Основные закономерности развития стресса были раскрыты кем

Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

Основные закономерности развития стресса были раскрыты кем

По Г.Селье стресс имеет 3 фазы:

  1. стадия тревоги (мобилизация защитных сил организма)
  2. стадия резистентности (адаптация)
  3. стадия истощения (истощение адаптационной энергии организма)

на уровень стресса влияют факторы или характеристики стресса. К ним относят: интенсивность, продолжительность, индивидуальную восприимчивость человека к стрессу.

1.Р.Йеркс и Дж.Додсон установили, что максимальная результативность работы бывает при среднем уровне эмоциональной активности. Слишком высокая и слишком низкая эмоциональность вредят эффективности работ. Вместе с тем на это влияют и сами профессии.

Интенсивность стресса важна при выполнении различных работ в различных профессиях. Для бухгалтера и программиста высокая интенсивность стресса при работе вредна, а для политика, спортсмена важна для лучшего результата. Уровень приемлемой интенсивности стресса также зависит от типа темперамента.

У человека со слабой НС уровень интенсивности ниже.

2.Наибольшую опасность представляет продолжительности стресса. Сильные и короткие стрессы активизируют человека, «встряхивают» его, но не истощают защитные силы организма. Длительный и менее сильный стресс более пагубно влияет на здоровье.

Это связано с генетической программой «борьба или бегство», в которой не заложены длительные, мелкие эмоциональные нагрузки (мелкие конфликты, пробки на дороге и т.п.

) Главный вывод из этого – нельзя доводить стрессы до болезни, проблемы нужно решать сразу.

3.Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (аустресс), а также критический порог истощения при стрессе – наступает дистресс. Существует мнение, что у каждого организма имеется 2 вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие.

При коротком стрессе срабатывает поверхностный резерв, если стресс затягивается или усиливается, подключается глубинный резерв. трудность при определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы (это связано с личностными ценностями, мотивами, установками).

В этом случае лучше использовать субъективные критерии, для этого человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции.

Чтобы понять где проходит граница между эустрессом и дистрессом, нужно экспериментировать с эмоциональными и психическими нагрузками, но только таким путем можно установить индивидуальные пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости человека.

30. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром

Психосоматические заболевания – это болезни, развитие которых зависит от психологических факторов, в т.ч. стресса. Существует несколько гипотез, описывающих возникновение психосоматических заболеваний.

  1. Психотравма – стресс – нарушение нейрогуморальной регуляции органов – психосоматическое заболевание
  2. Психотравма – внутренний конфликт – метафорическая реакция подсознания на конфликтную ситуацию – психосоматическое заболевание
  3. Психотравма – депрессия – ослабление защитных сил организма и срыв работы любого органа по принципу «слабого звена» – психосоматическе заболевание.

Список заболеваний см. в лекциях. Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологии выделяют пограничные состояния – начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном воздействии стрессора. Особенностью данного состояния является «маскировка» под серьезное заболевание, хотя нужно обращатья не к терапевту и т.п., а к психологу или психиатру.

Посттравматический синдром (ПТСР). Травматические события, вызывающие ПТСР: 1. природный катаклизм, 2. катастрофа (авиа и т.п.), 3. ЧС (война, изнасилование и т.п.).

Для ПТСР характерны клинические симптомы:

  1. Повышенная тревожность – обычный эмоциональный фон (на психологическом и физиологическом уровне)
  2. Повышенная агрессивность – тенденция решать вопросы с помощью грубой силы (периодические приступы ярости)
  3. Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность
  4. Пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния
  5. Нарушения памяти, концентрации внимания, трудности сосредоточения в социально значимых ситуациях (экзамен)
  6. Наличие «непрошенных воспоминаний» (неприятный сцены, связанные с событием)
  7. Притупленность эмоций, агедония (отсутствие радости жизни)
  8. Бессонница
  9. Тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиками и т.п.
  10. Чувство вины.

По разным концепциям механизмы ПТСР различаются: физиологическая (И.П.

Павлов) – застойный очаг возбуждения в коре головного мозга; биохимическая – снижение уровня гормонов (норадреналина, серотонина, допамина) в мозге, повышение ацетилхолина и эндогенных опоидов; психоанализ – ПТСР – нарушение процесса символизации, элемент нарциссического конфликта, приводит к регрессу на оральную стадию развития, смещению либидо с объекта на «Я», ремобилизации садомазохистских инфантильных импульсов, идентификации с агрессором, регрессу к архаичным формам функционирования; когнитивная – разрушение базовых представлений о мире и о себе.

Информационная модель ПТСР соединяет когнитивные, психоаналитические, психофизиологические модели ПТСР. Согласно этой модели сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не укладывается в когнитивные схемы. В результате часть информации переводится в бессознательное, сохраняясь в активной форме.

Стратегии преодоления ПТСР: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности); поиск и актуализация необходимых ресурсов (спокойствия и уверенности в себе); включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (работа спортивным тренером для бывшего солдата).

Источник: https://mylektsii.ru/6-9604.html

2.2 Общие закономерности развития стресса и формы его проявления

Основные закономерности развития стресса были раскрыты кем

Согласноклассической концепции Г. Селье, стресспредусматривает три стадии своегоразвития: 1) стадию тревоги; 2)стадию резистентности; 3) стадию истощения.За описанной учёным динамикой уровняактивизации физиологических ресурсовчетко прослеживаются связи с перестройкойфункциональных систем обеспечениядеятельности и, соответственно, измененийтипов поведенческой активности.

Напервой стадии происходит мобилизациязащитных сил орга­низма, в первуюочередь — гормонов коркового слоянадпочечников. Этот процесс запускаетсяспециальным гормоном гипофиза.

Стадиятревоги в зависимости от силы и характеравоздействия имеет различнуюпродолжительность и, как правило,приводит к приспособлению организма кновым условиям существования [22, c.68].К концу этой стадии наблюдается повышениеработоспособности и устойчивости поотношению к конкретному травмирующемустрессору.

Переход к стадии резистентности(адаптации, стабилизации) означает, чтоорганизм приспособился к новомураздражителю, что требует повышенныхзатрат энергии и антистрессорныхгормонов.

Организм начинает работатьв относительно нормальном режиме, ноесли стресс долго продолжается, то всвязи с ограниченностью резервоворганизма, третья стадия – истощение– неизбежна [10]. Её начало связано впонимании Г.

 Селье с истощением«адаптационной энергии», под которойон подразумевал не только запасыглюкокортикоидов в коре надпочечников,но и нечто другое, что пока ещё точно ине выяснено специалистами. Стадияистощения соответствует явлениямотчаяния, бессилия и фрустрации, которыеохватывают человека в безнадежнойситуации [22, c.68].Однако последняя стадия может и ненаступить, если адаптационных резервовоказывается достаточно.

Стресси его многоаспектность у человека стольвелика, что стало необходимым разработатьтипологию его проявлений.

В даннойработе мы уже упоминали о том, что стрессразделяют на два основных вида:физиологический и психологический.

Факторы, вызывающие психологическийстресс, некоторые авторы делят на двебольшие группы – информационные иэмоциональные. Но данное разделение,построенное на основе характеристикфакторов, вызывающих стресс, условно.

Психологическийстресс проявляется в измененияхфункциональных систем организма, аинтенсивность может колебаться отнезначительного изменения эмоциональногонастроения до серьезных заболеваний.

В основном среди стрессовых реакцийвыделяют поведенческие (нарушениепсихомоторики), интеллектуальные(изменение образа жизни), эмоциональные(профессиональные изменения) ифизиологические проявления стресса(нарушение социально-ролевых функций)[5]. Так, Ю.В.

 Щербатых описывает четырекомпонента, имеющих большое значениепри формировании состояния тревожности:настроение (например, волнение);когнитивную сферу (неприятные воспоминания,построение нега­тивных прогнозов);физиологические проявления (тахикардия,потоотделение); поведенческие реакции[22, c.35].

Эмоциональныепроявления стресса касаются разныхсторон психики, при этом человекстановится более тревожным, теряет верув успех и может впасть в депрессию.Отмечаются эмоциональные реакциираздражительности, гнева, агрессиивплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся стрессможет привести к изменению характерачеловека, появлению в нем новых чертили усилению уже имеющихся [5]. Эмоциональныйстресс считается одним из ведущихфакторов, вызывающих нарушения здоровьячеловека.

По оценкам западных экспертов,около 70% всех возможных заболеванийсвязаны с эмоциональным стрессом [20,c.755].

Многообразиеповеденческих проявлений обнаруживаетсяв нарушении психомоторики (избыточноенапряжении мышц, дрожание рук, изменениеритма дыхания, дрожание голоса, нарушениеречевых функций и др.

), в изменении образажизни, в профессиональных нарушениях,в нарушениях социально-ролевых функций(повышение конфликтности, снижениесензитивности во время общения, появлениеразличных признаков антисоциальногоповедения).

Средиизменений интеллектуальных процессовпри стрессе следует выделить нарушениепоказателей внимания, мышления и функциипамяти, что во многом препятствуютуспешному и своевременному разре­шениюстресса, так как снижение мыслительногопотенциала затрудняет по­иски выходаиз стрессовой ситуации.

Физиологическиепроявления стресса затрагиваютпрактически все системы ор­гановчеловека — пищеварительную,сердечно-сосудистую и дыхатель­ную.

Фиксируются такие объективные изменения,как повышение частоты пульса илиизменение его регулярности; нарушениеосанки; повышение артериального давления,нарушения в работе желудочно-кишечноготракта; снижение электрическогосопротивления кожи, и т. д.

Нарушениянормальной деятельности отдельныхорганов и их систем, с одной стороны, иотражение этих нарушений в сознании, сдругой, приводят к комплекснымфизиологическим и био­химическимнарушениям: снижению иммунитета,повышенной утом­ляемости, частымнедомоганиям, изменению массы тела ит. д. [21].

Так,описав стадии развития стресса ирассмотрев подробно реакции организма,мы можем также установить, что междуповеденческими, интеллектуальными,эмоциональными и физиологическимиформами проявления стресса существуюттесные объективные взаимосвязи.

Источник: https://studfile.net/preview/6065625/page:4/

Ганс Селье: Концепция стресса

Основные закономерности развития стресса были раскрыты кем

Экология жизни. Наука и открытия: Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание…

Ученый-биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) получил первое образование в Пражском университете на медицинском факультете. В дальнейшем продолжал обучение в Риме и Париже. В 1932 году эмигрировал в Канаду. Европа находилась на пороге войны. Канада стала его вторым домом, где он и описал теорию, весь труд своей жизни.

Теория стресса Селье

Теория стресса Селье стала огромным вкладом в развитие современного общества каким мы его знаем сейчас.

Ганс Селье долгие годы возглавлял институт экспериментальной медицины и хирургии (с 1976 г. носит название Международный институт стресса).

Вопреки всеобщему мнению, термин «stress» (с англ. «давление») первым ввел вовсе не Селье, а американский физиолог Уолтер Кэннон. Он использовал его в своей теории об универсальной реакции выживания «бороться или бежать».

Ганс Селье долгое время старался избежать использования термина «стресс». В своей первой работе в 1936 г. канадский физиолог описывает теорию «общего адаптационного синдрома».

Подобное избегание было связано с популяризированным использованием термина, который обозначал нервно-психическое перенапряжение, тогда как теория канадского физиолога Селье описывала в том числе физиологические процессы.

Только спустя 10 лет, в 1946 году, Селье в полной мере вводит в свои труды термин «стресс» обозначая открытое им общее адаптационное напряжение (ОАН).

Первые открытия

Задолго до канадца Ганса Селье — во второй половине 19 века — ученый, француз Клод Бернар впервые открыл постоянство процессов внутри живого организма при любых изменениях внешней среды, а через 50 лет Кэннон ввел понятия «гомеостаз» и «стресс».

Кэннон обнаружил, что при эмоциональных и физических потрясениях происходит повышение артериального давления, усиливается дыхание. Все процессы направлены на увеличение притока крови к внутренним органам и максимальное насыщение их кислородом. Именно эта реакция (стресс) и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаза).

В 1926 году, будучи студентом второго курса, Ганс Селье впервые обнаружил стереотипный ответ организма на раздражитель любого характера.

Его заинтересовало, почему у пациентов с разными диагнозами наблюдается совпадение множества симптомов.

При инфекциях, повреждениях костной системы, онкологических заболеваниях присутствует потеря аппетита, снижение мышечной массы, апатия, бледность кожных покровов, общая слабость организма.

Однако, эти наблюдения были незаслуженно забыты. К своему открытию физиолог вернулся только спустя 10 лет, в 1936 г.

Ставя лабораторные опыты на животных, ученый обнаружил, что процессы внутри организма животного, вызванные инъекциями вытяжек из желез, идентичны процессам, вызванным травмами, инфекциями, нервным перевозбуждением и другими заболеваниями.

Селье называет эту реакцию «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В дальнейшем этот синдром получил известность как «общий адаптационный синдром (напряжение)», а также как «синдром биологического стресса».

В 1936 г, в журнале «Nature» вышла первая небольшая публикация, описывающая «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Эта публикация стала важной вехой в жизни ученого, началом всемирной известности теории стресса.

Концепция Селье оказала значительное влияние на многие научные направления. Стресс, как реакция, рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях науки о человеке.

Природа стресса

Стресс – сейчас каждый использует этот термин, называя так любое нервное напряжение, испуг и даже усталость.

В популярной психологии описывается множество способов избавления от стрессового перенапряжения и утверждается, что стресс мешает полноценной жизни человека.

Но что же вкладывал в это понятие сам ученый? Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака.

Однако так ли страшен этот процесс?

Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».

По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.

Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры».

К стрессорам относятся:

  • изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности),
  • столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных),
  • внутренние процессы в психике человека,
  • социальные условия и так далее.

Для первобытного человека стрессорами являлись, в основном, внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния.

Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.

Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни.

Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.

Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

Стадии стресса

Ганс Селье разделял стрессовую реакцию организма на три стадии:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия резистентности.
  3. Стадия истощения.

При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги живое существо может погибнуть (пример: пожар и долгое воздействие высоких температур, сильный испуг приведший к остановке сердца).

Если адаптационных ресурсов в организме достаточно, наступает черед стадии резистентности. На этом этапе признаки тревоги практически отсутствуют, уровень сопротивляемости организма повышается. Слабое и долгосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что этап резистентности заканчивается приспособлением организма и приобретением новых качеств, усилением адаптивности.

Сильное, длительное воздействие агрессивного фактора приводит к стадии истощения. Возвращаются симптомы стадии тревоги, но уже не кратковременные, а приводящие к патологическим изменениям в организме.

Преимущества концепции Селье

Преимуществом теории Селье считается то, что она собирает в единую картину множество разрозненных реакций и симптомов. Такой подход позволяет целостно оценивать всю цепочку адаптационного синдрома.

В своей книге «Стресс без дистресса», Селье подводит итог своей работе, давая такое определение стрессу: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор».

Почему же ученый называет стресс – неспецифическим ответом организма? Дело в том, что любые агрессивные факторы вызывают специфическую реакцию – при повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, таким образом уменьшаются теплопотери. При угрозе физическому здоровью извне организм мобилизирует мышцы для бегства. Любое лекарство, которое мы принимаем, обладает собственным, специфическим воздействием.

Однако, кроме специфических реакций на каждое агрессивное воздействие, в организме человека происходят также и неспецифическая реакция на каждое воздействие. Эти реакции призваны восстановить нормальный баланс организма за счет повышения адаптивности.

Именно эти реакции и составляют сущность стресса. Неспецифичные реакции организма объединяют все виды воздействий, дают целостную картину и позволяют влиять на процесс стресса, изучать его и оказывать помощь пациентам.

Академик В.В. Парин высказывает по этому поводу мнение, что теория Селье в корне изменила подход ко многим заболеваниям, а взгляды ученого нашли самое широкое распространение. Труд жизни канадского физиолога по праву считается одним из фундаментов в развитии современной медицины и психологии.

Критика теории Селье

В своей концепции Селье не рассматривал роль центральной нервной системы в механизмах стресса. По мнению многих ученых от медицины и психологии, это является недостатком теории. Однако физиолог признавал, что роль ЦНС недооценена, но сосредоточил исследование своей жизни вокруг эндокринной системы человека.

Последователи Селье признают участие центральной нервной системы в механизмах развития и возникновения стресса, высказывая предположение, что стрессор в первую очередь влияет на нервную систему, которая в свою очередь запускает ответ эндокринной функции.

Подобное развитие теории стресса Селье подтверждается многими исследованиями в области психологии.

Опыт жизни многих людей показывает, что реакция организма на стресс существенно зависит от состояния психики, от того как сам человек воспринимает происходящее.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/177393-gans-selie-kontseptsiya-stressa

Обшие закономерности развития стресса 3.1.1. Классическая динамика развития стресса

Основные закономерности развития стресса были раскрыты кем

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил орга­низма, в первую очередь — гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ), который, в свою очередь, активируется неиросекреторными ядрами гипоталамуса.

Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека — его психологических особенностей).

Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет раз­личную продолжительность и, как правило, приводит к приспособле­нию организма к новым условиям существования.

Как писал сам Ганс Селье: «…ни один организм не может постоянно нахо­диться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместным с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение нескольких часов или дней. Если оно вы­живает, то за первоначальной реакцией обязательно следует “стадия рези­стентности”» [4].

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что орга­низм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособле­ние и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гор­монов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с ис­тощением «адаптационной энергии», под которой он понимал не толь­ко запасы глюкокортикоидов в коре надпочечников, но и нечто дру* гое, что пока не выяснено точно2.

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустра­ции, которые охватывают человека в безнадежной ситуации (рис. 19).

Рис. 19. Стадии развития стресса по Г. Селье

В свою очередь, первая стадия развития стресса, по мнению неко­торых авторов, разделяется на несколько более коротких периодов мобилизации адаптационных резервов [2].

По мнению Л. А. Китаева-Смыка, первый период «стадии тревоги» зани­мает от несколько минут до нескольких часов и заключается в мобили­зации «поверхностных» резервов. У большинства людей он проявляется в форме стенических эмоций и повышения работоспособности.

Если мобилизованная по тревоге адаптационная защитная активность не устраняет стресса, то включаются программы перестройки действую­щих функциональных систем. Этот процесс составляет основное содержа­ние второго периода стадии тревоги.

Данный период сопровождается сни­жением работоспособности и болезненным состоянием человека.

Однако высокая мотивация, установки и другие психологические факторы спо­собны обеспечить в этом периоде «сверхмобилизацию» адаптационных резервов, которая может обеспечить высокий уровень работоспособности (по крайней мере, у здоровых людей).

Тем не менее при переутомлении, наличии хронических заболеваний или у лиц пожилого возраста «сверх­мобилизация» резервов на этой стадии может только обострить скрытые заболевания и вызвать другие болезни стресса (сосудистые, воспалитель­ные и психические). По данным Л. А. Китаева-Смыка, длительность вто­рого периода в среднем составляет 11 суток [2].

Во время третьего периода первой фазы стресса имеет место процесс пока еще неустойчивой адаптации к стрессорному фактору. Длительность его, по данным различных авторов, колеблется в широких пределах и составляет несколько недель.

По мере развития стрессовых реакций закономерно меняется и ак­тивность отделов вегетативной нервной системы, начиная с актива­ции симпатического отдела до усиления тонуса парасимпатического отдела в завершающей фазе стресса.

В. В. Суворова указывает, что симпатическое реагирование обусловли­вает стеничные эмоции («эмоциональное симпатическое возбуждение») а активация парасимпатической системы — астеничные («эмоциональная парасимпатическая депрессия»).

Данный автор также указывает, что сим­патический тонус преобладает при оптимальном состоянии организма, а также в условиях острого стресса, обеспечивая активное состояние и по­ведение организма, мобилизацию внутренних ресурсов для функциониро­вания в режиме предельных возможностей.

Длительное парасимпатиче­ское преобладание характерно для неврозов и хронических эмоциональ­ных расстройств — тревожных и депрессивных состояний [19].

Вместе с тем ряд авторов, наоборот, связывают склонность инди­видуума к тревоге и страху с преобладанием тонуса симпатической нервной системы [11, 14], однако такая точка зрения является недо­статочно доказанной.

Согласно нашим данным, уровень личностной тревоги и склонность к различным страхам выше у лиц с преоблада­нием парасимпатической активации [21].

В этой работе сравнивались психологические особенности лиц с разным уровнем активности па­расимпатической системы, которая определялась по стандартному от­клонению кардиоинтервалов (SDNN)1.

По результатам анализа вариабельности сердечного ритма студенты были разделены на три группы с различной выраженностью активности пара­симпатической нервной системы:

1) симпатикотоники;

2) нормотоники;

3) ваготоники.

Оказалось, что различия в деятельности парасимпатической системы по трем группам студентов отражались на их психологических характери­стиках.

Симпатикотоники имели более высокую позитивную самооценку, чем студенты из второй и третьей группы, реже испытывали чувство вины и были склонны чаще обвинять других людей или внешние обстоятель­ства, в то время как для ваготоников были более характерны тенденции самообвинения.

У последней группы испытуемых отмечались более вы кие показатели фактора «Q4» опросника Кеттела, который отражает степень фрустрированности субъекта.

Как известно, уровень фрустрации зависит от силы побудительного мотива, осознания невозможности дос­тичь поставленной цели и наличия ресурсов, необходимых для успеха.

Так как, согласно литературным данным, у симпатикотоников отмечается бо­лее высокий уровень энергетического обмена, то логично предположить, что именно высокая энергетика студентов первой группы позволяет им достигать поставленные цели и реже испытывать фрустрацию и связан­ный с ней стресс. В то же время из-за высокой самооценки для лиц с повы­шенной активностью симпатической нервной системы бывает характерно «завышение планки целей», что также может приводить к развитию стрес­са, но уже другого рода.

Исследования показали, что суммарный показатель интегрального уровня страхов достоверно различался у 1 и 3 группы студентов (86,7 ± ±0,3 балла у симпатикотоников, и 99,0 ±4,1 у ваготоников), т. е. в це­лом чувство страха было более выражено у лиц с высоким уровнем актив­ности парасимпатической системы.

При этом показатели интенсивности большинства страхов у ваготоников были выше, чем у симпатикотоников, в частности, это касалось страха публичных выступлений (4,6 ± 0,4 про­тив 3,5 ± 0,3), страха перед возможным снижением социального статуса (4,4 ± 0,5 против 3,4 ± 0,4) и страха перед неизвестностью (4,4 ± 0,5 против 2,6 ±0,4).

Таким образом, у лиц с повышенной активностью парасимпатической нервной системы эти жизненные ситуации могут приводить к развитию психологического стресса.

В то же время страх перед замкнутыми про­странствами и страх за свое сердце был выше у лиц с повышенной актив­ностью симпатической системы что в общем соответствует клиническим данным о более частой встречаемости панических атак у симпатикотони­ков [14].

Так как явление стресса является предметом междисциплинарных исследований, то представляется интересным взгляд клиницистов на проблему развития стресса.

При изучении эмоционально-вегетативных кризов в клинике по­граничных состояний Т. А. Нелюбова отмечает, что эмоционально-ве­гетативные кризы являются неспецифической общестрессовой реак­цией, в их динамике процесс торможения закономерно сменяет про­цесс возбуждения.

Автор проследила следующие фазы в развитии эмоционально-вегетатив­ных кризов:

І — фаза субъективных переживаний;

ІІ — фаза объективно регистрируемого преобладания симпатического то­нуса;

III— смешанная фаза (сочетаются симптомы повышения симпатического и парасимпатического тонуса);

IV— фаза объективно регистрируемого преобладания парасимпатическо­го тонуса;

V — фаза истощения симпатического и парасимпатического тонусов [17].

Степень активности отделов вегетативной нервной системы на раз­ных стадиях стресса, согласно представлениям Т. А. Нелюбовой, по­казана в табл. 4.

Таблииа 4. Активность отделов вегетативной нервной системы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_4301_obshie-zakonomernosti-razvitiya-stressa--klassicheskaya-dinamika-razvitiya-stressa.html

Страница Психолога
Добавить комментарий