Психосоматика заикание у детей

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика

Психосоматика заикание у детей

Удлинение или частое повторение слогов, запинки, судорожное повторение звуков, препятствующее плавной речи, называется заиканием. У детей дошкольного возраста эта патология может появляться, затем исчезать. Развивается логоневроз у детей, перегруженных знаниями, а также у малышей, перенесших сильный испуг.

Факторы риска

Логоневроз — патология, которой подвержено почти 3% детей. Этот дефект речи вызван мышечными судорогами речевого аппарата. У больного также могут возникать судороги дыхательных мышц.

Согласно статистике, у мальчиков заикание возникает в 4 раза чаще, чем у девочек-ровесниц.

Объяснение этого феномена в том, что психика девочек и женщин отличается большей устойчивостью, чем представителей сильного пола.

Причины заикания у детей 3 лет:

  • проблемная беременность матери;
  • инфекционные поражения ЦНС малыша;
  • наследственный фактор;
  • перенесенные болезни (инфекции, воспалительные заболевания, частые простуды) в первые годы жизни: одним из самых опасных недугов, приводящих к речевым расстройствам, является рахит;
  • сильные потрясения (падение с высоты, пожар);
  • острый дефицит полезных веществ в организме пациента;
  • тревожная обстановка дома: привести к заиканию могут скандалы между взрослыми, излишняя суровость старших членов семьи по отношению к малышу, очевидна психосоматика заикания у детей, живущих в неблагополучных семьях;
  • регулярные попытки взрослых переучить маленького левшу;
  • умственное переутомление: современные родители, стремясь сделать из малыша вундеркинда, не всегда соблюдают меру — перегруженность информацией, чтение длинных и сложных текстов может негативно повлиять на нервную систему дошкольника;
  • выраженный недостаток сна.

Не лучшим образом на речевую функцию влияет избыток виртуальной реальности.

Признаки косноязычия и сильное заикание у детей дошкольного возраста может вызвать просмотр жестоких фильмов и чрезмерное увлечение компьютерными играми. Меняется не только речь, но и поведение малыша. Ребенок становится раздражительным, излишне возбудимым.

Сельские мальчики и девочки гораздо реже сталкиваются с речевыми дефектами, чем их ровесники-горожане. Дети, живущие в селе, проводят на природе много времени и не игнорируют активные игры. Известны случаи, когда дошкольники неосознанно копировали поведение старших членов семьи, страдающих логоневрозом.

Иногда заикание может проявляться на фоне общего недоразвития речи у детей. Маме стоит насторожиться, если ее чадо говорит невнятно, через нос, по несколько раз повторяет один и тот же звук или слог. Некоторые дети, живущие в двуязычной семье, в раннем возрасте становятся жертвами проблемы.

Малышу сложно без запинок переключиться с одного языка на другой.

Проблемы с речью могут побеспокоить малыша, который долго не говорил.

Если ваше чадо начало произносить развернутые фразы к трем годам жизни и выговаривает звуки нечетко, причина невнятной, сбивчивой речи — двигательная заторможенность нервной системы крохи.

Неопытному человеку трудно понять, являются ли запинки и удлиненные гласные звуки проявлением заикания у ребенка или это для малыша 4 лет норма. Обращение к педиатру поможет прояснить ситуацию.

Проблемы с речью у малышей

Речевые навыки у малышей 2–4 лет находятся на этапе формирования и становления. Стресс или недомогание могут пошатнуть речевую функцию. Иногда у маленьких детей признаки заикания (до 3 лет) проявляются незначительными запинками в начале разговора.

Другие симптомы логоневроза у детей:

  • вдохи судорожные;
  • дыхание, замедленное или учащенное, при попытке малыша начать монолог;
  • судороги речевые;
  • изменения громкости голоса;
  • покашливание, зевание;
  • интонация голоса резко меняется;
  • появление бессмысленных звуков или навязчивого слова-паразита («это», «ну»);повышение потоотделения.

Нередко заикание у ребенка 3–4 лет сопровождается непроизвольными сокращениями мышц в разных частях тела. Малыш может пожимать плечами, откидывать голову назад, топать ногой. Во время разговора меняется цвет кожных покровов маленького пациента (бледнеет или краснеет). У некоторых дошкольников наблюдаются повышенная рассеянность, подавленное настроение.

Разновидности речевого дефекта

Речевое расстройство у малышей делится на несколько форм и разновидностей:

  • Невротическое: при этой форме речевого дефекта дошкольник заикается только в сложной, стрессовой обстановке, чадо повторяет слоги и слова при встрече с крупными собаками (многие дети испытывают страх перед ними), при посещении людных мест или во время поездок на машине, когда ребенок спокоен, его речь плавная.
  • Органическое детское заикание: этот вариант патологии устранить значительно сложнее, чем предыдущий, нарушение речевой функции произошло по причине поражений ЦНС. Жертвами этого недуга становятся мальчики и девочки, которые в утробе матери заразились инфекцией или перенесли родовую травму. Определить эту форму логоневроза у ребенка достаточно просто, малыш запинается и в гостях, и дома, страх перед общением у вашего чада отсутствует, нарушена моторика, а движения неловкие.

Формы болезни по типу судорог:

  • клоническое заикание: при этой форме недуга маленький пациент повторяет слог или слово — проблема вызвана серией кратковременных сокращений мышц;
  • тоническое заикание у ребенка — задержка речи, растягивание гласных звуков: ровному разговору препятствует сильное сокращение мышц;
  • смешанная форма логоневроза — так называется состояние, соединяющее в себе две вышеописанные формы дефекта речи.

По характеру течения врачи выделяют такие виды заикания у детей:

  • постоянное: такое речевое расстройство, однажды появившись, не проходит;
  • рецидивирующее: признаки заболевания появляются, а потом исчезают, периоды ораторского благополучия могут длиться несколько месяцев;
  • волнообразное: при таком типе заикания у дошкольников наблюдаются кратковременные улучшения, затем болезнь возвращается.

Не стоит впадать в отчаяние, если ваш малыш во время волнения запинается. Заикание у малышей 2 лет почти всегда хорошо поддается коррекции.

Заикание у школьника

Если в первые годы жизни логоневроз беспокоил малыша, а родители не занялись лечением своего чада, болезнь может укорениться. Речевые привычки юного пациента формируются неправильно.

В 5–6 лет малыш осознает свой недостаток и по возможности избегает общения со сверстниками. Новые обязанности, которые приносит школьная жизнь, не самым лучшим образом влияют на ребенка.

Дефект речи мешает ему нормально общаться с одноклассниками.

https://www.youtube.com/watch?v=3C-NChasSgE

У застенчивых, впечатлительных детей заикание может возникнуть как реакция на грубость и насмешки сверстников. Начавшись внезапно, болезнь может исчезнуть на какое-то время. Стоит ребенку поволноваться или физически переутомиться, недуг возвращается. Школьник замыкается в себе, грустит. Строгость учителя, страх получить низкую оценку вызывают у первоклассника панику.

Стоит заметить, что заикание у малышей 7 лет вылечить труднее, чем аналогичный недуг у ребенка 3 лет.

Однако своевременное обращение к доктору поможет решить проблему. Устранением сбоев речевой функции занимаются педиатр, невролог (детский) и логопед.

Некоторые родители недооценивают проблему, надеясь, что со временем логоневроз пройдет сам. Письменная речь школьников почти всегда правильная. Ребенок знает, как произносится слово, но при устном разговоре пациент вынужденно делает остановки, судорожно дышит. Он ищет замену сложному слову.

Логопеды и психологи уверены: без грамотного лечения заикание, появившееся после сильной психологической травмы детства, перейдет с пациентом в его взрослую жизнь. Чтобы взрослый излечился от недуга, занятий с логопедом будет недостаточно.

Запущенный логоневроз устраняют с помощью медикаментов и сеансов психотерапии.

Обследования специалистами

Если речевое нарушение проявилось недавно, ваш ребенок пережил сильное потрясение. Стоит понаблюдать за общим состоянием дошкольника. Нервозность, плаксивость, нежелание общаться со старшими — главные признаки стресса.

Логопед попросит вас вспомнить о негативных событиях, которые могли повлиять на темп и скорость речи вашего малыша (нападение собаки, ссора со старшими членами семьи).

Затем вам стоит посетить детского невролога. Какие мероприятия включает в себя методика обследований детей с заиканием:

  • диагностику речи: выслушав маленького пациента, специалист оценивает темп, дыхание, моторику, а также его голос и характер артикуляционных судорог;
  • рентгенографию черепа;
  • эхо-ЭГ — это обследование показывает внутричерепное давление пациента;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электроэнцефалографию.

Если у малыша имеются хронические недуги (астма, сахарный диабет), доктор может назначить ребенку анализы крови, рентген грудной клетки.

Устранение патологии

После обследования детей с заиканием невролог подберет эффективную стратегию избавления от речевого дефекта.

Если проблемы с речью возникли у малыша после стресса, устранить недуг помогут специальные мероприятия:

  • занятия с логопедом: большой эффективностью отличаются групповые занятия с доктором, к ним относится логоритмика; чтобы заикание у младших школьников прошло, специалист учит деток проговаривать фразы нараспев;
  • на занятиях ребенок учится, выговаривая сложное слово, совершать пальцами рук ритмичные движения в такт; эти хитрости помогают маленькому пациенту избавиться от пауз в начале разговора, чтобы малыш преодолел страх перед общением и поверил в свои силы, доктора советуют применять игровую психотерапию для коррекции логоневроза;
  • ЛФК;
  • гимнастика дыхательная: с 4 лет ребенок может выполнять упражнения, помогающие выработать правильное носовое и ротовое дыхание, дыхательная гимнастика способствует укреплению диафрагмы;
  • организация распорядка дня: сон дошкольника должен длиться не менее 8 часов, за компьютером или планшетом малышу не стоит проводить больше 2-х часов;
  • питание сбалансированное.

В лечении заикания важен педагогический подход. Взрослым членам семьи не следует заострять внимание на речевом дефекте. Во время занятий с малышом поощряйте его за правильно произнесенную фразу, не ругайте за запинки.

Если заикание и тики у ребенка вызваны органическим поражением мозга, невролог может применить такую стратегию устранения недуга:

  • массаж;
  • терапия лекарственная: детям с 4 лет назначаются противосудорожные средства, могут выписать транквилизаторы, таблетки с ноотропным действием;
  • иглорефлексотерапия.

Чтобы устранить заикание у подростков, неврологи используют такую схему лечения:

  • прием спазмолитиков и противосудорожных лекарств: пациентам старше 13 лет часто назначаются успокоительные средства;
  • работа с логопедом;
  • сеансы психотерапии: психотерапевт помогает выявить причину речевого дефекта, настраивает пациента на успешное лечение;
  • воздействие гипнотическое.

Заключение

Возникает заикание в возрасте старше 3 лет. Гораздо реже эта патология проявляется у подростков. Проявления логоневроза — судорожные запинки в начале разговора, растягивание звуков, зевание.

Самые распространенные причины заикания у детей — травма, полученная при родах, испуг, излишняя суровость родителей. Чем дольше заикался ребенок, тем больше времени и усилий понадобится, чтобы гармонизировать его речь. Избавиться от недуга помогают занятия с логопедом, лекарственная терапия, массаж.

Источник: https://psyhoday.ru/nevroz/zaikanie-u-detej.html

Психосоматика логоневроза (заикания)

Психосоматика заикание у детей

Заикание (логоневроз) – дефектологическое нарушение речи. Как правило, начало речевого расстройства приходится на детский возрастной период, но может возникать и у взрослых людей.

Заикание проявляет себя однообразными повторами отдельных слов или их частей, звуков, перестановкой или заменой слов (инверсией). Все это сопровождается напряжением и спазмами лицевых мышц и ых связок.

Патологию не относят к заболеваниям соматического характера – в большинстве случаев она имеет психологические причины.

Психосоматическая природа заикания

Психосоматика представляет собой медицинскую отрасль, смежную с психологией, деятельность которой состоит в изучении, выявлении и устранении соматических болезней, возникших под действием психологических факторов. Большинство специалистов относят заикание именно к таким патологиям. Считается, что оно развивается, когда получаемая эмоциональная и психическая информация не соответствует возможностям и желаниям человека.

Среди основных психосоматических обоснований, приводящих к речевому расстройству, можно выделить следующие:

  • Боязнь открыто высказываться. Если ребенка постоянно прерывают, перебивают, не выслушивают его мнения и желания, то постепенно у него формируется рефлекторная остановка своей речи на фоне попыток что-то сказать. Энергетически слова «хотят» выйти наружу, но установка на запрет не позволяет этого сделать.
  • Чувство неправоты. Заикаться ребенок начинает, когда любая его активность подвергается осмеянию, критике.
  • Боязнь возразить. Жесткий авторитарный режим воспитания часто ведет к подавлению любого собственного мнения у ребенка. Девиз такого подхода – «взрослый (старший, посторонний и так далее) всегда прав». Это приводит к развитию чувства неполноценности, ощущению себя маленьким, глупым, не способным рассуждать и мыслить. В результате развивается боязнь высказать свое мнение по какому-либо вопросу и заикание при попытке это сделать.

Ощущение страха быть осмеянным, непонятым, выглядеть глупо со временем сказывается на поведении ребенка и отношениях с окружающими людьми. Даже мыслительный процесс начинает происходить по-другому.

Речь, обращение к кому-либо превращаются для человека в стрессовую ситуацию.

Более того, подсознательно формируется агрессия, злость на собеседника, что еще больше препятствует нормальному проговариванию слов.

К причинам, способствующим заиканию у взрослых людей, можно отнести: черепно-мозговую травму, расстройства деятельности эндокринных желез, продолжительные стрессовые ситуации.

Роль психотерапии в лечении заикания

Прерывание речевого потока, мышечные спазмы, волнение, покраснение лица, попытки повторить одно и то же слово – все это признаки заикания, которое в психотерапевтической практике называется логоневроз. Чтобы лечить речевой дефект, нужно обратиться к психотерапевту. Чем раньше начато лечение патологии в детском возрасте, тем благоприятнее прогноз и меньше риск психологических травм.

Своевременное и адекватное психотерапевтическое лечение заикания способствует избавлению от проблемы как у детей, так и у взрослых. Методы и способы терапии подбираются строго в индивидуальном порядке.

Это не значит, что ребенок или взрослый человек обязательно будет подвергнут гипнотическому воздействию или программированию.

В настоящее время разработаны эффективные методики, которые предполагают активное участие в лечебном процессе самого пациента.

Помимо психотерапевта, потребуется помощь логопеда, лучше всего – получившего медицинское образование. Отмечено, что прохождение лечения одновременно у двух специалистов приводит к нормализации речи ребенка уже через месяц.

Как бороться с заиканием у взрослого и ребенка

Основная трудность, с которой придется встретиться в борьбе с заиканием взрослому человеку, состоит в уже сформировавшихся представлениях о жизни и установках на внешние отношения с миром. Необходимо твердо уяснить, что детские проблемы и страхи остались позади, и в настоящий момент смотреть на мир нужно реально. Какие подходы можно для этого использовать?

  • Обеспечить исполнение детских желаний. Например, если ребенку не разрешали заниматься пением, фигурным катанием или игрой на музыкальном инструменте, сейчас самое время реализовать несбывшиеся мечты.
  • Взращивать в себе ощущение взрослого и самодостаточного человека. Необходимо понять, что никто не может запретить высказывать свое мнение и действовать в выбранном направлении. Взрослый человек сам решает, куда и с кем ему идти, на какую работу устраиваться, с кем жить и так далее. Нужно избавиться от страха сделать что-то не так, ошибиться.
  • Научиться говорить «нет». Обязательным пунктом в лечении заикания является научение возражению. Отказы сложно даются людям, воспитанным в авторитарном режиме под давлением родителей и других лиц. Необходимо научиться твердо проявлять свою позицию, без возврата назад. Такой подход применим к ситуациям, когда человек рад бы отказать, но не может. Если уступки идут от души, и внутреннего конфликта не возникает, возражать специально не требуется.

В борьбе с заиканием у ребенка основная роль отводится родителям. Доброе отношение, проявление любви и внимания к его проблемам и желаниям, поддержка в любых начинаниях или неудачах – залог быстрого восстановления речевой функции. Следует наладить сон ребенка, вместе посещать психолога, разнообразить его досуг (например, записать его в спортивную секцию), оградить от стрессовых ситуаций.

Как предупредить заикание

Профилактическими мерами заикания у детей являются:

  • повышение устойчивости к стрессам, адекватное отношение к различным жизненным ситуациям;
  • создание комфортной психологической обстановки в семье;
  • расширение социальных контактов;
  • разнообразие повседневной жизни (секции, кружки, участие в домашних делах);
  • исключение просмотров психологически тяжелых фильмов;
  • участие родителей в жизни ребенка, внимание к его проблемам, провалам и достижениям.

Чтобы заикание в детском возрасте не переросло в нарушение речи у взрослого, нужно обратиться к специалисту при малейшем подозрении на расстройство. Комплексный и квалифицированный подход в большинстве случаев позволяет устранить дефекты речи в максимально короткие сроки.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logonevroz/psihosomatika-zaikaniya/

Психосоматика заикания у детей: психологические причины

Психосоматика заикание у детей

Психология заикания у детей объясняется психосоматическими особенностями личности.

Как правило, причиной того, почему ребенок начал заикаться, является излишняя зажатость, стеснительность, страх сказать что-нибудь невпопад и быть за это высмеянным.

Также причинами возникновения заикания у детей называют чересчур авторитарный стиль воспитания в семье, подавление детской инициативы и излишнюю критику со стороны взрослых.

Психосоматические причины возникновения заикания у детей

Заикание — это дефект речи (логоневроз), который появляется обычно в детском возрасте. Проявляется он по-разному: частым повторением в речи звуков, слогов или слов, усиленным напряжением голосообразующей мускулатуры перед произнесением слов. Может сопровождаться тиками — мышечными подергиваниями.

Психосоматической причиной заикания у детей обычно является испуг. Затем появляется страх перед речью в присутствии других, который поддерживает заикание.

У детей с заиканием имеются одновременно желание высказаться и нежелание это делать, что приводит к появлению агрессии в отношении слушающего.

Часто провоцирующим фактором того, почему ребенок заикается, является присутствие доминантных для ребенка личностей — родителей, авторитетных взрослых. Оно подкрепляется, если ребенок получает в связи с ним какую-то выгоду.

Например, родители дают ему поблажки дома, на уроке учителя освобождают от устных опросов и дают возможность выполнить вместо этого письменную работу.

Если выяснить психологические причины заикания и перестать подкреплять его, то ребенок способен восстановить нормальную речь. С помощью психологов и логопедов можно добиться успеха даже в трудных случаях.

Психосоматика заикания у детей также объясняется сильным испугом, если ребенку с ранних лет не дают высказывать свое мнение по самым простым вопросам. Если в семье просьбы ребенка игнорируют, его желания не учитывают, то он находится в постоянных запретах и говорить для него становится трудно.

Способствует заиканию неумение отстаивать свои права. Взрослые для ребенка являются авторитетом, слова, и действия которых до определенного возраста не подвергаются сомнению. Если родители все время подавляют ребенка, то он находится в постоянном напряжении и страхе и начинает заикаться.

Если взрослые все время критикуют и опровергают слова ребенка, то он ощущает себя неправым даже вопреки реальности и пребывает в подавленном состоянии. Это тоже становится причиной того, почему ребенок начал заикаться: он утрачивает инициативность и боится говорить.

Страх перед высказыванием своих мыслей и заиканием отражается на образе жизни ребенка, отношениях с окружающими и даже мышлении.

Заикание воспринимается детьми болезненно, они переживают большие страдания, что наблюдается по прерывистой речи с судорожными сокращениями дыхательной и голосообразующей мускулатуры. Разговор становится для ребенка стрессом.

Иногда это приводит к тому, что маленькие дети совсем перестают говорить и молчат длительное время (иногда годы). При этом речь других они понимают и реагируют на нее адекватно.

Если родители обращают внимание на изменение речи ребенка на ранних этапах, то справиться с неврозом значительно проще. Изменение методов воспитания и устранение психологических причин заикания у детей способствуют этому.

Причины, почему ребенок заикается

Чаще всего заикание возникает у детей в 3-5 лет. В этом возрасте дети уже хорошо понимают речь, произносят правильно построенные фразы, знают больше, чем могут высказать с помощью накопленного словарного запаса. В этот период повторение слогов и слов может быть связано с тем, что ребенок подыскивает слова, и выражения для высказывания своей мысли.

Как только он начинает более уверенно озвучивать свои мысли, повторы в его речи исчезают. Если родители спокойно относятся к этому этапу формирования речи, то ребенок быстро и без последствий его преодолевает. Неправильное воспитание и психические травмы (испуг, тяжелое телесное наказание) способствуют фиксации ребенка на повторениях в речи и приводят к развитию заикания.

Под воздействием эмоций и стрессов заикание усиливается.

Часто заикание в детском возрасте, и не только, выявляется у других членов семьи. В этом случае у ребенка оно может возникнуть в результате подражательного поведения, перенятого по какой-либо причине. Также можно утверждать, что в семье имеется повышенная предрасположенность к неврозам.

Причиной, почему ребенок заикается, могут быть значимые изменения в жизни малыша — рост зубов, начало учебы в школе, подростковый возраст, начало менструаций у девочек. Все конфликты в семье и детском коллективе также способствуют нарушению речи.

Болезненно воспринимаются детьми напоминания об имеющемся дефекте и тем более насмешки, что часто происходит в детском коллективе. Если это происходит в семье, то ситуация становится для ребенка невыносимой.

Статья прочитана 5 925 раз(a).

Сразу же обратим ваше внимание, что аптечка для ребенка должна находится отдельно от взрослой. В домашнюю аптечку для ребенка должны входить толкьо препараты в специальной …

Впервые появившаяся аллергическая реакция у ребенка – это настоящий повод для тревоги у родителей. Там предвестником может проявляться бронхиальная астма и нарушение …

Отравление растениями происходит не только летом, когда за окном развивается огромное количество представителей флоры. В ряде случаев непреднамеренное отравление …

Отравление грибами у детей зачастую проявляется более клинически остро, чем у взрослого человека. Это обусловлено более интенсивными процессами биохимического метаболизма …

Укус клеща у ребенка – это всегда высочайший риск развития клещевого энцефалита или боррелиоза. Данные заболевания относятся к летальной группе и зачастую приводят …

Укусы насекомых у детей – это досадная неприятность, которая сопровождает все летние прогулки на природе. Первое, что делать при укусах насекомых у детей – предпринимать …

Носовое кровотечение у детей может быть спровоцировано слабостью зоны Киселева, атрофическим ринитом или нарушением факторов свёртываемости в организме. В любом случае …

Различные повреждения ушей у детей младшего возраста зачастую связаны с проведением ими различного рода экспериментов. Инородное тело в ухе ребенка – это довольно …

При неосторожном обращении с мелкими и крупными предметами во время игры у малыша может возникнуть специфическая травма. Она может выражаться в образовании синяка …

Тупая травма грудной клетки в детском возрасте может быть результатом неправильного пеленания, падения с возвышенности, резкого поворота туловища и т.д. В виду того, …

Черепно-мозговая травма у детей может возникнуть даже при нырянии в воду. Это связано с непропорциональным развитием церебральной структуры, которая не успевает «заполнять» …

В бытовых условиях травматическая ампутация пальца может произойти даже при неосторожном закрывании тяжелых металлических дверей или входных ворот. При этом возможно …

Все возможные травмы у детей случаются по причине невнимательности родителей и неосторожности самых малышей. Обучение элементарным правилам безопасности играют роль …

Утопление у ребенка может иметь различные негативные последствия. Иногда удается спаси малыша, а буквально спустя несколько часов он погибает. нужно знать о вторичном …

Первый неудачный опыт употребления горячительных напитков может случится в жизни каждого современного подростка. не стоит сразу же начинать паниковать. Алкогольное …

Родителям необходимо обладать информацией о том, что делать при отравлении ребенка, какие меры по спасению его жизни следует предпринимать до приезда бригады скорой …

Источник: https://vkapuste.ru/?p=8037

Заикание (логоневроз) у детей: причины, виды, психосоматика – Гармония внутри

Психосоматика заикание у детей

Среди неврозоподобных расстройств заикание считается самым сложным.

Порой нелегко понять истинную причину нарушения речи, ведь люди даже заикаются по-разному. Поэтому важно вовремя выявить этиологию и вид логоневроза, ведь избавиться от него в детстве намного легче.

Что это такое

Заикание является следствием судорог мышц аппаратов речи: языка, челюсти, губ, неба.

Сокращения вызывают повторение звуков и слогов, а реакция клеток провоцирует речевую задержку.

Существует три центра мозга, отвечающих за правильную речь. Они представляют собой слаженно работающий круг. Если нарушаются функции одного из них, то происходит разрыв речевого круга.

В итоге ребенок или взрослый начинает заикаться. Когда работа мозга приходит в норму, это явление исчезает.

Заикание сопровождается различными нарушениями речи:

  • регулярное повторение звуков, слогов или словосочетаний;
  • неестественное растягивание звуков;
  • запинки, прерывания, паузы.

Людям, страдающим заиканиями, свойственны некоторые черты характера:

  • робость;
  • трусливость;
  • застенчивость;
  • смущение;
  • мнительность;
  • ранимость;
  • живость воображения;
  • склонность к фантазиям.

Логоневроз несет определенную опасность для человека. Часто ребенок становится объектом насмешек, он не успевает в школе, не может адаптироваться в современном мире. Все это является причиной психических отклонений.

К ним относятся:

  • агорафобия;
  • социофобия;
  • клаустрофобия;
  • депрессия;
  • паническая атака.

Причины возникновения

К распространенным причинам заикания у взрослых относятся:

  • отсутствие лечения логоневроза в детстве;
  • эмоциональные переживания, шок;
  • патологии нервной системы.

Что касается наследственного фактора, то логоневроз не передается генетическим путем. Ребенок принимает лишь предрасположенность к заиканию. У человека с речевыми нарушениями не обязательно будут дети с подобным дефектом.

Выделяют несколько факторов, провоцирующих заикание у детей:

  1. Физиологические: родовая травма, заболевания ЦНС, инфекции матери во время вынашивания плода, внутриутробная гипоксия.
  2. Психологические: страх, испуг, стресс, телесные наказания.
  3. Социальные: быстрая и непонятная речь отца или матери, повышенная речевая нагрузка, изучение нескольких языков, неприятности в школе.

В возрасте трех лет у малыша происходит развитие речевых систем и мышления. В этот период он наиболее уязвим.

  • Риск развития логоневроза у гиперактивных детей выше, чем у спокойных малышей.
  • Часто ребенок начинается заикаться, когда впервые отправляется в школу. Это объясняется обилием новой информации, нагрузками и стрессом.
  • В некоторых случаях наблюдается связь логоневроза с сезоном, питательным рационом и переутомлением. Доказано, что белковая пища усиливает проявления нарушений речи.
  • Заиканию подвержены дети в переходный возраст и замкнутые малыши с нестабильной нервной системой.

Причины и лечение заболевания тесно связаны между собой. Поэтому важно выявить провоцирующий фактор.

Виды

  • Существует множество классификаций болезни.
  • По степени запущенности логоневроза выделяют три формы:
  1. Легкая. Нарушение речи проявляется при желании что-то сказать быстро или в случае перевозбуждения.

    Заболевание легко поддается лечению.

  2. Средняя. Человек заикается при эмоциональном возбуждении, в спокойном состоянии он говорит нормально.
  3. Тяжелая. Речь часто прерывается.

В зависимости от вида течения выделяют следующие типы заикания:

  • рецидивирующий (повторяется периодически);
  • волнообразный (может усиливаться, а потом ослабевать);
  • постоянный (прослеживается регулярно).

Как избавиться от заикания

Лечением логоневроза занимаются неврологи, педиатры, психологи, логопеды.

Они знают, как лечить заикание, и находят путь терапии, исходя из причины. Отдельное внимание уделяют профилактике простудных заболеваний и укреплению иммунитета.

Если родители хотят устранить логоневроз у детей, лечение нужно начинать при первых признаках заболевания.

Специалисты рекомендуют:

  1. Не кричать на ребенка и не выяснять отношения при нем.
  2. Обратить внимание на ситуации, при которых малыш заикается.
  3. Говорить со своим чадом медленно и четко.
  4. Оградить ребенка от стресса.
  5. Отдать ребенка на пение.
  6. Разнообразить питательный рацион.
  7. Не заставлять говорить, если малышу некомфортно.

Упражнения

Специальная речевая гимнастика помогает развитию правильного дыхания при разговоре.

Проводят ее следующим образом:

  1. Читают вслух любую сказку или рассказ, вдыхая на паузах между словами.
  2. Делают короткий выдох с открытым ртом, произносят гласный звук на выдохе.
  3. На выдохе считают до 10, со временем увеличивают счет.
  4. Читают на выдохе короткие фразы.

Есть и другие эффективные упражнения:

  1. Встают перед зеркалом, делают выдох-вдох, а затем произносят каждый звук, пока хватит дыхания. Вдыхают и говорят: «ииииии», «ээээээ», «аааааа», «оооооо», «уууууу». Произносить нужно медленно именно в таком порядке.
  2. Для активизации звука «р» делают выдох, потом вдох и рычат. Затем выразительно и с эмоциями произносят слова «руль, рис, ковер, терка» и т.д.
  3. Встают прямо и делают выдох, потом глубокий вдох. Сжимают кулаки и громко произносятся «ииииии». При этом колотят себя в грудь, как Тарзан. То же самое проделывают со звуками «аааааа», «ээээээ», «оооооо», «ууууу»

Существует много других упражнений, которые способствуют развитию подвижности губ, челюсти, четкости звуков. Подобные занятия надо проводить регулярно по 15-20 минут в день.

Гипноз

Еще много лет назад специалисты начали практиковать следующие психологические методы:

  • чтение позитивных художественных произведений;
  • произношение отдельных слов в мыслях;
  • подражание кумиру, его манере говорить.

Важное место в психотерапии занимает гипноз. Часто он оказывается единственным выходом из ситуации. Во время сеанса разрушается очаг, который сформировал заикание.

Происходит это посредством внушения и тренировки ума. После гипноза человек получает возможность уверенно и четко произносить свои мысли.

Психолог поможет справиться со страхом перед общением, вселит уверенность в себе. Особенно эффективны занятия у логопеда и психолога ребенка с родителями.

Препараты

Медикаментозный метод терапии направлен на устранение судорожного симптома и стабилизацию работы нервной системы.

Обычно выписывают следующие группы препаратов:

  1. Ноотропы. Улучшают мозговую работу. К ним относится Фенибут.
  2. Седативные. Снижают нервное перевозбуждение. Сюда входят таблетки Афобазол, Грандаксин, Глицин, Новопассит.
  3. Спазмолитики. Обладают противосудорожным эффектом. Обычно назначают Мидокалм, Магнерот.

Ко всему прочему лечению добавляются физиопроцедуры, занятия в бассейне.

Использовать средства народной медицины можно наряду с другими методами лечения. Видимый эффект можно получить только при сильном желании избавиться от заикания.

Родные и близкие должны оказать существенную помощь в устранении логоневроза. Надо быть готовым к длительному и тщательному лечению, тогда можно раз и навсегда одержать победу над заболеванием.

Источник:

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза (упражнения и лекарства)

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.

Логоневроз у детей — что это такое

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Причины возникновения логоневроза у детей

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Виды и типы заикания у детей

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психосоматика логоневроза у детей

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

  Задержка психоречевого развития детей с элементами аутизма

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Источник: https://mii-info.ru/uspeh-i-dengi/zaikanie-logonevroz-u-detej-prichiny-vidy-psihosomatika.html

Психосоматические причины заикания – Психология

Психосоматика заикание у детей

Заикание (логоневроз) – это речевое нарушение, связанное с судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур. В результате этого человек вынужден задерживаться на определенном звуке или группе звуков.

Выявлено, что это отклонение возникает в возрасте от 2 до 5-6 лет, в период, когда происходит развитие речи.

Заикание может иметь невротическую форму (как результат стрессов и неврозов возникает у здоровых детей) и неврозоподобную форму (как следствие наследственных или приобретенных заболеваний нервной системы).

Причины возникновения заикания бывают предрасполагающими:

  • наследственность,
  • заболевания с энцефалопатическими последствиями,
  • внутриутробные или родовые травмы,
  • переутомление или истощение нервной системы.

Еще выделяют провоцирующие причины:

  • подражание,
  • одномоментная психическая травма (сильный страх, испуг),
  • ускоренная речь (тахилалия),
  • двуязычие в семье.

Симптомами заикания являются:

  1. нарушение речевого дыхания (образование инспираторно-гласных или проторных звуков) и укороченный выдох,
  2. судорогоподобное замыкание ой щели при попытке произношения звука и отсутствие способности плавного произношения,
  3. соматические нарушения (отклонение высунутого языка в сторону, высокий свод неба, искривление носовой перегородки, гипертрофия раковин), сопутствующие движения (движения, которые сопровождают речь при заикании: закрывают глаза, топают ногой, сжимают кулак, пожимают плечами, переступают с ноги на ногу, наклоняют голову и т.д.),
  4. появление страха произношения некоторых звуков, слогов или слов, избегание речевых ситуаций, в периодах обострения возможна немота.

Заикание и психосоматика

Речь зависит от слаженной работы двух групп мышц. За этим следит стриопаллидарная система, которая контролирует за своевременным сокращением и расслаблением мышц, участвующих в речи. Но эмоциональное перевозбуждение или травма блокирует эту регулирующую систему, что может привести к тоническому спазму или тику (клоническое повторение).

Как было отмечено, заикание появляется в период, когда развивается речь. Именно в это время происходят перемены, которые связаны с психологическими усилиями ребенка, поэтому в это время психика ребенка очень восприимчива и чувствительна.

В связи с этим неверное внешнее воздействие на психику ребенка может привести к преграде в развитии такого врожденного естественного свойства у детей, как речь.

Выявлено, что неправильные методы воспитания приводят к заиканию у детей, которые отличаются зрительным, оральным или анальным векторами развития.

Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

Заикание ребенка-анальника отличается трудностями с началом повествования, обрываниями или долгими паузами при говорении, также невозможностью говорить в сложных ситуациях или перед незнакомой или большой аудиторией.

Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

Психосоматические факторы и причины заикания

В психологии выделяются такие факторы появления заикания:

  • истерический: резкая смена условий (в семье баловали, пошел в детский сад, а там ребенок – как все);
  • неврастенический: родители постоянно принижают достижения ребенка и его самого, сравнивая с другими детьми (психика ребенка не выдерживает);
  • психастенический: гиперопека родителей способствует становлению неуверенного в себе подростка, что может негативно сказаться на общении со своими сверстниками и привести к проблеме с речью.

Большинство психологов в качестве психологических причин заикания у взрослых выделяет ощущение постоянной неправоты, неумение отстоять свои права, а также страх высказать свои потребности и желания. Согласно их позиции, все эти негативные чувства идут из детства.

Известный автор по психосоматике Луиза Хей психологической основой заикания взрослых видит неуверенность, неполное самовыражение и убеждение, что слезы как облегчение – не для вас.

По мнению В. Жикаренцева, причиной этого недуга является отсутствие чувства безопасности и возможности самовыражения, а также запрет на плач.

Психолог Лиз Бурбо поясняет, что заика в молодости очень боялся выражать свои потребности и желания. Он также боялся тех, кто представлял для него власть. Особенно сильный страх он чувствовал тогда, когда ему нужно было что-то сказать.

Пути исцеления психосоматического заикания

Медики и логопеды утверждают, что заикание, которое появляется в результате неправильного (стрессового) воспитания, — явление обратимое. Это значит, что все виды невротического заикания успешно лечатся. Особенно быстро и эффективно такие виды речевого нарушения лечатся до достижения 12-15 лет (окончание пубертатного или подросткового периода).

Поэтому в детских садах действуют специальные логопедические группы, работа которых основана на игровой терапии, логопедической ритмике (говорение в такт с ритмичными движениями пальцев, говорение нараспев и др.) и др.

Следует отметить, что кроме работы специалиста-логопеда, очень важна и параллельно выстроенная семейная терапия (релаксация, отвлечение внимания, позитивное внушение).

И это естественно. Ведь, если, как пишут психологи, часто именно семья становится провоцирующим фактором появления заикания, то, конечно же, именно она, в первую очередь, и должна проявлять усилия по снятию стрессовых причин и восстановлению нормальных условий для развития ребенка (любовь и полное принятие и т.д.).

И восстановление этого речевого нарушения у детей постарше будет зависеть от семьи и ее усилий.

Эмоциональная поддержка близких, атмосфера душевного тепла и уважения всех членов семьи, чуткость и внимательность в отношениях, любовь родителей – все это поможет подростку осознать, что его любят, что он в безопасности.

Эти заново восстановленные базовые чувства позволят ему вернуть потерянное чувство уверенности в себе и веру в свои силы.

Что касается путей исцеления невротического заикания уже взрослого человека, то здесь необходима работа над собой.

Первое, что следует сделать – это проанализировать свое детство и юность и найти психологическую причину — момент, после которого началось заикание (подсказки даны выше).

Второй шаг исцеления связан осознанием и принятием причины: «Да, в детстве так получилось, что я таким образом отреагировал на испуг или на ошибочный метод воспитания родителей.

Но сейчас я – взрослый человек и понимаю, принимаю и прощаю себя, родителей (или других, кто участвовал в ситуации появления недуга). Сейчас я могу свободно выражать свои желания, высказывать свою точку зрения.

Надо мной сейчас никто не властен, никто меня не торопит, не одергивает, и мне не нужно никого бояться…» и т.д.

Параллельно с изменением своего привычного пугливого и неуверенного мышления, можно и нужно использовать различные техники релаксации, дыхательные техники, проговаривать аффирмации, взять на вооружение арттерапию, песенную терапию (выявлено, что при пении заикание исчезает) и т.д.

Желаю вам Любви и Света!

Лада

Источник: https://psycop.ru/psixosomatika/zaikanie.html

Страница Психолога
Добавить комментарий