Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

Семейное воспитание умственно отсталых детей

Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

Большинство родителей болезненно реагируют на при­знание их ребенка умственно отсталым, рекомендацию обучать его во вспомогательной школе.

Существование родителей, родных и близких такого ребенка отравлено чувством ущербности, переживаниями за его будущность. Умственно отсталый ребенок вызывает нездоровый, ос­корбительный интерес у посторонних.

Он подвержен на­смешкам, обидным репликам, нежеланию сверстников допускать его в свое общество.

Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Первичная реакция на диагноз обык­новенно вызывает сознание вины: «Почему именно у меня?», «Почему я?».

Другими реакциями у родителей являются стресс, кризис хронического напряжения. Ум­ственно отсталый ребенок нуждается в более интенсив­ном и постоянном внимании, таким образом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жиз­ни, привычным семейным отношениям.

Он влияет на жизнь и деятельность и остальных членов семьи.

Умственно отсталый ребенок часто страдает от недоста­точного социального опыта, и отрицательное поведение окружающих людей может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его принимает, он может научиться многим про­стым вещам и усвоить обычные нормы поведения.

Консультация с родителями начинается обычно с бе­седы сначала с одним из них, затем с обоими. Если от­ветственность и решение переносится на одного (обык­новенно мать), то последствием может быть несогласие в семье. Если ответственность чувствуют оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу.

Однако будущее умственно отсталого ребенка — это не только проблема родителей, но и общества в целом. Гуманное отношение к таким детям характерно для со­временного цивилизованного общества.

Родители умственно отсталых детей не всегда доста­точно правильно и ответственно выполняют свои роди­тельские обязанности. Они считают, что их ребенок боль­ной, поэтому нуждается в постоянной опеке. Его осво­бождают от всех забот, а потом он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта.

Родители сужают окружающий мир ребенка и тем самым задержи­вают его развитие. В таком случае родителей убеждают срочно изменить обстановку в семье. Ребенок должен научиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоминания убирать за собой постель, мыть посуду и др.

Родителям рекомендуют уделять внимание физической закалке ребенка, заниматься с ним изготовлением поде­лок, требующих мелких точных движений.В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно отсталого ребенка. К нему предъявляют не­адекватные требования, наказывают за оплошности.

Та­кие наказания могут дезадаптировать ребенка, он будет расти озлобленным и агрессивным.

В культурной семье мама иногда никак не может при­мириться с тем, что ребенок плохо читает, не усваивает материал. Она нервничает, упрекает ребенка. Для него реакция матери небезразлична, он болезненно воспри­нимает ее, теряет уверенность перед любым порученным ему делом.

Для некоторых родителей умственно отсталый ребе­нок является лишним. Они любыми путями стремятся от него избавиться. Эта ситуация требует особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них сын или дочь, и напомнить о том, что пройдет время, наступит старость, и они будут нуждаться в его помощи.

Очень важна совместная деятельность семьи умствен­но отсталого ребенка и школы. Индивидуальная работа учителя с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Не имея таких сведений, педагог не сможет оказать ученику не­обходимой поддержки.

Учитель может пригласить родителей в школу, но не для жалоб на поведение ребенка, а для выработки общих направлений воспитательно-педагогических воздействий. На классных собраниях можно познакомить родителей с учебными книгами, рассказать, какие планируются экс­курсии, какова их цель, какой помощи ожидает школа от родителей.

В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьни­ков с родителями. Родители не всегда умеют объяснить своим детям те трудности, которые они переживают: пло­хие жилищные условия, финансовые затруднения и т.д. Учитель обязан побеседовать со школьником, разъяснить, как трудно бывает его родителям.

Чтобы оказать полноценную помощь своему ребенку, родителям необходимы знания об особенностях психо­физического развития умственно отсталых детей. Родители должны принимать ребенка таким, какой он есть, и адекватно оценивать его возможности и потребности.

Умственное воспитание в семье осуществляется прежде всего в игре (используются цветные разборные, строи­тельные, движущиеся игрушки, куклы, дидактические и сюжетные игры). Играя, ребенок усваивает сенсорные эталоны, учится наблюдать окружающую действитель­ность, у него расширяется кругозор, развиваются мыш­ление и речь.

Ребенка приучают сравнивать предметы по количеству, величине, высоте, весу. Формируют временные и про­странственные представления (близко — далеко, ниже — выше, справа — слева).

Необходимо следить, чтобы все представления формировались правильно, так как изме­нить у умственно отсталого ребенка неправильно сло­жившееся первоначальное представление очень трудно.

Ребенка нацеливают на предстоящее обучение, развива­ют желание и умение учиться.

Для правильного физического воспитания родители организуют здоровый режим жизни ребенка. Полезно использовать игры с мячом: развивается ловкость, уп­ражняются мышцы всего тела.

Для укрепления мышц ног, развития координации движений используют игры со скакалками, обручами, катание на велосипеде.

Полезны подвижные коллективные игры на свежем воздухе: с мя­чом, веревочкой, в более старшем возрасте — теннис, волейбол и др.

О нравственном воспитании будет рассказано в сле­дующей главе. Умелое предъявление разумных, четко сформулированных требований, постоянный контроль за поведением ребенка, правильная организация досуга вос­питывают стойкие нравственные привычки и качества.

В семье занимаются и половым воспитанием ребенка. Не следует поощрять выпускников вспомогательных школ к деторождению, так как в результате рождается отяго­щенное патологической наследственностью потомство.

Отношение окружающих к человеку с ограниченны­ми интеллектуальными возможностями существенно ме­няется в положительную сторону, если он достаточно воспитан, проявляет вежливость, уважение к старшим и просто к окружающим людям. Это значительно облегчает его жизнь, помогает найти свое место в обществе.

Трудовое воспитание начинается в семье. Оно исправ­ляет и компенсирует недостатки умственно отсталого ребенка, обеспечивает возможность в будущем вести са­мостоятельную трудовую жизнь. Приучать к трудовой де­ятельности ребенка следует как можно раньше.

Задача родителей — заинтересовать, привить ребенку любовь и привычку к труду. Наиболее легкий и простой вид тру­да — самообслуживание (воспитывается опрятность, чи­стоплотность, аккуратность). Необходимо приучать ребен­ка заботиться о семье, принимать участие в домашнем труде.

Какие-то обязанности по дому ребенок выполняет как отдельные поручения, а другие — постоянно. Он при­выкает выполнять их без напоминания, в определенное время; постепенно они усложняются.

Необходимо заин­тересовать ребенка определенной профессией, воспитать уважительное отношение к труду других, научить оказы­вать помощь себе или попросить ее.

Если ребенок приучается с детства быть занятым по­лезной работой, эта привычка, остается на всю жизнь. Те дети, которые получают в семье трудовое воспита­ние, вырастают более самостоятельными, активными, трудолюбивыми, сознательно выполняют свои профес­сиональные обязанности.

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Модели семейного воспитания детей с ограниченны­ми возможностями часто опираются на «антипедагоги­ку», что деструктивно влияет на развитие личности ре­бенка в целом. Конструируя определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка в настоящем и будущем.

Как фактор социализации семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа и другие социальные институ­ты. Однако, к сожалению, не все благополучно в семьях, что вызывает у детей различного рода психические трав­мы. Рассмотрим наиболее распространенные отклоняю­щиеся типы воспитания.

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается в тех ситуациях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным.

В таких семьях к ребенку могут внимательно относиться, заботиться о нем, но там нет душевного контакта.

Причиной тому может быть чувство собственной нереализованное™, например, у матери, для нее ребенок — препятствие для карьеры, помеха, устранить которую она никогда не смо­

жет и вынуждена терпеть его существование.

Проецируя свои проблемы на ребенка, она создает эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует у него обратное неприятие. Как правило, в семьях, где домини­руют такого рода отношения, дети становятся агрессив­ными либо забитыми, робкими, обидчивыми. Неприя­тие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма.

2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в непра­ вильной ориентации родителей. Это слишком «правиль­ ные» люди, пытающиеся педантично выполнять все ре­ комендации по «идеальному» воспитанию. «Надо» возве­ дено в абсолют.

Ребенок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплиниро­ ван и исполнителен, вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.

При таком типе вос­ питания возможны несколько типов реакции: бурный протест, агрессивность, иногда, наоборот, замкнутость,

отгороженность, эмоциональная холодность.

3. Тревожно-мнительное воспитание. Наблюдается в тех случаях, когда у родителей появляется неотступная тре­ вога за ребенка, за его здоровье и благополучие.

Воспи­ тание по этому типу бывает в семьях с единственным ребенком, особенно если он ослаблен. Ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим.

Он несамостоятелен, нереши­

телен, робок, обидчив, неуверен в себе.

4. Эгоцентричный тип воспитания. Ребенку — единствен­ ному, долгожданному — навязывается представление о себе как о сверхценности: он кумир, «смысл жизни» ро­ дителей.

При этом интересы окружающих нередко игно­

рируются, приносятся в жертву ребенку, в результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит длительных лишений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок растормо­жен, неустойчив, капризен.

Его аффективные проявле­ния очень схожи с поведением детей, относящихся к груп­пе эмоционально-расторможенных.

Все эти модели воспитания являются источником труд­ностей в развитии эмоциональной сферы ребенка, нано­сят различного рода психические травмы здоровью. Ребе­нок часто испытывает состояние неудовлетворительно­сти, тоски, подавленности, тревоги, страха, беспокой­ства, неуверенности, беспомощности, эмоционального напряжения, а также сложные совокупности состояний.



Источник: https://infopedia.su/9x1371f.html

Семейное воспитание умственно отсталых детей (стр. 1 из 3)

Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

Оглавление

Положение ребенка в семье

Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей

Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье

Основные направления в работе специалистов с семьей

Список литературы

Положение ребенка в семье

Более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.

Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% – недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе.

Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе.

В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия.

Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально.

Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери.

Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, так как не развиваются взаимоотношения с сибсами – братьями и сестрами. Ребенок чувствует свое одиночество, отверженность в семье.

Отцы практически устраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, так как не имеют работы. В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев рождения умственно отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска.

Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное (14%), среднее (26,3%) и среднее специальное (56,6%) образование. Высшее образование имели только 0,9% родителей. В исследовании Д.В.

Зайцева было показано, что большинство родителей умственно отсталых детей принадлежали к двум профессиональным группам: рабочим (24,7%) и работникам сельского хозяйства (31,6%). Семей, воспитывающих одного ребенка, оказалось в два раза больше среди учащихся общеобразовательных учреждений по сравнению со специальными.

В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.

В1999 г. ежемесячный совокупный доход в семьях умственно отсталых детей составлял 500-1000 рублей (61,4%) и менее 500 (29,2%). Таким образом, подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребенка являются: потворствующая гиперопека, стиль “фобия потери ребенка” либо скрытая или открытая отчужденность, связанная с психической депривацией ребенка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребенка.

Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребенка, его возможности, а также с “фобией утраты ребенка”. Гипертрофированный страх за ребенка передается от матери самому ребенку, формируя у него “избегающее” поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью. В таких случаях речь не идет даже об элементах самостоятельности у ребенка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребенок не оправдывает ожиданий родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребенка, его педагогической запущенности, отставании в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений.

Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира.

Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития.

Наиболее эффективными формами работы при нарушениях стилей воспитания являются: семейная психотерапия, групповая психотерапия с матерями, работа с несколькими родительскими парами, индивидуальная психотерапия.

Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей

Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество, более инертное по своей природе, может препятствовать социальной интеграции таких людей.

При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе. От той или иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития.

Позиция педагога, активно участвующего в процессе воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, подвержена влиянию как социальных стереотипов, так и профессиональных, формирующихся в процессе обучения в вузе.

Не вызывает сомнения, что позиция специалиста, его умение видеть проблемы семьи и изменять родительское отношение к ребенку имеют первостепенное значение для успешного развития ребенка с особыми нуждами.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

Специальные исследования показали низкую готовность к взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии не только родителей, но и педагогов. Внимание специалистов часто концентрируется на подлежащих коррекции недостатках, в то время как значение других характеристик, особенно эмоционально положительного отношения к ребенку с особыми потребностями, упускается из виду.

У родителей наибольшую озабоченность вызывают нарушения поведения, речи и динамики психических процессов. Характерный внешний вид “особых” детей гораздо меньше тревожит социальные группы, знакомые с проблемой, а именно родителей и студентов-дефектологов старших курсов.

Центральным компонентом стереотипа умственно отсталого ребенка у будущих педагогов является нарушение познавательной деятельности. У первокурсников главным элементом стереотипа являются нарушения поведения.

Социальный стереотип образа “особого” ребенка у людей, мало знакомых с проблемой, не содержит таких категорий описаний, как нарушения динамики психических процессов и повышенная чувствительность к отношению окружающих. Эти характеристики познаются либо при практическом взаимодействии с этими детьми, либо в процессе их обучения.

Родители значительно меньше значения придают нарушениям познавательной сферы, чем педагоги.

Возможно, это связано с застреванием родителей на более ранних стадиях кризисных переживаний, вызванных рождением ребенка с отклонением в развитии, – на фазе имплицитного отрицания, когда факт отклонения формально признается, но эмоционально отвергается.

В результате у них не происходит идентификации собственного ребенка с группой “особых” детей в целом. Такой защитный механизм мешает родителям адекватно воспринимать особенности развития своего ребенка.

По-видимому, осознание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога – не форсировать его, а облегчить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицательный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха.

В целом полученные данные показывают, с одной стороны, относительную устойчивость отрицательных стереотипов отношения к “особому” ребенку у лиц обследованных категорий, с другой – их определенную модификацию под влиянием профессионального образования. Последнее свидетельствует о важности эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограниченными возможностями его родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику общения с ними.

Источник: https://mirznanii.com/a/175802/semeynoe-vospitanie-umstvenno-otstalykh-detey

Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта

Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

«Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта».

Подготовила: Петранова Л.А.

 Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.

 Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения.

Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности.

Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.

 В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, – любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

 Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

 Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросов – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно – действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету. Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

 Коррекция развития детей с нарушениями интеллекта, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках.

 В предметно – практической деятельности такие дети могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

 К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

 1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

 2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;

 5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

 6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями, в группе

Индивидуальными особенностями семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: родительская властолюбивость, нетерпеливость, постоянное желание настоять на своем, замкнутость, недоверчивость, отстранённость от других людей, стремление скрывать свою потребность в любви, неудовлетворенность собой, интровертированность.

Это резко отличает их от семей здоровых детей, для которых характерны: уверенность в себе и в принятии себя обществом, что может проявляться положительной социальной репутацией, привлекательностью, популярностью; способность добиваться целей и высокой оценки других людей; активность, деятельность, жизнерадостность, экстравертированность.

В группе детей с нарушениями интеллекта преобладает депрессивный тип личности родителей. Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

По результатам исследований  можно с уверенностью утверждать, что оценка и отношение окружающих к факту нарушений интеллекта у ребенка определенно влияют на материнско-детские отношения в семье.

Условно выделены 3 типа материнско-детских отношений в зависимости от влияния социальной среды.

Каждый тип предполагает свой метод социально-психологической работы и дифференцированный подход в оказании социально-психологической помощи семьям.

 Первый тип.

 Особенности: сочетание чувствительности с эмоциональной холодностью, отчужденностью в межличностных отношениях; уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленных целей. Успешно взаимодействуют с окружающими.

Тип материнско-детских отношений: партнерский. Характерны также раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость и уклонение от контакта с ребенком. Ощущение самопожертвования в роли матери, семейные конфликты, безучастность мужа, его невовлеченность в дела семьи.

Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: нелогичность в отношениях предполагает подстройку под определенную оценку окружающих – т. е. имеет место факт гиперсоциальности.

Второй тип.

 Особенности: тревожно-мнительный тип характера, которому свойственно тревожность, боязливость, нерешительность, сомнения. Послушание, уступчивость, склонность к подчинению, зависимость. По ЛД – интровертированы.

 Тип материнско-детских отношений: побуждение словесных проявлений, вербализация, уравнительное отношение между родителем и ребенком. Близкий эмоциональный контакт с ребенком, гиперопека. Ограниченность интересами семьи, заботами о семье и ребенке.

Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: мать компенсирует свою тревожность в гиперопеке ребенка.

 Третий тип.

 Особенности: сочетание психастении – тревоги и мнительности, с педантичностью и усердием. Отсутствие склонности к легкомыслию.

 Тип материнско-детских отношений: Партнерские отношения. Также присутствует раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость. Уклоняются от контакта с ребенком. Ощущают себя жертвой в роли матери, присутствуют семейные конфликты, невключенность в дела семьи мужа. Зависимость и несостоятельность матери.

 Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: наличествует яркое рассогласование между внутренним отношением к ребенку и его внешними проявлениями.

Таким образом, стигматизация матерей детей с нарушениями интеллекта, считающих, что окружающие негативно относятся к их детям, влияет на материнско – детские отношения, проявляясь в материнской гиперопеке детей, близкой эмоциональной дистанции с ребенком, уравнительным отношением между матерью и ребенком.

Большинство матерей детей с нарушениями интеллекта критически относятся к себе, неудовлетворены собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями.

Также большинство матерей детей с нарушениями интеллекта не видят будущего для своих детей, или затрудняются с ответом, какое будущее ждет их детей.

Источник: http://20sp.detkin-club.ru/parents/76651

Семейное воспитание детей с умственной отсталостью

Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

   Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% – недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможность своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются  в помощи специалистов в этом вопросе. Воспитанием ребёнка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребёнок предоставлен сам себе.

  В семьях дети с лёгкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в лёгкой степени.

Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, чем у родителей детей, развивающихся нормально.

Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистем, но и детскую т.к.

не развиваются взаимоотношения с братьями и сёстрами. Ребёнок чувствует своё одиночество, отверженность в семье.  Отцы практически отстраняются от воспитания даже в тех случаях, когда не могут оправдать это занятостью на работе, т.к. не имеют работы.

В таких семьях отмечается повышенная частота повторных случаев умственно  отсталых детей. Таким образом, необходим дифференцированный подход к оказанию помощи этим семьям, включая медико-генетическое консультирование и планирование семьи.

   Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска.

Большинство родителей детей с интеллектуальной недостаточностью имеют начальное среднее и среднее специальное образование. Почти ¼ семей, воспитывающих умственно отсталого ребёнка – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приёмными отцами живут 73,5% таких детей.

Такое положение ребёнка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.

   В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг другу и собственным детям.

    Подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.

   Характерными нарушениями родительского поведения в случае рождения больного ребёнка являются: потворствующая гиперопека, стиль «фобия потери ребёнка» либо скрытая или открытая отчуждённость связанная с психической депривацией ребёнка. Наиболее тяжелым последствием гиперопеки является отставание в психическом развитии ребёнка.

   Потворствующая гиперопека может быть связана с неверием в силы ребёнка, его возможности, а также с «фобией утраты ребёнка». Гипертрофированный страх за ребёнка передаётся от матери самому ребёнку, формируя у него «избегающее» поведение и определяя формирование его симбиотической связи с матерью.

В таких случаях речь не идёт даже об элементах формирования самостоятельности у ребёнка.

Эмоциональное отвержение чаще всего имеет место, когда ребёнок не оправдывает ожидания родителей, не удовлетворяет их социальных амбиций, что проявляется в повышенном уровне тревожности у ребёнка, его педагогической запущенности, отставания в психическом развитии и девиантном поведении в более старшем возрасте.

   Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребёнка и не замечать положительных явлений.

Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создаёт ситуацию депривации и ещё более замедляет развитие ребёнка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребёнок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира.

Для ребёнка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.

Роль матери в воспитании умственно отсталого ребенка

Материнство –  это не синоним женственности, а лишь одна из ролей женщины, одна из ее обязанностей. В отличие от отца на мать возлагается особая роль в семье. В чем же она заключается?

Мать – это зеркало в которое смотрится ребенок. Для него очень важен положительный пример матери. Она учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, душевного отношения к людям, поскольку обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Кроме воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она выполняет множество различных работ, связанным с домашним хозяйством.

В семье, где мать занимает доминирующее положение, это может отрицательно сказаться на отношении дочери или сына к своему отцу. Мать не должна лишать детей самого большого счастья – считать, что им достались лучшие родители.

Особенно важна для ребенка с умственной отсталостью поддержка добрым взглядом, улыбкой, приятным словом, используя разнообразные способы передачи чувств. Не отдаляться от детей, больше общаться с ними.

В общении стараться не повышать голос, не оскорблять, не читать морали.

Говорить ребенку, что он такой же как и все остальные нормальные дети, всеми силами помогать ему, формировать чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости и необходимости, позволять ему чувствовать себя свободным и самостоятельным.

Матери должны быть справедливыми по отношению к своим детям, стараться правильно реагировать на совершаемые ими поступки: не ругать и не применять физические наказаний, а во всем разбираться и пытаться понять причины плохого поведения.

Не обвинять, вежливо и спокойно объяснить ребенку свое отношение к его поведению. Иногда его следует просто обнять, пожалеть, сказать ему несколько ласковых слов. И все «плохое» поведение ребенка прекратится.

Ошибки ребенка и его поступки не должны влиять на любовь матери к нему.

Желательно чаще говорить «нестандартному» ребенку о своей любви, причем независимо от его успехов или провинностей. Он должен быть уверен, что даже ели принесет плохую отметку, любить его папа и мама меньше не станут.

Следует отметить, что болезнь ребенка зачастую отвлекает мать от общественно полезного труда, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Такая ситуация еще более усугубляет тяжелое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и нанося вред его дезадаптации.

Роль отца в воспитании умственно отсталого ребенка

Что делает мужчину хорошим отцом? Как отмечает психолог Л.М.Фридман, хороший отец – это прежде всего настоящий мужчина. Отношение отца к матери готовит детей к будущей половой и семейной жизни, учит их с любовью и уважением относиться к родным. Именно поэтому хороший отец всегда выступает сначала образцом настоящего мужчины и только потом – идеального мужчины.

В жизни ребенка отец выступает примером правильного поведения. Дети во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и др. Для детей с умственной отсталостью особенно важно, чтобы отец уделял им больше времени, помогал делать уроки, участвовал в совместном досуге, играл с ними.

В последнее время все более ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей.

Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у них ещё больше  (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность.

Кроме того, в семьях, где мать играет доминирующую, авторитетную роль, у детей развиваются неврозы, снижается успеваемость, усиливаются страхи и тревожные состояния.

Своеобразные черты личности отца определяют характер его отношений с ребенком гораздо в большей мере, чем время, которое он ему уделяет.

Для полноценного развития и воспитания ребенка в семье необходим институт отцовства. Отцовство – своего рода экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет свои лучшие качества, такие, как доброта, верность, отзывчивость.

Мужчина, готовый к отцовству, не считает, что дети с недостатками в развитии могут обременять его больше, чем он ожидает. Он знает, что в  течении многих лет они будут неумелыми, шумными, требующими постоянного внимания и ухода ; понимает, что они будут непременно ставить перед ним все новые и новые проблемы. Взаимоотношения с отцом во многом помогают развитию ребёнка.

Общие стратегии нормализации жизни семьи

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила “в себя”, не стеснялась своего больного ребенка.

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать. Каждый ребенок является уникальной личностью. Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания.

Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

  Итак, вот основные моменты нормализации жизни семьи с «нестандартным» ребенком:

1.Не замыкаться в своем горе. Попытаться найти опору в родителях других детей с особенностями  развития. Опыт других семей позволит преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

2. Не скрывать ничего от близких. Держать их в курсе проблем ребенка.

3. Находить и изучать информацию о возможностях обучения и воспитания ребенка. Искать подходящие образовательные учреждения.

4. Научиться справляться со своими чувствами.

5. Не забывать о себе и своих интересах.

6. Помогать другим людям с аналогичными проблемами.

7. Не забывать, что ребенку родители нужны здоровые и счастливые.

8. Находить возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.

Заключение

Итак, подводя итоги нашей работы можно с уверенностью сказать, что семья играет важную роль в воспитании ребёнка. Мы попытались раскрыть все стороны воспитания ребёнка с умственной отсталостью в семье. Именно семья помогает социализации ребёнка в обществе.

Забота и внимание родителей помогает сформировать у ребёнка основные качества личности. Самое главное это ежедневный контакт с ребенком,  эмоциональная устойчивость родителей, и наглядный пример любви, добра, помощи, справедливости.

К таким детям нужно иметь терпение, верить в них и показать свою любовь к ним, ведь любовь творит чудеса.

Литература:

1.У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.

2.Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. – №6

3. В.П. Волчок Психология семейного воспитания. Витебск. 2005.

4.В.П. Волчок Семейное воспитание детей с особенностями психофизического развития. Витебск. 2005.

5.И.П.Подласый Педагогика. Москва. ВЛАДОС 1999.

Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/semejnoe-vospitanie-detej-s-umstvennoj/459038-1737893-page2.html

Страница Психолога
Добавить комментарий