Профессии для детей с аутизмом

Темпл Грандин:

Профессии для детей с аутизмом

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункционирующие, так и низкофункционирующие люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей.

Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике.

Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.

Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память.

В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункционирующих людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть.

При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор.

У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

– Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.

– Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.

– Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункционирующие аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, – это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты.

Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика.

Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих.

Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование.

Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди “покупали” их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки.

Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой.

Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Таблица 1

Плохие профессии для людей с высокофункционирующим аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти

Кассир в магазине – необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память

Повар, готовящий на заказ – нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно

Официант – особенно трудно следить за разными столиками

Крупье – нужно уделять внимание большому количеству деталей

Диспетчер таксопарка – нужно уделять внимание большому количеству деталей

Стенография – не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки

Агент по авиабилетам – нужно разбираться со злыми людьми, чьи полеты отменили

Фьючерсная торговля – в принципе невозможно

Авиадиспетчер – слишком высокие информационные перегрузки и стресс

Ресепшионист и оператор на телефоне – возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Таблица 2

Хорошие профессии для визуальных мыслителей

Компьютерное программирование – большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.

Чертежное дело – инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело – это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей.

Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки.

Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.

Коммерческое искусство – рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.

Фотография – фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.

Дизайн оборудования – во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.

Тренер животных или ветеринарный техник – можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.

Автомеханик – может визуально представлять работу всей машины.

Ремонт компьютеров – может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.

Мелкий ремонт – есть возможность создать собственный малый бизнес.

Различные ремесла – резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т.д.

Техник-лаборант – модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.

Веб-дизайнер – хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.

Строительные ремесла – плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.

Разработчик компьютерных игр – необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.

Компьютерная анимация – визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.

Поддержка состояния зданий – починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.

Поддержка состояния фабрик – починка производственного оборудования.

Таблица 3

Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам

Бухгалтерский учет – можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.

Библиотечное дело – библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.

Компьютерное программирование – его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.

Инженерное дело – работа с электричеством, электроникой или в области химии.

Журналист – аккуратное обращение с фактами может быть преимуществом, можно работать фрилансом.

Редактор-корректор – правка текстов. Многие люди работают фрилансерами для крупных издательств.

Водитель такси – может точно знать, где находится каждая улица.

Складской контроль – отслеживает все, что хранится на складе.

Настройка пианино и других музыкальных инструментов – можно работать фрилансом.

Техник-лаборант – отвечает за лабораторное оборудование.

Банковский кассир – точно подсчитывает деньги, меньше требований для краткосрочной рабочей памяти, чем у кассира, который должен быстро выдавать сдачу.

Клерк и работа с архивами – точно знает, где находится каждый документ.

Телефонный маркетинг – нужно повторять одно и то же во время телефонных продаж. Проблемой может стать очень шумное окружение. Телефонные продажи позволяют избежать многих социальных проблем.

Статистик – может работать в разнообразных областях, в том числе в науке, индустриальных службах по контролю качества, государственных управлениях и департаментах и так далее.

Физик или математик – в этих областях очень мало рабочих мест. Найти и сохранить работу могут только самые одаренные. В области компьютерного программирования и бухгалтерского учета рабочих мест больше.

Таблица 4

Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками

Расстановка книг по полкам в библиотеке – может запомнить всю систему учета и расположение полок.
Фабричная сборка – особенно в тихой и спокойной обстановке.

Копирование – работа с копиром.

Уборщик – мытье полов, туалетов, окон и уборка в офисах.

Фабрики по переработке – работа по сортировке.

Работа на складе – разгрузка грузовиков, расстановка коробок.

Озеленительные работы – стрижка газонов и другие подобные работы.

Ввод данных – не подходит людям с серьезными моторными проблемами.

Рестораны быстрого обслуживания – уборка и приготовление пищи, если нет требований к краткосрочной памяти.

Уход за растениями – полив растений в крупных офисных зданиях.

Представленный выше материал — перевод текста “Choosing the Right Job for People with Autism or Asperger's Syndrome”.

Источник: https://aspergers.ru/node/47

Возможности трудоустройства для людей с аутизмом

Профессии для детей с аутизмом

Взрослые люди с аутизмом могут быть бесценными работниками благодаря своим уникальным особенностям.

Но чтобы они смогли их проявить и стать при этом полноценными членами общества, работодателю необходимо учитывать особенности поведения и восприятия аутичных людей, а также адекватно использовать их сильные стороны, рассказала РИА Новости педагог-психолог центра социальной адаптации профессиональной подготовки технологического колледжа №21 Галина Головина.

“Несмотря на то, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) точно, педантично и скрупулезно выполняют работу, которой были обучены, лишь у очень небольшого числа людей с аутизмом есть работа”, — рассказала РИА Новости Галина Головина.

Причина совершенно очевидная и общая для всех — слабо развитые социальные и коммуникативные навыки. Действительно, получить профессию человеку с аутизмом легче, чем найти работу.

При этом зарубежный опыт показывает, что при адекватном менеджменте люди с РАС оказываются уникальными и незаменимыми работниками во многих областях.Организация труда человека с расстройством аутистического спектра в целом соответствуем правилам хорошего менеджмента любых других сотрудников.

С тем лишь отличием, что нейротипичные люди понимают принципы социальной коммуникации, не проговаривая их и без специальных инструкций, а аутичные люди, в силу того, что социальная адаптация не сформирована до конца, живут правилами, которые должны быть четко сформулированы.

“Нужно также учитывать, что спектр аутизма очень широкий. Люди с синдромом Аспергера более склонны к аналитической работе. Те, у кого Синдром Каннера, — они больше для ручной работы”, — добавляет эксперт.

1. Организовать рабочее пространство

Вопреки расхожему мнению, человеку с аутизмом не нужно постоянное уединение и отгороженность от всех. Головина считает, что “маленькие норки способствуют усилению аутической симптоматики”.

При организации рабочего пространства аутичного человека необходимо учитывать сохраняющуюся во взрослом возрасте боязнь больших пространств, гиперчувствительность к звукам и стремление обозначить границы личностного пространства.

“Им правильнее сидеть так: спиной к стене (за спиной ничего не происходит, нет движений и звуков — спина защищена), лицом — к открытому пространству и другим людям. Это удерживает их от погружения во внутренний мир. Если этого не соблюсти, то примерно через месяц они могут аутизироваться так, что их уже оттуда будет трудно вырвать”, — пояснила педагог-психолог.

Также она отмечает, что если над рабочим местом будет слишком высокий потолок, пространство от стены до стены будет слишком большим или, к примеру, будет беспрерывный шумовой фон — такая обстановка станет сильным стрессом для человека с аутизмом, а скорость и качество работы резко упадут.

2. Четко сформулировать задачу, обозначить сроки

Любой человек, страдающий синдромом аутизма, легко выполняет понятные ему инструкции, а также придерживается заведенного распорядка. Однако зачастую им бывает трудно самостоятельно распланировать свою работу — в этом случае нужно это сделать за них.

“Четко обозначить последовательность задач в работе и их взаимосвязь. Обязательно обозначить окончание работы, потому что завершенность действия им тоже трудно отслеживать”, — считает психолог.Для человека с аутизмом важно визуальное подкрепление и опора на цифры.

“Если стоит, к примеру, задача найти и собрать в интернетекакую-то информацию — для ребят с сохранным интеллектом это очень комфортная работа — нужно определить, до какой степени он должен собрать ее.

Необходимо задать критерии качества и завершенности действия — например, обозначить, что отсмотреть он должен 100 сайтов”, — объяснила она.

3. Простая речь без метафор

Объяснять рабочую задачу, распорядок рабочего дня нужно простым и понятным языком. Речь, наполненная метафорами, сравнениями, пословицами или поговорками, вряд ли будет понята человеком с расстройством аутистического спектра. “Речь должна быть ровная и простая, без аналогов и ассоциаций, без метафор и поговорок.

Как правило, это только раздражает. Связано это с нарушениями вербального интеллекта”, — отмечает Головина. У людей с РАС зачастую возникают сложности с пониманием слов из абстрактной категории. “Слова вроде бы простые, но все равно непонятные — доброта, например.

Зато он знает, что есть хорошо и что плохо, больно или не больно, обидно или не обидно”, — заметила она.Если есть необходимость в использовании абстрактных понятий, психолог посоветовала, четко объяснить аутичному человеку, что конкретно имеется в виду.

“Как правило, это хорошо усваивается, но без специального объяснения сами они не знают”, — уточнила Головина.

4. Убедиться, что инструкцию услышали и поняли

Общей особенностью для всех людей с аутизмом является трудность с ответом на поставленный вопрос. “Если с ними необходимо общение и обратная связь, тут необходимо помочь, подсказать, какого характера ответа от них ждут, о чем речь идет, о чем спрашивают”, — рекомендует психолог.

Также Головина отмечает, что иногда бывает трудно понять, слушает ли аутичный человек то, что ему в данный момент говорят. “Постоянно нужно убеждаться в том, что контакт есть. Так как сохраняется трудность визуального контакта, им периодически нужно напоминать “на меня посмотри, пожалуйста”.

Как только есть визуальный контакт, есть включение”, — объясняет эксперт.Для того чтобы убедиться, что работник понял поставленную задачу, можно попросить его повторить, что от него требуется. Если он не сможет повторить, значит он в этот момент “вылетел” и не слушал.

В этом случае необходимо уточнить, что именно было непонятно, либо еще раз повторить.

5. Человек, которому можно доверять

Ввиду сложностей, которые аутичные люди испытывают с социальной коммуникацией, адаптацией и взаимодействием, зачастую на рабочем месте им необходим человек, к которому они могут обратиться за помощью.

Так как в самой работе людям с аутизмом редко бывает нужна помощь, если он этой работе уже обучен, то наставник ему необходим для разрешения вопросов, связанных с социальной коммуникацией.

“Отношения и социальные контакты у них не сформированы или сформированы неадекватно, то есть они могут непривычно для нейротипичных людей среагировать на какие-то ситуации социального взаимодействия”, — напоминает эксперт.

Аутичному человеку важно, чтобы в коллективе был тот, кто его выслушает, поймет и поможет вернуть душевное равновесие. “Например, если аутист идет по коридору, а ему навстречу двое коллег, которые расступаются, чтобы его пропустить.

Для аутиста может быть трудно пройти между ними в этом случае, он может остановиться и потребовать “нет, вы все в одну сторону сдвиньтесь, пожалуйста”. А если его не поняли, или не послушались, может быть бурная реакция — глубокое переживание о том, что его не слышат, не понимают. А он даже не всегда скажет, почему для него это важно”, — сказала Головина.

6. Уважение к личностным проявлениям

Для людей с расстройством эмоционально-волевой сферы могут быть крайне важны вещи и события, на которые нейротипичные люди будут реагировать сдержанно.

Так, например, если в момент, когда аутичному работнику дают инструкцию, а у него зазвонил телефон, или произошло другое, важное для него событие, психолог советует реагировать на это с уважением к личностным особенностям. Небрежное отношение к тому, что для аутичного человека важно, может его глубоко ранить или даже вызвать аффективный всплеск.

“Он может среагировать достаточно резко, и часто бывает трудно его успокоить потом. Все, что связано с его личностными особенностями, нужно уважать. Если он свою вещь положил, трогать нельзя, перекладывать нельзя. Их личностное пространство на эти вещи полностью распространяется.

Для него это как если его руку или ногу переложить”, — говорит эксперт.Этих сложностей можно будет избежать, если зафиксировать определенные правила и, например, договориться с работником, что личные, ценные ему вещи, в начале рабочего дня он кладет в ящик, а по окончании работы забирает.

“Любой человек с расстройствами аутистического спектра очень силен на правила. Это для них — мощная опора. Социальная адаптация не сформирована до конца, поэтому они живут правилами”, — отмечает психолог. Если правило сформировано, то маловероятно, что человек с РАС его нарушит.

7. Соответствующая мотивация

Так как в структуре ценностей человека с расстройством аутистического спектра нет социально-полезного труда, едва ли не единственной мотивацией к работе может быть интерес. Монотонная деятельность, если к ней нет интереса, истощает аутичного человека. “Их бывает довольно сложно замотивировать.

Если поставить задачу работать с цифрами, таблицами, искать что-то в интернете, то даже если эта работа однообразна, она им понятна, и, как правило, интересна, и чем дальше, тем с большим и большим удовольствием он трудится.

Если эта работа связана с социальными действиями, он выполнит разок, а потом начнет протестовать, делать плохо, не усваивать инструкцию — в общем, будет защищаться, как умеет”, — отмечает Головина.

8. Авторитетная критика

В силу особенностей восприятия аутичного человека, у него, как правило, специфическое отношение к критике и похвале. Указать на ошибку аутичному человеку может только авторитетный для него человек, отмечает психолог.

“Если нужно сказать об ошибке человеку с аутизмом, лучше начинать речь с позитивного подкрепления: “Все хорошо, ты молодец. В этом месте нужно подправить/доделать, я знаю, что ты справишься”. Такое авансирование нужно для того, чтобы ему хотелось соответствовать”, — говорит эксперт.

При этом она подчеркивает, что важно, указывая на ошибку, не переходить на личности.Если действия аутичного человека оценивает человек, который для него авторитетен, то критика и похвала будут восприняты адекватно.

В противном случае, по мнению педагога-психолога, аутичный человек либо вообще не заметит оценки своих действий, либо она будет его раздражать, или он сочтет ее оскорбительной.

В качестве примера Головина приводит студента с синдромом Аспергера, одаренного в математике: “Похвалить, осудить или что-то резко сказать ему может только профессор математики. Просто преподаватель, не имеющий звания, будет раздражать. Тот, у кого есть образование, должность и авторитет, может учить, давать инструкции, делать замечания, и это будет восприниматься адекватно”.

9. Неожиданное должно планироваться

Любой человек, получая задачу с пометкой “срочно” в тот момент, когда у него в работе находится другая задача, чувствует себя неуютно, но может с этим ощущением справится. Для аутичного человека, замечает психолог, заняться внеплановой работой будет практически невозможно.

Если он все же сможет себя пересилить, то в любом случае это будет для него очень мучительно, и почти наверняка вызовет протест. “Для аутичного человека это страшный стресс. Он даже может согласиться выполнить срочную задачу, но после этого эмоционально “развалится” на неделю.

И к прежней работе он вернуться не сможет”, — считает психолог.При этом она отмечает, что неожиданность, включенная в план аутичного работника скорее всего не вызовет у него отрицательной реакции.

“Если есть понимание, что может произойти что-то срочное, нужно планировать его занятость, например, до обеда, а после обеда ставить новую задачу”, — говорит эксперт.


10. Зона отдыха

Чтобы поддерживать нормальное эмоциональное состояние в течение рабочего дня, любому человеку необходимы короткие передышки. Психолог отмечает, что для таких перезагрузок людям с аутизмом в идеале необходим тихий уголок, где можно уединиться. “У них бывают истощения, и вы никогда не догадаетесь, с чем они связаны, как правило, с внутренними переживаниями.

Ну, например, трамвай пришел непривычного, не того цвета, а он все равно вынужден был в него сесть, и он переживает по этому поводу”, — поясняет эксперт.

Важно, чтобы в комнате были часы, а с работником было четко оговорено, сколько времени он может там быть. “Можно прямо песочные часы ставить, иначе он там может зависнуть надолго, потому что они времени не замечают.

Это профилактика эмоциональных срывов”, — объяснила Головина.

Система занятости для людей с ограниченными возможностями в России, к сожалению, пока развита слабо. Бытует мнение, что человек с расстройством аутистического спектра не пригоден для обычной трудовой деятельности. Однако некоторые особенности аутистов позволяют им не просто успешно работать, но и развивать достойную карьеру.

Так, например, по мнению создателя курсов для высокофункциональных аутистов Эстер Цабар, люди с особенностями развития могут быть весьма успешны в трудовой сфере. Она объяснила принцип подготовки специалистов, которые в дальнейшем занимают тестированием различных программ и техники.

“На первом этапе нашей программы мы рассматриваем заявки и, к сожалению, не всех можем принять, потому что требования в сфере hi-tech очень высокие. Кандидат должен быть хорошим специалистом и превосходно знать английский язык.

После отбора мы реализуем трехмесячный план обучения тому, как можно проводить тестирования на примере различных программных продуктов. Кроме этого мы обучаем социальным, коммуникативным навыкам”, — рассказала эксперт. После обучения выпускники курсов поступали на работу в ведущие мировые компании в технологической сфере.

У них могут возникать проблемы в общении с коллегами или же они оказываются неспособными работать в больших комнатах, но, по словам Цабар, это решается благодаря грамотному диалогу между руководством и новым сотрудником.

Источник: ria.ru

Источник: https://dislife.ru/articles/view/23093

Рекомендуемые профессии и условия труда для людей с РАС

Профессии для детей с аутизмом

При устройстве на работу нередко можно услышать вопрос: «Чем вы будете полезны для нашей фирмы, что нового вы может нам предложить?». Для грамотного ответа необходимо точное понимание своих сильных и слабых сторон.

Работодатель — это человек памятливый, и своим рассказом соискатель формирует его представление о себе как о работнике, а под «чем-то новым» часто подразумевается свежий взгляд на привычное. Случается, что этот взгляд настолько необычен, что ему не находят применения.

Успех в профессии сильно зависит от умения доносить информацию до людей с разными типами мышления, восприятия мира и эмоциональным интеллектом. Эта задача имеет дополнительную сложность для людей с расстройствами аутистического спектра.

Как у любого человека, у аутиста есть слабые и сильные стороны. Многие аутисты отличаются не только формой заболевания, но и навыками. Для диагностики используют шкалу IQ, которая выявляет низко-, средне- и высокофункциональный аутизм. Выделяют синдромальный и несиндромальный аутизм, для первого характерны тяжелые и крайние формы умственной отсталости.

Люди, у которых диагностировали РАС, отличаются по огромному количеству навыков, способностей и интересов. Среди индивидуальных проявлений заболевания у взрослых аутистов встречаются немота, умственная отсталость, непрестанное махание руками, немногословность, узость интересов.

Социальные навыки — это не их сильная сторона, но у них есть ряд преимуществ, например, память.

Высокофункциональные и низкофункциональные аутисты обладают отличной долговременной памятью, что создает для них помеху в выполнении нескольких задач одновременно.

Тэмпл Грандин, известная на весь мир аутистка, говорит о своей памяти следующее: «Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор.

У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать 2 или 3 вещи одновременно». Для человека с аутистическим расстройством самое главное — правильно определить свои таланты.

В рабочей среде им приходится компенсировать низкие социальные навыки большими успехами в профессии. Только так можно заставить покупать производимый продукт, пишет Т. Грандин.

Высокофункциональные и низкофункциональные аутисты обладают отличной долговременной памятью, что создает для них помеху в выполнении нескольких задач одновременно

Для комфортной работы важны несколько условий: понимание начальником социальных ограничений, хорошее портфолио и умение продавать свою работу, а не себя. С начальниками, особенно в России, могут возникнуть проблемы, во многом из-за стереотипов, сопровождающих людей с РАС.

Для диагностики используют шкалу IQ, по которой выявляется низко-, средне- и высокофункциональный аутизм. Выделяют синдромальный и несиндромальный аутизм, для первого характерны тяжелые и крайние формы умственной отсталости.

Большим сюрпризом для «людей, знающих все об этой болезни» становится факт об эмоциональности аутистов. Они эмоциональны по-своему, а в отношении некоторых вещей даже более восприимчивы, чем обычные люди. Неприятным и трудным для обеих сторон — аутиста и начальника — становится критика. Первые плохо воспринимают невербальные сигналы, им сложно определить, почему человек недоволен.

Начальник, как обычный человек, может переносить на критику собственные переживания и проблемы, но аутистам сложно определить грань между конструктивной и субъективной составляющей. Кроме того, критика провоцирует «аспи» (людей с синдромом Аспергера) на поток новых вопросов, которые они вынуждены задавать уже раздраженному начальнику.

По-другому исправить свою работу и выяснить, в чем ошибка, они не могут.

Организация адаптации на рабочем месте, которая консультирует работодателей по созданию условий для людей с различными видами инвалидности, представляет информацию о том, как можно помочь сотруднику с аутизмом. Люди с РАС могут испытывать трудности на работе из-за:

  • Неумения управлять временем. Решить такую проблему можно посредством использования таймера, календаря, органайзера.
  • Проблем с коммуникацией. Избежать их можно, позволив аутисту прийти с другом или коллегой на важную встречу, заранее проработав список тем, которые будут обсуждаться.
  • Атипичных движений тела. Такие движения помогают людям с РАС успокоиться, но у других сотрудников вызывают обратную реакцию. При наличии этой проблемы нужно предоставить сотруднику уединенное место для работы или короткие перерывы, во время которых сотрудник с аутизмом займется приятной для него физической активностью.
  • Сниженной концентрации. Использование противошумных наушников, шумопоглощающих перегородок, а также предоставление уединенного места работы — отличный способ понизить уровень стресса и повысить качество работы человека с РАС. На первых порах некоторые организации могут пригласить тьютора для точного понимания того, какого рода затруднения и как их компенсировать. Он также помогает наладить контакт с коллегами и расширить опыт аутиста.

Характер и психологическое состояние играют важную роль при выборе профессии. Специальности, требующие акцента на множестве деталей или общения человек—человек, сразу отпадают.

Для тех, у кого есть способности к музыке, математике или работе с фактами, есть следующие варианты: техник-лаборант, редактор-корректор, водитель такси, статистик, настройщик музыкальных инструментов.

Людям с низкими вербальными навыками будет комфортно работать на озеленительных работах, с копировальной машиной или уборщиком.

Удивительным образом аутисты раскрываются в творчестве, среди них немало известных писателей, художников и музыкантов, прослывших гениями.

В книге «Нарисованный аутизм» собраны потрясающие рисунки выдающихся художников и детей с РАС, эти произведения демонстрируют не только их талант, но и особенности расстройств аутического спектра.

Уникальность и необычная атмосфера рисунка — это возможность визуально «почувствовать» мир других людей.

Среди индивидуальных проявлений заболевания у взрослых аутистов встречаются немота, умственная отсталость, непрестанное махание руками, немногословность, узость интересов. Социальные навыки — это не их сильная сторона, но у них есть ряд преимуществ, например, память.

В Москве недавно прошла выставка работ мастерских, где трудятся люди с аутизмом. Изделия предоставили ученики центра «Антон тут рядом», который находится в Петербурге и «Особых мастерских».

Московский Технологический колледж № 21 создал структурное подразделение «Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки» для молодых людей с ментальными нарушениями.

Здесь студенты обучаются профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической.

Аутистам сложно определить грань между конструктивной и субъективной составляющей

Сейчас к всевозможным синдромам, болезням психического характера, расстройствам стали относиться с большей серьезностью. После признания последовало понимание необходимости в объединении людей с неврологическими особенностями.

Появились организации, которые помогают найти работу, наладить контакт между «двумя мирами», оказывают социальную помощь.

В России есть фонды, деятельность которых направлена на улучшение жизни аутистов и их семей, подготовку специалистов по работе с аутистами.

Еще 2 года назад аутизм в России не был официально признан, поэтому работа по принятию государственных программ для социальной адаптации и коррекции, разработки методик ранней диагностики и терапии только начинаются.

Фотография в тексте: из открытых источников

Источник: http://med-info.ru/content/view/6227

Читать онлайн Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Профессии для детей с аутизмом

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера.

Как высокофункционирующие, так и низкофункционирующие люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей.

Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят.

В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.

Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке.

Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункционирующих людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти.

Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор.

У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

— Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.

— Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.

— Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункционирующие аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, — это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты.

Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика.

Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих.

Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование.

Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди «покупали» их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки.

Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой.

Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Таблица 1 Плохие профессии для людей с высокофункционирующим аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти

Кассир в магазине — необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память

Повар, готовящий на заказ — нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно

Официант — особенно трудно следить за разными столиками

Крупье — нужно уделять внимание большому количеству деталей

Диспетчер таксопарка — нужно уделять внимание большому количеству деталей

Стенография — не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки

Агент по авиабилетам — нужно разбираться со злыми людьми, чьи полеты отменили

Фьючерсная торговля — в принципе невозможно

Авиадиспетчер — слишком высокие информационные перегрузки и стресс

Ресепшионист и оператор на телефоне — возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Таблица 2 Хорошие профессии для визуальных мыслителей

Компьютерное программирование — большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.

Чертежное дело — инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело — это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей.

Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки.

Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.

Коммерческое искусство — рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.

Фотография — фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.

Дизайн оборудования — во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.

Тренер животных или ветеринарный техник — можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.

Автомеханик — может визуально представлять работу всей машины.

Ремонт компьютеров — может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.

Мелкий ремонт — есть возможность создать собственный малый бизнес.

Различные ремесла — резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т. д.

Техник-лаборант — модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.

Веб-дизайнер — хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.

Строительные ремесла — плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.

Разработчик компьютерных игр — необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.

Компьютерная анимация — визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.

Поддержка состояния зданий — починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.

Поддержка состояния фабрик — починка производственного оборудования.

Таблица 3 Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам

Бухгалтерский учет — можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.

Библиотечное дело — библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.

Компьютерное программирование — его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.

Инженерное дело — работа с электричеством, электроникой или в области химии.

Источник: https://dom-knig.com/read_378538-1

Пять перспективных сфер трудоустройства для людей с аутизмом | Аутизм

Профессии для детей с аутизмом

В 2007 году ООН установила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2015 году ООН обратила особое внимание на проблему трудоустройства людей с аутизмом.
Безработица и неполная занятость – серьезные проблемы для таких людей. По оценке ООН доля безработных среди взрослых людей с аутизмом составляет 80%.

Проведенное в США в 2013 году исследование показало, что в первые восемь лет после окончания средней школы, лишь 53,4% молодых людей с аутичным спектром работали за плату вне дома, и всего лишь 20,9% работали полный рабочий день.

Среди причин такой картины называют недостаточное профессиональное обучение, необходимость в дополнительном обучении непосредственно на месте работы и дискриминацию.

Утраченные возможности

Несмотря на подозрительное и, зачастую, враждебное отношение потенциальных работодателей, работники с аутизмом обладают многими особенностями личности, прекрасно подходящими для некоторых видов работ. Например:

  • Работники с аутизмом зачастую получают удовольствие от рутины и неизменности и могут быть чрезвычайно надежными;
  • Они часто прекрасно распознают какие-либо явления и преуспевают в логических построениях;
  • Они часто могут хорошо запомнить инструкции, что немаловажно в срочных или чрезвычайных ситуациях;
  • Они могут быть очень внимательны к деталям и замечать незначительные отклонения от нормы.

Если людей с аутизмом правильно обучить и трудоустроить на подходящей их личности должности, это будет выгодно как государству – будут сокращены выплаты по нетрудоспособности, так и им самим – они смогут глубже интегрироваться в общество и стать его полноправными членами. Кроме того, в материальном отношении, заработная плата, как правило, выше пособий, что важно абсолютно для всех.

Как помочь таким людям? Ученый и автор популярных книг доктор Темпл Грандин считает, что ключевым моментом здесь является привитие детям  с аутизмом заинтересованности в профессиональном обучении, раннее поощрение склонностей к тому или иному труду.

В книге под названием «Развивая таланты» она пишет: «Чтобы ребенок вырос успешным, родители должны помогать ему развивать полученные от природы таланты. Часто, эти таланты являются первым шагом на пути к доходной работе.

Рисование, умение писать рассказы и статьи, конструирование, программирование или ландшафтный дизайн могут стать первыми шагами на пути к устроенному будущему».

Вот пять примеров организаций, которые помогают в осуществлении важной и социально ответственной задачи трудоустройства людей с аутичным спектром.

1. В сфере компьютерных технологий

В 2013 году немецкая фирма-разработчик компьютерных программ SAP объявила о планах по трудоустройству сотен программистов и тестировщиков с аутизмом, из-за их способности «думать по-другому и продвигать этим развитие». SAP сотрудничает с учрежденным в Германии фондом, цель которого – продвигать более широкое использование талантов людей с аутизмом.

2. В пищевой отрасли

В некоторых штатах США в ресторанах и банкетных залах используют труд людей с аутизмом и с другими расстройствами развития и мышления. Не все они могут быть официантами, но с работой на кухне, уборкой и техническими работами они отлично справляются.

3. В области искусств

Осенью 2015 года американская некоммерческая организация «Круг дружбы» начинает реализацию проекта по творческому обучению людей с аутизмом и другими расстройствами в девяти сферах:

  • Рисовании
  • Прядении
  • Глиноделии
  • Фотографии
  • Мастерстве гравировки
  • Компьютерной графике
  • Работе по дереву
  • Изготовлении рам для картин
  • Кулинарии

В рамках проекта будут создана собственная галерея, где будут выставляться и продаваться предметы искусства, а также собственное кафе и банкетный зал, где будут трудоустроены люди с аутизмом. Это – лишь один из примеров таких проектов по всей Америке.

4. В торговых сетях

Крупные американские корпорации-ритейлеры часто нанимают людей с аутизмом для работ в залах (расстановка продукции на полках, уборка) и не только.

Люди с аутизмом помогают обрабатывать и исполнять полученные через интернет заказы, грузить товары, вести учет, выполнять технические работы.

Обычно корпорации пользуются услугами специальных организаций, которые осуществляют обучение персонала из числа лиц с аутизмом.

5. В малом бизнесе

На мойках машин в Америке часто используют труд людей с аутизмом из-за их хорошей переносимости монотонного труда, большого внимания к мелочам и ответственности.

Источник http://www.corhelp.ru/razvitie-i-obuchenie/sotsializatsiya/pyat-perspektivnyh-sfer-trudoustrojstva-dlya-lyudej-s-autizmom/

Источник: http://semjadom.ru/bez-rubriki/pyat-perspektivnyh-sfer-trudoustrojstva-dlya-lyudej-s-autizmom.html

Страница Психолога
Добавить комментарий