Рекомендации родителям ребенка с синдромом дауна

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Рекомендации родителям ребенка с синдромом дауна

Елена Савосина
Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Конспект занятий на тему:

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна.

Психолог

Савосина Е. А.

г. Ершов

2018 год.

Дорогие родители!

Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребенок, как Вы ожидали, он другой, не тот на которого вы надеялись. Он иначе выглядит, он ведет себя по-другому, ему нужно больше помощи в развитии, чем всем другим детям, ему нужна также терапевтическая помощь и поддержка.

Синдром Дауна – и вот уже все изменилось. Но все же, Ваш ребенок с особенностями в развитии, прежде всего Ваш ребенок, со своей радостью и смехом, со своими потребностями в нежности и ласке.

Ваш ребенок такой же,как и все другие: ему нужно ласковое обращение, игра и удовольствия, друзья и подруги. Он дружелюбен, нуждается в друзьях, родителях, выполняют его желания и просьбы, не жертвуя собой, а понимая и любя. Дети с синдромом Дауна должны жить дальше и найти в своей жизни определенную поддержку.

В общении с ребенком:

-Всегда помните – что ваш ребенок это личность со своими надеждами, мечтами, правами и достоинствами.

-Не пытайтесь найти «проявления синдрома» в поведении ребенка, его эмоциях. Ваш ребенок может проявлять свои чувства, так же как и любой другой ребенок.

-Помните, что основные потребности Вашего ребенка ничем не отличаются от потребностей любого другого ребенка.

-Постарайтесь не забивать нуждами Вашего ребенка потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармонична.

-Помните, что ребенок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

-Ребенок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же!

В общении с другими людьми:

-Никогда не принимайте утверждений ни от друзей, ни от специалистов, которые звучат как «Они все такие как…». Настаивайте на том, что навыки и особенности вашего ребенка должны расцениваться индивидуально.

-Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.

-Старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих

-Заводите новых друзей, если это нужно, чтобы и вы и ваш ребенок чувствовали себя комфортно.

-Постарайтесь понять, что некоторые люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.

-Используйте Интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями.

В общении со специалистами:

-Спросите человека, который дает вам советы или информацию о том, что такое синдром Дауна, где он получил данную информацию, и какой опыт непосредственного общения с людьми с синдромом Дауна он имеет сам.

-Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

-Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватном, удобном для беседы месте.

-Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно вам сказать и как наилучшим образом помочь именно вам,поэтому:

.задавайте любые вопросы относительно своего ребенка, даже если они могут показаться вам тривиальными;

.попросите познакомить вас с другими родителями детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить с ними о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребенок, и как они чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

.обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах, касающихся их собственного ребенка.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/sovety-dlja-roditelei-rebenka-s-sindromom-dauna.html

Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна

Рекомендации родителям ребенка с синдромом дауна

Особенностиразвития

Ребенок раннеговозраста с синдромом Дауна проходит теже этапы развития, что и ребенок безнарушения развития, но средние срокипоявления навыка запаздывают по сравнениюс нормативными. У детей с синдромомДауна возрастная разница в срокахпоявления навыков гораздо больше, чему их обычных сверстников, но появлениеотдельных навыков попадают в диапазонвозрастной нормы.

Взаимная привязанностьмладенца и родителей, атмосфера любвии заботы, окружающая ребенка в семье,обеспечивают основные условия, необходимыеему для развития. И дети с синдромомДауна не являются исключением.

Важно знать, чтоу детей с синдромом Дауна началоустановления зрительного контактаможет задерживаться на две-две с половинойнедели, наблюдается более позднеепоявление улыбки и ее меньшаявыразительность.

Дети активно вокализируютв 6 месяцев, что на два месяца позже, чему их сверстников. Если члены семьи незнают об этих особенностях, им можетпоказаться, что ребенок безразличен ине реагирует на их присутствие.

А междутем малыш готов к взаимодействию.

Понимание речиокружающих у каждого ребенка опережаетсобственную речь. При синдроме Даунаэтот разрыв больше по объему словаря идлиннее по времени. Ребёнок понимает очем идет речь, но не может ответить. Емутрудно выразить свои желания и просьбы,а это мешает его общему развитию и ведетк появлению проблем в поведении.

В раннем детстведвигательное развитие совместно сформированием общения и восприятияявляются фундаментом раннего развития.

В каждом человеке потребность к движениюзаложена изначально, и дети с синдромомДауна не являются исключением, однакоформирование двигательных навыков уних происходит иначе, чем у обычноразвивающихся сверстников.

Умениесохранять статичную позу появляетсянамного раньше, чем способность к сменепоз.

Говоря о двигательнойсфере, следует отметить, что у детей ссиндромом Дауна мелкие/тонкие движениярук также имеют свои особенности:

  1. вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем.

  2. ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребенка, и он теряет интерес к деятельности.

  3. формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна происходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствие специальной работы возможно длительной застревание на ладонных формах захвата. Сила захвата снижена.

Говоря о степениснижения когнитивного развития, следуетотметить, что степень отставаниякогнитивного развития большинствадетей раннего возраста с синдромомДауна находится в пределах от легкойдо средней.

Особенности познавательнойдеятельности не являются единственнымфактором, предопределяющим развитиеребенка, которое в значительной степенизависит от его взаимодействия сокружением, в частности, от наличия илиотсутсвия стимулирующих условий.

Наилучшее времядля формирования культурно-гигиеническихнавыков приходится на раннее детство.

Важно помнить, что в основе их развитиялежит предметная деятельность ребенка,которая возникает в процессе егосотрудничества со взрослыми.

Срокиформирования навыков самообслуживаниязависят как от возможностей ребенка,так и от представлений родителей о том,в каком возрасте можно и нужно обучатьего этим навыкам.

Рекомендацииродителям:

    1. Имитация поведения младенца — повторение издаваемых им звуков, выражения лица

    2. Использование «детской речи» – высокий, распевный голос. Темп речи медленный с длинными паузами и повторениями.

    3. Использование монолога в форме диалога: при отсутствии сигналов взрослый ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному.

    4. Смена дистанции при общении: приближеник и удаление от лица младенца.

    5. Постоянная тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция: поглаживание, похлопывания, покачивание, тормошение ручек и ножек, нежные объятия и т. д.

    6. Грудное вскармливание. Если оно по каким-то причинам не возможно, то при кормлении из бутылочки нужно имитировать позу грудного вскармливания.

    7. Правильный подбор игрушек и их место расположение. Игрушки должны быть привлекательны для ребенка, с удобной для захвата ручкой. Подвешивать игрушки следует таким образом, чтобы сначала малыш их касался случайно, а потом он сможет научиться тянуться и ударять рукой по желанному предмету.

    8. При общении с ребенком следует использовать «контактные» позы.

    9. Во время игры с ребенком необходимо регулировать темп своих действий , все движения производить очень медленно, не забывать делать паузы, необходимые для того, чтобы малыш успел прореагировать.

    10. Необходимо уделить особое внимание развитию крупной моторики, т. к. недостаточная сила мышц и эластичность связок затрудняют формирование движений. Развитие крупной моторики позволяет предупредить нарушения других сфер развития. Особенно это касается развития мелкой моторики и познавательной деятельности.

    11. Временное использование замещающих навыков

    12. Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.

    13. Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.

    Источник: https://studfile.net/preview/3289575/page:3/

    Рекомендации для родителей солнечных детей: проблемы психического здоровья

    Рекомендации родителям ребенка с синдромом дауна

    Половина всех детей и взрослых с синдромом Дауна сталкиваются с серьезной проблемой психического здоровья в течение своей жизни.

    Наиболее распространенные проблемы психического здоровья:

    • общее беспокойство;
    • застревающее и обсессивно-компульсивное расстройство;
    • оппозиционное, импульсивное, невнимательное поведение;
    • трудности со сном;
    • депрессия;
    • симптомы аутизма;
    • нейропсихологические проблемы, характеризующиеся постепенной потерей познавательных способностей.

    Характер проблем психического здоровья при синдроме Дауна варьируется в зависимости от возраста и характеристик развития.

    Ранний школьный период

    Дети раннего школьного возраста, имеющие ограничения в языковых и коммуникативных навыках, познавательных и невербальных способностях решения проблем, демонстрируют повышенную уязвимость:

    • Подрывное, импульсивное, невнимательное, гиперактивное, оппозиционное поведение, СДВГ;
    • Тревожное, застрявшее, негибкое поведение;
    • Повторяющееся, стереотипное поведение;
    • хронические проблемы сна, дневная сонливость, усталость, проблемы, связанные с настроением.

    Старшая школа, подростки

    Старшие дети школьного возраста и подростки, также молодые люди с лучшими языковыми, когнитивными навыками демонстрируют:

    • Депрессия, социальный уход, утрата интересов;
    • Обобщенная тревога;
    • Обсессивно-компульсивное поведение;
    • Регресс со снижением когнитивных и социальных навыков;
    • Хронические проблемы сна, дневная сонливость, усталость, проблемы с настроением.

    Пожилой возраст

    Пожилые люди демонстрируют:

    • Обобщенная тревога;
    • Депрессия, социальный уход, потеря интереса, снижение самопомощи;
    • Регресс со снижением познавательных, социальных навыков;
    • Деменция.

    Все эти изменения поведения часто происходят как реакция на психосоциальный или экологический стресс, вызванный, например, смертью или болезнью близкого человека или отъездом от этого человека.

    Это общий вопрос, который часто касается родителей. Для человека с синдромом Дауна, у которого есть дополнительная «поведенческая проблема», врач обычно проводит ряд базовых тестов, чтобы исключить связанные медицинские условия. Среди них рекомендуем рассмотреть следующее:

    • Тесты на функции щитовидной железы.
    • Запора или затруднения работы кишечника необходимо исключить. Это прекрасная возможность использовать здоровое питание в качестве инструмента для усиления позитивного поведения.

    Наконец, обращаясь к любой потенциальной медицинской проблеме в контексте лечения «поведенческой проблемы», рассмотрим следующие оговорки:

    • Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и взрослых с синдромом Дауна не всегда обусловлены основным заболеванием. Однако, чтобы получить всестороннюю оценку, медицинские условия, должны быть исключены.
    • Медицинские условия, даже если они сами по себе не могут вызывать эмоциональные или поведенческие проблемы, могут усугубить их или сделать человека устойчивым к лечению этой проблемы.
    • Исправление состояния здоровья, такого как гипотиреоз, не может устранить основные эмоциональные или поведенческие проблемы, которые, необходимо рассматривать одновременно. Человек с гипотиреозом плюс депрессией вряд ли будет реагировать на лечение только антидепрессантами, если гипотиреоз не будет преодолен.

    Узнать больше  Атаксия Фридрейха в пожилом возрасте и у детей

    Другими словами, существует «взаимодействие» между медицинскими, эмоциональными и поведенческими проблемами.

    Обобщенная тревога

    Тревога – самая важная проблема среди детей и взрослых с синдромом Дауна. Проявляется как повышенный уровень базовой, ситуационной тревоги, с четкими стрессовыми факторами. Ситуационное беспокойство часто появляется во время новых ситуаций, таких как переходы из дома в школу; во время поездок, еды, сна; в незнакомых ситуациях, когда окружающая среда создает неопределенные ожидания.

    Обсессивно-компульсивные симптомы

    Повышенные уровни беспокойства приводят к тому, что ребенок ведет себя очень жестко, впадая в состояния «застревания», о чем часто сообщают опекуны; в этих ситуациях лучше следовать знакомым процедурам.

    Проблемы сложны для тех, кто ухаживает за ними, потому что человек с синдромом Дауна и генерализованной тревожностью или обсессивно-компульсивным профилем имеет тенденцию застревать, это требует большой степени внимания. Внимание, в свою очередь, усиливает сложное поведение, порождая порочный круг.

    Симптомы СДВГ

    Беспокойство, ерзание, компульсивность, связанные с состоянием генерализованного беспокойства, имеют идентифицируемое начало с более прерывистым курсом (в отличие от дефицита внимания).

    Важно во всех этих ситуациях подробно рассказать историю, чтобы определить источник или экологические триггеры, способствующие тревоге – например, изменения дома, в школе или рабочей среде.

    При таких обстоятельствах оценка антецедентов, поведения, разработка плана изменения поведения и лечения являются существенными. Использование антидепрессантов или противоопухолевых препаратов помогает, но должно применяться для стойкого и серьезного уровня симптомов.

    Депрессивные симптомы

    Люди с симптомами депрессии часто проявляют признаки крайнего социального ухода, чувство грусти, неспособность наслаждаться многими видами деятельности, которые они любили. Родители или опекуны сообщают, что признаки – изменение предыдущего поведения человека.

    Замечательным аспектом депрессии у людей с синдромом Дауна является его связь с вредными экологическими триггерами. Они могут включать ранее непризнанные медицинские заболевания, боль, психосоциальные стрессоры, такие как старшие братья, переход в колледж, внезапное или хроническое заболевание у члена семьи, смерть любимого домашнего животного, отсутствие учителя (отпуск, болезнь). В

    се эти обычные события кажутся необычными для детей с синдромом Дауна; оказывают непропорциональное психологическое воздействие, по сравнению с ответом типичного человека при аналогичных обстоятельствах.

    Лучшим, является лечение, которое сочетает в себе как психосоциальные, так и фармакологические компоненты.

    Узнать больше  Этиология синдрома Блума, кариотип, признаки и лечение

    Гиперактивное, разрушительное поведение

    Дети младших возрастных групп, с большими проблемами в познании и восприимчиво-экспрессивном языке, дефицит внимания часто сопровождается импульсивным, гиперактивным поведением. По этой причине многим назначаются седативные препараты.

    Реакция на них не дает обнадеживающих результатов. Существует определенная неблагоприятная поведенческая активация в ответ на эти лекарства.

    Наиболее часто наблюдаемые побочные эффекты включают раздражительность, ажитацию, агрессивное поведение, переходную тревогу, проблемы со сном.

    Родители или опекуны должны быть предупреждены о неблагоприятных последствиях, потому что они происходят очень скоро после начала лечения.

    По этой причине, для детей с высокой степенью импульсивности и разрушительного поведения даже низкие дозы клонидина ограничены его эффективностью.

    Является ли агрессивное поведение распространенным

    Многие дети и взрослые с синдромом Дауна обладают прекрасным характером: они забавны. Однако их хитроумные выходки могут привести к навязчивому, неконтролируемому социальному поведению. Избыточная импульсивность иногда выходит из-под контроля и доминирует в общем взаимодействии.

    Например, они могут сидеть или лежать и отказываться вставать. Оппозиционные поведенческие проблемы у детей с восприимчиво-экспрессивными, когнитивными ограничениями связаны с повышенным уровнем импульсивного, гиперактивного поведения и часто возникают наряду с симптомами СДВГ.

    Являются ли биполярные расстройства распространенными

    При оценке человека, демонстрирующего признаки нестабильности настроения важно применять комплексный подход. Надо исключить любые медицинские и неврологические состояния, особенно неблагоприятное воздействие лекарств, которые приводят к вторичной нестабильности настроения.

    У маленького ребенка с синдромом Дауна, который проявляет стойкое оппозиционное, импульсивное, разрушительное, раздражительное, агрессивное поведение, может возникнуть расстройство настроения.

    Использование противосудорожных препаратов (как стабилизаторов настроения) следует рассматривать только под пристальным наблюдением.

    Аналогичным образом, использование атипичных нейролептических препаратов следует рассматривать только как последнее средство – опять же, тщательно контролируя потенциальные побочные эффекты. Эти лекарства, ограничены в эффективности и должны использоваться умеренно, в низких дозах.

    Поскольку существует повышенный риск увеличения веса, повышенный аппетит, связанный с атипичными нейролептиками, может дестабилизировать состояние.

    Оценка проблем психического здоровья

    В последние годы значительно улучшилась оценка проблем психического здоровья. Существует широкий спектр доступных инструментов скрининга и диагностики для оценки психических состояний в разных возрастных группах.

    Мы можем лучше измерить неревербальные способности, язык, общение, адаптивное и поведенческое функционирование. Значительная часть текущих знаний основана на клиническом опыте.

    Несмотря на то, что многие люди с синдромом Дауна испытывают значительные когнитивные задержки и другие связанные с ними физические состояния, они обладают очень широким спектром способностей, каждый человек развивается в своем собственном темпе. Многие достигают значимых результатов, ведут приятную и чрезвычайно насыщенную жизнь.

    Источник: https://ovp1.ru/genetic/rekomendatsii-psihicheskogo-zdorovya

    10 вопросов маме ребенка с синдромом Дауна

    Рекомендации родителям ребенка с синдромом дауна

    Светлана Нагаева, мама “солнечного” мальчика Тимура и автор детской книги “ХромоСоня”, в сообществе для родителей ответила на вопросы о синдроме. “Правмир” публикует ответы на некоторые из них.

    — В каком возрасте начинают проявляться отличия от обычных детей, кроме внешних? Какие профессии такие дети могут освоить, вы что-то планируете уже?

    — Отставание есть сразу. Ну, то есть, конечно, все зависит от самого ребенка. И сейчас, когда есть информация, мы (родители) знаем, что и как нужно делать, чтобы это отставание минимизировать.

    В нашей семье, например, мы старались все новое вводить в повседневную жизнь. Вот узнали, что у детей с синдромом Дауна проблема с координацией, мы при случае на качели, качалки, всякие ассиметричные позы принимаем. Или знаем про гипотонус, так мы его теребили побольше. Тут погладишь, там щёчку помнешь и так далее.

    Отличия, кроме внешности, — это гипотонус, проблемы со здоровьем, отставание в развитии. Грубо говоря, сигнал идёт медленнее, сам нервный импульс, поэтому нужно больше времени на обработку информации.

    Иногда по Тиму видно, что он как бы загрузился, подумал, выдал ответ, когда его сверстники выдают его сразу. Поэтому с такими людьми нужно немного больше терпения.

    Профессии не знаю. Моему старшему сыну 13, и я не знаю с ним, какую профессию он выберет. Мне кажется, что сейчас все так быстро меняется, что это сложно спрогнозировать. В данный момент мы работаем над речью, над бытовыми навыками.

    — Вы сталкивались с неприятием со стороны детей и родителей? Как реагируете?

    — С прямой агрессией не сталкивалась в реальной жизни, в интернете да. Но ведь в интернете люди более раскованны, поэтому я понимаю, что расслабляться нельзя.

    А в жизни все, как с нормотипичными детьми: и лопаткой по лбу прилетает, и он нас тоже летит. Реагирую, как и все остальные мамы.

    — Каким Тимура Вы видите в будущем и каким его будущее? В 15, 25, 45 лет?

    — Я честно не представляю. Ни у кого из моих детей. Появление особенного ребенка учит не думать далеко вперёд, а думать сегодня, завтра. Развиваться в зоне ближайшего развития.Это касается всех детей. Я искренне думаю, что сейчас возможно все.

    Если ты хочешь научиться играть на пианино, открывай Ютьюб и играй. Конечно, хирургом так не станешь, но я вижу много людей 35+, которые начали осваивать что-то совершенно новое.

    Пока что Тимур- обычный ребенок, о способностях которого сложно что-то сказать.

    Фейсбук Светланы Нагаевой

    — А у меня вопрос об обратном информировании и обратном обучении общению…   В сентябре вышла неприятная ситуация. У меня двое детей 6 и 2 лет. Гуляли во дворе у школы. И тут на площадку пришло сразу несколько детей с синдромом Дауна в сопровождении мамы одного из них.

      Ну вот моя дочь пошла знакомиться, так как обрадовалась, что пришли дети, с которыми можно поиграть, хотя и старше. Но в ответ меня первая мама попросила покинуть площадку и забрать моих детей, так как ее дочь не любит новых людей.

    Мы ушли, мой ребенок расстроился, что его прогнали.

    — Странная ситуация, даже не знаю, что это могло быть. У меня один раз было так: увидела бабушку с ребенком. У ребенка синдром Дауна, лет 8.

    Я начала с ним разговаривать (а я всегда подхожу знакомиться), но бабушка как-то быстро все прикрыла и практически сбежала.

    Я вижу тут сильную травму. Когда человека бьют в одно и то же место, он не ждёт оттуда ничего хорошего. Просто очень жалко, что той семье так досталось.

    — Пытались ли вы освоить чтение, и, если да, то каким образом?

    — Вообще, есть такая известная специалистка Кристель Манске. У нее есть книга, она переведена на русский «Учение как открытие». Так вот там я впервые прочитала про то, что часто дети с синдромом Дауна из-за сложностей с «произношением» читают раньше, чем произносят. И у нее целая методика на эту тему.

    А мы, например, используем для занятий карточки. И там обязательно есть подпись к каждой картинке. Это, вроде, глобальное чтение называется.

    Фейсбук Светланы Нагаевой

    — Светлана, а как вы справляетесь со страхом, что однажды родителей не станет и ребенок останется один, без защиты и поддержки?

    — С этим страхом невозможно справиться. Я просто стараюсь всех своих детей учить самостоятельности. По максимуму. И стараюсь, пока жива, подстелить соломку. Например, хожу и рассказываю. Стараюсь что-то поменять.

    Надеюсь на его сиблингов и я статью даже писала на эту тему.

    — Сыну 7 лет. Если видит на улице человека на коляске, ребенка с ДЦП обязательно спросит что такое. Я говорю что у людей болезни, или что человек потерял ногу, так бывает. Как лучше правильно донести до сына суть того, как относиться, как общаться с людьми, которые отличаются от него? Не знаю как спросить точно, чтоб никого не обидеть.

    — Можно сказать, что «он не может ходить, поэтому в коляске». А как играть с ним, ребенок сам разберется. Главное, не оттаскивать своего. Просто все мы отличаемся.

    Я учу уважать чужие границы. Всех учу (с переменным успехом)

    Фейсбук Светланы Нагаевой

    — Как можно помочь социализации детей/взрослых людей с синдромом Дауна? Я сейчас не про организации и учреждения, а про быт и рутину.

    — Мое золотое правило: «если сомневаешься, то спроси у мамы». Если нельзя спросить, то можно наблюдать.

    Расскажу историю. Приехали мы летом на дачу к моим родителям. Там в гости пришел мой брат со своими детьми. Ну, и Тимур пошел что-то копать. Так вот мой брат начал: «Ой, ты лопатку взял. Какой молодец». А Тиму почти 5.

    Не надо хлопать в ладоши на обычные для него вещи. То есть, если б он не умел поднимать эту лопатку месяц назад, то да. А так это вызывало у меня недоумение…

    А самое удачное общение было, когда я училась. Вот студенты не знали, что он там должен уметь или не уметь. Они просто начинали разговаривать и общались на его уровне. Самое то.

    — Как справляются родители (или одинокие мамы, папы), если особого ребенка не принимают родственники вплоть до выгона из дома «нам не нужен … или отказывайся или домой не приходи»?

    -Ну, как. Тяжело справляются. Вот неужели у родителей других проблем нет…

    Некоторые отказываются. Куча есть история «муж настоял, чтоб мы его оставили». Мне тут, конечно, очевидно, кого надо в этой ситуации оставлять, но женщина вообще часто в зависимости такой, что выбора и нет. Разные есть истории и все печальные, как ни крути.

    Фейсбук Светланы Нагаевой

    — Получается замкнутый круг, родители особенных детей не хотят отдельных групп, так как предлагают закрыть глаза на особенность и воспринимать всем их как большинство. Мне кажется, был бы лучше результат, если бы всё-таки были отдельные классы со специальным отношением и программами адаптации. А для интеграции в обществе проводить совместный досуг, совместное посещение мероприятий.

    — Как сказала одна из «наших мам» «у нас нет коррекционных магазинов, коррекционных улиц, коррекционных театров, коррекционных самолетов». Так почему мы так стремимся создать коррекционные школы? Разделяя общество, мы делаем ему только хуже.

    Источник: https://www.pravmir.ru/10-voprosov-mame-rebenka-s-sindromom-dauna/

    Детский сад №26 – Памятка для родителей детей с синдромом Дауна

    Рекомендации родителям ребенка с синдромом дауна

    Памятка для родителей

    Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех!И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов.

    Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.

     
    Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи:

    – скопление жидкости в ухе;

    – частые инфекции среднего уха;

    – потеря слуха;

    – низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него;

    – сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка;

    – повышенная или пониженная чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта.

    Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с СД, некоторые – меньшему. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц). 

    Ребенок с СД обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром.

    Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать!Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей.

    Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, – чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят. 
    Запомните следующие положения, это важно.

     
    Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.

     
    (Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова. 

    Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения. 

    В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от:

    – когда ребенок способен сидеть с поддержкой,

    – фокусировать взгляд на предмете,

    – обращать внимание на специалиста.

    До этого дома необходимо работать над следующим:

    – над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза),

    – над взглядом на предмет,

    – над развитием аудиторных навыков (навыки слухового восприятия: музыкальные игрушки, погремушки, «шумовые коробочки»),

    – над пополнением пассивного словаря.

    Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, налаживание кормления. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

    Разумеется, чтобы понимать, что им говорят, дети должны:

    – это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят,

    – они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи,

    – для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

    Осознание ценности общения

    Для того чтобы ребенок понял, что общение имеет ценность, чтобы у него была мотивация, старайтесь быстро реагировать на звуки, которые издает малыш, на его плач.

    Помогите ребенку, сделайте то, чего он от вас ждет (покормите, переоденьте), комментируя свои действия.

     
    Комментируйте также то интересное, что происходит вокруг и может привлечь внимание вашего ребенка, например, на прогулке: «Это самолет пролетел. Как громко он шумит, да?».

    Ключ к желанию общаться – понимание, что с помощью общения можно изменить мир вокруг себя, добиться воплощения какого-то желания. Исследования показывают, что, если на плач, смех и крики детей не поступает никакой реакции, дети начинают издавать меньше звуков и меньше плакать. Другими словами, они перестают пытаться наладить общение.

     
    Не нужно ждать, пока ребенок заговорит, чтобы стимулировать его желание общаться. Просто воспринимайте все, что он делает, как сигнал к общению!Если он потянулся к игрушке, подайте ему игрушку и скажите: «Ты хочешь мишку? Это мишка». Таким образом постоянно стимулируйте ребенка к тому, чтобы вступать в контакт с вами.

     
    Через какое-то время вы увидите, что малыш делает что-то и ждет вашей реакции. Например, уронив игрушку, он начинает ловить ваш взгляд и издавать какие-то звуки. Он понимает, что таким образом он может «заставить» вас подать ему упавшую игрушку.

    Значит, он понимает, что с помощью общения он может воздействовать на окружающий мир! Это важнейший шаг вперед. 

    Большинство детей с СД начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам.

    Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения:

    – Посмотрите на ребёнка.

    – Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа».

    – Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук.

    – Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам.

    – Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций:

    Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

    Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

    Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

    Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка.

    Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому.

    Примеры упражнений для развития подвижности языка:

    • облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

    • мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

    • производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

    • громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

    • захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

    • закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

    Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

    Дыхательная гимнастика

    1. Задуть свечку. Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и на расстоянии ладони задуть горящую свечу.

    2. Футбол. Из ваты скатываются шарики, из ручек или еще чего нибудь мастерятся ворота (на столе). Ребенок вытянув губы трубочкой (похоже на подготовку к поцелую) должен задуть ватные мячики в ворота с растояния см 20-30.

    3. Веселый снегопад. Из ваты скатываются шарики. Укладываются на прямую ладошку ребенка и он, вытянув губы трубочкой, должен как можно дальше их сдуть. Можно встать напротив дивана и попробовать попасть шариками-снежинками на него.

    4. Загони мяч в ворота. Дуя на шарик для пинг-понга, погонять его по столу или заставить покатиться вверх по пологой наклонной плоскости.

    5. Пушинка. Взять небольшой кусочек ватки, размять его в виде перышка (блинчика – кому как больше нравится), положить на кончик носа, нижнюю губу немного выдвинуть вперед и направить воздух на ватку.

    При правильном выполнении данного упражнения ватка улетает с носа в вертикальном положении. Здесь важно следить, чтобы ребенок выдвигал вперед только нижнюю губу, а не всю челюсть, когда дует на ватку.

    6. Кораблики. Из бумаги делаете два кораблика (как в детстве), берете посудину для воды (таз, например), погружаете туда кораблики и играете в игру “Чей кораблик быстрее доплывет до берега”. Губы вытянуты в трубочку, и при выдохе воздушная струя направлена на кораблик. 

    Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить

    Во время одевания: 
    – части тела; 
    – предметы одежды; 
    – названия цветов; 
    – числительные; 
    – предлоги; 
    – слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…); 
    – глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).

     
    Во время еды:
    – названия продуктов; 
    – названия приемов пищи; 
    – названия посуды; 
    – глаголы (пить, есть, жевать, глотать…); 
    – прилагательные (горячий, холодный, пустой…); 
    – предлоги («в», «из»); 
    – экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).

     
    Во время прогулки:
    – названия транспортных средств; 
    – слова, связанные с погодными условиями; 
    – все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.; 
    – предметы одежды и глаголы одевания; 
    – глаголы движения; 
    – предлоги; 
    – названия звуков, звукоимитации; 
    – приветствия.

     
    Во время игры:
    – названия игр и игрушек; 
    – глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…); 
    – цвета и формы; 
    – слова, связанные с погодными условиями. 
    Во время похода за покупками:
    – названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч.

    , в зависимости от магазина; 
    – глаголы (купить, положить, достать, вынуть…); 
    – названия предметов в магазине – касса, тележка… 
    Во время купания:
    – названия частей тела, игрушек (мыло, шампунь, вода, душ…); 
    – глаголы (налить, брызгать…); 
    – прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…). 

    Во время укладывания в постель:

    – существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…); 
    – глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…); 
    – стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна». 

    Дорогие родители! Постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.

    /pamjatka_dlja_roditelej_detej_s_sindromom_dauna.doc

    Источник: http://sadik26.ucoz.com/index/pamjatka_dlja_roditelej_detej_s_sindromom_dauna/0-23

Страница Психолога
Добавить комментарий