Отраженная речь при заикании

Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по сп

Отраженная речь при заикании

Учитывая особенности речи заикающихся с психолингвистических позиций (см. 2.4), для них важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций, соответствующих основной стратегии парадигмы высказывания.

Таким образом, в коррекционный процесс необходимо включать работу по развитию планирующей функции речи. Такую работу принято начинать с обучения заикающихся проговариванию высказывания про себя.

Внутреннее проговаривание (по А.А.

Леонтьеву) дает возможность отобрать необходимую лексику и грамматические конструкции до “включения” звучащей речи, что организует внутренне-речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу).

Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа речевого высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.

В качестве примера можно привести следующие упражнения.

Упражнение 1

Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке должно начинаться с гласного звука (Утка. Аня. Аист).

Упражнение 2

Ответ на вопрос: “Что это?” при демонстрации того же наглядного материала. При этом повторяется лексика предыдущего упражнения, добавляя указательное местоимение “Это” (“Что это?” “Это утка” “Это аист”).

Упражнение 3

В ответе ребенка на вопрос “Что это?” объединяются две отработанных предыдущих фразы с предъявлением того же наглядного материала (“Это утка, а это аист”).

Упражнение 4

В ответе на вопрос логопеда ребенок должен самостоятельно назвать предмет, нарисованный на картинке (“Что плывет по реке?” “Лодка”).

Упражнение 5

В ответ на вопрос логопеда ребенок составляет фразу, используя лексику вопроса, самостоятельно добавляя новое слово, обозначающее предмет (“Что плывет по реке?” “По реке плывет лодка”).

Упражнение б

Следующим этапом работы является усложнение речевой задачи, в которой объединяются отработанные ранее предложения, причем вначале объединяются фразы, имеющие одинаковые глаголы, но разные существительные. Ребенку предлагается соответствующий наглядный материал, который помогает сформулировать фразу типа: “Мальчик идет, и девочка идет”.

Упражнение 7

В ответе ребенка объединяются две фразы, ранее отработанные отдельно, которые содержат одинаковые существительные, но разные глаголы (“Эта птичка сидит, а эта птичка летит”), а затем вводятся прилагательные (“Этот автобус красный, а этот синий”).

Упражнение 8

Объединяются две ранее отработанные фразы, содержащие разные существительные и разные глаголы (“Лиса бежит, а птичка летит”. “Коля умывается, а Света причесывается”), с опорой на наглядный материал.

Упражнение 9

Составление небольшого рассказа на основе отработанных ранее предложений (“Это Коля, а это Света. Коля умывается, а Света причесывается”).

Упражнение 10

Отдельно проводится обучение ребенка составлению рассказа по картинке. Эта работа имеет те же этапы, которые описаны ранее.

В помощь ребенку можно предложить графическое изображение фразы, которую он должен составить:

“Это девочка. — — Девочка играет. — — Девочка играет с собакой. — — — Девочка играет с собакой на поляне.(Если ребенок не знаком с грамотой, в графической схеме предлоги не выделяются, а включаются в фонетическое слово.) — — — —

В комплексных психолого-педагогических системах реабилитации заикающихся выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи, которая реализуется на материале сопряженной, отраженной, ответно-вопросной, пересказе, рассказе, спонтанной формах речи (Н.А. Власова, 1983; В.И. Селиверстов, 1994).

Сопряженная речь

— проговаривание ребенком слова (фразы) одновременно с логопедом. При этом ребенку рекомендуется смотреть на артикуляцию логопеда. Обычно у детей в процессе сопряженной речи судорожных запинок не наблюдается. Возможность произнести слово, а тем более фразу без заикания имеет большое психотерапевтическое значение. Отработка этого вида речи проходит в игровой ситуации, с непосредственным предъявлением называемых предметов. Логопед, демонстрируя игрушку или картинку, четко произносит: “Вот мяч, повтори вместе со мной — вот мяч”. Постепенно количество слов во фразе может увеличиваться до 4-5-ти и более.

Отраженная речь

— представляет собой повторение вслед за логопедом слов (фраз). В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается. В этот период работы над речью вводится отраженное повторение небольших стихотворений, состоящих их 2-4-х строф.

Ответы на вопросы по знакомым картинкам.

Вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать в своем ответе слова, которые содержал вопрос, добавляя лишь одно хорошо известное ему слово (“Кто играет с котенком?” “Девочка играет с котенком”). Постепенно, по мере выработки навыка плавной речи, ответы ребенка становятся все более самостоятельными и распространенными. Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

Самостоятельное описание картинок. Дети

обучаются описывать знакомые картинки, игрушки, предметы. Они обучаются самостоятельному построению фразы. В этот период для работы над речью используется процесс и результат изобразительной деятельности ребенка (рисунок, лепка, конструирование и т.п.). В диалоге логопед уточняет процесс деятельности ребенка, материал, кото-

рым он пользуется. Если ребенок справляется с заданиями, рекомендуется переходить к обсуждению результатов деятельности. На этом этапе ребенок самостоятельно строит фразу. Данный вид речевых упражнений готовит ребенка к пересказу небольших текстов.

https://www.youtube.com/watch?v=oO6-wNaX_Yc

На всех этих трех этапах большое внимание уделяется развитию и обогащению словаря заикающихся детей.

Пересказ прослушанного небольшого текста.

Предлагаемые детям рассказы должны иметь четкую композицию и последовательность действий. Полезно обыгрывание сюжета рассказа при помощи игрушек, картинок. Одним из видов игровой деятельности детей может быть инсценировка прослушанного детьми рассказа. Особое внимание уделяется на этом этапе правильному грамматическому оформлению фразы. Пересказ прослушанного текста является переходным этапом к рассказу и спонтанной речи.

Спонтанная речь

является наиболее сложной для ребенка. Занятия по развитию спонтанной речи проводятся в виде сюжетно-ролевых игр. Например, “овощной магазин”, где детям поручаются разные роли, благодаря которым строится самостоятельный диалог.

На этом этапе предусматривается использование самостоятельной речи детей при выполнении ими различных поручений, а также вводятся самостоятельные игры-диалоги (например “Телефон”, “Покупатель и продавец” и т.п.).

На заключительном этапе работы дети составляют самостоятельные творческие рассказы без наглядного материала на тему, предложенную логопедом.

Методики, разработанные Н.А. Чевелевой (1978), С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой (1980), направлены также на развитие планирующей функции речи.

В этих методиках указана необходимость последовательного усложнения программы высказывания в процессе обучения заикающихся детей навыкам свободной речи от простейшей ситуативной ее формы до контекстной. Построение коррекционной работы с учетом постепенного развития планирующей функции речи дает возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребенка, связанные с поиском слова (Р.Е. Левина).

Для обучения подростков и взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию на первом этапе в качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по тематике, грамматическим конструкциям и частично — лексике. Например: “Меня зовут… Я живу на улице… Я учусь…”.

При этом в планируемых фразах количество слов должно быть ограничено (на первых этапах коррекционной работы синтагма должна состоять из 3-4-х слов).

Внимание заикающегося обращается на необходимость наличия паузы между синтагмами, во время которой он должен осуществить внутреннее программирование следующей части высказывания.

Естественно, что паузы между синтагмами должны быть длительнее, чем в норме. Заикающемуся объясняется значение паузы как для плавности речевого потока, так и для смыслового оформления высказывания.

Задачи по активации внутреннего программирования реализуются на постепенно усложняющемся речевом материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь). Тренировки позволяют автоматизировать этот процесс, что позволяет внутреннее проговаривание сворачивать. Длительность межфразовых и межсинтагменных пауз постепенно приближается к норме.

Известно, что для нормальной речи характерно наличие хезитационных пауз, их функция связана с поиском слова или грамматической конструкции. Эти паузы не имеют четкой локализации в структуре фразы.

В процессе коррекционной работы внимание заикающихся фиксируется только на синтагматических паузах. Это связано с необходимостью обучить заикающихся достаточно жесткому планированию высказывания.

При жестком планировании высказывания локализация синтагматических пауз и хезитационных должна совпадать, что умень-

шает риск нарушения плавности речи и появления судорожных запинок.

Последующие этапы работы со взрослыми заикающимися должны включать в себя процесс обучения планированию, как отдельного высказывания, так и целого текста. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка использования сложных грамматических конструкций. Необходимо специально тренировать активный осознанный контроль за смысловой стороной высказывания.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-42.shtml

Логопедические приемы при заикании

Отраженная речь при заикании

При любом типе заикания, даже в самых сложных случаях, существуют определенные условия, при которых заикающийся может произнести хотя бы несколько слов без единой запинки.

Практически все существующие методы лечения заикания, которые в той или иной степени используют логопедическую или речевую практику, включают в себя определенные приемы.

Эти приемы позволяют на время снизить заикание, и чаще всего используются для демонстрации «чудодейственности» известных методов лечения заикания.

Эти приемы мы можем наблюдать на видеозаписях у известных специалистов (в тех редких случаях, когда видео не являются фальсифицированными).

Приемы демонстрации временного улучшения речи

Такие приемы включают в себя один единственный принцип: временное переключение на латеральный путь связи между речевыми центрами, что и приводит к снижению речевых судорог.

Просто каждый так называемый специалист видоизменяет этот принцип и выдает за свою собственную разработку.

В большинстве случаев такие методы годятся только для демонстрации (!) возможности снижения выраженности заикания:

  • Сознательное использование открытых слогов и исключение слов, где согласные звуки идут подряд. Так как известно, что заикающимся гораздо сложнее даются согласные звуки, особенно если они идут подряд. Контроль включает латеральный речевой путь, а гласные звуки сами по себе иначе задействуют речевые мышцы, чем согласные. Примечательно, что порой происходит как раз наоборот и человек больше заикается именно на гласных звуках.
  • Синхронизация речи с внешним раздражителем (метроном, чтение в унисон или пение, движения пальцев и прочее). Это напрямую включает латеральный путь связи между речевыми центрами, который обладает свойством обратной связи. Все это мы подробно рассмотрели в статье о нейрофизиологии заикания.
  • По аналогичному принципу работает сознательное снижение темпа речи.
  • Плюс к этому – использование глубокого дыхания брюшного типа. Подробнее об этом читайте в разделе про дыхательные упражнения.

Одной из первых эти приемы начала использовать Ю. Б. Некрасова, которая ездила по разным городам тогда еще СССР и устраивала настоящие представления, где люди с тяжелой степенью заикания могли более-менее сносно говорить, используя эти правила.

И все считали это чудом, буквально из разряда «встань и иди!», такие представления сопровождались морем слез, воодушевления и надежды на полное избавление от заикания, которой ранее не было вовсе. В итоге через определенное время все без исключения снова начинали заикаться.

Но теперь они хотя бы верили, что это вообще возможно.

И действительно, Некрасовой можно сказать спасибо за хотя бы сформулированные и проверенные на практике приемы, которые хоть на время, но могли облегчить заикание.

Вот только такие приемы может использовать каждый самостоятельно, и это едва можно назвать лечением заикания.

Самое главное, что сделала Некрасова – обратила на проблему заикания внимание и одной из первых превратила это в бизнес. А дальше началось самое интересное.

Эти довольно простые приемы, которые мы описали выше, стали перенимать многие ее последователи, продолжая творить «чудеса» и на время облегчая заикание. Вот только если сама Некрасова делала это более-менее сносно, у всех ее последователей результаты были гораздо скромнее.

Но при отсутствии хоть какой-то конкуренции (которую могли составить только народные методы и прочие шарлатаны и неэффективные методы), последователи этих методов пользовались определенной популярностью. А некоторые пользуются до сих пор.

В том числе Скобликова, которая заявляет, что владеет «теми самыми» приемами Некрасовой, хотя это не совсем так.

Уже дальше появились откровенные мошенники вроде Снежко и прочие, которые используют те же приемы, только максимально извратив их на свой лад – что во всех случаях еще больше снижает их эффективность.

Чтение и механизм обратной связи

И не смотря на то, что данные приемы годятся только для временной демонстрации улучшения речи, они в виде комплексного метода необходимы для лечения заикания. Точнее будет сказать – в том числе и эти приемы нужны для успешного лечения, наряду с другими методами.

Самым важным является то, насколько интенсивно и правильно используются эти приемы. Поскольку прочитать пару предложений по слогам или под ритм метронома, напрягая при этом живот, может практически каждый, но действительно вылечить таким образом заикание на самом деле довольно сложно.

Например, если у вас получается относительно спокойно читать по слогам и не сильно при этом заикаться, вам потребуется долгое время для закрепления результата. Здесь важно рассматривать чтение как механизм обратной связи. Рассмотрим этот механизм на простом примере.

В исследовании, проведенном группой ученых под руководством Сары Прессман, на испытуемых изучалось влияние двигательных реакций на мозговые центры, которые данные реакции вызывают, а так же на ассоциативно связанные с ними другие мозговые центры.

В результате выяснилось, что, например, чисто механическая улыбка, натянутая в состоянии стресса без видимых на то причин (в исследовании для этих целей испытуемые зажимали между зубов карандаш), в конце концов вызывала нейтрализацию физиологических проявлений стресса, в том числе замедляла частоту и силу сердечных сокращений, частоту дыхания и в конечном счете снижала выброс гормонов стресса, например, кортизола. То есть удалось доказать, что простая улыбка заметно снижает проявления стресса и повышает настроение. Мы улыбаемся когда нам хорошо – но если мы находимся в состоянии стресса, банальная работа мимических мышц, формирующих улыбку, по принципу обратной связи успокаивает нервную систему.

А значит читать нужно много. Необходима постоянная и долгая практика. Практика и еще раз практика, вне зависимости от того, заикаетесь ли вы наедине или нет.

Но и это еще не все. Сложность заключается в том, что заикание у каждого исключительно индивидуальное, поэтому каждому требуется свой определенный набор правил. И в настоящее время не существует практически ни одной методики, за редким исключением, которая представляла бы универсальный набор действительно полезных правил чтения.

А все потому, что представленных приемов демонстрации временного улучшения речи недостаточно для избавления от заикания. Необходим комплексный подход, и именно поэтому неудивительно, что многие после нескольких лет чтения не замечают значительных улучшений.

Не смотря на это, любая дополнительная самостоятельная речевая нагрузка в виде чтения при заикании просто необходима, без нее вообще не может идти и речи о его лечении.

Завершая эту статью, стоит привести вполне закономерную статистику – абсолютно все без исключения наши подписчики, которые избавились от заикания, использовали чтение в больших нагрузках.

1) У меня есть мысль насчет заикания. Помню, когда начинал заниматься спортом, во время тренировки в качалке, когда устал, мышцы начинают трястить. Простой пример, стоишь в упоре для отжимания, отжимаешься последние разы, уже сил нет, и руки начинают немного трястись. Переутомление и усталость вызывают т.е. судорожность мышц.

Скорее всего то же самое происходит с мышцами речи, они у нас не развиты, их надо развивать чтением, упражнениями и т.д. Это обьясняет, что когда почитаешь пару часов вслух, то говорить немного легче.

То есть главный вывод, надо относиться к заиканию как к необходимости тренировать свою речь, чтобы повысить запас выносливости и силы речевых мышц.

2) Читайте вслух! Приходите домой, берете любую книгу и читаете. Желательно читать громко, пусть соседи слушают))) упражняйтесь в выразительности, четкости,громкости.Я видел что многие пишут, что “чтение не помогает когда заикание только с людьми”, может так,и есть, а может нет, но я верю что это помогает, делаю что могу) Удачи

3) … у меня аналогично было, в школе вообще не читал, саботировал и игнорировал как мог. В студенческие годы начал читать в слух, было ой как тяжко….помню на первом курсе когда выступал перед аудиторией пару предложений с трудом прочел, ужасно на душе было.

Тогда я начал комбинировать: чтение и рассказ, пару предложений прочел, далее своими словами рассказал, снова прочел и рассказал. И так тренировался, читать и говорил перед аудиторией. Со временем было проще, и читать, и говорить.

А заикание, это психологическая проблема, изменяй свое отношение к себе, к заиканию, к окружающим, и со временем у тебя все получится!

4) В группе поднимался такой вопрос «помогают ли скороговорки?». Скороговорки я не читала. Читала стихи. Я не специалист конечно, но мне кажется, что в стихах есть то, чего не хватает заикающемуся человеку – связность, плавность и постоянный ритм.

Я ещё в школе , перед тем как отвечать у доски стихотворение, проделывала следующее: расставляла ударения в словах стиха, становилась перед зеркалом и четко артикулируя, то есть проговаривая каждый слог и делая ударения проговаривала его.

С каждым разом прочтения задавался какой-то общий ритм стихотворения и я выстукивала его рукой по ноге одновременно с чтением. Много времени занимало это все, по 8 часов у зеркала проводила. Но это того стоило. Отвечала у доски на почти автомате, а тогда для меня это было подвигом.

Пришла я к этому после того как моя учительница меня раскритиковала и сказала «ну не можешь устно, пиши письменно». Не воспринимаю слов «не можешь», мне больше нравится «мало стараешься, чтобы получилось». Поэтому решила себе показать и недоброй тете , что я все могу.

)Так же можно и не стихотворный текст положить на ритм и подготовиться к ответу. Да возможно, что поначалу это будет слышаться как компьютерная речь, но затем у вас на автомате начнет в голове пробиваться ритм и речь начнет становиться более связной и четкой.

И вообще по поводу проблем с ответами в школе/университете.

Я закончила школу с золотой медалью, заучкой никогда не была. Немножко хитрости и всего лишь. В начале четверти прорепетировала так пару ответов/тем. Руку подняла. Ответила. Получила хорошие оценки. Все. Ты умница-разумница- тебя больше не трогают до конца четверти)

При составлении статьи использована информация:

  • The Influence of Manipulated Facial Expression on the Stress Response – Tara L. Kraft, Sarah D. Pressman.

Источник: https://zaikanie.info/logopedicheskie-uprazhneniya-zaikanie

Первые шаги от заикания к свободной речи. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Отраженная речь при заикании

Татьяна Роговенко
Первые шаги от заикания к свободной речи

Роговенко Татьяна Александровна

Учитель – логопед, высшая

квалификационная категория.

Частный логопедический кабинет «Логопед+»,

Первые шаги от заикания к свободной речи.

Очень часто в логопедические группы приходят дети с логопедическим заключением «заикание».

Это особые дети, которым необходима помощь именно сейчас, так как упущенное время будет означать деформацию личности ребёнка, общую невротизацию организма, нарушение эмоционально-волевой сферы с повышенной раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью, негативизмом. Именно психологическое здоровье будет тем стержнем, ключевым звеном, которое поможет справиться с таким недугом, как заикание.

В комплекс работы над нарушением темпо-ритмической стороны речи входит посещение ребёнком логопедической группы детского сада.

Режим дня в детском саду, является опорой комплексной работы по устранению заикания у детей, так как сюда входят разумное чередование игры, занятий, сна, своевременное питание, а так же прогулки на воздухе.

Правильно организованные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на осанку, координацию движения, следовательно, улучшают и речевую функцию ребёнка.

Именно в детском саду легче создать обстановку направленную на оздоровление ребёнка в целом, с дневным сном после обеда, а так же с занятиями спортом в спортзале и в бассейне, с музыкальными занятиями и логоритмикой.

В то время как в домашней обстановке, учитывая работу и занятость родителей, вряд ли возможно выдерживание режима дня, необходимого для укрепления нервной деятельности и психики ребёнка.

Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы заикающимися детьми различны. Они различаются акцентами,расставляемыми на разные виды логопедического воздействия:

• релаксацию

• дыхательную гимнастику

• упражнения на сопряженную и отраженную речь.

Хватцев М. Е. указывал, что «преодоление заикания достигается воздействием не на судороги, а на явление, вызывающие их, и на последствия заикания – психические наслоения, вызванные этим дефектом».

Общая цель логопедической работы – это создание такой речевой базы, которая позволит речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в целостную систему.

Я считаю оправданной модель создания такой базы, которая включает в себя все ключевые звенья формирования правильной речи.

Логопедическая работа строится поэтапно, конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием, целевой установкой, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка.

Комплекс мероприятий для нормализации высшей нервной деятельности, психики и речи ребёнка в условиях логопедической группы детского сад

Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия – будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи у детей с заиканием. При этом говоря о работе над формированием правильной речи,учитывается:

с одной стороны, задачи, стоящие перед ребёнком,

с другой – задачи, стоящие перед логопедом.

Если перед ребёнком стоит задача овладеть речью без запинок, то перед логопедом – стоит задача составления программы обучения, предусматривающей, как отбор упражнений и материала, так и расположение его в определённой последовательности. Я остановлюсь только на первых шагах логопедической работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.

1 шаг.

Формула: режим шепотной речи + выработка правильного дыхания.

На этом этапе работы применяются методические указания Выгодской И. Г. по организации щадящего режима с использованием игр «молчанок», коротких ответов шепотом во время общения ребёнка в детском саду и дома. При выработке правильного дыхания хороший эффект даёт занятие «Хатка-йогой» для начинающих, а именно «Пранаямой».

«Пранаяма»в переводе с санскрита означает приблизительно следующее: «Управление жизненной энергией (Драной) внутри собственного организма, её контроль, поглощение и сублимация с помощью дыхания».

Из «Пранаямы» используются упражнения на выработку нижнего, среднего и полного дыхания, а так же упражнения на задержку дыхания с элементами медитации, с ощущением и расслабления, лёгкости

Упражнения на полном дыхании:

1.

___

вдох—задержка дыхания, с ощущением полёта— плавный выдох.

2.

вдох —плавный полный выдох—задержка дыхания, с расслаблением

и ощущением лёгкости.

В дальнейшем в упражнения, на выдохе вводятся распевы гласных звуков, начиная с одного гласного, увеличивая количество гласных звуков до 5.

2 шаг.

Формула второго шага: Щадящий речевой режим +дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию.

Упражнения на релаксацию по контрасту с напряжением и мышечная релаксация по представлению рекомендованы к логопедической практике Выгодской И. Г.

Цель: Мышечная и эмоциональная раскованность.

Задача: научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу.

Я применяю свои разработки упражнений на релаксацию:

l.ynpажнение «Море».

Задача: выработка ощущения волн напряжения и расслабления во всём теле и ощущения покоя.Исходное положение: – Лёжа на спине.

Волна напряжения, тяжести и силы накатывает, начиная с кончиков пальцев ног, переходя выше, пока не дойдёт до рук.

Руки с силой поднимаются вверх, показывая высоту морской волны, и отбрасываются за голову, как бы уходя и уводя напряжение. Затем руки медленно разводятся и возвращаются к положению – вдоль тела.

Напряжение уходит, во всём теле лёгкость, словно оно качается на волне.

«Идёт волна, всё выше, выше,

Несёт в себе морскую мощь!

Прошла волна, спокойно дышишь.

Качаясь тихо, ты плывёшь.»

2 упражнение «Камень».

Цель: активное расслабление мышечного аппарата.

Исходное положение: – сидя на стуле, руки согнуты в локтях, сжать кулаки с наибольшим напряжением и удерживать напряжение в течение 1 минуты. Затем прекратить сжатие кулаков и почувствовать полное расслабление и лёгкость в руках.

«Как великан, ты всех сильнее,

Ты камни можешь раздавить,

Дави, сжимай кулак сильнее,

Чтоб страх и слабость победить!»

3 упражнение. «Птица».

Цель: расслабление мышц плечевого пояса и шеи.

Исходное положение: – ноги на ширине плеч, поднятие напряжённых рук в стороны, выше уровня плеч, делая максимальное усилие, как бы преодолевая препятствие. Затем опустить руки вниз без всякой поддержки, «уронить», почувствовав, полное расслабление мышц плечевого пояса и шеи.

«Ты птица, пойманная в сеть,

попробуй вырваться, взлететь,

чтоб быть свободною, как ветер,

ты разрываешь эти сети!»

4. Упр. «горячий лучик»

Цель: Концентрация внимания, выработка ощущений по представлению, самовнушению и саморегуляции.

Исходное положение. Стоя или сидя.

Палец правой руки прижимается с усилием к середине ладони левой руки в течение 1 минуты, концентрируется внимание на ощущениях, с внушением постепенного потепления. Затем медленно отводится от ладони, оставляя ощущение тепла, идущего от пальца, отведенного на расстояние 2 – 3 сантиметров.

«В ладошке спряталась звёздочка,

пусть пальчик прижмётся к ней,

И оживёт она лучиком

горячим в ладошке твоей»

Во втором периоде идёт не только перестройка в системе дыхания, но и перестройка в сознании ребёнка, в его отношении к запинкам, в его отношении к своим ощущениям.

Ребёнок создаёт свой спасительный маячок, который будет помогать самоконтролю в самые трудные и не комфортные условия для речи, при беседе с незнакомыми людьми, в ответах у доски в школе и в других испытаниях для выдержки ребёнка.

В эти моменты, чтобы снять волнение и дыхательный спазм, необходимо дать команду своим ощущениям, помочь себе расслабиться, нормализовать дыхание и плавность речи.

3 шаг.

Формула третьего шага:

Речевой режим + дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию + тесты управления дыханием. В основу дыхательных тестов положен принцип постепенного расширения объёма высказывания.

Виды тестов:

1. Речь + рука. Говорение слогов, слов, фраз,совмещая ритм говорения со штриховкой геометрических фигур разной величины: от меньшего объёма к большему объёму.

2. Речь + ноги. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом шагов, удлиняя «шаговый путь».

3. Речь + движения. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом выполнение большего числа движений.

Использование тестов ведёт к активной перестройке речевых навыков. Создание ритмической плавной речи, через выработку единого ритма движения и речи.

В тестах сначала используются комплексы гласных звуков, затем слоги, слова и фразы по принципу «от простого к сложному».

При выполнении теста «Речь + рука», ребёнок должен согласовывать своё высказывание с темпом заполнения, штриховки геометрических объёмов разной величины. Для эффекта неожиданности используются все геометрические формы.

Вариант теста – проговаривание на одном выдохе: слогов, слов, фраз, предложений,ведя пальцем по кругам разного размера: от меньшего объема к большему.

Этот вариант можно использовать в дальнейшей работе над скороговорками, только начинают работу с кругов большего объёма, стремясь к меньшему объёму, то есть, постепенно ускоряя темп речи.

Рассматривая эти приёмы в общей системе комплексного воздействия, можно представить их значение, как средство отвлечения ребёнка от ожидания запинок в речи или способ снятия у ребёнка общего напряжения при говорении.

Ребёнок сам себе ставит ограничение выполнения речевого действия, учится замедлять и ускорять темп своей речи. Идёт запоминание навыка управления речью через тактильные ощущения.

Вот только 3 первых шага, которые ребёнок проходит вместе с логопедом на логопедических занятиях.

Но первый шаг от запинок к свободной речи ребёнок делает не тогда, когда он правильно выполнил упражнение, и даже не тогда, когда смог без запинок повторить несколько предложений, а тогда, когда он поверит в то, что он всё сможет преодолеть, что у него всё получится.

Первый шаг – это победа над собой, над своим страхом, и над своей неуверенностью.

И сделать первый шаг к «свободе» не так легко, и время для этого каждому ребёнку необходимо разное, в зависимости от того, как скоро ребёнок сможет поверить, в свои силы и сможет поверить логопеду.

Дети умеют ощущать лёгкость, ту лёгкость, которая необходима для свободного говорения, без тяжести спазм и без запинок, удерживающих, свободную речь.

К этой лёгкости говорения ребёнок тянется всей душой, и та надежда в глазах, которая зажигается после первых удач на логопедических занятиях, будет стимулом дальнейшей, продолжительной и упорной работы над собой.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-pervye-shagi-ot-zaikanija-k-svobodnoi-rechi.html

Заикание – Logopedia.ru

Отраженная речь при заикании

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС.

Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация заикания у детей

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.

По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи.

При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными.

Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС.

Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами и т. д.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и др.), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр.

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости.

В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалииили афазии.

Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей

В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.

У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-ые судороги.

Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями.

Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь.

Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е.

в период становления фразовой речи.

Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны.

Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР).

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия.

Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.

К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.

При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими.

Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т—рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»).

У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, ыми (фонационными), дыхательными и смешанными.

Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.

Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п.

Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.).

К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.

Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.

Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.

Диагностика заикания у детей

Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.

В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи. Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.

Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа,ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры).

В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи.

На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.)

Прогноз и профилактика заикания у детей

При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopediaru/recevye-narusenia/zaikanie

Страница Психолога
Добавить комментарий