Самара лечение заикания

Лечение заикания у детей и взрослых

Самара лечение заикания

В октябре 2015 года я успешно прошла курс обучения методикелечения заикания у взрослых Л.З.Арутюнян (Андроновой) “Устойчивая нормализация речи” в Московском речевом центре “Арлилия”.

1-го декабря в Самаре открылся филиал этого центра по адресу ул. Рабочая, 21 А.

Более подробную информацию можно получить по тел. 8-909-342-35-38 или по электронной почте olga-krems@yandex.ru.

Заикание возникает чаще всего в детском возрасте (с 2-х до 5-ти лет), и проявляется речевыми судорогами, состоянием тревоги, страха, различными невротическими проявлениями.

Заикание бывает неврозоподобным, когда оно возникает на фоне отстающего речевого онтогенеза – человек заикается одинаково в любой ситуации и невротическим – степень заикания зависит от определенных влияний внешней среды.

Заикающиеся пациенты часто говорят о том, что их дефект – большая несправедливость и объясняют это несоответствием между впечатлением, которое производит заикающийся человек на слушателей и действительным состоянием его личности.

В большинстве своем заикающиеся умные и талантливые люди, а впечатление после общения с ними часто бывает прямо противоположным, что же происходит?

Для объяснения этого необходимо проследить путь развития заикания:

Возникновение дефекта заикания

Возможны два варианта:

  1. Заикание возникает на фоне отстающего речевого развития.
  2. Возникает под влиянием стресса.

Возникнув однажды речевая судорога записывается в долговременную память, т.к. мозг фиксирует все, что происходит с человеком для выработки индивидуальной стратегии поведения. Речь становится “опасной”.

Не зная как решить проблему речевых судорог, мозг выстраивает программу, главной целью которой является сведение речевого общения до минимума. Человек молчит, даже в том случае, когда молчать нельзя.

В итоге формируется ранимая, зависимая личность.

В действительности заикающиеся, конечно, не такие. Для полного раскрытия личностного потенциала, для полноценной жизни необходимо снять речевые судороги, снизить уровень тревожности, преодолеть страх речи.

Все очень просто. Нужно только знать, как это сделать, нужно большое желание и воля, ежедневный рутинный труд, высокий уровень самоконтроля. Необходима любовь и уважение к себе, чтобы выполнить эту работу.

Прекрасную возможность лечения заикания представляет методика Андроновой Л.З.. Я в своей работе успешно применяю ее (на основании лицензионного договора).

Можно рассматривать заикание как большую несправедливость, а можно как хорошую возможность для роста. Выбор за Вами.

Лечение заикания у взрослых

При лечении заикания у взрослых логопедическая работа делится на 3 этапа:

  • Основной курс – 10 дней, занятия каждый день по 4 часаЦель первого этапа – выработать у пациента новый речедвигательный навык, связать речь с чувством спокойствия, укрепить новый речевой стереотип в разнообразных условиях.
  • Второй этап лечения заикания – два занятия, длительностью 4 часа, через неделю после основного курса.На данном этапе происходит закрепление достигнутого, обсуждаются результаты работы.
  • Третий этап лечения заикания – два занятия в месяц, в течение 11 месяцев.Характеризуется увеличением объема самостоятельной работы, пациенты учатся выстраивать свои выступления, воспитывают уверенность в себе. В процессе работы автоматизируется новый речевой навык, преодолеваются вторичные наслоения заикания (страх речи, навязчивые мысли, уловки) пациенты переходят к естественно речи.

Таким образом, в течение года речь заикающихся нормализуется полностью.

Особенности лечения заикания у детей

План работы строится несколько иначе, чем при работе со взрослыми пациентами.

  • Режим молчания – примерно одна неделя.Цель первого этапа – затормозить патологический речедвигательный стереотип, т.е. “забыть заикание”.
  • Выработка нового речедвигательного навыка – примерно два месяца.На данном этапе у детей вырабатывается новый речедвигательный навык, связать речь с чувством спокойствия, укрепить новый речевой стереотип.
  • Закрепление нового речедвигательного навыка – примерно девять месяцев.На третьем этапе происходит закрепление новой речи в разнообразных условиях общения. В процессе этой работы вырабатывается свой темп и ритм, речь становится все более свободной и выразительной.

После года работы у ребенка вырабатывается естественная речь без заикания в любых условиях.

Если Ваш ребенок заикается (рекомендации родителям)

Ребенок в возрасте примерно до 12 лет, даже занимаясь с логопедом, не способен без помощи родителей справиться с заиканием.

Это связано с тем, что коррекция заикания – это и речевой режим, и режим дня, и личностный рост, и определенная система поступков.

Для успешного лечения заикания необходим постоянный контроль и постоянная работа в течение всего дня на протяжении года. Редкий ребенок способен организовать себя таким образом, поэтому помощь и забота родителей необходимы.

Триаду заикания составляют: речевые судороги, состояние тревожности и желание скрыть дефект. Исходя из этого, родителям необходимо помнить следующее:

  • Заикающемуся ребенку нужно обеспечить строгий режим дня: должно быть разумное чередование нагрузок и отдыха. Сон – не менее 8 часов в день, очень желателен дневной сон, все это способствует уменьшению тревожности.
  • Ребенку полезны физические упражнения, особенно плавание, т.к. это способствует укреплению нервной системы.
  • Нужно разумно ограничит речевую нагрузку, но ни в коем случае не путем запретов, а путем особого построения диалога, при котором не требуется развернутых ответов. Это способствует уменьшению фиксации внимания ребенка на недостатке.
  • В случае если ребенок начал длинную фразу нужно выслушивать его до конца совершенно спокойно, не помогая ему и не перебивая его, чтобы не увеличить степень его тревожности.
  • Ни в коем случае не говорить: “скажи правильно”. Этой фразой Вы заранее ставите ребенка в ситуацию неуспеха.
  • Не обсуждайте речь ребенка в его присутствии, этим вы только фиксируете его на заикании.
  • Не показывайте свою тревогу по поводу его дефекта. Ваша тревога увеличит его собственную в несколько раз.
  • Самое главное – обратитесь к специалисту.

Нужно научиться “видеть” и “слышать” своего ребенка, т.к. это необходимо для установления доверительных отношений, без которых совместная работа по преодолению заикания невозможна.

Источник: http://www.logoped-samara.ru/zaik.html

Лечение заикания с помощью гипноза и логопедической помощи

Самара лечение заикания

В нашем центре успешно практикуется лечение заикания гипнозом. Как показывает практический опыт, лучших безрецидивных успехов в лечении заикания можно достичь, применяя комплексный подход, включающий в себя психотерапию и гипноз.

На первичной консультации скрупулезно и тактично собираются данные пациента о речевом развитии в детстве, времени и предполагаемой причине заикания, домашней обстановке, отношении окружающих к его дефекту, в какой ситуации запинки появляются чаще, что способствует их уменьшению. Далее подбирается методика, учитывая тип, характер заикания и индивидуальные особенности пациента.

Следует отметить, как важна окружающая обстановка, которую можно назвать лечебной. Еще И.М.

Сеченов (выдающийся русский психолог и физиолог, 1829 – 1905) указывал на то, что в научное понимание организма человека и его деятельности, должна входить и влияющая на него среда, так как без последней существование организма невозможно.

Среде придается решающее значение в формировании и развитии организма, а также и в возникновении и, следовательно, устранении болезненных процессов.

Если идет речь о необходимости благоприятного окружения для пациентов с заиканием, то имеется в виду прежде всего создание для них такого образа жизни, который содействовал бы более быстрой нормализации нарушенных функций организма, в частности ВНД (высшей нервной деятельности).

Огромную роль играет домашняя обстановка, отношение близких пациента к его дефекту, умение выслушать его; а также психологическая атмосфера в семье в целом.

Как показывает практика, роль психотерапевтического лечения с возрастом заикающихся пациентов увеличивается.

Усложняются и увеличиваются клинические признаки заикания, связанные с повышение роли слова как фактора социального общения, фиксации на своем речевом дефекте.

В связи с этим у пациентов наблюдаются частые спады настроения, навязчивые страхи, в частности страх речи, реактивные состояния.

Психотерапия и логопедическая работа являются равноценными компонентами комплексного воздействия и дают положительный результат, способствуют профилактике рецидивов заикания.

Развитие и лечение заикания у детей

Заикание – это нарушение ритма и плавности речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов или слов. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет.

В преобладающем большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинается с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих фразовую речь.

По мере роста и развития ребенка речь становиться более осознанной, но вербализировать свои желания в полной мере ребенок еще не может, так как словарный запас его ограничен, стремление высказаться велико, особенно когда ребенок находится в состоянии возбуждения.

Эмоции захлестывают его, он торопится, мысли бегут стремительно, еще не оформлены в слова, слов не хватает, ребенок начинает «захлебываться», волнуется еще больше, потому что его не понимают.

Нарушение баланса процессов формирования произношения речи, ее фонетической и языковой стороны, может привести к расстройству речи в виде нарушения плавности и слитности.

Патологический темп и ритм речи формируются также быстро, как и навык нормальной речи. Чем больше пациент фиксирован на своем дефекте произношения, тем меньше он опирается на невербальные составляющие речи (жесты, мимика), его внимание сосредоточено только на речи, которая при этом страдает еще сильнее.

С возрастом логофобия (страх речи) носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта.

Гипноз как метод лечения

Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания, в том числе психотерапия, в пределах которой используется гипноз.

Это абсолютно безопасный и действенный способ устранения причин и последствий заболевания. Гипноз благоприятно влияет на организм человека, расслабляет переутомленные мышцы, и речевой аппарат также избавляется от перенапряжения, снимаются «речевые зажимы», устраняется чувство страха перед свободной речью.

Если заикание имеет легкую форму, результат будет виден после первого сеанса гипноза. При более серьезных проблемах речевого аппарата потребуется несколько сеансов для полного излечения.

Преимущества гипноза при заикании

1. Получить положительный результат можно независимо от степени тяжести заболевания и возраста пациента.

2. После полной ремиссии отсутствует возможность возобновления проблемы, появления каких-либо осложнений или побочных эффектов от гипноза.

3. Отсутствие дополнительных денежных трат на методики терапии или оборудование: все, что необходимо, – это желание вылечиться и квалифицированный специалист.

4. Эффективность процедуры можно ощутить уже после первого гипнотического сна, а с последующими сеансами результат будет закреплен.

5. При лечении заикания гипнозом в нашем центре устраняется не только основная проблема, но также ликвидируется значительная часть психологических проблем пациента, улучшается его общефизическое состояние и самочувствие.

Источник: https://relief63.ru/stuttering/

1июн2012 Как я лечился от заикания. Дмитрий Спирин

Самара лечение заикания

«Заика» – неприятно, когда тебя так называют, не правда ли? Это история о том, как я, человек, который заикается последние 20 лет, решил вылечиться от этого заболевания, ну, и о том, как с ним жил.

Заикание сопровождало меня практически всю сознательную жизнь.

Появилось оно еще в раннем детстве – лет в пять. Версий о том, из-за чего я начал заикаться было несколько. Но наиболее правдоподобна, на мой взгляд, одна: по словам близких, я чего-то испугался в больнице. С тех пор и заикаюсь.

Что уж там было такого страшного, не знаю – но людей в белых халатах, вне зависимости от того, врачи они или нет, все же опасался довольно длительное время.

Первые два школьных года я учился в специальном учреждении – по сути, это была школа-интернат, где обычная общеобразовательная программа сопровождалась занятиями на исправление дефектов речи. Когда я перестал заикаться, меня перевели в обычную школу. Но прошел год, и все вернулось на круги своя.

Мое заикание Конечно, заикание сильно повлияло на мою жизнь – на то, что я сделал, а точнее – на то, чего не сделал. На самом деле, я нормально общаюсь, в основном, с более или менее знакомыми людьми. Мне сложно сблизиться с человеком без какого-то посредника, то есть без другого человека – общего знакомого.В общем, в свои 26 я решил попробовать избавиться от этого невеселого «спутника» жизни. О том, как проходило мое лечение, я и хочу рассказать. В течение месяца я ходил на занятия с логопедом, психотерапевтом и прочими специалистами и в течение всего этого времени вел дневник. Первой записью в нем стало сочинение на тему «Мое заикание». Полностью его приводить не буду – лишь некоторые моменты: «Я не раз осознавал, какой огромный след заикание оставило в моей жизни, в моей психике. И с каждым годом этот след представляется мне все больше и больше. Тем не менее, у меня никогда не было стойкого и сколь либо длительного желания избавиться от заикания. Видимо, дело в том, что меня, по большей части, окружали весьма тактичные люди. За всю свою жизнь я помню всего один случай раздраженного замечания в адрес моего дефекта. Некоторые девушки даже говорили, что мне это идет и является своеобразной изюминкой. Однако, если осознать весь вред, который принесло моему душевному состоянию это заболевание, можно с уверенностью сказать, что я совсем не тот человек, каким мог бы стать. Все эти годы у меня прямо перед глазами находился корень моей робости, застенчивости, нерешительности и причина заниженной самооценки, но я предпочитал его не замечать. Ведь для борьбы с ним пришлось бы разрушить текущий порядок вещей, чему, в свою очередь, препятствует моя нерешительность. Получается замкнутый круг».

Запинки – лишь вершина айсберга

На первом же занятии мы попытались понять, что есть заикание. Так вот – оно описывается как айсберг. Люди видят лишь малую его часть – ту, что находится над линией воды. Это те самые злосчастные запинки. Но все мы знаем, что основная часть айсберга скрыта от человеческих глаз. Именно там находятся корни и следствия запинок. И их, к сожалению, предостаточно. Ведь человек, который заикается, все время живет в напряжении. На занятиях мы делали специальные упражнения на расслабление – ну успокаивает и то, что ты находишься в кругу людей, которые имеют схожие проблемы. В общем, именно там я реально прочувствовал разницу между моим обычным состоянием и состоянием человека, который может говорить без проблем и напрягов.Так вот в нижней, невидимой, но самой обширной, части айсберга располагаются свойственные почти всем «заикам» обидчивость, неуверенность в себе. Зачастую из-за того, что нервничаешь, очень много внимания уделяешь мнению других людей о себе. По себе знаю: всегда нужно понять и осмыслить, что про меня подумают, скажут люди. Как следствие, постоянно боишься, что тебя не так воспримут, не так поймут. В итоге предпочитаешь меньше говорить, а в незнакомой компании вообще помалкивать. Да, мы отличные слушатели, но не очень-то разговорчивы.Более того, из-за всего этого стараешься во время разговора не смотреть человеку в глаза. Если мне нужно разговаривать с человеком незнакомым или малознакомым, то взгляд в глаза – это сложно. Даже на человека сложно смотреть. Я разговариваю, глядя в потолок, в сторону.Вообще в нижней части айсберга очень много всего. Здоровым людям сложно поверить, что заикание может спровоцировать столько проблем, развить столько комплексов и страхов, однако корни этого заболевания необычайно глубоки.В общем, проанализировав все это, я понял, что избавление от заикания, вернее не столько от него самого, сколько от всех его следствий, станет очень мощным толчком к изменению моей жизни. То есть важно даже не избавление от собственно запинок, а иное ощущение себя. Сложность лечения заключается и в том, чтобы еще не излечившись, уже начать себя вести как здоровый уверенный человек. Вместо таблеток тут используется вера в себя, что, к сожалению, не всем под силу.

Собственно лечение

В нем можно выделить несколько аспектов. Немаловажное значение играет, конечно, логопедический – это тренировка правильного дыхания, правильного построения фразы.С этим я довольно просто справился. Гораздо сложнее, чем обучение логопедическим основам, для меня стали так называемые функциональные тренировки. Некоторые даже оказались невыполнимы, но не физически, а, скорее, психологически.Суть этих тренировок заключалась в том, чтобы, например, идти на улицу и разговаривать с прохожими. Таким образом мы должны были преодолеть свой страх перед общением. На первой тренировке я должен был пойти на улицу и общаться с людьми записками – узнавать, как пройти туда-то. В общем, это было не очень-то сложно, а местами даже забавно. Особенно, когда один цыганский мальчик, который, как выяснилось, не умел читать, решил, что я собираюсь подарить ему блокнот.Сложнее было после. Например, я проводил соцопрос о том, как люди относятся к заиканию. Выяснилось, что большинство – довольно спокойно и нейтрально. Только один человек признался, что его напрягает такая речь. В этот момент я порадовался, что в разговоре с ним ни разу не заикнулся.Еще одним аспектом лечения, который для меня оказался сложным в психологическом плане, была лечебная речь. Это такой тип речи, когда ты говоришь очень медленно. Причем, чисто физически я научился правильно говорить этой речью, но заставить себя так общаться с людьми не смог – как-то уж слишком некомфортно, неудобно это  для меня было.Получается, что я так и не преодолел себя. Я с этим ни капли не спорю – на самом деле, когда я понял, что нужно делать, то осознал: к некоторым моментам я реально не готов. Было испытание, которое я так и не заставил себя сделать. Нужно было пойти на остановку и рассказать стихотворение на лечебной речи. Не перешагнул через свои страхи…В последний день, когда окончился курс, мы шли домой с моей коллегой по несчастью, и вдруг она заявила: «Дима, идем на остановку, ты должен рассказать стихотворение!» И даже здесь я отказался – видимо, самый главный страх показаться не таким как все, неправильным что ли, странным, так и остался со мной. Но зато я, по крайней мере, его полностью осознал, и думаю что найду силы от него избавиться. Ведь в сущности это такие глупости – забивать себе голову мнениями и оценками совершенно незнакомых и неважных людей. Пройти курс лечения стоило хотя бы для осознания того, сколько в голове ненужных, мешающих комфортно жить мыслей. Еще одним интересным заданием было недельное молчание. Многое понял за это время – в частности, осознал, как прекрасно говорить. В последний день, нам традиционно сказали, что наше лечение только начинается. Ведь заикание – это хроническая болезнь. То есть ты не можешь его вылечить – ты можешь взять его под контроль.Поэтому нужно определить для себя, что тебе сложно сделать и делать это. Наш логопед все время говорила – чтобы преодолеть свой страх, нужно идти туда, где страшно. Так что впереди еще много работы над собой…Как я уже писал в своем дневнике: «Сейчас мое заикание представляется мне плотиной. Плотиной, за которой находится множество не пережитых мной фрагментов моей собственной жизни: не сделанные дела, нереализованные возможности, не пережитые чувства и много-много-много несказанных слов. А тут, по эту сторону, слишком много молчания и пустоты. И я верю, что скоро эта плотина рухнет. Надеюсь, что не захлебнусь от счастья». Дмитрий СПИРИН Публикуется в сокращении. Ранее материал печатался в журнале «Личный врач».

Источник: https://mi-udivljaem.livejournal.com/1084.html

Страница Психолога
Добавить комментарий