Методика волковой устранение заикания

Методика Г.А. Волковой

Методика волковой устранение заикания

В своем подходе к преодолению заикания у детей Г.А. Волкова отталкивается от ведущей деятельности дошкольника – игры. Именно процессе игры наиболее активно происходит развитие ребенка – его речи, мышления, активности, развития произвольности памяти, внимания, возможности управлять своим поведением, развиваться в социальном плане.

Методика направлена на развитие игровой активности заикающихся детей, исправление недостатков личности, коррекцию поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания посредством разнообразных игр.

Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы. Методика Г.А.

Волковой направлена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность необходимых для социальной реабилитации заикающегося.

Виды игр.

Дидактические игры. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками. В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи логопеда.

Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания – обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы.

Игры с пением. Для заикающихся детей полезны игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой.

В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения.

Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

Кроме этого, игры с пением развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, вовремя вступать в игру, менять движения и пр.), чувство коллективизма, ответственности за общую игру, они:

  • – совершенствуют просодические компоненты речи (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение);
  • – способствуют уже в начале курса использованию творческих элементов в играх.

Подвижные игры. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные. Все подвижные игры с воспитывают у детей организованно поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма.

Игры-драматизации. В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой.

Игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самодеятельность, организаторские, режиссерские качества. Они способствуют коррекции личностных особенностей заикающихся.

Творческие игры. Творческие игры отличаются высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда (взрослого), затем – по замыслу самих детей.

Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словом, в процессе общения с другими участниками игры.

Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.

Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности и, прежде всего, речевой.

Методика игровой деятельности в устранении заикания направлена на формирование у детей определенных черт характера, умений и навыков активного поведения, самостоятельных форм общения. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Н.А. Чевелевой предложила систему коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности. Эта методика основывается на, принципе последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника.

Система преодоления заикания включает 5 периодов:

  • 1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель – привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи;
  • 2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обеспечивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей, односложные, краткие и полные, развернутые ответы);
  • 3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постепенно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постепенно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постепенный переход к контекстной речи;
  • 4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи – предваряющая, когда ребенок рассказывает, что он делает. В этом периоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении;
  • 5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т. д.

Н.А. Чевелева основывается на психологической концепции развития связанной речи ребенка, которая идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной, (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями).Также Н.А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Данная система повторяет предложенную ранее систему логопедических занятий с заикающимися детьми – дошкольниками. Меняется сложность работы. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:

  • 1) сопровождающей речи;
  • 2) завершающей речи;
  • 3) предварительной речи;
  • 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Коротко остановимся на характеристике каждого из них.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/2285790/meditsina/metodika_volkovoy

III. Волкова Г.А. «Преодоление заикания в процессе игровой деятельности»

Методика волковой устранение заикания

Методика предназначена для детей 2-7 лет и состоит из следующих разделов:

1. методика игровой деятельности (система игр)

2. логоритмические занятия

3. воспитательные занятия

4. воздействие на микросоциалную среду детей

методика подобрана с учетом психологического подхода понимания механизмов заикания этот подход предусматривает, что заикание – это сложное расстройство, которое влияет на формирование личности ребенка. Но в то же время не все нарушения в социальном и речевом поведении обусловлены речевым нарушением.

Однако у большинства детей с заикание имеются трудности в общении: у 30% детей общительность неустойчивая, 22% проявляют негативизм в общении.

Кроме того, Волкова выявила несформированность подражательности: у 26% детей неполная подражательность слову или действию взрослого, у 8% – отказ от выполнения по образцу (негативизм).

Методика Волковой направлена не только на коррекцию заикания. Но и на повышение игровой активности детей, развитие подражательности и активности.

Игра – это та форма деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Кроме того, любая игра является деятельностью, поэтому систему игр можно рассматривать как совокупность разных деятельностей. Связанных между собой.

По методике игровой деятельности коррекция заикания проходит параллельно автоматизацией вновь воспитываемого навыка (навыка правильной речи) в моделях различных видов Деятельности, тем самым, навык плавной речи тренируется в различных ситуациях.

Волкова определила ряд ведущих игр для детей разного возраста.

4-5 лет:

  • игры с пением: хороводы, пляски.

Можно воспитывать все виды речи – от сопряженной до самостоятельной; положительно воздействуют на детей 3 и 4 клинических групп, т.к.позволяют им адаптироваться к игровой ситуации, сверстникам, логопеду. Дети 1 и 2 клинических групп быстро усваивают навыки сопряжено-отраженного произношения и становятся водящими.

  • Подвижные игры (средней и малой подвижности)

Волкова не рекомендует игры с мячом, но использовать те предметы, которые легко захватить в руку (флажок, лента на палочке). Во время сопряжено-отраженной речи дети запоминают слова, действия.

В период вопросо-ответной и самостоятельной речи активизируют из. Игры повышают активность детей 3 и 4 групп, но в роли ведущего выступают дети 1 и 2 групп.

Подвижные игры способствуют воспитанию дисциплины (считалки, выбор ведущего).

Способствуют развитию свободного общения у заикающегося. Полезно проводить игры на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Модно использовать специальные логопедические игры или логопедизировать другие. Речевой материал должен подаваться в спокойном темпе, четко и правильно. Образцом должна быть речь логопеда.

Дидактические игры способствуют усвоению речевых стереотипов, приучают детей к точному выражению мыслей. Препятствуют образованию эмболофразий.

Логопед. Подавая дидактические игры. Должен учитывать степень активности детей:

1 и 2 группы – ведущие

3 и 4 группы – приучать к участию

4 группа – сначала можно участвовать пассивно, но постепенно усваивать правила игры и начинать выполнять поручения.

  • Игры-драматизации стихотворения и прозы.

Для драматизации используется стихотворение небольшое по объему или отрывки из произведений, стихотворных или прозаических. Эти игры воспитывают интонационную сторону голоса, выразительность движений, нравственные качества, лидерские качества, повышают уровень организаторских качеств и общительность.

Воздействие таких игр дифференцированное, в зависимости от изначальной степени игровой активности.

3-4 группам полезно давать роли уверенных героев, лидеров, или роли, которые способствуют переходу от робости к активности. Другие дети могут продолжать нести эти качества, пребывая в положительной роли. 1 группа может проявлять режиссерские качества: организуют игру. Другие берут на себя роль ведущего, наблюдая и комментируя происходящее, читая слова автора.

Требования к произведению для драматизации:

ü Тексты должны быть насыщены глагольной лексикой

ü Минимум описаний

ü Динамичный текст

ü Четкая логическая последовательность действий

ü Художественно-выразительный язык

ü Простые по структуре фразы

5-6 лет:

  • Игры-драматизации
  • Игры-инсценировки с пением (способствуют плавности и бессудорожности речи)
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры с правилами

6-7 лет:

  • Дидактические игры
  • Игры с правилами
  • Игры-драматизации
  • Игры с пением

Кроме того, активно используется пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей.

Этапы методики игровой деятельности:

1. обследование детей, в конце которого проводится родительское собрание.

2. этап ограничения речи: режим молчания; шепотная речь.

3. воспитание сопряженной речи

4. воспитание отраженной речи

5. воспитание вопросо-ответной речи

· на основе полных ответов, повторяющих вопрос логопеда (отраженная речь в усложненных условиях)

· в форме диалога (творческие развернутые ответы)

6. воспитание самостоятельной речи

· подготовленной самостоятельной речи (пересказ, драматизация)

· неподготовленной самостоятельной речи (рассказ по памяти, описание)

7. закрепление свободного поведения, активного общения

Эффективность 60% с учетом катамнеза. После коррекции речь бессудорожная, но могут быть рецидивы, особенно в 1 классе.

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 3075 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

12

| 13 | 14 | 15 | 16 |

Источник: https://medlec.org/lek4-77527.html

Страница Психолога
Добавить комментарий