Прогредиентные формы умственной отсталости

Психическое недоразвитие (олигофрения), поврежденное развитие (деменция)

Прогредиентные формы умственной отсталости

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрения), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

«Олигофрения» – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет) (И.М. Бгажнокова).

Термин «олигофрения» также включает несколько групп очень стойких интеллектуальных нарушений, обусловленные, прежде всего. внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования раннем постнатальном онтогенезе (на первом году жизни).

Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде сего лобных долей головного мозга.

Основными клиническими признаками являются следующие: 1) ранние сроки поражения центральной нервной системы, при этом отсутствует прогредиентный характер данного состояния; 2) преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, т.

е при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления; 3) интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти , внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта», т.

е более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;4) недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнении предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в затруднении , а в некоторых случаях невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор; 5) замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия; 6) недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятии, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются все компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения; 7) интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.

Деменция представляет собой распад сформировавшегося интеллекта, т.е. имеет место более поздно возникающий интеллектуальный дефект. Выделяют прогредиентную и непрогредиентную формы деменции. В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности.

Это связано с тем, что любое заболевание или повреждение мозга, приводящее к утрате ранее приобретенных навыков и распаду сформированных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается отставанием психического развития в целом.

Поэтому в раннем возрасте часто трудно разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточность.

В связи с этим приобретенный интеллектуальный дефект, связанный с прогрессирующими органическими заболеваниями мозга (прогредиентная форма деменции) эпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни ребенка, имеет сложную структуру, включающую как отдельные черты деменции, так и олигофрении. При преобладании последних говорят об олигофреноподобных состояниях (Е.М. Мастюкова).

При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становится более четким.

Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важно иметь ввиду, что при деменции, в отличие от олигофрении имеет место период нормального интеллектуального развития.

Кроме того структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций.

При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены.

В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыком.

Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то, прежде всего, теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки – ходьба, чувство привязанности к близким.

Вопросы и задания.

1. Дайте определение понятий «олигофрения», «деменция».

2. Определите основные клинические признаки психического недоразвития и поврежденного развития.

ГЛАВА 4.



Источник: https://infopedia.su/14xa85b.html

1.5. �������� ����� ���������� ����������

Прогредиентные формы умственной отсталости
�����: ���������� ������� ���������� �����: ���������� ������� ���������� �����: 1.4. ������ ��������������������

����������� – ����� ������������ ������������, ������������ � ������� �������� �������������� ������������ � ����� ���������� ������������� ��������� ��������� ����� � ������������� � ������ ������������� �������.

������ ������ ��� ��������� �������� ���������� �.

���������� � ������ �� ���� ��� ����������� ������ �������� ��������, ����������� �� ���������, ����������� ������������, ������� ������������ ������� �������� ��������� ����������� ������������.

�������� ��������� ���������� ���������� ��� ����������� ������� ������ � 50-70-� ��. �� �. ������ �������������� �������, ��� �.�. ��������, �.�. �������, �.�. �����, �.�. ������� � ��.

�.�. �������� �������� ��������� ����������� ����������� ����������� ��� ����� ���������� ����������:

– ������������ ����������������� �������;

– ���������� ���������������� ���������.

������� ����������� ��� �.�. ������, ��������� ����������� ��� “������� ������ ��������� �� ���������, ���������� � ����������� ����������� ���������������� �������������� ���������, ����� ��������� ������� �������� ������� ���������� ��� ������������� � ������ ������� (�� 3 ���) ������ ������������ ������������ � ���������������� ���������������� ���������������� ������������''.

������� ������������ ������� ����������� ������� �� ������� ���������, �������������� �� �������, �� �� ���������������� �����������, � ����� �� ������� �� ������������. ��� ������ ������������� ���������� ������, ��� ������ ����������� ���������.

��� ����� ����������� ������������ ������������ ��������������� ����� ����� ������������, ���������������� ��������, ��� ��� ��������� ��� ���������������� �������� ������������ �������� �������.

�� �������� � ������������ ��������, �������, ������, �������������� ���������, ��������� ��� ������������� ������ �����������.

�������� ������������� ������������� ��������, ����� � ������ ������ �������� ���������� (���-9) �������� ��� ������� �����������: �����������, �������������, �������.

����������� – ������ ������� ����������� (IQ 50-70). � ���� ��������� ��������� 70-80 % �� ������ ���������� ��� � ���������������� ����������������. ���� � �������������� ���������� ����������� ����� ������������ ���� ������������ � ����������� (�������������) ����� VIII ����, ����������� ������ ������������������� �����.

������������� – ������� ������� �����������. ������� �������������� ����� ��������, �������� ����� � ���������� � ��� ����. ��������� ����� ���� ������� ������������ ������. ������� “�������������'' � ����������� ���������� � ��������� ����� ������������ ����, ��� ������� “��������� ���������� ����������'' (IQ 35-49).

������� – �������� �������� ������� �����������. � ���������� ������� ���������, ����������� ������� ��������� �����������. ���� �� �������, ������� ����� �������� ����������������� �����.

����������� ������ ���������� ������, �������� ��������, ��������������������, ����� ����������� ������������ �����������, �������� ��������, �������� ������ � ��. � ����� ������� ����������� ������, �������, � ������ – ������������ ����, ����, ���������.

����������� ���������� (IQ) ��� ������� ����������� �� 0 �� 34.

������������� ������������� ��������, ����� � ������ ������ �������� ���������� (��� – 10) ���������� ��������� ������������� �������� ���������� ����������

F70 ���������� ���������� ����� �������

F71 ���������� ���������� ���������

F72 ���������� ���������� ������

F73 ���������� ���������� ��������

F78 ������ ����� ���������� ����������

F79 ���������� ���������� �����������

�.�. �������, ������ �� ����������, �������� ���� ���� �����������:

  1. ������������ �����������. ��� ������������� ����� ������� ��������������� ����������������� �������� ������� ���������. ���������� � �������������� ������������ �� �������������� � ���� ������� ����������� ������������. ������������-������� ����� ������������ ��������.

    ������� �������� � ���������������� ������������, ������, ���� � �������, ����� ������� ��� ������� � ��������. � ��������� �������� ��� ��������� �� ����� ������ ����������.

  2. �����������, ���������������� ������������������ �����������.

    ��� �����������, ����������������� ��������������� ������������-������� ����� �� ���� ������������ ��� ���������������, �������� ������� ��������� ��������� ����������� � ���������� ��������� � �������� �����������������.

  3. ����������� � ���������� ������� ������������.

    � ����������� � ����������� ������������ ��������� ��������� ���� ���������� � ����� ��������� ����������� ��� ��� ���� �������� �������. ��� ���� ������������� ����� ��������� ������� ����, �����, ������, ������-������������� ��������.

  4. �����������, ���������������� ����������������� ����������.

    � ���� ����� ���������� ������ ��������� ������������-������� �����. �� ������ ����� � ��� ����������� ������������ ���������� �����������, �������� ����������� ������������ ���� � ���������� �����, ���������������� ��������. ������� ������� � ������������� ��������.

  5. ����������� � ���������� ������ ����������������.

    ��� ����������� ������ ����� ���� ����, ��������������, ����������. �� ���� �����������, ����������������, ����� �������������� ��������. ���� �� �������� � ������������ ����������, ������������������, ����������, ����� ��������� ��������.

�.�. ���������� � ����� ���������� “���������� ��������� ��������� ���������'' ���������� ������������� ������������� ���� VIII ���� � ����������� �� ��������� ���������:

  1. ����, ���������� ��������� ��� � ������������� �� ����������� ������.
  2. ���� � �������� ������������� ��������� �����.

� ������ ������ ���������:

– ����-����������,

– ����, ���������� ������ ��������� ����� � ������ ����� 2-3 ���,

– ����, ���������� ������������� � ������ ����� 2-3 ���.

�� ������ ������ ���������:

– ���� � �������������� ����������� ������� �������;

– ���� � ��������� ��������� �����;

– ���� � �����������;

– ���� � ������������;

– ���� � ��������������.

���� 2. ���������� ������������ � ����������� ����������������� ��������

������� �������

  1. �������� ��������� ��������� ������� � ������������ (� 2-� ������� �� 1 ����).
  2. ����������� ����������� ��������� ����� � ����������� ���������� � ������ �������� (�� 1 �� 3 ���).
  3. ��������� ���� � ������� ��������� ��������� ������� ������� �������� (�� 1 �� 3 ���).
  4. ������������ ��������� ��������� ������� ������� �������� (�� 1 �� 3 ���).
  5. �������� ������������ � ���������� �����������.
  6. ������ � �������� ������������ � ������������� ����������.
  7. ��������-����������� �������� ��������� ��������� �����������.
  8. ����������� �������� ���� � ����� ����������� �������� � ������������� ����������.
  9. ����������� ���� � ������� ����� ����������� �������� � ������������� ����������.
  10. �������� �������� ������������ � ������������� ����������.
  11. ��������� ������-������������ ��������� � ������, ������������� ����� � ���������������� �������������.

������������� ����������

  1. ���������, �.�. ��� ������� ������ �� ��������������� ����� [�����]. – �., 1990.
  2. �������, �.�. ����������, �.�. ���������� �������������������� [�����]: ������� ��� ��������� �������������� �����. – �., 1998.
  3. ��������� ������������ �������� � ������� �������� [�����] / ��� ���. �.�. ������������. – �., 2004.
  4. ������ ����������� ���������� [�����]: ����. ������� ��� ����. ����. ���. ����. ��������� / �.�. ���������, �.�. ���������, �.�. �������� � ��.; ��� ���.

    �.�. ����������. – �., 2003.

�����: ���������� ������� ���������� �����: ���������� ������� ���������� �����: 1.4. ������ ��������������������
����, ����� ��������������� �������������� ����������
21.11.2011

Источник: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met160/node28.html

Страница Психолога
Добавить комментарий