русской народной сказки «Теремок»;

-знакомство с темой «Дикие животные»;

-разучивание физкультминуток и логоритмики;

-игры в уголке ряжения;

-продуктивная деятельность по обозначенной теме.

Материалы и оборудование: шапочки-маски героев сказки

«Теремок»; магнитофон; фонограммы; домик-теремок; силуэты

деревьев; предметные картинки.Словарная работа: терем-теремок, не низок- не высок,мышка-

норушка,лягушка-квакушка,зайчик-побегайчик,лисичка-

сестричка,волк-зубами щёлк, косолапый медведь.

Ход занятия

1. Организационный момент

1. Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня отправляемся в путешествие. Мы

пойдём в сказочный лес по тропинке:

(Звучит музыка, дети идут друг за другом по дорожке)

В:Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зелёным лугом.

Ноги выше поднимаем

По тропинке мы шагаем,

Перед нами дивный лес,

Полный сказок и чудес.

2. Работа с масками эмоций (имитация движений животных — крупная

моторика тела, звукоподражания, мимики лица – мелкая моторика — повтор

движений за воспитателем)

В.: А кто в этом чудесном лесу живет?

Ответы детей. (Заяц,лиса,волк,медведь)

В.: Это дикие или домашние животные?

Дети: Дикие животные.В: Правильно, потому что они живут в лесу.

В.: Ребята, я вам загадаю загадку,а вы должны узнать о каком звере идет

речь.

1) В шубке серой, меховой

Хвостик тонкий,озорной

Держит ушки на макушке

Очень умная зверюшка.

Знаешь ты её малыш?

Озорница эта- … (мышь)

(Воспитатель показывает картинку мышки.)

В: – Как пищит мышка (пи-пи-пи)

– А как бегает? Покажите.

-Какая по характеру (веселая,быстрая,ловкая,шустрая)

-Найдите маску «веселую».

– Кто будет мышкой (Жора)

2) Летом, в болоте,

Вы её найдете

Зелёная квакушка,

Кто это? … (лягушка)

(Воспитатель показывает картинку лягушки.)

В: – Кто это (лягушка)

– Как квакает лягушка (ква-ква-ква)

– А как прыгает? Покажите.

– Какая она по характеру? (добрая, добродушная, спокойная)

– Найдите маску (добрую)

– Кто будет лягушкой (Маша)

3) Наш зверёк живет в тревоге

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,Как зверёк зовется? … (зайка)

(Воспитатель показывает картинку зайца.)

В: – Как прыгает зайчик? Покажите.

– Какой он по характеру (испуганный, всего боится, дрожит от

страха,прячется)

– Найдите маску «страха».

– Кто будет зайчиком (Костя)

4) Хитрая плутовка всех обманет ловко.

Знают все её в лесу- рыжехвостую … (лису).

– Кто это (Лисичка)

– Как бегает лисичка? Покажите.

– Какая она по характеру (хитрая,шустрая,ищет кого поймать)

-Найдите маску «хитрость».

– Кто будет лисичкой (Лиза)

5) Он в козлятах знает толк.

Злой, свирепый, жадный. (волк)

(Воспитатель показывает картинку волка.)

– Кто это (волк)

– А как бегает? Покажите.

– Какой он по характеру (злой,сердитый,свирепый)

– Найдите маску «злость»

– Кто будет волком (Дима)

3. Сказкотерапия. Драматизация действий (эмоциональное

воспроизведение действий с помощью педагога)

– Ребята,вы хотите попасть в сказку (- да)

– Тогда вставайте друг за другом, руки положите на плечи и наш сказочный

поезд поехал в сказку.

(Дети вместе с воспитателем идут по кругу в виде поровозика,подходят к

теремку)В: – Вот мы с вами и оказались на сказочной поляне.

Что это за домик? (Теремок)

В: Правильно! Теремок!

Логоритмика «Теремок»

На поляне теремок. (руками показываем «крышу»)

Из трубы идет дымок. (указательным и большим пальцем буква «о»)

На двери висит замок. (руки в позиции «замок»)

Возле домика забор, (руки ладонями-тыльной стороной вперед-назад)

Что бы не вошли во двор. (руки ладонями-тыльной стороной вперед-назад)

Тук-тук-тук (кулачок одной руки бьёт по ладошке другой)

Открывайте, я ваш друг. (развести руки в стороны)

В: А сейчас садимся на стульчики. Я буду вам рассказывать сказку,а вы будете

мне помогать.

2. Драматизация сказки «Теремок»

В: Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок,не высок-невысок.

Вот по полю-полю,мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Мышка: Тук-тук! Кто там?

В: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Вот по полю-полю,лягушка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Лягушка: Тук-тук!

Мышка: Кто там?

Лягушка: Я!В:Лягушка-квакушка!

Мышка: Заходи!

В: Лягушка прыгнула в терем и стали они вдвоем жить.

В: Вот по полю-полю зайчик бежит.

У дверей остановился и стучит.

Заяц: Тук-тук!

Мышка:Кто там?.

Заяц:Я!Зайка!

В:А там кто?

Мышка:Я!Мышка!

Лягушка:Я!

В:Лягушка-квакушка!

Мышка и лягушка:Заходи!

В: Заяц скок в терем и стали они втроем жить.

В: Вот по полю-полю лисонька бежит.

У дверей остановилась и стучит.

Лиса: Тук-тук!

Мышка:Кто там?

Лиса:Я лисичка-сестричка!

В:А там кто?

Мышка:Я,мышка.

Лягушка:Я!

В:Лягушка-квакушка!

Заяц: Я,зайка!М и Л и З:Заходи

В: Зашла лисичка в теремок и стали они вчетвером жить.

В: Вот по полю-полю волбежит.

У дверей остановился и стучит.

Волк: Тук-тук!Кто в тереме живёт?

Мышка:Я,мышка.

Лягушка:Я!

В:Лягушка-квакушка!

Заяц: Я,зайка!

Лиса:Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк: А я Волк, зубами щёлк!

Все:Заходи

В: Зашел волк в теремок и стали он впятером жить.

Вот они в тереме живут,чай пьют,песни поют.

(звучит музыка,появляется медведь)

Медведь: Терем-теремок,кто в тереме живёт?Кто в невысоком живёт?

Мышка:Я,мышка.

Лягушка:Я!

В:Лягушка-квакушка!

Заяц: Я,зайка!

Лиса:Я лисичка-сестричка.

Волк: А я Волк, зубами щёлк!А ты кто?

Медведь:Я Мишка-косолапый,пустите меня к себе жить.

В:Теремок наш очень малНу,а ты большим уж стал.

Теремок ты наш сломаешь

Иль ты сам не понимаешь?

Мы тебя мишутка знаем,

Только к чаю приглашаем.

Мы построим дом другой

Будем в доме жить

Ладно,весело,Дружить.

Медведь:Я согласен,выходите и со мною попляшите.

Медведь:Давайте ребята обнимемся,улыбнемся и заведем веселый хоровод.

(Звучит фонограмма логоритмики о дружбе)

Вперёд четыре шага….

Медведь:Спасибо друзья!

В новом Теремочке будем жить,

Крепко-накрепко дружить!

Вместе будем мы трудиться,

Будем петь и веселиться!

В:Будем весело жить?Будем дружить?Вот и сказке конец,а кто слушал

молодец.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/postanovka-skazki-teremok-s-detmi-ovz-s-narusheniem-intelekta.html

Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.

Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушениям относятся те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. При диагностике интеллектуальных нарушений должны присутствовать стойкость, необратимость дефекта, его органическое происхождение [1].

Основную массу учащихся коррекционных школ составляют дети с легкой умственной отсталостью, характеризующиеся недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность.

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия – методика, относящаяся к библиотерапии, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.

Данная форма библиотерапии наиболее приемлема для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой ведущей деятельности ребенка в этом возрасте – игры, а также притягательной силой этого литературного жанра, дающего возможность свободно мечтать и фантазировать [2].

Сказкотерапия выполняет диагностическую, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую функции. Применение сказкотерапии позволяет решать ряд сопутствующих педагогических и психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: эмоциональных проблем (неуверенность, конфликтность, агрессивность, страхи) и речевых проблем.

С помощью сказкотерапии педагог может способствовать развитию творческого и образного мышления. Метафора, на которой построена сказка, обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга.

Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии.

Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Таким образом, сказки влияют как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.

Благодаря сказкотерапии, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальным недоразвитием быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется фонематический слух и правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй.

Коррекционная работа с применением сказкотерапии формирует необходимые условия для коррекции речи, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья, развития коммуникативных навыков, необходимых для успешного школьного обучения [3-5].

Восприятие сказки – сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство.

Через сказкотерапию можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в школьном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения школьник не эгоцентричен.

Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач.

Формирование в школьном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития. Данный факт так же относится и к детям с нарушениями интеллекта.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Существуют следующие возможные формы работы со сказкой на уроке в коррекционной школе:

Рассказывание сказок.

Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия.

Например, перед чтением сказки “Колобок” и целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам.

Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.

Анализ сказок.

Цель – интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. С помощью педагога дети делают поучительный вывод из сказки.

Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).

При постановке сказки с помощью кукол дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет об их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Ребенок находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения. Помимо этого, важно, что при дописывании сказки стимулируются мыслительные процессы.

В заключение необходимо подчеркнуть, повышению эффективности обучения детей с нарушениями интеллекта во многом способствует использование новых методов коррекции, одним из которых является сказкотерапия.

Литература.

  1. Акимова, М.К.,. Козлова, В. Т. Психологическая кoppeкция умственного развития школьников.- “Академия”, М:, 2002г.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 248 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – “Речь”, Петербург:,2002г.
  4. Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – “Сфера”, М:, 2002г.

1.06.2014

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/643492/

Развитие речи у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости средствами сказкотерапии

Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Представлены рекомендации по использованию сказкотерапии как универсального метода развития речи у обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Описана система применения метода на учебных занятиях.

У обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями часто наблюдается несформированность речи: диапазон варьируется от практически полного отсутствия звучащего слова до фразовой речи [2].

У умственно отсталых детей не сформированы в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности.

Отмечаются также слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий [1].

Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используя наиболее употребительные предлоги, дети путают, заменяют их [там же].

Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль над речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. Нередко дети с интеллектуальной недостаточностью стараются избежать коммуникации, в частности речевого обращения [3].

Неполноценное речевое общение продиктовано рядом причин: истощаемостью побуждений к высказыванию, отсутствием запаса представлений и бедным словарным запасом, необходимых для поддержания диалога, непониманием собеседника [2].

У умственно отсталого ребёнка развитие речи обусловлено обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими, но в силу общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него медленно и не может служить достаточной основой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений, не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов [5].

Накопление социального опыта у детей происходит в процессе игровой деятельности, и в частности, наиболее успешно это осуществляется в процессе организованных сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности.

Восприятие художественного слова, улавливание интонации, особенности речевых оборотов, умение представить героя и его переживания, конкретную обстановку, — все это обогащает личный опыт, чувства, способность мыслить ребенка, ребенок учится владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, более выразительно речью) [4].

На наш взгляд, работа по развитию речи не должна ограничиваться уроками по развитию речи, и может проводиться на уроках по всем предметам, в том числе на уроках: «Математические представления», «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», и, даже на уроке «Изобразительная деятельность». Таким универсальным методом по развитию речи может выступить сказкотерапия, актуальность использования которой обусловлена лёгкостью восприятия сказок обучающимися с указанными интеллектуальными нарушениями.

Сказка помогает в формировании личностных черт, например:

  1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
  3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
    • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
    • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
    • поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодейтвия с другими детьми [6].

Таким образом, мы можем говорить о том, что сказка мотивирует на то, чтоб активно пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации. На уроках возможно использование следующих приемов.

Учитель сам может проиграть сказку, используя перчаточные куклы, пальчиковый театр или пластмассовые и мягкие игрушки. Театрализованный показ вызывает эмоциональный отклик у обучающихся, поэтому они более охотно запоминают материал. После проигрывания следует задавать вопросы по сказке.

Для обучающихся, владеющих речевыми навыками, можно просить отвечать на вопросы по сказке, например: кто главный герой сказки? Что главный герой сказки сделал? Обучающихся, не владеющих речевыми навыками, можно просить показать того или иного персонажа, указать на какие-либо элементы декорации: покажи мне Курочку Рябу; покажи мне, кто разбил яйцо?

Театрализацию можно использовать на уроках «Речь и альтернативная коммуникация», а также любых уроках по развитию речи, кроме того, можно проводить занятия во внеурочной деятельности.

Вводить знакомого сказочного персонажа можно практически на любом уроке. Так, например, на уроке «Математические представления» можно ввести персонажа «Курочка Ряба», и считать вместе с ней количество яиц, которые она снесла. На уроке «Окружающий природный мир», вводя персонажа «Колобок», можно изучать животных, живущих в лесу, вспоминая, кого колобок встретил в лесу.

Для развития речи важно научить обучающегося рассказывать по картинкам. Для начала просим рассмотреть картинки. Речевые дети описывают каждую картинку. Для обучающихся, не владеющих речью, картинку может описать учитель, а обучающийся может составить последовательность, в которой происходят события.

После того, как последовательность была восстановлена, ребенок рассказывает сказку по картинкам. Ученики, не владеющие речью, могут указывать на картинки в ходе чтения педагогом сказки.

Данный вид деятельности можно использовать на уроках по развитию речи, «Речь и альтернативная коммуникация» и во внеурочной деятельности.

На уроках по изобразительной деятельности или технологии также можно ввести элементы сказкотерапии. Например, можно лепить персонажа из пластилина, раскрашивать его.

Изучая прием наращивания массы на уроке по изобразительной деятельности, мы можем предложить ученику раскрасить колобка приемом наращивания массы, попутно обсуждая характеристики героев.

Изучая прием размазывания пластилина внутри контура, мы можем размазывать пластилин внутри контура изображения Курочки Рябы. Кроме того, мы можем делать объемные и плоские аппликации, развивая речь с помощью раскрытия характеристик героев сказки.

Можно использовать игры по сказкам, таким образом мы можем на любой урок или занятие. Так, например, изучать звукоподражание посредством персонажа Курочка Ряба, подражая курице. Можно вспомнить сказку «Колобок» и ввести в урок такого персонажа, как волк, подражая звуку [У]. Также можно ввести игру «Что лишнее?», «Найди тень персонажа», игры по типу «Волшебный мешочек».

За счет аргументации своего выбора (ответа) или за счет описания тактильных ощущений, и будет происходить развитие речи. Изучая пространственную ориентацию, можно дать задание наклеить персонажей сказки: вверху, внизу листа, слева или справа, между одним героем и другим. Изучая животных, можно дать задание показать изобразить того или иного животного из уже знакомой сказки.

Итоговым заданием на уроке по развитию речи или «Речь и альтернативная коммуникация» может стать театральная постановка сказки. Для обучающихся, владеющих речью, можно подготовить полную театрализацию сказки.

Обучающиеся, не владеющие речью, могут просто водить фигуркой нужного персонажа под текст, который будет зачитывать педагог.

Конечно, данный вид деятельности предполагает дополнительную подготовку на занятиях по внеурочной деятельности.

Мы считаем нужным сделать следующие уточнения:

  1. для того чтоб ученик показал высокую динамику развития речи, лучше брать одну сказку и «проводить» ее сквозь все уроки;
  2. на каждом уроке, где присутствуют элементы сказкотерапии, необходимо отводить время для обсуждения персонажа или сюжета сказки;
  3. нужно следить за тем, чтоб элементы сказкотерапии были лишь вспомогательными элементами в уроке, а не становились главной целью;
  4. возможно достижение наибольшего результата, если использовать данный метод как систему.

Резюмируя, отметим, что сказкотерапия — универсальный метод, который понятен детям.

Сказки находят эмоциональный отклик у каждого, поэтому средствами этого метода мы и предлагаем развивать речевые и коммуникативные навыки у учеников с разной степенью умственной отсталости.

Добавление элементов сказкотерапии на уроках помогает не только заинтересовать ученика, но и повышает качество обучения.

Источник: https://novainfo.ru/article/16229

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.

Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушениям относятся те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. При диагностике интеллектуальных нарушений должны присутствовать стойкость, необратимость дефекта, его органическое происхождение.

Основную массу учащихся коррекционных школ составляют дети с легкой умственной отсталостью, характеризующиеся недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность.

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия – методика, относящаяся к библиотерапии, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.

Данная форма библиотерапии наиболее приемлема для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой ведущей деятельности ребенка в этом возрасте – игры, а также притягательной силой этого литературного жанра, дающего возможность свободно мечтать и фантазировать.

Сказкотерапия выполняет диагностическую, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую функции. Применение сказкотерапии позволяет решать ряд сопутствующих педагогических и психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: эмоциональных проблем (неуверенность, конфликтность, агрессивность, страхи) и речевых проблем.

С помощью сказкотерапии педагог может способствовать развитию творческого и образного мышления. Метафора, на которой построена сказка, обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга.

Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии.

Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Таким образом, сказки влияют как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.

Благодаря сказкотерапии, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальным недоразвитием быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется фонематический слух и правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй.

Коррекционная работа с применением сказкотерапии формирует необходимые условия для коррекции речи, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья, развития коммуникативных навыков, необходимых для успешного школьного обучения.

Восприятие сказки – сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство.

Через сказкотерапию можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в школьном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения школьник не эгоцентричен.

Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач.

Формирование в школьном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития. Данный факт так же относится и к детям с нарушениями интеллекта.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Существуют следующие возможные формы работы со сказкой на уроке в коррекционной школе:

Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия.

Например, перед чтением сказки «Колобок» и целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам.

Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.

Цель – интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. С помощью педагога дети делают поучительный вывод из сказки.

  1. Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).

При постановке сказки с помощью кукол дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет об их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий.

  1. Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Ребенок находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения. Помимо этого, важно, что при дописывании сказки стимулируются мыслительные процессы.

В заключении необходимо подчеркнуть, повышению эффективности обучения детей с нарушениями интеллекта во многом способствует использование новых методов коррекции, одним из которых является сказкотерапия.

Источник: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniia-eliemientov-skazkotierapii-v-korrie.html

Страница Психолога
Добавить комментарий