Нарушения интеллекта при шизофрении

Интеллект при шизофрении

Нарушения интеллекта при шизофрении

Шизофрения входит в группу психических заболеваний, имеющих этиопатогенез со сложным прогредиентным течением. Более правильно утверждать о наличии полиэтиологической природе болезни. При этом, особенности течения шизофрении во многих случаях оказывают влияние на интеллект больного.

К этиологическим факторам относится наследственная предрасположенность, хотя в настоящее время ученые не доказали, какую роль она играет, и как именно влияет на интеллектуальные способности человека.

В основном, наследственность упоминается в связи с тем, что в этом случае вероятность заболевания выше у тех людей, чьи родственники страдают этой болезнью.

К тому же, имеет значение воспитание, которое человек получил в детском возрасте, и это подтверждает психоалитическая литература.

Также имеются наблюдения, указывающие, что недостаточные эмоциональные связи между матерью и детьми, излишняя холодность, усугубляют уязвимость индивида в наследственном плане, и влияют на развитие интеллекта. Нельзя недооценивать и роль различных стрессовых факторов.

На состояние психики действуют физиологические и психологические факторы, что нередко служит пусковым механизмом при развитии шизофрении. В данном случае, интеллектуальные возможности страдают в незначительной мере.

Многие ученые считают, что интеллект при шизофрении страдает незначительно, и в наибольшей степени проблемы возникают при таком явлении, как аутизм, который проявляется нарушением эмоциональной сферы, мышления, волевой сферы. При этом больной утрачивает контакт с окружающим миром, ограничиваясь собственным внутренним миром.

Иногда больной наоборот, становится чрезмерно общительным, рассказывает окружающим о своих переживаниях, которые принято считать интимными. При шизофрении совокупность проявлений дефицитарного типа определяется, как шизофреническое слабоумие, при котором интеллект больного понижается, хотя формально считается, что он не страдает.

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Как известно, патогенез заболевания не изучен в такой степени, чтобы с уверенностью утверждать о происхождении причин, вызывающих нарушения интеллекта.

Имеются различные теории, на основании которых можно судить о том, что интеллект при шизофрении полностью сохраняется, в то же время, другие авторы утверждают, что в зависимости от состояния заболевания, интеллект может быть изменен.

Причем, среди биологических теорий сегодня наиболее часто обсуждается теория, которая рассматривает повышенную активность дофаминэргических структур мозга. Поэтому основными медикаментами, применяемыми для лечения подобных нарушений, считаются нейролептические препараты.

Все-таки большинство специалистов подтверждают, что действительно, при шизофрении происходит снижение интеллекта, так как для этого существует несколько причин. Например, известно, что болезнь ведет за собой ряд органических изменений головного мозга, тем самым снижая интеллект. Не менее негативно влияют и лекарства, циклодол и нейролептики, вызывающие когнитивный дефицит.

Также при шизофрении становится менее активной префронтальная зона коры мозга, которая несет ответственность за когнитивные функции. Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект.

В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

В  то же время, происходит меньшее влияние на обмен в головном мозге ацетилхолина. Известно, что его дефицит связан со снижением интеллекта. К  тому же, при атипичных нейролептиках нет необходимости назначать пациенту циклодол, который всегда вызывает когнитивный дефицит.

Считается, что в вопросе изменения интеллекта при шизофрении решающим фактором является природа, то есть, как будет проходить заболевание.

Особенности изменения интеллекта при шизофрении

При наличии доброкачественных вариантов заболевания интеллект практически не нарушается, но, как известно, очень часто наблюдаются злокачественные варианты.

В таких случаях очень сложно даже замедлить развитие шизофрении, и попытки остановить процесс даже не помогают замедлить его хотя бы в незначительной степени. Единственное, что возможно в этом случае – это упорядочить поведение.

В основном, дефицит интеллекта наблюдается у пациентов, которые страдают шизофренией длительное время, и изначально это проявляется в изменении качества психических процессов.

При проведении исследований интеллектуальной деятельности пациентов выявлено, что выполнение трудных заданий происходит правильно, и то же время легкие задания такими больными выполняются не всегда, решение сопровождается странными суждениями, которые не дают возможности произвести отличие существенных признаков от второстепенных. В наибольшей степени это свойственно для шизофрении параноидной формы. Если в клинической картине преобладает апатоабулический синдром, то снижение интеллекта обозначается иначе.

В этом случае, пациенты используют для решения задач знания, которые они имели до заболевания. На легкие вопросы отвечают без сомнений, правильно, а вот более сложные вопросы вызывают затруднение.

В таких случаях пациент не может дать адекватных ответов, связанных с социальной жизнью.

При органических поражениях мозга нарушение интеллекта сопровождается психической истощаемостью, которая постоянно прогрессирует, утрачивается способность к мыслительной способности высших форм.

Источник: https://www.psyportal.net/7639/intellekt-pri-shizofrenii/

ШИЗОФРЕНИЯ: краткое введение

Нарушения интеллекта при шизофрении

Как уже было отмечено, концепция интеллекта основана на том наблюдении, что люди, которые хорошо выполняют один вид тестов, так же хорошо выполняют и другие виды тестов. Однако в то время, когда были разработаны тесты для измерения IQ, нейропсихологи показали противоположное явление.

Ограниченные повреждения мозга могут вызвать ухудшение выполнения одного вида тестов, в то время как выполнение других видов тестов остается без изменений. Французский нейролог Поль Брока первым показал это в 1861 г. у пациента, известного как Тан (настоящее имя — Леборн), который не мог говорить (он мог только сказать «тан, тан, тан»), но мог понимать речь.

Эта проблема была связана с повреждением левой нижней лобной области мозга, которая стала известна как извилина Брока, или «центр речи».

В течение XX века была проделана большая работа по разработке тестов, которые могут выявлять повреждение конкретных областей мозга.

Такие тесты претендуют на то, что связаны с определенной областью мозга, так что способность узнавать предметы с необычной точки может называться тестом теменной доли, а тест на способность спонтанно говорить — например, «назовите всех животных, какие придут вам в голову» — называется тестом лобной доли.

Этими ярлыками награждают на основании того, что пациенты с повреждениями теменной доли имеют тенденцию плохо узнавать предметы с необычной точки, а пациенты с повреждениями лобной доли плохо выполняют тесты на спонтанную речь, в то время как их способность справляться с другими тестами остается без изменений. Обратная логика, то есть если кто-то плохо выполняет тест на спонтанную речь (но не другие задачи), то у них должно быть повреждение лобной доли, гораздо проблематичнее. Тем не менее до разработки не инвазивных (то есть без проникновения в организм) методов получения изображений мозга пациентов, если они еще были в живых (см. главу 5), измерение выполнения нейропсихологических тестов было одним из основных способов раскрыть, какие именно области мозга могли быть повреждены.

7. Человеческий мозг является глыбой ткани, которая весит около 1,5 кг и содержит примерно 10 миллиардов нейронов (или нервных клеток). Мозг состоит из нескольких больших областей, каждая отвечает за разные аспекты восприятия, мышления, действий, также как за более фундаментальные функции.

Ствол мозга соединяет головной мозг со спинным мозгом и управляет многими основными функциями, такими как дыхание, питание и сон. Мозжечок занимается координацией осознанных действий и поддержанием позы и равновесия. Кора головного мозга, разделенная на левое и правое полушария, самая высоко развитая часть мозга.

В каждом полушарии есть четыре доли. Затылочная доля связана со зрением. Теменная доля связана с осязанием, ощущением положения тела в пространстве и вниманием. Височная доля связана со слухом и речью, узнаванием предметов, памятью и эмоциями.

Лобная доля связана с выполнением действий и принятием решения, решением задач и планированием.

П. Поль Брока (1824–1880) и Карл Вернике (1848–1904) изучали влияние повреждения мозга на речь. Они первыми показали, что небольшие участки мозга имеют очень специфичные психологические функции. Зона Брока лежит в нижней части лобной доли коры левого полушария. Пациенты с повреждениями этого участка могут понимать речь, но не могут говорить.

Область Вернике лежит в верхней части височной доли и нижней части теменной доли. Пациенты с повреждением этой области могут говорить, но не понимают речь. У подавляющего большинства людей эти области, связанные с речью, находятся в левом полушарии мозга.

Когда пациенты с шизофренией галлюцинируют (слышат голоса), наблюдается повышенная активность в этих областях мозга.

С использованием этой логики нейропсихологические тесты были даны пациентам с шизофренией с целью выявить, какие участки мозга у них, скорее всего, работают неправильно.

Однако, как мы увидим в главе 5, при помощи изображений мозга не было получено доказательств отклонений в зонах с конкретной локализацией.

Поэтому мы используем результаты нейропсихологических тестов, не чтобы говорить о повреждениях определенных областей мозга, а чтобы говорить о нарушенных функциях познания. Мы будем обращаться к тестам, например, исполнительной функции, а не «фронтальным тестам», или тестам лобной доли.

Из нашего обсуждения вопросов интеллекта ясно, что пациенты с шизофренией имеют тенденцию плохо выполнять целый ряд разных тестов. Однако исследования также показали, что у них гораздо больше нарушено выполнение определенного вида задач, по сравнению с другими.

Выполнение рутинных, хорошо известных задач, таких как чтение и устный счет, часто не изменено, а новых задач, которые требуют гибкого подхода к решению проблемы, часто сильно нарушено.

Существует много способов, которыми различные авторы характеризуют области узнавания, в наибольшей степени нарушенные у больных шизофренией, — это память, внимание и исполнительская функция.

Источник: https://bookap.info/book/frit_shizofreniya_kratkoe_vvedenie/gl20.shtm

Нарушения интеллекта в психиатрии

Нарушения интеллекта при шизофрении

Добрый день! Сегодня мы снова позанимаемся психиатрией. На повестке дня у нас интеллект (ум), и несколько основных нарушений, которые с ним связаны.

Термины, которые я буду использовать в этой статье, давным-давно ушли «в народ» и, как правило, произносятся совсем с другим смыслом.

Поэтому мы попробуем разобрать нарушения интеллекта, а перед этим, разумеется, узнаем что такое интеллект.

Итак, интеллект — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности, такие как мышление, память, воображение, волю, восприятие и ощущение.

Составляющие интеллекта

Составляющие интеллекта делятся на наследственные и приобретённые. К наследственным составляющим интеллекта относят способности, одарённость и целеустремленность. К приобретённым составляющим интеллекта относят воспитание, образование и жизненный опыт. Соотношение врождённых и приобретённых составляющих интеллекта уникально для каждой личности.

Если я когда-нибудь буду писать о медицинской психологии, я обязательно дам определения этим понятиям и немного расскажу про каждое. А мы пока что двигаемся далее.

Интеллект и мышление

Характеристику интеллекту придаёт также его важнейший компонент — мышление. По одной из классификаций различают:

  • Наглядно-действенное мышление — самое простое. Оно формируется в первые годы жизни, когда ребёнок смотрит на взрослых и повторяет их действия, чтобы одеться, воспользоваться ложкой, чтобы покушать и т.д. ;
  • Конкретно-образное мышление. Когда ребёнок пытается делать выводы о вещах, которые он не наблюдает, а лишь представляет или вспоминает, он овладевает конкретно-образным мышлением;
  • Абстрактное мышление. Высшей ступенью развития мышления является абстрактное мышление, которое используется для обучения в старших классах школы. При абстрактном мышлении требуется умение работать с такими понятиями, как математические действия, физические законы и философские категории.

Расстройства интеллекта

Все расстройства интеллекта делятся на врожденные и приобретённые. Врождённые расстройства интеллекта также называются «синдромы недоразвития интеллекта». Врождённые и приобретённые расстройства интеллекта резко отличаются по динамике протекания.

Врождённые

Врождённые расстройства интеллекта  называют олигофренией (синонимы — слабоумие, умственная отсталость). К олигофрении относят все недоразвития интеллекта вследствие причин, существовавших до рождения ребёнка или появившиеся в первые годы его жизни.

Сюда будут относится наследственные заболевания (болезнь Дауна, синдром Мартина-Белл и прочие), последствия воздействия экзогенных факторов на мать в 1-м триметре беременности, особенно грозной проблемой являются вирус краснухи, возбудитель токсоплазмы и алкоголь. Также к олигофрении приводят родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода и болезни, перенесённые в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты и др.).

Важнейший признак олигофрений — отсутствие динамики развития расстройства, или даже наличие эволюционной динамики.

То есть больному никогда не становится хуже, его недоразвитие интеллекта никогда не усугубляется, в некоторых случаях оно даже может быть подвержено коррекции. Олигофрении подразделяют на дебильность, имбецильность и идиотию.

В нашем случае этот список построен от наиболее лёгкого повреждения интеллекта к самому тяжёлом.

Дебильность

Это относительно лёгкая степень интеллектуального недоразвития. Такие больные могут заниматься в специализированных учебных заведениях, где их обучат чтению, письму, базовым арифметическим навыкам и элементарным знаниям об окружающем мире. Получать более серьёзные знания, как правило, таким больным не удаётся из-за  отсутствия абстрактного мышления.

В дальнейшем пациенты могут жить самостоятельно, работать на несложных должностях под руководством наставника и заводить семьи. Нередко трудовая деятельность пациентов осложняется их медлительностью и несамостоятельностью.

В отличие от остальных нарушений интеллекта, люди с таким диагнозом осознают свои недостаточные способности и пытаются компенсировать их любознательностью, использованием научных терминов или иными способами.

Чарли в самом начале рассказа «Цветы для Элджернона» — наглядный пример именно такого пациента.

Пациенты с дебильностью очень внушаемы и доверчивы, что создаёт опасность попадания в асоциальные компании или совершения преступлений.

Имбецильность

Имбецильность — уже значительно более тяжёлая умственная отсталость, здесь имеется только конкретное мышление. Воображение полностью отсутствует.

Пациенты могут знать отдельные цифры, однако простейшие арифметические  операции (сложение и вычитание единиц) им недоступны.

Социальные навыки почти полностью отсутствуют, однако пациенты обычно очень привязаны к родственникам/опекунам. На критику или похвалу пациенты реагируют адекватно.

Имбецилы теряются в незнакомой обстановке или с появлением незнакомых людей. Нуждаются в постоянном присмотре и уходе.

Движения пациентов очень плохо скоординированы, только упорная реабилитация и педагогические занятия могут привить таким пациентам навыки ходить в туалет, одеваться и есть при помощи ложки.

Идиотия

Идиотия — самая тяжёлая степень умственной отсталости. Такие пациенты полностью беспомощны. У них отсутствует речь и мышление, они способны лишь издавать отдельные нечленораздельные звуки или выкрики.

Пациенты не узнают родственников/опекунов и не понимают обращённой к ним речи (включая критику и похвалу).

Они не могут отличить съедобные предметы от несъедобных и склонны пытаться съесть любые предметы из зоны досягаемости, включая режущие или колющие.

Идиотия сопровождается тяжелыми дефектами формирования внутренних органов и внешними уродствами. Пациенты, как правило, не доживают до 20 лет и нуждаются в постоянном присмотре. Такие больные полностью необучаемы.

Давайте отразим эти состояния в нашей табличке:

Приобретённые

Приобретённые виды слабоумия объединяются под общим понятием «деменция».

Деменция отличается от олигофрении тем, что большинство её видов неуклонно прогрессируют вплоть до полной потери интеллекта — такое происходит, если мы говорим о нейродегенеративных, сосудистых и онкологических заболеваниях головного мозга. После черепно-мозговой травмы или инсульта возможно частичное восстановление интеллекта.

По этиологии различают органическую и шизофреническую деменции. Шизофреническая деменция — это финальный этап распада личности, который происходит при шизофрении.

Органическая деменция

Органическая деменция наступает в качестве исхода тяжелых органических заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, СПИД, прионные болезни, нейросифилис, рассеянный склероз и других. Органическая деменция подразделяется на лакунарную, тотальную и концентрическую.

Лакунарная деменция

Лакунарная деменция — это вид слабоумия, который возникает из-за расстройства памяти. Остальные компоненты интеллекта не нарушены, поведение и характер человека сохраняется.

Разве что появляется небольшая сентиментальность, изредка — плаксивость.

Больной полностью критичен к своей проблеме, он искренне хочет вылечится и старается компенсировать нарушения памяти при помощи записных книжек, наклеек или приложений-напоминалок.

Типичная причина возникновения лакунарной деменции — атеросклероз сосудов головного мозга. При качественной терапии, улучшающей кровоснабжение головного мозга, возможно значительное затормаживание прогрессирования деменции.

Тотальная деменция

Тотальная деменция — это грубое нарушение интеллекта и памяти, причём первично поражается логика и понимание действительности. Разрушается возможность оперировать как абстрактными, так и конкретными понятиями.

Грубо нарушается ядро личности — пациент с лёгкостью совершает постыдные поступки, употребляет непотребные ругательства в сторону ни в чём не повинных людей, справляет физиологические потребности, не снимая одежды. Также типична бурная агрессия по отношению к близким.

Критика к заболеванию полностью отсутствует, больной не тяготится своим состоянием, не признаёт грубых изменений личности и, как правило, не желает лечиться.

Чаще всего тотальная деменция является следствием нейродегенеративных заболеваний — болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, прионные болезнь (особенно болезнь Крейтцфельдта — Якоба). Ещё один частый случай возникновения тотальной деменции — опухоли головного мозга, которые локализуются в лобных долях. Неврологи называют это «лобной психикой» или «синдромом лобной доли».

Концентрическое слабоумие

Концентрическое (эпилептическое) слабоумие — это расстройство интеллекта, которое может возникнуть на поздних стадиях эпилепсии. Мыслительные процессы у пациентов с такой проблемой заторможены, присутствует патологическая обстоятельность, больному очень трудно выразить свою мысль и не «увязнуть» в деталях.

При концентрическом слабоумии значительно изменяется личность — пациент концентрирует всё внимание на себе (отсюда и происхождение термина), а к близким относится деспотично и агрессивно. Однако в обращениях к вышестоящим людям (начальник, врач, средний мед.

персонал) пациент использует комплименты, лесть, излишнюю слащавость с обилием уменьшительно-ласкательных слов.

Способность к абстрактному мышлению постепенно ухудшается. Это особенно заметно при попытках толкования пословиц, когда пациент способен проявлять только конкретно-образное мышление. Например, на предложение пациенту истолковать смысл пословицы «цыплят по осень считают», он ответит: «Причём тут осень, сейчас вообще зима за окном».

Шизофреническая деменция

Шизофреническая деменция — это вид слабоумия, который возникает на поздних стадиях шизофрении.

Одним из главных симптомов шизофрении является редукция энергетического потенциала — этим странным термином обозначается состояние, при котором обычные интеллектуальные операции, такие как планирование, обучение или составление отчётов, вызывают очень большие трудности.

Пациенты с редукцией энергетического потенциала вынуждены затрачивать большие усилия на обычные дела, им очень трудно сконцентрировать и удерживать внимание на чём-либо.

В исходе шизофрении, коим и является шизофреническая деменция, наблюдается нарастающая пассивность и равнодушие ко всему. Полностью отсутствует стремление к чему-либо. Это хорошо заметно в попытках установить контакт с пациентом, когда он отказывается отвечать на элементарные вопросы, бросая короткие фразы вроде «Не знаю», «Без понятия».

Сначала такие пациенты, будучи образованными и физически здоровыми, отказываются ходить на работу (учёбу), объясняя это нежеланием и нехваткой сил. Затем последует отказ от использования душа, чистки зубов и прочих гигиенических процедур. Больные становятся неряшливыми и полностью перестают следить за своей внешностью.

Собственно слабоумие является итогом этого — бездействие интеллекта происходит к постепенной утрате знаний и навыков. Распад личности при шизофрении ускоряется также разнообразными псевдогаллюцинациями и автоматизмами.

Источник: https://medicine-boy.ru/narushenia_intellekta_v_psihiatrii/

Интеллект при шизофрении – признаки, симптомы, амбивалентность, резистивность

Нарушения интеллекта при шизофрении

Расстройства класса шизофрения – это наиболее распространенные психические расстройства. Шизофрения имеет характерные признаки: легко диагностируется в наше время, однако тяжело поддается лечению.

Шизоподобные расстройства могут развиваться внезапно, у вполне здорового человека. При этом возраст проявления шизофрении охватывает все возрастные группы.

Основные черты расстройств сходного с шизофренией характера включают в себя:

  • Возможность проявления независимо от возраста;
  • Эмоциональная составляющая мобильной восприимчивости ярко выражена;
  • Наличие волевой составляющей мобильной восприимчивости;
  • Наличие интеллектуальной составляющей мобильной восприимчивости.

Признаки и симптомы шизофрении, и шизоподобных расстройств подобного класса включают в себя:

  • Бредовые суждения, слуховые и визуальные галлюцинации, и другие психические патологии, включая продуктивную симптоматику;
  • Снижение жизненных резервов, снижение физического и психического тонуса. Полная апатия, снижение интереса к жизни, включая социальную и физическую сферу человека;
  • Проявление шизофрении приходиться на период между тринадцатью и восемнадцатью годами. За исключением ювенильной шизофрении (проявление которой приходится на младший школьный/дошкольный возраст).

Интеллект при различных видах шизофрении — Аутизм

Аутизм – психическое и соматическое расстройство, которое наличивствует в себе специфику развития интеллекта. Так, интеллектуальные способности при аутизме имеют частичный характер. Человек может являться гением в той или иной области науке.

Однако психическая часть развития аутизма, подразумевает в себе психическое расстройство, которое затрагивает фактор социального общения.

Очень часто шизофрению путают с различными проявлениями аутизма, так как оба этих психических расстройства имеют похожие симптомы.

Интеллектуальная амбивалентность, проявляющаяся при шизофрении, также является отличительной особенностью развития интеллекта в целом. Способность скрывать свою шизофрению, как и способность грамотно и логически обуславливать свою бредовую симптоматику является, первыми признаками преображения интеллекта.

Первые проявления шизофрении, такие же, как и у аутизма. Также в этом у индивидуума начинают проявляться прочие шизоидные признаки, включая: наличие амбивалентности (во всех проявления), галлюцинаций и бреда.

Галлюцинации и бред, которые проявляются в процессе развития данного шизофрении очень часто путают с проявлением бурной фантазии. Все эти факторы очень сильно затрудняют диагностирование болезни. Зачастую вплоть до окончания подросткового возраста, человек может не подозревать о наличии у себя шизофрении.

перейти наверх

Шизофрения – воспитание и интеллект

Несмотря на то, что шизофрения напрямую влияет на интеллектуальные способности человека, эта болезнь имеет далеко не самую главную роль.

Так, немаловажную роль в развитии интеллектуальных способностей играет воспитание человека. Люди, обучением которых занимались в детстве гораздо более интенсивно, имеют гораздо меньший риск получить данное психическое заболевание.

Подтверждения этому факту можно найти в различных источниках медицинской и психологической литературы.

Роль воспитания немаловажна, так как она влияет также и на наличие эмоциональной составляющей, которая играет немаловажную роль в дальнейшем развитии интеллекта.

перейти наверх

Излишняя холодность матери по отношению к своему чаду, усугубляет возможность проявления различных психических расстройств, в том числе и шизофрении. Нельзя недооценивать общий факт наличия стрессов при развитии интеллекта.

При большом количестве стрессов в виду низкой амбивалентности и резистивности индивидуума в младшем школьном возрасте, есть повышенный риск получить не только шизофрению, но и аутизм. Оба этих заболевания в значительной мере влияют на развитие интеллектуальных способностей и особенностей когнитивного восприятия.

Амбивалентность – это способность воспринимать влияние, поддаваясь и видоизменяясь согласно самому влиянию.

Резистивность – способность сопротивляться негативному психическому/физическому влиянию на организм.

Мнения ученых касательно влияния шизофрении на интеллект в значительной мере расходятся. Есть несколько весьма несходных между собой мнений:

  • Одна из групп ученых считает, что интеллект при шизофрении страдает весьма в малой степени, или не страдает вовсе. Все связанные с интеллектом нарушения больше затрагивают волевую сферу человека. А аутизм является напрямую нарушением эмоциональной сферы.Человек с психическим расстройством в большей мере утрачивает свои навыки социального восприятия. (В частности это можно заметить в случаях с параноидальной шизофренией, интеллектуальные способности при которой не затрагиваются, в общем);Известный математик, лауреат нобелевской премии, Джон Форбс Нэш страдал от проявления параноидальной шизофрении. И именно параноидальная шизофрения помогла ученому составить уникальную математическую модель, которая и сделала его лауреатом нобелевской премии.
  • Вторая группа считает, что не шизофрения влияет на интеллектуальные патологии, а наоборот уровень интеллекта больше влияет на проявления шизофрении. Это мнение подтверждает тем фактом, что гораздо больше людей страдает от шизофрении, в том случае если их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или ниже;
  • Третья группа считает, что шизофрения и интеллектуальные способности имеют обоюдную взаимосвязь. Нарушения в мышлении, которые вызывают шизофрению в дальнейшем, усугубляются под воздействием самого психического расстройства. Именно когнитивная сфера наибольшим образом страдает под воздействием эмоциональной и волевой. Нарушение я-образа в таком случае может снизить интеллектуальные способности человека на физическом или психосоматическом уровне;
  • Последняя группа считает, что изменение функций интеллекта завязано не столько на самой шизофрении, сколько на подспудных факторах. Именно лечение шизофрении (его медикаментозная составляющая) напрямую влияет на нейроны головного мозга. А нейролептики, а антипсихотики, действие которых до сих пор до конца не изучено, изменяют человека полностью.

Шизофрения достаточно сложно диагностируемое заболевание. Это накладывает определенные ограничение на изучения патогенеза болезни в целом. Можно лишь с полной уверенностью утверждать о первопричинах, которые вызывают нарушения интеллекта.

Несмотря на обилии теорий утверждающих обратное, можно судить о том, что Интеллект при шизофрении сохраняется полностью. Изменяется только само восприятие, которое влияет не на уровень интеллекта, а на сферу его применения.

Так, больной шизофренией использует свои когнитивные ресурсы не для того чтобы вести полный образ жизни, а дл того чтобы логически обосновывать свой бред, или скрывать свою болезнь.

перейти наверх

Дофаминовая стимуляция

В виду особенностей протекания шизофрении, стоит сказать о том, что наиболее популярной остается теория, дофаминовой стимуляции.

Дофаминовая стимуляция – основная причина, возникновения и развития многих психических заболеваний. Также именно дофаминовая стимуляция, которая впоследствии вызывает дофаминовую зависимость.

Дофаминовая зависимость является первоисточником для наличия иного рода зависимостей: никотиновой, алкогольной, сексуальной, токсической, адреналиновой, и прочих.

Дофамин является первоисточником для выработки норадреналина и адреналина. А также является гормоном, который может вызвать чувство счастья и наслаждения.

Именно сторонники дофаминовой теории, а также влияние её на течение болезни вывели формулу, которая позволяет в значительной мере облегчить течение шизофрении при помощи препаратов класса: нейролептики, и антипсихотики.

Побочным эффектом применения таких препаратов, является состояние хронической депрессии, которое может возникнуть у человека, страдающего от шизофрении. Также именно нейролептики снижают функции когнитивной сферы человека.

перейти наверх

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Несмотря на то, что прямого влияния шизофрения на интеллектуальные способности не имеет. Есть ряд сведений, благодаря которым можно судить о том, что именно шизофрения косвенно является основной причиной нарушения интеллекта.

В первую очередь стоит знать, что шизофрения это не только психологическая болезнь, но, а также и весьма тяжелое соматическое заболевание. Во время прогресса болезни, полностью изменяется структура головного мозга, включая те отделы, которые отвечают за интеллект человека.

Важно знать: такие изменения в голове больного происходят не при всех подвидах шизофрении. Параноидальная шизофрения, например, не имеет воздействия на когнитивную составляющую человека.

Нейролептики и антипсихотики также являются не последним фактором, который влияет на развитие или деградацию интеллекта.

В значительной мере изменяя структуру работы нейронов, и блокируя дофамин, но и напрямую влияют на снижение умственных способностей человека. Рисперидон, оланзапин галопериол в наибольшей мере влияют на интеллект.

Однако именно эти препараты дают наибольший эффект, и обладают наименьшими побочными эффектами.

Зависимости наркотического характера, которые возникают при приеме нейролептиков и антипсихотиков, могут напрямую повлиять на уровень интеллекта больше чем любой из вышеперечисленных факторов. Точно известно, что потребление дезоморфина, алкоголя, и прочих психотропных препаратов разрушают мозг.

Причиной возникновения таких зависимостей может стать низкий уровень дофамина.

Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект. В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

перейти наверх

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении могут не проявляться долгое время. В виду некоторых особенностей организма человека, таких особенностей может не быть вовсе.

Однако если шизофрения протекает достаточно мягко, и наблюдаются стадии ремиссии, интеллект практически не затрагивается.

В случае же злокачественных вариантов проявления шизофрении (быстро прогрессирующая шизофрения, сопутствующие психические отклонения, которые не позволяют в полной мере использовать атипичные антипсихотики), снижение умственных способностей выражается достаточно явно.

В большинстве случаев, изменяется не уровень интеллекта, сколько проявляется свойства волевого-эмоционального эффекта, когда человек не использует свой интеллект, или использует его в качестве способа скрыть свою болезнь.

В таком случае невозможно скорректировать интеллектуальные способности, однако возможно скорректировать поведения, сделав человека социально вменяемым.

Это процесс проводят при помощи специальных психотерапий, которые позволяют больному полностью осознать наличие у себя болезни, что впоследствии способно замедлить развитие болезни и изменить сферу применения интеллекта (в случае эффекта эмоционально-волевой амбивалентности.)

Главной особенностью изменения интеллектуальных способностей заключается в изменении способа, которым составляется логическая цепочка. Это было обнаружено, когда больных шизофренией заставляли решать сложные задачи.

С такими задачами, шизофреники справлялись гораздо быстрее, чем здоровые люди.

Однако когда шизофреникам давали, достаточны, просты е задачи, они их не могли решить, так как зачастую искали подвох или создавали почву для дополнительных суждений, которая по очевидным причинам мешала решить поставленную задачу.

Такие изменения интеллекта наибольшим образом проявлялись при диагнозе: параноидальная шизофрения. И наименьшим образом такое изменение мышления проявлялось при ювенильной шизофрении.

Ювенильная шизофрения: психическое расстройство класса шизофрения. Основная особенность ювенильной шизофрении: возраст её проявления.

Ювенильная шизофрения проявляется в очень раннем возрасте: известны были случаи, когда такой диагноз ставали детям в возрасте от пяти лет.

При этом далеко не всегда удается поставить правильный диагноз, вместо ювенильной шизофрении очень часто диагностируется психическое расстройство – не уточненный неорганический психоз. Он имеет одну особенность. В виду неточности критериев, определяющих подтипы шизофрении, не уточненный неорганический психоз является самым часто употребляемым диагнозом.

Основная особенность ювенильной шизофрении – отсутствие

бредовых суждений, и изменения когнитивной сферы восприятия человека. Вместо этого человек становиться подвержен галлюцинациям, которые наиболее активно проявляются во время приступов.

Психотерапия как наука в наше время находиться на достаточном уровне развития, для того чтобы провести правильный психоанализ и назначить соответствующую психотерапию, которая поможет максимально корректировать и социализировать больного. В случае если психическое расстройство было правильно и вовремя диагностировано, есть вероятность полного избавления от шизофрении.

Источник: https://psytheater.com/intellekt-pri-shizofrenii.html

Шизофреническое слабоумие

Нарушения интеллекта при шизофрении

Шизофреническое слабоумие феноменологически относится к транзиторному типу. И.Ф.

Случевский, обосновывая выделение транзиторного слабоумия, писал: «больные шизофренией могут многие годы проявлять глубокое слабоумие, а затем неожиданно для окружающих, в том числе и врачей, обнаружить относительно хорошо сохранившиеся интеллект, память и чувственную сферу» (1959).

В этой связи представляют интерес взгляды Груле (Gruhle H.W., 1929), по мнению которого интеллектуальная недостаточность при шизофрении зависит от психических особенностей, лежащих вне интеллекта: нарушение инициативы, находчивости, изобретательности, упорства, решительности и т.д.

Груле и Берце утверждают, что больной шизофренией «владеет орудием формального интеллекта до конца своих дней, но в течение продолжительного времени он не может пользоваться этим орудием, так как у него нет интереса пользоваться им» (1929).

По их мнению, скорее следует говорить об особой иной манере мышления у больных шизофренией, настолько необычной, что появляется мысль о слабоумии. О непонятности, чуждости обычным (нормальным) людям психических конструкций, сознания и логики больных шизофренией задолго до Груле писал А.Н. Бернштейн (1912) в «Клинических лекциях о душевных болезнях».

По мнению М. Вайсфельда (1936), интеллектуальная недостаточность при шизофрении обусловлена «отвлечением» (бредовыми переживаниями, галлюцинациями и т.п.), «недостаточной активностью» (свойство доморбидной личности), «влиянием острых психотических состояний» и «неупражнением» (М.

Вайсфельд приводит по этому поводу суждения Леонардо-да-Винчи, который, ссылаясь на то, что бритва через неупотребление покрывается ржавчиной, замечает: «то же случается с теми умами, которые, прекратив упражнение, предаются безделью. Таковые, наподобие вышеуказанной бритвы, утрачивают режущую свою тонкость и ржавчина невежества разъедает их облик».

Тем не менее, неправильное поведение, нелепость в поступках, инадекватность интеллектуальных реакций, их несоответствие социальным раздражителям у больных шизофренией свидетельствуют о наличии у них деменции. Важным признаком шизофренического слабоумия Берце (Berze J., 1914) считал «гипотонию сознания», которую ряд авторов сравнивают с состоянием при засыпании (К. Шнейдер, А.С. Кронфельд, О.

Бумке и др.), что весьма близко к патофизиологическим трактовкам И.П. Павлова, считавшего шизофрению хроническим гипноидным состоянием. Вместе с тем этого недостаточно для понимания клинической структуры шизофренического слабоумия. Как показали многочисленные исследования, при шизофрении происходит нарушение системного функционирования интеллекта при сохранности отдельных его элементов.

В частности, это проявляется в асинхроничности процессов мышления, которое приобретает особый характер вычурности, символичности, формальности, манерности, мозаичности. Когнитивный аппарат сохранен, но ассоциативные связи существенно модифицированы, сужены и неупорядочены.

Разобщенность, «кускообразная» работа интеллекта и отдельных аппаратов «я», раздробленность в восприятиях и представлениях, мозаичность переживаний, наряду с паралогическим строем и «аффективным затуханием личности» (Внуков В.А., 1934) составляют основу шизофренической дементности.

К этому следует добавить, что у больных шизофренией долго удовлетворительно сохраняются ориентировка во времени, месте, окружающем, а также – основные процессы памяти.

Только запоминание у них оказывается хуже из-за падения интереса и нарушения способности сосредоточиваться. Э.

Блейлер (1911) сочетание психотических признаков с отдельными нормальными интеллектуальными способностями при шизофрении относит к проявлениям «двойной бухгалтерии».

Разрушающее влияние на интеллектуальную деятельность оказывают извращенное, неправильное, символическое восприятие, явления дереализации и деперсонализации, а главное – нарушения мышления, обусловленные описанными Крепелиным «разъезжанием», «соскальзыванием», «растаскиванием» мыслей.

Происходит разобщение, нарушение течения ассоциаций, выпадение отдельных звеньев ассоциативной цепи, в течение ассоциативного процесса атактично (эмбололалично) врываются посторонние представления и идеи, что обусловлено отсутствием или понижением целевых установок, падением процессов сосредоточения и интереса, нарушением гармоничного соотношения между когнитивными процессами и эмоциональным реагированием. Это и определяет особенности атактической речевой спутанности, характеризующейся наличием правильного грамматического построения фраз при нарушении смыслового содержания в виде искаженного мыслеобразования, «соскальзывания», «разъезжания», псевдопонятий и неологизмов, контаминаций, символического понимания и истолкования, «подмены», описанного Б.Я. Первомайским (1971) феномена «смещения» (временной асинхроничности), персевераций, эмболов, нелепых ответов, парадоксальности умозаключений и высказываний, сочетания несочетаемого и разъединения неделимого. В структуре шизофренического слабоумия может иметь место шизофазия, представляющая собой такую степень атактической речевой спутанности, при которой оказывается невозможной интеллектуальная коммуникация. Речь в этих случаях лишена эмоциональной выразительности, монотонна, порою приобретает характер невнятного бессмысленного бормотания. Голос обычно тихий, но временами могут быть громкие выкрики.

По мере течения заболевания нарастает слабоумие, что проявляется во все более резком снижении интеллектуальной продуктивности, сообразительности, в утрате критического отношения к окружающему и к своему состоянию, в нарастании рассеянности, апатии, аутизма, ассоциативной атаксии.

При глубоком шизофреническом слабоумии больные неподвижно сидят или лежат в постели, совершенно безразличные к происходящему вокруг и к своим собственным потребностям, не проявляя даже чисто физиологических желаний: они неопрятны, их приходится кормить с ложки.

Распадаются все социальные и личные связи, вербальное общение с больными оказывается невозможным. Какое-то время сохраняются некоторые привычные жесты.

Слабоумие может носить характер простого, при котором продуктивная психопатологическая симптоматика редуцируется и на первый план выступает в той или иной степени выраженная интеллектуальная несостоятельность, включающая не только снижение уровня когнитивных процессов, но и обеднение интеллектуального тезауруса.

А.О.

Эдельштейн (1938) предложил выделять варианты исходных состояний шизофрении в зависимости от степени деструкции личности: синдром «апатического» слабоумия («деменция побуждений»); «органический» тип слабоумия, для которого характерны расстройство критики, примитивность и банальность суждений, бедность мышления, психическая истощаемость; синдром «руинирования» – тотальный распад интеллекта и личности при сохранении лишь низших психических функций; синдром «личностной дезинтеграции».

Исходные состояния при шизофрении могут носить характер слабоумия, при котором сохраняются некоторые следы клинической формы: гебефренность (дефектгебефрения), кататонические проявления (негативизм, стереотипии), отдельные крайне однообразные, стереотипные бредовые высказывания, лишенные эмоциональной окраски.

Перейти к загрузке файла

  • 1. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995 .
  • 2. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. Свердловск, 1974.
  • 3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.
  • 4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  • 5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
  • 6. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1611561/meditsina/shizofrenicheskoe_slaboumie

Страница Психолога
Добавить комментарий