Невроз нарушение речи

Что такое логоневроз: причины, симптомы и лечение патологии

Невроз нарушение речи

Логоневроз — это нарушение плавности и темпа речи в виде задержки, изменения, повторения или удлинения отдельных звуков, слогов и слов. Впервые такая проблема проявляется у детей в возрасте 2-6 лет. В случае возникновения логоневроза, ребенка необходимо показать нескольким специалистам, так как нарушение речи может быть обусловлено различными причинами.

Что такое логоневроз?

Логоневроз относится к системным общим неврозам. Патологическое состояние возникает в основном, когда ребенок испытывает сильный стресс. Речевой невроз чаще диагностируется у мальчиков.

Эта форма заикания проявляет себя только в период сильного нервного перенапряжения. Кроме того, у людей с таким расстройством речи нет определенных труднопроизносимых слогов или звуков. Например, во время экзамена человек может с затруднением произносить букву «с», а в конфликтной ситуации испытывать трудности с каким-либо слогом.

Установлено, что логоневроз имеет связь с логофобией или страхом речи (боязнью разговора).

Виды и причины возникновения невроза

Речевой невроз подразделяется на три формы:

1. Тонический. Характеризуется тягучим и долгим произношением звуков и слогов или паузами в речи.

2. Клонический. Отличается повторением несколько раз звуков и слогов.

3. Смешанный. В соответствии со своим названием сочетает тонический и клонический виды.

Отличие заикания от логоневроза заключается в том, что первое проявляется постоянно, а второе — в момент сильного стресса или нервного перенапряжения.

Рассматриваемое патологическое состояние может проявиться как в детском возрасте, так и у взрослых людей, и его возникновение может быть связано с различными причинами. У детей в период от 2 до 4 лет нервное заикание развивается из-за следующих факторов:

  1. Особенности развития речевого аппарата. К нарушениям, в частности, приводит стремление родителей в раннем возрасте обучить ребенка нескольким языкам. Из-за этого у детей формируется неправильный темп речи.
  2. Особенности характера. Неврозы в целом возникают у мнительных, тревожных, нервных детей.
  3. Наследственная предрасположенность. У родителей с речевыми нарушениями дети часто имеют сходные проблемы.

Заикание в раннем возрасте развивается из-за речевых патологий:

  • алалия;
  • дислалия;
  • ринолалия.

Кроме указанных причин у детей в первые годы жизни логоневроз возникает на фоне патологий ЦНС, вызванных гипоксией плода, инфекционными заболеваниями во время беременности, родовыми травмами.

У детей старше четырех лет логоневроз возникает обычно под действием других факторов:

  1. Сильный или продолжительный стресс. Постоянные конфликты в семье, проблемы с ровесниками и другие подобные факторы провоцируют развитие заикания.
  2. Страх. Логоневроз впервые проявляется в момент, когда дети, испытывающие сильное нервное напряжение (например, во время выступления), пугаются чего-либо. В будущем при возникновении аналогичной ситуации заикание будет возвращаться.
  3. Психологические травмы. К ним относится страх, давление родителей, неправильное воспитание, завышенные требования со стороны взрослых.

В более старшем возрасте логоневроз возникает на фоне физического или умственного переутомления. У подростков в силу особенностей развития организма в данном периоде отмечаются кратковременные проявления речевого невроза.

Логоневроз у взрослых возникает из-за следующих причин:

  • травмы головного мозга;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • инфекционные патологии, из-за которых нарушается прохождение нервных импульсов.

Как и у детей, к появлению логоневроза у взрослых может привести психологическая травма. Лечение патологического состояния рекомендуется проводить как можно раньше.

Симптоматика заикания

Основной симптом логоневроза, который проявляется у детей и взрослых — паузы во время разговора. Также на патологическое состояние указывают:

  • многократное повторение отдельных звуков, слогов или слов;
  • проблемы с произнесение слов или слогов;
  • спазмы мышц гортани;
  • чувство нехватки воздуха.

Одновременно с этим у людей отмечаются артикуляционные и дыхательные судороги. Последние характерны для невроза, затрагивающего органы дыхания.

При невротическом заикании обычно жалобы бывают на:

  • повышенную тревожность;
  • чувство страха;
  • проблемы с самооценкой;
  • активное потоотделение;
  • проблемы со сном.

В момент возникновения проблем с произнесением слогов или слов, у пациента изменяется мимика, появляются гримасы на лице, тики. У больного человека подрагивают губы, непроизвольно моргают глаза.

Методы диагностики

Постановкой диагноза занимается невролог. При подозрении в систематических (около трех месяцев) нарушениях плавности и ритмичности речи, затруднениях начать предложение, вызванных повторяющимися заминками, возникновении гримас в ходе разговора для преодоления выговаривания проблемных букв или слогов  врач ставит диагноз — логоневроз.

При подозрении на невроз проводятся обследования пациента с помощью ЭЭГ и МРТ.

При необходимости назначаются другие диагностические мероприятия, включающие анализ жалоб пациента, выясняется психологический климат в семье. Эти данные позволяют исключить наличие других патологий и подобрать оптимальную тактику лечения.

Как лечить логоневроз

Ввиду того что логоневроз представляет собой один из видов неврозов, патологическое состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями речевого аппарата.

Клиническая терапия

В основе рассматриваемой проблематики лежат нервные расстройства, поэтому лечение логоневроза у взрослых и детей проводится с помощью седативных препаратов, успокаивающих нервную систему:

  • «Афобазол»;
  • «Глицин»;
  • «Грандаксин».

Для устранения спазма речевых мышц применяются «Мидокалм», «Магнерот» и другие спазмолитические лекарства. Дополнительно в лечении патологического состояния используются препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

Принципы психотерапии

При логоневрозе лечение, основанное на психотерапевтических методиках, предусматривает проведение сеансов:

  1. Рациональной психотерапии. Метод позволяет устранить негативные мысли о себе и окружающей обстановке, а также сформировать положительный взгляд на проблему.
  2. Суггестивной психотерапии. Этот поход предполагает гипнотическое воздействие на психику пациента.
  3. Аутотренингов. Данный способ помогает пациенту обучиться контролю собственной речи.

По окончании психотерапевтического лечения пациент должен избавиться от заикания.

Логопедические занятия

Занятия с логопедом дают наиболее ощутимый эффект в лечении логоневроза, если сочетаются с приемом седативных препаратов и посещением психотерапевта.

Логопед работает над постановкой правильного произношения отдельных звуков или слогов. При этом в случае заикания, возникающего в раннем возрасте, логопедическое лечение составляет основу терапии патологического состояния.

Лечебная физкультура

Лечение посредством ЛФК, как и другие формы терапии, направлено на нормализацию состояния нервной системы. Аналогичную цель можно достигнуть, посещая мануального терапевта.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения, как и ЛФК, относятся к практике йоги. Этот способ лечения позволяет восстановить состояние нервной системы, избавиться от тревожности и страха. Дыхательные упражнения эффективны в стрессовых ситуациях. Порядок и правила выполнения подобных занятий следует уточнять у лечащего врача.

Лечение народными средствами

Лечение в домашних условиях призвано восстановить состояние нервной системы. Для этой цели применяются:

  • настойка валерианы;
  • настойка пиона;
  • настойка боярышника и другие растительные седативные средства.

Также дома в лечении можно применять отвары душицы, руты пахучей или крапивы.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

В целях профилактики развития логоневроза необходимо повысить собственную стрессоустойчивость. Для этого следует:

  • отказаться от вредных привычек;
  • вести активный образ жизни;
  • снизить уровень физической и умственной нагрузки;
  • восстановить режимы сна и бодрствования.

Занимаясь лечением детей, необходимо снизить уровень психоэмоциональной нагрузки. С ребенком рекомендуется вести себя так, чтобы действия взрослых повышали самооценку у малыша.

Источник: https://bereginerv.ru/nevrozy/logonevroz-simptomy-i-lechenie.html

Причины неврозов у взрослых людей – диагностика и классификация форм невротических расстройств

Невроз нарушение речи

В современном быстро меняющемся мире человеческий организм ежедневно подвержен стрессам, повседневным проблемам, конфликтным ситуациям. Такое столкновениепротивоположно направленных целей, интересов и мнений способно привести к развитию особых функциональных состояний – неврозов.

Термин «невроз» включает целую группу нервно-психических расстройств, имеющих конфликтогенное происхождение. Они формируются как последствия измененного отношения человека к окружающему миру, негативного восприятия, непризнания личностных позиций и взглядов.

Неврозы и неврозоподобные состояния являются обратимыми, однако отсутствие коррекции, а также неадекватность и несвоевременность ее осуществления, способны на долгие годы сохранять клинические проявления патологии и существенно снизить качество жизни пациента.

Причины

Невротические нарушения относят к заболеваниям, этиология которых представлена мультифакториальными составляющими. В основе подобных нарушений лежат сложные психологические, биологические и социальные механизмы патогенеза. Психотравмирующая ситуация служит лишь причиной их инициации.

Формируются нервно-психические расстройства в условиях воздействия длительного или сильного по тяжести стресса преимущественно у лиц, предрасположенных к их развитию. Неврозам подвержены лица с чрезмерным доминированием отдельных черт характера.

Такие особенности обуславливают снижение резистентности человека в отношении психогенных воздействий и затрудняют адаптацию в ряде ситуаций.

Подобные аспекты характера закладываются еще в детском возрасте, если страдает воспитательный процесс (имеют место сверхопека, оберегание, запугивание, подавление самостоятельности, лишение собственной инициативы, противоречивость требований и так далее).

Под воздействием психотравмирующей ситуации у пациента возникает психологический конфликт, который он не способен разрешить, и происходит срыв адаптационнонных способностей головного мозга.

Суть патогенеза сводится к нарушениям процессов торможения и возбуждения в нервной ткани, вследствие чего возникают расстройства высшей нервной деятельности.

Кроме того, значение имеет дисфункция системы гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников. Страдают межполушарные взаимоотношения и надсегментарные отделы вегетативной нервной системы.

Дополнительно диагностируются нейромедиаторные нарушения (изменяется обмен катехоламинов и дофамина).

Клинические особенности

Невротическое расстройство личности имеет свои четкие характеристики, позволяющие отдифференцировать его от патологии, имеющей органическую природу. Типичным для неврозов является:

  • обратимость нарушений, не зависящая от их длительности;
  • психогенная природа заболевания\
  • преобладание в клинике эмоционально-аффективных и вегетативно-соматических расстройств.

Также невротические расстройства характеризуются высоким процентом распространения заболевания именно среди женщин, а также лиц, имеющих предрасполагающие акцентуированные черты характера. Пик заболеваемости приходится на молодой трудоспособный возраст от 15 до 25 лет.

Классификация

Основные клинические формы невротических расстройств позволяют более полно оценить типичные механизмы патологического восприятия и анализ внешних конфликтогенных влияний. Кроме того, система разграничения психогенных заболеваний ориентирует врача на то, как лечить невроз.

Традиционно выделяют следующие виды неврозов:

  • неврастению;
  • истерию;
  • невроз навязчивых состояний.

Кроме того, группа общих неврозов отдельно включает депрессивный и ипохондрический невроз, а также нервную анорексию.

В основу классификации невротических нарушений по системному признаку положены основные функциональные системы, задействованные в клинической картине заболевания, а, соответственно, и то, как проявляется психогенная патология.

Согласно такому распределению невротические расстройства могут проявляться в форме заикания, невротических тиков, энуреза и энкопреза.

Характерологические неврозы могут возникать на основе акцентуированных черт личности и формировать патохарактерологические реакции и нарушения поведения.

Неврастения

Наиболее частое невротическое расстройство, характеризующееся повышенной раздражительностью, патологической утомляемостью и истощаемостью. В большинстве случаев заболевание является результатом нервного или умственного перенапряжения на работе.

Типичное проявление невроза – это чрезмерное реагирование на окружающие события несдержанными эмоциями в сочетании с астенизацией организма в целом. Пациенты не могут контролировать свои эмоции, склонны к рыданиям. Они испытывают чувства тоски и безысходности, постоянное недовольство собой, крайне быстро истощаются.

Кроме того, для неврастеников свойственны симптомы поражения вегетативной нервной системы (может отмечаться тахикардия, нестабильность уровня артериального давления, температура при неврозе).

Психологической основой неврастении выступает противоречие между потенциалом личности и завышенными запросами пациента к самому себе.

Истерический невроз

Истерия – следствие психической травмы. Клиническими проявлениями невроза служат как неврологические, так и психические симптомокомплексы. Острый истерический невроз проявляется следующими неврологическими признаками:

  • двигательные расстройства (истерические гиперкинезы, нарушения походки, параличи, истерические пароксизмы);
  • сенсорные нарушения (истерические анестезии и болевые синдромы, а также истерические глухота и слепота);
  • расстройства речи (истерические афонии, мутизм, заикание, скандирование).

Психические проявления болезни носят более сложный поведенческий характер. К ним причисляются:

  • истерическое помрачение сознания – транзиторное состояние дезориентации во времени, пространстве и собственной личности с отсутствием реакции на окружающих;
  • истерическая фуга – внезапное и бесцельное бегство из дома, с работы или иного места;
  • псевдодеменция – нелепое поведение и ответы на адекватные вопросы;
  • пуэрилизм – подражание поведению детей (разговор тонким голосом, коверканье слов, истерическая апраксия);
  • истерическая депрессия – демонстративность страданий и переживаний.

Кроме того, могут иметься и соматические симптомы истерии, напоминающие проявления самых различных болезней, которыми человек на самом деле не страдает. Однако невроз обязательно должен быть диагнозом исключения. Правомерно установить наличие истерии только при отсутствии признаков органической патологии.

Истерический невроз складывается на фоне необоснованно высоких требований индивида к окружающим наряду с отсутствием критики к собственному поведению и состоянию в целом.

Невроз навязчивых состояний

Наиболее редко встречающийся вид невроза. Невротические синдромы складываются из навязчивых страхов, опасений, сомнений, воспоминаний и действий. Данному заболеванию подвержены люди с выраженными тревожно-мнительными чертами характера. Даже незначительный психотравмирующий фактор для них может стать поводом к формированию психогенной симптоматики.

Навязчивости проявляются в форме:

  • навязчивых страхов (фобий);
  • навязчивых мыслей (обсессий);
  • навязчивых действий (коммпульсий).

Фобии не являются защитной эмоциональной реакцией организма. Их формирование имеет последовательные стадии и идет постепенно.

Изначально навязчивый страх возникает при стечении определенных обстоятельств, выступающих для человека в качестве психологической травмы.

В последующем эта реакция закрепляется в ответ на схожие ситуации и далее появляется уже при одной мысли о случившемся. К наиболее распространенным вариантам фобий относят:

  • Боязнь пространства (открытого – агорафобия, закрытого – клаустрофобия);
  • Нозофобии (боязнь болезней);
  • Зоофобии (боязнь животных, птиц, насекомых);
  • Социальные фобии (боязнь одиночества, общества, публичных выступлений, осуждения окружающих и так далее).

Как правило, человеку, страдающему неврозом навязчивых состояний, присущ один подвид фобии.

Навязчивые мысли тягостны для пациента и возникают помимо его воли. Несмотря на попытки противостоять им, они в стереотипной форме постоянно возвращаются к пациенту.

Чаще всего навязчивые мысли проявляются в форме немотивированных желаний и сомнений.

Человек ощущает необходимость совершать какие-либо ритуалы (например, вставать только с левой ноги или считать без всякой причины все окна в кирпичных домах), а также постоянно озабочен мыслями о том, правильно ли он поступил, все ли сделал.

Обсессии порождают навязчивые действия – повторяющиеся стереотипные поступки. Они могут приобретать вид защитных ритуалов, которые, по мнению пациентов, охраняют его и близких от опасных ситуаций.

Общими чертами всех навязчивостей являются стабильность, систематичность и невозможность от них избавиться. Пациент критически относится к проявлениям болезни и признает навязчивости как тягостное для себя состояние. Однако фобии, обсессии и компульсии возникают помимо желания невротика противостоять им.

Диагностика и лечение

Выявление неврозов представляет собой некоторые трудности в связи с наличием стертых форм заболевания и симптомов, схожих с рядом других болезней.

Необходимо помнить, что невроз – это диагноз исключения! Поэтому любые невротические реакции требуют тщательного обследования пациента для исключения органической неврологической и/или соматической патологии.

Диагностика неврозов сводится к беседе пациента и врача, а также прохождению ряда нейропсихологических тестов.

Лечение неврозов подразумевает определение первостепенной роли нейтрализации причин заболевания. С этой целью нормализуют домашний и рабочий распорядки дня, уменьшают физическую и умственную нагрузку, используют психотерапию. Все это направлено на психологическую адаптацию человека и позволяет целенаправленно воздействовать на психогенный фактор и активно противостоять ему.

Одним из главных критериев рациональной психотерапии при неврозах является обоснованность изложения сути заболевания пациенту. Психотерапевт или врач-невролог должны в доступной форме объяснить больному и его близким, что такое невроз и как его излечивать. Четкое представление о собственном состоянии достоверно повышает результативность психотерапевтической коррекции.

К медикаментозной коррекции прибегают в крайних случаях, когда систематическая продолжительная и комплексная психотерапия при неврозах не дала результатов.

При выборе тактики лекарственного воздействия необходимо помнить, что клинические симптомы и лечение неврозов напрямую связаны между собой. Однако подбор препаратов, кратность и длительность приема осуществляются только по рекомендациям лечащего врача.

Чаще всего из фармакологических средств применяют нейролептики, транквилизаторы, седативные или стимулирующие препараты, вегетокорректоры.

Неврозы, как один из вариантов болезней цивилизации, все чаще встречаются среди населения в связи с нарастающей урбанизацией, информационными перегрузками и возрастающим количеством стрессовых ситуаций.

Широкое распространение именно среди лиц молодого трудоспособного возраста ставит неврозы в ряд медико-социальных проблем. Работа с лицами, имеющими предрасполагающие к развитию неврозов черты характера, является основой для эффективной профилактики невротических расстройств.

Трудности диагностики и специфичность методик коррекции пограничной патологии предопределяют важность дальнейшего изучения вопросов определения и лечения заболевания.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 121

4.21 121

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/psihiatriya/nevroz.html

Нарушения речи в детском возрасте – виды и формы

Невроз нарушение речи

Нарушения речи являются не только проблемой здоровья, но и социальной проблемой, поскольку в большинстве случаев они приводят к снижению самооценки и трудностям в установлении межличностных контактов.

Важно отметить, что причины их возникновения могут быть различными. Они могут возникнуть в результате неправильной анатомии речевого аппарата (например, из-за короткой уздечки), а также из-за психических и неврологических проблем (речевые расстройства часто являются первым предвестником спектра аутизма).

Одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей является заикание. Есть также частые дефекты речи (дислалия), афазия, дизартрия и невроз речи.

1. Нарушения речи: заикание

Заикание считается одним из наиболее распространенных нарушений речи, которое встречается как у детей, так и у взрослых.

Характеризуется нарушениями некоторых элементов речи, в том числе: скорости речи, длительности отдельных звуков, ритма речи и интонации.

Заикание считается расстройством речи, когда оно существенно нарушает беглость речи, мешает пониманию и установлению межличностных контактов.

Заикание, как и другие нарушения речи, является психологической проблемой, поскольку часто сопровождается смущением и чувством дискомфорта.

По словам неврологов, в 90% случаев заикание происходит во время развития речи, как правило, в дошкольном возрасте у детей с задержкой речевого развития.

Причины заикания могут быть разными. Медики отводят большую роль психофизическим и социальным факторам. На нарушения речи у детей также могут влиять наследственность, низкая лингвистическая эффективность и низкая двигательная подготовленность.

У многих людей заикание является следствием сильного влияния психофизических факторов, в том числе: психической травмы, длительного стресса, беспокойства, тревоги и чрезмерного напряжения.

2. Расстройство речи: дислалия

Дислалия является одним из наиболее часто диагностируемых нарушений речи. Она могут иметь разнообразный субстрат — чаще всего возникает в результате:

  1. Неправильная конструкция речевого аппарата (в том числе неправильный прикус).
  2. Задержки в развитии речи.
  3. В ходе афазии (нарушения речи из-за искажения структур головного мозга).
  4. Детский паралич мозга.
  5. Нарушение слуха.

Нарушения речи у ребенка следует лечить под руководством логопеда, невролога и ЛОР-специалиста.

3. Расстройство речи: афазия

Афазия определяется как нарушения речи, возникающие в результате искажения структур мозга. Эти искажения могут принимать различные формы.

Изолированные:

  1. Афазия экспрессивного восприятия (полная), которая характеризуется недостаточным развитием речи или полной потерей речи, а иногда и отсутствием понимания речи.
  2. Моторная (частичная) афазия, для которой характерно недостаточное развитие языковой экспрессии.
  3. Сенсорная афазия (акустическая), для которой характерны проблемы с пониманием речи при сохранении способности говорить.

Афазия — это группа нарушений речи, которая часто сопровождает умственную отсталость, нарушения слуха и речи.

Афазия у детей может иметь различные причины, среди которых наиболее распространенными являются:

  1. Задержки созревания корковых центров.
  2. Органические микроповреждения головного мозга.
  3. Замедление процесса создания нервных волокон, нервных оболочек.
  4. Аномальное развитие нервов, отвечающих за речевой аппарат.
  5. Нарушения в развитии, которые возникали в течение жизни плода (обычно в первом триместре беременности).

Детская афазия обычно возникает в раннем детстве. Чаще всего, когда языковые навыки начинают развиваться или, когда ребенок уже приобрел их частично.

Важно отметить, что афазия может принимать различные формы, что затрудняет ее диагностику. Иногда дети могут иметь полную утрату уже освоенных языковых навыков. Очень важно различать развивающуюся и приобретенную афазию.

4. Нарушения речи: дизартрия

Дизартрия — это нарушение речи, которое поражает как детей, так и взрослых. Дизартрия является следствием повреждения нервных путей, связанных с преобразованием импульсов мозга в звуки.

Существует несколько различных типов дизартрии:

Бульбарная дизартрия — сопровождается искажениями при реализации звуков, требующих мышечного напряжения. Это губные согласные, небные согласные и допингвистические согласные.

Важно отметить, что эти типы речевых расстройств часто сопровождаются расстройствами пищевого поведения, которые могут привести к проблемам с желудком.

Дизартрия мозжечка — является следствием повреждения мозжечка, что обычно приводит к проблемам с координацией и скоростью речи.

Человек, затронутый этим расстройством речи, обычно делает перерывы во время разговора.

Кортикальная дизартрия — является следствием повреждения моторной области коры головного мозга вместе с речевой областью.

В то же время это может быть двустороннее повреждение, которое приводит к парализации речевого аппарата, или одностороннее, что приводит к ограничению его подвижности.

5. Нарушения речи: речевые неврозы

Речевые неврозы в основном возникают в стрессовых ситуациях и часто встречаются у детей из неблагополучных семей. Они также могут проявляться в трудных, эмоциональных условиях для ребенка, например, в случае развода родителей или смерти одного из них.

Невротические нарушения речи включают в себя:

  1. Мутизм, который характеризуется полным исчезновением или отсутствием речи при понимании устной речи.
  2. Заикание, которое является расстройством темпа речи, состоящим в потере слогов и нарушении речевой беглости.
  3. Эхолалия, которая заключается в неконтролируемом повторении предложений и слов.

Основная цель — призвать родителей не откладывать консультации с логопедом в случае нарушения речи у детей. Более ранняя работа ребенка с логопедом может практически устранить проблему.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/narusheniya-rechi

Психоз, невроз, неврастения: симптомы, диагностика и лечение

Невроз нарушение речи

В наш век переизбытка информации, стрессов и сумасшедших скоростей проблема психического здоровья, а точнее — нездоровья, становится едва ли не важнейшей.

Как известно, психическое здоровье, тот самый «здоровый дух», о котором любили порассуждать античные целители, — неотъемлемая составляющая здоровья в целом. Увы, особенности современной жизни делают нас крайне уязвимыми перед различными психическими расстройствами. И болезнь не разбирает, молодой или пожилой человек перед ней, мужчина или женщина.

По распространенности нарушения психического здоровья сегодня вышли в число лидеров вслед за сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. По данным ВОЗ, более 560 миллионов жителей планеты уже страдает различными психическими недугами. И едва ли не каждому второму человеку грозит опасность заполучить душевную болезнь в течение жизни.

Очень часто спутниками современного человека становятся такие серьезные психоневрологические заболевания, как невроз и психоз.

1

Диагностика и лечение невроза

2

Диагностика и лечение невроза

3

Диагностика и лечение невроза

Что кроется за терминами невроз и психоз

Мы так привыкли бросаться словами «истеричка», «неврастеник», «психопат», что нередко забываем, что используем в качестве ругательств или даже насмешек медицинские термины. Между тем ничего забавного в этих словах нет.

Невроз

Кратко невроз можно охарактеризовать так:

  • Это нервное истощение, длительное хроническое расстройство, способное развиться у человека на фоне перенесенного стресса или травмирующего события.
  • Личность пациента, страдающего неврозом, обычно не претерпевает серьезных изменений. У человека сохраняется критическое отношение к болезни; он может контролировать свое поведение.
  • Как правило, невроз проявляется вегетативными, соматическими и аффективными нарушениями.
  • Это обратимая (излечимая) болезнь.

Наиболее распространенными видами этого заболевания являются:

  • неврастения (астенический невроз, синдром усталости);
  • истерия (истерический невроз);
  • различные фобии (страхи, панические атаки) и навязчивые состояния (навязчивый невроз).

Одной из главнейших причин формирования невроза является стресс в самом широком понимании этого слова, будь то детская травма, неблагоприятный климат в семье, кризис на работе, нервное перенапряжение, межличностный конфликт или эмоциональное потрясение.

Согласно медицинской статистике, состояние невроза не понаслышке знакомо 10-20% населения нашей планеты, а от различных типов психоза страдают примерно 5% жителей Земли.

Психоз

Говоря о психозе, необходимо отметить следующее:

  • Это психическое расстройство, характеризующееся неадекватным поведением человека, нетипичной реакцией на события и явления.
  • Проявляется психическими нарушениями, в частности, нарушениями восприятия действительности (галлюцинации, бред).
  • Развивается незаметно для больного, может быть следствием патологий эндокринной и нервной систем.
  • Способен полностью менять личность пациента.
  • Это трудноизлечимая болезнь.

Психозы по их происхождению принято делить на:

  • Эндогенные, то есть, связанные с внутренними причинами (соматические заболевания, наследственные психические расстройства, возраст);
  • Экзоорганические, вызванные внешними факторами (инфекции, интоксикации и др.) или связанные непосредственно с нарушением структуры головного мозга (травмы, кровоизлияния, новообразования и др.).

К первой группе относят:

  • маниакально-депрессивный психоз;
  • сенильный (старческий);
  • аффектативный;
  • шизофренический;
  • эпилептический;
  • симптоматический психоз и др.

В экзогенную группу входят:

  • реактивный острый психоз;
  • интоксикационный;
  • инфекционный;
  • алкогольный психоз и др.

1

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

2

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

3

БОС-терапия при лечении и диагностике психоза

Симптомы психоза

Распознать тревожные сигналы порой не просто, однако следует внимательно отнестись к любым изменениям, появившимся в характере и привычках близкого человека.

Характерными симптомами психоза являются:

  • снижение работоспособности или лихорадочная активность;
  • колебания настроения;
  • раздражительность, подозрительность;
  • стремление к самоизоляции;
  • необъяснимая смена интересов;
  • нарушения сна, сниженный аппетит;
  • небрежное отношение к своей внешности;
  • повышенная ранимость и другие нетипичные реакции на события, явления;
  • нарушенная координация движений;
  • бессвязная речь;
  • галлюцинации, бред.

Симптомы невроза

Выявить нервное расстройство неспециалисту достаточно затруднительно. И все же клиника невроза имеет характерные черты.

О неврозе могут свидетельствовать:

  • снижение когнитивных способностей;
  • подавленное настроение, плаксивость;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • раздражительность, недовольство;
  • частая смена настроений;
  • навязчивые мысли;
  • зацикленность на плохих новостях и событиях;
  • немотивированные тревожные состояния;
  • плохой аппетит, нарушения в работе ЖКТ;/li>
  • сердечно-сосудистые симптомы;
  • бессонница и другие расстройства сна;
  • нарушения в сексуальной сфере;
  • повышенная чувствительность к шуму, свету, вибрациям и др.

1

Диагностика и лечение неврастении

2

Диагностика и лечение неврастении

3

Диагностика и лечение неврастении

Детские страхи и лицевые тики также являются симптомами невроза.

Очень часто в быту люди путают понятия «невроз» и «неврастения». Еще раз повторимся: неврастения — это разновидность невроза, одна из самых распространенных его форм.

Характерными симптомами неврастении являются:

Лечение неврозов и психозов

Провести грамотную диагностику заболевания, выявить спровоцировавшие его причины и предложить адекватное лечение может только врач-невролог (психоневролог, психотерапевт, психиатр), прошедший соответствующее обучение и имеющий достаточный практический опыт помощи больным с неврологическими и психическими расстройствами.

Лечение психозов и неврозов (в т.ч., лечение неврастении) — это, как правило, целый комплекс мероприятий, включающий в себя множество этапов.

Так, хорошего результата помогает добиться сочетание следующих методов: 

  • медикаментозная терапия;
  • фитотерапия;
  • психотерапия;
  • аппаратное лечение;
  • водные процедуры;
  • рефлексотерапия;
  • специальная гимнастика;
  • лечебная диета и др.

Крайне важны для выздоровления позитивный настрой, правильное окружение, нормальная обстановка в семье, ведение здорового образа жизни, соблюдение режима труда и отдыха, исключение «стрессообразующих» факторов (вплоть до смены места работы или района проживания).

Почему следует посетить невролога «МедикСити»

Если вы испытываете психологический дискомфорт и напряжение, чувствуете себя в ловушке, не можете расслабиться даже во сне — не откладывайте посещение врача. Деликатно и профессионально наш специалист поможет разобраться в причинах вашего состояния и даст все необходимые рекомендации. Не оставайтесь со своей бедой один на один!

Мы оказываем помощь при различных неврологических заболеваниях, а также при нарушениях в работе других органов и систем организма. При необходимости можно получить консультацию у другого специалиста – прием в клинике ежедневно ведут врачи свыше 30 направлений.

Источник: https://www.mediccity.ru/directions/600

Нарушения речи при детских неврозах мутизм сурдомутизм заикание

Невроз нарушение речи

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКИХ НЕВРОЗАХ: МУТИЗМ, СУРДОМУТИЗМ, ЗАИКАНИЕ. Составиели: Штурмина Е. С. , Семенова О. Ю. , Виноградова Т. А. , Цулеискири Г. А. Курс: Логопедия

РЕЧЬ И НЕВРОЗ Речь – это специфически человеческая форма деятельности, отражающая процессы мышления и служащая, главным образом, общению между людьми.

При психических расстройствах, когда в той или иной степени страдает функция мышления или нарушается коммуникация ребенка с другими людьми, речь непременно «отреагирует» и явится своеобразным «зеркалом» , отражающим патологические процессы в развивающейся психике ребенка.

НЕВРОЗ Невроз – нервно-психическое расстройство, причиной которого является психическая травма – острая (испуг) или затяжная (неблагополучная семейная обстановка, разлука с родителями, травмирующая ситуация в школе). Наиболее частыми речевыми расстройствами невротического характера являются заикание и мутизм.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ НАРУШЕНИЕ РИТМА, ТЕМПА И ПЛАВНОСТИ РЕЧИ, СВЯЗАННОЕ С СУДОРОГАМИ МЫШЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕЧЕВОМ АКТЕ. ЧАЩЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ВОЗРАСТЕ: 2 -3 года 4 -5 лет • На этапе становления речи • В период, когда происходит интенсивное развитие речи и её усложнение

Предрасполагающие факторы (“почва”) Неблагоприятн ые условия ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ Анатомофизиологически е причины Психические и социальные причины

ПРЕДРАС-ПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ (“ПОЧВА”) 1 • Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС 2 • Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность. 3 • Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. 4 • Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ 1 2 3 • Физическая ослабленность детей.

• Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5 му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга.

Речевая функция созревает более медленнее у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы. • Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ: ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ЭНЦЕФАЛОПАТИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ 1 2 3 • травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга) • органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; • истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

ПСИХИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ 1 • кратковременная – одномоментная – психическая травма (испуг, страх) 2 • длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное, конфликтное воспитание 3 • неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей 4 • перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления

СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ речевые судороги 2 ГРУППЫ СИМПТО МОВ Физиологические (биологические) симптомы Социальные (психологические) симптомы нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка чувство неполноценности, фиксированность на дефекте

СУДОРОГИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО АКТА Длительность их различна: от 0, 2 до 90 секунд При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: “т-ополь” (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).

При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений – мышц – клонус: “то-то-тополь”. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, ые и артикуляционные.

Судороги в ом аппарате характеризуются следующим образом: Смыкательная (судорожно сомкнутые ые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается прерывающийся блеющий (“А-а-а-аня”) или толчкообразный гласный звук (“а-а-а-а”).

Размыкательная (ая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь). Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

СТЕПЕНИ ЗАИКАНИЯ легкая • заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться.

В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта средняя • в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются.

В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание тяжелая • заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ Постоянны й тип Возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях Волнообраз ный тип заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает Рецидивиру ющий тип исчезнув, заикание появляется вновь, после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи

ПРОГНОЗ Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии

ПРОГНОЗ Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии

ПРОГНОЗ Успешнее проходят судороги дыхательные. Клонические формы исчезают легче (характерны для возбуждения коры головного мозга, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему). Хуже проходят судороги ые. Тонические формы проходят тяжелее (характерны для возбуждения подкорки, которая труднее поддается воздействию).

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ нормализаци я микросоциального окружения Психотер апия Логопедич еские занятия Необходим компле кс мер Физиотер апия медикаме нтозное лечение

МУТИЗМ В Неврологии В Психиатри и невротическое нарушение речи проявление бреда, тяжелой истерии, а также галлюцинации немота, а также в отказ от речи сохранность речи и ее понимание, но Больной игнорирует контакты с окружающими, не отвечает на вопросы

вследствие нарушения когнитивных функций психическая травма (гибели близких, пожар и др. ) ПРИЧИНЫ вследствие ушиба МУТИЗМА истерического или сотрясения невроза мозга

ВИДЫ МУТИЗМА Абсолютный добровольный • Тотальный мутизм • заболевший молчит в знак протеста • абулия (болезненное безволие, недобровольный нерешительность), а также заторможенность всех функций

ДЛЯ ДЕТСКОГО НЕВРОТИЧЕСКОГО МУТИЗМА ХАРАКТЕРНЫ: Ø нарушения речи после определенного периода общения с окружающими; Ø отсутствие нарушений моторики, поведения, мимики (взглядом, жестом ребенок выражает свои желания); Ø избирательный характер заболевания, зависящий от определенной ситуации или лица; Ø задержка интеллектуального развития и возникновение дефектов речи.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПСИХОГЕННОГО МУТИЗМА У ДЕТЕЙ у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков • возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков • заболевшие психогенным мутизмом, имеют как задержки речевого развития, так и другие дефекты речевой функции • в семьях дети растут среди отрицательного психологического климата большинство детей имеют церебральную патологию

МУТИЗМ – ЛЕЧЕНИЕ При психогенном мутизме эффективно массивное психотерапевтическое лечение в комплексе с приемами транквилизаторов, а также нейролептиками. Существует множество эффективных методов и способов лечения.

Основной упор направляется на следующие направления: психиатрическое, логопедическое, неврологическое и психологическое. Эффективно лечение травами (пустырник, валериана), которые способствуют успокоению нервной системы.

Рекомендованы также в лечении Мебриум, соли Брома, Андоксин, Аминазина, а также Резерпина.

СУРДОМУТИЗМ В переводе с латинского обозначает глухоту, которая обусловлена врожденным генетическим дефектом. Этот термин применяется для определения глухонемоты, которая развилась без поражений слухового аппарата. Сурдомутизм относят к расстройствам психической деятельности, который встречается часто в период военных действий. Примером может послужить очень сильный взрыв.

ПРОГНОЗ заболевание временного характера, при котором речь и слух очень быстро восстанавливаются Метод растормаживающей терапии в затяжных случаях рекомендуется комплексное лечение у психоневрологов, педагогов, логопедов, оториноларингологов, сурдопедагогов

ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А. И. Захаров «Детские неврозы» РЕСПЕКС Санкт-Петербург 1995 г. 2. А. Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации» Екатеринбург АРДТД 1996 г. 3. Ш. Левис, Ш. Левис «Ребенок и стресс» Санкт-Петербург 1997 г.

Источник: https://present5.com/narusheniya-rechi-pri-detskix-nevrozax-mutizm-surdomutizm-zaikanie/

Страница Психолога
Добавить комментарий