Моторика у детей с умственной отсталостью

Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта

Моторика у детей с умственной отсталостью

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Урайскаяспециальная(коррекционная)общеобразовательная

школа-интернатVIIIвида»

Особенностиразвитиямелкоймоторикиудетейснарушениеминтеллекта

КозловаТатьянаНиколаевна,

учительКС(К)ОУХанты-Мансийского

автономногоокругаЮгры

fПрактически у всех групп детей с ограниченными возможностями отмечается недоразвитие моторики. Выраженность и причины моторного недоразвития различны. Недостатки могут распространяться как на крупную, так и на мелкую моторику.

В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Кроме того, сформированные навыки характеризуются непрочностью и тенденцией к быстрому распаду.

Недостатки в моторной сфере очень часто проявляются в многообразных стереотипно повторяющихся движениях.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей, отмечают Б.П. Пузанов, В.А. Лапшин. У многих детей-олигофренов задерживается развитие прямостояния, т.

е. они начинают значительно позднее держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у многих детей бывает довольно существенной и может захватывать не только весь первый год жизни ребенка, но и второй год.

Как правило, у всех умственно отсталых дошкольников наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность (что, однако, не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности).

В дальнейшем у них не возникает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого.

Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту в норме, — жестовая.

Это сказывается на развитии первых действий с предметами — хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием [7].

По мнению А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой у детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений [6].

У детей-олигофренов, отмечает В.М. Астапов, недоразвита моторика в целом. Движения их плохо координированы, замедленны, неловки, у них обнаруживается явно выраженное недоразвитие сложных форм движения, отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое, неумение выполнить движение по словесной инструкции [4].

В.И. Лубовский обращает внимание на то, что двигательная сфера олигофренов во многом дефектна и требует постоянного внимания и заботы [9].

Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики.

Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать её, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить.

Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его миром, ориентироваться в пространстве.

Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой.

Он разливает содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие умственно отсталые дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок [9].

Неловкость движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплескивают воду или льют её в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные умственно отсталым детям нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности дошкольников, находят свое отражение и в речевой деятельности.

В школьные годы недостатки моторики умственно отсталых детей существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время.

Движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность.

К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера [9].

Как считает С.Д. Забрамная, при поступлении в специальное учебное заведение школьники с нарушением интеллекта обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений.

Из-за несформированности моторики у умственно отсталых детей может не соблюдаться строка, буквы «пляшут» [5].

По данным исследованиий И.

А Грошенкова, нарушение моторики у умственно отсталых учащихся при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движениям руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Всё это способствует к развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности. Автор подчеркивает, что своеобразие моторики отрицательно сказывается на выполнении учащимися графических заданий, и, в связи с этим детям характерна низкая готовность к изобразительной деятельности [3].

Как считает Б.И. Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений [8].

По мнению Т.А. Власовой, М.С. Певзнер данное нарушение связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения с движениями корпуса, управлять сложными движениями. Затруднения вызывает дифференциация, быстрота, плавность включения в движение, переключение с одного движения на другое [2].

Пинский Б.И. отмечает, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудно избрать оптимальный темп рабочих движений.

Одни начинают работу в ускоренном темпе, что приводит к снижению её качества, к закреплению неправильных движений; другие и после длительной тренировки работают медленно.

В исследованиях педагогов было отмечено, что многие учащиеся не могут выполнять такие движения, которые сочетаются с пространственными представлениями и ориентацией [8]. моторика умственный отсталый дети

Некоторые исследователи не без оснований полагают, что моторное недоразвитие сужает возможности взаимодействия ребенка с окружающим миром, обедняя запас знаний о нем.

Редуцируется также круг эмоциональных стимулов, воздействующих на ребенка благодаря его двигательной активности.

Возможно, именно двигательная недостаточность является причиной отставания в умственном развитии и прежде всего в формировании наглядно-действенного мышления [10].

В то же время тенденции развития умственно отсталого ребенка те же, что и нормально развивающихся сверстников.

Многое в их развитии — отставание в овладении предметными действиями, развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носит вторичный характер.

При правильной организации жизни умственно отсталого ребенка, требующей возможно более раннего включения специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скорригированы и предупреждены [7].

fБиблиографический список

1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / М.: Аграф, 1997. 128 с.

2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973г. 175 с.

3. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. М.: Академия, 2002. 208 с.

4. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 264 с.

5. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию / М.: Новая школа, 1998.

6. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. М.: ВЛАДОС, 2004г. 224 с.

7. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Пузанов Б. П. М. : Просвещение, 1991. 143 с.

8. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталого ребенка / Пинский Б.И. М.: АПН РСФСР, 1962. 319 с.

9. Специальная психология: / под ред. В.И. Лубовского. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 464 с.

10. Специальная психология / под ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Речь, 2003. 216 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00736691_0.html

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Моторика у детей с умственной отсталостью

Наталья Бекенеева
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках

Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.

Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно на начальных этапах обучения, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости.

Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

Таким образом, различные двигательные нарушения представляют собой аномалию моторного развитияи проявляются в следующем:

а) нарушена координация движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений;

б) ребенок недостаточно активно узнает предметы на ощупь;

в) у ребенка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова, что приводит к нестойкой связи между звуковой и смысловой характеристикой и проявляется в недоразвитии лексики;

г) страдает осмысление сложных логико-грамматических конструкций с предлогами, отражающими пространственные отношения предметов;

д) двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения;

е) нарушается взаимодействие зрительно-моторных и оптико- пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.

Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

• пальчиковые игры;

• лепка;

• массаж пальцев и кистей.

В подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

– Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

– Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

– Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

– Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

– Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки, игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

В работе по развитию мелкой моторикия придерживаюсь следующих правил:

1. Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

2. Работу провожу регулярно, систематически.

3. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

4. Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

5. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

6. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития,коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

• Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

• Лучше адаптироваться в практической жизни;

• Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Еще И.Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Литература:

1. Мухина, В. С.Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2002.- 401

2. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л. Б. 2011г.

3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют – СПб., Паритет, 2003г.

4. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы. / под. ред. И. И. Холостовой, – М.: Инфра-М, 2003.

5. Ткачева В. В. О некотоы проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998.

6. М. Юровицкая Адаптация детей с ОВЗ в школе. – М.: Просвещение. 2008.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-s-umerenoi-i-tjazheloi-umstvenoi-otstalostyu-na-urokah.html

Развитие общей моторики у обучающихся с умственной осталостью (интеллектуальными нарушениями)

Моторика у детей с умственной отсталостью

Развитие общей моторики у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер и др. показали, что у детей с нарушениями интеллекта имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем.

Преобладающий интеллектуальный дефект у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития сочетается с нарушениями восприятия речи, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, поведения и моторики.

Исследование двигательной сферы обучающихся с умственной отсталостью показало наличие легкого похудания отдельных мышечных групп и характерные позы конечностей.

Часто бывшие парезы у детей школьного возраста проявлялись только в процессе функциональной нагрузки и, главным образом, в качественных особенностях функций соответствующих мышц.

Так, активные движения мышц, замедлены, неплавны, напряжены, недифференцированы, истощаемы.

Одной из причин недоразвития моторики исследователями указывается уменьшение силы основных нервных процессов, нарушение их подвижности.

Нарушения основных нервных процессов обусловлены дефектами нервной ткани, а также расстройством крове- и лимфообращения. Все это затрудняет образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения.

Умственно отсталым свойственны не столько простые двигательные расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением корковых функций, сложные системные нарушения моторики, обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и других, в том числе речевых систем.

Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок.

Элементарные движения относительно более сохранны.

Изучение особенностей моторики умственно отсталых детей показало, что наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игры, манипуляции с предметами. У них задерживается прямостояние, они позже начинают ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук плохо координированы, затрудняется осмысление и запоминание.

Глубокие исследования уровня развития двигательных способностей как одного из важных звеньев моторики обучающихся специальной коррекционной школы 8-го вида с целью поиска эффективных способов коррекции нарушений движений показали ряд специфических особенностей в их формировании и позволили установить у таких детей существенное отставание уровня развития двигательных способностей от нормы.

Хуже, чем у здоровых детей, развита у умственно отсталых и кинестетическая чувствительность, вследствие чего двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений.

При исследовании чувства ритма у учащихся специальной коррекционной школы 8-го вида было выявлено, что наилучшие показатели отмечены в возрасте 12 лет, в младшем и старшем школьном возрасте эти показатели ниже.

Изучение способностей умственно отсталых школьников 7-16 лет дифференцировать свои движения при воспроизведении пространственных параметров позволило выявить ряд существенных отклонений в оценке точности их движений, которая фиксировалась по величине их ошибок

Сравнительных анализ результатов, показанных учащимися, свидетельствует о том, что у детей с нарушениями интеллекта имеются значительные нарушения в точности пространственной оценки движений.

Наилучший возраст для развития этого показателя – период от 7 до 12 лет.

Для типичны движения, выполняемые с переоценкой воспроизводимой амплитуды, для нормальных школьников, наоборот, чаще всего с недооценкой.

Различными авторами выделяются следующие нарушения движений учащихся младших классов специальной коррекционной школы 8-го вида:

– нарушения при ходьбе – сутулость, дискоординация движений рук и ног, топание ногами, шарканье ногами, волочение ног по полу, неритмичность движений, постоянные отклонения от пути по прямой, неодинаковая длина шагов, неодинаковая амплитуда при взмахах руками, носки ног обращены вовнутрь или наружу, вертикальные движения туловищем, отклонения туловища от вертикальной оси. Ходьба на прямых, полусогнутых ногах, вразвалку.

– нарушения при беге – чрезмерный уклон туловища, головы вперед, чрезмерное напряжение рук, мелкие шаги, неритмичность, малая амплитуда движений рук, руки прижаты к туловищу, раскачивание туловища в стороны, дискоординация движений рук и ног. Бег на прямых или полусогнутых ногах.

– нарушения при прыжках – при прыжках с места: отталкивание происходит одной ногой, дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, слабый взмах руками, низкий присед, толчок прямыми ногами; прыжки в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания, слабое финальное усилие, дискоординация рук и ног в полете, неумение приземляться, отталкивание прямой ногой.

Также следует отметить недостатки мелкой моторики рук умственно отсталых младших школьников.

Рекомендации по развитию общей моторики у детей:

  1. Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.

  2. Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения, сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.

  3. Игры со скакалкой и резинкой также помогут в развитии внимательности и координации движений.

  4. Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца, игра в городки, дартс и стрелы, бадминтон помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.

  5. Занятие танцами, спортивными играми, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — все это способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.

Упражнения на зеркальное копирование движений позволит развить реакцию и научиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме.

Источник: https://multiurok.ru/files/razvitie-obshchei-motoriki-u-obuchaiushchikhsia-s.html

Страница Психолога
Добавить комментарий