Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с аутизмом

Психолого – педагогическая Характеристика на ребенка аутиста – 1 класс

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с аутизмом

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Косулинская средняя общеобразовательная школа №8

624055, Свердловская область, Белоярский район, с. Косулино, ул. Ленина, 80а 8(34377)462-11

Психолого-педагогическая

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ребенка-аутиста

на учащегося 1 класса

ХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХХ Александр поступил в МАОУ Косулинскую СОШ №8  01.09.2018 г. в 1Е класс.

До школы посещал «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в г.Заречный. Был определен в группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом дошкольного возраста. По направлению ПМПК обучение в настоящее время ведется по программе II вида.

Состав семьи:

мать – ХХХХХ Ольга Владимировна;

отец – ХХХХХ Сергей Юрьевич.

Мальчик из полной семьи. Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Они обеспечивают условия для систематического проведения занятий и приобретают все необходимые учебные и дидактические пособия по рекомендации учителя. Родители обучающегося строго соблюдают расписание и режим занятий. Посещение школы вызывает положительные эмоции у мальчика.

Учебная деятельность:

Александр находится на индивидуальном обучении. Временные рамки урока выдерживает. За время обучения выработался определённый порядок занятий. Саша стал намного усидчивей. Он знает своё учебное место и способен непродолжительное время занятий находиться в учебной позе.

Сопряжённо с учителем выполняет практические задания. Самостоятельно держит в руках карандаш, кисточку, пластилин и производит с ними действия по образцу. Понимает и выполняет обращения учителя.

Отличается хорошей памятью, заучивает легко наизусть небольшие стихотворные произведения, всегда знает место своих вещей, что и куда положил.

Внимание пассивное, рассеянное, неустойчивое, легко отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания недостаточный, неполный.

Очень хорошо развито образное мышление и воображение, мальчик охотно, очень быстро работает с геометрическим материалом и разного вида конструкторами, имеет первоначальные навыки работы на компьютере, управляется с мышкой.

Ребенок механически повторяет услышанные когда-то фразы без отношения к данной ситуации. Внимание неустойчивое, с  трудом переключается на новый вид деятельности. У ребенка преобладает непроизвольная память. Однако снижена концентрация внимания. Саша самостоятельно изучил буквы, счет до 20.

Простые слова читает фразами, а сложные или малознакомые – по слогам – без понимания смысла прочитанного. Пишет печатными буквами без соблюдения правил письма. Научился складывать цифры в пределах 10. Соотносит цифры и количество предметов в пределах 10.

Отличает и называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), знает основные цвета. Называет и показывает материки и континенты. Любит заниматься лепкой из пластилина и рисованием (пользуется в основном фломастерами и красками). Запоминает длинные стихотворения или песни из понравившихся мультфильмов.

Часто воспроизводит речь на английском языке, частично переводит на русский язык. По наблюдению учителя иностранного языка – Саша английские слова произносит правильно.

Знает названия предметов ближайшего окружения, узнает и называет их среди других предметов на картинках.

Личностные особенности:
По характеру мальчик добрый, проявляет радость при встрече. Избирателен в одежде и еде. Внешний вид опрятный. Александр не ориентирован на познавательную активность, уровень обученности низкий, требуется время на врабатываемость. 

Мальчик продуктивному контакту доступен с трудом. Зрительный контакт устанавливает кратковременно.

Игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует. Предпочитает играть один. Способен понимать простейшие правила игры.

Саша – очень тактильный ребенок. Часто обнимает педагогов или берет их за руку. Мальчик не способен себя защитить. Поэтому нуждается в помощи со стороны.

Эмоциональная близость с родителями. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство «я» (самосознание) не сформировано, говорит о себе во 2-ом лице («Саша купается»). Не понимает эмоциональное состояние человека.

У мальчика наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы: резкие перепады, неустойчивость настроения, эмоциональные вспышки, отсутствие самоконтроля над своим поведением. Может свободно перемещаться по классу, размахивать руками или издавать гортанные звуки, не реагируя на замечания учителя.

Развитие речи:

Наблюдается недоразвитие активной и пассивной речи. Односложно отвечает на поставленные вопросы. Речь малопонятна для окружающих и не выступает как средств общения. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Словарный ограничен бытовой лексикой, говорит фразами или отдельными словами, грамматический строй речи и звукопроизношение нарушены.

Наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. А развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает. Зачастую присутствует замедленность в действиях.

Уровень адаптивного поведения – навыки социализации на низком уровне. К концу первого полугодия сумел полностью адаптироваться к школьным условиям. Ребёнок не конфликтен, в общении со взрослыми соблюдает дистанцию.

На переменах ведет себя очень активно, бегает по всей школе, не признавая никаких правил.  Коммуникативные нормы сформированы частично. Присутствует «аутистическая отгороженность». Сенсорное развитие ускоренное. В незнакомом месте или обстановке испытывает дискомфорт.

Нуждается в поддержке взрослого. Ситуации успеха вызывают у Саши положительные эмоции. 

Логопед

Источник: https://infourok.ru/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-na-rebenka-autista-klass-3642545.html

Характеристика ребенка с аутизмом

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с аутизмом

Определение 1

Аутизм – это расстройство психики, характеризующееся дефицитом социального взаимодействия.

Выявленные у детей-аутистов нарушения в развитии являются пожизненными и оказывают значительное влияние на их восприятие окружающего мира.

Проявления аутизма

По данным статистики аутизм встречается у 2-4-х детей из 100 000, а в сочетании с умственной отсталостью у 20-ти из 100 000 (атипичный аутизм). Соотношение девочек и мальчиков, с выявленной патологией составляет один к четырем.

Аутизм может быть выявлен в любом возрасте, разная только лишь клиническая картина заболевания. В зависимости от возраста выделяют следующие типы аутизма:

  • ранний детский аутизм (до 3-х лет);
  • детский аутизм (с 3-х до 11-ти лет);
  • подростковый аутизм (у подростков старше 11-ти лет).

Помимо указанной классификации, аутизм принято подразделять не только в зависимости от возраста ребенка, но и от психических сопутствующих отклонений, например: атипический аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера.

Диагноз ребенку с аутизмом чаще всего ставят в возрасте 2,5-3 лет. Это связано с тем, что именно в этом возрасте ярче всего проявляются речевые нарушения, замкнутость и ограниченность в социальном общении. Однако первые признаки аутизма начинают проявляться еще на первом году жизни ребенка.

Данные признаки связаны с характерными особенностями поведения, особенно если ребенок в семье не один и родители начинают замечать «непохожесть» его поведения с другими детьми и сверстниками, буквально в первые месяцы жизни.

В том случае, если ребенок первый в семье, то родители могут и не обратить внимания, на особенности поведения ребенка.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако аутизм может проявиться и значительно позже, в возрасте 5-ти лет. В этом случае уровень интеллекта ребенка будет значительно выше, чем у детей, аутизм которых проявился в возрасте 3-х лет.

У ребенка сохраняются элементарные навыки общения, несмотря на то, что изолированность от общества доминирует.

Когнитивные расстройства у ребенка выражены не значительно, довольно часто отмечается высокий коэффициент интеллекта.

Замечание 1

Аутизм, при котором сохраняются когнитивные функции, называют синдромом мягкого аутизма или аутизмом Аспергера. Чаще всего он проявляется в возрасте от 4-х до 11-ти лет.

Необходимо так же отметить, что между первыми характерными проявлениями аутизма и точной постановкой диагноза существует определенный период. Это связано с тем, тем родители не всегда придают значение особенностям в поведении ребенка в раннем возрасте.

Значение придается этим особенностям чаще всего, когда ребенок поступает в детский сад или школу. В процессе социализации признаки аутизма видны четче, не только во время взаимодействия со сверстниками, но и в поведении в группе (классе).

Именно в этот период родители чаще всего впервые обращаются за помощью к специалисту.

Особенности поведения ребенка с аутизмом

Основными характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются следующие явления.

Нарушение процесса взаимодействия с окружающими и социальных контактов – является основной характеристикой детей с аутизмом, встречается у всех детей-аутистов.

Выражается в том, что дети с аутизмом «живут» в своем внутреннем мире, они избегают общения с окружающими, некоммуникабельны.

Данная особенность является одной из тех, на которую родители обращают внимание в первую очередь, ребенок практически не просится на руки, он спокоен, у него слабая реакция на звук и свет, ребенок редко улыбается.

Дети-аутисты не откликаются на имя, в связи с чем, родители могут даже обращаться к сурдологу, считая, что ребенок плохо слышит. Все эти особенности наиболее ярко проявляются в период поступления ребенка в детский сад. Ребенок пассивен, игнорирует окружающих, может проявлять агрессию или даже убегать и прятаться от общества.

Ограниченные интересы и особенности игр – пятая часть детей-аутистов игнорируют игрушки и различные виды игровой деятельности. Если у ребенка и есть интерес, то он только к одной конкретной игрушке, в которую он играет в однообразные игры.

Так, грудничок может длительное время смотреть на игрушку, но при этом не брать ее и не просить. Ребенок по-старше может часами наблюдать за машинами на дороге, просматривать один и тот же мультфильм.

Родителей и педагогов должно насторожить, что ребенку не надоедает это однообразие, а желание отвлечь вызывает недовольство.

Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям) – наблюдается у 80% детей-аутистов. Стереотипность проявляется не только в поведении, но и в речи. Чаще всего это однообразные движения головой, подергивание плечами или сгибание-разгибание пальцев.

Чаще всего отмечают следующие стереотипные действия у детей-аутистов:

  • пересыпание мелких частей (песок, мозайка, крупы и т.д.);
  • включение и выключение света;
  • открывание и закрывание дверей;
  • разрывание или разминание бумаги;
  • напряжение и расслабление конечностей.

Стереотипы в речи – это повторение одних и тех же слов, звуков, словосочетаний. Повторение может быть, услышанного по телевизору или от родителей. Например, мама спрашивает: «Пойдем гулять?» Ребенок начинает повторять без остановки и чаще всего без эмоций и пауз: «Пойдем гулять, пойдем гулять, пойдем гулять….».

Нарушение вербального общения – различные виды и степени нарушения речи встречаются при всех формах детского аутизма. Речь у ребенка может развиваться с задержкой, либо вовсе не развиваться.

Наиболее ярко расстройство речи проявляется в раннем детском аутизме, может протекать в виде мутизма – полного отсутствия речи.

Так же речь может появиться, но затем пропасть на некоторое время, а иногда и на несколько лет.

Расстройства интеллектуальной сферы – встречаются у 75% детей с аутизмом. Проявляется в виде умственной отсталости или неравномерного умственного развития. У детей-аутистов отмечаются сложности в сосредоточенности, целенаправленности, усидчивости, абстрактном и символическом мышлении, логике.

Нарушенное чувство самосохранения – встречается у трети детей-аутистов, проявляется в виде аутоагрессии на различные неблагоприятные жизненные ситуации и отношения. Так как дети-аутисты не идут на социальный контакт, то чаще всего негативная энергия проецируется ими на самих себя. Проявляется в виде укусов себя, нанесение себе ударов и т.д.

Особенности походки и движений – иногда у детей с аутизмом наблюдается специфическая походка. Чаще всего они имитируют бабочку, ходя при этом на цыпочках и балансируя руками. Некоторые же передвигаются вприпрыжку. Также дети, страдающие аутизмом, могут ходить приставным шагом, раскачиваться во время ходьбы или ходить строго определенным особым маршрутом.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/harakteristika_rebenka_s_autizmom/

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с аутизмом

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепроникающих) расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5—3-летнему возрасту.

Клиническая картина синдрома большинством авторов характеризуется как полиморфная и противоречивая (КК.С.Лебединская,1987,1988; О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг и др. 2003),

Характерные черты определяются следующим образом:

глубокиенарушения социального развития, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с другими людьми и предметным миром;

– стереотипность в поведении.

– совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации.

-повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам.

В настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов, т.е.

РДА имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологичесих форм. Большую роль играют генетические факторы. У большинства детей с РДА выявляются признаки органиеского поражения ЦНС. По мнению С.А.

Морозова определенную роль может играть психогенный фактор.

КС.Лебединская, И.Д.Лукашева, С.В.

Немировская (1981); считают, что синдром может проявиться как в рамках детской шизофрении, так и в структуре других заболеваний – метаболических, хромосомных, инфекционных, вызывающих органическую дефицитарность мозга. В.В.Башина (1999), обобщая данные многолетних исследований, выделяет виды эндогенного детского аутизма, аутистическиподобные синдромы, а также психогенный парааутизм.

Характерной чертой психического развития при РДА является противоречивость, неоднозначность его проявлений.

Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным (в области математики, музыки, шахмат), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим а в других демонстрирует незаурядную ловкость движений. Подобный тип психического дизонтогенеза В.В.Лебединский(1985) определил как искаженное развитие. Для детей с РДА характерны следующие особенности.

Нарушение чувства самосохранения

Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года.

Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (в частности отсутствии «чувства края»), причем достаточно характерным оказывается противоречивое сочетание этих крайностей у одного и того же ребенка, бесстрашие в реально опасных ситуациях может сосуществовать со страхами вполне безобидных объектов.

Нарушение аффективного взаимодействия с ближайшм окружением Признаки нарушения аффективного контакта с людьми и, прежде всего, с близкими, являетсяясь главным симптомом аутизма и прослеживаются уже на самых ранних этапах аутистического дизонтогенеза.

Оно может проявляться в пассивности, вялости такого младенца в эмоциональном общении, неприспособленности к рукам матери.

При признаках аутистического развития особенно ярко может проявляться нарушения глазного контакта. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого.

Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме.

Однако она не столько адресуется человеку, сколько возникает в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий орнамент на халате матери и т.д.).

Отмечается запаздывание комплекса оживления, который возникает спонтанно, не в коммуникативной ситуации, а как реакция на какой-то неодушевленный стимул.

Привязанность у таких детей формируется, что доказывается наличием реакции на отделение, но она имеет скорее инстинктивный характер. Главное отличие от нормы состоит в том, что аутичный ребенок не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности к близкому человеку.

Коммуникативные нарушения проявляются в том, что у ребенка возникают сложности при выражении собственного эмоционального состояния в выражении просьбы.

Речевое развитие аутичных детей своеобразно. Помимо коммуникативных нарушений возникают трудности в самостоятельном построении речевого высказывания.Вместо этого ребенок использует речевые штампы, себя называет во втором или в третьем лице.

Однако тот же ребенок может проявлять удивительное чувство языка, играя сочетаниями звуков, слов, рифмуя, изобретая неологизмы. Нередко наблюдается мутизм (отказ от речи), ребенок может отказаться от устной речи, но пользуется письменной речью.

Не менее своеобразно развитие мышления аутичных детей. При конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего они могут проявлять способность к символизации, одержимо выполнять сложные мыслительные операции: сложные математические вычисления, проигрывание шахматных композиций.

Аутичные дети нередко одержимы фантазиями. Аутистические фантазии могут быть следствием нарушения сферы влечений и интересов, навязчивыми страхами, а в некоторых случаях являются результатом осознания ребенком своей несостоятельности.

Трудности произвольной организации поведения

Эти проблемы становятся заметнее после года и к 2—2,5 год ребенка осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого появляются гораздо раньше. Это может выражаться в следующих тенденциях:

-отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;

– характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова.

– слабость подражания, чаще даже его отсутствие иногда – очень длительная задержка в его формировании.

– слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля.

Аутичный ребенок уже в раннем возрасте обнаруживает особую сенсорную ранимость по отношениюк звуку, свету, запаху, прикосновению. Низкий порог аффективного дискомфорта обусловливает длительную фиксацию неприятных впечатлений, быстрое пресыщение даже приятными переживаниями, что приводит к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром.

В итоге вместо форм активного взаимодействия с миром у аутичного ребенка преимущественно развиваются средства защиты от него. Поэтому ребенок вырабатывает особую избирательность в сенсорных контактах, фиксирует в быту множество неприятных, страшных моментов, стремится к стереотипным контактам со средой, потому что не способен активно и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

Феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычной обстановки, в противодействии любым изменениям в окружающей среде.

Стереотипность поведения является одним из проявления названного феномена: наличие однообразных действий –моторных, речевых.

Стереотипные манипуляции с избранным предметом, однообразие игр: пристрастие к одной тематике, к одной сюжетной линии, стереотипные интересы.

Нарушение привычной обстановки, трудности адаптации к окружающему миру обусловливают страхи, общей особенностью которых являются : сила, стойкость, труднопереносимость. Страхи могут быть диффузными, неконкретными, а могут быть дифференцированными, ребенок может испытывать страх в связи с конкретными ситуациям и, бояться каких-то вещей, звуков, цвета, запаха.

Тенденция дополнительной аутостимуляции приятными впечатлениями проявляется в стремлении к стереотипным способам извлечения прятных вестибулярных, тактильных, проприоцептивных ощущений. Ребенок может потряхивать руками, скрипеть зубами, кружиться на месте, раскачиваться, онанировать.

Особенности моторики во многом связаны со стремлением к стереотипным движениям и действиям. Общая моторика может быть хуже развита, чем мелкая. Некоторые дети лучше выполняют сложные движения, нежели более легкие.

В каких-то случаях движения являются угловатыми, вычурными, несоразмерными по силе и амплитуде.

Некоторые дети в непроизволных движениях проявляют поразительную ловкость, однако произвольные движении отличаются низким уровнем техники.

К.С.Лебединская и О.С.Никольская (1985, 1987) рассматривая уровневую систему аффективной регуляции и закономерности ее развития в онтогенезе, выделяет четыре группы аутичных детей в зависимости от тяжести и характера аутизма, степени дезадаптации ребенка и возможностей его социализации.

В первой группе, объединяющей самые тяжелые случаи дезадаптации, аутизм предстает как полная отрешенность от окружающего, дети не вступают в активное взаимодействие с окружающей средой, не защищаются, а ускользают, отгораживаются от внешнего мира..

Вторая группа включает детей, находящихся на следующей по тяжести ступени аутистического дизонтогенеза. Аутизм в этом случае проявляется как активное отвержение мира .

Среди аутичных детей они кажутся наиболее страдающими, часто испытывают физический дискомфорт, могут быть предельно избирательны в еде, отягощены страхами. Для их речи характерны эхолалии, штампы.

Эти дети делают первые шаги в развитии активных контактов со средой в рамках немногих освоенных ими стереотипных ситуаций, в форме привычных действий и слов.

У третьей группы детей аутизмпроявляется как захваченность собственными переживаниями. Характерной чертой становится стереотипное воспроизведение ситуации пережитого страха или дискомфорта. Таким образом ребенок сам «дозирует» страшное или неприятное.

Адаптация этих детей более успешна: они осваивают больший диапазон житейских ситуаций, бытовых навыков. Могут демонстрировать избирательный интерес и выдающиеся способности в какой-то области, обладают правильной, развернутой речью.

Главную проблему для них представляет гибкое взаимодействие со средой, диалог с людьми.

Аутизм детей четвертой группы наименее глубок. Он выступает не как защитная установка, а как трудности общения при попытках вступления в диалог с миром и людьми.

Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке близких, в одобрении и ободрении со стороны взрослых.

При адекватном коррекционном подходе именно эти дети имеют наилучший прогноз психического развития и социальной адаптации.

О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг (2003) подчеркивают, что психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях, когда нарушена регуляции жизненного и психического тонуса, снижены пороги аффективной чувствительности.

Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимымыми становятся задачи защиты и саморегуляции, а не задачи активной адаптации к миру.

Это приводит к искажению в развитии психических функций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_149631_kliniko-psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-s-rannim-detskim-autizmom.html

Общие характеристики аутистических нарушений. – АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с аутизмом

Аутистические нарушения – это несколько групп нарушений, перечисленные в DSM-IV-TR под заголовком “Всеобъемлющие нарушения развития” [Pervasive Developmental Disorders].

Всеобъемлющие нарушения развития характеризуются серьезными и масштабными затруднениями в нескольких сферах развития одновременно: это навыки социального взаимодействия, навыки общения, стереотипное поведение, интересы и занятия.

 в МКБ-10 детский аутизм входит в рубрику «Общие расстройства развития» (F84), являясь частью раздела «Нарушения психологического развития» (рубрики F80—F89).

F84.0    Детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера)

F84.1    Атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами)

F84.3    Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз)

F84.4    Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5    Синдром Аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста)

 Первая группаВторая группаТретья группаЧетвертая группа
Общая характеристикаПолная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелойАктивное отвержение происходящегоПогружение в аутистические интересыИмеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком
РечьДети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотаниеХарактерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцемМного говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общениюРечь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ
ПоведениеНе реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессииАутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжени«Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирНа первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослого выражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?»
СтереотипыСтереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окномПроявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера — отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страхДети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведенияВ стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми

Источник: https://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/obsie-harakteristiki-autisticeskih-narusenij

Характеристика на ребенка с РАС

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с аутизмом

Характеристика на дошкольника с расстройством аутистического спектра (РАС)

Характеристика на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 12 Софию Игоревну П. (дата рождения: 27 декабря 2012 года).

София посещает детский сад 08.09.2014 г. Девочка охотно ходит в детский сад, болеет редко. София во время дневного сна засыпает с трудом, но сон спокойный, продолжительный.

Может самостоятельно кушать, используя ложку, пить из чашки. Иногда может брать пищу рукой из тарелки другого ребенка. При условии полного наблюдения и сопровождения взрослого, вытирает руки полотенцем, использует мыло. Самостоятельно в течение дня не проявляет стремления к поддержанию опрятности.

К трем годам София частично научилась пользоваться туалетом: процесс мочеиспускания практически контролирует самостоятельно, но процесс дефекации происходит непроизвольно. Совместная игровая деятельность со взрослым не продолжительна, и содержит малый перечень манипуляций с предметами – заместителями.

Например, в сюжетно ролевой игре со взрослым «Угостим куклу чаем», София подходит на несколько секунд к играющим, берет чашку и производит несложное действие с ней, тут же отходит и полностью переключается на другой вид деятельности. 

Игровые действия с детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Совместные игровые манипуляции со сверстниками София может выполнять только при помощи взрослого. Например, воспитатель предлагает построить дорогу из яркого конструктора в совместной деятельности, просит Софию подать деталь конструктора «Lego».

София подает воспитателю деталь. При неудавшейся попытке соединить две детали между собой категорично отказывается выполнять действие предложенное воспитателем, однако продолжает подавать детали конструктора, прикладывая их, друг к другу, тем самым стараясь продолжить дорогу в длину.

Очень любит играть с прищепками в д\и «Сделай цветок», но при действии с прищепками не стремится выполнять дидактическую задачу подбора предметов по цвету, ее больше интересуют хаотичные действия с ними: прикреплять произвольно по периметру коробки и при завершении, снимать и складывать их снова в коробку, затем одевать прищепки на пальцы одной руки, затем снимать и складывать их снова в коробку, убрав ее на место. Такие игровые манипуляции девочка может повторять в течение дня от 4 до 6 раз.

Любые попытки по определению знаний у Софии о цвете, форме, величине с использованием другого дидактического материала заканчиваются неудачей, то есть на просьбу взрослого подать предмет определенного признака девочка обычно подает предмет, не определяя его принадлежность к определённому признаку. Настаивание взрослого на правильном выполнении просьбы вызывают у ребенка раздражение и недовольство.

Девочка охотно проявляет инициативу в общении со всеми взрослыми и даже с теми, которые не работают постоянно на группе: медицинская сестра, заведующий, заместитель заведующего – может повиснуть или залезть на колени взрослого, заглядывая в глаза и пытаясь, что-то рассказать.

К совместной образовательной деятельности со взрослым и детьми иногда проявляет интерес, но при условии если на занятии используются яркие незнакомые атрибуты либо особо ярко окрашенные эмоциональные моменты.

Например, на музыкальном занятии педагог использовал яркие погремушки, София заинтересовавшись звучащими игрушками ненадолго включается в совместную деятельность и повторяет несложные движения демонстрируемые взрослым (бегает, кружится), но в завершении музыкально-ритмических движений в выполнении упражнения «спрятали игрушки» София уже не принимает участие, а продолжает выполнять понравившиеся ей действия с погремушками.

София требует повышенного внимания со стороны взрослого и его непосредственной включенности в деятельность. В ситуации отсутствия заинтересованности к организованной образовательной деятельности может заниматься своими делами, лежать, топать, пищать или держится в стороне и вообще не включаться в совместную деятельность.

Например, во время Новогоднего утренника София была отстранена от детей: в игровой и музыкально-ритмической деятельности не принимала участия, а обходила стульчики по кругу и поочередно подходила к гостям, обнимаясь с каждым.

Далее ее внимание переключалось на другие предметы, не используемые в рамках образовательной деятельности.

Просьбы воспитателя по наведению порядка в группе София воспринимает не сразу (она как бы отсутствует).

Для того чтобы она обратила внимание на слова педагога и начала выполнять указания, необходимо взять ее за руку подвести, показать, положить в руку игрушку и вместе с Софией отнести ее на место.

При этом нужно многократно повторить просьбу и осуществлять контроль её выполнения. Ребенок не может довести начатое дело до конца без сопровождения взрослого и его непосредственного напоминания о выполнении задания.

Прощается и здоровается София при помощи жестов. Речь Софии не развита, невнятна, практически непонятна для окружающих.

С трудом ее речь распознается взрослыми, проводящими с ней большую часть времени.

Иногда, испытывая потребность в эмоциональном контакте со взрослым, может подойти взять руками лицо взрослого и подтянуть к себе, таким образом сосредоточивая его взгляд и все его внимание на себе.

У ребёнка недостаточно развита координация движений, о чем свидетельствует немного неуклюжая походка, при этом София может совершать действия очень быстро, практически молниеносно. Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой  работоспособности кратковременный (5 -10 мин).

Внимание.

Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация. Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания.

Софии не доступны простые классификации обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не соотносит.

Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками. Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита не достаточно. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки.

Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий.

Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «пока», «мама», «на», «ми – ми».

Голосовая активность при общении проявляется обычно в виде спонтанного повторения звукокоплексов: «ба-ба-ба», «ми – ми – ми».

Зимогляд Надежда Александровна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад №12 «Сибирячок», Красноярский край г. Назарово

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Источник: https://koncpekt.ru/detskiy-sad/2762-harakteristika-na-rebenka-s-ras.html

Страница Психолога
Добавить комментарий