Работа воспитателя в группе детей с заиканием

Особенности работы в группе заикания

Работа воспитателя в группе детей с заиканием
 

      Памятка родителям заикающихся детей не посещающих коррекционное учреждение.

                      Первые признаки заикания

    Чтобы вовремя помочь своему ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

    Если ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить – это может длиться от двух часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить, но уже заикаясь.

   Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)

    Повторение первых слогов или целых слов в начале предложения.

    Остановки в середине слова или фразы.

     Наличие в предложении повторяющихся лишних слов типа ну, вот, эта и др., которые могут иметь место, как в начале предложения, так и в  середине.

      Затруднения перед началом речи.

      Знание этих признаков заикания может помочь Вам вовремя заметить «тревожные звоночки» в речи ребёнка и своевременно обратиться к специалистам (неврологу, логопеду, психологу). 

Помните: заикание легче предупредить, чем лечить.

        При первых же признаках заикания ребенка проконсультируйтесь у врача невролога и логопеда.Переведите на некоторое время ребёнка на домашнее воспитание,  временно изолируйте его от коллектива.  Если это сделать невозможно, то просто ограничьте общение с детьми. 

  Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале проявления заикания

  •        Ограничьте речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушайте обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие. 
  •         Говорите с ребенком медленнее обычного, тихо, ясно и в то же время спокойно и ласково, без гнева, нетерпеливости и крайнего сожаления.
  •         Если судорожность у ребенка не проходит, он продолжает заикаться, то  начинайте говорить с ним шепотом и требуйте такого же ответа от ребёнка.  Общаться шепотной речью не так уж и просто как для ребёнка, так и для взрослого, потому что это не естественная речь, взрослый должен постоянно помнить о том, что он должен говорить шёпотом,  а ребёнку просто не хочется говорить так или ему просто быстро надоедает такое общение.  Поэтому придумайте игровую форму шепотного общения с ребёнком.  Обычно в шепотной речи дети говорят без заикания.
  •       Учите ребенка говорить не спеша. Старайтесь сами говорить не спеша, чтобы ваша речь была образцом для ребёнка.
  •       Очень полезно пение, поэтому, играя можно тихонько напевать знакомые песенки или, слушая их, подпевать.
  •        Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит.
  •        Не затрагивайте тему о заикании в присутствии ребёнка в разговоре с друзьями, соседями, знакомыми, не произносите слова «заикание»,     «заика» 
  •         Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что-то вам рассказать, постарайтесь отвлечь его, переведите тему разговора,  придумайте способ отвлечь ребёнка, например, сказав: «Подожди, пожалуйста, я сейчас вернусь, и ты мне об этом расскажешь». 
  •         Пока у ребёнка не сформированы навыки плавной речи, не заставляйте его сказать правильно, этим вы только фиксируете внимание   ребёнка на неправильной речи.  Лучше предложите свой вариант ответа, спокойный, в нужном темпе, давая понять, какой должна быть речь.
  •        Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если организовать с ребёнком спокойную деятельность: играть в настольные игры, лепить, рисовать, вырезать, конструировать, читать ему знакомые книжки.
  •        На период коррекции постарайтесь не нагружать ребёнка различными посещениями кружков, секций, ограничьте хождение в гости.  
  •         Постарайтесь ограничивать просмотр телевизионных передач, игры на компьютере или сведите и их до минимума.

       Для заикающегося ребёнка очень полезны занятия музыкой и танцами, особенно полезны дополнительные занятия пением. Все эти  занятия способствуют развитию чувства темпа и ритма, а занятия пением способствуют развитию правильного речевого дыхания.

       Больше гуляйте с ребёнком.  Во время прогулок рассказывайте ребёнку что-нибудь, например, что видите вокруг. Обращайте внимание  ребёнка на состояние погоды, природы.

      Большое значение для ребёнка имеет сон. Укладывайте ребёнка не позднее девяти часов вечера.  Старайтесь, чтобы ребёнок обязательно спал днём.

       В общем,  исключите все то, что мешает охранять покой ребенка, но делайте это не путем резких запретов, а делайте спокойно и осторожно. 

Знайте:  при заикании у ребенка расстраивается не только функция речи, но и нарушается состояние нервной системы и общего здоровья.

      Могут наблюдаться также различные отклонения в развитии личности, общей и речевой моторики.  Вот почему необходимо воздействовать    не только на речь заикающегося ребенка, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом.

       Во время коррекции речи ребёнка с заиканием не пренебрегайте  советами специалистов:  логопеда, невролога, психолога.

       Достичь хороших результатов возможно только при условии правильного понимания проблемы родителями,   их личной

       заинтересованности  и тесного сотрудничества  со специалистами, а также – желанием и определённым настроем самого ребёнка на   устранение недостатков своей речи.  

       И ещё один совет:

      Наберитесь терпения и не расстраивайтесь, если мгновенного результата достичь не удается. Если же улучшения минимальны, не     воспринимайте это как трагедию.  Внушайте ребёнку уверенность в себе, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток, и тогда адаптация в обществе вызовет меньше трудностей.

О речи детей, страдающих заиканием.

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и

активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

  • В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание.
  •  Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно.Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями: заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.
  • Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.
  •  Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений.  Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором звуков, слогов,  слов, типа: а, ну, вот, как его, также могут сопровождаться паузами при поиске слов. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными.  Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли.
  • Некоторые   заикающиеся   говорят   в   более  быстром   темпе    по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притопыванием и т. д.).

   У заикающихся    детей    отмечаются    специфические   особенности общего и речевого поведения:

  • повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника,
  • слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность,
  • неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой.  Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости  нервной системы и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.   

Источник: https://93frspb.caduk.ru/p73aa1.html

«Совместная работа учителя – логопеда, воспитателей и родителей, как условие успешной коррекции речи у заикающихся детей»

Работа воспитателя в группе детей с заиканием

Татаренцева Евгения Владимировна.

Воспитатель группы компенсирующей направленности.

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, сензитивный период становления базиса личностной культуры, творческой самореализации и формирования адекватной самооценки.

Общение одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности. А.А. Леонтьев рассматривает общение как процесс специфического вида деятельности – коммуникативной деятельности [6].

В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения [5]. Как указывают статистические данные заикание является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей.

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание возникает у детей раннего возврата в период наиболее активного формирования их речи и личности.

Поэтому большое значение для успеха в коррекции имеет правильная организация коррекционного процесса, а он заключается в непрерывности, равноправными звеньями которого являются логопед, воспитатель, родители.

Непрерывность педагогического процесса заключается в том, насколько качественно  будет взаимосвязь и преемственность всех участников.

В детском саду логопед проводит занятия в первую половину дня по подгруппам, для того чтобы речевая нагрузка и прогулки были равнозначными для обеих подгрупп, занятия чередуются. Один день первой занимается одна подгруппа, на следующий день – другая.

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми  по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоятельной речью без заикания и фронтальное занятие (по развитию элементарных представлений, по развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой и т.д.).

Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной связи и преемственности в работе всего педагогического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям.

Тесная взаимосвязь возможна при условии правильного понимания и распределения задач при прохождении намеченной темы, осуществления совместного планирования работы логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, своевременного отбора тематики, определения порядка чередования занятий и предварительного составления  планов.

В совместной работе логопеда и воспитателя, главное – правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда. Помимо программных задач воспитатель осуществляет еще и коррекционные задачи.

К основным коррекционным задачам относится – формирование навыков общего и речевого поведения и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания – воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их).

Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическому занятию, она состоит в том, что на всех занятиях и вне их воспитатель отводит много времени словарной работе. Так как эта работа является одновременно основой для речевых упражнений на логопедических занятиях и помогает закрепить усвоенные речевые навыки.

Вся эта работа воспитателем проводится и во время всех режимных моментов.  Также, важное значение имеет организация детей во время общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга.

Чтобы дети могли участвовать в разговоре,  необходима четкая организация, выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, не перебивать. Большое значение придается речи взрослых. Речь должна быть спокойной, без раздражения, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка, в нормальном  темпе.

Так, во время одевания дети разговаривают о том, что они делают, о внешних признаках одежда. Во время дежурства по столовой логопед или воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую они расставляют, рассматривают ее форму, рисунок, из чего сделана посуда. На прогулке, также происходит закрепление правильной речи.

Во всех ситуациях необходимо помнить об индивидуальных возможностях каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы. Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды, где ребенок проводит выходной день: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых  к ребенку, проведение досуга и т.д. Поэтому работа с родителями заикающихся детей имеет свои особенности. ,Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома» строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

https://www.youtube.com/watch?v=SmP4_Kbd9sU

Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.

  1. Групповые родительские собрания.
  2. Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации (один раз в месяц по инициативе логопеда).
  3. Открытые логопедические  занятия  для  родителей проводятся один раз в месяц начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к детскому саду и могут спокойно заниматься в присутствии родителей.
  4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, занятия, успехи детей в овладении правильной речью, содержит советы и рекомендации родителям по различным вопросам.

Таким образом, при соблюдении  вышеуказанных условий и преемственности между всеми участниками коррекционного процесса – воспитателем, логопедом и родителями, работа по коррекции речи у заикающихся детей будет проводиться успешно и плодотворно.

Список литературы

  1. Абелева, И. Ю. Если ребенок заикается Текст. : пособие для родителей и учителей / И. Ю. Абелева, Н. Ф. Синицына. – М. : Просвещение. – 1969. – 144 с.
  1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б. Г. Ананьев; Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996. – 384 с.
  1. Белякова Л И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ рече-языковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся / сб. Психолингвистика и современная логопедия. – «Экономика», М., 1997. – С. 156-169.
  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
  1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение Текст. / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
  1. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст.; под ред. А. Г. Рузской – М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 384 с.

Источник: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/49562-sovmestnaya-rabota-uchitelya-logopeda-vospitatelej-i-roditelej-kak-uslovie-uspeshnoj-korrektsii-rechi-u-zaikayushchikhsya-detej

Организация работы воспитателя в группе детей с заиканием

Работа воспитателя в группе детей с заиканием

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. Оно характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности устной речи.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц) в момент произношения. Заикание ме-

шает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, осложняет положение ребенка в детском коллективе.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпо-ритмической организации высказывания, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Соответственно беседы проводятся логопедом и воспитателями, целью которых являются: вселить чувство уверенности в своих силах, необходимости с самых первых занятий добиваться и стремиться к успехам. Но иногда этих способов бывает недостаточно.

И мы в своей работе реализовали идею поощрения и стимуляции сознательности и активности детей в преодолении речевого недуга.

Нами предложен стенд, который висит под лозунгом:»Я сегодня молодец- победил запинку! » Ежедневно в конце дня дети с логопедом или воспитателями обсуждают успехи каждого ребёнка (имеется в виду отсутствие или снижение количества запинок, умение пользоваться рукой, активная речевая работа).

Удачные попытки детей выражаются в том, что на солнечный лучик с фотографией ребёнка садится бабочка.

Мы были удивлены великолепным результатом, котота ставит перед собой цель не оценкурый максимально стимулировал волю и сознательность детей, способствовал снижению частоты и количеству запинок у детей даже с тяжёлой формой заикания. Ещё раз хочется отметить, что данная работа ставит перед собой цель не оценку речи, а именно поощрение любых удачных речевых попыток. Ещё одним положительным моментом является, что данный стенд находится в «раздевалке» и родители тоже имеют возможность похвалить и выразить свою гордость ребёнку.

Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей в логопедической группе с заиканием решаются совместными усилиями воспитателя и логопеда.

Воспитательская работа с заикающимися дошкольниками в определённой степени зависит от результатов логопедических занятий и она направлена на закрепление этих результатов у детей в повседневной деятельности:на занятиях, в различных играх, а также в рамках логопедического часа.

Необходимость систематической работы воспитателя с детьми является не менее важной, чем собственно логопедические занятия. Учитывая, что для образования любого навыка необходима система регулярных тренировок, можно сделать вывод, что для перевоспитания неправильной речи заикающихся детей-одних занятий в логопедическом кобинете недостаточно.

Заикающийся ребёнок, который из занятия в занятие механически отрабатывает элементы правильной ре- чи (дыхание, голос, артикуляция, темп) может затрудняться переносить эти умения в свою повседневную жизнь. Поэтому главная задача воспитателя-помочь ребёнку максимально полно использовать вновь приобретённые навыки вне логопедических занятий.

Не буду подробно останавливаться на описании психологических и личностных особенностей заикающихся дошкольников.

Достаточно отметить, что заикающиеся дети нуждаются в более внимательном и чутком, не унижающим их дос- тоинство, отношении со стороны взрослых, а особенно нас педагогов.

Тон всегда должен быть ровным, ободряющим, ласко-доброжелательным и в то же время требовательным. Уравновешенное поведение ребёнка-необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими.

С этой целью нужно воспитывать в детях умение длительно заниматься одной игрой или делом. Предупреждение и устранение у детей речевых запинок проводится путём нормализации детской речи в их повседневной деятельности. При этом необходимо выполять следующие правила, которые нужно перевести в привычку:

1) речь начинать только после вдоха

2) замедленная речь (выделяя ударный гласный звук)

3) голос звучит постоянно, не прерываясь

Воспитатель даёт образец правильной речи, ребёнок старается подражать этим образцам. Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого материала. Полезно чтобы ребёнок сопровождал свои действия (рисование, лепка ит. д.) речью.

Оречевление своих действий позва- ляет постоянно усложнять виды речи и тем самым закреплять навыки правильной речи и поведения. В начале это сопряжённо-отражённая речь-описание отдельных действий. Затем завершающая речь, когда ребёнок рассказывает что он делал.

И наконец более сложной формой речи для заикающегося ре- бёнка-это предворяющая речь, ребёнок рассказывает что и как он будет делать. Задача речевых занятий в том, чтобы благотворно воздействовать на разные стороны речи заикающегося ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок в момент речи был спокоен. Волнение, чрезмерное возбуждение способствуют усилению заикания.

Речевые занятия проводятся по заданию логопеда (ведётся тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя). Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Индивидуально- отрабатываются артикуляционные уражнения на подготовку речевого аппарата. Подгрупповая форма используется по закреплению определённого звука у нескольких детей( 2-4чел.

) Фронтально закрепляются навыки мышечного расслабления, правильного едения, дыхания, речи с рукой, коррекции темпа и ритма. На занятиях используются игры и упражнения, отрабатываемые с логопедом. В зависимости от периода воспитатель в тесном сотрудничестве с логопедом решает следующие задачи:

1) режим молчания, постановка правильного дыхания, упажнения на мышечное расслабление, упражнения подготовки руки

2) отработка речи с рукой (слоги, слова разной слоговой структуры, коррекции ритма и темпа речи

3) ответно-вопросная форма речи, закрепление умения рассказывать и переска-зывать

Программа воспитания и коррекции предусматривает развитие всех сторон речи: грамматического строя, словарного запаса, звукопроизношения. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования и звукопроизносимой стороны речи.

Эти данные записываются в спец. тетрадь, где в течении года отмечается над каким звуком работаем, для этого используем специальный речевой материал. Таким образом работа по устранению заикания носит комплексный характер.

И конечно же для достижения результата необходима большая работа и поддержка родителей.

На мой взгляд работу в группе с заикающимися детьми можно представить в виде замкнутой цепочки. И если звенья в этой цепочке не разрываются то результат гарантирован.

В конце своего выступления хочу добавить, что для более эффективной работы с детьми по развитию речи в группе оборудован речевой уголок- коррекционно-развивающая среда.

Помимо трдиционных мероприятий и соответствующего дидактического материала по закреплению очередной лексической темы, мы к оборудованию этой среды решили подойти более комплексно.

Коррекционно-развивающая среда в нашей группе условно разделена на 2 зоны:

1- я зона предназначена для формирования и закрепления правильного звуко- произношения, развития воздушной струи и подготовки речевого аппарата к постановке необходимых звуков посредством артикуляционной гимнастики.

Эта зона оборудована зеркалами индивидуального использования, наглядными иллюстрациями с изображениями соответствующих артикуляционных упражнений, дидактическим материалом для развития воздушной струи и рего выдоха: мыльные пузыри, вертушки, трубочки, свистки.

Красочный интересный наглядный материал и удобное расположение речевого уголка создают полноценные условия для разнообразной формы взаимодействия воспитателя и детей в условиях логопедического часа и в течении дня.

2- я зона-заполняется дидактическим материалом по закреплению определён достижениюной лексической темы, а также включает в себя работу по формированию грамматических навыков, развитию темпа и ритма, звукового анализа, творческого воображения и связной речи. Таким образом именно комплексный подход к оборудованию коррекционно-развивающей среды, затрагивающий развитие и формирование всех сторон речи, способствует достижению единой цели воспитателя и логопеда.

Источник: https://cyberpedia.su/6x8e77.html

Особенности работы педагогов логопедической группы с заикающимися детьми старшего дошколього возраста

Работа воспитателя в группе детей с заиканием

Особенности работы педагогов логопедической группы с заикающимися детьми старшего дошколього возраста.

В нашем детском саду работает 11 групп , 2 из них – логопедические. Я работаю в логопедической группе с речевым диагнозом -заикание с детьми старшего + подготовительного к школе возраста . Одна из целей образовательной программы ДОУ – создать все условия для оказания помощи заикающимся детям . В нашей группе мы решаем как коррекционные так и образовательные задачи .

Задачами коррекционного -развивающего обучения является нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания .

Образовательными задачами предусмотрено расширять и углублять знания детей по всем образовательным областям : познавательному ,речевому , социально – коммуникативному , художественно – эстетическому и физическому развитию .

Коррекция речи , обучение и воспитание заикающихся детей осуществляется совместными усилиями всех педагогов ( логопедом ,воспитателями , музыкальным и физкультурным руководителями ) работающими с нашими детьми и зависит :

1.От творческого , профессионального контакта , знания и понимания общих и частных задач коррекционной работы с заикающимися детьми;

2.От правильной организации деятельности в детском саду , а именно от четкого распорядка дня( правильного чередования занятий , игр , отдыха , организации прогулок ,режимных моментов ).

Безусловно основную работу по коррекции речи в группе ведет логопед , но воспитатели являются незаменимыми помощниками логопеда , т.к.

логопедические занятия проводятся только в утренние часы , а вне логопедических занятий в утренние и вечерние часы коррекционная работа проводится воспитателем и заключается в воспитании у детей общего речевого поведения и умения управлять собой , сдерживать у детей эмоциональное возбуждение , следить за выполнением установленных правил речи на протяжении всего дня в детском саду .

Для взаимосвязи логопеда и воспитателей ведется тетрадь планов взаимодействия в работе с детьми. В ней логопед четко прописывает конкретные задания для каждого ребенка. Вся группа детей разделена на две примерно равные подгруппы.

Каждая подгруппа закреплена за одним из воспитателей.

Воспитатели проводят по тетради индивидуальную работу с каждым ребенком по заданию логопеда или подгруппой детей (артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения и игры, пальчиковая гимнастика).

Весь учебный год нашей группы поделен на периоды.

1Период- самый трудный для педагогов, детей и родителей. Это период обучения детей речи синхронной с рукой на фоне максимального ограничения речи и обязателен для всех детей. Жесты , мимика, движения- важнейшая часть общения в период ограничения речи. И, поверьте , с помощью невербальных средств общения мимики и жестов, можно сказать гораздо больше ,чем с помощью слов.

Главное, что должен уметь воспитатель в этот период- это организовать деятельность детей: правильно организовать индивидуальные игры, а именно – это рассредоточение детей по всей групповой комнате и выработка у них умения играть по одному, молча и обеспечение детей достаточным количеством игрового материала ,т.е. иметь хорошо оснащенную ППС.

1Период- это подготовка и обучение детей новым речевым навыкам. Речевые занятия с воспитателем в этот период заменены на занятия по ознакомлению с окружающим. ОДД с воспитателем строится особым образом : в форме выбора детьми из ряда предложенных вопросов нужного ответа. Например : Образовательная область-” Познавательное развитие” .

Занятие по ознакомлению с окружающим по лексической теме : ” Фрукты “. Воспитатель :Как вы думаете – груша, яблоко, банан…это ягоды ? овощи? фрукты ? (ребенок отвечает кивком-жестом). воспитатель: Они растут в парке? в лесу ? в саду?..и т.д.

Для проведения занятий в этот период обязательным является наличие наглядно- дидактического материала ,различных схем, тематических альбомов , карточек, счетных палочек ,все то ,что помогает ребенку в игровой форме действовать, познавать окружающий мир.

2Период-январь,февраль. Закрепление у детей навыков плавной речи синхронной с движениями пальцев ведущей руки. Это долгая и кропотливая работа по обучению речи с ведущей рукой. Правильной постановки большого пальца ведущей руки, навыки отрабатываются на значительно замедленном темпе.

Речевые тренировки осуществляются на фоне мышечного расслабления и состояния глубокого покоя, который достигается с помощью психогимнастических невербальных упражнений, в играх с участием мимических движений. Составной частью работы в этот период является работа по постановке диафрагмального дыхания.

Дыхательные упражнения и гимнастика воспитателями проводится в индивидуальной и подгрупповой работе в утренние и вечерние часы. Для выработки плавного речевого выдоха нами разработана картотека дыхательных игр и упражнений, по которой и проводим работу. Также активно используем в этот период музыкотерапию.

В группе есть магнитола и подборка дисков с аудиозаписями классических музыкальных произведений для детей и дисков со звуками природы , которые помогают снять излишнее мышечное напряжение, эмоциональное возбуждение, настроиться детям на предстоящую деятельность.

3Период- март, апрель, май. Это переход к самостоятельной речи различной сложности, формирование и закрепление навыка самостоятельной речи с рукой. Речь ребенка должна оставаться плавной и интонированной. Обученная рука становится как- бы памятью о новом стереотипе, а со временем автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния ребенка.

  • Важно , чтобы ребенок сам почувствовал необходимость применения пальцев руки в случае появления затруднений в речи и в нужный момент применил полученный навык. Воспитатели на этом этапе плюс ко всей ранее перечисленной работе проводят игры с правилами, игры- драматизации, сюжетно-ролевые игры. Эти игры повышают речевую активность ,способствуют коммуникативной активности, обогащению словаря. В режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации бесед, наблюдений , экскурсий ( например: была экскурсия в библиотеку) , по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Важным здесь является организационный момент : детей нужно расположить так , чтобы они видели и слышали друг друга.

Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация работы с родителями , а именно:

– Взаимоотношения родителей

-Отношение их друг другу и ребенку

-Организация различных форм взаимодействия с семьей

https://www.youtube.com/watch?v=kRSFmdsf6C0

Важно , чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к проблеме заикания ребенка.

Должны соблюдаться единые требования в детском саду и дома , строго выполняться общий и речевой режим в выходные дни , все советы и рекомендации логопеда и воспитателей. Для ознакомления родителей с содержанием работы в группе:

*Логопед обучает родителей всему чему учит детей. Каждую неделю на протяжении 1Периода в группе организует обучающие ” Семинары- практикумы”

*По заданию логопеда дети выполняют домашние задания в выходные дни

*Логопед и воспитатели осуществляют регулярные консультации для родителей по правилам речи

*Информация в уголках для родителей

*Проводятся открытые занятия и праздники ( 2 и3 периоды)

Таким образом правильно выстроенная, слаженная коррекционно-развивающая работа воспитателей и специалистов группы оказывает большое влияние на нормализацию речи и содействует стойкости ее исправления. Что необходимо нашим детям для последующей успешной адаптации их в обществе.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-raboti-pedagogov-logopedicheskoy-gruppi-s-zaikayuschimisya-detmi-starshego-doshkologo-vozrasta-1243594.html

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста»

Работа воспитателя в группе детей с заиканием

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (С. В. Меньшикова, 1999; В.И. Селивёрстов, 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Л. М. Белякова, Е.А Дьякова, 1998).

Причины заикания бывают двух видов: предрасполагающие и производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоциональных контактов, и недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребёнка (Е. Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, 1995).

Возникая, в период развития ребёнка в возрасте от двух до шести лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет лёгкую форму.

Но лёгкое вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребёнка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка.

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста является — устранение (ослабление) заикания.

Задачами обучения детей с заиканием являются:

Нормализация общего и речевого поведения детей с учётом возрастных и психофизиологических особенностей

Формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, в которое входят медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.

Одним из основных этапов коррекционной работы является диагностический этап, который включает в себя обследование ребёнка и наблюдение за ним. В ходе которого, невролог и логопед определяют вид заикания, его форму, степень и течение.

Преодоление заикания — тяжёлая задача, поэтому в работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не только медицинская и специальная педагогическая помощь, но и активная помощь родителей и самих детей.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится поэтапно в соответствии с общими дидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Она носит комплексный характер, который подразумевает два аспекта:

  • лечебно-оздоровительный (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение под руководством педиатра, невролога, физиотерапевта и психотерапевта)
  • коррекционно-воспитательный (это комплексная работа логопеда, воспитателей, психолога, специалистов по музыке, хореографии, физкультуре).

Коррекционная работа строится и проводится поэтапно с соблюдением следующих условий:

  • Систематичность занятий
  • Разнообразие видов работ
  • Последовательность обучения, то есть последовательный переход от этапа к этапу с соблюдением речевых режимов. В своей работе мы организуем следующие режимы:

Это режим молчания, в течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, снимают нервное напряжение.

Режим шёпотной речи, в течение которого продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления.

Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, а также проводится работа над плавностью слов и коротких фраз

На этапе отражённой речи проводится работа по обучению и воспитанию детей общению в игровых ситуациях и произвольному поведению в играх

Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать и отвечать на вопросы, обучаются умению вести диалог.

Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, плавной, связной и слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.

Включение различных режимов речи в коррекционно-развивающую работу с заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, хореографа и специалист по театральной деятельности.

Комплекс включает в себя:

  • регуляцию эмоционального состояния, которая включает в себя развитие мимических мышц и релаксационную работу, связанную с нормализацией мышечного состояния

-релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение, занятия в сенсорной комнате, арттерапия под руководством психолога.

  • это обучение детей диафрагмальному и речевому дыханию
  • развитие чувства темпа и ритма, речедвигательной координации
  • развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики на занятиях по логопедической ритмике
  • формирование навыков рациональной голосоподачи и едения
  • развитие просодической стороны речи, фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи

-развитие планирующей функции речи на логопедических занятиях.

Огромную работу проводят воспитатели группы. Они осуществляют контроль за поведением и речью детей, за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь в организации режима ограничения речи. Подбирают и проводят различные игры и игровые упражнения. Совместно с детьми участвуют в различных городских, областных и международных конкурсах, где дети становятся лауреатами и победителями.

Проведённая комплексная коррекционно-развивающая работа на протяжении последних нескольких лет даёт нам возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей

Итак, продуманный режим дня, регулярное питание и сон, правильное обращение взрослых с ребёнком, здоровая семейная обстановка, серьёзное отношение родителей к коррекционному процессу обучения приводят к положительным результатам в устранение и ослабления заикания у детей дошкольного возраста.

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребёнка важно помнить о дифференцированном подходе в развитии, воспитании личности и речи детей.

Тщательно проведённая предупредительная и коррекционно-развивающая работа в дошкольном возрасте, построенная на разностороннем учёте факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить количество заикающихся школьников, подростков и взрослых людей.

Источник: http://doshkolnik.ru/logopedia/12507.html

Страница Психолога
Добавить комментарий