Переживания социального стресса

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Переживания социального стресса

Шкалы: уровень тревожности; общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция к тесту

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Тестовый материал

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Войти через ВКонтакте

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото

Источник: https://vsetesti.ru/229/

В результате проведения диагностики уровня тревожности с помощью “теста школьной тревожности

Переживания социального стресса

В результате проведения диагностики уровня тревожности с помощью “теста школьной тревожности Филлипса”, который позволяет выявить общую тревожность в школе; переживания социального стресса; фрустрацию потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в проблемах с учителями были получены следующие результаты:

1. Общая тревожность в школе, т.е. общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы была выявлена у 6, 20 (13,3%);

2. Переживания социального стресса, т.е. эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). Тревожность зависит от взаимоотношения со сверстниками, т.к. не сформулированы коммуникативные средства общения. Были выявлены у 6, 20 (13,3%);

3. Фрустрация потребности в достижении успеха, т.е. неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата и т.д. Была выявлена у 9, 20, 35 (20 %). Тревожность зависит от взаимоотношений со сверстниками и учителями;

4. Страх самовыражения, т.е. негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей. Тревожность зависит от взаимоотношения учитель-ученик. Был выявлен у 6 (6,6%);

5. Страх ситуации проверки знаний, т.е. негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. Тревожность зависит от взаимоотношений учитель-ученик, сверстники. Был выявлен у 9, 16, 20, 4 (26,6 %);

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, т.е. ориентация на значимость других в оценке окружающим, ожидание негативных оценок. Был выявлен у 6, 20, 35 (20 %);

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, т.е. особенность психофизиологической организации, снижающая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор. Тревожность зависит от психофизиологического состояния организма. Была выявлена у 6, 20, 25 (20 %);

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями, т.е. общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения. Тревожность зависит от взаимоотношений учитель-ученик. Были выявлены у 6, 35 (13,3%).

Выявленные нами результаты показали, что тревожность (53,3%) связана с общением ребенка со сверстниками, его положением в группе сверстников.

Для подтверждения о зависимости тревожности от уровня неудовлетворенности статусным положением ученика было проведено социометрическое исследование. Данный метод выявляет статус ребенка, который подразделяется на несколько уровней.

“Звезды” – это наиболее предпочитаемые члены группы, набравшей максимальное количество выборов.

“Предпочитаемые” – в которые входят лица, набравшие выбор в количестве ниже среднего показателя.

“Пренебрегаемые” – вошли лица, набравшие выборы, в количестве ниже среднего показателя.

“Отверженные” – это те, которые получили по одному выбору.

Выявленные результаты показали, что дети неудовлетворенны своим положением в классе, в независимости от того, какой статус они имеют, тревожные.

Неудовлетворенность своим местом может быть и “звезда”, т.к. нет взаимных выборов.

С детьми второго класса мы планируем провести коррекционную работу. Основная цель нашей работы – формирование коммуникативных навыков, развитие доверия к окружающим людям и способности слаженно работать в группе, развитие невербальных способов общения, повышение уверенности в себе.

Рекомендации учителям

1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех (“У тебя это получится”, Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).

Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения (“А вдруг я сделаю неправильно?”).

Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь.

Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

Лекция по профилактике тревожности

Одной из самых уязвимых точек тревожного ребенка является комплекс его представлений о себе.

У каждого человека, сознает он это или нет, существует некоторая обобщенная оценка себя как “хорошего” или “плохого”.

Человек постоянно ощущает свое место относительно других людей, а также относительно того идеала, которого ему хотелось бы достичь. Это обобщенное представление о себе называется самооценкой.

Как установила психолог А.М. Прихожан, обследовавшая тревожных детей, самой характерной чертой таких детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.

Повышение самооценки – один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе. Надо отметить, что во всех без исключения передовых системах обучения, создаваемых известными современными педагогами-новаторами – В.Ф.

Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, Е.И.

Ильиным и другими, – обязательно содержатся элементы, направленные на повышение самооценки школьника, на внушение ему уверенности в своих возможностях, положительного мнения о себе, уважения к себе.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-18230-32.html

Взоимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте

Переживания социального стресса

Самый низкий показатель по тревожности имеет уровень переживание социального стресса – 51%, фрустрация потребности в достижении успеха 52%. Что говорит о хорошем эмоциональном состоянии детей, на этом фоне и развиваются социальные контакты, так же благоприятный психический фон, позволяющий детям реализовать себя.

2.4 Измерение социометрического статуса детей младшего школьн

ого возраста

Обработка результатов социометрической методики осуществлялась следующим образом: в заготовленной социометрической таблице фиксируем выборы детей, в порядке выбора, отмечаем взаимные выборы и ведем общий подсчет [см. приложение 2].

Далее результаты исследования оформляем графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам.

Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников основанием вверх, девочек в виде треугольников основанием вниз.

Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов.

Так, в центральной окружности будут находиться дети со статусом «звезды», следующий круг со статусом «предпочитаемые», далее «принятые», самый последний круг со статусом «не принятые».

Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий [см. приложение 3].

Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.

1 Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «не принятые» [см. приложение 4]. Порядок определения статуса по числу выборов следующий: (таблица 2)

Таблица 2

Определение социометрического статуса

по числу выборов

статус

Количество выборов

Звезды

от 8 – 14

Предпочитаемые

от 4 – 7

Принятые

от 1 – 3

Не принятые

0

В процентном соотношении социометрических статусов мы видим следующее (рис.1).

Рис.1

Соотношение статусов в классе

2 Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. В нашем случае УБВ = 44% уровень в группе определился как низкий. [19]

Заключительный этап социометрического исследования заключается в том, что бы перевести количество и порядок выбора в баллы (см. таблица 3).

Таблица 3

Количество баллов в зависимости от числа выбора

выбор

балл

1

2

2

1,5

3

1

4

0,5

Получено количество баллов по каждому школьнику [см. приложение 5].

Составим сводную таблицу отражающую статус и все факторы тревожности [см. приложение 6].

Таким образом, мы видим, что статусное положение «звезды» имеют наиболее выгодную позицию, все выборы, которые они совершили, взаимны, большинство предпочтений из класса достаются им, так же по номеру выбора они занимают лидирующие места.

Статусное положение «Предпочитаемые» занимает 10 человек, половина выборов взаимны, большое число выборов приходится либо на тех детей, которые имеют тот же статус, либо на «Звезд», выборы на остальные статусы занимает маленький процент.

Статус «Принятые» имеет большое число детей – 16 человек, что говорит о низком уровне благополучия взаимоотношений, мало взаимных выборов, почти все выборы приходятся на первых два статуса. Статус «Не принятые» имеет один человек, не имеет ни одного выбора, сама делает выбор на «принятых» и «предпочитаемых».

Группа сплочена не полностью, имеет множество подгрупп, в основном эти подгруппы являются статусными. Мы видим, что тревожность взаимосвязана с социометрическим статусом, но не по всем факторам. Для достоверности исследования проведем корреляционный анализ.

2.5 Исследование взаимосвязи тревожности и социометрического статуса личности младшего школьника

На основе психологического исследования уровня тревожности и социометрического статуса, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона.

Задача которая перед нами стояла это изучение взаимосвязи двух метрических переменных, измеряемых на одной и той же выборке. Т.е. взаимодействие тревожности и социометрического статуса в младшем школьном возрасте. [14, 67с.

] Корреляция проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Данные дали следующие результаты взаимодействия каждого из факторов тревожности и социометрического статуса (см. таблица 4)

Таблица 4

Взаимодействие факторов школьной тревожности и социометрического статуса

Фактор тревожности

Уровень значимости Р

0,1

0,05

0,01

0,001

не вошло

Общая тревожность в школе

-0,4512

Переживание социального стресса

-0,37012

Фрустрация потребности в достижении успеха

-0,36944

Страх самовыражения

-0,3908

Страх ситуации проверки знаний

-0,15073

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

0,09924

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

0,024958

Проблемы и страхи в отношении с учителями

-0,04456

 Скачать рефератСтраница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 

Источник: http://www.refsru.com/referat-18522-7.html

Страница Психолога
Добавить комментарий