Методы оценки уровня стресса объективные и субъективные методы

Методы исследования стресса | Обучонок

Методы оценки уровня стресса объективные и субъективные методы

Существуют различные методики, способы и технические устройства для регистрации и оценки эмоционального стресса, так называемые методы исследования стресса.

1. Тест Спилберга-Ханина

Шкала тревожности Спилберга была создана Ч.Д. Спилбергом и адаптирована Ю.Л. Ханиным для самостоятельного выявления уровня тревожности и его оценки. Результаты данного тестирования интерпретируются по трём уровням тревожности: низкий, умеренный, высокий.

Любая деятельность связанна с возникновением тревожности, но её степень зависит уже от самой личности. Умение оценивать собственный уровень тревожности является неотъемлемым компонентом самоконтроля. Свой уровень тревожности кране важно и нужно понимать, так как это может как поспособствовать, так и усугубить результаты тех, или иных действий.

2. Шкала Гамильтона

Шкала Гамильтона – это одна из самых распространённых и общепринятых методик диагностики депрессии и оценки её динамики, также используется для точной оценки уровня синдрома тревожности человека.

Шкала интерпретирует результаты по пяти категориям: норма, лёгкое депрессивное расстройство, депрессивное расстройство средней степени тяжести, депрессивное расстройство тяжёлой степени, депрессивное расстройство крайне тяжёлой степени тяжести.

Данная методика получила самое широкое распространение в клинической оценке прогресса или ухудшения состояния пациента, также для оценки эффективности препаратов – антидепрессантов, в период клинических испытаний.

3. Шкала Цунга

Данная методика используется для самостоятельной доврачебной диагностики стресса. Она была разработана Уильямом Цунгом, доктором психиатром.

Тест «Шкала Цунга» крайне чувствителен и специфичен, что позволяет избежать множество ошибок.

Он позволяет определить степень депрессивного расстройства и уровень депрессии, отражая результаты на четыре диапазона: нормальное состояние, лёгкая депрессия, умеренная депрессия, тяжёлая депрессия.

В России методика получила широкое распространение в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой.

4. Шкала Холмса и Рея

Шкала Холмса и Рея позволяет в совокупности рассматривать «картину» стрессов за год, прожитый пациентом. Она представляет собой шкалу из перечня произошедших травмирующих событий, ранжированных по баллам, определяющих степень стрессогенности. Данный метод интерпретирует результаты на три уровня стресса: низкий, средний и высокий.

Данный метод используется для выявления и оценки уровня стрессоустойчивости пациентов и позволяет определить вероятность возникновения психических заболеваний (было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.) [4] [8]

5. Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера / цветовая психодиагностика:

  • применим к исследованию людей любого возраста;
  • основан на методе цветовых выборок.

Данный метод был выбран нами для изучения промежуточных тестирований как стрессового фактора для учащихся во время урока по предмету Химия.

Краткий вариант ЦТЛ (цветового теста Люшера) представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов:

Основные цвета:

  • синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
  • сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
  • оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
  • светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость

Дополнительные цвета:

  • Фиолетовый;
  • Коричневый;
  • Черный;
  • Нулевой – олицетворяют негативные тенденции: страх, переживание и т.п.

Испытуемый выкладывает/выбирает цветовые карточки начиная с самого предпочтительного в этот момент до менее.

В результате выкладки цветовых карточек получаем восемь позиций:

  • 1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);
  • 2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;
  • 3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;
  • 5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;
  • 7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.[6]

Материалы и методы исследования

Исследования проведены в 9 «А» классе в условиях промежуточной аттестации на уроке химии. В ходе эксперимента нами собраны данные о состоянии психики учащихся до и после проведения промежуточной аттестации по химии. С этой целью нами проведены тесты Люшера и устный опрос.

Исследовательская работа содержала следующие этапы:

  • I этап. В начале урока, непосредственно перед тестом, нами проведен устный опрос и тест Люшера.
  • II этап. Тест по химии.
  • III этап. Проведен тест Люшера и устный опрос.

Изучение наличия стресса до проведения теста по химии

До проведения теста по химии были проведены устный опрос и цветовой тест Люшера.

Во время устного опроса было выявлено наличие стресса у части учащихся. Каждому ученику был задан следующий вопрос: «Является ли для Вас промежуточный контроль стрессовым фактором?». Было получены 40% положительных ответов и 60% отрицательных. Исходя из устного опроса можно заметить, что для большей части учащихся тестирование не является стресс фактором.

Для анализа следующих таблиц обратим внимание на 3, 4, 7 и 8 позиции. Первые две отражающих ощущения испытуемых, последние выявят стремление подавить то или иное чувство (Приложение1).

Можно заметить, что на 3 и 4 позициях, отражающих ощущения испытуемых, довольно часто встречаются такие цвета, как фиолетовы, коричневый, чёрный и белый, что свидетельствует о наличии негативных тенденций.

Изучение наличия стресса после проведения теста после химии

После проведения теста по химии также был проведён устный опрос и цветовой тест Люшера. Как выкладка цветовых карточек, так и устный опрос выявили уменьшение количества учащихся, подверженных стрессу после проведения промежуточного контроля по предмету Химия (Приложение 2).

Можно заметить, что на 3 и 4, 7 и 8 позициях, намного реже встречаются такие цвета, как фиолетовы, коричневый, чёрный и белый, что свидетельствует о наличии негативных тенденциях, в том числе и стресс, и всё чаще основные цвета: синий, оранжевый, зелёный и жёлтый, что говорит о преобладание положительных тенденций, таких как спокойствие и уверенность.

Сравнительная характеристика результатов тестирования и опроса

Как видно из таблицы, до проведения теста по химии: четыре ученика испытывали сильный стресс, восемь учеников испытывали некое волнение, пять учеников были абсолютно спокойны.

После проведения теста один ученик был подвержен стрессу, девять учеников было подвержено лёгкому стрессу/волнению, семь учеников были спокойны.

Обсуждение результатов исследований

Исследование показало, что в 9 «А» классев условиях промежуточного тестирования на уроке химии 24% учеников испытывает стресс ДО и 76% – после тестирования. Из семнадцати опрошенных перед тестом только 40% испытывали стресс.

После проведения промежуточного тестирования количество учеников, находящихся в спокойствии увеличилось, а количество подверженных сильному стрессу сократилось в четыре раза.

Тем не менее, после тестирования девять учеников всё ещё испытывали некоторое волнение (лёгкий стресс), это может быть обусловлено полученной оценкой или каким-либо ещё внешним фактором.

Выводы. Промежуточное тестирование на уроке химии сильным стрессовым фактором для учеников 9 «А» класса не является, однако некоторый стресс вызывает ожидание теста перед его написанием.

У основой части учеников наступило привыкание к промежуточному контролю и их психика не воспринимает его как серьезный стрессовый фактор.

Заключение

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Несмотря на то, что промежуточное тестирование оказывает влияние на психику учащихся, сильным стрессовым фактором оно не является.

Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках биологии в 8-9 классах и при проведении внеурочной деятельности со школьным психологом.

Для написания данной инструкции были использованы ресурсы сети Интернет.

Приложение 1

УчащийсяПозиция карточек, цвет
12345678
1Красн.Чёрн.Фиол.Гол.Бел.Жёлт.Зел.Кор.
2Фиол.Зел.Жёлт.Красн.Чёрн.Кор.Гол.Бел.
3Чёрн.Красн.Жёлт.Гол.Зел.Бел.Фиол.Кор.
4Бел.Жёлт.Красн.Чёрн.Гол.Зел.Кор.Фиол.
5Жёлт.Чёрн.Бел.Красн.Гол.Зел.Кор.Фиол.
6Гол.Чёрн.Бел.Красн.Зел.Фиол.Кор.Жёлт.
7Красн.Бел.Жёлт.Чёрн.Зел.Гол.Фиол.Кор.
8Чёрн.Гол.Бел.Красн.Зел.Фиол.Жёлт.Кор.
9Чёрн.Бел.Гол.Красн.Зел.Жёлт.Фиол.Кор.
10Зел.Красн.Гол.Фиол.Бел.Чёрн.Жёлт.Кор.
11Красн.Зел.Чёрн.Фиол.Жёлт.Кор.Бел.Гол.
12Чёрн.Гол.Бел.Красн.Зел.Фиол.Жёлт.Кор.
13Фиол.Зел.Красн.Чёрн.Гол.Кор.Бел.Жёлт.
14Фиол.Красн.Чёрн.Бел.Гол.Жёлт.Зел.Кра.
15Зел.Фиол.Красн.Гол.Кор.Жёлт.Чёрн.Бел.
16Фиол.Жёлт.Зел.Красн.Кор.Чёрн.Бел.Гол.
17Фиол.Гол.Чёрн.Бел.Зел.Жёлт.Кор.Красн.

Таблица 1.

Результаты теста Люшера до проведения теста по химии

УчащийсяПозиция карточек, цвет
12345678
1Кор.Жёлт.Фиол.Зел.Красн.Бел.Чёрн.Гол.
2Жёлт.Красн.Фиол.Гол.Чёрн.Бел.Зел.Кор.
3Фиол.Красн.Жёлт.Зел.Чёрн.Бел.Кор.Гол.
4Чёрн.Бел.Красн.Гол.Фиол.Жёлт.Зел.Кор.
5Чёрн.Гол.Бел.Зел.Кор.Фиол.Красн.Жёлт.
6Жёлт.Чёрн.Бел.Кра.Гол.Кор.Фиол.Зёл.
7Чёрн.Гол.Бел.Красн.Зел.Фиол.Жёлт.Кор.
8Кор.Жёлт.Бел.Зел.Фиол.Красн.Гол.Чёрн.
9Фиол.Красн.Жёлт.Гол.Зел.Чёрн.Бел.Кор.
10Жёлт.Фиол.Зел.Гол.Кра.Кор.Бел.Чёрн.
11Чёрн.Кор.Зел.Жёлт.Фиол.Бел.Гол.Красн.
12Зел.Красн.Гол.Бел.Жёлт.Чёрн.Фиол.Кор.
13Гол.Зел.Красн.Жёлт.Бел.Чёрн.Кор.Фиол.
14Зел.Гол.Жёлт.Кор.Чёрн.Бел.Красн.Фиол.
15Бел.Красн.Гол.Зел.Чёрн.Фиол.Кор.Жёлт.
16Кор.Жёлт.Гол.Бел.Красн.Чёрн.Фиол.Зел.
17Жёлт.Зел.Фиол.Бел.Чёрн.Кор.Красн.Гол.

Таблица 2. Результаты теста Люшера после проведения теста по химии

ИспытуемыйДо проведения тестирования*После проведения тестирования
1++/-
2+/-
3
4+/-
5+/-+/-
6+/-+/-
7+/-+/-
8+/-+/-
9
10+/-
11+
12+/-+/-
13+/-
14++/-
15
16+/-
17++

* (+) – наличие стресса у испытуемого, (-) – отсутствие стресса у испытуемого, (+/-) – неопределённость

Таблица 3. Анализ цветовой выкладки испытуемых

Источник: https://obuchonok.ru/node/4543

Субъективные методы оценки стресса

Методы оценки уровня стресса объективные и субъективные методы

В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает компоненты тревожного состояния при стрессе. В одних тестах учитываются толь­ко субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления.

К сожалению, в наиболее распространенных в настоя­щее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление свя­зей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями страха и тревоги

В психологии традиционно принято выделять два типа тревож­ности:

1. Личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта
личности);

2. Ситуативную(тревожность как реакция индивидуума на угрожа­
ющую ситуацию).

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Одна из методик, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным

Методы оптимизации уровня стрессов

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной лич­ности, а с другой — реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время. В монографии «Индивидуальная устойчи­вость к эмоциональному стрессу» К. В. Судаков, перечисляя важней­шие пути антистрессорных мероприятий, указывает на следующие способы:

· аутогенную тренировку;

· различные методы релаксации;

· системы биологической обратной связи;

· дыхательную гимнастику;

· включение в жизнь человека положительных эмоций;

· музыку;

· физические упражнения;

· психотерапию;

· физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон);

· иглоукалывание и др.

При этом отмечается, что выбор какого-то метода коррекции стрес­са должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений.

Для коррекции стресса необходимо помимо специфи­ческих мер психологического воздействия использовать и общеукреп­ляющие методы.

Например, профилактика нарушений сердечно-со­судистой системы, вызванных экзаменационным стрессом, должна быть комплексной, включающей в себя уменьшение гиподинамии, мероприятия по оптимизации режима дня, чередование напряжения нервной системы с отдыхом, систематическое пребывание на свежем воздухе и правильное питание.

Среди различных способов снятия стресса можно выделить как последние научные разработки психологов, так и традиционные на­родные средства, проверенные временем:

· общение с природой;

· музыка;

· алкоголь;

· сон;

· домашних животных;

· общение с друзьями;

· экстремальные физические нагрузки;

· секс;

· хобби;

· парная баня;

· просмотр хорошего видеофильма;

· чтение книги;

· занятие спортом и т. д.

На рисунке 5 представлены методы нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия.

Рис. 5. Классификация методов нейтрализации стресса

Первая классификация. Если начать с низших уровней организа­ции материи, то наиболее простыми будут физические методы умень­шения стресса — воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д.

Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными ме­тодами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье.

Исследованиями последних лет доказано, что не только интенсивность света, но и его спектраль ный состав также влияют на психическое состояние человека.

Следующая группа биохимических методов снятия стресса вклю­чает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию.

По­следний метод заключается в управлении психическим состоянием человека при помощи запахов.

Для этого используется специальная ароматическая водяная лампа, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с добавлением ароматических масел.

Среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые об­ладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами.

Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойства­ми обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга и нероли, впрочем, при использовании ароматерапии следует учиты­вать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ра­нее обонятельные ассоциации.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непо­средственном воздействии на физиологические процессы в организ­ме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические уп­ражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники.

Психологические методы уменьшения стресса будут более подроб­но разобраны ниже, поэтому в настоящий момент мы не будем оста­навливаться на них подробно.

Вторая классификация.Регулировать уровень стресса можно са­мостоятельно, с помощью другого человека или при помощи техниче­ских средств.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регу­ляции уровня стресса является внешний — с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека.

Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры, массаж и т. д.

На рисунке 6 представлена классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от способа применения антистрессорного воздействия.

Рис. 6. Классификация методов нейтрализации стресса

В некоторых ситуациях вышеназванный способ купирования стрес­са невозможен — при отсутствии специалиста или нежелании челове­ка делиться своими проблемами с посторонними.

В этом случае при­менимы разнообразные методы психологической самопомощи:аутогенная тренировка, медитация, дыхательные техники, специаль­ные физические упражнения и т. д.

Классическим примером метода этой группы является индийская йога, включающая в себя дыхатель­ные упражнения (пранаяму), физические упражнения (асаны) и при­емы медитации (самадхи).

Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств:

· магнитофона, на который записываются формулы аутогенной тре­нировки;

· видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся карти­ны природы;

· обучающих компьютерных программ для релаксации;

· разнообразных устройств биологической обратной связи.

Вывод по главе 1

Сегодняшнее время характеризуется бурным развитием науки. Продолжается интенсивная компьютеризация всех отраслей народного хозяйства, активно осваиваются Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни и горы, все чаще и чаще в различных уголках мира возникают военные конфликты.

И в этом непредсказуемом мире человечество все чаще сталкивается с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, то есть со стрессами, которые и вызывают различные срывы высшей нервной деятельности в виде неврозов и неврозоподобных состояний.

В качестве стрессора могут выступать различные причины: биологические (вирусы и бактерии), окружающая среда (температура воздуха), физические (травмы, язвы, частые головные боли, сердечные отклонения, боль в спине, астма, артрит), психологические (проблемы, внезапные негативные ситуации и многое другое).

О наличии стресса можно судить по следующим симптомам: потеря аппетита, вспыльчивость, депрессия, замедление мыслительного процесса, потеря интереса к окружающему, рассеянность, ухудшение памяти, низкая сенсорная чувствительность, торможение в принятии важных и второстепенных решений и другое.

Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье. Он ее разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую единую теорию медицины. Концепция Ганса Селье оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний.

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Несмотря на свою тысячелетнюю историю, биологические основы реагирования организма человека на экстремальные условия мало изменились.

Сегодня, как и много тысяч лет тому назад, человек отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной реакцией нервной системы, быстро мобилизующей эндокринный аппарат, внутренние системы организма и соответствующие энергетические и пластические ресурсы. Человеческому организму свойственно и воспринимать стрессы и реагировать на них.

К тому же, стрессовые ситуации при верном преодолении позволяют пережить личныстный подъем.

Глава 2. Флоатинг – терапия

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 231;

Источник: https://studopedia.net/9_42622_sub-ektivnie-metodi-otsenki-stressa.html

Субъективные методы оценки уровня стресса

Методы оценки уровня стресса объективные и субъективные методы

Психологические тесты (бланковые и проективные)

В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает компоненты тревожного состояния при стрессе. В одних тестах учитываются толь­ко субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления.

К сожалению, в наиболее распространенных в настоя­щее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет выявление свя­зей между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности и физиологическими проявлениями страха и тревоги.

Например, шкала Гамильтона (Hamilton M.) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги; в ней рядом стоят такие проти­воположные по механизму явления, как «покраснение кожных покровов» и «бледность кожных покровов», «повышенный мышечный тонус» и «ощу­щение удушья» и т. д.

По шкале Цунга (Zung W. W. К.), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт «У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения» (активация симпа­тической системы) стоит рядом с пунктом «У меня бывают приступы сла­бости» (активация парасимпатической системы).

В психологии традиционно принято выделять два типа тревож­ности:

1) личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);

2) ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожа­ющую ситуацию).

Для измерения индивидуальных различий в тревожности J. Taylor был разработан специальный тест по определению уровня личност­ной тревожности («шкала тревоги», MAS).

Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два оп­росника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (лич­ностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность).

Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показа­телями личностной тревожности ситуативная тревожность в анало­гичных условиях проявляется в большей степени.

Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида.

Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возмож­ной неудачи, может рассматриваться как приспособительный меха­низм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом об­щественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Многочисленные на­блюдения показывают, что под воздействием беспокоящих и угро­жающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче.

Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объ­ективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревож­ность экспериментатору.

Как отмечали некоторые исследователи, ино­гда очень низкая тревожность в показателях теста является результа­том активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

Тем не менее на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.

Согласно полученным нами результатам, средний уровень ситуативной тревожности у студентов, определенной по опроснику Спилбергера, в спо­койном состоянии равнялся 40 баллов.

Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 57 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов пе­ред экзаменом (рис. 16).

Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким [11].

Согласно предложению других авторов, вы­деляется четвертая категории лиц, обладающих «сверхвысоким» уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов [5]. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптома­тика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым нев­ротическим реакциям).

Рис» 16. Частотная диаграмма распределений показателей ситуативной тревожности у студентов в норме и в состоянии экзаменаиионного стресса

В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уров­нем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) име­ли средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22,4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0,7% (рис. 17, а).

В то же время в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюда­лись студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уров­нем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8,6% — сверхвысокие уровни ситуатив­ной тревожности (рис. 17, б).

Помимо традиционных измерений тревожности как личностной черты в последнее время наметилась тенденция к выявлению скры­той или явной причины этой тревожности, которая реализуется в ви­де конкретных страхов (объектов тревоги).

Как выяснилось, у каждого человека имеется индивидуальная иерархиче­ская структура страхов личности, которая определяет, на какие воздейст­вия в первую очередь у человека развивается психологический стресс [4].

Для определения этой структуры был создан опросник, выявляющий сис­тему актуальных страхов личности — ОАС. В группе здоровых испытуе­мых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАС, для мужчин равнялся 77,9 ± 4,7 балла, для женщин — 104,0 ±2,5 балла (р< 0,001).

Таким образом, общий уровень актуальных страхов был достоверно более высоким у лиц женского пола.

Корреляционный анализ позволил выявить тесную взаимосвязь уров­ня личностной тревожности, по Спилбергеру, с ИПС (г = 0,49; р < 0,001).

В то же время величина ИПС практически не коррелировала с уровнем ситуативной тревожности, измеренной у здоровых испытуемых в обыч­ных условиях (г > 0,10), однако показывала тесную корреляцию с уров­нем ситуативной тревожности, измеренной во время эмоционального стрес­са (г = 0,47; р < 0,001).

Из этого может быть сделан вывод, что люди, имеющие большое количество актуальных страхов, в привычных, обыденных ситуациях могут не проявлять своих негативных эмоций, однако в стрессовой ситуации демонстрируют резко выраженную тревожность. Таким об­разом, заблаговременное определение величины ИПС позволяет про­гнозировать и выявлять «скрытую» ситуативную тревожность на фоне эмоционального стресса.

В некоторых исследованиях для экспресс-диагностики уровня стресса предлагается использовать цветовой тест Люшера1.

Наши исследования не подтвердили связь между результатами цветовых выборов по тесту Люшера, с одной стороны, и показателя­ми личностной тревожности, определяемой по тестам Спилбергера, Цунга и ИСАС, — с другой.

Во время обычного учебного процесса, а также при эмоциональном стрес­се отсутствовала статистически значимая корреляция между показателя­ми теста Люшера и результатами тестов ситуативной тревожности Спилбергера и САН.

Увеличение показателя «вегетативного коэффициента» при стрессе было минимальным, а средний по группе показатель «суммар­ного отклонения» при стрессе даже уменьшался по сравнению с нормой.

Отсутствие значимой корреляции между так называемым «вегетативным коэффициентом» и результатами, полученными при помощи непосредст­венного измерения пульса и артериального давления, не позволяют ис­пользовать данный показатель в качестве индикатора функционирования вегетативной нервной системы1.

Подводя итог разделу, посвященному бланковым методикам, в той или иной степени определяющим уровень стресса или оценивающим предпосылки его развития, следует сказать о том, что к настоящему времени в психологической практике достаточно часто употребляет­ся некий набор средств, составляющих наиболее распространенный «пакет инструментов» специалиста. Основной состав данного «инст­рументального пакета» представлен в приложении 1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_4297_sub-ektivnie-metodi-otsenki-urovnya-stressa.html

Читать

Методы оценки уровня стресса объективные и субъективные методы
sh: 1: –format=html: not found

Юрий Викторович Щербатых

Психология стресса и методы коррекции

Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций.

Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным.

Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса.

Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье.

Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека.

Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья».[1]

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении.

Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами.

Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему.

С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля).

С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей.

Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология».

Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, – в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов.

Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности.

Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу.

Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения.

Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

Список сокращений

АД – артериальное давление.

АДС – артериальное давление систолическое.

АДД – артериальное давление диастолическое.

АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ – аутогенная тренировка.

ВИК – вегетативный индекс Кердо.

ВНД – высшая нервная деятельность.

ВНС – вегетативная нервная система.

ВСР – вариабельность сердечного ритма.

ИН – индекс напряжения регуляторных систем.

ИПС – интегральный показатель страхов.

НЛП – нейролингвистическое программирование.

НС – нервная система.

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР – сенсомоторная реакция.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЦНС – центральная нервная система.

Глава 1

Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии.

Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века.

В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г.

Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203823&p=11

Страница Психолога
Добавить комментарий