Презентация на тему
- Скачать презентацию (0.15 Мб)
- 191 загрузок
- 5.0 оценка
ВКонтакте
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме “Умственная отсталость”. pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.
- Форматpptx (powerpoint)
- Количество слайдов21
- Слова
- КонспектОтсутствует
- Слайд 1 Выполнила:Кузьмина Е.В.
- Слайд 2 Умственная отсталость -стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.
- Слайд 3 Первые упоминания о людях с интеллектуальными нарушениями были обнаружены у римлян, которые иногда держали «дураков» для развлечения домовладельцев и их гостей. Эти люди находились на содержании у богатых, и с ними неплохо обращались.XVI в. Мартин Лютер, немецкий теолог, отец Реформации 1517 года, объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с умственной отсталостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью дьяволом.
- Слайд 4 XVIII в. Господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной отсталостью начало изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших или «диких» детей, таких как Виктор, «дикий мальчик из Авейрона», и распространением гуманистических усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные, душевнобольные и люди с физическими недостатками. XIX в. В середине XIX века доктор Самуэль Дж. Хоу открыл первое гуманистическое учреждение в Северной Америке для людей с умственной отсталостью – Массачусетскую Школу для слабоумных детей и детей-идиотов.
- Слайд 5 XX в. Президент Джон Кеннеди, сестра которого страдала задержкой психического развития, сформировал Президентскую Комиссию по умственной отсталости в 1962 году и создал национальную программу для борьбы с умственной отсталостью.
- Слайд 6
- Слайд 7 Термин «олигофрения» был впервые введен в XIX веке немецким психиатром Эмилем Крепелином.
- Слайд 8 Олигофрения(от греч. oligos- малый, phren-ум) -особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин:патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio- искажение, ломка), природовойпатологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
- Слайд 9 В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:дебильность – самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. При нерезкой выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников. IQ в пределах 50-69. имбецильность- средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. IQ в пределах 20-49.идиотия- наиболее тяжелая,глубокаяумственная отсталость с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.IQ ниже 20.
- Слайд 10 Деменция (от лат. dementia- безумие, слабоумие) – стойко ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций.В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
- Слайд 11 Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталоcти: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость)
- Слайд 12 При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются:слабая любознательность (ориентировка),замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому.
- Слайд 13 снижена скорость восприятия;снижен объем восприятия;восприятие характеризуется недифференцированностью;нарушено пространственное восприятие и ориентировка в пространстве.
- Слайд 14 недифференцированность обобщений (затрудняет учеников изменение выделенного принципа обобщения – по цвету, трудно переключиться на другую классификацию – по форме);неполноценность мыслительных процессов (анализа- затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации ; синтеза- не развито умение собрать отдельные части структуры в «рабочую модель» ; абстрагирования – неумение отделить существенные признаки от несущественных; сравнения – затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся);недостаточно критично относятся к результатам своего труда.
- Слайд 15 страдают произвольное и непроизвольное запоминание;самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания;сохраняемые в памяти представления менее отчетливы и расчленены;забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме;испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий.
- Слайд 16 трудность его привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость, рассеянность, низкий объем внимания.
- Слайд 17 характеризуется незрелостью и недоразвитием; эмоции недостаточно дифференцированны (переживания примитивны, часто неадекватны, быстрые переходы от одного настроения к другому;эмоциональные проявления учащиеся не контролируют;затрудняются в понимании эмоций людей;характерны патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия.
- Слайд 18 многие учащиеся безынициативны;предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий; необдуманные действия и поступки; неумение противостоять воле другого человека;повышенная внушаемость;не критичность к своей работе.
- Слайд 19
Спасибо за внимание
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/umstvennaya-otstalost
Презентация
Характеристика
особых образовательных потребностей детей
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Воробьёва Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов ОКОУ «Курская школа»
Умственная отсталость
Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Выделяют следующие диагностические критерии умственной отсталости:
- психолого-педагогические: стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, ранние этапы онтогенеза;
- клинический : органическое поражение центральной нервной системы.
При отсутствии одного из вышеперечисленных диагностических критериев нельзя говорить о психическом недоразвитии
Причины умственной отсталости
Все причины умственной отсталости делятся на две большие группы: эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).
Эндогенные причины
- 1. Изменение наследственных структур (мутации).
- 2. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка.
- 3. Перезревание половых клеток.
- 4. Возраст родителей .
Экзогенные причины
- 1. Высокий риск рождения умственно отсталых детей связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями: сердечно-сосудистой недостаточностью,болезнями печени и почек, диабетом, болезнью щитовидной железы. Эти болезни способствуют также недоношенности и осложнениям во время родов.
- 2 . Несовместимость по Rh-факторуи по факторам крови АВО.
- 3.Внутриутробные инфекции.
- 4. Химические вредности , приводящие к интеллектуальному дефекту, – свинец, алкоголь, лекарственные препараты.
- 6.Острые или хронические эмоциональные стрессы в течение беременности могут оказаться причиной пороков развития, малой массы плода и умственной отсталости.
Степени умственной отсталости
- Легкая F70 (IQ 40-69)
- Умеренная F71 (IQ 35-49)
- Тяжелая F72 (IQ 20-34)
- Глубокая F73 (IQ 20-0)
Особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью
Недостатки мыслительной деятельности детей с лёгкой степенью умственной отсталости
- Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное.
- Отсутствие ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
- Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад).
- Стереотипность мышления, его шаблонность.
Дети с глубокой умственной отсталостью характеризуются ещё более выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению школьных предметов.
Мышление очень конкретное, ригидное, абсолютно лишено способности к обобщению. Им доступны лишь самые элементарные обобщения.
Особенности развития речи
Нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая и грамматическая.
У детей с лёгкой степенью умственной отсталости эти нарушения менее выражены. В повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные предложения.
Для детей с глубокой степенью умственной отсталости характерно глубокое недоразвитие речи.
У одних из них речь появляется к 6-7- летнему возрасту.
У других («безречевых детей») речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет.
В области сенсорики у детей также обнаруживаются отклонения.
В меньшей степени они проявляются у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости .
Для их восприятия характерно:
- нарушение объёма и темпа: зрительно воспринимают одновременно меньшее количество объектов, требуется больше времени, чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, чем нормально развивающимся детям;
- нарушение дифференцировки восприятия, поэтому дети путают начертания букв, не могут отличить оттенки цветов.
Для учащихся с глубокой степенью умственной отсталости характерно поверхностное восприятие предмета.
Они воспринимают и различают привычные, окружающие их предметы.
При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других дети не обследуют предмет. Они либо отказываются от выполнения задачи, либо с лёгкостью решают её ошибочно.
Основныминарушениями памяти являются:
- замедленный темп усвоения;
- непрочность сохранения;
- неточность воспроизведения.
Память обучающихся с глубокой умственной отсталостью находится на ещё более низком уровне.
Однако на фоне глубокой интеллектуальной неполноценности могут наблюдаться поражающая механическая память, музыкальные способности, любовь к музыке.
Внимание умственно-отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено
- низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость;
- низкий уровень устойчивости внимания: дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью;
- узкий объем внимания.
Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера детей олигофренов.
У детей с лёгкой умственной отсталостью она не имеет выраженных нарушений.
Наибольшие трудности они испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук, что негативно сказывается на овладении ими письмом и некоторыми трудовыми операциями.
У детей с глубокой умственной отсталостью наблюдается выраженное недоразвитие двигательной сферы даже при отсутствии параличей и парезов.
Нарушения эмоциональной сферы.
При лёгкой степени умственной отсталости эмоции в основном сохранны, поэтому дети в доступных их пониманию ситуациях действуют адекватно.
Однако эмоции отличаются:
- отсутствием оттенков переживаний;
- незрелостью;
- неустойчивостью;
- слабостью воли.
Дети с глубокой умственной отсталостью значительно различаются по эмоциональному настрою .
У некоторых наблюдается нестабильность эмоционального состояния, негативизм, они конфликтуют с детьми.
Другие эмоционально адекватны, ласковы, привязчивы.
Все дети эмоционально зависимы от взрослых и социально беспомощны.
Указанные особенности психофизического развития обучающихся сглаживаются и компенсируются в процессе коррекционно – развивающего обучения, от класса к классу происходит совершенствование, развитие всех познавательных процессов.
Характеристика
особых образовательных потребностей детей
с умственной отсталостью
Раннее получение специальной помощи средствами образования
Основному общему образованию ребёнка должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования.
В школьном возрасте выделяется пропедевтический период в образовании (подготовительный класс), обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапом.
Существенное изменение содержания образования, предполагающее включение специальных учебных предметов и коррекционных курсов.
Использование специфических методов и приёмов обучения :
- широкая опора на наглядность;
- предметно практическая деятельность;
- метод «малых порций»;
- стимулирующие методы;
- игровые приёмы;
- использование памяток, инструкционных карт и др.
Особая организация обучения
Для детей с глубокой умственной отсталостью обязательная индивидуализация обучения.
Для каждого такого ребёнка составляется специальная индивидуальная программа развития.
Расширение границ образовательного пространства
Образовательное пространство максимально расширяется. Отдельные уроки организуются как в форме классных занятий, так и уроков экскурсий, которые проходят в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и т.д.
Увеличение продолжительности образования
Образование детей с глубокой умственной отсталостью по СИПР происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12, так и в близковозрастных классах по возрастающим ступеням обучения.
Психолого – медико – педагогическое сопровождение процесса обучения
В образовательном учреждении ребёнок находится под пристальным вниманием специальных психологов и педагогов, специалистов здравоохранения.
Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-osobyie-obrazovatiel-nyie-potriebn.html
Умственная отсталость – презентация, доклад, проект скачать
Слайд 1
Описание слайда:
Умственная отсталость Выполнила: Кириллова Надежда НДО -18
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:
Эмиль Крепелин(15.02.1856-07.101926 гг.) Термин «олигофрения» был впервые введен в XIX веке немецким психиатром Эмилем Крепелином.
Слайд 5
Описание слайда:
Олигофрения (от греч. oligos – малый, phren – ум) – особая форма психического недоразвития, возникающая вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio – искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития.
Слайд 6
Описание слайда:
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости: дебильность – самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. При нерезкой выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников. IQ в пределах 50-69.
имбецильность – средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. IQ в пределах 20-49.
идиотия – наиболее тяжелая,глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре. IQ ниже 20.
Слайд 7
Описание слайда:
Деменция (от лат. dementia – безумие, слабоумие) – стойко ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций.
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Описание слайда:
Восприятие снижена скорость восприятия; снижен объем восприятия; восприятие характеризуется недифференцированностью; нарушено пространственное восприятие и ориентировка в пространстве.
Слайд 11
Описание слайда:
Мышление недифференцированность обобщений (затрудняет учеников изменение выделенного принципа обобщения – по цвету, трудно переключиться на другую классификацию – по форме); неполноценность мыслительных процессов (анализа – затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации ; синтеза – не развито умение собрать отдельные части структуры в «рабочую модель» ; абстрагирования – неумение отделить существенные признаки от несущественных; сравнения – затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся); недостаточно критично относятся к результатам своего труда.
Слайд 12
Описание слайда:
Память страдают произвольное и непроизвольное запоминание; самостоятельно не овладевают приемами осмысленного запоминания; сохраняемые в памяти представления менее отчетливы и расчленены; забываются знания о сходных предметах и явлениях, полученные в словесной форме; испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий.
Слайд 13
Описание слайда:
ВНИМАНИЕ трудность его привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость, рассеянность, низкий объем внимания.
Слайд 14
Описание слайда:
Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью и недоразвитием; эмоции недостаточно дифференцированны (переживания примитивны, часто неадекватны, быстрые переходы от одного настроения к другому; эмоциональные проявления учащиеся не контролируют; затрудняются в понимании эмоций людей; характерны патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия.
Слайд 15
Описание слайда:
Волевые процессы многие учащиеся безынициативны; предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий; необдуманные действия и поступки; неумение противостоять воле другого человека; повышенная внушаемость; не критичность к своей работе.
Слайд 16
Описание слайда:
Сводная таблица сходных состояний дифференциальной диагностики
Слайд 17
Слайд 18
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Источник: https://mypresentation.ru/presentation/umstvennaya-otstalost
Презентация на тему: Лёгкая степень умственной отсталости ( дебильность )
(от лат. debilis — немощный, слабый) это умственная отсталость легкой степени которая характеризуется наименьшей степенью психического недоразвития.
3
Слайд 3: Характеристика:
Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера.Внимание очень трудно привлечь и фиксировать.Запоминание замедленно и непрочно.
У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует.Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д.
Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас).
4
Слайд 4
Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное.
Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.).Эмоции преобладают актуальные на данный момент.Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм.
5
Слайд 5
Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь.Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности.Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью дебильности в большинстве своем — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые.
6
Слайд 6: Формы
Дебильность классифицируется на несколько форм.В зависимости от Уровня интеллектуального развития в пределах IQ 50-69 формы могут быть:.Легкая форма IQ 65-69Умеренно выраженнаяформа IQ 60-64Тяжелая форма IQ 50-59Для определения формы дебильности используется полное клиническое обследование. Степень развития определяется в соответствии с диагностируемой формой дебильности
7
Слайд 7: Противопоказания
Служба в вооруженных силах РФСлужба в государственных и муниципальных органахДопуск к государственной тайнеВодители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспортаУправлением автомобилем всех категорий (A,B,C,D,E)Работа связанная с использованием химических (токсичных) или взрывчатых веществОхранная ДеятельностьНошение и приобретение оружияРабота Машинистом и другие работы связанные с движением поездовРабота Инженером, Мастером (индивидуально)
8
Слайд 8: Противопоказания
Служба в вооруженных силах РФСлужба в государственных и муниципальных органахДопуск к государственной тайнеВодители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспортаУправлением автомобилем всех категорий (A,B,C,D,E)Работа связанная с использованием химических (токсичных) или взрывчатых веществОхранная ДеятельностьНошение и приобретение оружияРабота Машинистом и другие работы связанные с движением поездовРабота Инженером, Мастером (индивидуально)Прохождение медицинского освидетельствования у врача психиатра обязательно.Допуск к работе по некоторым профессиям принимается индивидуально врачом психиатром
9
Слайд 10: Асфиксия новорождённого
Это патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью. Различают первичную (при рождении) и вторичную (в первые часы и дни жизни) асфиксию новорожденного.
11
Слайд 11: Этиология
Причинами первичной А. н.
, являются острая и хроническая внутриутробная кислородная недостаточность — гипоксия плода, внутричерепная травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, внутриутробная инфекция, полная или частичная закупорка дыхательных путей плода или новорожденного слизью, околоплодными водами (аспирационная асфиксия), пороки развития плода. Вторичная А. н. может быть связана с нарушением мозгового кровообращения у новорожденного, пневмониями и др.
12
Слайд 12: Клиническая картина
Ведущий симптом асфиксии новорожденного — нарушение дыхания, приводящее к изменению сердечной деятельности и гемодинамики, нарушению нервно-мышечной проводимости и рефлексов. Степень тяжести асфиксии определяют по шкале Апгар в первую минуту после рождения ребенка.
Шкала Апгар основана на оценке по трехбалльной системе (0; 1; 2) пяти важнейших признаков: сердечного ритма, дыхательной активности, мышечного тонуса, рефлекторной возбудимости и цвета кожи. У здорового новорожденного общая сумма баллов по шкале Апгар на 1-й минуте жизни составляет 8-10.
В клинической практике принято различать три степени тяжести асфиксии: легкую (оценка по шкале Апгар на 1-й минуте после рождения 7-6 баллов), средней тяжести (5-4 балла) и тяжелую (3-1 балл).
13
Слайд 13: Лечение
Дети, родившиеся в асфиксии, нуждаются в реанимационной помощи. Эффективность ее в значительной мере зависит от того, насколько рано начато лечение.
Реанимационные мероприятия проводят в родильном зале под контролем основных параметров жизнедеятельности организма: частоты дыхания и его проводимости в нижние отделы легких, частоты сердцебиения,гематокрита и кислотно-основного состояния.
Реанимация новорожденных включает обеспечение проходимости дыхательных путей, активное согревание ребенка (предпочтительнее источником лучистого тепла), тактильную стимуляцию дыхания.
14
Слайд 14: Лечение
Необходимыми условиями для успешного выхаживания детей, перенесших асфиксию, являются максимально щадящий уход, соблюдение оптимального температурного режима, что в наибольшей степени обеспечивается при наблюдении и лечении их в закрытых кроватках с подогревом. Обязательно нужно следить за температурой тела,функцией кишечника.
Первое кормление при легкой асфиксии и асфиксии средней тяжести назначают через 12-18 ч после рождения (сцеженным грудным молоком). Родившихся в тяжелой асфиксии начинают кормить через зонд спустя 24 ч после рождения. Сроки прикладывания к груди определяются состоянием ребенка.
В связи с возможностью осложнений со стороны ЦНС за детьми, родившимися в асфиксии, после выписки из родильного стационара устанавливают наблюдение педиатра и невропатолога.
15
Слайд 15: Профилактика
Профилактика включает своевременное выявление и лечение экстрагенитальных заболеваний у беременных, патологии беременности и родов, предупреждение внутриутробной гипоксии плода, особенно в конце II периода родов, отсасывание слизи из верхних дыхательных путей сразу после рождения ребенка.
16
Слайд 17
Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Ph. Pinel (1806) четырех видов идиотии:1. Состояние близкое к животному,характеризующееся полной дикостью,отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей;2.
Состояние, при котором имеются некоторые понятияи физические потребности;3. Глупость — состояние,при котором в какой-то степени имеются разум и речь;4. Имбецилизм — состояние,при котором у субъекта наблюдаетсяпостепенное ухудшение некогда имевшегося разума.
В этой систематике впервые уже было намечено разделение на врожденную и приобретенную формы слабоумия.
18
Слайд 18
Эскироль (Esquirol J., 1838) стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия.
Именно он сравнил идиотию с бедняком, который никогда не имел богатства, а приобретенную деменцию с состоянием постепенно разоряющегося богача.
За ранее использовавшимся в разных смыслах понятием «имбецилизм» он закрепил значение легкой формы идиотии.
19
Слайд 19
Кроме того, он создал первую классификацию слабоумных по степени выраженности интеллектуального дефекта, разделив их на идиотов, имбецилов и умственно отсталых. Он полагал, чтоидиотия — это врожденное состояние,умственная отсталость — приобретенное,имбецильность может быть и врожденной, и приобретенной.
20
Слайд 20: Эскироль также систематизировал слабоумных на основании одного их ведущих симптомов — степени развития речи:
1.Имбецилики 1-ой степени,имеющие свободную и понимаемую речь;2.Имбецилики 2-ой степени,имеющие понимаемую речь и ограниченный запас слов;1.Идиоты 1-ой степени,пользующиеся короткими словами и фразами;2.Идиоты 2-ой степени,пользующиеся только односложными словами и выкриками;3.Идиоты 3-ей степени,не обладающие речью.
21
Слайд 21: Наряду с этой характеристикой он классифицировал слабоумных по их особенностям эмоциональных проявлений:
Послушные и услужливые субъекты,способные приобрести лишь небольшой объем знаний;Субъекты с неравномерным развитием способностей и неустойчивым поведением.
22
Слайд 22
П. П. Малиновский (1847) различал врожденное и неврожденное слабоумие, подробно описал дефекты и уродства развития у больных с врожденным слабоумием и считал, что «врожденное слабоумие и бессмыслие никогда не излечиваются». Вероятно, этот пессимистический прогноз долгие годы предопределял отношение клиницистов к детям с умственной отсталостью как бесперспективным в плане лечения.
23
Слайд 23
Число классификаций психического недоразвития продолжает расти. По М. Gelof (1963), только в англоязычных странах имеется 23 различные группировки синдромов.
Так, например, классификация Американской Ассоциации специалистов по психической отсталости складывается из шкал для оценки интеллекта и поведения.
С помощью интеллектуальной шкалы выделяют несколько степеней отсталости:пограничную легкую,умеренную,тяжелую,глубокую.
24
Слайд 24
R. Heber (1959) ввел понятие о среднем отклонении каждого из значений коэффициента одаренности, соответствующего тому или иному уровню отсталости.
Этот прием, вероятно, уменьшил число ошибочных диагнозов и неправильных рекомендаций, но, безусловно, не смог их исключить вовсе, так как за их суммарной оценкой стоят различные сочетания психических проявлений, а судьба больного зависит в этих случаях лишь от математической суммы оценок.
25
Слайд 25
С расширением знаний о причинах психического недоразвития возникали разнообразные этиологические и этиопатогенетические классификационные подходы.Одна из первых основанных на клинических критериях классификаций является группировка форм психического недоразвития в зависимости от нарушений темперамента. Такую группировку предложил У.
Гризенгер (W. Griesinger, 1867), разделивший детей с врожденным слабоумием на апатичных и возбужденных. По этиологическому принципу впервые классифицировать формы психического недоразвития стал В.
Айрленд (1880), который выделял психическое недоразвитие травматического, воспалительного происхождения, а также возникшее вследствие дистрофических нарушений.
26
Слайд 26
В последующем многие исследователи (A. Tredgold, 1956; G. Jervis, 1959; L. Penrose, 1959; C. Kohler, 1963; H. Bickel, 1976) подразделяли умственную отсталость на «первичную» (наследственную) и «вторичную» (экзогенную). Внутри каждой группы проводится дальнейшая дифференциация по клиническим проявлениям и степени интеллектуального недоразвития (цит.
по Тиганов, Снежневский, Орловская,1999. Т. 2). К числу наиболее детально разработанных этиологических классификаций А.С. Тиганов относит группировку умственной отсталости, предложенную Г. Джервис (G. Jervis, 1959). Последний выделял физиологические и патологические формы, а патологические в свою очередь делил на экзогенные и эндогенные.
Эта классификация включает более 40 форм.
27
Слайд 27
В классификации Г.Е. Сухаревой (1965) эндогенная, эмбриопатическая и экзогенная олигофрения выделяются в отдельные группы, которые дифференцируются по времени воздействия этиологического фактора, его качеству и тяжести.
Помимо этих трех классических групп автор выделяет и так называемые атипичные формы олигофрении, в клинической картине которых наряду с признаками слабоумия проявляются многочисленные очаговые симптомы. К атипичным формам Г.Е.
Сухарева относит прогрессирующую гидроцефалию, локальные дефекты развития головного мозга, эндокринные нарушения.
28
Слайд 28: предложенная М. С. Певзнер в 1959 году классификация — это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий
неосложненная олигофрения;олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:- с преобладанием возбуждения над торможением;- с преобладанием торможения над возбуждением;- с выраженной слабостью основных нервных процессов;дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.
29
Слайд 29: В настоящее время специалисты всё чаще придерживаются классификации, которая отражена в МКБ-10
Легкая — IQ 50-70Умеренная — IQ 35-50Тяжелая — IQ 20-35Глубокая — IQ менее 20
30
Последний слайд презентации: Лёгкая степень умственной отсталости ( дебильность )
Спасибо за внимание)))))
Источник: https://slide-share.ru/lyogkaya-stepen-umstvennoj-otstalosti-debilnost-230551