Работа психолога с заиканием у детей

Коррекционная работа с заикающимися детьми. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Работа психолога с заиканием у детей

Наталья Петровна Гурова
Коррекционная работа с заикающимися детьми.

Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание,

У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три года) ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате психотравмы — испуга, конфликта,при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей).

При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя. Заикание может иметь как острое психогенно-реактивное, так и постепенное начало.

Внешним симптомом заикания являются тонические или клонические, или смешанные судороги, возникающие в органах речи больного. В зависимости от локализации судорог различают артикуляторную, ую, дыхательную, смешанную формы заикания.

При заикании могут иметь место насильственные движения чаще в области мышц лица. Затруднения в речевой моторике могут сопровождаться сопутствующими движениями (постукивание, подергивание головой, корпусом).

Отмечается общее напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство. В дальнейшем у заикающихся формируются психические особенности, проявляющиеся в страхе речи, сложностях общения, логофобии.

Логофобии, как правило, не зависят от тяжести заикания, а являются индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающих его.

Различают три степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее.

Проводится только комплексная реабилитация,которая включает:

– индивидуальные или групповые логопедические занятия по специально разработанным программам;

– логоритмические занятия, целью которых является развитие ритмической организации речи и движений;

– психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков;

– психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка (познавательной, эмоциональной, поведенческой сторон);

– медицинское лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую, седативную и синдромную терапию (электрофорез, электросон, массаж, ЛФК).

Целесообразно после основного курса коррекции проведение поддерживающего курса наблюдения 3 раза в год, которое включает в себя осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении.

Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит.

В тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребенка против отца, матери и других членов семьи.

Ребенок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом.

Ни в коем случае не обсуждайте заикание ребенка в его присутствии с врачами и знакомыми. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием.

Для преодоления заикания необходимо, прежде всего, понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему.

Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитательницами и другим персоналом). Ребенок оказывается в стрессовой ситуации.

Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада.

Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Возьмите бюллетень,окружите ребенка усиленным вниманием: как можно чаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками.

На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. При приготовлении пищи для малыша исключите все продукты, которые могут вызвать аллергию. Аллергия, простуда ослабляют организм и являются «хорошей» подкормкой заиканию. Но не забывайте о витаминах. Насильно не кормите ребенка.

Например, если он ест только картошку и огурцы — пусть ест. Не желает есть икру — не надо. В это время не водите ребенка в поликлинику. Дети, как правило, боятся людей в белых халатах. Но проконсультироваться у логопеда и врача надо. Не приглашайте гостей. Смягчите ревность к младшему ребенку.

Объясните заикающемуся малышу, что он самый, самый любимый, умный и добрый. Будьте вежливы с ребенком.

Позже, когда заикание стихнет, приведите его в детский сад, в новый коллектив на несколько часов.

Хорошо, если какое-то время он побудет там с мамой, общающейся с воспитательницей или другими сотрудниками.

Спокойное поведение матери положительно скажется на состоянии ребенка, который постепенно освоится с помещением детского сада, присмотрится к игрушкам, к детям и как бы «плавно» войдет в новую среду.

Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребенок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться.

Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, также спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки.

Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать.

Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки.

Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка о бабе Яге, то сначала расскажите ребенку, как герой книги ее перехитрит, и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста, до этого должно использовать более добрые сказки. Ребенок должен получать радость от общения с книгой.

Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, ненапряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Дети любят «свои», домашние сказки о приключениях их игрушек. Эти сказки, сочиняемые мамой на сон грядущий, требуют многократного повторения, изо дня в день, постепенного дополнения и развертывания сюжета.

Так можно придумывать сказки о самостоятельном мячике или кукле и ее друзьях, о тракторишке-хвастунишке, о палочке-выручалочке, о солнышке, которое утром встает, днем на все посмотрит, улыбнется, на кого-то посердится или заплачет, поэтому пойдет дождик, а вечером пойдет спать и т. п. Фантазии мам можно позавидовать. Если собрать все сказки мам, то можно составить множество книг.

Мамины сказки всегда добрые, спокойные, убаюкивающие.

Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, не много смотрел телевизор, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием.

Если же ваш ребенок уже привык к каким-то добрым детским передачам, то хорошо, если кто-то из взрослых будет сидеть рядом с ним и объяснять ему что-то непонятное, а прежде всего из чего сделаны куклы на телевидении, почему они такие веселые, необычные, кто эти куклы делает.

Ребенок должен знать, что в кино не настоящие живые куклы — что они придуманные, и он может сделать их с мамой из перчатки или другого материала.

Ребенок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно.

Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании».

Надо организовать речевой режим трех-четырех летнего заикающегося ребенка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы.

Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать учился справедливости, преодолевая избалованность и капризы.

Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается, но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Для рисования давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор.

Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать.

Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка.

Не доводите ребенка до слез. Это всегда приводит к усилению заикания. Научитесь отвлекать его от переживаний, и ни в коем случае не требуйте чего-либо от ребенка в повелительном тоне. Приучайте его к аккуратности, убирая игрушки, складывая одежду или шнуруя ботинки вместе.

Щадите ребенка, и если нервничаете сами, спешите, опаздываете, то в этом виноват не ребенок, а вы и только вы, так как вы сами оказались недостаточно организованными.

Ваша нервозность приводят к повышенному темпу вашей речи, резким интонациям — обратитесь к своему невропатологу, он даст вам успокаивающие лекарства, снимет стрессовое состояние во благо ребенку.

Умейте признавать перед ребенком свою вину и покажите своим примером, что нет ничего страшного в признании своих ошибок, это приведет к доверию ребенка к вам, к тому, что он не будет бояться вас, не будет бояться признаться в своем грехе.

Не бойтесь, разбив чашку или уронив ложку,сказать при ребенке: «Ах, я растяпа!» или «Опять уронила!».

Слыша это, ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, боязни и сможет без запинок рассказать о своей «беде» – рассыпал мозаику, отломал колесо у машины…

Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашим опорой.

Если заикание закрепилось, зафиксировалось, обязательно обратитесь к логопеду. Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды (3- 7- 9-11-13, при поступлении ребенка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки. При обострении всегда консультируйтесь у психоневролога и логопеда.

Памятка для родителей.

1. Соблюдать режим дня.

2. Не перегружать ребенка развивающими стимулами, особенно эмоционально окрашенными, включая и эмоциональную игру.

3. Строго придерживаться медикаментозных назначений, сделанных врачом.

4. В период психокоррекционной работы с ребенком воспитывать его щадящим способом (не применять психотравмирующих наказаний; какие-то проступки, не опасные для жизни и здоровья, оставлять незамеченными).

5. Большую часть дня заниматься теми видами деятельности, которые не требуют развернутой речи.

6. Стараться предупреждать запинки, произнося за ребенка то, что он хотел бы сказать или отвлекать его от речи тем или иным способом.

7. Никогда не сообщать ребенку, что он сказал плохо, и не просить, чтобы сказал хорошо.

8. Тактично напоминать вдохнуть больше воздуха и потом говорить (добиваться неосознанного, рефлекторного вдоха).

9. Не требовать от ребенка, чтобы он говорил ритмизованно, но самим чаще говорить и читать с ритмом, чтобы «сработал» обезьяний рефлекс, и ребенок мог воспользоваться приемом ритмизации речи самостоятельно.

10. Стараться несколько раз в течение дня играть с ребенком в «ручки», сжимая то одну, то другую в такт произносимому тексту.

11. Следить за степенью постоянной физической нагрузки до ощутимой усталости, но не до изнеможения (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы, спортивные кружки).

12. Первоначально ограничив контакты с детьми и взрослыми, на этапе улучшения организовать общение ребенка с другими детьми, контролируя эмоциональное перевозбуждение и конфликты.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/korekcionaja-rabota-s-zaikayuschimisja-detmi.html

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Работа психолога с заиканием у детей

Занятия с детьми.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

Салькова Е. В.

В настоящее время особенно значимой является проблема исследования эмоционально-волевой и личностной сферы у детей с нарушениями в развитии, так как любой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

С каждым годом становится все больше детей, которые имеют общее недоразвитие речи, а также детей страдающих заиканием.

Современный этап развития взглядов на проблему заикания обычно включает в себя рассмотрение психологических компонентов этого заболевания, но вне поля зрения остаются вопросы коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы у детей с заиканием.

Ежегодно в нашем детском саду формируется группа для детей с заиканием, которые ранее посещали другие группы или дошкольные учреждения. Поэтому очень важным являются вопросы адаптации таких детей, преодоление нарушений их общения, повышение активности дошкольников, формирование адекватной эмоциональной оценки себя и других, снижение фиксации на речевом дефекте.

Основной формой психокоррекционной работы для детей с заиканием являются групповые и подгрупповые занятия. К огромному сожалению, нет программ, которые были бы разработаны специально для работы педагога-психолога с заикающимися детьми. Поэтому каждое занятие приходится тщательно планировать и разрабатывать, учитывая специфику работы с заикающимися детьми.

Структура всех занятий в старших группах одинакова: приветствие, разминка, основная часть, релаксация, прощание. Меняется только содержание и тема занятия, которая тесно переплетается с лексическими темами учителя- логопеда.

Необходимо включать в занятия упражнения на дыхание; логоритмические упражнения; игры на визуализацию, перевоплощение; упражнения, направленные на работу над голосом; физминутки; пальчиковые игры; упражнения на коррекцию эмоционально-волевого и личностного развития детей.

Детям легче общаться в игре, путешествуя в различные места и миры, так как развитие ребенка возможно только при наличии у него положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях.

Одна из них заключается в стремлении реализовать желания, фантазии, а это лучше всего удается сделать в игре, в которой стираются грани между иллюзией и действительностью.

Чем больше раскрывается ребенок, тем активнее он становится, повышается его самооценка, формируются коммуникативные навыки, снимаются речевые зажимы, формируется эмоционально яркая, нравственно богатая и владеющая своими чувствами личность.

Коррекционно-развивающее занятие для старшей группы.

Тема: «В стране добрых Фей»

Вид занятия: путешествие.

Цели:

– закрепить понятие о добре, дружбе, взаимопомощи;

– закреплять эмоционально-выразительные движения;

– совершенствование коммуникативных навыков;

– развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность;

– создание общего положительного эмоционального настроя;

– снятие психоэмоционального напряжения;

– повышение уверенности в себе;

– обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

– формирование потребности в саморазвитии;

Оборудование:

– письмо от феи;

– стакан с водой, кисточка, йод;

– рисунки с изображением сказочных фей;

– «волшебный мешочек», «волшебная коробочка», «волшебный» клубочек;

– коврики для реалаксации;

– светильник в виде цветка;

– подарки для детей.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Упражнение «С добрым утром!»

С добрым утром! Мы всем рады!

Мы проснулись, потянулись.

Мы друг другу улыбнулись.

И Елена Викторовна здесь,

И Алена здесь,…и Миша здесь-

Все здесь!!!

– Сегодня утром почтальон принес мне это письмо. Я внимательно посмотрела на конверт и прочла, что оно адресовано вам. А вот только кто прислал это письмо непонятно. Ведь от кого это письмо не написано. Как вы думаете, кто же написал его? (Детям показывается конверт с изображенной на нем волшебной палочки).

Правильно – это письмо от добрых фей. Давайте посмотрим, что же они нам написали.

Ребята, а ведь здесь ничего не написано. И листок такой странный. Подождите, здесь есть еще что-то, наверное, это подсказка для нас. Что здесь нарисовано? (Стакан с водой, йод, кисточка).

(Письмо написано лимонным соком, чтобы его прочесть необходимо в стакан с водой капнуть 3-4 капли йода и смочить этим раствором написанное).

Наши феи волшебницы и они хотят, чтобы и вы совершили чудо.

Давайте прочитаем, что написано в письме. (Ждем в гости. Добрые феи).

-В далекой волшебной стране, где много ярких цветов, где светит солнце, дует легкий ветерок и всегда голубое небо – живут феи, которые делают добрые дела и помогают всем и всегда. И сегодня мы отправимся в страну добрых фей. А чтобы попасть туда, нужно надеть волшебные башмачки. Сейчас я раздам их вам из волшебного мешочка. Приготовьте свои руки.

Упражнение «Волшебные башмачки»

Обули башмачки, завязали шнурочки. Постучали каблучками сначала медленно и тихо, а теперь громче и быстрее. Башмачки всем в пору. Хорошо. Готовы лететь. Руки расставили в стороны как птицы и полетели.

Теплый ветерок обдувает нас. Он приятно ласкает наши лица. И вот мы попали на облачко мягкое и пушистое. Давайте покачаемся на нем (пружинка). Полетели дальше. Тихо приземлились.

Сняли башмачки, поставили в ряд, чтобы они не потерялись.

-Вот перед нами страна добрых фей. Давайте войдем в волшебные ворота. (Дети проходят через обруч).

– Мы попали в сказочный лес. Хозяйка здесь лесная фея. Ей подвластны все животные в лесу. Она заботится обо всех лесных обитателях. Посмотрите, маленький олененок подошел лизнуть ей руку, что означает «С добрым утром!». Мы первый раз в гостях у феи и она хочет знать как вы живете. Расскажем ей.

Упражнение «Как живешь?»

Как живешь? Вот так! (поднять большой палец вверх).

Как бежишь?

Как стоишь?

Как даешь? (протянуть руку для рукопожатия).

Как берешь? (сложить руки ковшиком, локти прижать).

Как грозишь?

Как шалишь?

Как сидишь?

Как смешишь?

Как дружишь? (обнять своего друга).

-Теперь фея знает как вы живете. И предлагает вам поиграть.

Упражнение «Есть или нет?»

Если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!» Если не согласны – опускают руки и шепчут: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки? Есть ли двери у норы?

Есть ли в море рыбаки? Есть ли хвост у петуха?

Есть ли крылья у теленка? Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли ключ у поросенка? Есть ли рифма у стиха?

Есть ли гребень у горы? Есть ли в нем ошибки?

– Молодцы! Нам пора дальше. Нас уже ждет фея добра.

Упражнение «Волшебный мешочек»

У нее для вас есть волшебный мешочек. Какого он цвета?

В него мы сложим все отрицательное и плохое. Я положу в него страх и т.д. (дети кладут в мешок все плохое и отрицательное). Мешочек мы крепко завяжем и выбросим в мусорное ведро. У феи есть волшебная коробочка. Из нее мы возьмем для себя и для всех что-нибудь доброе и приятное. Я возьму из шкатулки радость и т. д. (каждый ребенок дерет для себя из шкатулки что-то хорошее).

С таким хорошим настроением мы отправимся в гости к фее дружбы. У нее в руках волшебный красный рубин. Пока он светится, у каждого всегда будут верные и преданные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Мы тоже умеем дружить.

Упражнение «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету рукопожатие. «Я передаю свою дружбу Ане…»

Красный рубин в руках у феи, стал гореть еще ярче, т.к. каждый из вас добавил ему частицу своей дружбы. Пусть она вас никогда не покидает и согревает всегда и везде.

Мы немного устали и нас уже ждет фея сна и спокойствия. Сейчас мы с вами отдохнем и наберемся сил на весь день. (Дети берут коврики для релаксации).

Упражнение «Волшебный сон»

Дети ложатся на ковер по кругу, ноги – в центр круга, руки вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыты. Дается установка: « Начинается игра «Волшебный сон».

Вы не заснете по настоящему, будите все слышать и чувствовать, но не дудите двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова.

Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Пусть каждому приснится хороший, добрый сон.

Реснички опускаются…,глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2 раза), сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…,

Отдыхают, засыпают…(2 раза).

Шея не напряжена, а расслаблена…

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется…(2 раза).

Дышится легко…,ровно…, глубоко…

Напряженье улетело…, и расслаблено все тело (2 раза).

Будто мы лежим на травке…, греет солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…Дышится легко…,ровно…, глубоко…

Губы теплые и вялые и нисколько не усталые.

(Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна».)

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали…

(Громко, быстро, энергично)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

У меня в руках волшебный клубочек. Он приведет нас к фее исполнения желаний.

Упражнение «Клубочек»

Давайте расскажем о своих желаниях и мечтах. Я хочу, чтобы сегодня вас ожидал сюрприз! И так далее по цепочке.

А вот и фея исполнения желаний. Если ваши желания были добрыми и шли от самого сердца, тогда они обязательно исполнятся. А фея исполнения желаний вам поможет.

Ребята, волшебный цветок зажегся яркими огнями. Значит, наши желания стали исполняться. И одно желание уже исполнено. Посмотрим какое? ( Раздаются подарки детям).

Давайте поблагодарим фей доброй страны за гостеприимство. Мы обязательно еще прилетим к ним в гости, но сейчас нам пора в родной детский сад. Взяли свои волшебные башмачки, постучали каблучками. И полетели, как птицы.

У дошкольников, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, наблюдается снижение тревожности, повышается уверенность в себе, нормализуются взаимоотношения со сверстниками, формируется потребность в саморазвитии.

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, важно подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой.

Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы.

Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели.

Источник: https://infourok.ru/korrekcionnorazvivayuschee-zanyatie-dlya-detey-s-zaikaniem-3160137.html

Психологическая диагностика

Работа психолога с заиканием у детей

Педагогика Коррекционная работа с заикающимися детьми

Перейти к загрузке файла

Психологическая диагностика выявляет конкретные личностные особенности каждого конкретного ребенка, поэтому ее результаты являются нормативными для определения психокоррекционной программы.

Нарушение плавности речи, как правило, приводит к трудностям речевой коммуникации, а опосредованно и к проблемам общения вообще. Даже у детей трех-семи лет трудности общения усиливаются при наличии такой черты характера, как замкнутость (аутистическая акцентуация), которая может сопровождаться:

  • * тревожностью;
  • * эмоциональной холодностью, провоцирующей отчужденность;
  • * агрессивностью или аутоагрессивностью;
  • * неуверенностью в успешности речевых действий из-за грубости речевого дефекта, завышенного уровня притязаний и пр.

Это, как правило, приводит к нежеланию общаться со сверстниками, взрослыми, говорить на публике и т.п. В результате может возникнуть социальная дезадаптация.

Психологическая диагностика — первый этап в работе психолога, определяющий содержание его последующей деятельности. В работе с детьми, у которых имеются нарушения плавности речи, психологическая диагностика должна быть направлена на изучение:

  • * мотивации к занятиям;
  • * коммуникативного взаимодействия с окружающими;
  • * эмоциональной и волевой сфер.

При организации психологического обследования решаются следующие задачи:

  • * оценка соответствия мотивации ребенка по отношению к возрастным нормативам;
  • * определение индивидуального хода психического развития ребенка в связи с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • * оценка эмоционального состояния ребенка;
  • * установление возможных причин отклонений в поведении ребенка через отношение окружения и самого ребенка к дефекту.

Ниже приводятся психологические диагностические методики, наиболее важные для выявления психологического статуса ребенка, имеющего нарушения плавности речи.

1. Методика определения самооценки «Лесенка» (модификация В.Г. Шур для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Цель методики: выявление уровня самооценки ребенка.

Инструкция: «Перед тобой лесенка со ступеньками. На нижних ступеньках находятся плохие, непослушные, неуспевающие дети — чем ниже, тем хуже, а на верхних — хорошие, послушные, успевающие — чем выше, тем лучше.

На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни, почему ты так нарисовал».

При анализе рисунка принимается во внимание положение на «лесенке», выбранное самим ребенком, и то, как ребенок объясняет свои выборы.

В приведенном примере ребенок поставил звездочку на самой высокой ступеньке лесенки. Это свидетельствует о том, что у него высокий уровень самооценки.

2. Методика исследования эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (по Э.Т. Дорофеевой)

Цель методики: выявить устойчивость или лабильность эмоционального состояния ребенка с последующей его характеристикой.

Инструкция: ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7×7 и предлагают разложить их в порядке предпочтения.

Процедура проводится три раза. При первом предъявлении экспериментатор говорит испытуемому: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя, зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».

Когда выбор сделан, ребенка спрашивают еще раз: «А теперь какую выберешь по цвету?» Третья, последняя, карточка тоже фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлениях инструкция не изменяется: «Выбери из трех предложенных тебе карточек ту, которая больше всего тебе нравится по цвету.

А из этих двух оставшихся тебе какая больше нравится?»

По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протокол заносится обработка результатов исследования. Для этого необходимо знать оценку (характеристику) эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности. (Возможны шесть типов сдвига цвета.)

Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности:

Порядок расположения цветов

Название эмоционального состояния

Характеристика эмоционального состояния

1

К-С-3

Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ)

Диапазон изменений — от переживания чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости.

2

К-З-С

Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ)

Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон: от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций.

3

3-К-С

Состояние функциональной расслабленности (ФР)

Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается как спокойное устойчивое состояние, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.

4

3-С-К

Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН)

Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функционирования системы.

5

С-З-К

Состояние функционального торможения (ФТ)

Неудовлетворение потребностей (печаль, тоска, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.

6

С-К-3

Состояние аффективного торможения (AT)

Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

3. Методика определения способности эмоционального реагирования. Проективная методика в виде диагностической игры «Пропавшая обезьяна» (разработана И.П. Воропаевой).

Цель методики: выявить паралингвистические проявления эмоциональной сферы (мимику, пантомимику, жестикуляцию) в сложных эмоциональных процессах, таких как: эмоциональная дифференциация, эмоционально-ролевая идентификация, овладение собственным эмоциональным состоянием.

Инструкция: экспериментатор говорит, что хочет познакомиться с ребенком и поиграть в игру «Пропавшая обезьяна». Он вводит ребенка в суть экспериментальной ситуации, которая заключается в том, что диагностируемый будет играть роль хозяина пропавшей обезьяны, а экспериментатор — кумы, к которой обращается хозяин в поисках животного. (Диагностирование проводится индивидуально.)

  • — Кума, кума, не видела ли мою обезьянку? — говорит «хозяйка».
  • — А какая она? — спрашивает кума-экспериментатор.

Далее «хозяин» или «хозяйка» должны описать и изобразить свою обезьянку по наводящим, уточняющим вопросам кумы-экспериментатора.

Вопросы задаются так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались основными средствами эмоциональной выразительности: мимикой, пантомимикой, жестикуляцией.

  • — Большая или маленькая твоя обезьянка?
  • — А хвост у нее длинный?
  • — А какие у нее руки?
  • — А как она прыгает с ветки на ветку?
  • — А умеет ли она ловить мух?
  • — А умеет ли она строить рожицы? Покажи, какие.
  • — А умеет ли она петь? Спой ее любимую песенку.

Все паралингвистические эмоциональные средства фиксируются в индивидуальной карте – характеристике внешней эмоциональной выразительности.

Карта – характеристика внешней эмоциональной выразительности

Формы эмоциональной выразительности

Эмоциональный настрой

Эмоциональная дифференциация

Эмоционально-ролевая идентификация

Овладение собственным состоянием

1

Мимика

2

Пантомимика

3

Жестикуляция

Качественная характеристика проявлений той или иной формы эмоциональной выразительности в ходе игры отмечается знаками «плюс» или «минус». Словесное же описание внешней эмоциональной выразительности осуществляется после общения с ребенком.

В рамках данной методики выделяются группы детей, различающиеся по уровням развития эмоциональной выразительности.

1-я группа – полное отсутствие внешней эмоциональной выразительности.

Для детей этой группы характерны следующие проявления: мышцы лица расслаблены, мимика ничего не выражает. На все задаваемые вопросы ребенок словесных ответов не дает. В глазах апатия. Тело вялое, жестикуляция отсутствует.

2-я группа – эмоциональное реагирование на уровне эмоционального настроя.

Для детей характерны следующие типические проявления: ярко выраженная разрегулированность моторно-двигательных реакций; амимичность лица и неадекватность мимических выражений смыслу ситуации; затруднения в речевом общении (использование односложных ответов или междометий, а в ряде случаев использование вместо сложного ответа активной жестикуляции); неестественность позы (у этой группы детей тело или очень расслаблено, или очень напряжено).

3-я группа – частичная способность эмоциональной дифференциации.

Для детей характерны следующие типические проявления: напряженность, скованность моторики, иногда запаздывание двигательных реакций.

Заполнение индивидуальных карт – характеристик детей дает возможность педагогу увидеть наиболее слабо развитые элементы внешней эмоциональной выразительности как у каждого конкретного ребенка, так и в группе – в целом.

По результатам использования описанных выше методик определяется уровень тревожности ребенка.

Если уровень тревожности средний или высокий, то, возможно, имеет место дебют деформации личности ребенка, в чем значительную роль может играть речевой дефект.

Помимо определения уровня тревожности, в психологической диагностике детей важное место занимает оценка мотивации к занятиям, отражающая уровень его общей и когнитивной активности, а также социализации в целом. В связи с этим целесообразно выявить степень готовности к обучению ребенка.

4. Кинезитерапевтическая диагностика координационных способностей (разработана совместно с кинезитерапевтом А.Ю. Патрикеевым)

Кинезитерапевтическая диагностика позволяет получить важные данные, свидетельствующие о способности ребенка координировать свои действия. Эта способность связана с состоянием подкорковых структур мозга к осуществлению плавной речи. Поэтому сведения о способности к совершению различных координированных действий необходимы для построения программы коррекционных мероприятий.

Используются тесты и контрольные упражнения, позволяющие оценить состояние различных параметров, базисных для уровней гностических и праксических функций, значимых для выработки различных видов подкорковой координации.

Тактильное чувство

1. Тест «Динамометрия»

Задание: сжать динамометр до определенной величины (измеряется общая сила ребенка и берется средняя величина). Два раза ребенок нажимает, глядя на стрелку, а третий раз — не глядя. Отдельно измеряется ошибка попадания правой и левой рукой.

Чувство времени

2. Тест «Секундомер»

Для запоминания временного отрезка ребенок два раза сам отмеряет 10 секунд с помощью секундомера. Третий раз он замеряет это время не глядя. Записывается ошибка в секундах.

Чувство пространства

3. Тест «Движение рукой»

Исходное положение — стоя вплотную спиной к стенке. На стене обозначается точка, примерно на длину руки ребенка. Его задача: за две попытки поднять прямую руку до точки, запомнить это положение руки. Затем на третий раз отвернуться (или закрыть глаза) и попасть в нее. Записывается ошибка в см. Измеряются движения правой и левой рукой отдельно.

4. Движение ногой.

То же, что и в предыдущем тесте, но точка обозначается на полу. А попасть в нее надо большим пальцем ноги. Измеряются выполнение правой и левой ногой отдельно.

5. Рука — нога

Источник: https://studwood.ru/1772226/pedagogika/psihologicheskaya_diagnostika

Страница Психолога
Добавить комментарий