Нервно психическое напряжение и стресс

Нервно-психическое напряжение и его последствия

Нервно психическое напряжение и стресс

Дата публикации или обновления 02.08.2017

  • Как научиться управлять собой
  • Нервно-психическое напряжение в зависимости от его интенсивности и длительности для каждой личности может приводить либо к незначительным и кратковременным, либо к серьезным и стойким расстройствам регуляции функций организма. Эти сдвиги могут быть совершенно безвредными, физиологическими, могут находиться на границе между физиологией и патологией, а могут привести и к патологии.

    Кратковременные, приспособительные эмоциональные реакции у здоровых людей не требуют применения психотропных средств – они естественны и сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

    По мнению академика П. К. Анохина, эмоции не что иное, как приспособительные реакции, возникшие в процессе эволюции, для сохранения жизни особи и продления его рода. Эти субъективные состояния сопровождаются целым рядом объективных биохимических и физиологических изменений в нашем организме.

    Эмоции помогают быстро определить опасность, вред или пользу внутренних и внешних воздействий на организм, часто бывают двигателем поступков, плохих и хороших. Известный нейрофизиолог П. В.

    Симонов считает, что эмоции — как бы дополнительный инструмент для познания окружающего мира и быстрого приспособления организма к меняющимся условиям среды.

    Понятно, что искусственное (химическими средствами) подавление эмоциональных реакций противоречит целесообразности, совершенству и универсальности их как приспособительного механизма.

    Успехи психофармакологии не должны заслонять возможностей другой, более тонкой, естественной и физиологичной регуляции нервных процессов, осуществляемой простыми приемами аутогенной тренировки.

    Но как к этому подойти? С эволюционной точки зрения биохимические и физиологические изменения в организме, наблюдающиеся при эмоциональном напряжении, эмоциональном стрессе (выброс в кровь адреналина, повышение артериального давления, учащение сердцебиения и другие), являются результатом естественного отбора и приспособления, длившихся миллионы лет. Эти изменения имеют определенное значение для выживания организма, который, по словам английского физиолога Кэннона, «готовится к борьбе или к бегству».

    Понятно, что реакции, подготавливающие организм к «борьбе или бегству», для первобытного охотника могли иметь определенную ценность. Но можно утверждать, что они менее полезны, а иногда и прямо вредны для современного человека.

    Действительно, часто ли мы видим, что после эмоционального стресса культурный человек вступает в физическую борьбу или пускается в бегство, если этого не требует соответствующая ситуация? Значит, повышение артериального давления, напряжение мышц и другие сдвиги оказались неоправданными, а иногда — у больного гипертонической болезнью, например, — и просто вредными? Более того, природа человека такова, что он реагирует не только на реальную физическую или иную опасность, но и на угрозу ее.

    И даже на символы опасности. Уже одно представление об опасности приводит в движение все указанные выше физиологические механизмы. По данным шведского ученого Леннарта Леви, треть невыходов на работу по болезням оказалась связанной не с самой болезнью как реальным фактом, а лишь с представлениями о возможном заболевании.

    Как же бороться с последствиями нервных перегрузок? Можно ли регулировать эмоции, не прибегая к химическим препаратам? Известно, что при функциональных нарушениях благотворно влияют отдых, санаторно-курортные факторы, водные процедуры. Многие люди снимают эмоциональное напряжение переключением эмоций, своеобразной индивидуальной разрядкой: длительной прогулкой, спортом, охотой, рыбалкой, коллекционированием и т. д.

    Но есть возможность иной, более глубокой разрядки эмоционального напряжения.

    И не только разрядки, и даже тонкого и сознательного управления своим нервно-психическим состоянием. Эту возможность дает аутогенная тренировка. Ее популярность среди врачей обусловлена простотой лечебных приемов, эффективностью не только при нервных, но и некоторых внутренних, кожных и других болезнях.

    Под влиянием аутогенной тренировки нормализуются высшая нервная деятельность и вегетативные функции организма. При этом личность больного активно привлекается к процессу лечения, что выгодно отличает ее от методов гипнотерапии.

    В 1963 году IV Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров рекомендовал аутогенную тренировку для медицинской практики, и сейчас она используется во многих лечебных учреждениях страны.

    Все большее число людей (и очень часто без рекомендации врача) стремится к самостоятельному овладению методом с самыми различными целями — от лечебных до психогигиенических и сугубо профессиональных. И это понятно.

    Интерес к методу объясняется не только массой популярных публикаций.

    Овладение собственными эмоциями, тренировка памяти, концентрация внимания, создание гибкой, подвижной и устойчивой нервной деятельности, привычка к самонаблюдению и самоотчету — это именно те качества нервной системы, вырабатываемые аутогенной тренировкой, в которых нуждается каждый человек, занятый в особо сложных и напряженных профессиях.

    Очевидно также, что коррекция этим методом неблагоприятных индивидуально-психологических особенностей личности (преобладание в сложных условиях отрицательных эмоций и трудности их преодоления, эмоциональная и мышечная напряженность, заторможенность, медлительность, сниженное внимание и прочее) и чрезмерных вегето-сосудистых сдвигов (потливость, бледность, сердцебиение и т. д.) может наряду с психопрофилактикой ускорять овладение современной техникой и оказывать положительное влияние на производительность труда в сложной инженерно-психологической системе «человек — машина».

    Казалось бы, интерес к аутогенной тренировке оправдан, и ее приемы, за редкими исключениями, могут быть рекомендованы любому. Но, как говорит французская пословица, «Каждый порок есть чуточку продленная добродетель»: не намечается ли в последнее время излишнего увлечения методом?

    Аутогенная тренировка относится к системам психического самовоздействия, психофизиологической саморегуляции и разумна в своей основе. Становясь же модой, особенно при самодеятельном ее применении, она неминуемо подвергается опасности искажения и рискует утратить значительную долю своей полезности.

    Неправильно поставленная цель тренировки и неверно выполняемые упражнения могут принести вред и разочарование, хотя по своей сути аутогенная тренировка безвредна и высокоэффективна.

    Мода в медицине, точнее в самолечении, встречается не реже, чем в покрое платья, но требует гораздо большей осмотрительности.

    На наших глазах увлечение гимнастикой йогов сменяется буддийским комплексом «Цен», лечебное голодание — сыроядением, магнитные браслеты идут на смену «лечебным» украшениям из янтаря.

    Нам приходилось видеть, например, нарушения мозгового кровообращения и подвывих в шейном отделе позвоночника после выполнения одной из йоговских «асана»(стояния на голове).

    Весь наш врачебный опыт свидетельствует против такой неразумной самодеятельности. Мы убеждены, что любыми попытками самовоздействия с лечебными целями должен руководить опытный профессионал.

    Каждый ученик должен иметь наставника.

    Это утверждение относится и к такой многоцелевой системе психофизиологической саморегуляции, как аутогенная тренировка. Вот почему, рассказывая об аутогенной тренировке, мы не хотим давать рекомендации по самостоятельному практическому применению ее упражнений.

    Сразу же оговоримся: мы принципиально против написания «самоучителя самолечения» и ограничим свои задачи ознакомлением читателя с физиологическими и психологическими основами аутогенной тренировки.

    Что же касается практических упражнений, то они будут посвящены психогигиеническим аспектам метода. Лечебные же приемы могут быть разными в зависимости от характера расстройств.

    Их проведение всегда требует совместной работы врача и больного.

    Касаясь механизмов аутогенной тренировки, следует отметить, что некоторые авторы связывают сознательное регулирование высшей нервной деятельности и неуправляемых волей вегетативных процессов при этом методе с самовнушением и возникновением самогипноза. Они считают, что при аутогенной тренировке речь идет о преднамеренном самопогружении человека в состояние, близкое, но не идентичное гипнотическому, с сохранением самоконтроля и самоуправления.

    Такие представления о механизмах аутогенной тренировки, согласно нашим данным, не имеют под собой фактических оснований.

    У больных неврозами и у здоровых, если они находятся в состоянии эмоционального возбуждения, всегда напрягается мускулатура. Связь функционального состояния центральной нервной системы с тонусом и активностью мускулатуры обоснована и доказана учением классиков отечественной физиологии И. М. Сеченова и И. П. Павлова.

    Мимика, интонация речи, пантомимика (выразительные движения тела) — внешние проявления чувств человека — объективно отражают состояние психики, движение мыслей и чувств. «Секрет» психологических опытов В. Мессинга и М.

    Куни и состоит, в частности, не в «чтении мыслей», а в «чтении движений», нередко незаметных для нетренированного человека.

    Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой. Известно, что мышечное напряжение является внешним выражением эмоции страха и других неприятных эмоций.

    Мы можем, впервые встретив человека и не расспрашивая его ни о чем, увидеть, что он чем-то огорчен, расстроен, взволнован.

    Его внутреннее состояние выдают напряженное, «окаменевшее» лицо, «сдавленный» голос, стесненное дыхание, «застывание», «оцепенение», «столбняк», «нервная дрожь». Все это суть выражения, показывающие напряжение мышц при отрицательных эмоциях.

    Примечательно, что релаксация (расслабление) мышц служит внешним показателем положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности. Доброе, открытое лицо, мягкая улыбка обусловлены расслаблением мышц лица. Вспомните выражение «смеяться до упаду».

    При искреннем смехе мышцы расслабляются настолько, что руки опускаются, ноги подгибаются, и человек испытывает потребность присесть или даже лечь («упасть»). Расслаблением мышц, часто сами того не сознавая, мы ежедневно пользуемся для углубления отдыха, для ускорения засыпания.

    Иначе говоря, мышечное расслабление готовит нервную систему к отдыху, к переходному состоянию от бодрствования ко сну. Оно отмечается также и при пробуждении после освежающего сна.

    Из житейских самонаблюдений мы можем сделать вывод, что между состоянием нервной и мышечной систем есть прямая связь: нервная система — мышцы. Но существует и механизм обратной связи: мышцы — нервная система. Стало быть, в более современных модификациях аутогенной тренировки очень важное место занимают упражнения в расслаблении мышц.

    Релаксация имеет двоякое физиологическое значение: во-первых, как самостоятельный фактор, уменьшающий эмоциональную напряженность; во-вторых, как вспомогательный фактор, подготавливающий условия для переходного состояния от бодрствования ко сну.

    В механизме седативного (успокаивающего) действия расслабления мышц на нервную систему нет ничего от самовнушения или самогипноза.

    В опытах на животных было показано, что после введения препаратов, блокирующих мышечные импульсы и вызывающих расслабление мышц, развивалась сонливость, изменения биотоков мозга были такими же, как во время сна или наркоза, и даже снижались реакции животных на болевые и эмоциогенные воздействия. Отсюда и понятно успокаивающее влияние многих лекарств, обладающих периферическим миорелаксирующим действием (мепробамат, эуноктин и другие), благотворное действие теплых ванн (расслабление мышц, сонливость и ослабление эмоциональной реактивности) или же мышечное расслабление.

    С позиций физиологии высшей нервной деятельности необходимо обратить внимание еще на одну сторону тренировки саморасслабления. Произвольная релаксация мышц, удерживающаяся на протяжении некоторого отрезка времени, согласно методике занятий, сменяется их волевым напряжением.

    В утренние и дневные часы сеанс аутогенной тренировки заканчивают энергичными движениями, чтобы снять с себя дремотное состояние.

    Систематическое чередование расслабления — напряжения есть не что иное, как использование физиологических механизмов для тренировки подвижности основных нервных процессов: торможения и возбуждения.

    Такая тренировка имеет самостоятельное лечебное, профилактическое и гигиеническое значение. Особенно для людей инертных, с заторможенной инициативой, людей нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям.

    О других механизмах аутогенной тренировки и о подготовительных упражнениях в мышечной релаксации мы расскажем в следующей статье.

    Далее: Как научиться расслабляться с помощью аутогенной тренировки

    В начало

    Источник: http://www.vidania.ru/psihologiya/autogennaya_trenirovka/nervno-psihicheskoe_napryazenie_i_ego_poslenstviya.html

    NeoPsyhology

    Нервно психическое напряжение и стресс

    По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение — это “вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях — при дефиците времени, информации, высоком уровне требований к качеству и объему результатов деятельности и ответственности за возможную неудачу”.

    Выделяются три разновидности нервно-психического напряжения при трудовом процессе: слабое, умеренное и чрезмерное.

    При слабом напряжении (НПН-1) психика работающего не мобилизует все резервы для трудовой деятельности. Организм как бы работает вхолостую. Отсюда и низкая производительность труда.

    Умеренное нервно-психическое напряжение (НПН-2) вызывает увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания, усиливает процессы возбуждения в нервной системе. Такое состояние эмоционального подъема, творческой активности испытывают многие ученые, художники, писатели, поэты.

    Очевидно, буквально каждому знакомо удовлетворение от физического труда, когда работа спорится.

    При этом организм мобилизует все энергоресурсы. Гормоны лавиной обрушиваются на скелетные мышцы и внутренние органы. Увеличивается частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, температура тела. Любопытно, что у мужчин эти изменения выражены интенсивнее, чем у женщин.

    Из этого, очевидно, следует, что слабому полу нужно создавать другие стимулы к труду. При одинаково напряженной деятельности ее энергоемкость у женщин гораздо меньше, т. е. слабый пол имеет серьезные преимущества перед сильным.

    Не случайно на монотонных производствах, требующих сложного координированного труда (сборка часов, производство электронной аппаратуры и др.), работают в основном женщины. Степень напряжения зависит и от возраста. У более молодых (20—30 лет) мобилизация резервов существенно выше.

    Старше 30 лет нарастание величины нервно-психического напряжения сопровождается большим подъемом конструктивного мышления. По-видимому, с возрастом человек приучается полностью включаться в работу при меньшем расходе сил.

    Особенностью умеренного нервно-психического напряжения является то, что все сдвиги в организме не оставляют неприятных последствий, психического и физического дискомфорта. Все показатели быстро возвращаются к исходному уровню.

    Совсем другое дело — чрезмерное нервно-психическое напряжение (НПН-3). При нем еще больше увеличиваются процессы возбуждения в нервной системе, что часто ведет уже к патологии. Снижаются уровень функциональной активности головного мозга, надежность его работы. Выброс адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников истощается.

    Отсюда — нарушение кровообращения, терморегуляции энергообеспечения организма, функции внутренних органов. В результате декомпенсации возникают условия для развития неврозов, гипертонической болезни, стенокардии, бессонницы, язвенной болезни желудка и других недугов. Следовательно, чрезмерное напряжение — пограничное, предболезненное состояние.

    По существу, это уже дистресс со всеми вытекающими последствиями.

    Хроническое перенапряжение обычно сочетается с переутомлением, снижением работоспособности, производственных показателей.

    Не случайно такое состояние чаще возникает у людей, имеющих невысокий уровень навыков работы и профессионального опыта, недостаточную психологическую тренированность, низкую адаптацию к сложным условиям труда, слабую волю, а также отсутствие интереса к данному роду деятельности.

    Попав в неблагоприятную ситуацию, такой человек склонен завышать ее значение и недооценивать свои силы. Налицо своеобразная реакция паники либо по типу неорганизованной, хаотичной деятельности, либо с полным отказом от нее, растерянностью и отрицательными эмоциями.

    Не с ней ли связан удивительный факт, обнаруженный французским врачом и исследователем А. Бомбаром. Большинство потерпевших кораблекрушение погибают не от потери сил, а от страха перед стихией. Любопытно, что эти условия лучше выдерживают женщины.

    У них дольше сохраняется координация движений, деятельность сердечно-сосудистой системы, терморегуляция и энергетический обмен. Мужчины гораздо больше подвержены нервному срыву. У молодых людей и стариков в условиях чрезмерного напряжения умственная работоспособность падает значительно больше, чем у лиц среднего возраста.

    Наоборот, координация движений, а в ряде случаев и физическая работоспособность выше у молодежи.

    Другой вариант реакции человека на чрезмерное напряжение, особенно в ситуации монотонной деятельности, — развитие сонливости, вялости. Она чаще бывает у флегматиков. При однообразии могут возникнуть и раздражение, беспокойство.

    Наконец, еще один вариант реакции человека на стресс — повышенная активность. Это нормальная реакция, опирающаяся на накопленный опыт, интуицию, поведение окружающих, крепкую нервную систему. Результатом ее, как правило, является благополучный выход из стресса.

    Как пример исключительной устойчивости человека приведу случай, происшедший с советским летчиком Ю. Козловским. Его самолет неожиданно вышел из строя. Пришлось катапультироваться. Стояли 30-градусные морозы.

    Несмотря на переломы обеих ног, он более 3-х,суток полз по заснеженной тайге. Он обморозил обе ноги, но выжил . Главное в такой ситуации — способность мобилизовать все силы, противостоять холоду, отчаянию, безнадежности.

    Нервная система летчика выдержала суровый экзамен.

    Понимающий гештальт — актуальная национальная задача
    Гештальт представляет собой эгоцентризм, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Перцепция просветляет стимул, здесь описывается централизующий процесс или создание нового центра личности. Поведенческая терапия параллельна. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что толпа выбирает …

    Информация об адаптации методики, надежности и валидности
    Под руководством профессора Б.В. Овчинникова в последние годы в нашей стране проходит широкую апробацию типология Юнга-Майерс-Бриггс-Кейрси.

    С разрешения автора был адаптирован опросник Д. Кейерси и апробирован на школьниках г. Санкт-Петербурга, курсантах ряда ВВУЗов, проводилась проверка коцептуальной, содержательной валидности. Обнару …

    Песочная терапия
    Метод песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт впервые применила песок в игровой психотерапии с детьми. В последствии песочная терапия была разработана австрийским психоаналитиком, учеником З. Фрейда К.Г. Юнгом. Песочная терапия уже получила признание и широкую распространенность в Европе и США, а …

    Источник: http://www.neopsyhology.ru/neopss-1245-1.html

    Нервно-психическое напряжение

    Нервно психическое напряжение и стресс

    Нервно-психическое напряжение (НПН) – этосостояние возникающее вследствие повышенной интенсивности нервных и психических процессов, обеспечивающих выполнение деятельности.

    Виды НПН:

    · Информационное (например, вследствие избытка информации).

    · Эмоциональное (например, следствие повышенной ответственности).

    · Операциональное (следствие повышенной сложности деятельности).

    Стадии НПН:

    1. Слабое (нет заметных сдвигов в функциональных системах, нет дискомфорта, нет мотивации, не беспокоят последствия).

    2. Умеренное (активируются все психические процессы, растет физическая и соматическая активность, но нет переживания физического дискомфорта, присутствует уверенность в себе, удовольствие от процесса).

    3. Чрезмерное (сдвиги в соматических системах и психике в целом, ощущение дискомфорта физического и психического. Появляются негативные эмоции. Снижается уверенность в успехе).

    Типы реакций оператора в ситуации нервно-психического напряжения:

    1. Гипореактивный – НПН медленно развивается, слабая симптоматика (типично для невротиков, а также опытных и пожилых работников).

    2. Нормореактивный – умеренно выраженные признаки НПН.

    3. Гиперреактивный – быстрое начало и окончание, сильно выраженная симптоматика (типично для молодых, начинающих работников, тревожных и невротичных личностей).

    Стресс как функциональное состояние

    По определению Ганса Селье, стресс – это общий адаптационный синдром организма, биологический смысл которого состоит в мобилизации ресурсов организма для достижения целей деятельности, реализуемой в сложных условиях.

    Стресс возникает в ответ на воздействие экстремальных условий внешней среды или стрессоров. Стрессоры делятся на физиологические и психологические.

    Фазы стресса представлены на рисунке (13).

    Рис.14. Фазы стресса

    эффективность деятельности

    Типы реагирования на стресс:

    1. Возбудимый (лев). Для этого типа реагирования характерна повышенная активность, смена решений, частая перепроверка своих действий.

    2. Тормозной (кролик). Для него типична скованность, однообразная поза, замедленные движения, бездействие.

    Типы личностей по устойчивости к стрессу.

    1. Тип А – предрасположенные к частым стрессам. Для них характерны следующие признаки: напряжение лицевой мускулатуры, целеустремленность, амбициозность, суетливость, агрессивность, ощущение нехватки времени.

    2. Тип Б – стрессоустойчивые. Для них характерны следующие признаки: расслабление лицевой мускулатуры, неторопливость, доброжелательность.

    Запредельные формы стресса ведут к разрушению деятельности, и следовательно к авариям и травматизму.

    Для деятельностей, требующих от работника стрессоустойчивости, должен вестись профессиональный отбор на основе тестирования.

    Проверьте себя на стрессоустойчивость посредством предлагаемых в этом учебнике тестов.

    Монотония

    Монотония – этосостояние, возникающее вследствие выполнения несложной деятельности, не требующей личной инициативы и проявляющееся в усталости, сонливости, низкой удовлетворенности, снижении характеристик внимания. Специфическим симптомом монотонии является ощущение умственного отупения.

    Факторы монотонии:

    1 группа факторов: характеристики самой деятельности (однообразие, ограниченная подвижность, ограниченное поле обозрения). Отсутствие личной инициативы.

    2 группа: средовые факторы (однообразные ритмы, цветовая монотония, отсутствие людей).

    3 группа: социальные факторы (низкая мотивация, отсутствие взаимосвязей между работниками).

    4. группа: индивидуальные особенности (возраст, тип личности, умственное развитие).

    Высокая монотонность деятельности приводит к снижению концентрации внимания, появлению сонливости и, как следствие, потере контроля за ситуацией. Что может привести к аварии, травме. Так, на хорошо оборудованных автобанах, водители часто засыпают за рулем и попадают в аварии.

    Борьба с монотонией предполагает насыщение деятельность более широким содержанием, повышением творческого компонента, возможностью выбора; более активное использование факторов непроизвольного внимания, снижение средовой монотонии.

    Сатурация

    Сатурация, по К.К. Платонову, означат пресыщение деятельностью. Деятельность буквально надоедает. В результате «взгляд замыливается» (снижается концентрация внимания), мотивация успеха падает, рабочие операции формализуются. Все это и приводит к травматизму. В этом случае говорят «и на старуху бывает проруха».

    Симптомы сатурации:

    · Соматические реакции (боли, неприятные ощущения во внутренних органах).

    · Снижение результативности и повышение травматизма.

    · Снижение мотивации (нежелание работать, достигать успеха).

    · Рост раздражительности.

    · Ощущение однообразия деятельности.

    · Желание сменить характер деятельности.

    · Ощущение отсутствия прогресса в деятельности.

    · Ощущение отсутствия перспектив.

    Сатурация как явление близка явлению «выгорание»[6]. Но в случае сатурации истощается интерес к конкретной деятельности. А в случае выгорания утомляется вся личность, падает мотивационный потенциал и интерес к работе в целом.

    Источник: https://poisk-ru.ru/s11016t1.html

    Как снять стресс и внутреннее нервное напряжение в домашних условиях

    Нервно психическое напряжение и стресс

    Стресс – это защитная реакция организма на сложную, некомфортную ситуацию. Состояние сопровождается внутренним напряжением, повышенной тревожностью и чувством страха.

    Снять стресс в домашних условиях

    Избавляются от симптомов стресса через психоанализ и техники, которые пациенты выполняют дома, по дороге на работу или на рабочем месте. Снять нервное напряжение помогут народные рецепты: безопасные настойки и средства на натуральной основе не вызывают побочные эффекты.

    Стресс и психоэмоциональное напряжение

    Стресс – это состояние, состоящее из комплекса негативных внутренних процессов. Напряжение – это отдельные моменты, которые возникают из-за факторов стресса и влекут за собой серьезные последствия для дальнейшего развития человека.

    Эти понятия указывают на психологическое состояние человека.

    Психоэмоциональное напряжение вызывает физическую и мыслительную нагрузку, характеризуясь частичной потерей контроля: в таком состоянии личность преодолевает трудности, не будучи уверенной в результате своих действий.

    Стресс является реакцией организма на факторы, которые по ряду причин разум человека воспринимает как непосильные трудности, с которыми нельзя справиться.

    Разновидности нервного напряжения

    Нервное возбуждение характеризуется нагрузкой на ЦНС. В состоянии стресса человек не расслабляется: ночью его мучают кошмары, а наутро он чувствует усталость и апатию. Нервная система не восстанавливается. Психические нагрузки меняют поведение личности, делая человека агрессивным и обособленным от окружающих. Для удобства выделяют два типа запредельного психического напряжения:

    1. Тормозной тип выражается в низкой адаптации человека к новым условиям, когда он не может подстроиться под поставленные задачи на работе и требования в семье. Его реакции заторможены и неадекватны по отношению к ситуации.
    2. Чрезмерные формы психического напряжения (возбудимого типа) выражаются в смене поведения личности: она отстраняется от привычной среды обитания, становится замкнутой и необщительной. Умственное перенапряжение приводит к быстрой смене настроения. Напряженность такого типа характеризуется повышенной агрессией личности, пережившей сильный стресс.
    3. Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения возникают из-за гипермобилизации организма (человек переживает эмоциональный срыв).
    4. Запредельные формы нарушают координацию движения. Вследствие напряжения появляется спутанность сознания и снижается концентрация внимания.

    Стресс, напряжение, агрессия

    Симптомы психоэмоциональных проблем

    Нервное переутомление отображается на поведении человека. Меняется его отношение к жизни, к поведению и социуму. Симптомы нервного напряжения:

    • вялость;
    • апатия;
    • заторможенность реакций;
    • повышенная тревожность;
    • депрессия;
    • маниакальное поведение (человек сосредоточен на одной задаче).

    Симптомы и лечение нервного напряжения похожи на методы избавления от стресса. Первостепенная задача – снижение уровня тревоги и борьба с основной причиной такого состояния. Без лекарств напряжение снижается постепенно через повышение активности человека и коррекцию его поведения.

    Каждый симптом нервного перенапряжения сопровождается истощением разума и тела человека. Нарушается питание, снижается тонус мышц – личность буквально слабеет на глазах.

    Признак проблем в организме, которые возникают на фоне нагрузки на психику: аритмия, гипертония, инфекционные заболевания (сбои в работе иммунной системы), нарушения в работе кишечника (запоры, поносы, повышенные метеоризм).

    Как снять напряжение

    Методы снятия психологического напряжения напрямую зависят от состояния пострадавшего человека. Успокоительные таблетки и психотропные препараты назначаются врачом в тех случаях, когда упражнения и регулярные техники не дают положительных результатов. Психокоррекция – безопасная методика для взрослых и детей.

    Психологическое консультирование и психокоррекция

    Состояние психического напряжения состоит из физических реакций, которые можно научиться контролировать. В основе методики для домашнего использования лежит коррекция реакций организма. Через дыхательные упражнения человек учится контролировать страх, а упражнения от напряжения помогают концентрировать внимание.

    Техника правильного расслабления

    Самый простой способ снять напряжение – дать организму указание сменить внешнюю реакцию. Чтобы снять стресс и нервное напряжение в домашних условиях после рабочего дня, следует прогуляться на свежем воздухе.

    Польза пеших прогулок

    Пешие прогулки наедине с мыслями позволяют разобраться в причинах сложившейся ситуации и отвлечься от проблемы. Смена окружающей среды помогает быстро успокоиться, расслабить мышцы и снизить перевозбуждение. Лучше прогуливаться перед сном, чтобы снять психическое напряжение и предотвратить бессонницу.

    Упражнение для снятия напряжения

    Психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства, выражается в поведении личности. Она зажата и закомплексована: ее травмы отображаются на внешности и манере поведения человека. Он скованный, сутулый и неуклюжий. Для борьбы с внутренними зажимами используют гимнастику.

    Снятие напряжения и стресса:

    • исходное положение – стоя у стены с вытянутой спиной;
    • ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладони направлены вниз);
    • на выдохе тело медленно вытягивает вверх, на вдохе вес тела перераспределяется на всю стопу.

    Количество повторений упражнения зависит от физической подготовки человека. Психоэмоциональное напряжение из-за резких перемен на работе или в личной жизни сопровождается приступами паники – такое упражнение ослабит тревожность, и психическое напряжение исчезнет в течение 5–10 минут.

    Чередуются подъемы тела с задержками дыхания. Человеку необходимо вытянуться на носочках и втянуть мышцы пресса. На выдохе тело расслабляется и возвращается в исходное положение.

    Дыхательные упражнения

    Чтобы быстро снять стресс или нервное напряжение, необходимо успокоить дыхание. Как реакция на страх и стресс, у человека появляется отдышка, удушье, боли в грудине и неровное дыхание. С помощью простых дыхательных упражнений психологическое напряжение снижается, и человек приходит в нормальное состояние. Подходят дыхательные упражнения как мужчине, так и женщине или ребенку.

    Дыхательные упражнения для снятия напряжения несложно запомнить:

    1. Исходное положение – сидя или стоя. Человек обустраивается в удобное положение с ровной вытянутой спиной. Важно, чтобы грудная клетка была ровной, расправленной, и ничто не мешало спокойному дыханию.
    2. Закрытые глаза помогают отстраниться от происходящего вокруг. Проводится упражнение дома, на работе или в общественном транспорте.
    3. Первый вдох медленный и глубокий. Во время вдоха человек считает про себя до пяти. Воздух проходит через легкие, живот постепенно округляется.
    4. Медленный выдох. Выдыхать следует постепенно, напрягая мышцы живота, затем освобождая легкие. Комплекс вдохов и выдохов похож на волну, которая сначала заполняет человека, а затем освобождает.
    5. Следует вдыхать через нос, а выдыхать через рот.
    6. Между вдохом и выдохом проводится задержка дыхания на несколько секунд.

    Дыхательные упражнения для снятия стресса

    Простая схема «вдох на 5 счетов – задержка дыхания на 5 секунд – выдох на 5 счетов» позволит расслабить тело и освободить разум от тревожных мыслей. Повторения упражнения способствуют отвлечению внимания от фактора стресса. Проводится дыхательная гимнастика в течение 10 минут. Повторяется упражнение 2–3 раза в день.

    Восстановление правильного ритма дыхания нормализует психическое состояние человека. Перед сном упражнение позволит быстро уснуть и избавиться от тревожных мыслей.

    Техника для экстремальных ситуаций

    Эффективный метод снятия психологического напряжения в условиях конфликта – это экстренные меры. Используют быстрые техники для нормализации состояния в стрессовой ситуации и для предотвращения нервного срыва. Хорошо помогает от приступа паники упражнение «Лодочка».

    Исходное положение – сидя или стоя. Необходимо выровнять спину и сложить руки в виде лодочки (ладони соединены на уровне грудной клетки, локти согнуты).

    Для того чтобы снять стресс и нервное напряжение, следует следить за дыханием в течение 3–4 минут. На пятую минуту его частота снижается. Спокойные, размеренные вдохи чередуются с длинными выдохами.

    Во время вдоха губы сомкнуты (делается вдох носом). Через несколько минут тело расслабится, а разум успокоится.

    Успокоительные травы и ароматерапия

    Снимать напряжение можно в непринужденной домашней обстановке. Успокоительный чай и эфирные масла, благовония и ароматические свечи создадут все условия для расслабления организма.

    От внутреннего напряжения помогают травяные сборы, которые хранятся круглый год. В качестве натурального седативного средства подбирают травы: зверобой, душица, ромашка и пустырник. Разбавляют травяной вкус чая медом, корицей или сиропом. Подбирается состав сбора индивидуально.

    Травяной чай с медом

    Избавление от нервного напряжения в домашних условиях проходит просто, если раз в неделю делать ванны с хвоей и эфирными маслами. Используют по 10 капель масел (апельсинового, кедрового и лимонного дерева), добавленных в теплую ванну. Так можно снять усталость. После ванной рекомендуется выпить свежезаваренный ромашковый чай или отвар с лекарственными растениями (мелисса и мята).

    Полезные свойства масел используются для улучшения кровообращения, в борьбе с простудами и стрессами.

    Помогает расслабиться благовония: с помощью аромалампы и эфирных масел можно успокоить нервную систему.

    С помощью масла лаванды, герани и ладана женщина может убрать сильные боли во время менструации (нарушение гормонального фона вызывает повышенную нервозность и психоэмоциональное напряжение).

    Затяжной стресс

    Результатом повышенной возбудимости (симптомы: раздражительность, апатия, растерянность) становится затяжной стресс. У человека болит голова, проявляется тремор в конечностях, болят суставы, ломит тело – психоэмоциональные проблемы приводят к патологиям.

    Лечащим врачом назначаются препараты, которые убирают физические симптомы. Психоанализ и работа над образом жизни помогает личности избавиться от стресса и его последствий. Опасность затяжного стрессового состояния кроется в нарушении работы ЦНС.

    Психические расстройства проявляются у людей, которые не боролись с постоянным эмоциональным напряжением.

    Правильный ритм жизни

    Избежать приема стрессогенных препаратов удастся, если распланировать режим дня, составить правильный рацион и побеспокоиться о здоровье организма. Средства от напряжения вызывают сонливость и влияют на поведение человека, а народные средства от стресса неопасны. Полезные привычки, выработанные во время работы над мышлением и поведением, станут профилактикой стресса в будущем.

    Занятия спортом

    Снять внутреннее напряжение помогут:

    • занятия спортом;
    • новые увлечения;
    • поездки загород;
    • новые знакомства и встречи;
    • своевременный отдых.

    От стресса спасает работа над собственным мышлением – установки, которыми живет человек, создают его реакции. Стрессоустойчивость вырабатывается путем самовоспитания и самопознания. Если личность знает причину страха, она не боится будущего, не опасается неизвестности.

    Режим дня – это сбалансированные сутки, за которые организм успевает отдохнуть и получить нужную нагрузку. Культура потребления пищи позволяет избавиться от такого проявления стресса, как переедание или голодание.

    Физические нагрузки

    Способность противостоять стрессу равносильна умению контролировать спонтанные реакции организма. Зажатое тело не может расслабиться, противостоять стрессу и его последствиям. Для закаливания организма используются физические нагрузки: хорошо помогает бег по утрам или вечером перед сном. Во время бега человек очищает разум и позволяет телу сбросить скопившееся напряжение.

    Преодолеть напряжение удастся, если воспитать в себе стойкость перед проблемами. Работа над телом повышает самооценку.

    Развитие мотивирует личность на новые свершения, а групповые занятия позволяют завести перспективные знакомства. Снятие стресса через занятия йогой основаны на сочетании медитативных техник и физических упражнений.

    Человек учится по-другому смотреть на мир, людей и причины стресса. Расслабление – залог гармонии и хорошего самочувствия.

    Поиск новых хобби

    Увлечения и хобби – фундамент личности, которая развивается.

    Основой арт-терапии (один из лучших методов борьбы с затяжным стрессом) является раскрытие человека, его страхов и тревог через искусство.

    Фигурки, композиции, картины раскрывают истинные травмы личности. Благодаря арт-терапии можно успокоить старые душевные раны. Человек, который знает самого себя, не боится окружающего мира.

    Новые занятия – это впечатления и позитивные эмоции. Положительные переживания спасают от стресса. Они переключают личность от проблемы, делают переживания менее значимыми.

    Отдых и релаксация

    Отсутствие отдыха заканчивается эмоциональным выгоранием. Личность теряет мотивацию и слабеет. Чем меньше человек уделяет времени на отдых, тем больше он подвержен внешнему влиянию. Отдых состоит из отвлеченных занятий: пикники, походы в кино, общение с близкими людьми. Подобные занятия, дают необходимую организму передышку.

    Релаксация направлена на раскрытие истинных желаний личности. Вдали от работы и семейных обязанностей она может принять верные решения. Смена места – сигнал успокоения для организма.

    Заключение

    Стресс и психоэмоциональное напряжение – похожие понятия, которые описывают тяжелое состояние личности. Сложности на работе и дома изматывают человека, делают его слабым и восприимчивым. Выражается стресс физическими симптомами: нарушается режим дня, сон и питание. Чем дольше длится такое состояние, тем сложнее из него выйти.

    Помогают справиться с напряжением и стрессом физические нагрузки, беседы с друзьями и психоаналитиками. Индивидуальная программа лечения – это равновесие между желаниями и потребностями человека. Для дальнейшего развития ему нужно избавляться от стресса, который искажает восприятие действительности.

    Источник: https://psyhoday.ru/stress/kak-snyat-nervnoe-napryazhenie.html

    НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, МОНОТОННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    Нервно психическое напряжение и стресс

    Спортивная деятельность предъявляет к организму человека самые разнообразные требования — от работы в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вызывает высокое нервно-психическое напряжение, до длительной монотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы.

    НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

    Условия спортивной борьбы, особенно в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повышенное нервно-психическое напряжение.

    Огромный объем информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени–часто в десятые и сотые доли секунды, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса, а в особо сложных условиях–к негативным переживаниям–дистрессу.

    Стресс (англ. stress — напряжение) — это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.

    Канадский ученый Г. Селье рассматривал проявления стресса как неспецифические системные реакции организма или общий адаптационный синдром, который не зависит от специфики раздражителя и протекает в следующие стадии:

    • 1-я стадия — тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противотока» (мобилизации функциональных резервов).
    • 2-я стадия — резистентности (устойчивости и высокой работоспособности).
    • 3-я стадия — истощения — общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.

    Эти стадии во многом аналогичны стадиям процесса адаптации (физиологического напряжения, адаптированности и дизадаптации) с тем только отличием, что процесс адаптации включает не только неспецифические, но и специфические приспособительные реакции (А. С. Солодков, 1988).

    В спорте возможны различные проявления стресса.

    Физический стресс– возникающий во время высокоинтенсивной двигательной деятельности спортсмена, но не связанный с какими-либо эмоциональными переживаниями (например, тренировочные занятия, особенно в стандартных видах спорта).

    Эмоциональный стресс — отражающий высокое нервно-психическое напряжение во время соревновательной деятельности и вызывающий мобилизацию функциональных резервов организма и значительные психические, вегетативные и гормональные реакции.

    При развитии эмоционального стресса чрезвычайные раздражите -ли (стрессоры) действуют на высшие отделы центральной нервной системы. Эти влияния вызывают возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы и выделение связанных с ним гормонов и медиаторов, а через гипоталамус воздействуют на гормональную активность гипофиза.

    Гормон гипофиза — адренокортикотропный гормон вызывает выделение надпочечниками адреналина, норадреналина, глюкокортикоидов и минералкортикоидов. В результате возникает комплекс приспособительных реакций организма.

    Увеличивается частота и регулярность дыхания, укорачивается фаза вдоха относительно выдоха; увеличивается частота сердечных сокращений и почти исчезает аритмия; повышается артериальное давление; усиливается обмен веществ и энергии; увеличивается амплитуда ЭМ Г и повышается сила сокращений скелетных мышц; в ЭЭГ уменьшается выраженность ритма покоя (альфа-ритма) и увеличивается проявление ритмов напряжения (тета-ритма) и активации (бета-ритма); концентрируется внимание. Все эти реакции обеспечивают высокую работоспособность.

    Однако, в результате чрезмерного нервно-психического напряжения развивается состояние дистресса и могут возникать различные негативные реакции — ухудшается кровоснабжение некоторых отделов головного мозга, урезается частота сердечных сокращений, падает артериальное давление, увеличивается время двигательных реакций и снижается моторная активность. При многократных стрессах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.

    Нервно-психическое напряжение у разных людей может проявляться в различных стрессовых реакциях.

    Эмоциональный стресс выражен у спортсменов тем сильнее, чем более значимо для них достижение цели действия (их потребность) и чем меньше у них доступной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Элементы новизны и неопределенности ситуации повышают напряженность в организме спортсменов.

    У спортсменов, более опытных, уверенных в своих силах, с сильными и уравновешенными нервными процессами, состояние нервно-психического напряжения выражено слабее.

    У них быстрее протекает 1 -я стадия, длительна и устойчива 2-я стадия и очень редко проявляется 3-я стадия.

    У менее подготовленных спортсменов, со слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1 -я и 3-я стадии и менее — 2-я стадия общего адаптационного синдрома.

    Источником положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является поиск новой информации, новых путей решения двигательных и тактических задач.

    При длительном выполнении однообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.

    Монотония — это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды ЭМГ работающих мышц, падение работоспособности.

    Одним из механизмов возникновения состояния монотопи и является привыкание. Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна.

    В процессе автоматизации простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается.

    При этом активируются неспецифические тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсутствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга.

    Вус-ловиях монотонной деятельности изменяется рольлевого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей отмечено снижение активности левого доминирующего полушария головного мозга и повышение роли правого неведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной. Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.

    Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы.

    Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью — флегматики.

    Обследования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, велосипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

    Имеют значение личностные особенности спортсменов. Интроверты легче справляются с монотонной работой, чем экстраверты.

    Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости перемещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают соревновательные ситуации и т. п.

    Источник: https://studwood.ru/1110841/turizm/nervno_psihicheskoe_napryazhenie_monotonnost_deyatelnosti_vliyanie_organizm_cheloveka

    Страница Психолога
    Добавить комментарий