Помощь психолога ребенку с аутизмом

Помощь психолога при детском аутизме

Помощь психолога ребенку с аутизмом
Нарушение психического развития, сопровождающееся затруднениями при контакте с окружающими людьми, дефицитом социальных взаимодействий, ограничением интересов, называют аутизмом.

Заболевание диагностируется в детском возрасте, обычно до 3 лет. Целями терапевтических мероприятий являются социальная адаптация, развитие навыков самообслуживания.

Активное участие в этом принимает психолог.

УСЛУГАДЛИТЕЛЬНОСТЬСТОИМОСТЬ (₽)
ПЕРВИЧНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА, ПСИХОТЕРАПЕВТА, ПСИХОАНАЛИТИКА – встреча с психологом, в ходе которой даются рекомендации о наиболее подходящем методе психологической помощи.55 мин2000
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – проведение методик для выявления психологических трудностей и рекомендации по их корректировке.90 мин3000
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – не менее 10 сессий с психологом, психотерапевтом 1 раз в неделю, направленных на решение проблем ребенка, подростка с использованием арт-терапии, игровой или песочной терапии.55 мин3000
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – не менее 10 сессий с психологом, психотерапевтом 2 и более раз в неделю, направленных на решение проблем ребенка, подростка с использованием арт-терапии, игровой или песочной терапии.55 мин2000

Причины детского аутизма

Предпосылки развития заболевания неизвестны. Детские психологи, занимающиеся коррекцией нарушений, отмечают такие факторы, которые имеют место при аутизме:

  • наследственность. Среди близких и дальних родственников аутиста обнаруживается 3–7 % больных, имеются лица с определенными отклонениями аутистического спектра;
  • структурные нарушения головного мозга. При детском аутизме обнаруживаются изменения в лобных долях, гиппокампе, мозжечке, срединной височной доле;
  • функциональные нарушения головного мозга. Психологи обнаруживают в ходе диагностики (ЭЭГ) отклонения, касающиеся нарушений памяти, вербального мышления, целенаправленного использования речи, избирательного и направленного внимания.

Симптомы детского аутизма

Типичные признаки патологии, которые выделяют психологи, включают в себя нехватку социальных взаимодействий, стереотипность поведения и интересов, трудности при построении продуктивного контакта с окружающими. Такие симптомы детского аутизма обнаруживают себя в возрасте до 2-3 лет, но отдельные проявления могут возникнуть в младенчестве.

Наиболее ярким признаком отклонения является нарушение социальных взаимодействий. Больные детским аутизмом не в состоянии полноценно взаимодействовать с окружающими. Они не могут расшифровать невербальные сигналы, не распознают подтексты социальных контактов, неспособны почувствовать состояние окружающих. Они не улыбаются, не смотрят в глаза, плохо реагируют на свое имя.

Психологи отмечают, что, подрастая, аутисты не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не проявляют интерес к новым лицам в окружении, не участвуют в играх, предполагающих контакты.

Они начинают позже говорить, путают местоимения в речи.

Даже после наполнения словарного запаса, по наблюдениям психологов, страдающие аутизмом не в состоянии использовать образы, делать выводы после увиденного или прочитанного.

Дети-аутисты выделяются необычной жестикуляцией. В младенчестве они не показывают рукой на интересующий их предмет. Повзрослев, они редко сопровождают жесты речью. В последующем, как отмечают многие психологи, больные не способны органично сочетать жесты с речью.

Ограничивающее или повторяющееся поведение — еще одна характерная черта аутистов. У них наблюдаются стереотипии в форме повторяющихся раскачиваний туловища, качаний головой. В детском и старшем возрасте для таких людей важно, чтобы все происходило в определенном порядке, без изменений, чтобы вещи стояли на своих местах.

К повторяющемуся поведению психологи относят аутоагрессию (укусы, удары, наносимые самому себе). Возможна и агрессия по отношению к окружающим, причиной которой является нарушение привычных ритуалов или неспособность донести свои желания.

Лечение аутизма

Терапевтические мероприятия направлены на адаптацию ребенка к окружающей среде. Они включают в себя:

  • семейную терапию;
  • исправление поведения;
  • медико-психолого-педагогическую коррекцию.

Помощь психолога, забота родителей и поддержка прочих врачей-специалистов позволяют повысить уровень независимости в самообслуживании у страдающих аутизмом, помогают им сформировать и поддерживать социальные контакты. Коррекцию проводят на фоне приема препаратов.

Детские психологи применяют методы поведенческой, игровой, логопедической, речевой и трудотерапии, проводят обучение альтернативной коммуникации. Программы коррекции выбирают, исходя из степени выраженности аутизма.

Родителям рекомендуется создать благоприятную обстановку для ребенка:

  • строгий распорядок дня;
  • обучение жизненно необходимым навыкам;
  • исключение резких перемен в жизни;
  • постоянный и комфортный для ребенка контакт;
  • исключение стрессов, переутомления;
  • занятия физическими упражнениями.

Грамотная длительная терапия и коррекционная работа в детском возрасте позволяют добиться ремиссии у больных (3–25 %) со снятием диагноза.

Центр психологического развития «Эголюция» предлагает услуги психолога для детей с аутизмом. Мы проводим психологическую диагностику, индивидуальную психотерапию, занятия с дефектологом, логопедом, организуем психологические группы (песочную, игровую и арт-терапию).

Источник: https://ego-lution.ru/pomosch/problemy/detskiy-autizm/

Вы узнали, что у ребенка аутизм: 8 советов родителям | Милосердие.ru

Помощь психолога ребенку с аутизмом

Рассказывает Елена Багарадникова, руководитель РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Родители переживают катастрофу при постановке ребенку диагноза «аутизм». По своему психологическому состоянию они – «уцелевшие» в этой катастрофе, и им нужно выстраивать свою дальнейшую жизнь заново. За что нужно браться в первую очередь?

1. Пройдите тест и обратитесь в ближайшую службу ранней помощи

Даже если ребенку не поставлен окончательный диагноз, но есть повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ему помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу.

Нужно самостоятельно пройти скрининговый тест, который позволяет установить, находится ли ребенок в группе риска, и насколько этот риск высок (например, M-CHAT или АТЕК).  Ждать нельзя.

Обратиться можно и нужно в ближайшую службу ранней помощи. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы.

Тесты можно пройти в любом месте в интернете, или на сайте РОО «Контакт»:

http://contact-autism.ru/info-for-parents/test-atek/

http://contact-autism.ru/info-for-parents/main-useful-important/modifitsirovannyiy-skriningovyiy-test-na-autizm-dlya-detey-m-chat-r/

Полезной будет методичка для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом («Родитель родителю»), а также краткая информация, которую «Контакт» подготовил для размещения в детских поликлиниках.

2. Добиться постановки правильного медицинского диагноза

Елена Багарадникова. Фото с сайта 2апреля.рф

В дальнейшем он определит тот объем помощи, который сможет получать ребенок, и его образовательный маршрут.

Чтобы диагноз был точным, нужно постараться попасть в подходящее медицинское учреждение.

Диагноз «аутизм» может быть установлен и в ПНД (психоневрологический диспансер), но лучше на первом этапе все же обратиться в больницу.

Из государственных, уполномоченных в дальнейшем выдавать все необходимые справки и заключения, в Москве есть две больницы, где можно пройти диагностику. Это Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница № 6) и Научно-практический центр детской психоневрологии (бывшая детская больница № 18).

3. Получить психологическую помощь для всей семьи

Мало кто может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Если честно сказать, то никто. Лучше, если проживание всех стадий горя происходит при поддержке специалистов, которые понимают, о чем идет речь.

Я по себе знаю, насколько это эффективно, хотя у меня и в мыслях не было заниматься собой в тот момент, когда ребенку поставили диагноз: к психологу я пришла, пытаясь разобраться, как мне взаимодействовать с собственным сыном.

Помощь психологов может быть бесплатной, может быть групповой, индивидуальной, очной или по скайпу.

Бесплатная групповая и индивидуальная работа ведется разными некоммерческими организациями. Есть такая и в «Контакте». Москвичам полезно также знать телефон 8(499)177-34-94 (с мобильных – 8-495-051) и сайт  ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения. Помощь может быть оказана как экстренная, так и плановая.

4. Научиться быть родителями особого ребенка

Фото с сайта popsugar.com

Предполагается, что родительские навыки любой человек должен откуда-то получить сам.

Но при воспитании ребенка с аутизмом возникает масса вопросов, которых нет у родителей здоровых детей: а слышит ли он меня, понимает ли, какими словами пользоваться, чтобы установить с ним контакт, и словами ли? Взаимосвязь между матерью и ребенком не всегда проявляется априори, а это очень травмирует. Родителям приходится учиться методам, которые помогут им и в общении с детьми, и в их обучении, и в социализации.

Специалисты могут помочь наладить такой контакт, научить, как решать насущные бытовые проблемы и работать с поведением, как приучать к горшку и приспосабливаться к избирательности в еде.

Часто, когда родители понимают, что могут учить своего ребенка, видят его успехи, даже небольшие, они перестают чувствовать себя неудачниками, и это дает им новые силы.

Есть специальные программы и методы, направленные на раннюю помощь семьям, где есть дети с РАС, в том числе на обучение родителей.

В Москве их предлагает, в частности, Городской психолого-педагогический центр (при поддержке некоммерческих организаций). Например, программа EarlyBird. Сразу же упомяну, что там же есть отличная программа Assert.

Есть хорошие программы в разных некоммерческих организациях и негосударственных реабилитационных центрах.

5. Ориентируйтесь на 20 часов корекционных занятий в неделю

Фото с сайта newstula.ru

Детям с аутизмом нужна в первую очередь психолого-педагогическая помощь. На первых этапах, в раннем возрасте, эта работа должна занимать по возможности 20 часов в неделю. Можно даже 30, если ребенок это выдержит.

Полезно совмещать посещение Городского психолого-педагогического центра и занятий в каких-то известных НКО (например, по программе Assert) с привлечением отдельных специалистов.

Конечно, за государственный счет получить 20 часов в неделю, прямо скажем, сложно. «Добирать» придется либо самостоятельно, либо с помощью благотворительных фондов.

Есть очень эффективные методы помощи, которые пока не оплачиваются государством. Например, ABA (прикладной поведенческий анализ), FloorTime и др.

При этом в коррекции должна участвовать вся семья.

Если специалист делает одно, а дома происходит совсем другое, — ничего не получится.

Это только еще больше дезориентирует ребенка.  Важны слаженные действия всех, кто его окружает, – и родителей, и специалистов, и, кстати, бабушек и дедушек.

6. Оформите инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы

Не ждите, когда врачи предложат сами. Спросите их, что нужно сделать, чтобы начать этот процесс.

Для оформления инвалидности в БМСЭ не обязательно ложиться в больницу, можно все сделать в амбулаторном порядке. Это займет много времени, но будет хорошим подспорьем, в том числе материальным, для того чтобы получать помощь в различных государственных учреждениях, относящихся к Департаменту труда и социальной защиты населения (по крайней мере, в Москве).

Ребенок получит, например, возможность выездной реабилитации (в сопровождении родителей или законных представителей), летнего отдыха и оздоровления, а также санаторно-курортного лечения, льготный проезд в общественном транспорте (также с сопровождающим) и многое другое. Перечень льгот можно посмотреть, например, на сайте МГАРДИ (Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов).

Получение инвалидности не означает, что ребенок становится хуже. Это означает, что у него и у его семьи появляются новые возможности для компенсации тех дефицитов, которые он имеет.

Если родители не захотят, чтобы к ребенку относились, как к человеку с ограниченными возможностями, они могут и не показывать справку об инвалидности.  Все происходит в заявительном порядке. Принес, попросил – получил. Не принес, не показал – не получил.

7. Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

Фото с сайта lubopyshka.ru

Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые.

Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений. Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297).

В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно.

В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить.

«Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы.

Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет.

8. Самостоятельно выберите детский сад или школу

Фото с сайта neboley.zp.ua

Каким бы ни было заключение ПМПК, родителям нужно принимать решение.

Они выбирают между коррекционной и ближайшей общеобразовательной школой; между возможностью возить куда-то ребенка и необходимостью снять квартиру рядом с тем местом, где его смогут обучить; между образовательным комплексом, где есть сильная психолого-педагогическая служба, и школой, где ребенка с аутизмом видят впервые, но согласны начать с ним работу, и т.д.

РОО «Контакт» разработала алгоритм для родителей, как выбрать образовательное учреждение для ребенка с аутизмом. Но, конечно, этот вопрос лучше обсуждать с каждой семьей индивидуально.

Наши специалисты обычно тратят на это не менее часа.

Консультации проходят бесплатно и проводятся совместно с представителями Городского психолого-педагогического центра и отделений Департамента труда и социальной защиты населения по графику.

Без чего никак нельзя обойтись – это без того, чтобы пойти в выбранное учреждение «своими ногами». Если кто-то из знакомых похвалил детский сад или школу, совершенно не факт, что это подойдет другому ребенку и другому родителю. Все нужно увидеть своими глазами.

Алгоритмы для регионов

Сейчас РОО помощи детям с РАС «Контакт» разрабатывает карту, на которой будут отражены общие алгоритмы, как получить помощь для ребенка с аутизмом в конкретном регионе, городе или районе (если речь идет о крупном городе). Регионы в этом плане могут довольно сильно различаться.

Например, родителям часто не хватает информации о том, где можно пройти базовый скрининг и понять, есть повод для беспокойства, или нет. Они не знают, в какое учреждение обратиться в первую очередь, и какие специалисты должны работать с имеющимися дефицитами.

В апреле 2018-го мы надеемся запустить эту карту. Она будет устроена по принципу викимапии (Wikimapia, бесплатная многопользовательская интерактивная карта), куда могут добавлять объекты сами пользователи.

Помимо прочего, карта поможет родителям объединяться и организовывать ресурсные или коррекционные классы. Даже директора больших образовательных комплексов не всегда знают, какие дети живут на их территории, и можно ли сформировать коррекционный класс.

Запрос на формирование таких классов по территориальному принципу и по возможности объединения детей с похожими проблемами актуален и для родителей, и для образовательных учреждений. Портал называется «Открытые двери» и скоро будет открыт по адресу: open-doors.info

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/vy-uznali-chto-u-rebenka-autizm-8-sovetov-roditelyam/

Помощь родителям при аутизме

Помощь психолога ребенку с аутизмом

Когда ребенку поставлен диагноз аутизм, в помощи нуждается не только он. Для родителей услышать, что их малыш не такой, как все – тяжелое испытание.

В эти минуты мама нуждается в большой поддержке со стороны близких людей. Женщина нуждается в помощи, чтобы пройти тяжелый путь принятия особенного ребенка и научиться его любить таким, какой он родился.

Психологическая поддержка родителей детей с аутизмом

Узнав о диагнозе аутизм у ребенка, родители проходят все этапы горевания. Начиная с отрицания болезни ребенка, в попытках найти лекарство. Затем появляется злость на него за то, что он родился таким. Женщины часто начинают требовать от ребенка, чтобы он вел себя как все, ругать и кричать на него. И внутренне содрогаются от чувства вины, что перегибают палку.

Это тяжелый путь переживаний. А дальше депрессия, во время которой проживается ощущение бессилия. Итогом этого пути должно стать принятие ребенка и возможность научиться его любить. С этого момента мама может находить в себе больше ресурсов для занятий с ребенком. Правильное обучение и воспитание детей с аутизмом даст им возможность вступить в большой мир и занять свою нишу в социуме.

Консультация психолога поможет маме не потерять внутренние ресурсы для воспитания ребенка. Справиться с собственными чувствами и переживаниями, обеспечить комфортные условия жизни для обоих.

Организовать правильное воспитание и обучение ребенка аутиста. Пережить чувства злости, вины, отчаянья и бессилия.

И найти в себе силы любить особенного ребенка, таким, какой он есть, сохранять себя в отношениях с ним и иметь возможность восстанавливать свои внутренние ресурсы.

Не менее важным звеном является необходимость организовать занятия с ребенком. Психолог подскажет, как лучше обучать детей с аутизмом. Правильная тактика родителей поможет деткам понять окружающий мир и социум. Научиться правильно воспринимать других людей, устанавливать с ними контакт.

Развитие социальной сферы приносит огромные плоды. Дети аутисты при сохранении интеллектуальных способностей, могут закончить не только специализированную или общую школу, но и получить профессиональное образование.

Психологическая консультация поможет родителям лучше понять, как воспринимает окружающий мир их ребенок и какие существуют особенности в обучении детей с аутизмом. Психолог подскажет методики, по которым необходимо будет заниматься с ребенком в домашних условиях. При систематическом их использовании ребенок с аутизмом обучится чтению и счету.

Рекомендации родителям детей с аутизмом

После того, как ребенку поставили диагноз аутизм, родителям необходимо будет изменить привычное течение своей жизни. Существует много рекомендаций, которые позволяют обеспечить соответствующее обучение и воспитание детям с аутизмом. Есть простые рекомендации для родителей, которые только столкнулись с такой проблемой:

  • обратиться за помощью к детскому психологу или нейропсихологу, который будет заниматься с ребенком и даст необходимые рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей с аутизмом;
  • организовать для ребенка безопасное пространство, где будут действовать одни и те же правила для всех членов семьи;
  • организовать игровое место или личную зону, где ребенок может спокойно оставаться один, играть и чувствовать себя безопасно;
  • постарайтесь сделать жизнь ребенка предсказуемой и понятной – это снизит уровень его тревоги и поможет ему легче адаптироваться;
  • важным в обучении детей с аутизмом является поощрение их за хорошее поведение и правильное действие – это помогает более быстро сформировать поведенческие навыки;
  • постарайтесь участвовать в игровом процессе ребенка, чтобы сформировать у него понимание, что коллективная игра может быть интереснее;
  • внимательно отнеситесь к изучению реакций ребенка на внешние раздражители – это поможет предсказать его реакцию и помочь с ней справиться;
  • консультация психолога поможет родителям справиться с собственными тревогами, что облегчит построение взаимоотношений с ребенком.

Специалист по аутизму в Москве 

Правильно подобранная программа обучения, соблюдение родителями всех рекомендаций врача и психолога, терпение и готовность заниматься с ребенком поможет аутисту адаптироваться в социальной среде и научит понимать других людей. К сожалению, лекарства от аутизма не существует. Есть только проверенные методики, которые дают надежду, что ребенок сможет научиться жить в обществе, как полноправная его часть.

В психологическом центре Грани Сознания вопросами диагностики и коррекции детского аутизма, консультированием родителей по вопросам нормы и отклонений в развитии ребенка занимается Волкова Валерия Викторовна   – опытный детский психолог, клинический психолог, нейропсихолог.

Записаться на прием к детскому психологу Вы можете ежедневно с 10 до 22 часов по телефону +7(499)391-47-07.   

Источник: http://www.granisoznaniya.ru/stati/pomoshh-roditelyam-pri-autizme/

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом

Помощь психолога ребенку с аутизмом

Ребенок с ограниченными возможностями имеет одинаковые для всех детей потребности — прежде всего, в родительской любви и ласке

Родители аутичных детей чаще всего обращаются за помощью к различным специалистам (психологам, логопедам, дефектологам) лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. До постановки окончательного диагноза иногда проходит не один год.

Услышав незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение.

Родители, прочитав в литературе трактовку об аутизме, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом, ощущают себя бессильными и безоружными, они не знают, чем можно помочь ребенку, их волнуют вопросы прогноза: «Что будет с ребенком?», «Сможет ли он учиться в школе?» и т.п.

Родители должны быть наблюдательны, понимать, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и объясняя каждое его слово и каждый жест. Это необходимо для расширения внутреннего мира маленького человека и должно подтолкнуть его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово или мимолетный жест, может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о переживаниях, желаниях и страхах ребенка с аутизмом.

Именно в семье ребенок проводит большую часть жизни, в семь складываются и существуют самые прочные эмоциональные связи, благодаря которым влияние членов семьи сильнее многих других.

Родители, подобно психотерапевтам, «работают собой»; восстановить свои силы, взглянуть на происходящее со стороны, подсмотреть в жизни что-то важное для помощи ребенку — все это уместно и необходимо.

Возможность быть выслушанным другими и слушать других, принять от них сочувствие и посочувствовать им, получить поддержку и поддержать помогают увидеть, что мир полон проблем, что мы не одиноки со своими проблемами и способны решать их.

Нужно помнить, как у любого человека, у ребенка с аутизмом бывают периоды подъема и спада хорошего и плохого настроения, готовности быть с людьми и потребности в уединении.

Полный отказ родителей от себя сковывает ребенка, ограничивает круг событий, с которыми он может сталкиваться и через них знакомиться с жизнью, находить себя в ней.

Чтобы максимально помочь ребенку, взрослым приходится учиться помогать не только ему, но и себе — пополнять свои силы и опыт самореализации, учиться испытывать удовлетворение даже в трудных ситуациях, решать проблемы здесь и сейчас.

Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее, чтобы способствовать его развитию. Для семьи это означает:

·         обеспечивать ребенку постоянную эмоциональную поддержку;

·         помогать лучше воспринимать и понимать окружающий мир, находить в нем необходимый порядок и постоянство и благодаря этому получать радость от жизни;

·         помогать усвоить основные правила поведения и жизни в обществе, вступать в необходимые отношения с людьми, поддерживать и развивать эти отношения;

·         учить использовать в практической жизни приобретаемые сведения и навыки;

·         готовить к самостоятельной жизни и работе в той мере, в какой это возможно именно для этого ребенка.

Работа психолога над межличностными отношениями в семье строится не только в плане мать – ребенок с аутизмом, но и мать – отец, мать – здоровый ребенок и другие члены семьи, это способствует созданию оптимальной психологической обстановки в семье, адекватному пониманию состояния и проблем ребенка-инвалида. Подобная коррекция должна быть направлена на уменьшение состояния растерянности у родителей, мобилизацию возможностей взаимодействия с ребенком, построение модели социальных ожиданий и адекватных воспитательных мер, формирование в родительском отношении позиции принятия ребенка.

На встрече-консультации психолог ставит задачи:

1.      выявить специфику материнского и отцовского отношения к аутичному ребенку;

2.      провести сравнительный анализ родительского отношения к детям с аутизмом и нормально развивающимся детям;

3.      определить взаимоотношения всех членов семьи, окружающих ребенка с аутизмом.

Самые распространенные детско-родительские отношения:

·         Гиперопека, в результате которой ребенок лишается доступных ему видов деятельности и самостоятельности. При этом родитель часто занимает позицию самоотречения, что чаще приводит к физическому измождению и эмоциональному выгоранию.

·         Отвержение ребенка. Подавляемый гнев на болезнь часто осознается родителями как недопустимый гнев на ребенка.

При этом, стараясь изолировать это чувство, родители эмоционально отдаляются от сына или дочери, что приводит к минимуму эмоционального общения между ними.

Гнев может прорываться в аффективных срывах, что практически всегда влечет за собой чувство вины у родителя и делает детско-родительские отношения нестабильными и непредсказуемыми.

Аутизм — заболевание хроническое, чаще всего пожизненное, но это не причина обижаться на судьбу. Родителям нужно помнить, что совместные действия с различными специалистами, основанные на внимании, заботе и любви к ребёнку, всегда приносят результат.

При указанных детско-родительских отношениях работа психолога направлена на:

·         Повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивного родительского поведения (внимание родителя к ребенку, отзывчивость, адекватность).

·         Игры с ребенком и родителем, способствующие снятию эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя.

·         Использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем, способствует выявлению и преодолению зон эмоционального напряжения в отношениях.

·         В случае присутствия на занятиях психолога других членов семьи, необходимо их включение в игровую и творческую деятельность, что является стимулом для создания семейной сплоченности, привносит в семейные отношения ощущение непринужденности, взаимной заинтересованности.

Одна из распространенных проблем, между членами семьи, связана с перераспределением ролей: один из супругов постоянно находится с больным ребенком, а другой работает и принимает на себя новые обязанности. Каждый из супругов чувствует себя «перегруженным».

Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеских отношениях. Необходимо обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело оказания помощи ребенку и заботу о семье в целом.

Внутрисемейные отношения могут страдать в результате поисков«виноватого» в заболевании, что так же провоцирует внутрисемейные конфликты. Отсутствие открытого общения, взаимопонимания в семье в период трудностей, конфликты и взаимные обвинения – все это факторы риска для семейных взаимоотношений, увеличивающие эмоциональное напряжение у родителей.

На фоне этого есть случаи скрытия поставленного диагноза ребенку от других членов семьи, от знакомых. Это увеличивает эмоциональное напряжение в семье и препятствует получению родителями помощи внутри семьи и за ее пределами.

Отказ от профессии или прежнего места работы усиливает ощущение слома привычного образа жизни, что способно вызвать ощущение ненужности, невостребованности.

Психологическая поддержка в данном случае заключается в:

·         переформулировании жалоб родителя: «возможно, не муж плохой, а вам трудно, тяжело»;

·         совместное с родителем называние существующей проблемы (например, разобщенность, обида, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку;

·         планирование конкретных шагов по сближению с родственниками.

При обнаружении признаков эмоционального шока и дезориентации помощь психолога направлена на улучшение контакта родителя с реальностью. Полезны конкретные вопросы, обращенные к родителю, касающиеся настоящего момента его жизни, а также информирование по вопросам детско-родительского взаимодействия.

Для облегчения адаптации к сложившейся ситуации нужно побуждать родителя налаживать контакты с другими родителями, которые столкнулись с подобной проблемой, изучать специализированную литературу, использовать Интернет-ресурс.

Также для успешной адаптации в сложившейся ситуации родителю полезно предоставить возможность выразить, проговорить негативные чувства, направленные на других, и помочь ему понять, что в такой ситуации они нормальны, почти закономерны. Осознание и принятие негативных эмоций позволит родителю справиться с ними.

Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

Для облегчения процесса адаптации родителей к поставленному диагнозу, к пребыванию в лечебных учреждениях для детей с аутизмом целесообразно предпринимать следующие шаги:

1. Эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей. Данная задача решается посредством нормализации переживаний и переносимых трудностей, позитивного подкрепления усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка.

2. Укреплять родительскую самооценку: повышать у родителей чувство понимания своей компетентности и функциональности. Оказывать помощь в систематизации имеющегося опыта пребывания в общественных местах, свидетельствующих об успешном преодолении трудностей.

3. Помогать родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия чувства вины, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий.

4. Способствовать эффективному общению родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, социальные службы), это выражается в обмене информацией. Способствовать переводу родителей в сотрудничающую позицию.

5. Способствовать эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком, это улучшает физическое и психологическое благополучие ребенка.

6. Помогать налаживанию прямого и открытого общения внутри семьи, взаимной поддержке.

Ещё одной из проблем семьи имеющей ребенка с аутизмом, является ограничение возможностей семейного отдыха и досуга, это происходит в силу разобщенности семьи, отсутствия свободных денежных средств, особого поведения ребенка.

Совместный семейный отдых является ресурсным с точки зрения получения ощущения общности, эмоционального общения.

Планирование досуга придает энергию и оптимизм семейным отношением, ограничение этого ресурса негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи.

Отведите всем членам семьи время, когда они могли бы отдохнуть и сориентироваться. Всех вас ждут как радостные, так у грустные минуты, поэтому важно не терять перспективу и отводить себе время для снятия стресса, который возникает у родителей любых детей, в том числе и детей с аутистическими нарушениями.

Психолог способствует поиску внутренних ресурсов для решения этой проблемы.

Выявляются и усиливаются успешные эпизоды из прошлого самого родителя (члена семьи) или его окружения; осуществляется конкретизация шагов, ведущих к решению проблемы (Что сделано? Что помогло? Что можно сделать? Что можно изменить?); расширяется список лиц, способных помочь (друзья, родственники, религиозные организации и проч.).

Родители и родственники детей с аутизмом должны многому научиться. Совмещать работу, личные планы и уход за ребенком нелегко; однако важно, чтобы все члены семьи чувствовали, что их уважают, поддерживают и ценят.

p.s. Вопросы и предложения Вы можете направлять по адресу 2007pna@rambler.ru

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskaya_pomosch_semye__vospityvayuschey_rebenka_s_autizmom-308775.htm

Страница Психолога
Добавить комментарий