Метод глобального чтения для детей с умственной отсталостью

Глобальное чтение. Начальный этап

Метод глобального чтения для детей с умственной отсталостью

30.04.2018

Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП. Сегодня мы поговорим о методике «Глобального чтения».

Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением.

Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память. Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям: — глобальное чтение (целыми словами); — послоговое чтение;  — аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. «Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл.

Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения.

Используя приемы побуквенного чтения, мы помогаем ребенку освоить звукоподражания, поиграть в «конструктор из букв», научиться различать АУ и УА, например, КОТа и КИТа, МЫШКу и МИШКу.

Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

Необходимо сказать, что использовать методику « Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей1, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.

В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.

Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития. 

В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику «Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Б. Д.

Корсунская предложила использовать методику «Глобального чтения» в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969 г.)2.

В программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой3 выделен блок «Альтернативное чтение», который включает в себя раздел обучения «Глобальному чтению» детей данной категории. В книге Л. Г.

Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки»4 подробно описана методика работы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Глобальному чтению».

Для занятий на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ:

 1.

Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку.

Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2. Чтение слов

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки».

Берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. В одном занятии показываем до 5-ти карточек-слов. В особо продвинутых случаях можно предъявлять малышу до 10-ти карточек подряд. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3.

Понимание письменных инструкций

Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: «Покажи носик!» – «Покажи ушки!» – «Покажи животик!» и прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).

4.

Чтение предложений

Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.
Кошка спит.
Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Таким образом, работа по «Глобальному чтению» нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания.

Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА: 1. Самое главное! Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать. Этого никто не любит, а дети – тем более. Надо подходить к делу с уверенностью, что он все запомнил. Знания эти накопительного характера. Он обязательно сам выдаст свои познания – надо только подождать.

А потом и надоест вам своими “Мам, давай уроки, давай уроки!” 2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело. 3. Хвалить, хвалить, хвалить! После занятия обнимите его, поцелуйте, порадуйтесь, какой он умница… Советую все же не покупать карточки, а сделать самим.

Они будут наполнены родной (маминой, папиной) энергетикой. Это, конечно, трудно, долго… А еще труднее все это выдержать и не бросить.

Но зато, поверьте, эффект будет потрясающий и польза, которую трудно переоценить – это и беглость чтения, и выразительность речи, и грамотность, и зрительная, и аудио-память (ведь зрительное и слуховое восприятие тренируются).

А самое главное – ребенок ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ, потому что ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, не утомляет и до всего ДОДУМАЛСЯ САМ! Многим родителям очень хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы будете уверены, что он ЗНАЕТ.

Так называемая СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст – тут уж вы его нахвалите. И ТЕПЕРЬ – САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! Это не должно становиться самоцелью – чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! Дело обстоит гораздо более серьезно.

Мы таким образом развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга, опираясь на стимуляцию правого (ведущего в этом возрасте!) полушария. Известнейший нейрофизиолог Зденек говорил: «Обучая левое полушарие, – мы обучаем левое полушарие, обучая правое полушарие, – мы обучаем весь мозг!» Нам – взрослым кажется, что это так трудно – зрительно запомнить длинное слово! Не надо пытаться примерить этот способ запоминания на себя и не бойтесь длинных слов.

Показывать карточки надо быстро и не обязательно ребенка заставлять смотреть – ваши действия все равно привлекут его внимание. Повторять слово ребенок может, если сам захочет, требовать этого от него не нужно.

3 Рабочая программа обучения  

4 https://refdb.ru/look/2389283.html

Источник: https://www.mmom.ru/mmom/news/resursnyy-tsentr-razvivayushchego-tsentra-dlya-detey-s-dtsp-elizavetinskiy-sad-ano-mmdts/globalnoe-chtenie-nachalnyy-etap.html

Как научить читать ребенка с умственной отсталостью: техника, вслух

Метод глобального чтения для детей с умственной отсталостью

Владимир Кузьмич 23 сентября, 2019

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Учить детей – дело очень непростое. Даже обычные, хорошо соображающие девочки и мальчики могут испытывать сложности. Например, когда их обучают чтению.

Что уж говорить о детках особенных! Можно ли научить читать особенного ребенка, в домашних условиях? С чего начать? Как научить читать ребенка с умственной отсталостью? На эти непростые вопросы вы получите ответы из этого материала.

Характерные черты деток с умственной отсталостью

Сложности умственного развития – эта детская особенность все еще недостаточно изучена. Определяется она, как развитие психики на фоне повреждения центральной нервной системы. Чадо с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля.

Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

Научить читать девочку, мальчика с легкой умственной отсталостью непросто, но возможно. Главное условие этого – активное участие и постоянные усилия родного, взрослого человека. А еще – верно выбранная методика.

О методиках – традиционных и новаторских

С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Детально о технике Домана

Удивительно, но эту методику создали не педагоги, а врачи Института Развития Человеческого Потенциала (США, штат Филадельфия), под руководством Глена Домана. Специально для деток, имеющих проблемы с умственной деятельностью.

Секрет в том, что в процессе обучения с помощью карточек, со словами и картинками, отлично активизируется мозговая деятельность. И на этом фоне формируется целая система знаний, и главное — умение читать.

Сегодня этот способ глобального чтения успешно применяют для всех – и для деток «особых», и для детей с дислексией, и для самых обычных. Вот главные плюсы метода:

  • он отлично убирает трудности в чтении;
  • детям с умственными нарушениями намного проще запомнить слово полностью, и отождествлять его с изображением на карточке;
  • идет одновременное восприятие слов зрительно и на слух;
  • форма занятий – игровая;
  • научить бегло и быстро читать так можно любого – и дошкольника, и первоклассника, и даже малыша;
  • также можно заниматься и в 6, и в 7 лет, ограничений нет;
  • карточки Домана сегодня доступны для всех;
  • упражнения здесь простые, а занятия короткие.

И самое главное — положительные результаты многократно доказаны, именно в работе с детьми с умственной отсталостью, и глобальными трудностями с обучением.

Основные правила занятий следующие:

  • ученик должен сидеть, и смотреть на того, кто его обучает, отвлекаться нельзя;
  • нельзя прерывать урок;
  • порядок ведения урока и правила надо строго соблюдать.

Этап первый

Возьмите 5 карточек, с простыми, короткими словами. Показывайте их по очереди, достаточно быстро меняя. Отчетливо произносите каждый раз: «Это значит ПАПА», «Это значит КОТ» и так далее. Повторите эти упражнения по кругу, 3 раза. Но делайте перерывы на 30 минут, между тремя показами. Длиться весь показ должен не дольше трех минут. Это – первый этап и первый день.

Этап второй

Повторите действия первого дня 3 раза. Затем возьмите 5 новых карточек, с такими же простыми и короткими словами. Всего во второй день у вас должно быть 6 занятий – 6 повторов карточек. Разделите их – 3 занятия с утра (каждое с перерывом в 30 минут), и 3 занятия после обеда.

Этап третий

День третий. Добавьте к двум наборам новый, из 5 карточек. И примените в показе 3 набора, в каждом по 5 карточек. Каждый показывайте 3 раза. Всего теперь «уроков» будет 9. Но каждое из них по времени не должно превышать 3 минут. Уроки можете растянуть на весь день, и делать долгие перерывы.

Слова из 15 первых карточек должны быть малышу знакомы, понятны. Плюс они должны быть предельно короткими и простыми. Результат первых трех дней – это то, что ребенок научился узнавать, то есть фактически читать все эти 15 слов.

Этап четвертый

Выберите следующие 25 карточек, разделите их на 5 наборов. Пусть это будут части тела, знакомые вашему чаду. Здесь действуйте по-другому: убирайте из выученного набора по 1 карточке, и добавляйте вместо нее новую. Делайте так с каждым набором. Время для освоения – 5 дней. Длительность, перерывы – все точно так же.

Следующим набором из 25 слов могут стать глаголы. Знакомьте ребенка ежедневно с 5 новыми словами. В среднем он обязан запоминать в день по 5 слов

Пятый этап

Этот раздел представляет собой чтение словосочетаний. Это – промежуточный этап, следующим будет чтение предложений. Придумайте комбинации слов из тех, что чадо уже выучило. Это может быть, например, перечень цветов и предметов: «белый кот», «красное яблоко», и так далее.

Можно дополнить прилагательными «большой», «маленький» и так далее. Эти понятия простые и понятные, даже для крохи с умственной отсталостью. Действуйте примерно так же, но сочетайте теперь карточки, составляя подходящие сочетания из двух слов.

Этап шестой

Теперь вы составляете простейшие предложения из двух слов, применяя те самые словосочетания. Составьте 5 предложений, и 5 дней показывайте их, по 3 раза в день. Когда все запомнится, начинайте убирать по 2 предложения, заменяя их новыми.

Этап седьмой

Наконец вы уже составляете предложения уже из трех слов, и даже больше. И это – огромное достижение, ведь ученик уже способен различать слова, и прочитать целое предложение! Здесь вы должны будете создать дополнительные карточки сами, с простейшими предлогами и наречиями. Теперь уже ребенок начинает сам «читать» слова и предложения вслух.

Наступил черед книг! Вы должны правильно выбрать книжку для обучения. Важно, чтобы в ней было от 50 до ста слов, плюс понятные картинки на каждой странице. Оптимальная высота шрифта — не меньше 1 сантиметра. И главное — в ней должны быть только знакомые ребенку слова и предложения.

Вы даже можете создать эту книжку сами, вместе с дочкой или сыном. Назвать ее, например, «Мой котенок», «Одежда», «Транспорт», «Мои игрушки» и так далее. Однако вы можете выбрать сначала книжку, а затем учить для нее слова, словосочетания и предложения.

по методике Глена Домана

Безусловно, такая методика эффективна. Но это ведь не настоящее чтение, а запоминание конкретных слов, словосочетаний и предложений. А всех их все равно ребенок никогда не запомнит.

Тем не менее, такая техника будет позитивным толчком к развитию вашего сына или дочери. Когда малыш увидит, что у него получается и он на что-то способен — это будет вашей совместной победой.

В результате такие успехи вдохновят вас и вашего ребенка. А это, в свою очередь будет способствовать преодолению умственных отклонений. И вероятно, со временем, ваш ребенок будет способен даже осваивать чтение по слогам.

Техника изучения слогов с особенным ребенком на видео

Учим образ буквы — обучающее видео

И напоследок – интересный факт, для вас. Задумывались ли вы о том, кто научил Пушкина читать? Ведь общеизвестно, что в своем раннем детстве он говорил и читал исключительно по-французски. Оказывается, первым учителем русского языка у будущего гения был Алексей Иванович Богданов, молодой дьякон и по совместительству преподаватель.

Дорогие мои читатели! Теперь вы знаете, как научить читать ребенка с умственной отсталостью, наиболее простым и доступным способом. И главное – в игровой форме!

Если этот материал оказался полезным для вас, обязательно подпишитесь на мой канал. В будущем здесь будет еще много полезных статей о развитии детей. Вы также можете поделиться полезными материалами с друзьями, через социальные сети. До новых встреч!

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-nauchit-chitat-rebenka-s-umstvennoj-otstalostju/

«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Метод глобального чтения для детей с умственной отсталостью

Галина Литвиненко
«Метод глобального чтения (единица чтения — слово)»

Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста

«Метод глобального чтения (единица чтения – слово)»

Авторами метода Глобальное чтение” можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.

Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана).

Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана “Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга.

” в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит “с другого конца”, в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи.

Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать.

По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку – чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с “особенностями развития” является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально)– это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы “Читаем с пелёнок”. Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается.

Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.

У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют.

Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки “левшества”.

Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально) – это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г.

Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу.

При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и говорящими воспитанниками.

Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития “Умница”, Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди “особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще.

Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно слов, а чтобы понять “о чём тут написано?” До глобального чтения доходят все люди.

Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст – и вы в этом убедитесь!

Показательный пример

По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Наиболее доступный, на мой взгляд, для обучения чтению малышей- двухлетний возраст. Это когда ребенок запоминает все слово целиком. Меня очень увлек этот метод обучения.

Имея маленькую дочь, я решила опробовать эту методику. Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова. Самое главное здесь- аккуратность.

Рекомендуется обвести карточку маркером.

Как проходит занятие.

Начинаете показывать в первый день- одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15 слов, останавливаетесь.

Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете, одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности.

Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

В своей старшей группе я занимаюсь с детьми по их желанию и заинтересованностью. Использую стопочку из15 карточек, сажаю ребенка перед собой на некотором расстоянии и бодро и весело показываю карточку и говорю то, что на ней написано – только одно слово без комментариев.

И так все карточки – показала и произнесла (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т. е. не (молоко, а (малако).

После всего этого 15-ти секундного действия я обязательно хвалю ребенка.

Очень многим родителям хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы точно будете уверены, что он знает.

Самое главное!

Это не должно становиться самоцелью – чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений, активизируем работу мозга.

Темы карточек.

1.”семья”(мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

3. игрушечные звери (которые у вас есть- то есть ребенок их знает: зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие “игрушечные” названия); можно напечатать и слова, обозначающие “кто как говорит”- “хрю-хрю”, “га-га-га”, “мяу”.

4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

6. любимая еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т. д.)

7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме: спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить).

Как можно использовать активные карточки.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно,и в первую очередь – в различные сюжетные игры: магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д.

Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь мишку, делаем ему заказ.

Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) – “мороженое”, “пирожное”, конфета”, “сок”, “чай” т. д. Читаем и играем.

Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять к каждой игрушке ее имя. Можно зверей “кормить”- раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему” кто что ест”. Можно разыскать мам для потерявшихся деток (карточки” щенок” – к собаке, ” теленок” – к корове и т. д.

) Можно перевозить” мебель “(карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин- используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. С активными карточками дети любят играть в “Угадайку”.

Раскладывайте карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитайте сами все слова, желательно несколько раз. Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано.

Называет слово, переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом – все в порядке. Если нет- переворачиваем опять той стороной, где слово. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты.

При угадывании, не надо спрашивать у ребенка “Что здесь написано?”, лучше попросить показать слово: “Как ты думаешь, где написано “мишка”, покажи”.

Таким образом, можно придумать множество различных игр.

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-metod-globalnogo-chtenija-edinica-chtenija-slovo.html

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с тяжелой умственной отсталостью

Метод глобального чтения для детей с умственной отсталостью

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с тяжелой умственной отсталостью

По данным Всемирной Организации Здравоохранения в последние годы происходит увеличение числа умственно отсталых детей. Наблюдается тенденция усложнения дефектов развития.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях возможно психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью(А.Р. Маллер, Г.В. Цикото)1.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей (Л.Б.Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.А. Аксенова, М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Е.Н.Соломина, И.М.

Яковлева)  и даже детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью можно развивать и учить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

Особенности Речи. Нарушения речи у детей с тяжелой степенью умственной отсталости носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет.

Это так называемые не говорящие дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 – 25%.(Л.М.Шипицина 2004)2.

Такие дети по своему состоянию неоднородны. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Третьи пользуются неречевыми средствами (показывают пальцем на нужный предмет, игрушку). Эта группа детей является наиболее сложной в речевом отношении.

У некоторых детей отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые ими с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения возникают из-за трудностей организации кинетической и кинестетической программы.

Нарушения организации, удержания артикуляционных позиций и реализации серии двигательных актов делают их речь трудной для понимания, а детей – фактически не говорящими, несмотря на попытки пользования речью.

Наша образовательная организация с 2015г является краевой пилотной площадкой по внедрению ФГОС УО. У нас обучаются два ребенка на домашнем обучении. Дети поступили к нам в возрасте 7 и 11 лет. Согласно заключению ПМПК у детей тяжелая степень умственной отсталости с грубым недоразвитием речи.

Мальчик 7 лет знает свое имя, но не отождествляет себя с собственным именем. Часто говорит о себе в третьем лице. Самостоятельная речь с грубыми нарушениями всех компонентов. По подражанию произносит некоторые слова. Понимание обращённой речи крайне ограниченное (ситуативное).

У мальчика по результатам логопедического обследования установлено: нарушение общей разборчивости речи, “смазанность” звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах), отсутствие ых модуляций, нарушение тонуса язычной, губной и языковой мускулатуры, гиперсаливация. Нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечается выраженное ограничение словарного запаса.

Целью логопедического сопровождения детей с тяжелой умственной отсталостью является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных), повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Уже с начала диагностики и при проведении логопедических занятий возникли сложности в непонимании ребенком обращенной к нему речи, в установлении с ним контакта. Мальчик никак не реагировал на картинки и карточки. Тогда я начала использовать фотографии из семейных альбомов и сделанные специально для этой цели постановочные фотографии.

В чем целесообразность использования этого приема?

Ребенок не понимал обращенной речи до тех пор, пока не стали использовать в работе фотографии, сначала просто портреты родных. Их многократно предъявляли и проговаривали: «мама», «папа», «Андрюша», потом: «Мама стирает», «Бабушка читает газету», «Васька лакает молоко» и только после этого мальчик стал понемногу понимать, а затем и называть близких людей.

Как мы работаем с фотографиями?

Мама по просьбе учителя-логопеда сделала множество фотографий из быта семьи. Каждое занятие начиналось с рассматривания альбома с фотографиями и многократного проговаривания содержания их (причем, все время одними и теми же словами): «Бабушка гладит кошку» и т.д.

Начали с 3-х фотографий, постепенно их число увеличивали. С этого момента ребенок стал внимательно смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему, слушать речь учителя и постепенно понимать обращенные к нему слова.

А через какое- то время мальчик сам начал произносить уже осмысленные слова и фразы, обращенные к учителю или маме.

Используем фотографии для развития понимания речи:

«Где мама, Где Андрюша?» или «Покажи маму, Покажи Андрюшу?»

«Покажи, где мама стирает»

  1. Для упражнения в понимании вопросов косвенных падежей:

«Где сидит мама?», «Куда Андрюша кладет книгу?», «На чем сидит дедушка?», «Кому бабушка положила котлеты?», «Что держит Андрюша?», «Кого мама одевает?», «У кого зайчик?».

  1. В развитии экспрессивной речи:

Называем родных,

Строим фразу:

а) Двухсловная фраза («вот» или «это» + существительное): «Вот мама»

б) Двухсловная фраза (существительное + глагол) «Дети играют»

в) Трехсловная фраза (существительное + глагол + дополнение):«Дедушка гладит кота»

г) Четырехсловная фраза (существительное + глагол + предлог + дополнение):«Андрюша сидит на жирафе»

д) Четырехсловная фраза (существительное + глагол + дополнение + дополнение):«Бабушка наливает Андрюше суп»

е) Пятисловная фраза:«Андрюша убирает игрушки в шкаф»

После того как был налажен контакт с ребенком, он начал произносить слова и частично понимать обращенную речь,с февраля 2016 года я начала применять в работе метод «глобального чтения» используемый Н.Б. Лаврентьевой3.Автором предложен метод моментального восприятия целого слова.

Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей тяжело умственно отсталых детей показывает, что у них наиболее сохранна зрительная механическая память. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом.

Суть его в том, что ребенок узнает написанные слова целиком, как иероглифы, не вычленяя отдельных букв. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку.

Таблички с названиями предметов ребенок учится соотносить с картинками, изображающими эти предметы. При таком подходе слово запоминается ребенком целиком, как единый графический образ.

Достоинства этой методики очевидны – вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребенка, что обеспечивает концентрацию его внимания, моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание, соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность.

Были изготовлены картонные карточки размером в треть тетрадного листа. На них крупными печатными буквами (согласные – черным фломастером, гласные – красным).

На карточках написаны названия находящихся в комнате предметов (шкаф, стол, кровать, ковер, дверь, окно и т.д.). Эти карточки развешаны на соответствующие предметы. Родные ребенка регулярно обращали его внимание на эти таблички и громким веселым голосом читали, что на них написано.

Кроме этого, на карточках написали знакомые слова (начали с 3-х:«Андрюша», «мама», «папа»).На занятии регулярно предъявляю мальчику эти карточки на некоторое время, опять же громким, веселым голосом произнося слово. Родителям,были даны рекомендации, чтобы они обращали внимание на слова (произносили громким веселым голосом) и после занятий в течение дня.

Мониторинг по формированию навыка чтения (пополнению словарного запаса) глобальным методом показал положительную динамику: за период обучения с сентября по май 2015–2016 учебного года ребенок запомнил и читал по карточкам от 3 до 19 слов из изученных тем “семья, имена, одежда, игрушки, посуда” (см. Таблица №1).

Логопедическое обследование состояния речи по итогам работы с обучающимся показало расширение объема не только пассивного, но и активного словаря, освоение начального навыка звукового анализа слога, чистое изолированное произношение звуков (А, О, У, М, С, Х, Ш), безошибочное нахождение и называние букв А, О, У, М, С, Х, Ш.

В 2016–2017 учебном году логопедическая работа по исправлению недостатков речи с использованием метода глобального чтения продолжилась. В период с сентября по декабрь 2016 года осуществляется работа по закреплению навыка составления слов с изученными буквами с помощью разрезной азбуки.

Продолжается работа по изучению новых букв: Ы, Л, Н, К, И, З, Г, П, Р, Т.

В, и глобальному чтению слов по темам: “Квартира” (окно, дверь, лампа, стена, стул, пол, потолок, дом, квартира, комната, кухня,), “Продукты” (сыр, хлеб, колбаса, молоко, масло, мясо, конфета, вода, сок, суп, компот, творог, сметана, соль, сахар, отработки понятия “Молочные продукты”, “Мясные продукты”, “Напитки”).

4Для расширения объема речевых высказываний и формирования дальнейшего навыка чтения слов глобальным методом планирую ввести глаголы (копает, читает, собирает, накрывает, рисует, играет, катается, лепит, пьет, варит, наливает, ест) и предлоги (в, на, у). Это позволит мальчику уже прочитать глобальным методом простую фразу типа«Андрей пьет сок. Бабушка накрывает стол».

В ходе обучения чтению глобальным методом на каждом занятии в игровой форме проводится артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика5.

Результаты проведенного промежуточного мониторинга динамики речевого развития тяжело – умственно отсталогоребенка со сложной структурой психофизического и речевого развития показывают бесспорную эффективность логопедической помощи детям на основе обучения чтению глобальным методом (см. Таблица № 2).

Мониторинг сформированности навыка чтения глобальным методом за первый год обучения (май 2016 год)

Таблица № 1.

Название темы

Итого 

семья

имена

одежда

игрушки

посуда

Кол-во слов

% усвоение

Кол-во слов в теме

7

8

12

15

8

50

100

Ф.И.

Андрей К

4

3

4

6

3

19

33

Мониторинг динамики речевого развития тяжело умственно отсталогоребенка со сложной структурой дефекта при использовании метода глобального чтения слов. Таблица № 2(декабрь 2016год)

Фамилия, имя

Андрей К.

Знает изученные буквы

10

Печатает изученные буквы

7

Составляет из разрезной азбуки и читает слоги

+

Составляет из карточек предложения

С помощью

Читает слова на карточках

+

Печатает по образцу слоги и слова

С помощью

Сливает звуки в слоги

С помощью

Строит фразы по вопросу или картинке

+

Понимает смысл сюжета

частично

Использует изученные слова в самостоятельной речи

+

Оценка динамики речевого развития ребенка родителями

Положительная

1А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью

2Шипицина Л. М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии

3Лаврентьева Н.Б. “Обучение чтению детей с аутизмом: создание “личного букваря”.

4Мальцева О.В. Логопедическая помощь умственно отсталым детям со сложной структурой дефекта в процессе обучения чтению глобальным методом

5Лазаренко О.И. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений

Источник: https://infourok.ru/ispolzovanie-metoda-globalnogo-chteniya-dlya-razvitiya-rechi-detey-s-tyazheloy-umstvennoy-otstalostyu-1561854.html

Страница Психолога
Добавить комментарий