Методика определения уровня депрессии жмурова

Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Методика определения уровня депрессии жмурова

Шкалы: уровень депрессии

Темы: депрессия

Тестируем: психические состояния · Возраст: взрослым
Тип теста: вербальный · Вопросов: 44
: 4 · написать

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

Инструкция к тесту

Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – a, b, c или d.

Тестовый материал

  1.  
    1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
    2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
    3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
    4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.
    1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
    2. У меня иногда бывает такое настроение.
    3. У меня часто бывает такое настроение.
    4. Такое настроение бывает у меня постоянно.
    1. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
    2. У меня иногда бывает такое чувство.
    3. У меня часто бывает такое чувство.
    4. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
    1. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
    2. У меня иногда бывает такое чувство.
    3. У меня часто бывает такое чувство.
    4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
    1. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
    2. У меня иногда бывает такое чувство.
    3. У меня часто бывает такое чувство.
    4. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).
    1. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
    2. У меня иногда бывает такое состояние.
    3. У меня часто бывает такое состояние.
    4. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.
    1. Я спокоен за свое будущее, как обычно.
    2. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
    3. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
    4. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
    1. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
    2. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
    3. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
    4. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
    1. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
    2. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
    3. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
    4. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
    1. Я боязлив(а) не более обычного.
    2. Я боязлив(а) несколько более обычного.
    3. Я боязлив(а) значительно более обычного.
    4. Я боязлив(а) намного более обычного.
    1. Хорошее меня радует, как и прежде.
    2. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
    3. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
    4. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
    1. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
    2. У меня иногда бывает такое чувство.
    3. У меня часто бывает такое чувство.
    4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
    1. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
    2. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
    3. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
    4. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.
    1. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
    2. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
    3. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
    4. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.
    1. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
    2. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
    3. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
    4. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
    1. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
    2. Я виню себя за это несколько больше обычного.
    3. Я виню себя за это значительно больше обычного.
    4. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
    1. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
    2. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
    3. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
    4. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.
    1. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
    2. У меня иногда теперь бывает это чувство.
    3. У меня часто бывает теперь это чувство.
    4. Это чувство у меня теперь не проходит.
    1. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
    2. Я виню себя за них несколько больше обычного.
    3. Я виню себя за них значительно больше обычного.
    4. За проступки других я виню себя намного больше обычного.
    1. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
    2. Иногда у меня бывает такое состояние.
    3. У меня часто бывает теперь такое состояние.
    4. Это состояние у меня теперь не проходит.
    1. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
    2. Теперь иногда бывает.
    3. Оно часто бывает у меня.
    4. Это чувство у меня теперь практически не проходит.
    1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
    2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
    3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
    4. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
    1. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
    2. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
    3. Я часто так думаю.
    4. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
    1. Желание умереть у меня не бывает.
    2. Это желание у меня иногда бывает.
    3. Это желание у меня бывает теперь часто.
    4. Это теперь постоянное мое желание.
    1. Я не плачу.
    2. Я иногда плачу.
    3. Я плачу часто.
    4. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.
    1. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
    2. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
    3. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
    4. Я раздражителен(на) намного больше обычного.
    1. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
    2. Иногда у меня бывает такое состояние.
    3. У меня часто бывает такое состояние.
    4. Это состояние у меня теперь не проходит.
    1. Моя умственная активность никак не изменилась.
    2. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
    3. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).
    4. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).
    1. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
    2. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
    3. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
    4. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).
    1. Я принимаю решения, как и обычно.
    2. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
    3. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
    4. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.
    1. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
    2. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
    3. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
    4. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.
    1. Я могу работать, как и обычно.
    2. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
    3. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
    4. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).
    1. Я сплю не хуже, чем обычно.
    2. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
    3. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
    4. Теперь я почти совсем не сплю.
    1. Я устаю не больше, чем обычно.
    2. Я устаю несколько больше, чем обычно.
    3. Я устаю значительно больше, чем обычно.
    4. У меня уже нет никаких сил что-то делать.
    1. Мой аппетит не хуже обычного.
    2. Мой аппетит несколько хуже обычного.
    3. Мой аппетит значительно хуже обычного.
    4. Аппетита у меня теперь совсем нет.
    1. Мой вес остается неизменным.
    2. Я немного похудел(а) в последнее время.
    3. Я заметно похудел(а) в последнее время.
    4. В последнее время я очень похудел(а).
    1. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
    2. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
    3. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
    4. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.
    1. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
    2. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
    3. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
    4. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.
    1. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.
    2. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
    3. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
    4. Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
    1. Я чувствую боль, как и обычно.
    2. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
    3. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
    4. Я почти не чувствую теперь боли.
    1. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
    2. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
    3. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
    4. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.
    1. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
    2. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
    3. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
    4. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
    1. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
    2. Такое однажды со мной было.
    3. Со мной такое было два или три раза.
    4. Со мной было такое много раз.
    1. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
    2. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
    3. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
    4. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Ключ к тесту

Ответы переводятся в баллы по следующей схеме:

Обработка и интерпретация результатов теста

Определяется сумма баллов в соответствии с ключом.:

  • 1-9 – депрессия отсутствует либо незначительна;
  • 10-24 – депрессия минимальна;
  • 25-44 – легкая депрессия;
  • 45-67 – умеренная депрессия;
  • 68-87 – выраженная депрессия;
  • 88 и более – глубокая депрессия.

Источники

  • Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.135-139.

Источник: https://vsetesti.ru/340/

Методика определения уровня депрессии В.А. Жмуров

Методика определения уровня депрессии жмурова
1.

а) Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно
b) Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно
c) Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно
d) Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно

2.

а) Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения
b) У меня иногда бывает такое настроение
c) У меня часто бывает такое настроение
d) Такое настроение бывает у меня постоянно

3.

а) Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня
b) У меня иногда бывает такое чувство
c) У меня часто бывает такое чувство
d) Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня

4.

а) У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик
b) У меня иногда бывает такое чувство
c) У меня часто бывает такое чувство
d) Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик

5.

а) У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась)
b) У меня иногда бывает такое чувство
c) У меня часто бывает такое чувство
d) Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась)

6.

а) У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело
b) У меня иногда бывает такое состояние
c) У меня часто бывает такое состояние
d) Я постоянно нахожусь в таком состоянии

7.

а) Я спокоен за свое будущее, как обычно
b) Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно
c) Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно
d) Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно

8.

а) В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно
b) В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно
c) В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно
d) В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно

9.

а) Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно
b) Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно
c) Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно
d) Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно

10.

а) Я боязлив(а) не более обычного
b) Я боязлив(а) несколько более обычного
c) Я боязлив(а) значительно более обычного
d) Я боязлив(а) намного более обычного

11.

а) Хорошее меня радует, как и прежде
b) Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего
c) Оно радует меня значительно меньше прежнего
d) Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего

12.

а) У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна
b) У меня иногда бывает такое чувство
c) У меня часто бывает такое чувство
d) Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна

13.

а) Я обидчив(а) не больше, чем обычно
b) Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно
c) Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно
d) Я обидчив(а) намного больше, чем обычно

14.

а) Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше
b) Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше
c) Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше
d) Я не получаю теперь удовольствие от приятного

15.

а) Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины
b) Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а)
c) Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а)
d) Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а)

16.

а) Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного
b) Я виню себя за это несколько больше обычного
c) Я виню себя за это значительно больше обычного
d) Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного

17.

а) Обычно у меня не бывает ненависти к себе
b) Иногда бывает, что я ненавижу себя
c) Часто бывает так, что я себя ненавижу
d) Я постоянно чувствую, что ненавижу себя

18.

а) У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах
b) У меня иногда теперь бывает это чувство
c) У меня часто бывает теперь это чувство
d) Это чувство у меня теперь не проходит

19.

а) Я виню себя за проступки других не больше обычного
b) Я виню себя за них несколько больше обычного
c) Я виню себя за них значительно больше обычного
d) За проступки других я виню себя намного больше обычного

20.

а) Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает
b) Иногда у меня бывает такое состояние
c) У меня часто бывает теперь такое состояние
d) Это состояние у меня теперь не проходит

21.

а) Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает
b) Теперь иногда бывает
c) Оно часто бывает у меня
d) Это чувство у меня теперь практически не проходит

22.

а) Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде
b) Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде
c) Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде
d) Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде

23.

а) Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других
b) Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других
c) Я часто так думаю
d) Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других

24.

а) Желание умереть у меня не бывает
b) Это желание у меня иногда бывает
c) Это желание у меня бывает теперь часто
d) Это теперь постоянное мое желание

25.

а) Я не плачу
b) Я иногда плачу
c) Я плачу часто
d) Я хочу плакать, но слез у меня уже нет

26.

а) Я не чувствую, что я раздражителен(на)
b) Я раздражителен(на) несколько больше обычного
c) Я раздражителен(на) значительно больше обычного
d) Я раздражителен(на) намного больше обычного

27.

а) У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций
b) Иногда у меня бывает такое состояние
c) У меня часто бывает такое состояние
d) Это состояние у меня теперь не проходит

28.

а) Моя умственная активность никак не изменилась
b) Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях
c) Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей)
d) Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая)

29.

а) Я не потерял(а) интерес к другим людям
b) Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился
c) Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился
d) У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть)

30.

а) Я принимаю решения, как и обычно
b) Мне труднее принимать решения, чем обычно
c) Мне намного труднее принимать решения, чем обычно
d) Я уже не могу сам(а) принять никаких решений

31.

а) Я не менее привлекателен(на), чем обычно
b) Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно
c) Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно
d) Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно

32.

а) Я могу работать, как и обычно
b) Мне несколько труднее работать, чем обычно
c) Мне значительно труднее работать, чем обычно
d) Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук)

33.

а) Я сплю не хуже, чем обычно
b) Я сплю несколько хуже, чем обычно
c) Я сплю значительно хуже, чем обычно
d) Теперь я почти совсем не сплю

34.

а) Я устаю не больше, чем обычно
b) Я устаю несколько больше, чем обычно
c) Я устаю значительно больше, чем обычно
d) У меня уже нет никаких сил что-то делать

35.

а) Мой аппетит не хуже обычного
b) Мой аппетит несколько хуже обычного
c) Мой аппетит значительно хуже обычного
d) Аппетита у меня теперь совсем нет

36.

а) Мой вес остается неизменным
b) Я немного похудел(а) в последнее время
c) Я заметно похудел(а) в последнее время
d) В последнее время я очень похудел(а)

37.

а) Я дорожу своим здоровьем, как и обычно
b) Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно
c) Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно
d) Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем

38.

а) Я интересуюсь сексом, как и прежде
b) Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде
c) Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде
d) Я полностью потерял(а) интерес к сексу

39.

а) Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось
b) Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось
c) Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось
d) Мое “Я” так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а)

40.

а) Я чувствую боль, как и обычно
b) Я чувствую боль сильнее, чем обычно
c) Я чувствую боль слабее, чем обычно
d) Я почти не чувствую теперь боли

41.

а) Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно
b) Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного
c) Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного
d) Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного

42.

а) Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи
b) Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи
c) Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи
d) Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи

43.

а) У меня не бывает спадов настроения весной (осенью)
b) Такое однажды со мной было
c) Со мной такое было два или три раза
d) Со мной было такое много раз

44.

а) Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго
b) Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца
c) Подавленное настроение у меня может длиться месяцами
d) Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше

Источник: https://www.eztests.xyz/tests/personality_zhmurov/

Методика определения уровня депрессии (в.а.жмуров)

Методика определения уровня депрессии жмурова

Измеряемые параметры

Семейная сплочённость
Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых». В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: -разобщенный; -разделенный; -связанный; -сцепленный. Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблемные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
Семейная адаптация
Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются следующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье». В циркулярной модели диагностируют четыре уровня семейной адаптации: -ригидный; -структурированный; -гибкий; -хаотичный. Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функционирования системы. Для семейной адаптации такими уровнями являются — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблемные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.
Эмоциональная связь
Семейные границы
Принятие решений
Время
Друзья
Интересы и отдых
Лидерство
Контроль
Дисциплина
Роли
Правила
Семейная сплочённость (идеал)
Семейная адаптация (идеал)
Эмоциональная связь (идеал)
Семейные границы (идеал)
Принятие решений (идеал)
Время (идеал)
Друзья (идеал)
Интересы и отдых (идеал)
Лидерство (идеал)
Контроль (идеал)
Дисциплина (идеал)
Роли (идеал)
Правила (идеал)

Описание методики Методика представляет собой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника являются . Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).

В России методика была использована Н.Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М.Ю. Городновой и С.Б. Ваисова 90 семей подростков с героиновой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002). В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д. X.

Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.

FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.

Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из которых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансированными, 4 — экстремальными, или несбалансированными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням.

Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстремальным, а другой — к сбалансированным уровням Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они хотели ее видеть.

Расхождение между восприятием и идеалом определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в исследовании.

Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой. Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участниками опроса.

Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения.

Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет.
В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникации.

Опросник “Семейные роли”

автор модификации Черников А.В.(Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая форма “Класс”, 2001. С. 113 – 114, 196 – 197.)

Назначение методики:выявление ролевой структуры семьи.

Опросник является модификацией психотерапевтической техники “Ролевая карточная игра” (авторы техники Джина Огден и Энн Зевин, 1970) и помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

Инструкция:“Впишите имена членов Вашей семьи и отметьте количеством звездочек, насколько перечисленные роли характерны для каждого из них: *** – его (ее) постоянная роль; ** – довольно часто он (она) это делает; * – иногда это относится к нему (к ней).

Некоторые из упомянутых ролей не свойственны Вашей семье или никогда не исполняются тем или иным ее членом; в этом случае оставьте графу пустой. Возможно, в Вашей семье есть свои уникальные роли, отсутствующие в общем списке, – допишите их.

Затем среди всего списка выделите три роли, которые Вы считаете наиболее важными для жизни семьи”.

Роли-обязанности: Организатор домашнего хозяйства
Закупщик продуктов
Зарабатывающий деньги
Казначей
Роли взаимодействия: Буфер, посредник в конфликте
Любитель поболеть

Члены семьи, которые чаще других играют важные роли, как правило, обладают большей властью в семье. Методику можно проводить индивидуально или со всей семьей в целом. Она очень наглядна, информативна и в групповом варианте может служить основой для обсуждения семейной ситуации и разницы в восприятии членов семьи.

Опросник “Анализ семейной тревоги” (ACT)

Психодиагностика психолога в школе – Диагностика семейных взаимоотношений
(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис) Цель методики:отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье. Теоретические основы методики Под “семейной тревогой” понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи — здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — на производственную деятельность, на родственные, соседские отношения и т.п. В основе “семейной тревоги”, как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе. Важными составляющими “семейной тревоги” являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности. Инструкция: “Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в “Бланке опросника ACT”. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет “правильных” и “неправильных” утверждений. Отвечайте так, как чувствуете. Этим Вы поможете врачу”.

текст опросника

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.

2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многого не успеваю сделать.

Методика определения уровня депрессии (в.а.жмуров)

Шкалы:уровень депрессии

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

ТЕСТ

1. 1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно. 2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно. 3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно. 4.

Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно. 2. 1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения. 2. У меня иногда бывает такое настроение. 3. У меня часто бывает такое настроение.

4.

Такое настроение бывает у меня постоянно.

44 пункта

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s1020t8.html

Gurutestov.ru

Методика определения уровня депрессии жмурова

Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент.

Инструкция к тесту

Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – a, b, c или d.

Тест

1.      1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.    2. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.    3. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.    4. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно. 2.    1. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.    2. У меня иногда бывает такое настроение.

   3. У меня часто бывает такое настроение.    4. Такое настроение бывает у меня постоянно. 3.    1. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.    2. У меня иногда бывает такое чувство.    3. У меня часто бывает такое чувство.    4. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. 4.    1.

У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.    2. У меня иногда бывает такое чувство.    3. У меня часто бывает такое чувство.    4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик. 5.    1. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).    2. У меня иногда бывает такое чувство.    3. У меня часто бывает такое чувство.    4.

Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась). 6.    1. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.    2. У меня иногда бывает такое состояние.    3. У меня часто бывает такое состояние.    4. Я постоянно нахожусь в таком состоянии. 7.    1. Я спокоен за свое будущее, как обычно.    2. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.    3.

Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.    4. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно. 8.    1. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.    2. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.    3. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.    4. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно. 9.    1.

Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.    2. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.    3. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.    4. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно. 10.    1. Я боязлив(а) не более обычного.    2. Я боязлив(а) несколько более обычного.    3. Я боязлив(а) значительно более обычного.    4.

Я боязлив(а) намного более обычного. 11.    1. Хорошее меня радует, как и прежде.    2. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.    3. Оно радует меня значительно меньше прежнего.    4. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего. 12.    1. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.    2. У меня иногда бывает такое чувство.    3.

У меня часто бывает такое чувство.    4. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна. 13.    1. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.    2. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.    3. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.    4. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно. 14.    1. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.    2.

Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.    3. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.    4. Я не получаю теперь удовольствие от приятного. 15.    1. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.    2. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).    3. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).    4.

Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а). 16.    1. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.    2. Я виню себя за это несколько больше обычного.    3. Я виню себя за это значительно больше обычного.    4. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного. 17.    1. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.    2.

Иногда бывает, что я ненавижу себя.    3. Часто бывает так, что я себя ненавижу.    4. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя. 18.    1. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.    2. У меня иногда теперь бывает это чувство.    3. У меня часто бывает теперь это чувство.    4. Это чувство у меня теперь не проходит. 19.    1. Я виню себя за проступки других не больше обычного.

   2. Я виню себя за них несколько больше обычного.    3. Я виню себя за них значительно больше обычного.    4. За проступки других я виню себя намного больше обычного. 20.    1. Состояние, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.    2. Иногда у меня бывает такое состояние.    3. У меня часто бывает теперь такое состояние.    4. Это состояние у меня теперь не проходит. 21.

   1. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.    2. Теперь иногда бывает.    3. Оно часто бывает у меня.    4. Это чувство у меня теперь практически не проходит. 22.    1. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.    2. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.    3. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.    4.

Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде. 23.    1. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.    2. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.    3. Я часто так думаю.    4. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других. 24.    1. Желание умереть у меня не бывает.    2. Это желание у меня иногда бывает.    3.

Это желание у меня бывает теперь часто.    4. Это теперь постоянное мое желание. 25.    1. Я не плачу.    2. Я иногда плачу.    3. Я плачу часто.    4. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет. 26.    1. Я не чувствую, что я раздражителен(на).    2. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.    3. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.    4.

Я раздражителен(на) намного больше обычного. 27.    1. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.    2. Иногда у меня бывает такое состояние.    3. У меня часто бывает такое состояние.    4. Это состояние у меня теперь не проходит. 28.    1. Моя умственная активность никак не изменилась.    2. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.    3.

Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).    4. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая). 29.    1. Я не потерял(а) интерес к другим людям.    2. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.    3. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.    4. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть). 30.    1.

Я принимаю решения, как и обычно.    2. Мне труднее принимать решения, чем обычно.    3. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.    4. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений. 31.    1. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.    2. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.    3. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.    4.

Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно. 32.    1. Я могу работать, как и обычно.    2. Мне несколько труднее работать, чем обычно.    3. Мне значительно труднее работать, чем обычно.    4. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук). 33.    1. Я сплю не хуже, чем обычно.    2. Я сплю несколько хуже, чем обычно.    3. Я сплю значительно хуже, чем обычно.    4.

Теперь я почти совсем не сплю. 34.    1. Я устаю не больше, чем обычно.    2. Я устаю несколько больше, чем обычно.    3. Я устаю значительно больше, чем обычно.    4. У меня уже нет никаких сил что-то делать. 35.    1. Мой аппетит не хуже обычного.    2. Мой аппетит несколько хуже обычного.    3. Мой аппетит значительно хуже обычного.    4. Аппетита у меня теперь совсем нет. 36.    1.

Мой вес остается неизменным.    2. Я немного похудел(а) в последнее время.    3. Я заметно похудел(а) в последнее время.    4. В последнее время я очень похудел(а). 37.    1. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.    2. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.    3. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.    4. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем. 38.    1.

Я интересуюсь сексом, как и прежде.    2. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.    3. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.    4. Я полностью потерял(а) интерес к сексу. 39.    1. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось.    2. Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.    3. Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.    4.

Мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а). 40.    1. Я чувствую боль, как и обычно.    2. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.    3. Я чувствую боль слабее, чем обычно.    4. Я почти не чувствую теперь боли. 41.    1. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.    2.

Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.    3. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.    4. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного. 42.    1. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.    2. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.    3. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.    4.

Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи. 43.    1. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).    2. Такое однажды со мной было.    3. Со мной такое было два или три раза.    4. Со мной было такое много раз. 44.    1. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.    2. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.    3. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.    4. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

Описание методики. Методика определения уровня депрессии

Методика определения уровня депрессии жмурова

Методика определения уровня депрессии

Назначение методики, автором которой является В. А. Жмуров, состоит в диагностике депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или ме­ланхолической депрессии) и определении тяжести депрессивного состояния изданный момент (Дерманова И. Б., 2002).

Методика состоит из 44 утверждений, характеризующих проявление де­прессивного состояния. Испытуемому предлагается ответить на перечень во­просов, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждую группу утверждений и вы­берите подходящий вариант ответа – 0, 1, 2 или 3».

Обработка и интерпретация результатов

Номер выбранного ответа соответствует количеству баллов. Баллы сумми­руются. Полученный результат сопоставляется с нормативными данными:

· 1—9 баллов — депрессия отсутствует либо незначительна;

· 10—24 балла — депрессия минимальна;

· 25—44 баллов — легкая депрессия;

· 45—67 баллов — умеренная депрессия;

· 68—87 баллов — выраженная депрессия;

· 88 и более баллов — глубокая депрессия.

Заключение

Предложенный в данном пособии список методик и тесов не демонстрирует все существующие стандартизированные подходы к диагностике различных аспектов семейных отношений. Желающим ознакомится с другими структурированными методиками и тестами, рекомендуем сайт в Интернете http://azps.ru и литературу, приведенную ниже.

Мы рекомендуем, организуя диагностический процесс, исходить из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний.

Новое тестирование может быть предпринять только на основе анализа предыдущей диагностической информации.

Из всей массы методик, приведенных в данном пособии, следует начинать с первичной диагностики – жалоб клиента (оценочного интервью), а далее, изучив обоснованность жалоб исследовать причины указанных дисфункций.

Диагностика семейных отношений должна базироваться на потребностях членов семьи в психологической поддержке. Она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного функционирования и следовать определной схеме.

Организация семейной диагностики основывается на теоретических знаниях и практических умениях, приобретенных в рамках дисциплины “Основы психологии семьи и семейного консультирования”.

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.

3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // вопросы психологии. 2002. №5. С. 144-153.

4. Белорусов С.А. Методика “Мое письмо о супруге” и ее психотерапевтическое использование // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. С.32-35.

5. Бене Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье” // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2. С. 14-41.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. О задачах научного психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности. М., 1981.

7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

8. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

9. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М., Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. №5.

10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002.

11. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. №4.

12. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995 Серия “Психологическая помощь и консультирование”. Вып.1.

13. Малкина-Пых И.Г. Семеная терапия: справочник практического психолога. М., 2005.

14. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2 .

15. Навайтис Г.А. Семья в психологической консультации. М., 1999.

16. Обозов Н.Н., Обозова А.Н., Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т.3. №2.

17. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986. Т. 7. №2.

20. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 2002.

22. Романова Е.А., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

23. Семейная диагностика / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2004.

24. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990.

25. Хоментаускас Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. №1.

26. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации / сост. Е.Ф.Бажин, Л.М. Эткинд. Л., 1985.

27. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2005.

Источник: https://studopedia.su/14_110835_opisanie-metodiki.html

Страница Психолога
Добавить комментарий