Методы оптимизации стресса

Читать онлайн Психология стресса и методы коррекции страница 47. Большая и бесплатная библиотека

Методы оптимизации стресса

Примерный тематический план для студентов дневного отделения.

Примерный тематический план для студентов заочного отделения.

Введение

Учебная дисциплина “Психология стресса” является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины – дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии.

Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модификации в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний.

Актуальность курса “Психологии стресса” связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения.

В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний.

В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.

После завершения курса студент обязан:

+ иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний;

+ знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии;

+ уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния;

+ иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).

Программа курса

Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория.

Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологические проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Особенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и других состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса.

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессоустойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса.

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсивность стресса, его продолжительность и характеристики индивидуальной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов.

Субъективные причины возникновения психологического стресса: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы.

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен профессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Профессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс руководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса.

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные методы нейтрализации стресса. Новые информационные методы нейтрализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная релаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (ауто-рациональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлекторные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоянный цейтнот как источник стресса. Освоение приемов тайм-менеджмента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

Источник: https://dom-knig.com/read_230413-47

Методы оптимизации уровня стрессов

Методы оптимизации стресса

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 27Следующая ⇒

Методы, снижающие уровень стресса:

· нефармакологические

1) РИТУАЛЫ

Использование ритуалов можно назвать самым простым, эволюционно древним и хорошо работающим способом коррекции стресса.

Некоторые ритуальные движения у нас возникают в конфликтной ситуации – мы начинаем теребить мочку уха, хрустеть костяшками пальцев или растирать шею (рефлексотерапия), рисовать в тетради нечто не относящееся к теме (сублимация) и так далее.

Существует достаточно много объяснений, зачем вы совершаете изо дня в день одни и те же действия, суть же их, скорее всего, будет общей – это ритуалы, они упорядочивают день и снимают тревожное состояние.

2) СОН

Сон рассматривают как особое функциональное состояние организма.

К основным факторам, способствующим возникновению поведения подготовки ко сну и самого сна относят: снижение резерва биологически активных веществ, поддерживавших состояние бодрствования; уменьшение потока сенсорных сигналов из окружающей среды; общее состояние усталости, вызываемое обилием информации полученной мозгом за день.

3) СМЕХОТЕРАПИЯ

Положительные эмоции, переживаемые человеком, сопровождаются выявлением в ряде структур мозга определенных химических веществ – медиаторов. Повышенное содержание в крови и в структурах мозга этих веществ оказывает антистрессовый эффект, повышает устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.

4) ХОББИ

Увлечения, которые поглощают человека, от которых он получает много положительных эмоций, способны переключать его мыслительный процесс с «пережевывания» травмирующей ситуации на другую волну, в результате разрывается порочный круг, поддерживавший благодаря отрицательным эмоциям состояние психоэмоционального напряжения.

5) МАССАЖ

Хороший аптистрессовый эффект дает классический массаж тела или хотя бы массаж шейно-воротниковой области, поскольку благодаря ему снимается состояние психоэмоционального напряжения, проявляющееся в напряжении мышц и возникновении мышечных зажимов.

6) РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ

С помощью методов рефлексотерапии можно решить несколько задач:

ü провести лечение симптомов хронических заболеваний;

ü снять острый болевой синдром;

ü есть несколько седативных (успокоительных) точек, которые используются по определенной схеме;

ü если первоначальная причина заболевания диагностирована правильно, может быть проведено успешное лечение целого спектра имеющихся проблем.

Традиционными методами рефлексотерапии являются иглотерапия, точечный массаж (акупрессура).

Воздействие проводят на особые точки организма (их называют биологически активными точками, акупунктурными точками), эти точки можно возбуждать или притормаживать. С точки зрения традиционной (китайской) рефлексотерапии возникающий эффект объясняется тем, что через воздействие наточки изменяются свойства энергетических каналов, обеспечивающих все функции организма.

Современная европейская медицина объясняет получаемые эффекты тем, что, при воздействии на определенные точки (которые могут располагаться как на уровне 1-2 мм от поверхности кожи, так и на глубине до 10-12 см), посылаются определенные сигналы в головной мозг (в основном на кору больших полушарий конечного мозга).

В ответ кора направляет целый комплекс команд к центрам регуляции вегетативной нервной системы. Результат рефлексотерапевтических процедур может быть как быстрым (например, при снятии острой боли), так и отсроченным во времени на несколько дней, недель или месяцев.

Рефлексотерапию можно рассматривать как эффективный метод в случае коррекции симптомов стресса, но во многом результат зависит от профессионализма специалиста, от того, насколько успешно он поставил диагноз и выбрал методы воздействия.

7) МИКРОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ

Микрорефлексотерапия рассматривается как более безопасный метод воздействия на организм.

Второй прием диссоциации связан с изменением не пространственного, а временного масштаба.

Например, мысль человека о том, как он будете думать о своем эмоциональном порыве через месяц, год, десятилетие- покажется мелкой стычкой по забытому поводу.

Третий прием связан с изменением так называемых «субмодальностей», т. е. характеристик нашего восприятия окружающего мира. Например, человек может представить ситуацию, которая вызывает у него стресс, в виде черно-белой неподвижной картинки.

Он также может изменить пропорции картинки, сделать одних персонажей крупнее, а других мельче, чем они были на самом деле.

При этом образы людей или предметов, которые являлись источником стресса, обычно уменьшают или делают изображение нечетким и блеклым.

Четвертый прием диссоциации может подойти для людей, затрудняющихся при создании зрительных образов. В этом случае человек может взять несколько мелких предметов (скрепок, пуговиц, шахматных фигурок и т. д.

) и смоделировать стресс, изобразив себя и других участников стрессовой ситуации в игровой форме.

Взгляд со стороны и свое превращение в маленькую фишку сыграют свое положительное дело, и он сможет гораздо спокойнее посмотреть на все происходящее.

8) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ОБРАЗОВ (ВИЗУАЛИЗАЦИЯ)

Этот метод заключается в том, что человек фиксируется не на своих отрицательных эмоциях, а на положительных переживаниях, и думает не о проблемах, а путях выхода из них.

Первый шаг к этому – это создание соответствующей словесной формулы, которая символизировала бы будущую цель.

Она может быть выражена одним словом («здоровье», «смелость»), а может быть сформулирована в виде целого предложения («Я очень хочу сдать экзамен на отлично»).

Однако, применяя подобный вербализованный способ достижения цели, мы можем столкнуться с трудностями по пути его реализации. Это связано с тем, что подсознание человека слабо реагирует на словесные формулы и гораздо восприимчивее к чувственным образам, создаваемым в сознании.

«Образ скажет больше, чем тысячи слов», – гласит народная мудрость, поэтому для уменьшения стресса нужно научиться создавать убедительные, яркие, мощные, звучащие образы.

Для одних людей лучше подходят зрительные образы, для других – слуховые, для третьих – телесные, но лучше всего стимулируют и вдохновляют комбинированные образы, в которых участвуют все модальности.

Например, если источником стресса является нерешительность, которая не позволяет человеку занять достойное место в его организации, то ему следует культивировать в сознании образ уверенного в себе, компетентного работника.

Зрительный ряд образов будет включать в себя уверенного человека с прямой осанкой, гордо поднятой вверх головой, элегантно одетого, с хорошей прической. Звуковой ряд образов может заключаться в негромком, низком, уверенном голосе.

Кинестетический ряд будет представлен твердым рукопожатием, чувством спокойствия во всем теле, ровным дыханием и умением расслабляться в любой обстановке. Положительный эффект данного метода основан на том, что каждый яркий образ, который создает человек внутри себя, стремится к воплощению.

Чем полнее будет внутренний образ желаемого конечного состояния, чем сильнее он заряжается энергией и чем чаще он предстает перед внутренним взором, тем больше вероятность его осуществления в реальности.

Так же снять стресс помогут физические упражнения.

· Фармакологические.

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Источник: https://mylektsii.ru/11-85918.html

Методы и методики оптимизации уровня стресса

Методы оптимизации стресса

Общие подходы к нейтрализации стресса.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. Аутогенная тренировка.

Метод биологической обратной связи.

Дыхательные техники. Мышечная релаксация.

Нейролингвистическое программирование.

Религия как способ борьбы со стрессами.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Сегодня уже существует великое множество методов коррекции психоэмоционального стресса, избавления от стресса (в том числе и шарлатанских, антинаучных), и основная задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы индивидуальным особенностям конкретной личности, и конкретным социальным, бытовым и пр. условиям, реалиям, в которых развивался данный стресс. Среди методов, приемов, способов известны (и мы уже часть из них упоминали):

♦ аутогенная тренировка;

♦ различные методы релаксации;

♦ системы биологической обратной связи;

♦ дыхательная гимнастика;

♦ включение положительных эмоций;

♦ музыка, театр;

♦ физические упражнения;

♦ психотерапия;

♦ физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон, ароматерапия и т. д.);

♦ иглоукалывание и др.

Выбор метода должен определяться еще и физическими данными человека. Кроме того, для коррекции стресса необходимо использовать и общеукрепляющие методы, например, по уменыпению/избавлению от гиподинамии, по

оптимизации режима дня, чередованию напряжения нервной системы с отдыхом, по систематическому пребыванию на свежем воздухе и правильному питанию. Существуют и используются и традиционные народные средства, проверенные временем:

♦ общение с природой;

♦ музыка;

♦ алкоголь;

♦ сон;

♦ домашние животные;

♦ общение с друзьями;

♦ экстремальные физические нагрузки;

♦ секс;

♦ хобби;

♦ парная баня;

♦ просмотр хорошего фильма;

♦ чтение книги;

♦ занятия спортом и т. д.;

♦ посещение церкви и пр.

Помимо этих, «житейских», существуют и такие, которые условно можно отнести к психологическим:

♦ работа (все лечит!);

♦ изменение отношения к ситуации;

♦ память о тех людях, которым еще хуже;

♦ рассказ обо всем другу или подруге;

♦ включение чувства юмора;

♦ выслушивание совета от значимого, опытного, компетентного человека и т. д.

Собственно говоря, многие знают, как избавится от стресса, но, тем не менее, постоянно его испытывают… Видимо, эти методы применяются не всегда обоснованно и планомерно – в результате – с низкой эффективностью.

И, естественно обращаясь к специалисту, мы должны понимать, что любой из них, самый авторитетный или малоизвестный, будет отдавать предпочтение какому-то своему излюбленному методу, способу, приему: упоминавшийся выше американский психолог Дж.

Вольпе, например, полагает, что существуют только три, занятия несовместимых с напряжением: это секс, еда и упражнения для релаксации… Неплохо! Но все вышесказанное означает только то, что перед практическими психологами стрит задача и дифференциации антистрессорных методов, и оптимального подбора их в соответствии с характером стресса и индивидуальными особенностями человека. Попытки как-то упорядочить, классифицировать методы снятия/нейтрализации стресса приводят только к разделению их на психологические, физиологические, биохимические, физические или на методы самоорганизации помощи при стрессе, технические, инструментальные методы и прочие, коммуникативно направленные, личностно ориентированные, требующие соратника, союзника, партнера (секс, командные игр, дружеское общение и пр.)[49]. Можно рассмотреть некоторые из них немного подробнее:

физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д.

Закаливание, сауна и русская баня являются прекрасными анти-стрессорными методами (которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения в настоящее время).

Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье;

биохимические методы снятия стресса – различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и аро-матерапия (управлении психическим состоянием человека при помощи запахов – наиболее известными и проверенными успокаивающими свойствами обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга – но при использовании ароматерапии следует учитывать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ранее обонятельные ассоциации);

физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме: на сердечнососудистую, дыхательную и мышечную системы – массаж, акупунктура, иглоукалывание, мышечная релаксация, дыхательные техники;

методы психологической самопомощи – аутогенная тренировка, медитация, дыхательные техники, специальные физические упражнения и т. д. Классическим примером метода этой группы является индийская йога, включающая в себя дыхательные упражнения (паранаяму), физические упражнения (асаны) и приемы медитации (самадхи);

методы использования технических средств: магнитофон, на который записываются формулы аутогенной тренировки; видеомагнито-фон/компьютер/планшет, с помощью которых воспроизводятся картины природы; обучающие компьютерные программы для релаксации; разнообразные устройства биологической обратной связи.

Если говорить непосредственно о производственных стрессах, то здесь есть своя специфика:

I Методы, направленные на уменьшение степени экстремальности факторов производственной среды и их соответствие психофизиологическим особенностям работника.

• рационализация процессов труда путем составления оптимальных алгоритмов работы, обеспечения удобных временных лимитов и т. д.;

• усовершенствование орудий и средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека;

• разработка оптимальных режимов труда и отдыха, которые бы не приводили к преждевременному истощению ресурсов работника;

• рациональная организации рабочих мест и формирование оптимальной рабочей позы;

• создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

• повышение моральной и материальной заинтересованности в результате труда.

II Методы, направленные на психику работника и его функциональное состояние: воздействие цветом и функциональной музыкой;

• воздействие на биологически активные точки;

• оздоровительные физические упражнения;

• убеждение и внушение;

• самовнушение и аутотренинг;

• дыхательная гимнастика;

• медитация.

Работу по преодолению стресса можно рассматривать и как профилактическую и как терапевтическую :

– усиление защитных сил организма, изменение отношения к психотравмирующим ситуациям, развитие позитивного мышления;

– нейтрализация уже возникшего стресса – целенаправленное воздействие на все его проявления.

Границ здесь, практически, нет – аутотренинг можно применять и как профилактическое, и как терапевтическое средство.

Но при ярком, явном развитии стресса необходимо влиять не только на тело (при помощи мышечной релаксации и дыхательных упражнений), но и на мысли, чувства, эмоции (методами рефрейминга и рациональной терапии).

При выборе оптимальной стратегии реагирования на стресс следует расставить приоритеты: полное снятие стрессорной активации уменьшает возможности человека максимально реализовать себя в жизни и профессиональной деятельности, излишний стресс вызывает серьезные нарушения в организме.

Оптимальный уровень стресса – баланс между двумя крайностями. Вероятно, у каждого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и, в то же время, уровень стресса не достигает дистресса.

А теперь конкретно об отдельных, уже упоминавшихся приемах и методах разрешения/снятия стрессовой ситуации.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – один из вариантов самовнушения. С ее помощью человек может оказывать серьезное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе, на неподдающиеся произвольной сознательной регуляции.

Механизмы происходящих при этом явлений пока не до конца понятны, а созданная в начале XX века «периферическая теория эмоций» Джеймса-Ланге[50]до сих пор сохраняет свое значение для понимания процессов, связывающих наши мысли и наше тело.

Согласно этой гипотезе, каждому физиологическому состоянию организма более или менее детерминировано соответствует определенное состояние сознания, причем, влияние этих состояний зеркально взаимообразно. Из парадоксального У.

Джеймса – мы плачем, не потому, что нам плохо, а нам плохо, потому что мы плачем – вытекает подтвержденный практикой эмпирический вывод: если усилием воли изменить паттерн возбуждения скелетной мускулатуры, сделав его соответствующим другой эмоции, и мысли, сделав допущение, что нужная эмоция уже имеется в организме, то вероятность возникновения искомой эмоции резко возрастет.

В 1930-х годах Иоганн Шульц[51]создал особое направление в технике самовнушения, назвав его аутогенной тренировкой (АТ).

Упражнения АТ, по Шульцу, разделяются на две ступени – начальную и высшую.

В начальную ступень входят 6 упражнений, благодаря которым можно научиться произвольно влиять на ряд процессов организма, в норме не подчиняющихся сознательному контролю. Итогом этого этапа АТ являются шесть навыков:

♦ вызывать ощущение тяжести в конечностях;

♦ вызывать ощущение тепла в конечностях;

♦ нормализировать ритм сердечной деятельности;

♦ нормализировать ритм дыхания;

♦ вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;

♦ вызывать ощущение прохлады в области лба.

Эта каноническая последовательность упражнений неоднократно подвергалась модификациям различными авторами. Одни из них сокращали данный набор базовых упражнений до 4-х элементов. Другие настаивали на введении в этот комплекс седьмого упражнения, направленного на мобилизацию занимающегося.

Некоторые предлагали исключить, упражнение на формирование чувства тяжести, которое плохо переносится некоторыми людьми, и т. д.

Тем не менее, главная идея Щульца о сознательном управлении тонусом скелетной мускулатуры и стенок кровеносных сосудов с помощью словесных формул и зрительных образов, присутствует во всех модификациях АТ.

Высшая ступень аутотренинга Шульца фактически являлась модифицированным вариантом раджи-йоги и была доступна лишь отдельным пациентам. На этой ступени люди обучались вызывать у себя «особые душевные состояния» (в отличие от низшей ступени, на – которой, по Шульцу, вызываются «изменения соматического характера»).

Пациенты, осваивающие классический вариант АТ, на данном этапе последовательно обучались способности ярко представлять перед внутренним взором вначале какой-нибудь цвет, затем заданный объект и, наконец, представлять себе образы абстрактных понятий («красоты», «счастья», «справедливости» и т. п.).

В заключение, занимающиеся АТ, находясь в состоянии глубокого погружения, задают себе вопросы типа «В чем смысл работы?», получая ответ на них в виде зрительных образов.

В дальнейшем метод аутогенной тренировки широко применялся различными психотерапевтами и был значительно модифицирован в соответствии с прикладными задачами.

К настоящему времени аутогенная тренировка полностью прошла практическую апробацию и широко используется в медицине/психотерапии, спорте, военном деле, педагогике и других областях человеческой практики.

Как отмечают многие, обстановка и особый психологический настрой, свойственный занятиям аутогенной тренировкой, внушенное состояние покоя и мышечного расслабления способствуют уменьшению эмоционального напряжения, свойственного людям с повышенной тревожностью и склонным к переживанию стрессов. Эта важная особенность самовнушения может быть использована для того, чтобы устранить тревогу, беспокойство, страх, чрезмерную эмоциональную напряженность. Вероятно, варианты АТ можно условно разделить таким образом:

– самовнушение на фоне гипнотического состояния с последующей реализацией его как постгипнотического задания;

– самовнушение на фоне физических или дыхательных упражнений;

– «чистое» самовнушение, когда в процессе самовнушения человек не пользуется каким-либо дополнительным воздействием.

Эти варианты лучше использовать, выбирая их с учетом сопутствующих условий:

♦ личностных особенностей человека;

♦ наличия или отсутствия у него предварительной психологической подготовки;

♦ групповых или индивидуальных форм занятий;

♦ количества имеющегося в распоряжении психолога времени и т. п.

Источник: https://cyberpedia.su/11x4d6d.html

Страница Психолога
Добавить комментарий