Пиктограмма для детей с умственной отсталостью

Презентация

Пиктограмма для детей с умственной отсталостью

Инфоурок › Логопедия, Дефектология ›Презентации›Презентация “Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости Составила учитель-логопед Е.Ю.Егорова

2 слайдОписание слайда:

Ограничение коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции воспитанников в социум, снижает качество их жизни.

«Безречевые» дети: – дети с полным отсутствием ой активности; – дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность; – дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.

Основные характерные черты личности: – отсутствие мотивации к общению; – неумение ориентироваться в ситуации; – разлаженность в поведении; – негибкость в контактах; – повышенная эмоциональная истощаемость.

3 слайдОписание слайда:

Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность «безречевого» ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации.

Одним из способов развития «коммуникативной» функции у таких детей являются невербальные средства коммуникации: жесты, мимика, система символов (пиктограммы).

Жесты и мимика: – условные; – указывающие; – подчеркивающие; – показывающие; – эмоциональные.

4 слайдОписание слайда:

Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями развития в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм. Метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.

Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. К. Д.

 Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».  

5 слайдОписание слайда:

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: – как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; – как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; – как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; – как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения); – как средство развития и коррекции высших психических функций – памяти, внимания, мышления.

6 слайдОписание слайда:

Методика Л. Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В Лопатиной «Я – говорю!» Пособие предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.

7 слайдОписание слайда:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ РЕБЕНКА СО ЗНАКОМ – СИМВОЛОМ И УТОЧНЕНИЕ ЕГО ПОНИМАНИЯ Идентификация символа Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом (действием) или с его реалистичным изображением на картинке; Этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

8 слайдОписание слайда:

Выбор нужной пиктограммы из ряда других Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый; Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других

9 слайдОписание слайда:

Конструирование фразы с помощью пиктограмм Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

10 слайдОписание слайда:

Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый. Девочка ест на кухне

11 слайдОписание слайда:

2. АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ФУНКЦИЕЙ Составить из пиктограмм пару.

Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом.

Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет.

12 слайдОписание слайда:

Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе Пятый лишний Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его.

13 слайдОписание слайда:

Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу.

14 слайдОписание слайда:

Найти и исправить ошибку во фразе Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

15 слайдОписание слайда:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ФРАЗЫ ПУТЁМА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА НЕОБХОДИМОГО СИМВОЛА Составление из пиктограмм произнесенной взрослым фразы

16 слайдОписание слайда:

Составление фразы из пиктограмм (соединив их между собой по смыслу стрелками)

17 слайдОписание слайда:

Подбор группы пиктограмм по заданному признаку

18 слайдОписание слайда:

Составление логической цепочки

19 слайдОписание слайда:

Пиктограмма в качестве невербального средства общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами самостоятельная ориентировка в системе знаков

20 слайдОписание слайда:

Пиктограммы при планировании действий, определении их последовательности

21 слайдОписание слайда:

Пиктограммы при обучении связной речи Схематичное изображение отдельных частей облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа .

22 слайд 23 слайдОписание слайда:

Использование невербальных средств коммуникаций и обучение им : – вызывает у ребенка желание пользоваться речью; – уточняет и пополняет пассивный и активный словарь; – по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты ; – создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка; – развивает высшие психические функции; – в ряде случаев компенсирует отсутствие полной речевой активности. Альтернативная коммуникация не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции.

24 слайдОписание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ УСПЕХОВ!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-formirovanie-kommunikativnih-navikov-u-detey-s-umerennoy-i-tyazheloy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti-1567037.html

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся

Пиктограмма для детей с умственной отсталостью

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Использование пиктограмм в коррекции нарушений развития учащихся.

Поль Л.А. – учитель-логопед,

Рыскалина Т.Е. – социальный педагог

Логическая память взрослого человека и есть

«вращенная внутрь мнемотехническая память»

Л.С. Выготский

https://www.youtube.com/watch?v=-3fxxf37aTU

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский.

Мнемотехнические приемы — это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.

Вот только некоторые из них:

Первый прием – приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Второй – ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.

В современной педагогике этот приём успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.

Современные учителя охотно используют этот приём и на различных профессиональных конкурсах демонстрируют свои произведения.(Например: психиатр и педиатр пошли в театр.)

Третий – запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

Четвертый -нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией. Этот метод используется например, для запоминания ряда слов.:

Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Этот приём может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удаётся.

Пятый — метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её Вы сможете вновь, представив ту же комнату, — где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что «оставили» в прошлый раз.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Современная мнемотехника позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации, экономить времени при запоминании, сохранять запомненные сведения в памяти. Это мощная тренировка внимания и мышления.

Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове.

Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

В своей статье мы более подробно остановимся на одном из видов мнемотехники, а именно запоминание информации с помощью символов и пиктограмм. Применение которой, как показывает наша практика работы со школьниками с ЗПР и умственной отсталостью позволяет добиться наибольшей эффективности.

За последнее время в коррекционных школах увеличилось количество детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В основном это безречевые дети. Поэтому острой проблемой для педагогов стала социализация детей данной категории. Зачастую даже родители не знают как помочь своим детям, и даже, просто как с ними общаться и понимать.

С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, (особенно это относится к аутистам), что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие.

Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. Здесь на помощь приходят пиктограммы — простые рисунки-символы, которые понятны и детям и взрослым.

Наша работа показывает, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой. Использование алгоритмов одевания, умывания и др. действий по самообслуживанию, записанных в виде простых картинок, пиктограмм способствует у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки

Кроме того, систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить адаптацию ребенка к окружающей среде. Изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников

Кроме того, использование карточек пиктограмм – это средство альтернативного общения для людей с ограниченными возможностями, (ДЦП, проблемы с речью, умственная отсталость). Пиктограммы наклеиваются на плотную бумагу или другой плотный материал квадратной формы размером 10х10 см.

Эти карточки могут размещаться везде, где быват ребенок: в столовой,около умывальника и т.д.

И в дальнейшем, научившись узнавать значение символов и , имея под рукой набор данных пиктограмм, человек сможет объясниться в магазине, на улице, в семье и в других ситуациях, когда обычным способом общаться трудно либо невозможно.

С этой целью мы знакомим учащихся с известными пиктограммами, которые они могут встретить в жизни: на вокзале, в автобусе, в магазине и в других общественных местах.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей- учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  • Употребление нелитературных слов и выражений.

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ.

  • Неспособность построить монолог.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  • Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим

По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, использование наглядности помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Как любая работа, использование мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам,

и позже – к мнемотаблицам.

мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы на логопедических занятиях используются для:

  • обогащения словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественной литературы,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для учащихся младших классов с ЗПР и умственной отсталостью лучше давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа,

– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов нами мнемотехнику.

Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества логопеда к совместному творчеству ребенка с педагогом. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем – это уже совместное коллективное творчество детей со взрослым, на третьем этапе учащиеся самостоятельно пробуют свои силы.

Надо отметить, что школьники данной категории испытывают некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто рассказы по моделям получаются очень схематичными.

Но, тем не менее, постепенно такая работа с литературными текстами дает положительный результат. Это очень важно для учащихся школы 8 вида, т.к.

даже в старших классах многие из них не могут пересказать текст и лишь односложно отвечают на вопросы учителя.

  1. Документ

    Авторский коллектив: Вильдовская Л.З., кандидат психоло­гических наук (1.3); Задвицкая Д.М., кандидат психологических наук (2.3); Кудрявцева С.В., кандидат психологических наук (2.

  2. Реферат

    Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной де­ятельности логопеда. С детского сада приходится уделять особое внимание детям, страдающим общим недоразвитием

  3. Учебно-методическое пособие

    Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

  4. Документ

    Р17 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Го­ворковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспита­ния Акад.

  5. Реферат

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности.

Источник: https://refdb.ru/look/2219833.html

Страница Психолога
Добавить комментарий