Психическое расстройство заикание

Заикание: причины, мифы, методы лечения

Психическое расстройство заикание
22 октября отмечается Всемирный день заикающихся людей, которых сегодня насчитывается около 70 миллионов, среди которых, на удивление, такие известные личности, как Мэрилин Монро, Джо Байден, Эмили Блант, Джулия Роберт, Эд Шеран и многие другие.

Что является причиной этого недуга и как с ним жить? Ответы на этот и другие вопросы о заикании читайте в материале passion.ru

Это коммуникативное расстройство биологического и неврологического характера, выражающееся в нарушении плавности и ритма речи.

Оно может проявляться в повторениях, пролонгации, а в некоторых случаях и невозможности воспроизведения отдельных звуков, слогов или слов.

Причины заикания

На сегодняшний причины заикания доподлинно неизвестны, однако исследования в этой области указывают на нейрофизиологическую основу этого нарушения не без участия наследственного компонента. По статистике, около 60% заикающихся людей имеют близкого родственника, страдающего от этого же недуга, например, как в семье Джулии Робертс.

И сама актриса, и ее брат, Эрик Робертс, заикаются. Именно генетический фактор определяет предрасположенность к заиканию.

Один из самых удручающих аспектов заикания заключается в переменчивости характеристик этого расстройства.

Другими словами, в какой-то момент человек может говорить без единой запинки, а уже через мгновение начать немного заикаться, а иногда и в прямом смысле терять дар речи. Все это происходит абсолютно бесконтрольно, по независящим от него обстоятельствам и, к сожалению, не может регулироваться силой мысли или усилием волей.

По вышеозначенным причинам это расстройство обросло рядом мифов, которые очень болезненно воспринимаются людьми с проблемой заикания.

Миф 1. Заикание негативно сказывается на интеллекте

Это, пожалуй, самый обидный миф, который слышат о себе люди с заиканием. Не секрет, что многие держат их за недалеких людей. Однако этому предположению нет никакого научного объяснения. Заикающийся человек прекрасно знает, что хочет сказать, но из-за нейрофизиологических нарушений, это не всегда удается сделать, как бы сильно этого не хотелось.

Мало кто знает, но король Георг IV, Исак Ньютон, Чарльз Дарвин, Уинстон Черчилль — все эти люди заикались, но вряд ли кто осмелится назвать их недалекими или слабоумными.

Миф 2. Заикание вызвано испугом или стрессом

Это одно из самых распространенных заблуждений о заикании, существующих на сегодняшний день. Каждый человек хотя бы раз за свое детство испытывал сильнейший испуг или стресс, и не важно, отложился этот факт в нашей памяти или нет. Тем не менее, это не сделало нас всех людьми, которые заикаются.

Заикание не является психологическим расстройством, поэтому такие факторы, как стресс, психологическая травма, личный темперамент человека, семейная динамика и воздействие окружающей среды не являются вызывающей его причиной, хотя легко могут стать триггером, если у человека есть предрасположенность к этому нарушению речи.

Более того, не стоит думать, что заикающиеся люди склонны к тому, чтобы нервничать, бояться, беспокоиться или стесняться. У них такой же полный спектр черт личности, как у тех, кто не заикается.

Миф 3. В заикании детей виноваты родители

Несмотря на то, что точные причины заикания неизвестны, специалисты уверены в одном, что у заикания нет виноватого, оно не является результатом плохого родительства или травмы детско-родительских отношений. В заикании не виноваты ни родители, ни окружение ребенка, точно также, как и ребенок не выбирает заикаться по собственной воле.

Истоки заикания

Около 5% всех детей проходят период заикания, который может длиться от полугода до двух лет.

Как правило, это случается в возрасте 3-3,5 лет, в период интенсивного формирования речевых и языковых навыков. 3/4 заикающихся детей перерастают этот недуг и полностью восстанавливают речь уже к 5-6 годам.

Однако 1% этих детей так и продолжают заикаться до конца жизни.

И если в период становления речи заикается равное количество мальчиков и девочек, то в последствие, среди людей так и не избавившихся от этого логоневроза мальчиков в 3-4 раза больше.

Факторы риска

На то, сможет ли ребенок избавиться от заикания или же оно перерастет в хроническую форму, влияет ряд факторов. Однако по отдельности ни один из этих факторов риска не является достаточным основание для диагностирования хронической проблемы.

Генетическая предрасположенность

Риск того, что ребенок на самом деле заикается, а не испытывает возрастную потерю беглости речи возрастает, если кто-то из членов семьи по-прежнему страдает от этого недуга. Если же близкий родственник перерос заикание еще в детстве, то и у вас скорее всего нет повода для волнений.

Возраст

Дети, у которых запинки в речи появляются в возрасте до 3, 5 лет, чаще всего перерастают заикание. Те же, кто начал заикаться в 5, скорее всего так и продолжат это делать в дальнейшем.

Продолжительность симптомов

У 75-80% всех детей заикание как правило проходит самостоятельно в течение 12-24 месяцев. Однако больше шансов перерасти этот недуг все же у детей, которые заикались меньше 6 месяцев. А после 12 месяцев заикания растет риск перехода его в хроническую форму.

Пол ребенка

Девочки чаще мальчиков перерастают заикание. Это связано с тем, что в раннем детстве существуют врожденные различия между речью и языковыми навыками у мальчика в и девочек.

Лечение заикания

Современный рынок медицинский услуг предлагает множество различных методик, обещающих раз и навсегда избавить от заикания: гипноз, пение, медикаментозное лечение, ретриты тишины, логопедические занятия.

Однако по отдельности эффективность этих методов научно не доказана.

Что же касается медикаментозного лечения седативными средствами, то на Западе этот метод считается не просто не эффективным, но даже опасным, который может привести к еще более плачевным последствиям.

Заикание — это хроническое расстройство речи, поэтому полностью избавиться о него невозможно. Зато благодаря комплексному подходу к проблеме, можно существенно улучшить качество жизни.

Для того, чтобы понять, с чего начинать терапию, специалисты Американского института по проблемам заикания предлагают представить этот недуг в качестве айсберга, большая часть которого находится под под водой.

Так вот нарушение динамики речи, как таковое, является лишь верхушкой айсберга.

Его ядро, скрыто от постороннего взгляда, и заключается в избегающем поведении, самоуничижительных мыслях и негативных эмоциях, которые зачастую сопровождают человека с заиканием.

Говоря метафорическим языком, под воздействием воздуха открытая часть льда может растаять, в то время, как его основание остается неизменно твердым. Подобным образом и лечение, направленное лишь на избавление симптомов заикания, является поверхностным и частично эффективным.

Чтобы добиться максимальных результатов, терапия должна быть направлена не только на повышение беглости речи, но и улучшение качества жизни ребенка или взрослого, который заикается. смягчение опасений, связанных с разговором, снижение поведения по предотвращению и повышение уверенности в способности общаться.

Лучшие современные практики в лечении заикания концентрируются на триаде “Воздействие— Поведение— Сознание”.

В то время как многие пытаются справиться с заиканием, изучая лишь физические стратегии для производства звуков и слов, эффективная терапия должна также решать проблему негативных эмоций и мыслей, которые имеют обыкновение накапливаться как снежный ком и сначала вызывать страх общения и публичных выступлений, а в дальнейшем заставляющие человека изолироваться от общества.

Для этого, терапия заикания должна вестись по всем трем направлениям с учетом индивидуальных особенностей каждого человека и, зачастую при участии психолога.

Практические советы для родителей и педагогов от специалистов Американского института по проблемам заикания

  1. Не просите ребенка “говорить медленнее”, “просто расслабиться” или “сделать глубокий вдох перед разговором”. Это крайне не эффективно и лишь подрывает уверенность ребенка в себе.
  2. Не заканчивайте слова за ребёнка и не говорите за него.
  3. Говорите и слушайте по очереди. Любому ребенку, особенно тому, кто заикается, намного легче говорить когда его не перебивают и внимательно слушают.
  4. Ожидайте такое же качество и количество классной и домашней работы от ребенка, который заикается, как и от того, кто нет.
  5. Говорите с ребенком не спеша, с частыми паузами.
  6. Покажите ребёнку, что вы слушаете то, о чем он говорит, а не как он говорит.
  7. Поговорите с заикающимся ребёнком наедине о том, какие условия ему нужны в классе Уважайте его потребности, но не делайте поблажек.
  8. Не представляйте заикание как что-то, чего надо стыдиться. Говорите о заикании так же, как и о любой другой теме. Называйте все своими имена.

Источник: https://woman.rambler.ru/children/43028737-zaikanie-prichiny-mify-metody-lecheniya-i-prakticheskie-sovety/

Сопутствующие заболевания при заикании

Психическое расстройство заикание

Многие авторы, занимающиеся изучением логоневроза, сообщают о заболеваниях, которые часто сопутствуют заиканию.

Некоторые даже приводят некие статистические данные, впрочем, лишенные доказательной базы и являющиеся во многом всего лишь предположением.

Например, по информации, приписываемой сербскому логопеду Мирославу Зееману, а так же другим неизвестным специалистам, среди всех заикающихся наблюдается:

  • Экстрапирамидная недостаточность, нарушения работы центров мозга, отвечающих за двигательную активность у 80%
  • Нарушение венозного оттока головного мозга у 60%
  • Гипотония мышц, а так же признаки раннего остеохондроза и другие нарушения шейных отделов позвоночника у 50%
  • Плоскостопие, нарушение осанки и сколиоз у 50%
  • Вертебро-базилярный синдром и ослабление кровотока позвоночной артерии у 40%
  • Вегетососудистая дистония и нарушения вестибулярного аппарата у 20%
  • Повышенное внутричерепное давление у 20%

Для получения этих данных не проводились достоверные клинические исследования и во многом эти данные ошибочны.

С другой стороны, путем сопоставления этих данных и известной на сегодняшний день информации о физиологии заикания, особенностях его нейрофизиологии, а так же причин его возникновения, можно говорить об их частичной правдоподобности.

Например, нарушения гемодинамики мозга, экстрапирамидная недостаточность и вообще нарушение кровотока мозга, а так же отдельных его участков, вполне вписываются в картину механизма заикания. Правда, по такой же логике данный список можно продолжить наличием эпи-активности на ЭЭГ, встречающейся у 5-10% заикающихся людей. Или наличием других энцефалопатий, встречающихся еще реже.

Поэтому без должной и тщательной диагностики заикания, не стоит делать выводы о наличии или отсутствии у себя данных патологий.

Тем более, что подавляющее большинство заикающихся не имеет их вовсе, так как их заикание исключительно психогенное.

Между тем, психогенное заикание не противоречит экстрапирамидной недостаточности или дисбалансу нейромедиаторов в определенных участках головного мозга, которые вовлечены в вербализацию.

Психические расстройства при заикании

Иногда среди заикающихся любого возраста наблюдаются симптомы различных психических расстройств. Важно понимать, что обычно они являются именно сопутствующими и не относятся ни к причинам, ни к следствию заикания, но могут потенцировать и усиливать выраженность заикания. Среди них можно выделить:

  • Эпизодическая пароксизмальная тревожность (панические атаки) – классическое психическое расстройство, представляющее собой периодические, мучительные приступы сильного страха и тревоги, сопровождающиеся соматическими нарушениями в виде учащения сердцебиения, дыхания, ощущения боли, удушья и тошноты. Характерной чертой панических атак является их непредсказуемость – возникают спонтанно и не ограничены набором определенных инициирующих условий. При данном расстройстве необходимо применение препаратов. Вообще панические атаки могут быть самостоятельным симптомом многих других заболеваний и иметь органическую патологию головного мозга, а в ряде случаев природа этого расстройства тоже психогенная.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – психическое расстройство, характеризующееся непроизвольным появлением навязчивых или пугающих мыслей, так называемых обсессий. Более того, человек с ОКР постоянно и безуспешно пытается избавиться от иррациональной тревоги навязчивыми и утомительными действиями, их называют компульсиями, которые зачастую напоминают своеобразные ритуалы, которые все равно не приносят удовлетворения или результата.

Причем вариаций проявления ОКР существует великое множество – с преобладанием или обсессий, или компульсий. Среди примечательных навязчивых мыслей могут быть образы о причинении физического вреда своим близким, навязчивые опасения насчет функциональности своего организма или о том, что все вокруг очень грязное и опасное.

Сюда же можно отнести постоянно напоминающий о себе страх, что человек находится не с тем супругом или партнером, повторяющиеся и навязчивые мысли сказать или сделать что-либо крайне неуместное или аморальное, и так далее. Список очень большой, причем эти проявления могут долгие годы не диагностироваться и считаться вполне привычными для человека.

Тем более, что ОКР может носить как хронический, так и эпизодический характер.

Среди разнообразных компульсий можно выделить сильное стремление к полной изоляции, к чрезмерной чистоте и чрезмерному порядку, к неразборчивым сексуальным связям, компульсивное переедание или похудение, стремление к постоянным физическим нагрузкам или к риску, азарту, а так же к причинению себе физического вреда, и так далее. Виды компульсивного поведения могут быть вполне безобидными, но в совокупности с навязчивыми мыслями (которые отличаются негативностью) порой достаточно мучительны для человека.

Сходство психологического механизма заикания и ОКР

Интересно, что заикание и обсессивно-компульсивное расстройство имеет много общего.

Особенности течения ОКР в общих чертах отражают суть тяжелых форм заикания, когда у человека существует навязчивая мысль о своем заикании и логофобия (только здесь помимо мысли и страха есть и физическое проявление речевых судорог).

Также в заикании существует компульсивное поведение в виде избегания речевых ситуаций и использования эмбол (не имеющие смысла звуки, которые облегчают речь) либо других речевых ритуалов, которые могли бы облегчить речевые судороги.

Простым языком, заикание, как и ОКР, представляет собой замкнутый психологический комплекс из навязчивой иррациональной мысли, страха или фобии и навязчивого иррационального действия, направленного на разрешение или избегание этой мысли, страха или фобии.

Такие психические расстройства характеризуются формированием различных дополнительных фобий, причем в случае с ОКР состояние заикания тяжелее.

При наличии заикания ситуация усугубляется и предрасполагает к появлению сложных психологических комплексов, связанных с речью.

Важно провести тщательную диагностику, поскольку при панических атаках и обсессивно-компульсивном расстройстве требуется дополнительная терапия лекарственными препаратами и направленная психотерапия.

Баланс нейромедиаторов

Кроме перечисленных психических расстройств заикание может возникать на фоне более серьезных заболеваний.

Причем во всех случаях наблюдается сходство патогенеза заикания и этих заболеваний в виде нарушения баланса нейромедиаторов, например дофамина, серотонина, ГАМК и прочих.

Соответственно, при различных психических заболеваниях применяются препараты, которые могут быть эффективными и при заикании. Подробнее об этом читайте в статье о нейрофизиологии заикания.

Эпилепсия и заикание

Эпилепсия является возможным сопутствующим заболеванием при заикании, которое нужно диагностировать в первую очередь. Не смотря на то, что больше чем в 90% случаев диагностика эпиактивности при заикании дает отрицательный результат, очень важно удостовериться, что эпилепсии действительно нет.

Очаги эпиактивности головного мозга, когда эпилепсия при заикании выявлена, прямым образом влияют на работу речевых центров, потенцируют, усиливают заикание.

Очаги патологического возбуждения могут затрагивать речевые центры, нарушая их функциональность. Поэтому лечение заикания при обнаруженной эпилепсии необходимо начинать с лечения этой самой эпилепсии.

Чаще всего эффективной является правильная фармакотерапия эпилепсии, что в свою очередь всегда снижает и выраженность заикания.

Вы должны понимать, что эпилепсия не всегда проявляется явно в виде сильных приступов. В ряде случаев эпилепсия протекает вовсе без заметных судорог, поэтому каждый заикающийся должен пройти обследование ЭЭГ в любом возрасте, даже если нет подозрений что эпилепсия действительно есть. Тем самым вы облегчите себе работу над полным избавлением от заикания.

Это относится к заикающимся любого возраста, однако обращаем особое внимание, что чем раньше эпиактивность мозга будет диагностирована, тем раньше можно будет начать ее направленное лечение – а это во всех случаях напрямую повлияет на речь ребенка.

Кстати, последние исследования позволяют предположить, что при эпилепсии наблюдается уменьшение толщины серого вещества коры головного мозга, а так же уменьшенный обьем серого вещества подкорковых отделов мозга, особенно в правом таламусе, который передает сенсорные и моторные сигналы и тоже участвует в связи и работе речевых центров.

То же самое наблюдалось при эпилепсии и с участками моторной коры. Подобные структурные изменения могут быть настолько слабыми, что только исследование с большой выборкой (было проведено МРТ-сканирование мозга 2149 человек с эпилепсией и 1727 здоровых людей из контрольной группы) может быть показательным и дать интерпретируемые результаты.

Это исследование является репрезентативным и с большой долей вероятности показывает общие закономерности структурных и функциональных нарушений при эпилепсии. Причем, как показало исследование, чем значительнее эти структурные изменения, тем сильнее проявлялась эпилепсия.

Все то же самое нужно относить и к заиканию, особенно если очаги патологического возбуждения затрагивают речевые центры. Однако при эпилепсии речевые центры могут вовсе не иметь нарушений, все зависит от локализации очагов эпиактивности.

При любых формах эпилепсии, на фоне которой в том числе может проявляться и усиливаться заикание, прямо показаны противосудорожные препараты, то есть антиконвульсанты. Эффективная фармакотерапия эпилепсии должна подбираться индивидуально вашим врачом. Чаще всего эффективны препараты вальпроевой кислоты.

Кроме того, в апреле 2018 года управление FDA США дало разрешение на регистрацию нового препарата для терапии тяжелых форм эпилепсии у детей, на основе каннабидиола. Данный препарат, прошедший успешные клинические исследования у детей старше двух лет, позволял снизить частоту приступов почти на 50%.

Таким образом это будет первый препарат из медицинской марихуаны, доказавший свою эффективность при эпилепсии, который будет зарегистрирован.

Интересно, что производные каннабидиола по разному влияют на заикание у разных людей: у одних выраженность судорожности речевых мышц снижается, а у других наоборот повышается, о чем сообщают наши подписчики.

Во многом временное ухудшение речи после применения тетрагидроканнабинола связано с неправильной дозировкой, которая используется при его немедицинском применении: препарат, который одобрило FDA для лечения эпилепсии у детей, имеет концентрацию менее 0,1%, что гораздо меньше обычно употребляемых в рекреационных целях количеств этого вещества. Не менее важной является чистота препарата, отсутствие вредных примесей и правильный курс применения. Поэтому еще раз предупреждаем, что неконтролируемое употребление любых наркотических средств может представлять большую опасность для здоровья и усугубить состояние.

Различия парциальных и генерализованных приступов хорошо видны на ЭЭГ.

Очаги патологического возбуждения при фокальной (парциальной) эпилепсии могут находиться в отдельной, специфической зоне одного из полушарий.

Генерализованные приступы, когда очаги возбуждения затрагивают многие отделы мозга, могут быть судорожные и бессудорожные, например довольно распространенные абсансы.

Вне зависимости от типа эпилепсии, даже если она протекает без судорожной активности в виде абсанс приступов, это напрямую влияет на речь и может являться причиной заикания.

1) К вам уже обращались люди с вопросами о детской генерализованной абсанс эпилепсии. Сыну 8 лет. Нам поставили такой диагноз совсем недавно, до этого постепенно появилось заикание, ребенок мог заикаться некоторое время, а потом говорить нормально.

У нас такой вид эпилепсии, который можно просто не заметить, проявления были незначительные, самое заметное это как раз заикание… Несколько месяцев принимали препарат депакин, сначала результаты были не так заметны. Но сейчас речь стала намного лучше, как нам и говорил врач, депакин убирает судорожность.

Проходим дополнительные исследования, как мне сказали, будут назначать другие препараты и физиотерапию….

2) Дефект нахлынул снова. Снег растаял и растаяла моя уверенность в себе. Не знаю почему и как, но даже в самых простых ситуациях я вообще ничего не могу сказать. У меня бывают такие моменты в жизни, что говорить становится очень тяжко, но через определенный промежуток времени это проходит и я чувствую себя хорошо.

Но сейчас, у меня внутри какая-то слабость, как представлю, что отвечаю на паре, так все, какое-то волнение и панические атаки наступают. Как это контролировать – не понимаю. Раньше хоть контролировать мог, сейчас вообще какая-то жуть. Как будто мое внутреннее “Я” живет само по себе в таких моментах. Я пытаюсь себя успокоить, но доходит до того, что аж руки трясутся.

На заикание мне практически похер, а вот на эту нервозность нет.

При составлении статьи использована информация:

  • Annette Krochmalik and Ross G. Menzies – The nature of OCD
  • Obsessive-Compulsive and Related Disorders. Stanford School of Medicine, ocdresearch@stanford.edu
  • Fenske, J, & Schwenk, T. Obsessive-Compulsive Disorder: Diagnosis and Management. American Family Physician. Platinum Periodicals
  • Structural brain abnormalities in the common epilepsies assessed in a worldwide ENIGMA study, Brain, Volume 141, Issue 2, 1 February 2018, Pages 391–408
  • Cannabidiol in patients with seizures associated with Lennox-Gastaut syndrome (GWPCARE4): a randomised, double-blind, placebo-controlled phase 3 trial.Thiele EA, Marsh ED, French JA, Mazurkiewicz-Beldzinska M, Benbadis SR, Joshi C, Lyons PD, Taylor A, Roberts C, Sommerville K; GWPCARE4 Study Group, 2018 Mar 17

Источник: https://zaikanie.info/zabolevaniya-pri-zaikanii

Заикание

Психическое расстройство заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами.

При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков.

Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Заикание

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания.

К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и едения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию.

Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры.

В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц.

Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму.

Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции.

Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения ых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух.

Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием ой щели, что препятствует возникновению звука.

Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо.

Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение.

Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу.

Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым звуками, слогами и словами, а именно их произношением.

В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких звуков и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота.

Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками.

В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания.

Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.

) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме.

Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация.

Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий.

Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах).

Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты.

Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка.

Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна.

Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг).

Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи.

Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/stuttering

Почему заикаются люди?

Психическое расстройство заикание

Что общего у Мэрилин Монро, Уинстона Черчиля, Льюиса Кэррола и Исаака Ньютона?

Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались.

Заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. Иными словами, заикание — это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.

Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием – повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия).

Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов — это уже заикание.

В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни.

В разных странах мира процент заикающихся неодинаков и зависит от некоторых национальных черт, например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация.

В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов – 5,7 %, у немцев — 2%, у русских — 1,2%. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек.

Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить. В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду.

Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Любые нарушения речи , в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

Причины

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы.

Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается.

А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами.

Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки.

Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

Что происходит?

Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата — языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти.

Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов ( клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи ( тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей — возникают непроизвольные, насильственные движения.

Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь.

Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — ой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи.

Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше.

Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует ой центр. И так далее.

Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается.

Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг.

Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Медикаментозный метод лечения

Данный метод ориентирован на снятие судорожных синдромов и стабилизацию нервных реакций при помощи различных лекарств:

  • Противосудорожные, спазмолитические препараты для перорального приёма: магнерот, мидокалм, финлепсин. В качестве дополнительного средства применяется мильгамма – комплекс витаминов группы В.
  • Седативные средства, снижающие нервное напряжение: глицин, грандаксин, афобазол. Хороший результат наблюдается при приёме комплексных растительных препаратов Новопассит и Дормиплант в форме таблеток или настоев лекарственных трав – валерианы, пустырника, мелиссы.

Логопедические приёмы лечения заикания у взрослых пациентов

Ориентированы на изменение стереотипных речевых привычек.

Методы коррекции заикания можно разделить на три группы:

  • формирование у человека новой, правильной техники речи, включая постановку дыхания, владение голосом, естественную артикуляцию;
  • освоение выработанных навыков на сложном материале – при чтении и свободном рассказе;
  • автоматизация навыков при моделировании различных речевых ситуаций, выработка эмоциональной устойчивости к возможным трудностям при разговоре с другими людьми.

Эта схема достаточно условна, поскольку логопедические методики постоянно совершенствуются и применяются с учётом индивидуальных особенностей пациентов, персонально или в группах. Как вылечить заикание у взрослых решает лечащий врач, с учетом всех условий и общего состояния здоровья пациента.

Известна методика лечения заикания Л. З. Арутюнян, нацеленная не на коррекцию отдельных нарушений речи, а на формирование абсолютно нового речедвигательного навыка.

Психотерапевтические методы преодоления заикания

Включают рациональную и суггестивную терапию, в дополнение больные обучаются аутотренингу:

  • Рациональные методы реализуются в виде бесед врача с пациентами, с целью формирования адекватного, конструктивного отношения больного к решению своей проблемы.
  • Суггестивная методика состоит в прохождении пациентом одного или нескольких сеансов гипноза. Во время внушения врач уделяет внимание эмоциональной сфере пациента и состоянию его дыхания, артикуляции и ого аппарата.
  • Овладение приёмами аутотренинга позволяет заикающимся оказать себе помощь самостоятельно. Эти навыки остаются с ними на всю жизнь и закрепляют результат лечения.

Лечебная физкультура успешно дополняет специальные курсы лечения. Несложные упражнения не только помогают укрепить речевые мышцы, но благотворно влияют на общее состояние нервной системы страдающих от заикания людей.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой, занятия по системе йогов под руководством опытного инструктора дадут пациенту основу, на которой он сможет в дальнейшем базировать самостоятельные занятия.

Есть данные о положительном влиянии акупунктуры и иглоукалывания на решение проблем речи.

Если человек, страдающий от заикания, решится прибегнуть к нетрадиционной методике лечения, то ему следует выбрать специалиста с хорошей репутацией, достойного доверия, имеющего все нужные документы для ведения такой деятельности.

Существуют также и сомнительные методы лечения, например такие как, молитва от заикания. В медицинской практике они применяются редко, поскольку научно не доказано, что при их помощи можно избавиться от заикания.

Как долго следует лечить заикание и сколько стоит лечение

Обещания за один сеанс гипноза навсегда избавить от заикания не должны вводить в заблуждение современного человека.

Моментальное исцеление может оказаться иллюзией, которая быстро исчезнет при первом же стрессе. Настрой на длительное лечение у грамотных специалистов – самая лучшая позиция для преодоления трудной речевой проблемы.

Конкретные сроки будут определены медиками, в зависимости от состояния пациента. Если в состав лечения входит базовый курс в стационаре, то он длится около 30 дней и может быть продлён в амбулаторных условиях ещё на 3-6 месяцев или на год. Нередки ситуации, когда целесообразно повторять курсы ежегодно, в течение нескольких лет.

Позитивные сдвиги в состоянии больных воодушевляют их и делают лечение желанным и ещё более плодотворным. Вопрос о цене процедур актуален, но различные возможности прохождения курсов и сочетания процедур позволяют выбрать оптимальный вариант.

Больному следует помнить, что избавление от заикания с высокой степенью гарантии от рецидивов – это работа высокопрофессиональных специалистов разных сфер медицины.

�Y����u000f�u00056″u0019

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a3f4c38865165b474dbff04/5a40b8298c8be3dd1fdeea2a

Страница Психолога
Добавить комментарий