Проблема взаимоотношения егэ

Пишем сочинение ЕГЭ по тексту Е.А. Сикирич

Проблема взаимоотношения егэ

Внимательно прочитаем текст известного публициста Е.А.

Сикирич, мысленно отвечая на следующие вопросы: над каким важным вопросом размышляет автор? (Проблема текста)как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? Какие два примера- иллюстрации из прочитанного текста важны для понимания проблемы исхо­дного текста? (Комментарий проблемы)какой ответ на этот вопрос даёт автор? (Позиция автора)как бы вы ответили на этот вопрос? (Позиция пишущего)

какие аргументы (в первую очередь примеры из художественной литературы) можно привести в доказательство своей точки зрения? (Аргументация пишу­щим своей позиции)

Текст (1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. Основ­ным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет.

(4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или лю­бые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первы­ми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоот­ношения.

(5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на по­тёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (б)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные мо­менты.

(8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало луч­ше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и лю­бой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу.

(11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выво­дов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рас­сматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, пред­ставлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспи­тывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не раство­ряются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они — две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.
Формулируем проблему. Предложенный для анализа текст написан в публицистическом стиле. В нём за­трагивается несколько проблем: –        проблема взаимоотношений между людьми (о том, что объединяет людей, ав­тор рассуждает в предложениях 1-8); –          проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми (обсуждение этого актуального вопроса представлено в предложениях 9-15). Выявить эти проблемы, в частности, помогает задание 20. Какое высказывание не соответствует содержанию текста? 1)  Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тог­да отношения будут гармоничными. 2)     В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма. 3)     Людей объединяют совместно пережитые трудности. 4)     Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей. 5)     Не нужно в ущерб себе преодолевать чувство собственничества. Три верных авторских утверждения (1, 2, 3) позволяют выявить и обозначить проблемы, затронутые автором исходного текста. Для этого каждое из приведён­ных в задании 20 утверждений следует переформулировать в виде вопроса. Выберем для комментирования вторую из двух названных проблем и обозна­чим её в виде вопросительного предложения: Как преодолеть эгоизм в отношениях между людьми?

Комментируем проблему.

Размышляя о правильной оценке тех или иных взаимоотношений, автор ука­зывает на важность акцентировать своё внимание не на том, что разъединяет лю­дей, а на том, что их объединяет. Замечая, что лучше всего развивает отноше­ния «совместно пережитые трудности и кризисные моменты». Хуже одиночества Е.А. Сикирич считает формальные связи, сравнивая их с потёмкинскими дерев­нями. В то же время взаимоотношения, замечает автор, – это работа двух людей, и не­допустимо, чтобы только «один человек» пытался «тащить на себе всё». Как недо­пустимо и навязывание своей точки зрения, потому что «любовь требует ощущения воздуха и свободы души».

Определяем позицию автора.

Внимательно перечитаем текст Е. Сикирич и найдём в нём ответ на вопрос, в фор­ме которого во вступлении к сочинению была сформулирована проблема, выбранная для комментирования: Как преодолеть эгоизм в отношениях между людьми? Обратим внимание на предложение 12: «Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эго­изма». Это и есть авторская позиция по проблеме преодоления эгоизма в отноше­ниях между людьми.

Выражаем свою точку зрения.

Соглашаясь с автором исходного текста, повторим ещё раз, но уже своими сло­вами мысль, близкую той, что была высказана Е. Сикирич в предложении 12, и таким образом сформулируем свою позицию: Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: преодоление эгоизма – залог построения гармоничных отношений с любимым человеком или другом. Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения. Следовательно, в сочинении необходимо будет привести первый аргумент, ко­торый доказывает, что невозможность преодолеть собственные эгоистические по­буждения может стать причиной расставания двух любящих людей. А при помощи второго обосновать мысль о том, что истинная дружба предполагает преодоление эгоизма каждым из друзей.

Приводим первый аргумент, доказывая свою точку зрения.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Проанализируем, почему стал закономерным разрыв любовных отношений Ольги Ильинской и Ильи Ильи­ча Обломова. Скажем о том, что любовь Ольги к Обломову носит рассудочно- экспериментальный характер и сопровождается непременным желанием изменить героя, перевоспитать, поднять его до своего идеала, привить ему новые понятия и вкусы. Ильинская ранит душу Обломова постоянными упрёками, и из-за этого тот мучительно ощущает свою полную никчёмность. То обстоятельство, что Ольга не смогла принять Илью Ильича таким, каков он есть, со всеми его недостатками, и не смогла преодолеть собственные эгоистические побуждения, постоянно стремясь перевоспитать его, в конечном итоге и стало причиной расставания героев.

Приводим второй аргумент, доказывая свою точку зрения. О том, что не только истинная любовь, но и истинная дружба предполагает преодоление эгоизма в отношениях с близкими людьми, рассказывается в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Приводя этот литературный пример, рассмо­трим, каким положительным изменениям за время дружбы с детьми подземелья подвергся характер главного героя – мальчика Васи: сын судьи научился прояв­лять терпение, смягчать чужую боль, сострадать, отвечать за свои поступки.

Делаем вывод-заключение к сочинению.

Подведём итог рассуждениям по поводу проблемы, поставленной автором ис­ходного текста: В заключение ещё раз подчеркну: гармоничные отношения между любящими друг друга людьми или друзьями подразумевают духовную близость, доверие и бес­корыстную самоотдачу. Об этом не стоит забывать, выстраивая взаимоотноше­ния с окружающими.

Соберём воедино получившийся текст.

Как преодолеть эгоизм в отношениях между людьми? Эту проблему поднимает в своём тексте Е.А. Сикирич. Размышляя о правильной оценке тех или иных взаимоотношений, автор указы­вает на важность акцентировать своё внимание не на том, что разъединяет людей, а на том, что их объединяет. Замечая, что лучше всего развивает отношения «совмест­но пережитые трудности и кризисные моменты». Хуже одиночества Е.А. Сикирич считает формальные связи, сравнивая их с потёмкинскими деревнями. В то же время взаимоотношения, замечает автор, – это работа двух людей, и не­допустимо, чтобы только «один человек» пытался «тащить на себе всё». Как недо­пустимо и навязывание своей точки зрения, потому что «любовь требует ощущения воздуха и свободы души ». Позиция автора текста относительно поднятой проблемы выражена ясно и од­нозначно и раскрывается в следующем предложении: «Для успеха любых взаимо­отношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственни­чества и эгоизма». Я согласен / согласна с позицией автора и тоже считаю: преодоление эгоизма – залог построения гармоничных отношений с любимым человеком или другом. Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели- классики. Вспомним роман И.А. Гончаров «Обломов». Разрыв любовных отношений Ильи Ильича и Ольги Ильинской закономерен, потому что герои ждут друг от дру­га невозможного. Любовь Ольги к Обломову носит рассудочно-экспериментальный характер и сопровождается непременным желанием изменить героя, перевос­питать, поднять его до своего идеала, привить ему новые понятия и вкусы. Илья Ильич мечтает о тихой семейной жизни и понимает, что с Ильинской, ждущей от возлюблённого активной деятельности, этой тихой жизни не будет. Ольга ранит душу Обломова постоянными упрёками, и из-за этого герой мучительно ощущает свою полную никчёмность. Любовные свидания для Ильи Ильича постепенно ста­новятся надоедливой обязанностью. Поэтому Обломов совсем перестаёт бывать у Ильинских. Таким образом, то обстоятельство, что Ольга не смогла принять Обло­мова таким, каков он есть, со всеми его недостатками, и не смогла преодолеть соб­ственные эгоистические побуждения, постоянно стремясь перевоспитать возлюб­ленного, стало причиной расставания героев. О том, что не только истинная любовь, но и истинная дружба предполагает преодоление эгоизма в отношениях с близкими людьми, рассказывается в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». В этом произведении показано, каким поло­жительным изменениям за время дружбы с детьми подземелья подвергся характер главного героя – мальчика Васи. Сын судьи научился проявлять терпение, смяг­чать чужую боль, сострадать, отвечать за свои поступки. Жалея Марусю, нищую, слабенькую и болезненную девочку, Вася всегда старался её чем-то порадовать. Он сам недоедал и приносил сестре Валека специально сбережённые для неё с обеда лакомства. Заметив, что его маленькая подруга не может быстро бегать во время игр, Вася начинал двигаться медленнее. Когда та уставала, он приносил ей цветы и терпеливо сидел рядом, наблюдая, как Маруся их перебирает. Чтобы порадовать умирающую девочку, Вася принёс из дома красивую куклу, которую на время по­просил у сестры. Он чувствовал себя нужным детям подземелья и был счастлив, что хоть как-то мог скрасить их безрадостное, нищенское существование. Этот литературный пример показывает: отношения друзей будут гармоничными, если каждый из них научится преодолевать собственные эгоистические побуждения и желать лучшего тем, с кем он дружит.

В заключение ещё раз подчеркну: гармоничные отношения между любящими друг друга людьми или друзьями подразумевают духовную близость, доверие и бескорыстную самоотдачу. Об этом не стоит забывать каждому из нас, выстраивая взаимоотношения с окружающими.

Источник: https://www.referat.hhos.ru/2017-06-22-12-16-17/6754-2017-06-22-19-25-21.html

Вариант написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) с использованием клише

Проблема взаимоотношения егэ

Сочинение по тексту Е.А. Сикирич

Ежедневно мы вступаем в различные взаимоотношения с окружающими нас людьми. Что же лежит в основе наших контактов? Что нас сближает? По-моему мнению, именно на эти вопросы ищет ответыЕ. Сикирич,автор прочитанного мною текста, поднимая проблему взаимоотношений между людьми.

Современный публицист рассказывает нам о попытках «спасти наши отношения». Главный вопрос для решения этой проблемы, по мнению автора, звучит так: «Что нас объединяет?» Отвечая на него, Е.

Сикирич отмечает, что людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.

Елена Анатольевна обращает наше внимание на то, что для выстраивания добрых взаимоотношений должны осуществляться совместные ответные шаги.

Позиция автора мне предельно ясна: он считает, что совместное решение важных жизненных проблем объединяет людей.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя, я тоже разделяю его позицию и считаю, что людей объединяют пережитые трудности и кризисные моменты. В качестве первого аргумента приведу пример из произведения Л.Н.

Толстого «Война и мир», в котором повествуется об Отечественной войне 1812 года.

Автор пишет, что тяжелые испытания в период наполеоновского нашествия побудили людей разных сословий и взглядов объединиться в единое целое против французской армии.

Вторым аргументом может послужить массовое объединение всех наций СССР против немецких оккупантов во время Великой Отечественной войны. Именно это единство способствовало победе нашего народа над превосходящей по силе фашистской Германией.

Безусловно, мне совсем не хотелось бы, чтобы именно война явилась причиной сближения людей. И я надеюсь, что не только кризисные моменты истории будут являться средством для объединения людей в будущем.

Исходный текст:

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

       (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет.

(4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения.

(5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.       (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.

(8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

       (9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу.

(11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

      (12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

*Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист,
философ, психолог, общественный деятель.

Источник: https://infourok.ru/variant_napisaniya_sochineniya_po_russkomu_yazyku_ege_s_ispolzovaniem_klishe-487404.htm

Егэ 2020 по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению | суперсоч

Проблема взаимоотношения егэ

Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ → Полезные статьи → ЕГЭ 2020 по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению

Марина Владимировна (репетитор-практик)

23.01.2020

Сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ 2020 года.

Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:

  1. Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
  2. Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подбираешь несколько аргументов
  3. Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.

Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.

Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же.

Человек и природа

  1. Влияние человека на природу
  2. Проблема любви к природе
  3. Разрушающая сила природы
  4. Проблема отношения человека к природе
  5. Влияние природы на человека
  6. Проблема постижения прекрасного в природе
  7. Проблема бережного отношения к природе
  8. Проблема беззащитности природы
  9. Проблема жестокого обращения с животными
  10. Проблема бережного отношения к животным
  11. Проблема любви к животным
  12. Проблема преданности животных
  13. Проблема безответственного отношения к животным
  14. Гармоничные отношения с природой
  15. Проблема экологии
  16. Проблема потребительского отношения к природе
  17. Проблема восприятия окружающего мира

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

Образование и наука

  1. Роль образования в жизни человека
  2. Роль учителя в жизни человека
  3. Проблема некомпетентности педагога
  4. Проблема отношения к учебе
  5. Стремление к знаниям
  6. Нежелание учиться
  7. Значение науки для человечества
  8. Проблема потребительского отношения к науке
  9. Технический прогресс
  10. Потребительское отношение к науке

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Нравственность и мораль

  1. Проблема подлости и предательства
  2. Проблема чести и бесчестия
  3. Проблема честности
  4. Проблема человечности
  5. Проблема испытания совестью
  6. Проблема сострадания и милосердия
  7. Проблема равнодушия
  8. Проблема предательства и преданности
  9. Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
  10. Проблема лживости и обмана
  11. Умение признавать ошибки
  12. Проблема нравственного выбора

Воспитание

  1. Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
  2. Проблема невежества
  3. Проблема вежливости
  4. Проблема хамства и грубости
  5. Проблема отзывчивости
  6. Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
  7. Самовоспитание Уважение к старшим
  8. Проблема толерантности и терпимости

Общечеловеческие проблемы

  1. Проблема смысла жизни
  2. Проблема поиска счастья
  3. Проблема приобретения жизненного опыта
  4. Роль опыта в жизни человека
  5. Проблема пьянства и алкоголизма
  6. Воровство
  7. Бедность и нищета
  8. Преступности
  9. Проблема одиночества
  10. Проблема истинности духовных ценностей
  11. Проблема роли религии в жизни человека
  12. Проблема утраты связи поколений
  13. Проблема исторической памяти
  14. Проблема сохранения культуры

Межличностные отношения

  1. Проблема истинности дружбы
  2. Проблема бескорыстности дружбы
  3. Предательство друга
  4. Роль друзей в жизни человек
  5. Проблема влияния любви на человека
  6. Проблема безответной любви
  7. Любовь как смысл жизни
  8. Проблема истинности чувств
  9. Соперничество
  10. Проблема уважительного отношения к врагу
  11. Межличностный конфликт
  12. Умение прощать

Человек и искусство

  1. Проблема талантливости и гениальности
  2. Проблема потребительского отношения к искусству
  3. Роль искусства в жизни человека
  4. Роль музыки в жизни человека
  5. Значение искусства для людей в годы войны
  6. Роль художественной литературы в жизни человека
  7. Влияние искусства на человека
  8. Любовь к искусству

Великая Отечественная Война

  1. Проблема верности родине
  2. Проблема патриотизма
  3. Проблема предательства родины
  4. Варварство
  5. Фашизм
  6. Проблема женского героизма
  7. Гуманизм (человечность)
  8. Проблема гуманного отношения к врагу
  9. Роль войны в истории государства
  10. Разрушающая сила войны
  11. Проблема детства в годы войны
  12. Проблема влияния войны на человека
  13. Проблема трудного детства в годы войны
  14. Проблема раннего взросления детей в годы войны
  15. Проблема беспризорности в годы войны
  16. Проблема тягот и нужд в годы войны
  17. Проблема героизма и трусости в годы войны
  18. Проблема потери близкого человека

Человек и профессия

  1. Проблема призвания
  2. Проблема профессионализма/некомпетентности
  3. Специфика профессии врача
  4. Специфика профессии учителя
  5. Специфика профессии писателя
  6. Значение профессии в жизни человека
  7. Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
  8. Значение труда в жизни человека
  9. Лень и трудолюбие

Дополнительно (данный список будет пополняться):

  1. Проблема сохранения родного языка
  2. Роль чтения в становлении личности
  3. Роль книги в жизни человека
  4. Проблема сохранения культурных памятников
  5. Вандализм
  6. Связь с прошлым
  7. Твердость духа русского народа
  8. Проблема роли внешности в жизни человека
  9. Внутренняя красота
  10. Чувство вины
  11. Роль сказки в жизни человека
  12. Любовь к родине
  13. Проблема исторической памяти

Источник: https://SuperSoch.ru/poleznye-stati1/ege-po-russkomu-yazyku-spisok-problem-dlya-podgotovki-k-sochineniyu.html

Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми..

Проблема взаимоотношения егэ

Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. По В. Крапивину.

Отцы и дети. Деды и внуки. Насколько важно, чтобы между старшими и младшими поколениями не прерывалась связь? Эти важные нравственные вопросы волнуют читателей, познакомившихся с текстом известного советского русского детского писателя Владислава Крапивина. 

Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, автор знакомит нас со своими героями. Один из них – мальчик по прозвищу Журка – однажды открыл старинную книгу с ятями, в которой увидел белый конверт. Это было послание ушедшего из жизни деда.

Старый Юрий Савельев завещал книги на полках своему внуку, уверенный, что они станут друзьями Юрика, как и когда-то в его детстве. Признаваясь в любви к внуку, дед сожалеет, что «из-за разных нелепостей» они виделись редко.

В этом послании символичным является образ бумажного змея, который дедушка в детстве любил запускать в небо, но однажды тонкая бечева оборвалась. Так и его связь с земной жизнью оборвалась, и он улетел в небо. Но ему очень хочется, чтобы не оборвалась связь поколений, и внук помнил бы о нём.

Нравственная заповедь старика Журке тоже символична: «И учись летать высоко и смело». Это завещание о том, чтобы внук в жизни стремился к высоким идеалам, делал дело и ничего не боялся.

Это письмо произвело на мальчика глубокое впечатление: он заплакал, «его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма». Он почувствовал любовь деда к себе, о которой он не знал. Самое трагическое в том, что ничего уже нельзя было исправить. 

Автор подводит нас к мысли о том, что отношения между представителями разных поколений должны основываться на доверии и взаимопонимании. Взрослые стремятся поддержать представителей младшего поколения, дать им наставления. Дети побуждают у представителей старшего поколения воспоминания об их собственном детстве.

 
С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, не должна прерываться связь между старшими и младшими поколениями. Старшие могут многому научить младших, передать им заветы, основанные на собственном опыте жизни.

Если эти взаимоотношения основаны на доверии и любви, то связь будет и после окончания земной жизни старших, они будут жить в памяти своих потомков. 

В русской литературе есть немало примеров глубокой связи поколений. Так, в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Пётр Гринёв в драматичную эпоху Пугачёвского восстания свято хранит завет отца беречь честь смолоду. Он остался верен офицерской присяге и не перешёл на сторону бунтовщиков даже под угрозой казни. 

В заключение хочу подчеркнуть, что нравственное развитие общества зависит от связи поколений, от готовности младшего поколения хранить и продолжать лучшие традиции своих предшественников.

Текст По В. П. Крапивину

(1)Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке. (2)Это оказались «Три мушкетёра». (3)Не такое старинное издание, как другие, хотя тоже с «ятями» и с твёрдыми знаками в конце слов. (4)Отпечатанное на гладкой бумаге и со множеством рисунков. (5)Журка обрадовался «Мушкетёрам» — это были старые друзья, — начал перелистывать, разглядывая картинки.(6)И увидел между страницами узкий белый конверт.(7)Видимо, дедушка решил, что если все другие книги покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до конца.(8)Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на открытках, на конверте было выведено: Юрику.(9)Журка сперва сам не зная чего испугался… (10)Или нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги. (11)Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну. (12)Суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край. (13)Развернул большой тонкий лист.(14)Дед писал чёткими, почти печатными буквами:«(15)Журавлик!(16)Книги на этих полках — тебе.(17)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (18)Я их очень любил.(19)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут твоими друзьями.(20)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про Галактику (помнишь?). (21)Ты их ещё сочинишь.(22)Малыш мой крылатый, ты не знаешь, как я тебя люблю. (23)Жаль, что из-за разных нелепостей мы виделись так редко. (24)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (25)Чаще всего, как мы идём по берегу Каменки, и я рассказываю тебе про своё детство и большого змея.(26)Этот летучий змей почему-то снится мне каждую ночь. (27)Будто я опять маленький, и он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я вот-вот взлечу за ним.(28)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева. (29)В детстве я утешал себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь вернётся. (30)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком тропических растений. (31)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти книги: мне казалось, что они пахнут так же.(32)Впрочем, ерунда, старости не бывает, если человек её не хочет. (33)Просто приходит время, когда лопается нить, которая связала тебя с крылатым змеем. (34)Но змей вернулся, я оставляю его тебе. (35)Может быть, он поможет тебе взлететь.(36)Журка, вспоминай меня, ладно? (37)Меня и другие будут вспоминать, но многие, даже твоя мама, скажут, наверно: жизнь у него не удалась. (38)Это неправда! (39)И ты про это не думай. (40)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки, говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда.(41)И учись летать высоко и смело.(42)Ты сумеешь. (43)Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. (44)Самое трудное знаешь что? (45)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. (46)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. (47)Может случиться, что правы. (48)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. (49)Не оправдывай себя чужими правильными словами.(50)Прости меня, я, наверно, длинно и непонятно пишу… (51)Нет, ты поймёшь. (52)Ты у меня славный, умница. (53)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу.(54)Никогда не писал длинных писем. (55)Никому. (56)А теперь не хочется кончать. (57)Будто рвётся нить. (58)Ну, ничего…(59)Видишь, какое длинное письмо написал тебе твой дед Юрий Савельев, который тоже когда-то был журавлёнком».(60)Журка дочитал письмо и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (61)Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма. (62)И любовь к нему, к Журке, о которой он не знал. (63)И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить лаской, ни разбить одиночество…

(По В. П. Крапивину)

: 3.0 из 5.0Проало: 10

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_vzaimosvjazi_pokolenij_otnoshenij_mezhdu_vzroslymi/2019-02-25-7778

Страница Психолога
Добавить комментарий