Православный взгляд на аутизм

Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Православный взгляд на аутизм

Существует миф, что наука и религия чаще расходятся во мнениях, нежели соприкасаются. Для тех людей, которые отрицают религиозный опыт, является довольно странным объяснение некоторых вопросов, касающихся человека в целом и его жизни. На самом деле, подобного противостояния нет, и медицинская трактовка многих заболеваний не противоречит христианскому вероучению.

Отношение православия к аутизму

Аутизм не рассматривается в православии, как некое проявление бесноватости, как иногда можно услышать.

Это неврологическое заболевание, причины возникновения которого могут быть очень разными — это и мутация генов, и влияние токсических веществ на формирующийся мозг ребенка, и множество не диагностируемых факторов.

Духовные причины любых заболеваний кроются в греховной человеческой природе, и аутизм не является исключением.

Аутизм — состояние, которое требует постоянного коррекционного воздействия

Наиболее частным вопросом относительно данного заболевания является вопрос излечимости этой болезни.

С точки зрения медицины, аутизм — это хроническое заболевание, при котором происходит определенная деформация личности, связанная с замкнутостью, зацикленностью на себе и собственных переживаниях, боязнью выйти из привычной обстановки, отрицанием всего нового и непонятного. Аутизм считается неизлечимым никакими медицинскими препаратами.

Единственный вариант скорректировать поведение больного — с самого рождения посещать терапевтические группы, позволяющие в будущем человеку с диагнозом «аутизм» хотя бы в небольшой степени адаптироваться и вести самостоятельный образ жизни.

Важно! Церковь, уповающая, главным образом на волю Бога, считает, что истинная вера и молитвы исцеляют любое заболевание, даже такое, как аутизм.

Конечно, и церковь, и медицина, признают тот факт, что аутизм — заболевание строго индивидуальное, проявляющееся в разной степени у разных людей.

Так некоторые аутичные дети добрые, беззащитные и ласковые, конечно, сложно представить, что в их душе нашли свою обитель бесы, но есть и те дети, которые кардинально отличаются.

Аутизм с точки зрения Библии

В Священном Писании нет точного упоминания именно этого заболевания. Тем не менее, мы видим примеры множества исцелений от тяжелейших заболеваний.

Когда речь идет о различных психических отклонениях, в верующей среде часто сравнивают их с бесовской одержимостью. Это в корне неверных подход.

Так, аутизм характеризуется специфическими изменениями в головном мозге, поэтому имеет вполне органические причины и проявления. И усматривать в аутизме одну бесовщину — ересь чистой воды.

Одержимость бесами — вполне реальное духовное состояние человека, описанное и в Священном Писании, и у святых отцов. Психические заболевания часто путают с одержимостью в виду схожести некоторых проявлений. Тем не менее, причина этих состояний совершенно разная.

В Библии, в евангелии от Матфея описываются случаи, как поступал Иисус Христос с бесноватыми.

В главе 8, 9, 12 и 17 Христос, встречая таких людей, изгоняет из них бесов. К примеру, в 8-ой главе бесы, выйдя из человека, вошли в стадо свиней, которое тут же бросилось в море с обрыва и погибло.

В 17 главе евангелия, Христос исцеляет беснующегося сына одного человека, а когда ученики Христа спросили его, отчего же не получалось у них исцелить больного, он ответил, что каждому дано по вере его и что имея веру даже с зерно горчицы, можно передвинуть гору.

Христос исцеляет беснующегося человека

Отношение церкви

Русская православная церковь издревле пыталась помочь людям, страдающим психическими заболеваниями. Как и в случаях любых других заболеваний, искренняя вера, молитва, причастие Святых Христовых Таин может творить настоящие чудеса.

Читайте о других заболеваниях:

  • Какие болезни даются за какие грехи
  • Православие и депрессия

Но сегодня в церкви не ведется такой активной работы в данном направлении. К сожалению, часто для посещения церкви у аутистов множество преград, ведь не вполне адекватное поведение во время богослужения может мешать другим молящимся. Тем не менее, очень важно постараться наладить церковную жизнь на том уровне, который доступен для аутиста.

Внимание! При некоторых храмах существуют центры реабилитации для детей с данным диагнозом и похожими заболеваниями. По отзывам тех, кто обращался за помощью в такие центры, можно сделать вывод, что оказываемая специалистами помощь (и медицинская, и духовная) помогает скорректировать поведение ребенка и также помогает родителям сохранить веру в исцеление и избежать уныния.

Мнение священников

Православие учит, что болезни и смерть вошли в человеческую сущность вместе с грехом. Не стоит искать однозначной взаимосвязи межу аутизмом у ребенка и конкретным грехом его родителей или близких. Мы не знаем Промысла Божиего о каждом из нас, но должны довериться Ему и нести тот крест, который Он ниспошлет для нашего спасения.

Священники говорят также, что большой вред еще не родившемуся ребенку наносят тогда, когда беременность не была запланирована и мать ненавидит дитя, которое носит под сердцем. Такое объяснение вполне сопоставимо с духовными законами, согласно которым за любой поступок будет наказание.

В обществе существует стереотип, согласно которому, дети с заболеванием «аутизм» появляются чаще в неблагополучных семьях, а также в таких семьях, где злоупотребляют алкоголем, сигаретами или наркотиками. Соматическая причина аутизма имеет место быть, но, к сожалению, детки с таким диагнозом могут родиться и во вполне благополучных семьях.

Кроме того, есть и другое понимание такой ситуации, часто люди, живущие сугубо материальными ценностями, далеки от Бога, но появление в их семье ребенка с диагнозом «аутизм» часто приводит их к вере и направляет их жизнь в совершенно иное русло. Таким образом, можно сказать, что преодоление аутизма, как заболевания души — это еще один путь к Богу.

Церковь о детях-аутистах

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-autisty.html

Энн Меммот: «Аутизм и христианство» Личный опыт

Православный взгляд на аутизм

Источник: Autism and christianity

Меня зовут Энн. Никто не скажет что у меня «легкий аутизм», но это совсем  не мешает мне наслаждаться жизнью и быть христианкой.

Многие думают, что аутичные люди не могут понять Бога. Другие считают, что мы не можем посещать церковь. Для меня же очень важна моя христианская вера, а то, что я являюсь частью церкви, доставляет мне огромное удовольствие.

Как я верю? Я обычная прихожанка замечательного храма, который принадлежит церкви Англии, и еще я помогала создать Методистскую церковную группу для инвалидов. Я не очень хорошо понимаю всякие технические штуки, касающиеся веры, потому что я мысли картинками, а не словами. Если я не могу представить, как что-то выглядит, то я не могу этого понять.

Я получаю больше информации и эмоций не через слова, а через изображения, текстуры, прикосновения.

Я чувствую мир не так, как его чувствует большинство людей. Я могу видеть, слышать, чувствовать запахи и ощущать вкус более ярко чем другие, мне сложно отфильтровать свои ощущения. Это одновременно плохо и хорошо.

Во время службы я могу увидеть больше таинственности и красоты в изображениях, музыке и текстуре разных окружающих меня вещей. Но если я буду находиться там слишком долго, у меня может начаться перегрузка, особенно если вокруг слишком много деталей, которые привлекают внимание. В конечном итоге я буду вымотанной и запутаюсь в том, что происходит.

Мне сложно уследить за соблюдением этого баланса, но это того стоит.

Откуда я знаю о Боге и об Иисусе? Для меня огромное значение имеют Евангелия. Мне важно читать о том, что Иисус завещал нам делать и о том, что он нам запрещал, хотя я знаю, что люди практически постоянно ошибаются и нарушают эти правила.

Иисус сказал, чтобы мы любили Бога и чтобы мы любили друг друга. Для меня это самая важная инструкция. Иисус говорил, что мы должны быть справедливыми, помогать ближним, поддерживать их, когда им нужна эта поддержка.

Думаю, многие считают, что у аутистов проблемы с подобными вещами. Тем не менее многих аутистов очень сильно волнует социальная справедливость,  им хочется убедится в том, что у всех есть то что им надо.

Я всегда этого хотела, даже в самых моих ранних воспоминаниях, когда я жертвовала свои карманные деньги на благотворительность, чем очень удивляла своих родителей.

Я верю что все мы созданы равными, и когда мы смотрим на другого человека, мы смотрим на Иисуса. Относитесь ко всем с тем уважением, которое испытываете к Иисусу.

Я пытаюсь так мыслить, и я думаю что это очень важно. Иногда это трудно, особенно когда мы натыкаемся на людей, которые отрицательно относятся к аутизму и к тому, что аутисты могут принести в церковь.

Но очень важно любить людей и молиться за них.

Считаю ли я, что аутизм не дает мне следовать верному религиозному пути? Нет, потому что я не думаю, что существует только один правильный путь. Бог создал всех нас, и всем нам он дал свои особенности, которые позволяют нам расти и учиться. Я люблю рассказывать людям о своем отношении к вере, и мне нравится больше узнавать об их религиозном опыте.

Некоторые вещи я никогда не понимала так  быстро, как понимают их другие люди. Но многие вещи я  воспринимаю  так, как их не может воспринимать большинство людей. Если мы сможем больше узнать друг о друге, то это может помочь сделать мир прекраснее. Я работаю с группами, которые объясняют нашу веру детям в школах и Юниорских церквях.

И мне очень нравится говорить с молодыми людьми на подобные темы.

Как я молюсь? Я просто говорю с Богом. Я воспринимаю Бога как друга. Я болтаю с Иисусом. Я никогда не была полностью уверена в том, кто такой Святой Дух, но это не очень сильно меня волнует. Я думаю, что, наверное, Святой Дух находится везде.

Что может привнести в церковь аутичный человек? То же самое, что и любого другого. Служение Богу. Молитву. Любовь. Дружбу. У нас много навыков, и они проявят себя если только люди позволят нам их использовать.

Например, я знаю людей в аутистическом спектре, которые являются отличными викариями, или другими церковными лидерами.

Мы можем выполнять в церкви любую работу, а наши способности к пониманию систем и к тому, чтобы обращать внимание на недостающие детали могут быть пригодиться в любой организации.

Бог добр. Даже в тяжелые времена Он помогал мне пройти через все препятствия и находить любовь, поддержку и заботу, в которых я нуждалась, и я никогда не хотела от Него отказаться.

Смотреть все записи автора Veronika

Источник: https://neurodiversityinrussia.com/2016/01/23/%D1%8D%D0%BD%D0%BD-%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%BE%D1%82-%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%87/

Аутизм: что это такое и как помочь ребенку?

Православный взгляд на аутизм

Антонина Лазорцева

Об этом заболевании ещё 20-25 лет назад говорили как об очень редком.

Помню, при изучении курса дефектологии в отношении него преподаватель сказал: “Мы не будем уделять этому диагнозу много внимания, потому что если за свою практическую деятельность вам встретится 1-2 случая, то и это будет слишком много, и вообще это маловероятно”.

И действительно, до начала 2000-х годов так оно и было. Однако впоследствии количество детей с этой патологией стало стремительно увеличиваться, и эта тенденция сохраняется и по сей день.

Что же это за заболевание? Аутизм, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство – вот его названия. В последние годы аутистические расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС – расстройства аутистического спектра. Среди аутистических расстройств есть строго аутизм (Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение.

При самом беглом обзоре открытых источников в Интернете вы узнаете, что еще в 2000 году считалось: распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения.

В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста.

По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6 000 000 аутистов.

Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом РДА (это учитывая тот факт, что официальной статистики заболевания нет, и большая часть детей имеет диагнозы “Умственное отставание” или “Детская шизофрения”).

У большинства детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом – инвалиды.

Проблема приняла такие глобальные масштабы, что в 2008 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. – С. С. Мнухин.

Это тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причинах появления аутизма.

Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Поведение детей с аутизмом отличается ярко выраженной стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и часто деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Специалисты знают, что при одинаковом диагнозе подход к каждому ребёнку, страдающему таким заболеванием, должен быть строго индивидуален.

Методы, эффективные в одном случае, могут дать прямо противоположный результат в другом.

Очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе.

Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.

Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию (в большей степени) нередко делают из такого ребенка своеобразную “умную ненужность”: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает “обучения жизни”. Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с больным – тем более, будет успешнее, если ее проводить комплексно, группой специалистов – психиатром, неврологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.

Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывают индивидуальную программу развития ребенка.

Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей, помогает решать возникающие проблемы.

В любом случае комплексная помощь детям и взрослым с аутизмом должна включать психологическое сопровождение всех членов семьи.

С аутизмом связано много мифов – например, что люди, страдающие аутизмом, в большинстве своём обладают выдающимися способностями в отдельных областях. Но далеко не каждый человек, больной аутизмом, имеет какой-либо необыкновенный даром или является гением, например, в области математики или музыки: это обычные люди – такие же, как все остальные, но с аутизмом.

Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими эмоциями. Но это неверно: они испытывают чувства счастья, любви, грусти так же, как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать, только по-своему.

Детей, больных аутизмом, необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает работу всей семьи, а также специалистов.

Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим.

Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и критерием должно служить то, насколько это лечение подходит как для самого ребенка, так и для его семьи.

Важно помнить: аутизм – состояние, которое требует постоянного коррекционного воздействия. Программа коррекции может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на полное исцеление.

Помните: аутизм нельзя вылечить! Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/autizm_chto_ehto_takoe_i_kak_pomoch_rebenku/10-1-0-1773

«Когда ребенок-аутист участвует в Евхаристии, Христос становится его врачом» | Милосердие.ru

Православный взгляд на аутизм

Протоиерей Димитрий Гарчук. .com/dimitriy.garchuck

Перед нами, священнослужителями, стоит задача, во-первых, научить тех, кто уже является членами Церкви Христовой, принимать в храмах особенных, иных людей.

Создать максимально комфортные условия для того, чтобы на богослужении могли присутствовать дети-аутисты.

Потому что Христос за всех пролил Свою кровь на Кресте, искупил всех, и не приобщать таковых детей к Пречистым Тайнам Христовым полностью неправильно.

Об аутизме стоит говорить, потому что это – реальный вызов, который стоит перед Церковью сегодня. Происходит глобальное изменение мира. Статистика страшная: с 1995 по 2017 год количество таких людей увеличилось в сто раз. Страшная цифра, и с каждым годом она растет.

Перспективы, которые перед нами стоят, вовлечь этих людей в церковную жизнь, сделать их жизнь в храме комфортнее. Аутизм не сильнее любви, потому что любое препятствие преодолевается с любовью.

Надо помнить о том, что Церковь может быть Церковью только тогда, когда все в ней, разные люди, находят себе место. И любить ближнего нужно несмотря на то, какая у кого немощь.

К каким трудностям в поведении деток с РАС надо быть готовым

Фото с сайта jv.kiev.ua

Что касается детей-аутистов, своим поведением они могут вызывать бурю негодования со стороны тех, кто привык, чтобы все было слаженно и благообразно. Поэтому необходимо наладить взаимопонимание, чтобы и родители этих деток, и прихожане научились слышать друг друга и решать возникающие вопросы в духе Христовой любви.

Первое, что необходимо сделать в церковной среде, это постоянно информировать верующих об этой серьезной проблеме, об этом вызове.

трудность детей-аутистов – в общении с другими людьми. Все это изолирует человека от нормальной жизни в обществе. Задача Церкви – таких людей не отталкивать, а помочь вернуться.

В церковной действительности, к сожалению, и сегодня бывает такое, что таких деток везут на вычитки.

Мы знаем, что священноначалие нашей Церкви не особо приветствует вычитки, и официального благословения на такие мероприятия в литургическом измерении нет, но невинно страждущих детей мучить еще укалыванием копья и бездумными вычитками – это полная глупость.

Аутизм – это медицинское расстройство, и то, что происходит с такими детьми, – не беснование.

Все можно лечить и корректировать. И первое средство – это Евхаристия. Хочу сказать, что у деток-аутистов, которых родители ведут в храм и причащают, динамика развития лучше.

Говорю это не голословно, могу привести примеры, включая своего ребенка. Еженедельно, когда ребенок-аутист участвует в таинстве Евхаристии, Сам Христос становится его врачом. Забирать у ребенка такого Врача никто не имеет права.

Но как привести к Чаше? Ведь малыш боится общества, а в храме, особенно в момент Причастия, интенсивное движение, и может быть тесно – если храм небольшой, а людей много. Вопрос сложный, и ответ на него нужно искать совместно с родителями.

И в то же время особенность детей-аутистов состоит в том, что стандарт, к которому их приучили, они будут педантично исполнять и воплощать в жизнь. У них нет лукавства в этом отношении. Это мы можем где-то схитрить, что-то пропустить, а у них понятие четкое: вот – хорошо, вот – то, что плохо. Середины не бывает.

И если такого ребенка приучить, что служба в храме – это хорошо, если она им понравится, если они действительно полюбят богослужение, молитву, то адаптация ребенка пройдет успешно, и потом эти детки спокойно причащаются и даже нам, взрослым, которые считают себя нормальными, могут подать пример, как любить Чашу Христову.

Что еще Церковь может сделать для детей с РАС и их родителей

.com/dimitriy.garchuck

В этом году для меня Пасха наступила во второе воскресенье поста.

Празднование собора преподобных отцов Киево-Печерских совпало с днем памяти святого, который также одно время подвизался в Лавре, преподобного Алексия Голосеевского.

И именно на день памяти этого святого, 24 марта, по благословению блаженнейшего митрополита Онуфрия была установлена ежегодная общецерковная молитва за богослужением о детях с РАС.

Меня поразило, насколько блаженнейший хорошо знает эту тему. Когда мы с владыкой Ионой пришли к нему за благословением, он сказал, что эти дети – просто другие, и мы от них, других, не должны отвращаться.

Уже составлены и утверждены специальные прошения для сугубой ектении и молитва о детках, у которых нарушена коммуникация, и впервые в этом году во всей полноте Украинской Православной Церкви они были вознесены за Литургией.

Почему именно преподобный Алексий Голосеевский? День его памяти, 24 марта, практически соседствует с Международным днем информирования об аутизме – 2 апреля. Это был удивительный старец, которого знали все. В детстве он не говорил до 13 лет, и чудо его исцеления современные специалисты, знакомые с его житием, терапевты, психиатры, считают случаем выздоровления от невербального аутизма.

Что еще церковь может сделать для деток с РАС и их родителей? На всех уровнях должно быть понимание проблемы. И среди епископата, и духовенства, и мирян, и непосредственно родителей страдающих детей.

То есть, когда ребенок шумит, мы терпеливо ждем, пока его выводят из храма, чтобы родители могли сделать это с любовью, а не с истерикой, и у ребенка ни в коем случае не возникло с храмом плохой ассоциации.

Если люди будут проинформированы об особенностях поведения таких деток, мы сможем содействовать тому, чтобы ребенок имел в храме место любви. Доброта – лучшее лекарство от аутизма.

А еще… Только попробуйте представить, что чувствуют родители детей с РАС, хоть церковные, хоть нецерковные. Ребенок – всегда олицетворение твоей надежды и перспективы на будущее. В ребенка хочешь вложить все лучшее, надеешься, что он будет жить лучше тебя. А теперь представьте, что эта надежда рухнула.

Кстати, процент разводов из-за больных детей в семьях довольно высокий. Чаще всего особенные детки растут с сильными мамами, тогда как папы не выдерживают такой ноши.

Что, на мой взгляд, можно сказать родителям в ободрение, так это сделать акцент на том, что чувство собственного недостоинства перед Богом должно сочетаться с благодарностью, что Господь послал тебе человека, в котором ты можешь видеть Христа максимально близко с собой.

И последнее. Перед нами помимо прочего остро стоит медицинская проблема. Согласно законодательству, ранний детский аутизм признается до 18 лет. Потом таким детям дают справку, что у них шизофрения.

У меня есть мечта, чтобы общими усилиями, возможно, именно синодальному молодежному отделу удастся это сделать на законодательном уровне, поднять вопрос о том, чтобы дети с аутизмом, достигнув совершеннолетия, не причислялись к психически больным, но оставались в категории лиц с расстройством аутистического спектра.

Приложение 1

Прошения на сугубой ектении о детях с РАС

Невинно страдати о нас изволивый, Христе Боже, и страждущим сострадательно помогаяй, сих младенцев и отроков, невинно страждущих от недуга аутизма (имена), благослови благостию Своею, да явится на них слава Твоя, рцем вси, Человеколюбче Милостивый, скоро услыши и помилуй.

Сердцеведче Господи, светом Твоим просвети сердца родителей сих младенцев и отроков, терпением благослови, и на всякую добродетель настави, да благодарят Твое Благоутробие; молимся Ти, Христе Царю, скоро услыши и помилуй.

Приложение 2

Молитва о детях с РАС

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, послужити спасению рода человеческаго изволивый, страшныя Страсти претерпевый, и даже до Креста и погребения снизшедый; Воскресением же тридневным естество человеческое обновивый! Обнови светом Твоим умы и сердца младенцев и отроков (имена), невинно страждущих от недуга аутизма, благослови их, укрепи, утверди и умудри их благодатию Твоею.

Служащих ближним нарекий Твоими служителями, Господи, благослови добродетелию терпения родителей, служащих сим чадам, мудростию Евангелия украси их, раздражительность и пагубу гнева укроти, зависти зачатки искорени, подаждь радость духовную и доверие всецелое благой воле Твоей, Боже!

Верою припадаем Ти, Блаже, и приносим молитвы угодника Твоего, преподобнаго и богоноснаго отца нашего Алексия Голосеевскаго; на нем бо Промысл Твой дивный явися, яко благодатию отверзошася уста его, недугом прежде скованныя, и проповеда он радость Воскресения Твоего. Темже, уповающе на Твое благосердие и милость неизреченную, разумеюще глубину любве Твоея и премудрости тайну, благодарение и славу Тебе возсылаем, со Отцем и Святым Твоим Духом во веки веков. Аминь

Полностью доклад «Перспективные направления социальной работы с детьми с РАС (расстройством аутистического спектра) и их родителями в УПЦ: богослужебный и внебогослужебный аспекты» можно прочитать здесь.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kogda-rebenok-autist-uchastvuet-v-evharistii-hristos-stanovitsya-ego-vrachom/

Православная церковь об аутизме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы – Духовная Аптека

Православный взгляд на аутизм

Антонина Лазорцева

Об этом заболевании ещё 20-25 лет назад говорили как об очень редком.

Помню, при изучении курса дефектологии в отношении него преподаватель сказал: «Мы не будем уделять этому диагнозу много внимания, потому что если за свою практическую деятельность вам встретится 1-2 случая, то и это будет слишком много, и вообще это маловероятно».

И действительно, до начала 2000-х годов так оно и было. Однако впоследствии количество детей с этой патологией стало стремительно увеличиваться, и эта тенденция сохраняется и по сей день.

Что же это за заболевание? Аутизм, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство — вот его названия. В последние годы аутистические расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС — расстройства аутистического спектра. Среди аутистических расстройств есть строго аутизм (Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение.

При самом беглом обзоре открытых источников в Интернете вы узнаете, что еще в 2000 году считалось: распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения.

В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста.

По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6 000 000 аутистов.

Только в центральной России более 200 000 детей с диагнозом РДА (это учитывая тот факт, что официальной статистики заболевания нет, и большая часть детей имеет диагнозы «Умственное отставание» или «Детская шизофрения»).

У большинства детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Проблема приняла такие глобальные масштабы, что в 2008 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.

Это тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причинах появления аутизма.

Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Поведение детей с аутизмом отличается ярко выраженной стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и часто деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики. Специалисты знают, что при одинаковом диагнозе подход к каждому ребёнку, страдающему таким заболеванием, должен быть строго индивидуален.

Методы, эффективные в одном случае, могут дать прямо противоположный результат в другом.

Очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе.

Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.

Коррекционная работа с любым ребенком, а с больным — тем более, будет успешнее, если ее проводить комплексно, группой специалистов — психиатром, неврологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Зная, какие лекарства и с какой целью прописаны ребенку, педагоги и психологи вместе с родителями могут целенаправленно наблюдать за ним, сообщать врачу о положительных или отрицательных изменениях в поведении ребенка, чтобы он при необходимости корректировал курс лечения.

Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывают индивидуальную программу развития ребенка.

Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей, помогает решать возникающие проблемы.

В любом случае комплексная помощь детям и взрослым с аутизмом должна включать психологическое сопровождение всех членов семьи.

С аутизмом связано много мифов — например, что люди, страдающие аутизмом, в большинстве своём обладают выдающимися способностями в отдельных областях. Но далеко не каждый человек, больной аутизмом, имеет какой-либо необыкновенный даром или является гением, например, в области математики или музыки: это обычные люди — такие же, как все остальные, но с аутизмом.

Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими эмоциями. Но это неверно: они испытывают чувства счастья, любви, грусти так же, как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать, только по-своему.

Детей, больных аутизмом, необходимо научить общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает работу всей семьи, а также специалистов.

Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим.

Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и критерием должно служить то, насколько это лечение подходит как для самого ребенка, так и для его семьи.

Важно помнить: аутизм — состояние, которое требует постоянного коррекционного воздействия. Программа коррекции может меняться при развитии индивидуума. Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на полное исцеление.

Помните: аутизм нельзя вылечить! Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

Источник:

Аутизм не трагедия, трагедия – невежество

Немногие знают не то что о существовании этого дня, а вообще об аутизме. У многих жителей Грузии на вопрос “Что такое аутизм?” ответа нет.

Несмотря на то, что определенная часть населения старается с пониманием отнестись к людям с особенными нуждами и сделать все для того, чтобы они были максимально интегрированы в общество, остаются такие, которые не понимают, насколько важна для них помощь.

Правильное отношение общества, любовь и понимание навсегда могут изменить жизнь детей с аутизмом. И не исключено, что из них вырастут настоящие гении, как Билл Гейтс, Ван Гог, Альберт Эйнштейн и многие другие выдающиеся личности с аутизмом.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Игумения Иоанна и Андрей Максимов

Изменить отношение общества Грузии к аутизму старается благотворительный фонд “Мы — другие”. 25 марта совместно с Патриархией они провели первую встречу на тему “Аутизм и общество” со священнослужителями, директорами и учителями церковных и светских школ. 

Основатель фонда Андрей Максимов, а также Игумения Иоанна рассказали Sputnik Грузия о том, как изменить отношение общества к аутизму.

Роль церкви в социализации людей с аутизмом

– Интересно узнать от Матушки Игумении Иоанны, что может сказать религия обществу, чего не знает медицина?

— А что знает медицина о страхе? Вы знаете, что у ребенка с аутизмом в глазах? Страх. Я не делаю анализов, это не моя сфера, хоть я и бывший химик, но я понимаю это. Я и сейчас переживаю, когда вспоминаю эти глаза. Это взгляд, который передает состояние души человека.

Я посмотрела в глаза этому ребенку и поняла, что он и меня боится. Это происходит, потому что мы потеряли страх Божий и приобрели разные другие виды страхов. Сначала у нас рождаются дети с аутизмом, а потом появляются взрослые с разными фобиями.

Церковь говорит, что кто впадает в забвение страха Божьего, тот приобретает заботы, беспокойства и тревоги.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Игумения Иоанна

– В чем причина асоциального поведения аутистов?

— Церковь говорит, что человек состоит из души и тела. Даже суждение о том, что смерть разделяет их, относительно — так говорят святые отцы. Посмотрите, что делают дети, мучаясь душой. Они выдергивают себе волосы, кусают себе руки. Это доказательство того, что душа и тело неделимы. Страдает душа — страдает тело.

– Насколько высока вероятность того, что именно церковь сможет изменить отношение общества к людям с аутизмом?

— Я считаю, что мы должны быть вместе. Добиться успеха в данном вопросе можно только благодаря совместным усилиям.

– Общество готово принять таких детей?

— Общество будет готово, если оно будет состоять из личностей. Если общество — это масса, то надо говорить не только об аутизме, там есть другие более серьезные проблемы. Поэтому общество, состоящее из личностей, готово, а масса — нет.

Детям-аутистам необходимо общество. Так они могут научится многому. Речь идет даже об элементарных вещах, они должны жить в обществе, учиться ухаживать за собой, читать, писать. Это все необходимо, но мы не должны забывать об их душах.

Я вспомню высказывание греков. Человек два раза в ад не попадает. Что под этим подразумевается? Дети проходят такую боль в этой земной жизни, что этой болью очищаются и в следующей жизни больше не будут испытывать мучения.

Photo : courtesy of Andrey Maksimov

Встреча с духовенством, посвященная аутизму

– Как церковь будет помогать фонду “Мы — другие”?

— Люди, которые ходят в церковь, обращаются к ней за духовной помощью. Есть и семьи, у которых дети с аутизмом, есть учителя, к которым могут попасть такие дети в классах и школах, есть просто соседи, родственники, в окружении которых есть особенные дети… Церковь в данном случае должна доносить пастве, что нужно делать.

– С какими трудностями сталкиваются священнослужители в селах и деревнях?

— Трудности состоят в нехватке информации об этой проблеме. Священники, которые и так нагружены, не имеют возможности общаться с фондом “Мы — другие”.

Но из сострадания к людям они вынуждены сами искать информацию в то время, которое у них выделено для богослужений, таинств, исповеди… Ищут, чтобы как-то быть в курсе.

Для встречи с духовенством были напечатаны специальные буклеты фонда “Мы — другие” на грузинском и русском языках, и информации об аутизме, изложенной в них, достаточно для священника.

– Принимала ли раньше участие церковь в подобных вопросах?

— Церковь со дня существования всегда принимает участие в жизни человека. Жизнь идет вперед, мы становимся перед определенными новыми проблемами. И, естественно, церковь шаг за шагом идет за этими проблемами, изучает, включается в них, потому что все эти проблемы проходят через души людей. А церковь призвана помогать именно душам.

Photo : courtesy of Andrey Maksimov

Встреча с духовенством, посвященная аутизму

– Какую роль играет церковь в фонде “Мы — другие”?

— Церковь нужна для духовного покровительства. Наука будет думать о том, как осуществлять социализацию этих детей, а мы будем стараться спасать души.

Мы должны понимать, что родители, которые прячут детей с аутизмом, тоже нуждаются в помощи, у них тоже есть проблемы. Очень многие дети имеют духовные проблемы потому, что те же проблемы имеют родители.

Сначала мы, взрослые, должны стать лучше для того, чтобы дети последовали нашему примеру.

Поэтому, когда родитель приходит в церковь с такой проблемой, сначала мы помогаем взрослому, а потом этот родитель, найдя в себе силы, сможет помочь ребенку. Иначе никак.

От изоляции к социализации

– Андрей, теперь вопрос к вам. В сельских районах Грузии к детям с аутизмом относятся как к психически ненормальным, прячут их, изолируют от общества. Это правда так?

— К сожалению, да, и это абсолютно неправильно. Надо понимать название фонда “Мы — другие”, также слоган “Постарайтесь нас понять”. Ужасно, когда их закрывают на кухне, стесняются. Это происходит от невежества.

Если их закрыть, изолировать, тогда они сто процентов превратятся на всю жизнь в окончательных социальных инвалидов. Изначально подход фонда в том, чтобы помогать им только через инклюзивное образование, включая их в общество.

Источник: https://aptekahram17.ru/ikony/pravoslavnaya-tserkov-ob-autizme-otnoshenie-mnenie-i-otvety-na-chastye-voprosy.html

Страница Психолога
Добавить комментарий