Реакция адаптации при стрессе

Стресс. Адаптационные реакции организма (стр. 1 из 4)

Реакция адаптации при стрессе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

Контрольная работа

по физиологии высшей нервной деятельности

и сенсорных систем

на тему:

«Стресс. Адаптационные реакции организма»

Волгоград 2009

План:

1. Стресс и его функции.

2. Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

3. Основные концепции Г. Селье о стрессе.

4. Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

регуляции стресса.

5. Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

а) изменение обмена веществ и энергии

б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

6. Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

7. Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

8. Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

9. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ.

stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами».

Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г.

Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….

С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г.

, «Стресс жизни».)

Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических.

Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс – нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию.

Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения – все это и составляет информационную нагрузку.

Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др.

, а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности.

Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

3. В основных положениях концепции Г. Селье говорится о том, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующий эту реакцию, названную общим адаптационным синдромом (ОАС), или реакцией напряжения — реакцией стресс.

При этом следует особое значение придавать тому, что стресс – это реакция на стрессор, чрезвычайный раздражитель, а не на любой раздражитель вообще, что Селье пришёл к мысли о стрессе отчасти потому, что заметил общие признаки при самых различных заболеваниях, т.е при чрезвычайных обстоятельствах для организма.

Селье в большинстве своих работ говорит о том, что стресс — это реакция на сильный раздражитель, но вместе с тем четкого разделения раздражителей по силе не проводит. Это приводит к путанице, к представлению, что стресс — общая неспецифическая адаптационная реакция на любой раздражитель.

Интересен вопрос того, какое свойство раздражителей может создать нечто общее в ответной реакции на разные по качеству раздражители, сформировать основу для стандартного приспособительного ответа? Качество не может явиться такой основой, так как каждому раздражителю присуще свое качество.

Общее, что характеризует действие самых различных раздражителей,— это количество, определяемое в отношении живого как степень биологической активности. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а раздражителям, одинаковым по качеству,— разная степень биологической активности (разное количество).

Разумеется, представление о чисто количественном пути приспособления без учета качественных особенностей раздражителей также противоречит фактам. Однако количество, мера может явиться основой общности реакции организма на действие разных по качеству раздражителей, основой для развития в процессе эволюции биологически целесообразных комплексных, стандартных ответных реакций организма.

Скорее всего, в этой основе лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности, развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма.

Иными словами, развившиеся в процессе эволюции общие приспособительные реакции организма являются неспецифическими, а специфика, качество каждого раздражителя накладывается на общий неспецифический фон. Общие адаптационные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. Эти реакции организма характеризуются, прежде всего, автоматизмом.

Как осуществляется такая автоматическая саморегуляция? Это создавшиеся в длительном процессе эволюции комплексные защитные реакции. Важнейшая роль в приспособлении принадлежит ЦНС — основной регулирующей системе организма. Кора головного мозга с системой анализаторов принимает информацию от внешнего мира, подкорковые образования головного мозга — от внутренней среды.

Автоматическое регулирование постоянства внутренней среды осуществляется, главным образом, гипоталамической областью мозга, являющейся центром интеграции вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы — основных исполнительных звеньев, реализующих влияние ЦНС на внутреннюю среду организма. В гипоталамусе сочетаются нервный и гуморальный путь автоматической регуляции.

Гипоталамус образно можно сравнить с радарной установкой, включенной в систему саморегулирования и автоматизации нейрогуморально-гормональных процессов, противостоящих динамически изменяющимся факторам не только внутренней, но и внешней среды. Наличие теснейшей анатомо-физиологической связи между гипоталамусом и ретикулярной формацией, играющей важную роль в осуществлении генерализованных неспецифических реакций, также говорит о значении этих отделов мозга в формировании неспецифических реакций организма.

Источник: https://mirznanii.com/a/202066/stress-adaptatsionnye-reaktsii-organizma

Стресс, дистресс и адаптация

Реакция адаптации при стрессе

Из школьного курса биологии многие помнят это замечательное слово. Тогда оно обозначало возможность “подстроиться по внешнюю среду”. Позже, возможно, вам приходилось его слышать при путешествиях и смене работы.

Г. Селье выделял 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  • мобилизация адаптационных возможностей
  • сопротивляемость
  • истощение

Адаптационный синдром и стресс Селье смешивал ещё на тот момент.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм – среда» нарушается равновесие (будь-то крик начальства, ЧМ по футболу или предложение завести капибару). А система-то стремиться к покою и гомеостазу… вот и приходится формировать новое состояние, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических и поведенческих реакций.

Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии (изменяются, проще говоря), их соотношение меняется постоянно, также постоянно осуществляется и процесс адаптации .

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды.

Постоянство это в организме может поддерживаться на разных уровнях (поддержание температуры тела и равновесия, определённый уровень выработки гормонов и т.п.) и, соответственно, на различных уровнях реализуются процессы адаптации.

В этом ряду психическая адаптация играет важную роль, в значительной степени оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на других уровнях.

Стресс

Говорим “стресс”, вспоминаем Ганса Селье. Говорим о Селье, вспоминаем его теорию стресса. Хотя сам-то он долгое время избегал этого термина, используемого тогда для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Предпочитая называть это адаптационным синдромом.

Про «бороться или бежать» (о трёх реакциях тоже скоро сделаю статьи) впервые написал Уолтер Кэннон, который собственно и ввёл сам термин.

Стресс не просто душевное волнение или нервное напряжение. Это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия.

Характеризуется покраснением/побледнением кожных покровов, учащением дыхания и сердцебиения (это так, из наблюдаемого). При этом организму неважно положительные или отрицательные эмоции мы при потрясении испытываем.

Значение имеет лишь сила потребности в последующей адаптации и стабилизации.

Выделяют

  • Эустресса) вызванный положительными эмоциямиб) лёгкий стресс, мобилизующий организм.и
  • Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах совладать. Подрывает здоровье, может привести к тяжёлым заболеваниям, так как страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса (это к вопросу о психосоматике).

Стресса как такового избежать нельзя (это и солнышко в глаза, и соседи с перфоратором, и сюрприз от близких). Важно, как мы трактуем его для себя (положительный или отрицательный), а также адаптационные механизмы и внутренние ресурсы организма. Лёгкий стресс позволяет держать организм в тонусе, что скорее полезно, чем вредно.

Про эмоциональный и информационный стресс я писала ранее.

Дисстресс

Теперь про ту часть стресса, которая нас волнует больше всего. А именно вредный стресс или дистресс.

Почему в одних ситуациях организм справляется, а в других нет?

В первую очередь, стоит говорить об уникальности и индивидуальности этого самого организма. Не устану повторять, что мы все очень разные – для одних упавшая чашка кофе “фигня, дело житейское”, для других – трагедия вселенского масштаба, для третьих – “последняя капля”.

Далее – сила нагрузки и индивидуальные возможности организма. Стресс определяется физиологическими реакциями (адреналин, норадреналин, кортизол и тд). Килограмм поднимите (так, чтобы не упасть без сил после этого)? А пять? Десять? Пятьдесят? Двести?

Следующий немаловажный пункт – длительность нагрузки. Был совершенно замечательный эксперимент со стаканом воды. Ну, подумаешь – 200 мл. плюс сама форма! Как думаете, сколько может среднестатистический человек удерживать этот стакан (а без смены позы)? Обычно люди сильно переоценивают свои силы. Можете, кстати, провести этот эксперимент с близкими – весьма занятно получается.

Наконец, фаза релаксации, следующая или нет после стрессора.

Дисстресс проявляется в виде апатии, сонливости и раздражительности. Делится на острый и хронический.  Последний особенно опасен снижением сферы интересов и, соответственно, повышением риска депрессивного состояния.

В период восстановления крайне важны полноценный сон и сбалансирование питание (банально, но факт). И чем больше органов чувств будет задействовано в приятных “процедурах”, тем лучше.

Это может быть массаж, плавание, обнимашки, секс, просмотр фильмов, посещение выставок, прослушивание музыки, ароматерапия, поглаживание и тисканье домашних животных….

главное – не прыжки с парашютом, и не поцелуи с белой акулой.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/599839eda867313f28b608c7/5b3a28da7f65d400a8939521

Стресс — как механизм адаптации

Реакция адаптации при стрессе

Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с понятием стресс. Современный человек, наверное, даже не может себе представить тихую, спокойную, размеренную жизнь, лишенную стресса.

Мы все привыкли считать, что стресс — это плохо. Все верно, но не совсем.

     Итак, стресс — это общий адаптационный механизм, который является неспецифической реакцией организма в ответ на любое воздействие физического или психоэмоционального характера, приводящее к нарушению целостности организма, его структур и постоянства внутренней среды.

     Другими словами, стресс — это особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстримальные ситуации.

     Таким образом, можно сказать, что стресс — это защитный механизм, возникающий в ответ на любое воздействие, которое может расцениваться организмом, как угроза для жизни.

     Условно стресс можно разделить на три группы: физический (или физиологический), информационный и эмоциональный. Последних два еще объединяют под названием психологический стресс

Физический (или физиологический стресс) возникает в результате непосредственного действия физического стрессорного фактора на организм. К физическим стрессорным факторам относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерные физические нагрузки.

Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек по тем или иным причинам не в состоянии правильно воспринимать, анализировать, использовать и преобразовывать полученную информацию, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе.

Сейчас очень много информационной насыщенности, информационного шума, информационного загрязнения. Порой человеку бывает очень трудно разобраться во всем этом потоке и многообразии зачастую разрозненной информации.

Правильность восприятия информации во многом зависит от нашего отношения к ней. Восприятие информации искажают наши эмоции.

Только в спокойном состоянии человек способен адекватно и грамотно воспринимать,  анализировать  и использовать полученную информацию.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

Кроме того, эмоциональный стресс возникает в результате нашего эмоционального реагирования  на событие или на информацию. Человек привык отрицательно реагировать на происходящее — непринятие, злость, обида, ненависть, зависть, считать случившееся с ним ошибкой или жестокой несправедливостью и т.

 д. При таком реагировании человек начинает видеть не возможности, а проблемы и препятствия, создавая тем самым «порочный замкнутый круг», забывая о том, что любая жизненная ситуация — это прежде всего возможность научиться чему-то новому и полезному.

Воспринимая любую жизненную ситуацию как возможность, а не проблему, человек тем самым создает благоприятную почву для себя, своей жизни и своего развития.

 Биологической функцией стресса является адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий самого разного характера.

Поэтому, появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается.

Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние организма и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

Ганс Селье выделил три стадии стресса.

  1. Стадия тревоги (alarm). Заключается в мобилизации всех адаптационных ( защитных) механизмов организма. Она выражается в реакции надпочечников (выброс адреналина и норадреналина в кровь), иммунной системы( активация) и желужочно-кишечного тракта.

Эта стадия очень короткая, длится в среднем несколько часов.

  1. Стадия компенсации ( адаптации). Организм начинает работать в напряженном режиме, но функции свои выполняет. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости повышается. Во время этой стадии при болезнях и травмах к пораженному участку направляются антитела (клетки иммунной системы, которые вырабатываются лимфоцитами для защиты от чужеродных белков). При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или к бегству.

Длительность стадии стадии компенсации от нескольких дней до двух месяцев.

  1. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление организма стрессорным факторам оказывается успешным организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма истощаются. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки тревоги, но теперь они могут быть необратимы и человек может погибнуть. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

Длительность стадии истощения от двух месяцев и более.

Первая и вторая стадии называются острым стрессом. Когда стрессорный фактор воздействует длительное время и наступает стадия истощения, то это называют хроническим стрессом.

Влияние стрессовых состояний на организм неоднозначно.

Острый, т. е. кратковременный стресс оказывает на организм в целом положительное влияние, в то время, как хронический длительно существующий стресс оказывает неблагоприятное воздействие на организм , приводя его к истощению, перенапряженному состоянию, а порой и к гибели.

 На психологическом уровне стадии стресса можно рассматривать следующим образом:

  1. Стадия тревоги — это фаза мобилизации. На начальных этапах развития стрессового состояния, поскольку эмоции человека еще не достигли своего максимума, эта стадия оказывает в целом положительное влияние на организм и деятельность человека. На этом этапе внешние стрессовые факторы выступают здесь в роли своеобразных стимулов, позволяющих включить весь потенциал личности а активнею деятельность. На этом этапе легко используется информация, в том числе и информация прошлого опыта, легко и быстро принимаются решения, мышление становится, креативным и оригинальным, деятельность человека приобретает продуктивный характер.
  2. Стадия компенсации — это фаза расстройства. У человека существует некий предел сопротивления как физической так и психической сфер. Пока этот предел не достигнут происходит мобилизация всех имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои», эмоции из положительных трансформируются в преимущественно отрицательные, деструктивные. В результате сужается объем восприятия, затрудняется восприятие и анализ информации, мышление становится стереотипным, деятельность человека утрачивает конкретность и становится либо импульсивной, либо инертной.
  3. Стадия истощения — это фаза деструкции (разрушения). На этой стадии в результате истощения всех имеющихся физических и психоэмоциональных ресурсов может произойти полное «выключение» личности из ситуации. Происходит своеобразная блокировка восприятия, памяти и мышления, возникает своего рода «интеллектуальный ступор». Деятельность человека становится либо полностью хаотичной и беспорядочной, либо абсолютно заторможенной.

Примером положительного влияния острого кратковременного физического стресса на организм является химический (кислотный) пилинг кожи. При нанесении на кожу стрессорного фактора в виде раствора кислоты происходит:

  • увеличение скорости деления клеток базального слоя эпидермиса;
  • активация меланоцитов;
  • активация деятельности фибробластов;
  • увеличение синтеза (образования) компонентов дермы (коллагена, эластина, гиалуроновой кислоты);
  • увеличение скорости синтеза эпидермальных липидов (церамидов);
  • улучшение микроциркуляции;
  • улучшение отшелушивания мертвых роговых клеток эпидермиса.

Таким образом, все это приводит к улучшению свойств и внешнего вида кожи, повышению упругости, эластичности кожи и видимому омоложению.

Примером хронического стресса может быть любое хроническое (т. е. длительно существующее, более 2 месяцев) заболевание.

Основные физиологические механизмы стресса — гормональные.

Главным морфологическим признаком сформировавшегося устойчивого стресса является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, где происходит синтез стероидных гормонов (кортизола, альдостерона и др.), уменьшение вилочковой железы (тимуса) и изъязвление желудка.

Действие стрессорного фактора воспринимается организмом через органы чувств (зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).

Импульсы от этих органов чувств по нервным волокнам передаются в гипоталамус (отдел промежуточного мозга, управляющий жизнедеятельностью организма, поддерживающий гомеостаз (постоянство внутренней среды) и связывающий нервную и эндокринную системы) и происходит активация эндокринной и вегетативной нервной системы.

В результате этой активации в кровь выделяется ряд гормонов таких как: окситоцин, вазопрессин, тиреотропный гормон, тироксин, адреналин, норадреналин и котикостероидные гормоны (кортизол и альдостерон). Адреналин и норадреналин — это гормоны, активирующие клеточный метаболизм.

Кортизол или «гормон стресса» повышает уровень глюкозы в крови, усиливает клеточные обменные процессы, тем самым подготавливая человека к борьбе со стрессом.

Но, при длительном стрессе, когда кортизола становится в организме слишком много могут возникнуть следующие изменения: увеличение веса, потеря костной ткани, риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний и истощение энергетических запасов. Альдостерон повышает артериальное давление и обеспечивает быстрое поступление кислорода к активно работающим структурам организма.

Объективными признаками, по которым можно судить о стрессе , являются его физиологические проявления (повышение артериального давления, увеличение уровня глюкозы в крови, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и т. д.) и психологические (раздражительность, переживание, тревога, ощущение беспокойства, усталость и т. д.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

Длительный хронический стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, упадок настроения или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, бессонница, повышенная утомляемость и т. д.).

При хроническом стрессе может нарушаться вся мотивационная сфера личности, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности и полностью меняются адаптивно-поведенческие навыки.

Подводя краткий итог всего выше сказанного, я могу сказать только одно — все взаимосвязано и нет какого-то одного универсального способа при помощи которого человек мог бы справится с длительно существующим стрессом.

Кому-то на определенном этапе помогают фармакологические препараты (антидепрессанты), кто-то ищет вдохновения в произведениях искусства, книгах и стихах, для кого-то скоропомощным является молитва или медитация.

Для каждого человека правильным является то, что для него приемлемо именно в данный момент. Только сам человек может определить что ему необходимо, прислушиваясь к своему организму и правильно его понимая.

Выйти из стрессовой ситуации с наименьшими потерями, порой, бывает очень трудно.

Но, неизменным антистрессовым продуктом, во все времена, остается черный шоколад. Ведь именно в сладком содержаться легко доступные молекулы глюкозы, которые являются универсальной и быстрой энергией для клеток нашего организма в том числе и для клеток головного мозга.

В интернет-магазине BIOVELD представлен широкий ассортимент органического шоколада и различных безглютеновых сладостей: шоколадные мюсли, белый шоколад с декстрозой, молочный шоколад с орехами, питательные батончики, печенье, вафли, черный шоколад без лактозы с декстрозой, хлебные палочки с шоколадным кремом, шоколадное печенье с кремом, бисквитные пирожные, печенья с заварным кремом, крекеры и кексы.

Кроме того, к продуктам, снижающим уровень кортизола «гормона стресса» в крови относятся: лосось, овощные салаты, индейка, черника, апельсины, курага, авокадо.

А также такие травы как гинко билоба, зверобой, радиола розовая, солодка, элеутерококк, женьшень, базилик.

Эти растения еще называют адаптогенами, так как они помогают восстановить баланс в организме и защитить его неблагоприятного воздействия.

Мы не всегда можем все наперед предугадать и предусмотреть, Но, именно в наших силах есть способность в сложившихся трудных ситуациях увидеть не преграды, а возможности, ведь минус — это уже половина плюса.

Именно преграды и препятствия помогают человеку развиваться. Корабль, преодолевая сопротивление воды, движется вперед.

Трудности внешнего мира помогают научится быть стойким. Преодолевая сложности человек достигает умения держаться как физически, так и психологически (морально).

Да, порой бывает очень сложно пережить трудные жизненные ситуации, но именно они дают возможность человеку понять кто же он есть на самом деле и какая невероятная сила заложена в нем самом.

 Будьте счастливы и никогда не теряйте веру в себя!

С ув. Ованенко А. А.,

врач дерматолог, косметолог, микробиолог, биохимик.

Источник: https://bioveld.com.ua/stress/

Страница Психолога
Добавить комментарий