Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

Природа в повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое –  они не желают покидать места, к которым привыкли. В их речах и действиях чувствуется неимоверная любовь к родным красотам, которые они ни на что не променяют.

В отличие от более старшего поколения, молодежь согласна покинуть остров. Им нечего терять, ведь они не трудились на благо родного края. Что же касается «старух», которые возделывали свои угодья не одно десятилетие, им очень больно и обидно. Действительно, разве можно просто так уйти, оставив то, что дорого?

Но природа острова – это не только красоты, земля – это не только урожай. Также остров – это память об ушедших из жизни предках, которые навсегда останутся в здешней земле. Но могилы хотят сжечь – это нужно ради строительства ГЭС. Разве может какая-то память конкурировать с промышленностью?

Однако символ острова, «царский листвень» оставался нетронутым. Это дерево олицетворяло всю ту духовность пожилых людей, потому никто не осмелился срубить или сжечь его. Осознавая это, невольно приходит мысль о том, что в людях еще остались некие крупицы человечности. Хоть, конечно, для сохранения острова их недостаточно.

Природа Матеры описывается весьма красивой. Только вот душу омрачает тот факт, что человеческая деятельность, в перспективе, способна нарушить все это великолепие. Подобное очень удручает.

Своим произведением автор словно просит людей задуматься о своих губительных для природы и экологии действиях, о своей безжалостности по отношению к окружающему миру. Он показывает, что память о предках должна быть важнее всякой гонки технологий, а те дары, что преподносит родная земля – действительно бесценны. Их стоит не губить, а хранить и преумножать, использовать разумно.

Жаль, что в современное время придерживаться этой точки зрения очень сложно. Честно говоря, герои Распутина порой и сами понимают, что от того, что человек является царем природы, вряд ли произойдет что-то путное – кроме ее полного уничтожения.

Ведь род людской умеет только брать, ничего не давая взамен. Он привык тратить земные ресурсы, забывая о том, что они не безграничны. По сути, в этом и трагедия. Великое горе, которое можно наблюдать собственными глазами.

Порой кажется, что природа острова живая – и она грустит, осознавая, что конец идиллии близок. Рано или поздно все будет сожжено и срублено, погибнет все живое, а вместо торжества цветов и красок пространство займет новое «детище» – холодное, металлическое и пугающее.

2 вариант

Повесть В.Распутина “Прощание с Матёрой” –  повесть-предупреждение.  Это горькие думы  о том, кто мы на этой земле? Есть ли у нас право вмешиваться в природу? Что ждет нас в дальнейшем?

Матера – так называется остров и деревня на этом острове. Есть что-то символическое в данном  названии: “матёрый” – старинный, опытный, Матёра – мать-земля.

Веками селились на острове люди, сеяли хлеб, хоронили своих близких. И всем давала кров эта земля. А сейчас остров должен быть затоплен.   Плодородные пашни уйдут под воду: на Ангаре запускают ГЭС.

Но движение вперед не должно разрушать жизненный уклад человека!

Мы видим Матеру в последние дни ее существования. Природа  Матеры живая! Вот посреди острова стоит могучий, в три обхвата,  “царский” листвень – образ, символизирующий единство человека и природы. Вот обследует свои “владения” Хозяин острова –  зверек,  олицетворяющий душу этой земли.

Свою кровную связь с родной землей остро чувствуют “старинные старухи”, не желающие покидать Матеру: здесь родились они и их дети, отсюда уходили на фронт мужья и братья, здесь родные могилы. Поэтому-то оставшиеся  в деревне жители встают  против бригады “пожогщиков”, равнодушно зачищающих территорию.

  Для крестьян  это не просто точка на карте, подлежащая санации,  – это их родина.

Особенно остро чувствует свою связь с землей, с предками старуха Дарья Пинигина. Именно земля дает ей нравственную опору.  Дарья  живет по заветам отцов: “…чтоб совесть иметь и от совести не терпеть”. Поэтому не спешит она перебраться на большую землю, где для переселенцев построен поселок. Отчий дом свой она моет и белит перед сожжением, обряжает,  как человека перед похоронами.

Горит земля, горят кресты на могилах, горят избы на Матёре… Прерывается связь, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Отрывается от родной земли Павел, сын Дарьи. На большой земле  его ждут комфортные условия : свет, газ – все прелести цивилизации.

Наблюдая за горящей избой, Павел пытается найти в себе жалость, но не чувствует ничего.  “Памяти никакой не стало, вся износилась”, – скажет Дарья.  Вот и блуждает Павел в утреннем тумане.  Сцена символична: не может Павел найти Матеру, утрачены связующие нити.

А его сын Андрей, внук старухи Дарьи, вообще после армии переехал жить в город.   Ни памяти, ни совести у тех, кто,  торопясь перебраться в поселок, сжигает сам свои избы, как Клавка Стригунова и Петруха.

“Разорены душой,”- это о них, о тех, кто без сожаления покидает родные места.

Дарья , не потерявшая совесть, чувствует свою вину перед отчей землей, свою ответственность за происходящее. Отвечать за окружающий нас мир должен каждый человек – так считает В.Распутин. Нужна ли людям гидроэлектростанция? Да, нужна. Да,  наша жизнь меняется. Но как важно остаться Человеком в любых обстоятельствах!

← Анализ произведения Арктур – гончий пес Казакова← Анализ рассказа Двое в декабре Казакова↑ ДругиеОтзыв на произведение Декамерон Боккаччо →Цветаева мой любимый поэт Серебряного века →

  • Сочинение на тему Цель в жизни человека ЕГЭ 11 классУ каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.
  • Герои повести Один день Ивана Денисовича СоженицынаИван Денисович Шухов — главный герой рассказа А. И. Солженицына — отбывает наказание в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ. Минута за минутой автор описывает день Шухова
  • Сочинение на тему Родная литератураРодившись и получив воспитание в своем поселке или городе, каждый человек вбирает в себя его местные привычки, обычаи своей страны, касающиеся быта, образования и т.д. Поэтому, когда речь идет о родной литературе
  • Анализ рассказа Шукшина ЗабуксовалШукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать
  • Сочинение Ипполит в романе Идиот Достоевского характеристика образРоман Достоевского «Идиот» является актуальным и в наше время, так как в романе раскрывается много интересных вещей, которые встречаются и сегодня. В романе встречается герой Ипполит

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/priroda-v-povesti-proshchanie-s-materoj-rasputina

Прощание с матерой проблема экологии – Сочинение

Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу

В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря.

Под затоплением оказывались десятки на­селённых пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища.

Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями, пастбищами. Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.

Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются оди­наково — Матёра. Если обратиться к словарю, то слова «мать» и «Матёра» имеют общность в значениях корня: в нём звучит материнское, созидающее начало.

Земля Матёры — это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казённо-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие «земля» как почва — в са­мом конкретном образе.

Земля, поливаемая дождями и согре­тая живительными лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живёт в трудах, горе и радости. И земля эта — фундамент, основа жизни сельчан.

На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы.

Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались всё здесь выстроить «по уму», исходя из практической надобности и опыта многих поколений. И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрёт там навеки.

Теперь же перед жителями Матёры встаёт задача пере­селения с обжитого, привычного места в иные — в посёлок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матёры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху — и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.

Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнер­гия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами.

Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые. И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди.

Машины «скоро бегают, да много загребают». «Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека», — говорит мудрая старуха Дарья.

Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хо­рошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было.

Вот и выясняется, что настроения и планы у представите­лей трёх поколений: старшего, среднего и младшего — разные. Старуха Дарья и её сверстники, старики и старухи, смолоду в ко­лее так называемого исторического процесса.

Они, вовлечён­ные в коллективизацию, честно трудились в своём островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно.

Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятнёй, смотрели за огородами и живностью. Потерять при­обретённые, наработанные ценности, потерять землю — это становится для них подлинной трагедией.

Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию «про семь бра­тов»: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они её продали «за рупь двадцать» бродячему цыгану.

Дарья и её сверстники «из Матёры выросли», и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими.

«А вы-то какие? Вы почто так делаете? Эта земля всем принад­лежит — кто до нас был и кто после нас придёт».

Сын Дарьи Павел — степенный, работящий мужик, он ис­правно трудится в леспромхозе на материке, он с семьёй живёт в новом посёлке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяй­ством.

Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно от­служивший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский посёлок или город с заводами и рабочими местами? Ему нужно непременно трудиться на пе­реднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века — ГЭС.

Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.

А как же чувствуют себя люди, жители Матёры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уве­ренности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя? Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матёры, хозяева разо­ряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что её «понужают».

Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одарённый от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.

В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой со­вестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.

Один из самых таинственных образов в повести — образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берёг покой и уклад жизни местных людей.

Повесть заканчивается тем, что последние, не переселённые из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой.

Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, ко­торые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.

Здесь искали:

  • прощание с матерой проблема экологии
  • прощание с матерой экологическая проблема
  • проблема экологии в прощание с матерой

Источник: https://sochineniye.ru/proshhanie-s-materoj-problema-ekologii/

Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

/ Сочинения / Распутин В. / Прощание с Матерой / Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию – затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл.

В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба «малой родины», проблема взаимоотношений человека и природы, спор поколений, раздумья о нравственной судьбе народа.    Социально-философский смысл повести помогает понять разговор с чиновником, который звучит в начале произведения.

Этот чиновник объясняет коренным жителям, почему необходимо переселение с острова: «У нас семьдесят точек под затопление и везде кладбища». Писатель В.Распутин посмотрел на эту «точку», ничем не выделяющуюся на карте, и показал, что с каждой подобной деревней уходит Россия. Простая человеческая судьба, пейзажные зарисовки получают здесь философское звучание.

    Открывается повесть рассказом о прошлом Матеры. Неслучайно автор выбирает для деревни это название. Так зовется срединное течение реки в Сибири. Так определяется ее естественная, живая сила. Прилагательное «матерый» означает «старинный», «зрелый», «опытный». Корень этого слова – «мать». Все вместе эти понятия образуют единую систему.

Задушевные авторские идеи звучат в устах одной из главных героинь повести – Дарьи. Она много прожила, повидала в жизни. Даже в старости ее отличает сильный, мужественный характер. Эта героиня ощущает себя частью природы, живой стихии. Она гармонично, целостно воспринимает мир. Старуха Дарья понимает, что вокруг происходит что-то не то, «свет переломился и переломился по старикам.

Все сломя голову вперед бегут». Дарья еще не раз пожалеет современного человека за то, что он оторвался от своих корней, напрасно «жизнь раскипятил».    Человек думает, что победил природу, стал хозяином жизни. Но он уже давно не ее хозяин. Жизнь взяла верх, именно жизнь «погоняет человеком».

В этих размышлениях Дарьи раскрывается важная философская проблема: люди становятся заложниками цивилизации, чужого способа мысли. Дарья не очерчивает этот вопрос целиком, но сердцем понимает, что в этом трагедия будущего поколения. Безоглядный век, беспамятство ведут к духовной смерти. Сама старуха живет памятью о родных и все свои действия соотносит с этой памятью.

    С образом Дарьи связаны фольклорно-мифологические мотивы, придающие повести художественную многозначность. Природа в повести – источник нравственности, ответственности для человека. Показательна в этом отношении судьба Павла – сына Дарьи. Это не последний мужик в деревне, крепкий, хозяйственный. Но он даже не заметил, как пробежал в этой жизненной суете мимо самого главного.

Форма монолога, исповеди показывает, в чем сын отошел от правды матери. Павел стоит на перепутье. Он утратил силу, опору, присущие Дарье, потерял связь с землей. Его несло прочь от природы вместе со всеми. Символично, что в конце повести он пытается отыскать Матеру в тумане, но так и не находит. Герои мечется не только внешне, но и душевно. Поэтому и его охватывает беспамятство.

    Третий герой – Андрей, сын Павла. После армии он вернулся на Матеру, удивился здешней жизни и уехал в город работать на заводе. Свою позицию Андрей защищает так: «Нельзя на одном месте сидеть. Молодым хочется везде побывать, все посмотреть». Кажется, что его точка зрения оправдана, естественна. Но в споре со своей бабушкой он проигрывает.

Именно у Дарьи есть нравственная сила, за ней стоит правда родной земли. Андрей пытается противопоставить свою позицию правде земли. Это и приводит героя к опустошению. Бегство человека с одного места на другое может привести к тому, что он потеряет свои корни. Так поступает Андрей. Он уезжает с Матеры и даже не оборачивается. Дарья не может так поступить. Она чувствует зов предков.

Кульминация повести – ее монолог, который она произносит перед умершими людьми. За собой она чувствует строй многих поколений своих предков. Дарья ощущает себя лишь звеном в этой общей великой цепи. Итог ее размышлений: правда – в памяти.    Повествование открывается весенним пейзажем. Расколовшийся лед, пробудившиеся к жизни деревья, птицы, – все символизирует перемены.

Но перемены эти далеко не к лучшему. Многие дворы в деревне заросли крапивой, остались заброшенными. Баба Настасья специально вновь посадила огород, «лишь бы отсрочить, обмануть себя». Природа и люди сосуществуют так близко, что подчас происходят неожиданные встречи: например, появление медведя на Матере.

    Могучая вековечная лиственница, как дерево жизни, охраняет маленький мир деревни. Часто Дарья сравнивает жизнь человека с жизнью природы: «нет ничего на свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности». Только Дарья видит Хранителя острова, «маленького, чуть больше кошки зверька». Во многом этот образ создан с помощью фольклорных мотивов.

Каждую ночь Хозяин обходил свой остров. Он знал привычки, характер каждого обитателя деревни. Он прекрасно понимал, «что наскоро ставится, то скоро и старится», тому, кто не работал на этой земле, не жаль расставаться с ней. Так, в образе мифического Хозяина проявляется теснейшая взаимосвязь человека и природы.    Природа при этом показана как главенствующее начало, целостная стихия.

Природа чувствует приближающееся несчастье. Хозяин острова видит суматоху, гибель бабы Катерины, но он понимает закономерности развития человека. Участь острова уже предрешена. Но его коренные жители не готовы, не понимают смысла новой жизни – вне острова, вне связи с землей. Они не привыкли жить на всем готовом, гнаться за наживой.

Матера оживает лишь тогда, когда люди работают на земле, вкладывают в нее свою любовь и труд. Короткое оживление острова было связано с июньскими работами по хозяйству. Только в этот момент все жители почувствовали радость, отраду от того, что они делают сообща, вместе. Это было своеобразным прощанием с Матерой.

А рядом с этим заповедным уголком уже шло наступление грозной, подчас разрушительной цивилизации. Она представлена в образе ГЭС. «Все на свете имеет смысл службы»,- говорят старожилы. Земля, опустевшая, одинокая, обречена в современном мире. Но не все жители готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Старики не охвачены болезнью века – забвением, эгоизмом.

Они чувствуют свою кровную связь с островом, не представляют своей жизни без него. Они сохраняют в себе «благость, человечность». Вместе с заповедной природой и обреченной деревней они глубоко переживают свое одиночество, ненужность в этом новом мире, где превыше всего ставится комфорт. Так, люди и природа разделяют одну трагическую судьбу. Сначала уничтожению подвергают могучий «листвень» с вековыми корнями – опору острова, так же легко рабочие разрушают и жизнь простых людей.

    Заканчивается повесть символически. Петруха кричит в туман: «Ма-а-ать!…Эй, Матёра-а!», прощальный тоскливый вой Хозяина сменяется звуком мотора, остров уже сгинул «в кромешной темноте тумана», а вместе с ним покинули людей память, покой и первозданная гармония.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Распутин В. / Прощание с Матерой / Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00927731210772596290

Все темы в одном произведении. Распутин В.Г. « Прощание с Матёрой»

Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Повесть «Прощание с Матёрой» была написана в  1976 году и сразу привлекла  к себе внимание читателей. Прошло уже столько лет, ушла в прошлое социалистическая система, выросло несколько поколений  новой России, однако произведение остаётся актуальным. Причина в том, что автор затрагивает проблемы и темы, которые волнуют и  сегодня, «вечные», как можно их охарактеризовать.

В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.

Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня  будет затоплена.

Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его  жизнь, на кладбище покоятся  близкие и любимые люди.

Всё должно исчезнуть.

Распутин В. выразил  свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.

Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.

Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы  в нём.

Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им.

И тогда данный повесть  станет просто универсальным примером при  написании сочинения и по литературу, и  по русскому на ЕГЭ.

Тема: « Нравственные качества личности. Доброта»Проблемы:Важность формирования такого нравственного качества, как доброта.Доброта как основа нравственности человекаВ любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В.Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта. Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек  способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки.Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми.Молодёжь же, к сожалению, на первый план ставит материальное благополучие, удобства, комфорт, совершенно не задумываясь над той болью, которую испытывают представители старшего поколения, как им тяжело прощаться с местами, где прошла их жизнь, где каждый уголок напоминает о тех, кого уже давно нет. «Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место». Душевная чёрствость – это и есть отсутствие доброты сердца. А это привело к трагедии — к гибели героини. Окажись рядом сочувствующие, понимающие люди, может, и не произошло бы этой беды.
Тема: «Историческая память»Проблема важности сохранения памяти в широком смысле этого слова — одна из основных в повести.Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё:  природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это  вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека  с прошлым, с предками.Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь  её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память-  это плохо, без неё лучше».Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле», — пишет автор.«На то ты и человек»,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость?Распутин В.: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.
Тема: «Взаимоотношение поколений»Как сохранить  взаимопонимание поколений?Это одна из проблем повести.Связь поколений проявляется  в том, что дети живут по законам, которые переданы им их родителями. На всю жизнь запомнила Дарья слова отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» .Жить по совести — вот чему учило старшее поколение и продолжает учить молодёжь. Усвоят ли они, молодые люди, эти уроки, если уже сегодня способны пройти мимо беды своих родителей, не понять их горя.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем.Дарья решительно борется за свою избу. Это для неё связь с прошлым, со всеми теми, кого давно уже нет.Не могут понять Дарью ни сын Павел, ни невестка.Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Умение понять и принять друг друга – это так важно в жизни.
Тема: «Народ и власть»Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла народное доверие?Над этим размышляет автор  повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать  о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время.Да,  людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует.  Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят.
Тема: «Взаимоотношения человека и природы»Проблемы:Чем грозит вмешательство человека в законы природы?Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?Важность экологического воспитания молодёжи.Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы.Проблема взаимоотношения человека и природы  в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело.
Тема: «Родина, патриотизм»Проблема формирования патриотизма как одного из важнейших качеств личности– одна из проблем повести.Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где  родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так  страшно — потерять родину.С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». Как тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков.Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?«Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.» В.Распутин.  Что в слове, что за словом?»
Тема: «Смысл жизни».ПроблемыВ чём смысл жизни? Для чего человек живёт? В чём его предназначение.В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести  В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений.Дарья переживает: «Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена  земля, которую возделывали многие поколения их предков.Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”.Каждому человеку приходится нести  ответ за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом.Нельзя жить будущим , не помня прошлого.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://literatura-ege.ru/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8/

Человек и природа в повестях В.Распутина

Прощание с матерой проблема взаимоотношения человека с природой

«ВЕКЖИВИ — ВЕК ЛЮБИ»

(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТЯХ В. РАСПУТИНА«ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» И «ПОЖАР»)

Перед человечеством в конце XX столетия остро всталапроблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальноеблагополучие, либо установка на духонные ценности, на опыт предшествующихпоколении, на любовь ко всему живому на земле.

Валентин Распутин относится ктем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью ижесткостью.

И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своихвзаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.

ПовестьРаспутина «Прощание с Матерои» можно назвать повестью-предупреждением.Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.

Каждый изнас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаемоптимистически: я умру, но будут жить мои потомки.

Сейчас же наряду с такимтрадиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль овозможности космической катастрофы. о гибели всей человеческой цивилизации всвязи с ядерной и экологической угрозои.

«Прощание с Матерои» выражает вхудожественной форме именно эту эсхатологическую концепцию: для героевраспутинской повести конец света как будто уже наступил

Казалосьбы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затоплениеострова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек.Однако для жителей Матеры (в основном это старые люди) переселение иззатопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильносмерти. будто свет «пополам переломился».

Раньше деревня «худо-бедно», но всеже держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы»«И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили напогост  одни, нарождались другие.

»Крестьянин осознавал себя звеном в вечной движущейся цепи времен, событии,человеческих судеб Теперь же, когда Матера «сошла с привычного хода», ясновидится неестественность происходящего

Человек недолжен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает нс только нанс принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самогосебя.

Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихсякаждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи,обиходили скотину — можно уподобить царственному лиственю, которым островнаяМатера кренится к речному дну, то пожогщики (дома прежде, чем затоплять, нужнопредварительно сжечь) — скорее сорная трава, «перекати-поле», люди. -забывшие одуше и совести.

Дляраспутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Онихорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы дляних—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Нс любование, а любовьдвижет распутинскими героинями.

Поэтому домашние животные, будь то конь,корова, кошка, естественно включаются в систему семейных отношении и видят вчеловеке своего нокровителя, защитника, хозяина в самом полном и глубокомзначении этою слова. Такое любовное, а не потребительское отношение к живойтвари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу.

вносят в нееспокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», истаруха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил,понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнуткрестьянским бытом.

Возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация:героини, жившие просто и естественно, на одном месте, как деревья в лесу, знаюти понимают больше образованных, поездивших по свету людей. В споре с внукомАндреем, склонным к «перемене мест», старуха Дарья так объясняет своепреимущество: «Я мало видала, да много жила.

На че мне довелось смотреть, ядо-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты». К этому надо добавить, что нажизнь Дарья смотрит не только своими глазами, но как бы мудрым взоромпредшествующих поколений, твердо знавших свое место в жизни.

Отчуждениеот земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям — вотглавная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед,которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.

Гонимые сосвоей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие«квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Ты это илине ты? А если ты, как ты здесь оказался?» — горестно размышляет о своей судьбесын старухи Дарьи Павел Пинигин. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотивповести «Прощание с Матерой».

А вот персонаж по имени Петруха, который, недожидаясь пожогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает роднуюизбу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушениеРоссии. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуетсянеобычайной обобщенностью: «Пылало так. что не видно было неба.

Далеко кругомозарено было этим жарким недобрым сиянием…»

Разрушаяприроду, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль острозвучит и в повести «Пожар», которую можно рассматривать как сюжетное илогическое завершение «Прощания с Матерой».

В «Пожаре» мы видим уже последствиятех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результатеуничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенныйпоселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но людивоспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние.

Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внукипоявились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «такразошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженногосуществования», что им прежде всего «себя… недостает».

Отсюда— та легкость, скоторой нарушаются границы добра и зла: «Было не положено, не принято, сталоположено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертныйгрех — почитается за ловкость и доблесть» Процесс жизни, осмысление своегопребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственноераспутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот,которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобыосознать это

«Век живи —век люби» — так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ,свой род — все это не только однокренные слова, но и сферы бытия, друг бездруга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующегона земле — первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждениеписателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?

Дата добавления: 28.10.2002

Источник: https://www.km.ru/referats/53C04EE4557742D58B20D1CFFABE6ACF

Страница Психолога
Добавить комментарий